Чем объединены все предложения текста
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс
Учитель начальных классов
Будник Анжела Васильевна
Квалификационная категория; вторая
Предмет: русский язык
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
1. Организационный момент.
— У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.
(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)
— Откройте тетради и запишите число и классную работу.
— Какая сейчас пора года? (Весна)
— Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)
— Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.
— Придумайте однокоренные слова к слову весна.
— Запишите вторую строчку чистописания.
весна вёсны весенний
— Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.
— Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.
— Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)
3. Актуализация знаний и умений.
— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
— Тема нашего урока сегодня «Текст».
— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
— Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
— Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
— Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»
4. Изучение нового материала.
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
Около дома росла маленькая яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – … (несколько) предложений
— Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.
Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).
— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)
— А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
— Давайте закончим наше правило:
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).
5. Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».
6. Закрепление изученного материала.
— Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.
___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
___Любе подарили котенка.
___На стуле лежала шляпа.
___Видны только белые лапки.
___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
___Вот какой шалунишка!
Главная мысль __________________________________
Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.
(На экране правильный текс)
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.
— Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».
Понравилось на уроке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа по русскому языку
Рабочие программы «Русский язык»
Итоговое собеседование по русскому языку
Урок русского языка 3 класс » Склонение имён существительных»
Самостоятельная работа по теме «Местоимение»
Рабочая программа по русскому языку
Конспект урока на тему:» Имя числительное»
Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Все падежи имён существительных»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5311427 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средства связи предложений в тексте
Содержание:
Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.
Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:
Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.
Лексические средства
Морфологические средства
Синтаксические средства
Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.
Служебные части речи
Частица
Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:
Союз
Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:
Самостоятельные части речи
Местоимения
Наречия
Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Тема. Текст. Предложение. Словосочетание.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Текст имеет части. Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел казать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Подлежащее ‒ главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают?
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.
Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
– либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
– либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).
Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т. д.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте. Найдите в предложениях обращения и подчеркните.
Вася, мы пойдём сегодня в парк?
Скажи мне, Маша, в каком году ты родилась?
А расскажи мне сказку, мама.
Подсказка: вспомните, что такое обращение.
Вася, мы пойдём сегодня в парк?
Скажи мне, Маша, в каком году ты родилась?
А расскажи мне сказку, мама.
Задание. Простое и сложное предложение.
Прочитайте. Простые предложения раскрасьте зелёным цветом, а сложные – красным.
Галчонок сидит на краю тарелки.
Вышел я на середину полянки, а там скачет зайка у пенька.
Я даже засмеялся от удовольствия.
Один гусь вытянул шею и начал шипеть.
В городе я часто наблюдаю, как воробьи скачут по тротуару.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Галчонок сидит на краю тарелки.
Вышел я на середину полянки, а там скачет зайка у пенька.
Я даже засмеялся от удовольствия.
Один гусь вытянул шею и начал шипеть.
В городе я часто наблюдаю, как воробьи скачут по тротуару.
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Средства связи предложений в тексте
теория по русскому 🐻 культура речи
Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.
Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
Лексические средства
Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)
Повторы формы слова
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)
Повтор однокоренных слов
Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.
Морфологические средства
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)
Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Личные, притяжательные и указательные местоимения
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)
Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)
Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)
Наречия времени и места
Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Показалось солнце.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.
Синтаксические средства
Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) | Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом. |
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) | Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер. |
Неполные предложения | – Знаете, о чём мы спорили? – О литературе, музыке, живописи. |
Вводные слова | Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно. |
Прямой и обратный порядок слов | Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос. |
Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.
Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.
- Чем объединены все предложения текста 5 класс
- Чем объясняется деление зарубежной азии на указанные в тексте параграфа субрегионы