что делают благотворительные фонды
Как работает благотворительный фонд
Благотворительный фонд – это организация, которая при регистрации приобретает статус юридического лица и в дальнейшем направляет добровольные взносы граждан на реализацию собственных благотворительных инициатив.
Благотворительность активно поддерживается во многих цивилизованных странах, в том числе – со стороны федерального законодательства. Благотворительным фондам, а также жертвователям, которые делают взносы, предоставляются льготы по налогам.
Благотворительный фонд в России не может служить инструментом для оптимизации налогов. Закон не предусматривает права вести коммерческую деятельность под идеей благотворительности, избегать налоговой нагрузки в полном объеме. Поэтому любая организация является некоммерческой, а также негосударственной.
Благотворительный фонд: в чем польза
Благотворительный фонд имеет право на существование по таким причинам:
Механизмы работы благотворительных организаций
Благотворительный фонд имеет устав, который содержит правила, отражающие принципы работы, методы взыскания средств, принципы распределения взносов и т.д.
Часто благотворительный фонд ведет деятельность в социально ориентированных направлениях и/или распределяет деньги на обучение, проведение испытаний, исследования в значимых для общества отраслях.
Благотворительный фонд может взыскивать средства следующими способами:
Уставом благотворительного фонда определяется процент от общей суммы поступлений, которую руководство НКО планирует использовать непосредственно на свои нужды. Речь идет о 20% от любого поступления: на эти деньги учредители арендуют помещение, выпускают рекламную продукцию, выплачивают заработную плату основному составу коллектива, а также покрывают расходы на транспорт и т.д.
Сотрудники НКО: кто это
Сотрудниками благотворительного фонда принято считать специалистов, занятых на главных должностях в НКО и организующих его работу, – руководители, бухгалтеры, юристы. Социальными и агитационными работами занимаются волонтеры, что разрешено законом РФ. Благотворительный фонд действует в рамках утвержденной программы, а также в целях развития указанных в Уставе направлений.
Средства для нуждающейся стороны передают с использованием разных схем, в зависимости от профиля НКО и/или поступающих на счет сумм:
Деятельность благотворительного фонда не предполагает получения личной выгоды ее сотрудниками и/или учредителями ни на одном из этапов.
Благотворительный фонд: структура
На схему, структуру работы благотворительного фонда может повлиять специфика деятельности. Но руководящая вертикаль строится по единому для всех НКО принципу.
Первая вертикаль
Главный орган управления уполномочен утверждать документы благотворительного фонда, вносить поправки в Устав, избирать исполнительный и контрольный органы, утверждать направления и программы деятельности на благо людей, а также принимать другие, основные и дополнительные решения.
Вторая вертикаль
Полномочия исполнительного органа правления благотворительного фонда утверждаются Уставом. Вся текущая работа – это зона ответственности административно-исполнительного органа: директора, президента или группы директоров, курирующих различные направления. Их полномочия также обозначаются в Уставе.
Контроль деятельности по второй вертикали ведет наблюдательный совет, членов которого назначает учредитель, а также несколько учредителей организации.
Третья вертикаль
Состав директоров обусловлен объемами и направлением благотворительного фонда. Если организация небольшая, один директор работает с несколькими ключевыми сотрудниками, остальными делами занимаются волонтеры.
Крупному благотворительному фонду с большими активами требуется укомплектованный штат: директор по финансам, второстепенный персонал, а также специалист, в чьем ведении находятся связи НКО с другими организациями и физическими лицами, – это необходимо для эффективного решения задач. Волонтеры лишь собирают пожертвования, а затем контактируют с получателями помощи.
Другое
Благотворительные фонды, имеющие филиалы в городе или стране, работают по другому принципу и иначе выстраивают структуру штата, которая, обязана соответствовать нормам законодательства и основным пунктам Устава организации.
Благотворительность: как работать с фондами
Не бойтесь помогать делом и деньгами
В России всё плохо с благотворительностью. Мы на девятом месте в мире по численности населения и на 126 по количеству сборов на благотворительность.
На то много причин. Одна из них — недоверие. В благотворительности не всегда понятно, пойдут деньги на дело или нет.
Это когда вы вроде даете на благое дело, а на самом деле — на фигню. Например, даришь бездомному теплую одежду, а он обменивает ее на ящик водки и уходит в запой. Или переводишь деньги в фонд, а они уходят в карман чиновнику.
Но из-за страха перед мошенниками у нас возникает страх перед благотворительностью вообще. В этой статье мы постараемся рассказать, как помогать нуждающимся правильно.
Какая бывает помощь
Есть два вида помощи — прямая и через фонды.
Прямая помощь — это помощь без посредников. Например, ваш знакомый просит деньги на лечение. Вы переводите деньги конкретно ему, а он сам решает, как тратить и отчитываться.
95% благотворительности в России — это адресная помощь. Люди просят о помощи в соцсетях, друзья расшаривают и помогают.
Главная беда с прямой помощью в том, что деньги невозможно отследить. Этим пользуются мошенники. Пишут убедительный призыв, находят в Яндексе фотку больного ребенка и запускают «вирус». Трудно отличить настоящего ребенка от развода мошенников. Есть риск, что деньги никому не помогут.
Другая проблема в том, что прямая помощь спонтанная. Вы увидели призыв, захотели помочь и помогли. Это эффективно, но только для одного конкретного человека. А проблемы остались у тысячи других.
Через фонды — это когда вы помогаете большой организации, которая направляет вашу помощь тем, кто нуждается. Фонды — это как бы посредники между вами и теми, кому нужна поддержка. Например, один фонд помогает онкобольным детям: собирает деньги из сотни источников и направляет их на лечение тысячи детей.
Фонды — это профессионалы из мира благотворительности: знают, у кого есть проблемы, знают, кому нужна помощь сейчас, и умеют решать проблемы системно. Например, фонд может договориться с клиникой о льготном лечении. При прямой помощи это невозможно.
Дальше будем говорить про фонды. Мы не отговариваем вас оказывать прямую помощь тем, кто в ней остро нуждается, но с постоянной финансовой поддержкой благотворительные фонды могли бы помогать сразу многим и делать это системно. Пока у фондов мало денег, страдают тысячи, а адресную помощь получают лишь единицы.
Как помогать фондам
Делом. Фондам всегда нужна помощь людей. Перевезти кого-то в больницу, помочь организовать мероприятие, сдать кровь и даже просто пообщаться с подопечным фонда — любая помощь хороша.
Если вы боитесь, что помощь деньгами будет неэффективной, помогайте делом: так всё точно будет по уму. Например:
Сделать первый шаг просто: позвонить в фонд и узнать, чем можно помочь. Обычно у каждого фонда есть своя внутренняя волонтерская служба. Она распределяет ресурсы добровольцев между теми, кому нужна помощь.
Когда вы свяжетесь с волонтерской службой фонда, вам предложат дело по плечу, помогут освоиться и подберут удобный график. Никто не заставит вас заниматься тем, что вам не нравится.
Деньгами. Фонды всегда ищут деньги:
Многие боятся давать деньги на уставные цели. На самом деле именно уставные деньги позволяют фонду работать.
Например, бывает так: фонд решает проблему за счет уставных денег, а уже потом собирает на цель. Он как бы берет кредит сам у себя. Часто для фондов это единственный способ помочь, потому что помощь всегда нужна вчера.
Чем больше уставных денег, тем больше таких «кредитов» фонд может взять. Поэтому когда вы даете деньги на уставные цели, вы инвестируете в то, чтобы фонд решал новые проблемы.
Чем больше денег, тем больше у фонда влияния. Влиятельные фонды могут устранить саму причину возникновения проблемы. Например, помогают людям с инвалидностью найти работу или находят родителей для детей из приютов.
Сколько переводить
Это может быть небольшая сумма, например, 500 рублей в месяц. Главное — не сумма, а регулярность.
Плохо, когда помощь в фонды спонтанная. Во-первых, вы переведете большую сумму один раз, а потом забудете про это на месяцы и годы.
Во-вторых, регулярная поддержка деньгами позволяет фондам прогнозировать поток входящих денег. Когда регулярных платежей много, фонд начинает решать больше проблем. Фонду выгоднее, когда вы платите по чуть-чуть, но постоянно.
Чтобы помогать регулярно, надо выбрать хороший фонд. Хороший фонд — это тот, в котором вы сами уверены.
Как понять, какой фонд стоит поддерживать
Выберите, кому хотите помочь. Помощь нужна всем, но помочь всем невозможно. Подумайте, куда направить усилия. Сформулируйте словами, например, «я хочу помогать пожилым людям, потому что про них никогда и никто не думает».
Изучите сайты фондов. Это не так долго, потому что специализированных фондов мало. Найдите их через поисковики или специальные сайты. Изучите фотографии, отзывы, документы — чем больше, тем лучше. Узнайте, как можно помочь фонду.
Выберите фонд, который позволяет отследить, на что пошли деньги. Честные фонды показывают благотворителям, на что потрачены деньги. Некоторые выкладывают на сайте чеки, другие присылают подтверждающие документы всем, кто внес нужную сумму. Позвоните в фонд и спросите про отчетность, если про это ничего не сказано на сайте.
Узнайте, как фонд ведет дела. Для этого можно сходить на мероприятие фонда или записаться волонтером. Ваша задача — понять, что за люди там работают. Если фонд ведет дела сомнительно, вы это увидите. Когда намерения у фонда искренние, это тоже видно.
Не давайте денег, если сомневаетесь. Вы должны сами чувствовать уверенность, что дело правильное. Фондов много, большая часть из них — честные. Если сомневаетесь в одном, изучите другие.
Начните регулярно давать деньги фонду, которому доверяете. Можно привязать банковскую карту, перевести деньги с мобильного телефона или настроить регулярный платеж через интернет-банк.
Как помогать фондам регулярно
Настроить автоплатеж. В приложении Тинькофф зайдите во вкладку «Платежи», найдите там раздел «Платежи» и нажмите на кнопку «Благотворительность». Перед вами появится список фондов — выберите тот, которому хотите помочь. Чтобы не забыть перевести деньги в следующем месяце, сделайте платеж автоматическим, для этого сразу после перевода на экране подтверждения операции нажмите «Регулярный платеж» и дайте ему название.
Если нужного благотворительного фонда в приложении нет, узнайте его реквизиты — скорее всего, они есть на сайт этого фонда. Чтобы сделать перевод по реквизитам, во вкладке «Платежи» выберите раздел «Переводы» → «По номеру счета».
Переводить в фонды кэшбэк. Это отличный способ помогать хоть и понемногу, но зато постоянно. Если у вас есть дебетовая карта Tinkoff Black, просто выберите ее счет на главном экране приложения Тинькофф и нажмите на значок шестеренки: «Кэшбэк» → «В благотворительный фонд». Выберите в списке фонд, к которому лежит душа, и кэшбэк по вашей карте будет каждый месяц отправляться туда.
На что живут благотворительные фонды в России
По данным отдела исследований благотворительного фонда «Нужна помощь», по состоянию на март 2020 года в России активно работали около 4 тыс. благотворительных организаций. При этом три четверти получали частные пожертвования.
В апреле 2020 года благотворительный фонд развития филантропии «КАФ» выпустил очередное «Исследование частных пожертвований в России». Оказалось, что в течение последних 12 месяцев пожертвования делала половина россиян (49%). Директор по программной деятельности и отношениям с донорами благотворительного фонда «КАФ» Юлия Ромащенко уверена, что структура доходов НКО значительно изменилась за последние десять лет. После кризиса 2008-2009 годов международные доноры стали уходить, корпоративные доноры оказались в кризисе, и тогда некоммерческий сектор стал гораздо активнее обращаться к массовым частным жертвователям.
С миру по нитке
«Мы ежегодно проводим исследования трендов в области частных пожертвований в России и видим, что тех, кто жертвует НКО, становится больше. Расширяется спектр тем, которые люди готовы поддерживать, растет, пусть и не такими темпами, как нам бы того хотелось, число тех, кто подписан на регулярные пожертвования в пользу НКО (так называемые рекуррентные платежи), — говорит Ромащенко. — Частные пожертвования физических лиц — это довольно сложный источник финансирования, потому что НКО нужно «идти в народ», объяснять, почему то, что они делают, важно, необходимо добиться от людей понимания и желания поддержать НКО. Но этот источник хорош тем, что он внутри себя диверсифицирован: если от вас отвернулся один частный донор, то вряд ли отвернутся все. Физические доноры — доноры с большой лояльностью, они не уйдут от вас, потому что у них поменялись какие-то корпоративные процедуры. Кроме того, физические лица работают в компаниях, и это иногда открывает выход на другие источники финансирования».
В исследовании фонда «КАФ» говорится, что шесть человек из десяти (59%), совершавших пожертвования за последние 12 месяцев, помогают детям, трое из десяти поддерживают нуждающихся (32%) или помогают религиозным организациям (31%).
Юлия Ромащенко поясняет: «Наиболее охотно частные лица у нас по-прежнему поддерживают все, что связано с детьми. Фонды, которые привлекают адресную помощь, больше опираются на частные пожертвования — такую помощь сложнее упаковать в проект, а история конкретного человека вызывает больший отклик и сочувствие. При этом многие фонды, которые помогают конкретным людям, ведут системную работу: внедряют новые протоколы лечения, повышают квалификацию специалистов, поддерживают научные исследования. На такую деятельность уже более логично привлекать гранты — мысль о том, что надо скинуться еще и на научные исследования, людям не так близка, они привыкли, что научные исследования финансирует государство».
Источники пожертвований благотворительного фонда AdVita, который помогает людям с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, а также системно поддерживает крупные онкологические центры, прежде всего НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой:
Аналитики и фонда «КАФ», и фонда «Нужна помощь» отмечают активный рост интернет-платформ для пожертвований, таких, как «Нужна помощь», «Благо.ру», «Добро» Mail.ru. Переводить деньги через них просто, удобно, к тому же все представленные там фонды проходят верификацию, отчитываются о своей деятельности, а значит, им можно доверять.
«Традиционно самые первые в списке частных каналов пожертвований — ящики-копилки и sms-платежи, но они не растут, доля sms-платежей даже немного уменьшается. Однако за четыре года примерно на 7% выросла доля тех, кто жертвует на счет благотворительной организации через интернет, — говорит Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований БФ «Нужна помощь». — Все больше организаций делают свой сайт подходящим для этого и увеличивают долю частных пожертвований в своем портфеле».
Несмотря на специфику российского законодательства последних лет, иностранные пожертвования также по-прежнему занимают важное место в структуре доходов многих фондов. «Есть НКО, которые традиционно используют иностранные деньги, поскольку занимаются темами, связанными с ЛГБТ, правозащитой. Эти темы сложны для того, чтобы открыто на них фандрайзить или подаваться на государственные гранты», — поясняет Елизавета Язневич.
Плюсы и минусы грантов
Софья Жукова, директор по фандрайзингу фонда «Нужна помощь», вспоминает, что из-за кризиса 2018 года многие благотворительные организации потеряли ключевых доноров, что сильно повлияло на некоммерческий сектор: «Общаясь с региональными НКО и с достаточно крупными НКО в Москве и Петербурге, мы видим, что многие из них стали больше времени и сил уделять сбору частных пожертвований». Но это, конечно, не значит, что благотворительные организации хотят отказаться от помощи бизнеса.
По словам Жуковой, очень крупный бизнес продолжает жертвовать в некоммерческий сектор, «используя в качестве инструмента собственные фонды, которые реализуют грантовые программы». Примеры таких фондов — Благотворительный фонд Владимира Потанина, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, фонд региональных социальных программ «Наше будущее» и «Абсолют-Помощь». «Задача таких фондов — правильно распределить деньги бизнеса, чтобы они повлияли на весь сектор или на какую-то социальную проблему», — поясняет Жукова.
Дарья Буянова, директор по фандрайзингу БФ «Добрый город Петербург», директор МФЦК «Социальные инновации», вместе с коллегами не только получает гранты на крупные инфраструктурные проекты, но и проводит грантовые конкурсы. «Плюсы в том, что гранты позволяют поддержать крупные инфраструктурные проекты, которые нельзя быстро перевести на другие источники финансирования — например, нашу программу «Добрые города», — говорит она. — Это гигантский проект, в котором обучаются и обмениваются опытом несколько тысяч специалистов, несколько сотен организаций. Бюджет этой программы — примерно 10 млн руб. в год. Мы добились того, что половина программы финансируется из других источников, не из грантов. Но еще несколько лет нам будет нужна грантовая поддержка. Такие большие истории нуждаются в институциональных донорах — тех, кто дает гранты на конкурсной основе, по разным темам. И подобных проектов много».
«Если организация работает в большей степени с проектами, работает с детскими учреждениями, занимается развитием местного сообщества, поддержкой спорта, возможно, получить гранты ей будет проще», — говорит Юлия Ромащенко. При этом она напоминает, что «класть все яйца в одну корзину» может быть опасно. Любой организации нужно позаботиться о нескольких источниках дохода.
«Минус грантовой истории заключается в том, что гранты заставляют тебя бесконечно мыслить проектами, — поясняет Дарья Буянова. — Но проект конечен, у него должен быть результат и финал, а некоммерческая организация живет своей деятельностью, миссией, постоянной программой. И тут часто случается разрыв: люди придумывают проект за проектом, но не достигают устойчивости». В результате, по мнению эксперта, получается набор отрывочных активностей, и организация, взявшая на себя ответственность перед некой целевой группой, эту ответственность нести не может — однажды она не получит грант на то, на что получала прежде, и ее подопечные окажутся без привычной помощи.
В сфере грантов есть своя мода, и сейчас, как отмечают эксперты, в моде инициативы, связанные с развитием малых городов и сел, а также социальное предпринимательство. Поддержка таких инициатив — это уже нечто среднее между грантами и инвестициями в устойчивую бизнес-модель.
Среди свежих положительных тенденций многие представители некоммерческого сектора отмечают появление грантов не на проекты, а на инфраструктурную деятельность и развитие благотворительных организаций. Во время пандемии такие гранты выделили Благотворительный фонд Владимира Потанина, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Фонд президентских грантов.
Независимость превыше всего
Фонд президентских грантов — пожалуй, самый известный и востребованный грантодатель в секторе. По итогам трех конкурсов текущего года президентские гранты получили 5 319 проектов на общую сумму 10,7 млрд руб. Но есть организации, которые не подаются на президентские гранты и не получают государственную поддержку принципиально. Среди таких организаций — петербургский «Упсала-Цирк», «единственный в мире цирк для хулиганов», социальный и культурный проект для детей из групп социального риска и детей с особенностями развития. «Упсала-Цирку» важна творческая независимость, сохранить которую, получая господдержку, практически невозможно.
Бюджет «Упсала-Цирка» — около 30 млн руб. в год. На 26% он состоит из пожертвований бизнес-доноров, 45% обеспечивают фонды, поддерживающие независимые культурные проекты, 7% — частные доноры, а доход от коммерческой деятельности составляет 22%.
Каждый пятый рубль команда «Упсала-цирка» зарабатывает самостоятельно. Доход приносят билеты на спектакли, авторские цирковые мероприятия для бизнеса и индивидуальных заказчиков, которые устраивает собственная коммерческая организация «Упсала-Цирка» — «Упсала Ивент». 50% от прибыли «Упсала Ивент» передает на развитие социальных проектов цирка. «Упсала-Ивент» участвует и в конкурсах грантов для малого бизнеса. Кроме того, на карантине команда «Упсала-Цирка» запустила платные курсы по жонглированию, которые также помогают необычному цирку выживать.
Как зарабатывают фонды
Зарабатывать благотворительные проекты пытаются самыми разными способами. Довольно популярный формат — социальное предпринимательство: создание рабочих мест для людей с инвалидностью и продажа продукции, которую они делают. Яркий пример — «Простые вещи», петербургский проект, на базе которого работают четыре инклюзивные мастерские: графическая, швейная, кулинарная и столярная, а также инклюзивное кафе «Огурцы».
«Универсальный, но, увы, незначительный источник дохода для самых разных организаций — это благотворительные ярмарки сувениров, — отмечает Юлия Ромащенко. — НКО могут продавать то, что делают их подопечные, родители их подопечных, корпоративные волонтеры на мастер-классах».
По словам Ромащенко, в некоторых случаях НКО может становиться и поставщиком госуслуг. Но это особенно сложный и тернистый путь: в каждом регионе свои требования и ограничения, тарифы могут быть совершенно невыгодными. Зато при этом у НКО появляется возможность повлиять на качество услуг и даже на государственные стандарты. Работает как поставщик госуслуг, к примеру, московский Центр лечебной педагогики.
Наконец, как отмечает Софья Жукова, сейчас активно обсуждается тема эндаумента, целевого финансирования: «Недавно поменялось законодательство в отношении целевого капитала, и эта тема снова стала актуальна». Первые ласточки уже готовы к полету: «Мы создали первый в России целевой капитал для поддержки старшего поколения, — говорит Дарья Буянова. — Он призван помогать формировать сообщество людей старшего возраста, которые готовы делать самостоятельные проекты. В конце года мы готовимся объявить первый конкурс из средств дохода этого целевого капитала».
«Важно, что у НКО в принципе появилась некоторая свобода, и к пожертвованиям и грантам стали добавляться доход от коммерческой деятельности и доход от целевых капиталов. В этом году НКО много сами производят и продают, либо продают то, что производят их подопечные. Крупные фандрайзинговые организации размещают средства на депозитах, если это позволяют устав, оферта и благотворительная программа, и таким образом тоже получают дополнительный доход», — говорит Софья Жукова.
И все же, как бы ни развивали фонды свою коммерческую деятельность, как бы активно ни работали с частными жертвователями, без поддержки бизнеса им по-прежнему не обойтись. Здесь, отмечает Елизавета Язневич, все, как и прежде, упирается в корпоративную ответственность и предпочтения собственника — в зависимости от этого компании выбирают, какие НКО поддержать.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
12 фактов, которые нужно знать о благотворительных фондах
Организации получают материальную помощь
Собственные благотворительные инициативы
Лишь 20% от нецелевых пожертвований фонды имеют право тратить на свои нужды. Например, на зарплату сотрудникам или рекламные материалы. Некоторые организации создают для этих потребностей отдельную статью расходов.
В фондах работают обычные люди
Это серьезно
Фонды не обязаны предоставлять отчетность жертвователям
Вся документация о том, куда были направлены пожертвования, предоставляется лишь в том случае, если это прописано в контракте. Отчетность носит добровольный характер и не является обязательным условием.
Государство получает ведомости о деятельности организации
Фонды в обязательном порядке отчитываются перед государством за результаты своей деятельности. Собранная документация подтверждает, что благотворительная организация направляет все средства в нужное русло, а не тратит их на своих нужды или “левые” программы.
Благотворительные организации облагаются налогами
Фонды платят в государственную казну те же налоги, что и коммерческие организации. Никаких исключений не предусмотрено.
У фондов есть устав
В этом документе прописаны цели, планы и мотивация организации. Фонды не могут отдать собранные деньги какому-то абстрактному человеку или учреждению. Все нюансы прописываются в контракте.
Вы же ходите ежедневно в офис, чтобы выполнить свою работу. Фонды действуют по идентичным правилам. Здесь необходимо соблюдать распорядок дня, режим и системность. Да, еще один важный факт: сотрудники организаций получают зарплаты. Некоторые работают на безвозмездной основе, но сейчас такой подход встречается редко.
Фонды могут быть независимыми
Да, есть множество государственных организаций, которые получают материальную помощь от правительства, но сейчас больше распространены частные фонды. Они организовывают программы, опираясь только на силы волонтеров и финансовую поддержку неравнодушных.
Фонды ограничены в своих действиях
Что это значит? Например, если изначально организация направляла свои силы на помощь малоимущим семьям, то через неделю она не может переквалифицироваться и начать заниматься питомниками для животных.