что делает фотограф на свадьбе
Сколько зарабатывает свадебный фотограф
Сюзанна носится целый день с девятью килограммами на плече, вытирает сопли чужим людям, а потом семь часов возит мышкой по фотошопу. Такая работа.
Раньше Сюзанна работала инженером-конструктором, но шесть лет назад купила фотоаппарат и начала снимать. Два года назад она ушла с работы и стала свадебным фотографом. Недавно она сняла свою сотую свадьбу.
Я поговорил с Сюзанной, чтобы узнать ее опыт.
Оборудование
Камера. Фотоаппарат должен быть профессиональным, лучше всего — с полнокадровой матрицей. У такой камеры больше возможностей, фото получаются детальнее, и она может работать при слабом освещении.
Профессиональная камера без объектива стоит от 40 тысяч рублей на «Авито», приличный новый аппарат — от 60 тысяч, хорошая камера — 130 тысяч. Это только «тушка» — объектив покупается отдельно.
К сожалению, технологического прорыва не случилось и все телефоны, полупрофессиональные камеры, мыльницы, экшн-камеры и другие чудеса бытовой электроники до сих пор не могут тягаться с хорошей профессиональной цифровой камерой. Вытянуть хорошую съемку на любительской зеркалке очень сложно.
Сейчас почти все профессиональные свадебные фотографы снимают на цифровые камеры. Есть отдельные эстеты, которые снимают на пленку, но это чертовски дорого и трудоемко, хотя и красиво.
Объективы. «Тушка» камеры — это то, что принимает свет и записывает его в виде картинки. Но на «тушку» снимать нельзя, к ней нужно прикрутить объектив — это устройство, которое собирает свет, особым образом фокусирует его и направляет в «тушку». От объектива зависит геометрия кадра, возможность снимать вблизи или издалека, размытие фона, общая яркость и детальность кадра.
Камеры часто продаются в комплекте с каким-то простеньким объективом — такие наборы называют «китами», а объективы — «китовыми». Как правило, для серьезной работы они не подходят.
У Сюзанны два рабочих объектива. Первый — портретный с фокусным расстоянием 85 мм — для съемок людей и объектов вблизи. С ним получаются красивые лица с правильными чертами, красиво размывается фон.
Запасная камера. Запасная камера пригодится, если основная сломается. Она полезна и в ситуациях, когда нет времени менять объективы: например, если на основном портретник, а нужно срочно снять гостей в конце зала.
Запасной фотоаппарат у Сюзанны такой же, как основной. Но если денег на вторую камеру нет, для начала можно обойтись и зеркалкой за 30 тысяч рублей: лучше сделать снимок на нее, чем не сделать вовсе.
Дополнительный свет. Чтобы фотографии получались яркими и четкими, нужен дополнительный свет: вспышка и фотофонарь. Встроенная вспышка фотоаппарата обычно не вытягивает. В каких-то арт-кадрах еще можно справиться совсем без вспышки, но, если вы хотите достать из темного ресторана четкие портреты людей, без вспышки никак.
Еще понадобится синхронизатор, чтобы камера и вспышка срабатывали одновременно.
Фотофонарь или видеосвет помогают снимать в темном помещении и освещать отдельную область, а светофильтры для объектива — создавать необычный цвет кадра. Это не необходимость, но многим нравится.
Компьютер и графический планшет. Для обработки больших фотографий в профессиональном формате нужен хороший компьютер. На слабых машинах приложения для обработки фотографий тормозят, а сама обработка может длиться вечность. Цвета на плохом мониторе отличаются от настоящих.
У Сюзанны компьютер с оперативной памятью 16 Гб, четырехъядерный процессор, жесткий диск на 300 Гб и огромный монитор с ай-пи-эс-матрицей и матовым покрытием.
Кожу и фигуру на фотографиях Сюзанна обрабатывает с помощью графического планшета «Ваком»: делать это мышью неудобно и мучительно долго.
Вообще, в вопросах постобработки очень важно оборудование. Одно дело — худо-бедно отретушировать одну фотографию — тогда подойдет любой компьютер. И совсем другое, когда тебе нужно отретушировать 250 фотографий. Если компьютер сохраняет изображение полминуты, то на одни только сохранения будут уходить часы.
Как всё устроено: Свадебный фотограф Работающий на свадьбах фотограф анонимно рассказал The Village о том, как заработать полмиллиона рублей за съёмку, зачем валять жениха и невесту в грязи и что делать с пьяными родственниками.
О ценах
Сразу скажу — верхнего предела нет. Я был в Америке, там в южных штатах на свадьбу приглашают по полторы тысячи человек, а фотографу платят тысяч 50. У нас такого не бывает, конечно, но если у людей много денег и мало мозгов, то пол-лимона, если не больше, отваливают без вопросов. Просто сколько назовёшь — столько и платят.
С другой стороны, после 2008 года ценник сильно упал. Во-первых, из-за психологических последствий кризиса, а во-вторых, из-за того, что на рынке появилось чудовищное количество непрофессионалов, которые, купив себе зеркалку за 20 тысяч, делают сайт и подрабатывают свадебной съёмкой. Из-за удешевления техники и неразборчивости клиентов это сейчас стало доступно практически любому, кто может нажать на кнопку и скачать в интернете пару плагинов для «Фотошопа», которые всё сделают за тебя.
В целом, все свадьбы можно поделить на три ценовые категории: бюджетные (от 3 тысяч), средние (от 20 до 50 тысяч) и всё, что дороже, — топ-свадьбы, так сказать. Хотя все свадебные фотографы, как рыбаки, очень любят приврать. И если кто-то рассказывает, что снял свадьбу за 100 тысяч, верить не стоит.
Кстати, цены зависят скорее от клиентов, чем от фотографов. Один и тот же фотограф может снять свадьбу за семьдесят штук, а через две недели — за пятнадцать. С такой конкуренцией привередничать не приходится. А лет пять назад, помню, все презрительно отказывались снимать меньше чем за двадцатку. Так что совсем необязательно платить бешеные деньги, чтобы пригласить настоящего профессионала.
О конкурентах
На днях слышал в кафе разговор за соседним столиком. Сидят два клерка, и один другому говорит: «Я знаю, как быстро срубить бабок. Берёшь на день напрокат фотик хороший за три тысячи, снимаешь свадьбу за двадцать, сейчас самый сезон. И разница твоя». Ну, собственно, как он снимает, понятно. Но при теперешнем уровне развития техники и это сойдёт для неприхотливого клиента. И так, подрабатывая по выходным, все эти «белые воротнички» зарабатывают за три дня столько же, сколько за двадцать в офисе, так что понять их можно.
Вообще рынок очень жёсткий. Конкуренция среди фотографов высокая в любой отрасли, а у свадебщиков просто зашкаливает. Все друг друга ненавидят, пытаются подставить, разборки в стиле девяностых прямо. Топовые свадебщики вкладывают огромные деньги в рекламу. Бывают ещё всякие конкурсы, призы — всё это, конечно, покупается, продаётся. Очень сурово всё.
О нервах
Снимать свадьбы интересно, вся психология выплывает наружу. Изучение человеческой природы в чистом виде. У меня есть приятель, он ездит то и дело в регионы снимать всякие чернушные свадьбы, как это у нас обычно бывает. Снимает бесплатно, иногда сам чуть ли не приплачивает. И всё это ради искусства: хочет лет через 20 сделать выставку таких настоящих народных свадеб, типа как делают фотовыставки про всяких диких туземцев.
Свадьбы, конечно, прибыльное дело, но очень нервное. Всегда чувствуешь ответственность. Тут нельзя позвонить жениху на следующий день после съёмки и сказать: «Ой, извини, у меня кошка карту памяти съела». Большой стресс, поэтому стараюсь поменьше заниматься свадьбами в последнее время. Ещё можно снимать в журналы. Но журналы ни хрена не платят, да и конкуренция большая. Можно ещё рекламу снимать, этим сейчас и стараюсь заниматься: спокойно, время есть, фотографии за тебя обрабатывают.
О традициях
В Европе есть проверенные свадебные агентства, а у нас их совсем мало, они очень дороги и совершенно не профессиональны. Это видно на каждой свадьбе. Например, все подружки невесты в платьях одного размера, хотя сами подружки разные. Уродские хаммеры-лимузины, которые полдня стоят в пробке, потому что в агентстве кто-то не удосужился открыть «Яндекс» и посмотреть карту. Гости тоже, как правило, не добавляют позитива: кто в пиджаке, кто в свитере, кто в шортах. И все пьяные, ясное дело. Напиваться на свадьбах — почти религиозный обычай.
О лучших свадьбах
По своему опыту могу сказать, что самыми лучшими выходили те свадьбы, где было немного гостей и куда приглашали только друзей, желательно одного с женихом и невестой возраста. Хотя чаще всего у нас принято звать всю родню как минимум. Ещё в последние годы новый тренд — свадьбы за рубежом. У меня один знакомый живёт в Доминикане, другой — на Мальдивах. Снимают там русские свадьбы раз в месяц и этим живут. И молодожёнам удобно: церемония и еда там обходятся гораздо дешевле, заплатить надо только за билеты гостям. Получается иногда выгоднее, чем свадьба в Москве.
В целом, конечно, ситуация со свадебными традициями улучшается. В Москве и Питере уже не требуют фотографий, где невеста у жениха на ладошке. Бывают и какие-то новые идеи, совсем уж странные. У меня знакомый снимает за большие деньги всякий трэш типа жених и невеста грязные, платье изорвано, на помойке с бутылкой водки или валяются в луже на просёлочной дороге. Хоть веселее унылого загс-лимузин-пьянка.
О женихе и невесте
Первую свадьбу я снял лет десять назад. Это была классическая быдлосвадьба: жених — гопник, дружки его соответствующие. Реально все пришли в кепках и с семечками. Только по непонятной мне причине невеста была дочкой какого-то профессора, из очень интеллигентного круга. В общем, она сидела грустная, а он, конечно, тут же надрался. Слава богу, сейчас у меня такое просто по цене отсеивается. Но предложи мне кто-нибудь снять эту свадьбу ещё раз за миллион рублей — отказался бы, честное слово.
Как правило, жениху вообще по барабану, фотографироваться хочет невеста. Главное тут — установить какой-то контакт с людьми, лучше с невестой, а она уже и жениха заставит слушаться. Ну а если не получается — врубается профессионализм, понимаешь, что должен держать планку, как бы неприятно всё это ни было. Если вижу, что людям всё равно, а фотографа пригласили, потому что «так надо», стараюсь не навязываться. А если есть контакт, можно попросить позировать. На одной свадьбе откуда-то взялись футбольные мячики. Жених с невестой их пинали, было весело. Кадры эти не очень получились, но контакт установился, все были весёлые, и остаток свадьбы я отлично отснял.
О правилах
Я стараюсь не заводить дружбы с клиентами, потому что она всегда будет носить меркантильный характер. Этим часто грешат фотографини. Ути-пути, какое платье, потом посиделки, открытки. И всё это только затем, чтоб развести ещё на крестины и захапать всех подруг невесты. Гадость.
Схема оплаты у меня всегда одна и та же: 50 % предоплата, 50 % — на следующий день после съёмки. Иногда уже обо всём договорились, но люди начинают торговаться, предлагают: «А давайте вы нам половину фотографий, но скинете 20 %». В таких случаях я отвечаю: «Окей, не вопрос. Вам верхнюю половину или нижнюю?» Был ещё случай, когда через полгода после съёмки звонит мама невесты и говорит: «Нам фотографии разонравились, потому что там нет бабы Клавы и бабы Нюры, деньги верните». Я чуть в трубку не рассмеялся. Потом звонил жених, извинялся за тёщу.
За это лето я снял четыре или пять свадеб, это считается немного. Раньше женились в основном на Красную горку и от Пасхи до конца сентября. Сейчас эта сезонность уходит. Многие стали жениться зимой, помимо прочего, это ещё и дешевле. Вообще, люди стали больше считать деньги, готовясь к свадьбе, и, по-моему, это правильно: мы же европейцы всё-таки.
Откровения свадебного фотографа, или Почему на свадьбах так важны профессионалы
Если мероприятие плохо организовано, упускаются возможности ловить хорошие ракурсы. Из-за этого фотографу приходится ругать себя и зачастую выслушивать недовольство заказчиков. Мастера чувствуют ответственность, ведь этот день очень важен для всех присутствующих: на свадьбу приезжают родственники, иногда из отдаленных уголков земного шара; все члены семьи понимают, насколько редки подобные события, и для друзей это возможность повидаться, прежде чем карьера и расстояния разделят их.
Фотограф Уилл Недер (Will Neder), профессионально занимающийся съемкой частных торжеств с 2000 года утверждает, что на свадьбе можно в полной мере реализовать свое призвание. Он призывает коллег не быть циничными, несмотря на жесткую коммерциализацию торжеств. Глядя через объектив камеры, можно увидеть те мимолетные мгновенья, которые связывают поколения и выражают суть отношений между людьми. Не во всех моментах (особенно в «разрезе» организации) присутствующие выглядят красиво и счастливо, однако даже тревоги, нервное ожидание и хлопоты участвуют в создании уникального контекста, который выводит на первый план значимость искренних отношений.
Хорошие фотографы видят многое и их советы по организации и планированию торжества совсем нелишние. Недер составил небольшую шпаргалку для пар, в которой «широкими мазками» сформулировал несколько важных нюансов.
Совет №1 Свадебный переполох для жениха и невесты
Совет №2 Внимание: детали, детали, детали!
Любой театральный постановщик расскажет, как важен для правильного разворачивания истории балкон Джульетты, салон Джейн Остин или мостовая Касабланки, но если эти вещи начнут эмоционально подавлять сценарий, значит, что-то идет не так. Ни одна деталь не стоит того, чтобы ради нее превращаться в одержимую планированием дочь юбиляра из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк» или героев «Отца невесты».
Совет №3 Выбирайте поставщиков и работников
Обратите пристальное внимание на подбор тех, кто будет обеспечивать «активную поддержку мероприятия». Уилл Недер и другие фотографы знают множество леденящих душу историй о поставщиках цветов, тортов и тому подобного, которые, не смотря на то, что были уникально оригинальны, не были доставлены по форс-мажорным обстоятельствам и т.п. Наверное, не удивительно, что женихи с невестами вряд ли способны оценить эти «зигзаги судьбы». Не нанимайте кого попало, отнеситесь к подбору персонала внимательно и скрупулезно.
Как определить, чья роль наиболее важна? Для этого ответьте на вопрос, кто из приглашенных работников будет в большей степени активно взаимодействовать с парой и гостями. Чаще всего это видеооператор, фотограф, ди-джей и ведущий.
Совет №4 Эмоции и отношения
Совет №5 Самое главное
В конце концов, не имеет значения, если вы, перепутав, съедите букет, а торт бросите подружкам невесты или из-за горящих свечей сработает пожарная сигнализация. Да, все пойдет не совсем так, как вы планировали. Но мы, фотографы, видим, как много пар плачет от счастья, когда в первый раз смотрит на свадебные снимки. Нам известно много секретов о людях, с которыми мы работаем, и они помогают нам понять, насколько сложен и важен день свадьбы. И поэтому фотографы могут с полной уверенностью утверждать: если вы правильно расставили приоритеты, результат их работы вас обязательно порадует.
Видеоканал Фотогора
Свадебный фотограф: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой свадебный фотограф?
Свадебный фотограф – это фотограф, который специализируется в первую очередь на съемке событий и мероприятий, связанных со свадьбой.
Что должен знать и уметь свадебный фотограф?
Требования к свадебным фотографам:
Востребованность и зарплаты свадебных фотографов
Свадебный фотограф может самостоятельно организовать своё дело и искать клиентов, зарегистрировавшись как ИП или самозанятый.
3 000 рублей — средний гонорар за 1 час работы начинающего специалиста.
Как стать свадебным фотографом и где учиться?
Варианты обучения для свадебного фотографа с нуля:
Ниже сделали обзор 10+ лучших онлайн-курсов.
10+ лучших курсов для обучения свадебного фотографа: подробный обзор
1 место. Курс «Свадебная фотография» — Skillbox
Свадьба — самый важный день в жизни молодожёнов. Жених и невеста хотят сохранить память о нём в ярких снимках, чтобы потом показывать их друзьям, детям и внукам. Поэтому пары серьёзно подходят к выбору свадебного фотографа и готовы щедро оплачивать его труд.
Кому подойдёт этот курс:
Чему вы научитесь:
Программа
Вас ждут онлайн-лекции и практические задания на основе реальных кейсов.
13 тематических модулей, 67 онлайн-уроков
Дипломный проект
Неожиданные откровения петрозаводского свадебного фотографа
Фотография на протяжении многих лет было моим главным хобби и увлечением. У меня не было вопросов, чем заняться в свободное время. Фотошоп, подготовка к съемкам, съемки, поиск идей — и так до бесконечности. Как-то я подумала, что было бы здорово начать зарабатывать тем, что так нравится и вдохновляет. Я еще никогда так не ошибалась.
Я помню свой первый заказ на свадебную съемку: нужно было поснимать немного в загсе и сделать фотопрогулку. Ночь перед съемкой я не спала, меня трясло, наверное, сильнее, чем невесту. Попросила я какие-то смешные деньги, вроде тысячи или около того. Все вроде прошло хорошо, но мне абсолютно не понравился ни процесс, ни результат.
С тех прекрасных пор я изредка брала свадебные съемки за небольшие деньги. Думала, сделаю портфолио и смогу этим зарабатывать. Но в конечном итоге поняла, что это абсолютно не мое. Свадебный фотограф — это в первую очередь рекламщик, маркетолог, тамада и организатор и в последнюю очередь — непосредственно фотограф. К тому же русская свадьба — это нечто особенно, что подтверждает как мой опыт, так и опыт моих коллег. Вот несколько забавных случаев из моей практики.
До росписи осталось 5 минут!
Все было как обычно: я приехала поснимать сборы невесты в частный дом на окраине Петрозаводска. Пофотографировала родственников, невесту, кота, прибытие жениха (выкуп невесты — особая боль). И тут выясняется, что до регистрации брака в ЗАГСе осталось 15 минут, машин на всех не хватает и нужно срочно что-то делать. Меня запихнули на заднее сиденье, усадив на коленки к какому-то неизвестному мне молодому человеку. Нас там было семеро. Мягко говоря, нам было тесно. Откровенно говоря, шевелиться было невозможно. Водитель, как мне показалось, уже успел выпить, иначе я не знаю, чем объяснить скорость в 150 км/час по Ключевскому шоссе. Успеть на роспись или выжить? Кажется, что этот парень неправильно расставлял приоритеты. Я в тот момент бессознательно начала молиться, чтобы мы все тут выжили. После того случая я решила, что буду добираться до загса исключительно на такси.
Иди снимай выкуп!
Как я уже говорила, выкуп — это отдельная боль любого фотографа. Скажите, как можно снять унижения мужчины в обшарпанном подъезде так, чтобы это было хоть как-то симпатично? Правильный ответ: никак. В основном мы договаривались, что эту часть свадьбы не снимаю, фокусируясь на встрече невесты и жениха. Но один гость считал, что раз я работаю на свадьбе, то обязана активно снимать, как его друга унижают подружки невесты. Заявил он мне это таким тоном, как будто я официант и должна принести ему пива. Я вежливо ответила, что обговорила все детали съемки с невестой и мы решили выкуп не снимать.
Я лучше знаю, как нужно снимать
Я была на свадьбах с замечательными гостями, которые угощали меня бутербродами, помогали нести технику и даже подбрасывали до дому после торжества. Но некоторые гости были убеждены, что фотограф — лишний человек на этом празднике жизни, а то, что его позвали снимать, — большое заблуждение. Причина проста: у них самих есть «зеркалка». Многие фотографы сейчас со мной согласятся: самое обидное, когда красивый кадр портит внезапно откуда появившаяся девочка с телефоном или камерой.
Один раз ко мне подошла гостья и сказала: “Вообще-то я работаю свадебным фотографом, поэтому мне виднее, как нужно фотографировать. Сейчас мы поедем туда, туда и туда. Ты можешь поснимать издалека”. В итоге мне пришлось ждать, пока она поснимает ребят, а потом делать повторную фотосессию. Стоит ли говорить, что мои фотографии понравились молодоженам гораздо больше или они извинялись за поведение своей подруги? Друзья, если вы занимаетесь фотографией и вас позвали на свадьбу в качестве гостя — просто наслаждайтесь событием. Отдыхайте!
Мы к вам обратились, потому что дешево
Классно, когда дешево и круто? Кто такого не любит? Но очень часто получается так, либо дешево, либо классно. Когда я только-только начинала снимать свадьбы, то могла выдать тот результат, который был у меня в портфолио. Обычно все видели стилистику, в которой я снимаю, и именно поэтому обращались ко мне. Но были исключения. Некоторые просто хотели, чтобы их свадьбу поснимали за 5 тысяч рублей. После одного такого случая я просто усаживала пару на диван и методично начинала показывать свое портфолио, приговаривая, что будет примерно так же.
Фотограф нужен завтра
У моей московской подруги, которая трудится свадебным фотографом уже 7 лет, был забавный случай. Она, правда, считает его не забавным, а самым ужасным в ее карьере.
Она позвонила в четверг, свадьба — в субботу. Нам вашу визитку в свадебном салоне дали (никогда не оставляла свои визитки в свадебных салонах, но если так, я не против заложить в него бомбу). У нас, мол, свадьба, нам фотограф нужен на четыре часа, начало в два. Или в три. Ну я вам сообщу. И предоплату переведу. Созвонимся позже. Перезвонила через несколько минут — а вы всё отфотошопите, да? Конечно. Перезвонила снова — а вот у нас в ресторане будет чёрная стена, но я не люблю чёрный, сможеть снять так, чтобы её не было! Вот тут я напряглась.
Предоплату фотографу не перевели и не перезвонили. Утром девушка позвонила и спросила, нужен ли фотограф. Ответили, что да. При общении с невестой стало понятно, что что-то не так. Она методично рассказывала о том, как в последний момент меняла платье, как ссорилась с визажистом и парикмахером и какие все вокруг идиоты. Вся атмосфера мероприятия была напряженной.
Из ресторана я выбралась выжатой как лимон, и, по-моему, в тот вечер мы встретились на вокзале с коллегой. Я пожаловалась ей, как меня вымотал такой подход к тайм-менеджменту. Ха! Я ещё не знала, что меня ждёт впереди.
Проблемы начались после свадьбы, когда невеста начала настойчиво просить “скинуть фотки”.
На её первое письмо с просьбой прислать несколько снимков я отреагировала так же, как обычно: скинула штук десять фотографий, снова мягко, но непреклонно напомнив о том, что срок обработки составляет восемь недель, и отстаньте пожалуйста. И вот тут-то началось. Обработка не такая. Я же видела у вас в портфолио, у вас другая обработка, а у нас не такая. Фото не такие. Совсем не такие. Вот тут не нравится. Здесь тоже. Вот эта хорошая. Остальное — ужасно, ужасно! Всему конец, этот день не повторить и не вернуть. Жизнь кончена. А жених везде выглядит так? Гости в загсе не весёлые. Совсем нет фото с мамой.
То, что фото нормальные, думали все, кроме невесты. И коллеги, и друзья — любой обыватель видел не что иное, как профессиональные и качественные фотографии. Однако невеста была не согласна. В конце концов, устав бороться с неконструктивной критикой, подруга решила скинуть ей все необработанные фотографии, чтобы она самостоятельно их ретушировала.