Что автор называет юридическим фактом какие примеры юридических фактов приведены в тексте
Что автор называет юридическим фактом какие примеры юридических фактов приведены в тексте
Какие факторы, с точки зрения автора, проявляются при реализации юридической ответственности? Укажите два любых фактора. Какую направленность института юридической ответственности приводит автор? Назовите любые две из приведённых автором ступеней эволюции юридической ответственности.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Институт юридической ответственности, будучи напрямую связанным с функцией государства по охране правопорядка, является наиболее наглядным показателем воплощения прав и свобод человека в социальной действительности. Это обусловлено тем, что при осуществлении норм об ответственности происходит непосредственное вторжение государства в сферу юридически закреплённых прав, свобод и законных интересов личности. При реализации юридической ответственности отчётливо проявляются такие факторы, как ценностные ориентиры государства, уровень цивилизованности и культуры общества. По тем задачам и целям, которые государство ставит перед собой для обеспечения юридической ответственности, а также по специальным правовым средствам обеспечения справедливости и гуманизма можно судить о степени ценности личности для государства.
Институт юридической ответственности направлен на восстановление гармонии общественных отношений, социальной справедливости.
Задачи и цели реализации тех или иных средств, применяемых в отношении правонарушителя в качестве воздаяния за совершённое деяние, претерпевали изменения по ходу исторического развития общества и государства. Они прошли долгий и порой противоречивый путь становления, соответствующий всем перипетиям эволюции права: от игнорирования человека, его личности, достоинства, прав и свобод до признания последних высшей ценностью, соблюдение и защита которой есть важнейшая обязанность государства. При этом эволюция целей юридической ответственности (наказания) происходила по восходящей через следующие ступени: кровная месть, собственно возмездие и финансовые выгоды власти; возмездие за содеянное и устранение преступников; исправление правонарушителей и общее предупреждение правонарушений; исправление и перевоспитание правонарушителей, частная и общая превенция правонарушений.
Принципы юридической ответственности – это основополагающие идеи, выражающие сущность, природу и назначение институтов ответственности. В числе непосредственных принципов юридической ответственности, на наш взгляд, можно назвать законность, неотвратимость и индивидуализацию. Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц (правоохранительных органов и органов правосудия) призвана, в конечном счёте, обеспечить безопасность личности и оградить общество от общественно опасных проявлений. Этим обусловливается её роль в процессе возникновения и осуществления института юридической ответственности.
Что автор называет юридическим фактом какие примеры юридических фактов приведены в тексте
Автор пишет, что «нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен …уметь оценить их с юридической точки зрения». Приведите три примера с пояснениями, как в повседневной жизни людей проявляется необходимость высокого уровня правовых знаний.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
Укажите два элемента анализа правовой культуры, которые приводит автор.
1) изучение правовых феноменов;
2) описание и объяснение ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере.
Элементы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Автор пишет о постепенном формировании правовой культуры. Какие два этапа формирования обыденного правового сознания приводит автор? Чем ограничен обыденный уровень правосознания с точки зрения автора? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».
Ответ должен содержать следующие элементы:
— Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми.
— Формирование основы правосознания — овладение правовыми навыками и умениями.
2. Приведена точка зрения автора:
— Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
3. Объяснен смысл понятия, например:
— правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.
Автор пишет: «Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества». Как взаимосвязаны правовая культура и гражданское общество? С опорой на знания курса, исторические события и личный опыт приведите три объяснения.
Приведены три объяснения:
1. Уровень развития гражданского общества определяется долей граждан, обладающих высокой правовой и политической культурой.
2. Высокий уровень правовой культуры позволяет гражданам максимально объективно оценивать программы партий, не идти на поводу популистских лозунгов.
3. В постсоветской России процесс становления гражданского общества проходил параллельно с появлением новых правовых институтов, необходимых для его существования, таких как институт демократического избирательного права, институт частной собственности, предпринимательства и др. Без высокого уровня правовой культуры невозможно нормальное функционирование этих институтов.
Могут быть приведены другие объяснения.
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.
Три примера с пояснениями:
1) При покупке мебели на заказ обязательно должен быть оформлен договор купли-продажи, в котором прописаны сроки работ, их стоимость и т. д. При отсутствии такого договора покупатель не сможет отстоять свои права в случае недовольства работой производителя (поставщика).
2) При оформлении на работу работник обязательно должен заключить трудовой договор в письменной форме, внимательно изучив все его пункты. Если работодатель нарушит свои обязательства, то на основании подписанного трудового договора работник может отстоять свои права.
3) При участии в собраниях, митингах, демонстрациях и т. д. знание действующего законодательства позволит воздержаться участнику от таких действий, которые будут квалифицированы как правонарушения и могут привести к привлечению к административной или уголовной ответственности.
Могут быть приведены другие примеры с пояснениями.
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Какое определение монархии даёт автор? Какой тип монархии соответствует определению, данному автором?
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
2) ответ на второй вопрос:
— данному автором определению соответствует абсолютная монархия.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.
В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:
1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная дума — избирается непосредственно народом путём прямых выборов);
2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);
3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).
Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.
Могут быть приведены такие объяснения:
1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;
2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;
3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).
Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.
Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:
— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;
2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:
— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.
Могут быть названы другие факторы.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:
— соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;
2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:
— могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.
Могут быть названы другие факторы.
Автор упомянул властные структуры, специально созданные для охраны прав и свобод человека. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три подобные структуры в РФ. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему ситуации, в которых гражданин может обратиться в эти структуры за защитой своих прав. (Сначала называйте властную структуру, затем приводите соответствующий пример.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.
Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависят от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того, чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надёжный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включён» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые имеют правовой характер.
Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет: порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности, и т.д.
Что автор называет юридическим фактом какие примеры юридических фактов приведены в тексте
Какое определение свободы в области частного права приведено в тексте? Какие действия государства, по мнению автора, позволяют договорам, односторонним актам собственника и т.д. приобретать «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение? (Назовите любые два действия.) Что автор называет центральной категорией публичного права?
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами.
При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т.е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы».
Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка.
Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения.
Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов.
В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т.д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.
Что автор называет юридическим фактом какие примеры юридических фактов приведены в тексте
Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.