чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

Конспект по курсу ОСЧ на тему : Тренировочные упражнения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ниже приведены три рассказа о семье. Прочитай их и выполни задания.

Текст № 1. Семья животных глазами фотографа.

«Мои любимые семьи животных» – так называется новая книга для детей известного фотографа-анималиста Стива Блума. Материал для неё он собирал 14 лет. Это книга фотографий. На них изображены сценки взаимоотношений животных-родителей и их милых, нежных и беззащитных детёнышей – от африканских равнин до ледяных пустынь Арктики. Можно полюбоваться мамами и папами жирафами, медведями, обезьянами, слонами, львами, пингвинами, зебрами и другими животными.

Стив Блум утверждает, что животные ведут себя подобно людям. Его фотографии запечатлели самые тёплые мгновения проявления материнской и отцовской заботы и любви в семьях животных. Подписи под фотографиями содержат интересные детали из семейной жизни животных: кормление и выращивание детёнышей, игры, учёбу охоте и многое другое.

чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денегчему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денегчему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

В одном из интервью Стив выразил надежду на то, что книга сможет помочь молодому поколению научиться ценить свою собственную семью, родителей, а также заботиться об окружающем мире.

Текст № 2. Древняя семья.

Известный французский этнограф 1 и писатель Эрнест Д’Эрвильи изучал жизнь первобытной семьи и красочно описал её в повести «Приключения доисторического мальчика». Семья мальчика Крека жила не в благоустроенной квартире, а в задымлённой пещере над рекой. Вместо освещения и отопления в пещере костёр, который нужно постоянно поддерживать…

«Там, в пещерах на берегу огромной реки, проживала наша семья. Нас было много, наши охотники были искусны, пещера была надёжным приютом – мы не голодали и лёгко переносили суровые холода. Но вот две или три зимы тому назад поблизости поселилось чужое свирепое племя. чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

Эти разбойники не только истребляли дичь в соседних лесах, но и нападали на наших охотников. Они устраивали засады возле нашей пещеры, похищали и убивали детей и женщин.

Мы не раз давали им суровый отпор. Но их было слишком много, и победить их мы не могли. Пришло время, когда почти все наши воины и охотники погибли в кровавой схватке с врагами.

Оставшиеся в живых решили покинуть пещеру и, забрав женщин и детей, ушли искать спасения в лесах».

Текст № 3. Сочинение ученицы 8-го класса.

Растёт во дворе у моей бабушки молодая красивая вишня. Была она когда-то веткой большого дерева, а вот пришло время и самой корни пускать.

Так когда-то случилось и с моей бабушкой. Родилась она в интернациональной семье: отец – русский, мать – украинка. Мой дедушка родился в татарском селе, там учился, работал с детских лет, своим трудом помогал родителям кормить троих детей. Они встретились летом 1962 года, а в начале июня 1965 года решили пожениться.

С тех пор прошло больше 40 лет. С теплом и улыбкой сейчас моя бабушка вспоминает свою молодость, хотя было тогда непросто и тяжело. Молодая жена, как вишня на чужой земле, долго приживалась – языка не знала, свекровь её не сразу приняла, но именно она стала потом для моей бабушки близким другом. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», вот и бабушка не стала, поступила как всякая женщина мудро – стала учить язык, традиции и обычаи татарского народа. Теперь моя бабушка свободно говорит на татарском языке, словно татаркой и родилась.

Мои бабушка и дедушка воспитали и вырастили в согласии и любви троих детей – первенцу дали русское имя Сергей, а двум дочерям – татарские – Мария и Галия. Большая семья собирается по праздникам и просто по выходным у бабушки и дедушки. Бабушка печёт русские блины, варит татарский суп, готовит украинские галушки, а мы ей помогаем. И песни вся моя дружная большая семья поёт как русские, так и татарские с одинаковой душевностью, а вот дедушка очень любит петь украинские песни.

Если б меня спросили, к какой национальности я принадлежу, я бы затруднилась ответить. Во мне течёт и русская, и украинская, и татарская кровь.

В прошлом году вишня во дворе у моих родных принесла плоды. На какой земле – так ли важно? Главное, чтобы детей растили в дружбе и любви, а слова дружбы и любви на любом языке хороши.

С какой целью Стив Блюм собрал фотографии семей разных животных в одной книге? Обведи номер выбранного ответа. 1) сообщить о разнообразии животного мира Земли

познакомить с обитателями различных континентов

показать отношение животных к своим детёнышам

рассказать о значении работы фотографа-анималиста

В первом абзаце текста № 1 найди слово «анималист». В каком смысле это слово употребляется в тексте? Обведи номер выбранного ответа.

человек, напоминающий своим поведением животное

звание, присуждаемое победителям выставок фотографий

творческий псевдоним фотографа Стива Блюма

фотограф, специализирующийся на фотографиях животных

Стив Блюм написал, что животные ведут себя подобно людям. Рассмотри приведённые фотографии из его книги и напиши, почему он сделал такой вывод.

В тексте № 1 помещены три фотографии из книги Стива Блюма. Выбери из приведённого ниже перечня три подписи к этим фотографиям. Соедини выбранные подписи с номерами фотографий, к которым они могут относиться.

ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ НОМЕРА ФОТОГРАФИЙ

Совсем как человеческий младенец

Стив Блюм – обладатель нескольких международных наград. Он также награжден Международной Гильдией фотографов России за лучшие фотографии живой природы. Его снимки украшают календари, открытки и постеры по всему миру, а книги с его работами изданы на 15 языках.

Как ты думаешь, почему работы Стива Блюма так популярны? Запиши ответ.

Учёные заметили, что в семьях, где есть животные, дети вырастают более заботливыми и внимательными. Как ты думаешь, почему так происходит? Запиши ответ.

С какой целью написан текст № 2? Обведи номер выбранного ответа.

сравнить научное и литературное описание древней семьи 2) дать информацию о том, кто изучал семью древних людей

познакомить с особенностями жилища древних людей

рассказать об особенностях семьи в древности

Что ты узнал, прочитав текст № 2? Обведи номер выбранного ответа.

Древние люди умели ловить рыбу и собирать мёд диких пчел.

Мужчины-охотники добывали пропитание для всей семьи.

Каждый член семьи имел право на равную с другими долю добычи охотников.

Ниже приведён ряд утверждений. Выбери и обведи утверждения, которые характеризуют жизнь древней семьи.

Семья пользовалась огнём.

Семья целиком собиралась крайне редко.

Люди предпочитали жить в одиночку.

Семьи жили в укрытиях, а не на открытых местностях.

Семье приходилось защищаться от врагов.

Семья была немногочисленной.

Подчеркни предложение в тексте, в котором говорится о том, что изучают этнографы.

Какая ситуация из жизни древней семьи нашла отражение на рисунке, помещённом в тексте № 2? Обведи номер выбранного ответа.

Древняя семья освещала и отапливала своё жилище огнём костра.

Мужчины шли на охоту, а женщины и дети не покидали укрытий.

Воинственные соседи убивали тех, кто не мог сопротивляться.

Оставшиеся в живых ушли искать спасения в лесах.

Определи, в какой из перечисленных книг тебе может встретиться текст «Древняя семья». Обведи номер выбранного ответа.

книга об исторических событиях

энциклопедия «Вокруг света»

Можно ли жизнь древней семьи назвать лёгкой? Отметь ответ знаком и объясни свой ответ.

Современная семья одновременно и чем-то похожа на древнюю, и многим от неё отличается. Запиши одно сходство и одно отличие, опираясь на содержание текста № 2.

Какая поговорка могла бы стать названием сочинения ученицы 8-го класса Алины Нигматулиной (текст № 3)? Обведи номер выбранного ответа.

Умей у людей погостить и к себе запросить.

Где любовь да совет, там вражды нет.

На свете не без добрых людей.

Не дорог подарок, дорога любовь.

В каком смысле в начале текста № 3 употребляются слова «самой корни пускать»? Обведи номер выбранного ответа. 1) приживаться на новой земле

2) получать всё необходимое для жизни 3) высаживать саженцы на своём участке

4) связывать разные поколения между собой

Семью, о которой написала Алина, можно назвать интернациональной. Из приведённых ниже утверждений выбери и обведи те утверждения, которые это подтверждают.

У бабушки и дедушки разные национальности.

Семья живёт в татарском селе.

В семье сохраняется культура русская, украинская, татарская.

Алина считает себя наследницей традиций разных народов. 5) Алинина семья очень дружная.

Просмотри первый и третий текст. Выпиши три слова, которые характеризуют отношения между родителями и детьми, описанные в текстах.

Семья третьеклассника Пети А. переезжает жить из Якутии в город Тюмень. Пете тревожно: он не знает, как встретят его в новом классе. А мама волнуется о том, как сложатся отношения их семьи с новыми соседями.

Используя текст, напиши, какой совет могла бы дать в этой ситуации Алина Нигматулина.

Чему можно научиться у семьи, описанной в сочинении ученицы 8-го класса? Сделай два вывода, используя текст.

1 Э тнографы изучают быт народов, их культуру и традиции.

Источник

О чём главным образом рассказывается в тексте? Обведи номер выбранного ответа. (1 балл)

1) об истории Древней Олимпии

2) о победителях древних Олимпиад

3) о проведение спортивных состязаний

4) об Олимпийских играх в древности и их победителях

Ниже приведены высказывания двух учеников о том, кто мог участвовать

В Первых Олимпийских играх. (1 балл)

Маша: В Олимпийских играх мог участвовать каждый человек. Любой, кто пожелает, за год до их открытия вносился в особые списки, и потом мог принимать участие в соревнованиях и стать победителем.

Витя: Олимпийские игры были доступными не для всех. В них не могли участвовать рабы, женщины, люди негреческого происхождения.

Кто из ребят допустил ошибку – Маша или Витя?

Отметь ответ знаком  и обоснуй его.

Что объединяет слова «стадия» и «стадион»? (1 балл)

4. Ниже приведены четыре предложения из текста «Олимпионики». В каком из них содержится оценка Олимпийских игр? Обведи номер выбранного ответа. (2 балла)

1) Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр.

2) Во время Олимпийских игр любого, кто войдёт в пределы Олимпии

вооружённым, объявляли преступником.

3) Один из знаменитых греческих поэтов писал об олимпийских играх,

что из всех атлетических игр древности всех благородней –

4) Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком и

пурпурными лентами всеобщее признание.

Какие почести полагались победителю древних Олимпийских игр?

Приведи три примера из текста. (2 балла)

6. В таблице, приведённой в конце текста, указаны имена первых победителей олимпийских игр в отдельных состязаниях. Используя таблицу, ответь на вопрос:

Кто из олимпиоников сам в соревнованиях, возможно, не участвовал? (3 балла)

Объясни свой ответ.

Часть 3

Русский язык –максимальная сумма баллов – 17баллов.

(29)Сдержала Матушка-природа свое слово. (30)С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. (31)Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. (32)И выходит вода наверх, где ключом, где ручьями.

(33)И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. (34)Древесина ее один цвет на другой стала менять. (35)Только срубленная, она белая, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. (36)Мебель из этого дерева удивительная.

Задание 1: (2 балла)

Сформулируйте главную тему текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Задание 2: (1 балл)

Отметьте верные утверждения, встречающиеся в тексте:

¨ Листочки на ольхе до поздней осени остаются зелеными

¨ Из ольхи получается красивая мебель

¨ Подсохнув, древесина срубленной ольхи становится нежно-оранжевой

¨ Ольха растет в полях, степях и на лугу

Задание 3: (5 баллов)

а) Напишите, из-за чего расстраивалась Ольха

б) Какие слова утешения вы могли бы сказать Ольхе

в) Напишите, что успокоило Ольху

г) Напишите, что тебе не понравилось в поведении Березки

д) Как вы думаете, как к Ольхе относится Осень? Аргументируйте свой ответ. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4: ( 4 балла)

Установите соответствие между глаголом и морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.

А) превратилась (предл. 7) 1. повелительное наклонение

Б) смотри (предл. 11) 2. инфинитив, 2 спр., переходный

В) вырастить (предл. 38) травы 3. изъявит. наклонение, прош. время,

4. будущее время, 2 спр., переходный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Задание 5: (3 балла)

Из предложений 34 – 36 выпишите определительное местоимение и определите его морфологические признаки.

Задание 6: (2 балла)

Выпишите грамматическую основу предложения 37.

Часть 4

Биология–максимальная сумма баллов – 15баллов.

Часть 1. К каждому из заданий части 1 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. (Максимально 4 балла )

чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Смотреть картинку чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Картинка про чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег. Фото чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаем ту сумму денег, которая написана на
ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее.

Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций.

Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.

Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства осуществляется внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т. д.

Кто из нас не пытался копить деньги? В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство.

Деньги позволяют осуществлять экономическую взаимосвязь между различными государствами. В роли мировых денег может выступать золото или конвертируемая валюта – денежные единицы стран с относительно стабильной экономикой, которые могут быть обменены на валюты других стран. К обратимым валютам относятся, например, доллар США, британский фунт, евро, иена.

26) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27) Что такое денежное обращение? Какие примеры процессов, в ходе которых обращаются деньги, приведены в тексте.
28)какие 4 функции денег рассматриваются в тексте

Источник

1. О чём этот текст? Обведите номер выбранного ответа. 1) о том, что люди всё чаще используют значки вместо слов
2) о том, какие тексты живут в среде современного города
3) о том, какая реклама появляется на улицах города
4) о том, как устроен лексикон современного интеллигента

3. Андрей, прочитав текст, сказал: «Асфальтовое и напольное письмо по сути ничем, кроме места расположения, не различаются». Согласны ли вы с этим? Отметьте свой ответ знаком и обоснуйте свой выбор.
Да
Нет
Обоснование:

4.Выберите выражения, которые употреблены в тексте в буквальном смысле. Об Обведите номера выбранных ответов.
1) отрываться от стен
2) куда глаза глядят
3) голоса времени
4) у ваших ног

5. Перечитайте абзац, начинающийся слов «Если проследить за взглядом.». Какие тексты, по мнению автора, меняют у горожанина «оптику восприятия города»? Обведите номера выбранных ответов.
1) тексты на стенах домов
2) тексты, висящие над головой
3) тексты на штендерах (раскладушках)
4) тексты на досках объявлений

7. По закону городские власти должны отвечать на обращения граждан. Почему же автора текста удивил ответ властей Новгорода на обращение его жителей?
ответ:

9. Какую закономерность, характерную для современного общения, иллюстрирует следующий пример из текста: «…первый раз я увидела такую стрелку в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; почти от гардероба стрелка на полу указывала, куда идти к картинам Караваджо. Честно говоря, слегка обомлела»? Обведите номер выбранного ответа.
1) Люди стали меньше разговаривать друг с другом.
2) Даже в официальной обстановке люди предпочитают длинным сообще-
ниям короткие.
3) Даже в официальной обстановке люди стараются общаться просто и не-
формально.
4) Людям трудно понимать указатели, не выраженные словами.

10. Серенадой в Средние века в Италии и Испании называлась песня в честь возлюбленной, которая исполнялась под её окном. Автор текста утверждает, что некоторые жанры асфальтового письма заменили серенады. Как вы думаете, какие особенности серенады как жанра сохранились в надписях на асфальте «Оля, я тебя люблю!», «Ты самая лучшая!» и т. п. Чем отличается «асфальтовая серенада» от своей средневековой предшественницы?
Сходство:
1)
2)
Отличие:

Источник

Чему главным образом посвящен текст обведите номер выбранного ответа истории денег

Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

Прочитайте отрывок из летописи.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребёнком _____________. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и сына её возьмём, и сделаем ему, что захотим». »

1. Князь Игорь решил повторно собрать дань с древлян («Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»);

2. У князя Игоря было мало воинов (дружинников).

Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, повлиявший на выбор веры киевским князем Владимиром, совершила упоминаемая в тексте Ольга?

1. Последствие, например:

— месть княгини Ольги древлянам;

— установление уроков и погостов.

2. Поступок — принятие христианства княгиней Ольгой.

Укажите век, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича».

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из боярского приговора

«Лета февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай.

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».

Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу:

— если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно;

— если ныне за кем-то другим во крестьянах или у кого служит по кабале.

2) одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали:

— если про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться невозможно, то его не возвращать.

Под каким названием известен в истории срок, которому посвящён последний абзац данного отрывка? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название срока: «урочные лета».

2) причины введения данного срока:

— стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели;

— бегство многих крестьян к казакам;

— стремление Лжедмитрия I получить поддержку бояр и помещиков.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Период создания документа: XVII век;

2) Ответ на второй вопрос: Борис Годунов;

Напишите название периода в отечественной истории, к которому относятся описываемые в тексте события. Укажите век, к которому относятся описываемые в тексте события.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из записок иностранца

«В 6 утра… Димитрий Иоаннович был бесчеловечно умерщвлён и в то же время было перебито, как полагают, 1705 поляков… Пётр Фёдорович Басманов был убит в сенях перед царскими покоями… [Их тела] поволокли… до народной площади. Там они были… около трёх дней, до избрания царём начальника заговора…

Некоторое время спустя после по избрании [царя] восстали пять или шесть главных городов в пределах Татарии: мятежники схватили воевод и побили часть войска и гарнизоны; впрочем ещё до отъезда моего, в июле месяце, раскаялись и получили из Москвы прощение, оправдавшись тем, что они были обмануты молвою о спасении царевича Димитрия. В то же время в Москве был большой раздор среди знатных, негодовавших на избрание [царя] без их согласия и утверждения; [царь] едва не был низложен. Наконец, все успокоилось, и [царь] был коронован.

После венчания, опять возникли тайные козни против царя, в пользу (как я думаю) князя Фёдора Ивановича Милославского, представителя самого знатного русского рода, за которого при избрании подавались голоса, и если бы представители страны были собраны, то он был бы избран. Впрочем, он, как говорят, отказался от короны…

[Царь] вновь подвергался опасности во время перенесения в Москву тела истинного Димитрия, умерщвлённого, как гласит молва, 17 лет назад; когда царь вместе с патриархом и духовенством вышли навстречу за город. Как говорят, [царя] хотели побить камнями, но бояре усмирили народ прежде, чем собралась большая толпа.

Какие причины выступлений, недовольства против нового царя указываются в тексте? Приведите три причины.

Могут быть приведены следующие причины недовольства:

1) вера народа в чудесное спасение «законного царя» Дмитрия Ивановича;

2) недовольство знати избранием Шуйского без её согласия и утверждения;

3) наличие других знатных претендентов на престол;

4) действия поляков, которые провоцировали недовольство.

Причины могут быть сформулированы иначе. Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме

сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Привлекая исторические знания, приведите две причины, по которым москвичи поддержали заговор, об успехе которого говорится в тексте. Приведите одно положение о том, чем закончилось царствование, о начале которого говорится в тексте.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) причины, например:

— из-за несоответствия поведения Лжедмитрия русским обычаям москвичи усомнились в его происхождении;

— произвол по отношению к москвичам со стороны пришедших с самозванцем поляков;

2) положение об окончании царствования например:

— Шуйский был низложен в результате боярского заговора и насильно пострижен в монахи.

Могут быть названы другие причины поддержки заговора. Причины и положение могут быть сформулированы иначе

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название периода — Смута (Смутное время);

Назовите царствующего государя, о котором говорится в тексте. К какому веку относятся записки?

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из записок иностранца

«Что касается до главных пунктов или статей, входящих в состав самодержавного правления, то все они… безусловно принадлежат Царю и состоящей под ним Думе…

Что касается до общественных и правительственных должностей в государстве, то здесь нет ни одного наследственного звания… и, напротив, определение к той или иной должности зависит непосредственно от самого Царя… Но теперешний Царь (чтобы свободнее предаваться благочестию) предоставил все такого рода дела, относящиеся до управления государством, в полное распоряжение брата жены своей, боярина Бориса Фёдоровича Годунова… Ещё недавно здесь были лица из древнего дворянства, которые владели по наследству различными областями с неограниченною властью и правом судить и рядить все дела в своих владениях без апелляции и не давая никакого отчёта Царю; но все эти права были уничтожены и отняты у них …родителем нынешнего Государя…

…теперь знатнейшие дворяне (называемые удельными князьями) сравнялись с прочими… Средства, коими стараются препятствовать возвышению этих домов и возвращению ими прежнего значения, суть следующие…: многим из наследников не дозволяется вступать в брак, дабы род прекратился вместе с ними. Иных отправляют в Сибирь, в Казань и в Астрахань, под предлогом службы… Некоторых заключают в монастыри, где они постригаются в монахи, под видом обета, данного добровольно…, но на самом деле по неволе, из опасения, что их обвинят в каком-нибудь взведённом на них преступлении.

Здесь они находятся под столь блистательным надзором…, что им не остаётся никакой надежды, как кончить дни свои в заточении… Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные [отцом нынешнего Государя], доселе ещё употребляются Годуновыми, которые возвысившись через брак Царицы, родственницы их, правят и Царём и Царством (в особенности Борис Фёдорович Годунов, брат Царицы), стремясь всеми мерами истребить или унизить всё знатнейшее и древнейшее дворянство… В прошедшем году… лишён жизни в монастыре… князь Пётр Петрович Шуйский… Думали также, что Никита Романович, дядя нынешнего Царя с материнской стороны, умер от яда или другой насильственной смерти».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *