Чем характеризуется расширенный поиск по тексту в консультант плюс
Урок 3. Карточка поиска и ее специальные возможности
Урок 3. Карточка поиска и ее специальные возможности
Посмотрите видео
Прочитайте конспект
Карточка поиска позволяет искать документы по известным реквизитам (номер, вид, принявший орган, дата принятия). С помощью Карточки поиска можно найти конкретный документ или составить подборку документов по теме.
Основные преимущества Карточки поиска
может искать по всем документам системы и по ее отдельным разделам
выбрать область поиска (конкретный раздел) можно в правом верхнем углу Карточки поиска
чтобы искать по всем документам системы, нужно выбрать раздел «Законодательство»
карточки поиска разных разделов могут содержать уникальные поля
например, в разделе «Финансовые и кадровые консультации» есть поле «План счетов», а в разделе «Судебная практика» – поле «Судья» и т.д.
можно указать конкретную дату принятия документа или диапазон дат (месяц, год, последние три года и т.д.)
в поиске по тексту и названию можно задавать сложные выражения с использованием логических условий (и, или, кроме), указывать близость слов, использовать словарь сокращений
поля «Название документа» и «Текст документа» содержат два вида поиска:
Основной поиск – универсальный поиск, для которого система сама настраивает необходимые параметры. Позволяет получить максимальное количество полезных документов по запросу
Расширенный поиск – можно вручную настраивать параметры поиска и использовать логические условия
можно искать в своих папках документов
результат поиска представлен в виде дерева-списка: слева – перечень разделов и информационных банков, справа – список документов выбранного информационного банка
список документов можно дополнительно уточнить. Для этого есть опции «Поиск в списке» и «Уточнить по реквизитам», которые размещены над списком документов
Примеры с решением к уроку 3 »
Примеры для самостоятельной работы к уроку 3 »
* примеры рассчитаны на использование систем КонсультантПлюс, установленных в учебных классах вузов
Урок 3. Карточка поиска и ее специальные возможности
Урок 3. Карточка поиска и ее специальные возможности
Посмотрите видео
Прочитайте конспект
Карточка поиска позволяет искать документы по известным реквизитам (номер, вид, принявший орган, дата принятия). С помощью Карточки поиска можно найти конкретный документ или составить подборку документов по теме.
Основные преимущества Карточки поиска
может искать по всем документам системы и по ее отдельным разделам
выбрать область поиска (конкретный раздел) можно в правом верхнем углу Карточки поиска
чтобы искать по всем документам системы, нужно выбрать раздел «Законодательство»
карточки поиска разных разделов могут содержать уникальные поля
например, в разделе «Комментарии законодательства» есть поле «Источник публикации», а в разделе «Судебная практика» – поле «Судья» и т.д.
можно указать конкретную дату принятия документа или диапазон дат (месяц, год, последние три года и т.д.)
в поиске по тексту и названию можно задавать сложные выражения с использованием логических условий (и, или, кроме), указывать близость слов, использовать словарь сокращений
поля «Название документа» и «Текст документа» содержат два вида поиска:
Основной поиск – универсальный поиск, для которого система сама настраивает необходимые параметры. Позволяет получить максимальное количество полезных документов по запросу
Расширенный поиск – можно вручную настраивать параметры поиска и использовать логические условия
можно искать в своих папках документов
результат поиска представлен в виде дерева-списка: слева – перечень разделов и информационных банков, справа – список документов выбранного информационного банка
список документов можно дополнительно уточнить. Для этого есть опции «Поиск в списке» и «Уточнить по реквизитам», которые размещены над списком документов
Примеры с решением к уроку 3 »
Примеры для самостоятельной работы к уроку 3 »
* примеры рассчитаны на использование систем КонсультантПлюс, установленных в учебных классах вузов
Дополнительные возможности нового быстрого поиска в Системе КонсультантПлюс
Дополнительные возможности нового быстрого поиска в системе КонсультантПлюс:
— гибкие настройки расширенного поиска;
— расширение возможностей поиска по всем разделам
Расширенный поиск: гибкие настройки для опытных пользователей
В системе КонсультантПлюс «по умолчанию» установлены оптимальные настройки для нового быстрого поиска по тексту и названию документа. Пользователю остается лишь набрать поисковую фразу простым языком, и все необходимые документы по вопросу будут найдены.
Тем не менее, опытные пользователи могут установить дополнительные настройки поиска, например, задать условия близости слов и т.д. Гибкие настройки доступны во вкладке «Расширенный поиск» в полях «Название документа» и «Текст документа» Карточки поиска. Использование расширенного поиска в ряде случаев позволяет получить более точный результат поиска.
Рассмотрим, какие именно настройки поиска по тексту можно устанавливать самостоятельно:
— «с любым окончанием»: будут найдены документы, в которых все слова запроса встречаются с любыми окончаниями (например, при вводе слова ДОХОД будут найдены документы, в которых встречаются формы «доходы», «доходам» и т.д.);
— «точно как в запросе»: в найденных документах слова встречаются строго в той форме, в которой указал пользователь;
2) Выбор условий близости слов при поиске по тексту позволяет установить такие настройки:
— «как словосочетание»: будут найдены документы, в которых слова расположены подряд и в том же порядке, как их ввел пользователь;
— «в абзаце»: все введенные слова в найденных документах будут находиться в пределах одного абзаца, причем порядок следования слов не учитывается;
— «в пределах документа»: найдутся документы, содержащие все введенные слова;
— «в пределах N слов»: в найденных документах все слова из запроса будут находиться в пределах определенного количества (N) слов (в число «N» включаются и слова запроса).
Отметим, что в системе КонсультантПлюс сохранилась возможность задания логических условий (И, ИЛИ, КРОМЕ). Единственное изменение: логическое условие И теперь вводится с помощью символа &, а союз «и» теперь интерпретируется как обычное слово. Кроме того, символ «пробел» система воспринимает как разделитель между словами.
Расширение возможностей поиска по всем разделам
Удобство сквозного поиска отмечено многими специалистами, поскольку позволяет по одному поисковому запросу получить список самых различных документов:
— правовые акты федеральных и региональных органов власти,
— материалы судебной и арбитражной практики,
— финансовые консультации и схемы учета хозяйственных операций,
— публикации в бухгалтерской прессе и другие документы.
Теперь в системе КонсультантПлюс сквозной поиск также можно осуществлять и по полям «Вид документа» и «Принявший орган» Карточки поиска. Таким образом, в сквозном поиске участвуют практически все поля Карточки поиска.
Чтобы воспользоваться сквозным поиском, достаточно лишь поставить «галочку» напротив фразы «Дополнительно искать в других разделах» в нижней части Карточки поиска. Результаты поиска будут структурированы по разделам и информационным банкам, что значительно облегчает ознакомление пользователя с найденными документами.
Основы организации поиска документов в СПС «Консультант Плюс»
Основные возможности программных технологий СПС можно рассмотреть на примере системы «Консультант Плюс».
Все системы семейства «Консультант Плюс» имеют одинаковые программные оболочки, следовательно, принципы работы с любой из систем одинаковы. Основные приемы работы с системами «Консультант Плюс» можно рассмотреть на примере СПС «Консультант Плюс: ВерсияПроф».
Запуск программы «Консультант Плюс», как и запуск любого Windows-приложения, осуществляется двойным щелчком мыши по ярлыку Консультант Плюс. Чтобы открыть окно базы данных, надо подвести курсор к названию нужной базы и щелкнуть мышью по кнопке Открыть базу.
Принцип работы с меню программы соответствует общему принципу работы Windows-приложения. Выделяются три этапа работы с системой «Консультант Плюс»:
1) формирование запроса на поиск набора документов;
2) работа со списком найденных документов;
3) работа с текстом документа.
Формирование запроса на поиск набора документов.Первый этап работы с правовой информацией заключается в поиске нужных документов, для чего в системах «Консультант Плюс» предусмотрено составление соответствующего поискового запроса путем заполнения Карточки реквизитов, появляющейся автоматически после открытия окна База данных.
Для поиска документов надо заполнить Карточку реквизитов, которая представляет собой некоторое количество поименованных полей (реквизитов документа). Затем система просматривает все имеющиеся в информационном банке документы. Если содержимое всех заполненных полей из Карточки реквизитов совпадает с реквизитами документа, то документ считается найденным и заносится в список.
Сформированный список обладает следующим свойством: содержимое всех заполненных полей Карточки реквизитов идентично соответствующим реквизитам каждого документа из списка.
Различают поиск конкретного документа или поиск информации по определенному вопросу.
Поиск конкретного документа начинается с введения данных о документе. При этом необходимо контролировать количество документов, соответствующих запросу.
Поиск информации по определенному вопросу начинается с максимально широкого запроса, и используются тематический поиск, поиск по словам и словосочетаниям, входящим в текст документа, а также поиск по ключевым словам. Для исправления ошибочно заполненного поля или при формировании нового запроса необходимо очистить как отдельное поле Карточки реквизитов, так и все ее поля в целом.
При формировании запроса для поиска документов необходимо заполнить поля Карточки реквизитов.
В Карточке реквизитов следует стараться заполнять не более трех-четырех полей.
По мере заполнения полей происходит последовательное сокращение количества соответствующих запросу документов. Это количество отражается в информационной строке Карточки реквизитов. Желательно, чтобы после заполнения Карточки реквизитов запросу соответствовало не более 30. 50 документов. Итогом заполнения Карточки реквизитов является формирование списка найденных по запросу документов (рисунок5.2).
При поиске документов может возникнуть одна из двух основных ситуаций:
— известны какие-либо реквизиты документа (например, название, номер, дата принятия);
Заполнение Карточки реквизитов. Поиск документов производится заданием различных реквизитов документа в Карточке реквизитов.
В левой части Карточки реквизитов расположены названия полей для задания различных реквизитов документов: вида документа, его номера и даты принятия, названия и др.
Самое большое отсечение при поиске производится по полю Номер, поэтому, если известен номер документа, то для поиска, как правило, достаточно набрать только этот реквизит.
Вводить вид документа можно только в том случае, если он точно известен. К примеру, если документ на самом деле является не законом, а постановлением, ошибка при заполнении поля Вид документа приведет к тому, что не найдется нужный правовой акт.
При вводе вида документа необходимо выполнить двойной щелчок по полю Вид документа и в открывшемся окне начать набор названия вида документа, например слово «приказ». Поисковый механизм программы произведет поиск набираемого слова и установит курсор в словаре видов документов. После чего необходимо нажать кнопку Выбрать или клавишу [Enter].
Поле Поиск по статусу используется в тех случаях, когда необходимо отсечь документы, не актуальные на данный момент, т. е. недействующие варианты редакций документов и утратившие силу документы.
Окно поля Ввод даты содержит два корешка: Словарь и Диапазон. При выборе первого корешка производится выбор нужной даты из словаря, для чего на клавиатуре надо набрать нужную дату в формате ДД.ММ.ГГ.
Корешок Диапазон позволяет выбрать интервал дат (рисунок 5.3). При работе с этим корешком можно, выбрав соответствующую строчку в окне, задать произвольную дату, произвольный диапазон дат, дату, заданную ранее, и диапазон дат, начиная с заданной по текущую.
Дату можно набирать прямым набором с клавиатуры в соответствующем окошке, а также с использованием встроенного календаря. При использовании встроенного календаря надо иметь в виду, что набор даты лучше начинать с набора месяца, так как в этом случае количество дней в окне День устанавливается соответственно данному месяцу (рисунок 5.4).
Для ввода слова из названия документа необходимо сделать двойной щелчок по полю Название документа, набрать слово и нажать кнопку Выбрать. Например, точно известно, что в названии документа имеется слово «вексель», значит, это слово и надо набирать в поле Название документа. Если в названии документа присутствует несколько слов, что на практике встречается намного чаще, то после набора каждого из слов названия их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. Так, в названии документа «Переводной вексель», каждое из слов «переходной» и «вексель» надо отметить клавишей [Insert]. При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Если о документе ничего не известно, кроме примерной тематики, то используется поиск по тексту документа (поле Текст документа). Например, надо найти документы, в тексте которых говорится о налоге на добавленную стоимость. После набора каждого из слов, присутствующих в тексте документов, их обязательно надо отмечать клавишей [Insert]. При этом выбранные слова переместятся в нижнюю часть окна в зону выбранных слов. Далее устанавливается условие связывания слов (и, или, рядом, кроме).
Рубрикатор документов. Словарь поля Тематика содержит многоуровневый рубрикатор, базирующийся на «Общеправовом классификаторе отраслей законодательства». Наличие у рубрики подрубрик показано специальным символом, стоящим слева от названия рубрики. Для раскрытия (закрытия) рубрики используется клавиша пробел или мышь. Выбор рубрик производится стандартным для всех словарей способом. Для того, чтобы раскрыть (закрыть) весь рубрикатор, используются комбинации клавиш [Ctrl]-[Серый плюс] ([Ctrl]-[Серый минус]). Для быстрого поиска фрагмента в рубрикаторе надо нажать клавишу [F7] (или выбрать кнопку Найти), ввести нужный фрагмент и установить нужное направление поиска. Все доступные операции с рубрикатором представлены в локальном меню. Для вывода списка документов, полученных с последним пополнением, используется поле Когда получен.
После заполнения Карточки реквизитов и нажатия клавиши [F9] (или выбора кнопки Построить список) на экране появляется список документов, найденных по запросу.
Запись документов в папку. В системах «Консультант Плюс» имеется возможность занесения документов в папки. Для этого необходимо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо занести в папку, а затем нажать клавишу [F5] для вызова окна с названиями всех папок в системе. После этого установить курсор на название нужной папки и выбрать кнопку Занести, при этом программа помещает в выбранную папку отмеченные документы. Следует отметить, что при этой операции целостность основной базы не нарушается.
Если необходимо занести документы в новую папку, надо сначала выбрать кнопку Создать, команду Группа папок или Папки документов, ввести с клавиатуры ее имя, а затем на жать кнопку Занести.
Для удаления документа из Кармана используется также клавиша [F3] либо соответствующие элементы пиктографического или локального меню.
Запись документа в файл.Для записи документа в виде файла необходимо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо записать в файл, проверить настройку полей для печати и нажать клавишу [F2] или использовать соответствующий раздел локального меню для записи выбранных документов в файл. В появившемся окне записи в файл ввести имя файла, выбрать директорию для его записи и тип формируемого файла.
Вывод документа на печать. В системах «Консультант Плюс» имеется возможность печати документов. Для этого надо отметить клавишей [Ins] (или [Shift]-[стрелки]) документы в списке, которые надо напечатать на принтере, проверить настройку полей для печати, параметры печати, выбор принтера и макет страницы, затем нажать клавиши [Ctrl]-[F2] или использовать соответствующий раздел локального меню для печати выбранных документов на принтере. Произойдет процесс печати документов.
Работа с текстом документа.Чтобы попасть в текст документа, достаточно сделать двойной щелчок мыши по его названию из списка найденных документов, либо нажать клавишу [Enter], подведя курсор к названию документа. В результате высвечивается текст документа. Для возвращения обратно в список документов можно воспользоваться клавишей [Esc] либо закрыть окно документа.
Движение по тексту документа осуществляется с помощью полосы прокрутки или клавишами управления курсором, а с помощью клавиш [Ноmе] и [End] возможно перемещение в начало или конец документа.
Под текстом документа имеется ряд корешков, причем корешки Текст и Справка присутствуют обязательно. Кроме того, документ может иметь корешки Оглавление, Респонденты, Корреспонденты, Редакции.
Корешок Текст выбирается программой по умолчанию и содержит текст документа.
Выбрав корешок Справка, пользователь попадает в справку к документу, содержащую важную дополнительную информацию о документе: источник публикации, примечания к документу прямые и обратные ссылки.
В поле Примечание к документу содержится информация о порядке вступления документа в силу, особенностях его применения, наличии редакций.
Корешок Оглавление позволяет быстро перейти в нужный раздел документа, имеющего сложную внутреннюю структуру, а список всех редакций документа предоставит корешок Редакции.
Непосредственно в тексте документа имеются ссылки на другие документы в информационном банке, выделенные другим цветом. Эти гипертекстовые ссылки позволяют переходить к указанным в них документам без заказа их через Карточку реквизитов, причем переход осуществляется в то место упоминаемого документа, которое указано в исходном документе.
При работе с текстом часто возникает проблема быстрого поиска слов или словосочетаний в тексте. Для поиска фрагмента текста можно использовать клавишу [F7] или кнопку Поиск (в виде бинокля) пиктографического меню.
В тексте документа можно поставить электронную закладку по аналогии с обычными бумажными закладками. Электронные закладки позволяют, как мгновенно найти отмеченное в документа место, так и вызвать непосредственно документ с поставленной закладкой (на вкладке Закладки).
Находясь в тексте документа, можно отпечатать как его фрагмент, так и текст целиком. Для печати части документа необходимо отметить печатаемый фрагмент клавишей [Ins] либо мышью. Если не отмечена ни одна строка, то по умолчанию печатается весь текст целиком. Текст перед печатью желательно просмотреть, используя, кнопку Просмотр печати.
Из текста документа, также как и из списка, возможно сохранение в файл, при этом надо указать директорию для сохранения, набрать название файла и выбрать его тип.
При работе с документами иногда возникает необходимость экспорта фрагмента документа, найденного в системе «Консультант Плюс», в текстовый документ пользователя. Программная оболочка «Консультант Плюс» позволяет копировать выделенный фрагмент текста или весь текст документа из информационного банка в пользовательский документ.
Общие рекомендации по поиску документов в системе «Консультант Плюс»:
1. При заполнении Карточки реквизитов необходимо заполнять минимальное число полей, поскольку, чем больше полей заполнено, тем больше риск потерять нужный документ по причине неверного задания его реквизитов.
2. Необходимо помнить, что самый быстрый поиск происходит при наборе номера документа, поэтому, если известно о документе все, включая его номер, то, прежде всего, надо набрать номер. Вполне возможно, что больше для поиска другие реквизиты документа не потребуются.
3. Следует формировать несколько вариантов запроса как путем заполнения различных полей Карточки реквизитов, так и выбирая различные значения в конкретном поле.
4. При поиске документов с использованием поля Текст документа желательно задавать несколько синонимов интересующего термина, поскольку в различных документах авторы зачастую используют близкие по значению, но не идентичные термины.
5. Вид документа следует задавать в случае полной уверенности, что именно такой вид имеет искомый документ.
8. Необходимо сохранять часто используемые документы в папках, а установка электронных закладок поможет быстро найти нужное место в документе большого объема.
9. При печати документов использовать предварительный просмотр.
Чем характеризуется расширенный поиск по тексту в консультант плюс
Настройки расширенного поиска для опытных пользователей
Для большинства пользователей стандартные настройки нового быстрого поиска по тексту и названию документа оптимальны. Достаточно набрать поисковую фразу простым языком, и документы сразу же будут найдены.
В то же время опытные пользователи могут самостоятельно установить дополнительные настройки в расширенном поиске. В некоторых случаях это может дать более точный результат поиска. Настройки доступны во вкладке «Расширенный поиск» в полях «Название документа» и «Текст документа» Карточки поиска.
Рассмотрим на конкретных примерах, как использовать настройки расширенного поиска.
Поиск по тексту документа (вкладка «Расширенный поиск»)
Введя поисковую фразу, пользователь может установить гибкие настройки для выбора окончаний или условий близости слов.
Выбор окончаний слов. Можно выбрать одно из нескольких условий:
с любым окончанием: например, если в запросе задано слово «платеж», то будут найдены документы, в которых содержатся формы «платеж», «платежи», «платежом» и т.д.;
точно как в запросе: слова в документе будут именно в той форме, в которой указал пользователь.
Выбор условий близости слов:
как словосочетание: слова будут расположены в тексте документа подряд и в том же порядке, как в запросе пользователя;
в абзаце: все введенные слова должны находиться в пределах одного абзаца;
в пределах документа: в документе должны встречаться все введенные слова;
в пределах определенного количества (n) слов: в найденных документах все слова из запроса будут находиться в пределах n слов (в число «n» включаются и слова запроса).
Гибкие настройки расширенного поиска
Выбор условий близости слов:
как словосочетание
в абзаце
в пределах документа
в пределах n слов
Выбор окончаний слов:
с любым окончанием
точно как в запросе
Поиск по названию документа (вкладка «Расширенный поиск»)
При расширенном поиске по названию документа (в отличие от расширенного поиска по тексту) для выбора условий близости слов можно сделать такие настройки:
как словосочетание;
в пределах названия.
Остальные настройки расширенного поиска по названию такие же, как в поиске по тексту.
Пример 1. Поиск по тексту документа в Серии 200
Найдем информацию о том, какие организации согласно закону признаются налогоплательщиками водного налога.
1. Откроем поле «Текст документа», щелкнув мышью по названию поля. Перейдем на вкладку «Расширенный поиск».
2. Введем поисковую фразу «налогоплательщиками водного налога».
3. В группе настроек «Близость слов» отметим условие «как словосочетание», а в группе настроек «Окончание» отметим «с любым окончанием» (рис. 1).
4. Нажмем кнопку «Построить список документов (F9)».
Результат поиска. Первым документом в списке стоит Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Войдя в текст кодекса, мы сразу попадаем в ст. 333.8 «Налогоплательщики», в которой есть ответ на наш вопрос.
Пример 2. Поиск по названию документа в Серии 200
Найдем документ, в котором говорится «о вычетах НДС» (в названии документа такая фраза точно есть).
1. Откроем поле «Название документа», щелкнув мышью по названию поля. Перейдем на вкладку «Расширенный поиск».
2. Введем поисковую фразу «о вычетах НДС».
3. В группе настроек «Близость слов» отметим условие «как словосочетание», а в группе настроек «Окончание» отметим «точно как в запросе» (рис. 2).
4. Нажмем кнопку «Построить список документов (F9)».
Расширение возможностей поиска по всем разделам
Теперь в системе Консультант Плюс поиск по всем разделам (сквозной поиск) также можно проводить по полям «Вид документа» и «Принявший орган» Карточки поиска раздела «Законодательство». Таким образом, в сквозном поиске участвуют практически все поля Карточки поиска.
Пользователи Консультант Плюс уже успели оценить преимущества поиска документов сразу по всем разделам системы. В результате сквозного поиска по одному поисковому запросу можно получить полную информацию по вопросу:
правовые акты федеральных и региональных органов власти;
материалы судебной практики;
финансовые консультации и схемы учета хозяйственных операций;
публикации в бухгалтерской прессе и другие материалы.
Чтобы воспользоваться сквозным поиском, поставим «галочку» напротив фразы «Дополнительно искать в других разделах» в нижней части Карточки поиска раздела «Законодательство».
Новые возможности Карточки поиска
Эти изменения небольшие, но важные: ведь они делают работу пользователя более комфортной и эффективной.
(По материалам бюллетеня «Консультант Плюс»)