благодаря практике или практики
Поиск ответа
Вопрос № 308483 |
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться. По орфографическому словарю – в Бабьем Яру, по вашей рекомендации – в Бабьем Яре. Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
В Бабьем Яре — рекомендация «Словаря собственных имен русского языка» Ф. Л. Агеенко. На практике употребляются оба варианта, в том числе в художественной литературе и публицистике (но в романе Анатолия Кузнецова используется вариант в Бабьем Яре).
Подскажите, ставится ли запятая в предложении: На практике это означает(,) что он может править еще много лет.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как правильно сказать: оплата аренды за май или оплата аренды на май? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
По логике возможны оба варианта, но на практике употребляют обычно первый.
Ответ справочной службы русского языка
В орфографическом словаре РАН указано, что слово хостес склоняется как существительное мужского рода. Более ранний ответ дан, скорее всего, когда словарной фиксации еще не было.
На практике слово хостес обычно не склоняют.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая? «Анкета для друзей(,) как в детстве»
Ответ справочной службы русского языка
Вне контекста запятая нужна. На практике может быть такой контекст, в котором запятая не требуется.
Ответ справочной службы русского языка
По правилу и в соответствии с предписанием академического орфографического словаря нужно писать: Федеральное собрание. Правило таково: в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в Конституции Российской Федерации название зафиксировано в форме Федеральное Собрание. Так оно воспроизводится и в других официальных текстах (а на практике – в современной письменной речи вообще).
Добрый день, можно ли ставить слово «Оружие» во множественное число?
Ответ справочной службы русского языка
Грамматически образовать форму множественного числа возможно, но на практике она не употребляется.
Ответ справочной службы русского языка
По строгой литературной норме слово альпака не склонется, а ударение падает на последний слог (ферма альпака). На практике в разговорной речи слово склоняют, а ударение ставят на второй слог (ферма альпак). Некоторые словари допускают такое употребление в непринужденной речи.
Здравствуйте! Правильно ли я понимаю, что в сочетании парк-музей оба слова должны склоняться. Подскажите правило.
Ответ справочной службы русского языка
Если части сложного существительного без соединительной главной тесно слились по смыслу, то первая часть не склоняется (например: плащ-палатки). Если такого «слияния» не произошло, то склоняются обе части. Кроме того, некоторые слова могут склоняться по-разному в разговорной и книжной речи. Так, в разговорной речи встречается вариант в вагон-ресторане, тогда как литературная норма: в вагоне-ресторане.
Здравствуйте. В этом предложении уместнее тире или двоеточие? Если тире, то нужна ли запятая перед тире? Для этого не нужно обязательно покидать дом — продвинутые технологии и интернет позволяют связаться с кем угодно на любой дистанции.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу между частями этого сложного бессоюзного предложения следует поставить двоеточие. На практике вместо него часто пишут тире, это не считается ошибкой.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу в этом предложении требуется двоеточие. Но на практике его часто заменяют на тире.
Здравствуйте! Подскажите, обособляется ли «на самом деле» в предложении: «Ребенку(,) на самом деле(,) все равно, будешь ли ты кормить его сама или дашь смесь».
Ответ справочной службы русского языка
На практике в подобных случаях запятые чаще всего не ставятся, хотя слова на самом деле могут обособляться как вводные.
Добрый день! Уже отправлял вам вопрос, но, видимо, он затерялся. На кнопках компании Apple, предназначенных для скачивания приложений, пишется «Загрузить в App Store» Подскажите, пожалуйста, насколько корректно в данном случае использование предлога «в» (а не «из»), и если корректно, то на основании какого правила? (Я видел вопрос № 302385, но он несколько иной.) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Аргументы в пользу предлога в есть: скорее всего, авторы фразы имели в виду загрузить приложение, находясь в App Store. На это указывает и оригинал фразы на английском: Download on the App Store (дословно: «загрузить на App Store»).
Хотя время показало, что на практике чаще говорят: загрузить из App Store. Не исключено, что когда-нибудь сотрудники российского офиса Apple учтут это и изменят фразу на иконке.
Ответ справочной службы русского языка
Если косая черта используется в сокращениях (км/ч), она не отбивается пробелами.
Определенных правил по отбивке косой черты, которая употребляется вместо союзов и, или, не зафиксировано. Обычно она не отбивается пробелами, если разделяет слова. А если разделяет словосочения, то на практике пробелы могут ставиться.
Здравствуйте. Хотела бы узнать, является ли плеоназмом (тавтологией) сочетание слов «изобразить на лице некую мину». Например, есть предложения: «Он изобразил на лице скучающую мину» или «Он сидел со скучающей миной на лице». Есть тут плеоназм или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Строго говоря, мина — это выражение лица, и сочетание мина на лице избыточно. Однако на практике такое употребление закрепилось и вошло в словари. Оба предложения следует считать корректными.
на практике
На практике всё оказалось необычайно сложным.
Ср. предлог с сущ.: Студенты на практике провели две недели.
Смотреть что такое «на практике» в других словарях:
практике — соответствовать мировой практике • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) в западной практике — Бухгалтерский принцип, отражающий большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так… … Справочник технического переводчика
ТРЕБОВАНИЕ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ (ОСТОРОЖНОСТИ, КОНСЕРВАТИЗМА В ЗАПАДНОЙ ПРАКТИКЕ) — бухгалтерский принцип, отражающий большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). В западной практике одним из конкретных проявлений данного требования является так… … Большой бухгалтерский словарь
Общественное мнение о праве и практике его применения — Наиболее динамичное, реактивное состояние общественного правосознания, возникающее в ответ на злободневные, общественно важные события и явления юридической жизни. Став предметом общественного интереса, конкретное явление правовой… … Энциклопедия современной юридической психологии
Формы выражения права в общественной практике — имеющие правомерный характер все возможные действия и поступки людей, включая и различные виды профессиональной правовой деятельности. Эта особенность воплощения права в общественной практике охватывается содержанием категории «действие права».… … Элементарные начала общей теории права
Объявление «персоной нон грата» в дипломатической практике — Персона нон грата (от латинского persona non grata нежелательное лицо) в дипломатической практике дипломат, объявляемый властями страны пребывания нежелательным лицом. Мотивом для объявления какого‑либо лица персоной нон грата может служить… … Энциклопедия ньюсмейкеров
на практике — на поверку, по существу, в действительности, по сути дела, в сущности, в конечном счете, реально, практически, оказывается, на деле, фактически, в конечном итоге, действительно, в самом деле, по сути, на самом деле Словарь русских синонимов. на… … Словарь синонимов
ГОСТ Р 54887-2011: Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров) — Терминология ГОСТ Р 54887 2011: Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров) оригинал документа: 3.1 контрольные испытания потребительской продукции: Испытания… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПСИХОТЕРАПИЯ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ — Комплекс психотерапевтических мер, направленных на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не … Психотерапевтическая энциклопедия
Политические убийства в практике украинских националистов — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Поиск ответа
Вопрос № 308483 |
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться. По орфографическому словарю – в Бабьем Яру, по вашей рекомендации – в Бабьем Яре. Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
В Бабьем Яре — рекомендация «Словаря собственных имен русского языка» Ф. Л. Агеенко. На практике употребляются оба варианта, в том числе в художественной литературе и публицистике (но в романе Анатолия Кузнецова используется вариант в Бабьем Яре).
Подскажите, ставится ли запятая в предложении: На практике это означает(,) что он может править еще много лет.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Как правильно сказать: оплата аренды за май или оплата аренды на май? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
По логике возможны оба варианта, но на практике употребляют обычно первый.
Ответ справочной службы русского языка
В орфографическом словаре РАН указано, что слово хостес склоняется как существительное мужского рода. Более ранний ответ дан, скорее всего, когда словарной фиксации еще не было.
На практике слово хостес обычно не склоняют.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая? «Анкета для друзей(,) как в детстве»
Ответ справочной службы русского языка
Вне контекста запятая нужна. На практике может быть такой контекст, в котором запятая не требуется.
Ответ справочной службы русского языка
По правилу и в соответствии с предписанием академического орфографического словаря нужно писать: Федеральное собрание. Правило таково: в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в Конституции Российской Федерации название зафиксировано в форме Федеральное Собрание. Так оно воспроизводится и в других официальных текстах (а на практике – в современной письменной речи вообще).
Добрый день, можно ли ставить слово «Оружие» во множественное число?
Ответ справочной службы русского языка
Грамматически образовать форму множественного числа возможно, но на практике она не употребляется.
Ответ справочной службы русского языка
По строгой литературной норме слово альпака не склонется, а ударение падает на последний слог (ферма альпака). На практике в разговорной речи слово склоняют, а ударение ставят на второй слог (ферма альпак). Некоторые словари допускают такое употребление в непринужденной речи.
Здравствуйте! Правильно ли я понимаю, что в сочетании парк-музей оба слова должны склоняться. Подскажите правило.
Ответ справочной службы русского языка
Если части сложного существительного без соединительной главной тесно слились по смыслу, то первая часть не склоняется (например: плащ-палатки). Если такого «слияния» не произошло, то склоняются обе части. Кроме того, некоторые слова могут склоняться по-разному в разговорной и книжной речи. Так, в разговорной речи встречается вариант в вагон-ресторане, тогда как литературная норма: в вагоне-ресторане.
Здравствуйте. В этом предложении уместнее тире или двоеточие? Если тире, то нужна ли запятая перед тире? Для этого не нужно обязательно покидать дом — продвинутые технологии и интернет позволяют связаться с кем угодно на любой дистанции.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу между частями этого сложного бессоюзного предложения следует поставить двоеточие. На практике вместо него часто пишут тире, это не считается ошибкой.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу в этом предложении требуется двоеточие. Но на практике его часто заменяют на тире.
Здравствуйте! Подскажите, обособляется ли «на самом деле» в предложении: «Ребенку(,) на самом деле(,) все равно, будешь ли ты кормить его сама или дашь смесь».
Ответ справочной службы русского языка
На практике в подобных случаях запятые чаще всего не ставятся, хотя слова на самом деле могут обособляться как вводные.
Добрый день! Уже отправлял вам вопрос, но, видимо, он затерялся. На кнопках компании Apple, предназначенных для скачивания приложений, пишется «Загрузить в App Store» Подскажите, пожалуйста, насколько корректно в данном случае использование предлога «в» (а не «из»), и если корректно, то на основании какого правила? (Я видел вопрос № 302385, но он несколько иной.) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Аргументы в пользу предлога в есть: скорее всего, авторы фразы имели в виду загрузить приложение, находясь в App Store. На это указывает и оригинал фразы на английском: Download on the App Store (дословно: «загрузить на App Store»).
Хотя время показало, что на практике чаще говорят: загрузить из App Store. Не исключено, что когда-нибудь сотрудники российского офиса Apple учтут это и изменят фразу на иконке.
Ответ справочной службы русского языка
Если косая черта используется в сокращениях (км/ч), она не отбивается пробелами.
Определенных правил по отбивке косой черты, которая употребляется вместо союзов и, или, не зафиксировано. Обычно она не отбивается пробелами, если разделяет слова. А если разделяет словосочения, то на практике пробелы могут ставиться.
Здравствуйте. Хотела бы узнать, является ли плеоназмом (тавтологией) сочетание слов «изобразить на лице некую мину». Например, есть предложения: «Он изобразил на лице скучающую мину» или «Он сидел со скучающей миной на лице». Есть тут плеоназм или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Строго говоря, мина — это выражение лица, и сочетание мина на лице избыточно. Однако на практике такое употребление закрепилось и вошло в словари. Оба предложения следует считать корректными.
Значение слова «практика»
1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
2. Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. Реализовать рационализаторское предложение на практике. □ [Маша:] Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. [Медведенко:] Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Чехов, Чайка. Генеральная линия нашей партии проверена практикой и опытом миллионных масс трудящихся. Киров, Статьи и речи 1934.
3. Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чем-л. Только теперь, через два года практики, я стал токарем четвертого разряда. П. Б. Быков, Путь к счастью. || Применение и закрепление на деле теоретических знаний (студентов, учащихся и др.) как составная часть учебного процесса. Педагогическая практика студентов. Производственная практика. □ Каждое лето студенты Екатеринославского высшего горного училища разъезжались на практику по южным металлургическим заводам. М. Павлов, Воспоминания металлурга.
4. Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности. Практика работы издательств. Изучение практики советских шахматистов. □ Кувалда громил практику гражданского судопроизводства. М. Горький, Бывшие люди. Практика больших всенародных начинаний, вроде ленинского субботника, показала, что могут свершить миллионы упорных советских рук. Леонов, В защиту друга.
5. Устар. Деятельность врача или юриста, а также круг этой деятельности, люди, на которых она распространяется. Среди местных обывателей у меня образовалась практика, для начинающего врача сравнительно недурная. Вересаев, Записки врача. — Знаешь, Петечка, ты можешь отлично устроиться. Население страшно нуждается в адвокатской практике. Серафимович, Город в степи.
[От греч. πρακτικός — деятельный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Практика (от др.-греч. πράξις — деятельность) — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека).
Практикой в частности называют деятельность, служащую для достижения необходимой опытности в каком-либо деле, а также индивидуальный опыт того или иного специалиста в своей области.
Социальная практика — процесс взаимодействия субъекта и системы общественных отношений, приводящий к изменению как личности, так и общества.
Производственная практика — в обучении: получение опыта на реальном производстве.
Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования.
Производственная практика (марксизм) — практика преобразования природы.
Учебная практика — практика формирования субъектов общества.
Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы.
Дизайн-практика — практика преобразования и развития визуального языка для хранения и передачи информации в рамках конкретного социума либо человечества в целом.
ПРА’КТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. praktikos — действенный]. 1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. . Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Сталин. 2. Жизнь, действительность, какое-н. дело, как область применения и проверки каких-н. выводов, положений. Предсказание блестяще подтвердилось на практике. Изучить что-н. на практике. Применить что-н. на практике. Ну, это я вам докажу на практике! 3. Совокупность приемов и навыков в какой-н. области деятельности. П. судопроизводства. П. этого дела не трудная. Я хорошо знаю редакционную практику. П. составления словарей. || Опыт какой-н. сферы деятельности, какой-н. области общественных отношений. В моей практике я еще не встречал таких случаев. 4. Работа, занятия, применение знаний в какой-н. области, как источник опытности, умения. У этого инженера большая п. по постройке мостов. Из-за отсутствия практики совсем разучился говорить по-английски. 5. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности, люди, на к-рых она распространяется. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). 6. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области какой-н. специальности. Непрерывная производственная п. Летняя п. Студенты едут на практику в Ташкент. Отбывать практику.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́ктика
1. деятельность людей, непосредственно изменяющая окружающий мир, либо конкретный способ такой деятельности. ◆ Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития. Ирина Глушко.
2. накопленные знания, приёмы, методы и навыки, используемые в какой-либо деятельности. ◆ В моей практике случаи, когда работникам давали реальные сроки лишения свободы, единичны. ◆ В Третьяковке открывается беспрецедентная в мировой практике выставка. ◆ В судебно-правовой практике, по сути, укоренилась презумпция виновности предпринимателя. Юрий Чувашев, «Бизнес власти не товарищ?», Красноярский рабочий г. // «2003» (цитата из НКРЯ)
3. форма учебных занятий в лабораториях, с реальными объектами деятельности. ◆ Он учился в ремесленном училище на литейщика, проходил производственную практику на заводе им. Ухтомского.
«Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику
Почему решились организовывать практику, как выбирали ребят, какие задачи им ставили и за что хотели прибить в процессе.
Предыстория
Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.
В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.
Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.
Зоя Лалетина, проджект-менеджер
В 2018 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.
Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…
Как отбирали студентов
Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.
Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.
Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.
На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.
Александр Брюханов, руководитель разработки
Кто и как работал с практикантами
Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.
Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.
Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.
Дмитрий Кузьмин, разработчик
В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.
Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.
Александр Брюханов, руководитель разработки
В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.
Какие давали задачи
Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.
Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.
Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».
Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.
Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.
Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.
Отзывы студентов
Когда практика закончилась, мы попросили студентов дать развернутые отзывы о ней. Ребята подошли к задаче ответственно и накатали почти по странице текста. Ради интереса приведем несколько вырезок из отзывов ребят. Авторский стиль сохранён.
Светлана Б. Работать в IT я не передумала, наоборот, очень понравилось и организм требует «добавки». Очень хотела бы работать здесь, уже как-то привыкла к этой атмосфере и работе в коллективе, не хочется уходить.
Алексей Е. Это самая лучшая атмосфера, в которой я был. А создана она скоплением невероятно классных людей в одном месте (. ). Здесь все друг с другом на «ты», нет обязательной униформы, комфортные офисы, свободный график обеда, ну а про день пиццы я вообще молчу. В результате получается очень классная атмосфера, в которой чувствуешь себя невероятно комфортно. В такой атмосфере хочется работать, а не считать часы до ухода домой.
Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.
Наши выводы
Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.
Есть мнение, что студенты — это дешёвая рабочая сила. Используешь на все 100%, а платишь мало. Может быть, для каких-то компаний это верно, но не для нас. Если мы принимаем студента, то на должность Junior-программиста. Он получает ментора, который обучает и вводит в курс дела, ставит первоначальные задачи и даёт обратную связь. На такие же условия приходят выпускники и специалисты с небольшим опытом. Мы вкладываем силы и ресурсы, чтобы помочь им всем освоиться и вырасти как можно быстрее.
Конечно, есть риск, что вырастишь студента, а он уедет. Ничего не поделать, мы всегда конкурируем с другими компаниями на западе. Но не все уедут, кто-то благодаря встрече с ISPsystem останется в Иркутске. Будет жить у Байкала, делать ПО, которое используют по всему миру, и получать достойную зарплату.