что считается датой отгрузки товара
Датой отгрузки товаров признается день составления первого первичного электронного документа
Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «КАФ “ИНВЕСТАУДИТТРАСТ”»
Все больше организаций стремится перейти на электронный документооборот. Ведь не секрет, что интернет и электронная передача данных экономят много времени и средств. Вместе с тем налоговое законодательство не учитывает некоторые особенности такого оформления документов. Решать спорные вопросы приходится Минфину России. (Письмо Министерства финансов РФ от 23.03.12 № 03-07-11/80)
Дата отгрузки
Налоговое законодательство не содержит определений многих понятий, используемых в Налоговом кодексе, в том числе таких распространенных, как отгрузка и оплата. Поэтому налогоплательщикам при возникновении вопросов приходится пользоваться понятиями и терминами гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ (п. 12 ст. 11 НК РФ) либо разъяснениями официальных органов. ФНС России еще в письме от 28.02.06 № ММ-6-03/202 подтвердила, что под термином «отгрузка» нужно понимать сам факт физической отгрузки товара.
Что касается определения даты отгрузки (передачи) товара, то тут следует обращаться к правилам ведения первичных учетных документов. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129 ‑ Ф З) все хозяйственные операции, проводимые организацией, необходимо оформлять оправдательными документами. В каждом таком документе в качестве обязательных реквизитов должны быть дата его составления и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи). Например, при передаче товара непосредственно покупателю это будет товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а если для его доставки покупателям используются услуги транспортных организаций, то это может быть товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) или транспортная накладная (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272), железнодорожная накладная или же другие подобные документы.
Обратите внимание: если товар отгружается частями, то Минфин России разрешает считать датой отгрузки дату составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования. Такие разъяснения ведомство давало в письме от 13.01.12 № 03-07-11/08 (подробнее об этом читайте в «ДК» № 4, 2012), правда, для целей определения налоговой базы по НДС.
Электронный документооборот
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.11 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 этого закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Исключение составляют случаи, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Следовательно, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться подтверждающим документом для целей бухгалтерского и налогового учета, в случае если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Согласны с этим и чиновники (см. письма Минфина России от 15.09.11 № 03-02-08/96 и от 01.02.11 № 03-03-06/1/47).
Однако у налогоплательщиков, начавших использовать такую форму документооборота с партнерами по бизнесу, снова возникли вопросы, связанные с термином «отгрузка». Речь идет о порядке определения даты отгрузки товаров по первичным документам, оформленным с использованием электронно-цифровой подписи, на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю в целях применения налога на прибыль организаций и НДС.
В комментируемом письме Минфин России дает ответ на этот вопрос. Специалисты финансового ведомства, как и налоговые органы, ссылаются на нормы Закона № 129 ‑ ФЗ и пункт 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерац ии (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н), согласно которым обязательными реквизитами первичных учетных документов являются дата их составления и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, для целей применения налога на прибыль организаций и НДС датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. По мнению чиновников, для первичных документов, оформленных с использованием электронно-цифровой подписи, никаких исключений нет, поэтому общее правило распространяется и на них.
Когда именно документ, оформленный с использованием электронно-цифровой подписи, можно считать составленным, Минфин России не уточнил.
По нашему мнению, датой составления такого документа является дата поступления файла документа оператору электронного документооборота от продавца, указанная в подтверждении этого оператора. В частности, такое правило предусматривает Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (утв. приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н) в отношении определения даты выставления электронного счета-фактуры (п. 1.10).
Дата отгрузки поставляемого по частям оборудования определяется по дате отгрузки его последней части
fotoevent.stock / Depositphotos.com |
В случаях, когда поставка оборудования покупателю осуществляется частями, то датой отгрузки оборудования должна считаться дата составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 октября 2018 г. № 03-07-11/77373.
Финансисты отметили, что по общему правилу датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на заказчика (покупателя), перевозчика (организацию связи) для доставки товара покупателю. При этом если оборудование поставляется частями, то оно не будет считаться отгруженным до того, как будет составлен первичный документ на покупателя или перевозчика по последней его части. Добавим, что по общему правилу, моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки (передачи) товаров либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).
Можно ли отразить в первоначальном счете-фактуре новую информацию в случае изменения цены (количества) товара и не составлять корректировочный счет-фактуру? Узнайте из материала «Определение налоговой базы по НДС при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Следовательно, если последняя часть оборудования будет отгружена после 1 января 2019 года, то продавцу необходимо будет начислить НДС по ставке 20%. Напомним, что новая увеличенная ставка НДС применяется только по отгрузкам товаров, имущественных прав, услуг, работ осуществленных после 1 января 2019 года.
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
О правильных сроках выставления товарной накладной и счета-фактуры
Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру датой приемки товара на склад покупателя. Доставка осуществлялась железнодорожным транспортом. Конкретный пример: груз погружен к перевозке 13.03.2019, прибыло на станцию назначения 26.03.2019, покупатель принял товар 27.03.2019. Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру 27.03.2019. В договоре есть пункт «Право собственности на товар переходит на Покупателя в момент передачи товара.
Вопрос
Не является ли ошибкой то, что поставщик выставил документы 27.03.2019, а не 13.03.2019?
Ответ специалиста
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
ст. 9, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»
Даты счета-фактуры и товарной накладной, к которой он составлен, могут не совпадать, поскольку для них установлены разные сроки составления.
Так, товарная накладная составляется на дату поставки товаров (ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
Вопрос: Согласно договору право собственности на партию товара покупатель получает после ее полной оплаты. Отгрузка совершена до оплаты. С какой даты отсчитывать срок для выставления счета-фактуры покупателю товара?
Обоснование: Счет-фактуру нужно выписать в срок до пяти дней с момента осуществления одной из первых (по времени осуществления) операций: отгрузки товара или получения аванса.
Если при реализации товаров наиболее ранней из дат, установленных п. 1 ст. 167 НК РФ в целях определения налоговой базы, является дата отгрузки товаров, обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором (Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 03-07-11/55118).
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Из выше перечисленного следует, что товарная накладная выписывается в момент отгрузки товара, счет- фактура в течении 5 календарных дней после отгрузки товара либо после составления товарной накладной. Счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в марте 2019 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества:
Существенные условия договора поставки товара – сроки, место, порядок заполнения
При заключении сделок купли-продажи возникает целый ряд нюансов. Поэтому сейчас рассмотрим существенные условия договора поставки по ГК РФ: разберемся, какие моменты считать главными и второстепенными – чтобы вы понимали, на что ориентироваться и как оформить обязательственные отношения с максимальной выгодой для себя.
Отметим, что любой контракт представляет собой совокупность пунктов, согласованных сторонами. Также он содержит в себе преамбулу, реквизиты, юридические адреса и заверяется подписями. При грамотном подходе он составляется с учетом не только актуальных нормативно-правовых актов, но и практики арбитражных судов (чтобы заранее подготовиться к урегулированию споров). Это в общем случае, а мы уже переходим к частностям.
Что такое договор поставки
Это документ, описывающий обязательства продавца и покупателя какого-либо предмета, приобретаемого для пользования в потребительских, коммерческих или других целях. В роли продавца может выступать как организация любой ОПФ, так и индивидуальный предприниматель. Если согласованные в данном контракте положения не будут соблюдаться на практике, он перестанет считаться действительным. С правовой точки зрения, регулируется на основании положений 3 параграфа 30 главы Гражданского кодекса Российской Федерации. Для максимальной защиты своих интересов составлять и заключать его стоит с помощью опытного юриста.
Условия поставки по договору
Правила создания данного документа регламентированы статьей 432 ГК РФ, в соответствии с которой он вступает в силу после достижения соглашения по всем существенным пунктам и проставления подписей. Все его правовые аспекты регулируются уже упомянутой гл. 30 ФЗ № 14.
Выделяют несколько его вариаций:
И все из них обладают следующими особенностями:
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Существенные условия поставки товара, которые следует учитывать при заключении договора
Всего их 7, ФЗ № 14 регулирует выполнение каждого из них (иначе контракт просто недействителен), они обязательно принимаются во внимание во время судебной практики. Для удобства и наглядности представим их в виде таблицы.
Использование продукции в коммерческих целях (реализация) или включение оборудования (техники) в производство, но никак не для личных нужд.
В качестве сторон вправе выступать любые субъекты хозяйственной деятельности.
Контракт вступает в силу, когда достигнуто соглашение по объекту и срокам его предоставления.
Ст 161 ГК РФ требует заключить его именно на бумаге.
Описание предоставляемой вещи, причем детальное и полное, с указанием технических характеристик, качества, комплектации (по ст. 506 и 455 ГК РФ).
Количество штук и свойства прописаны либо в основном документе, либо в приложении к нему и определены по ОКПД 2, актуальным ТУ и ГОСТам.
Ключевой показатель, поэтому дата должна быть конкретной (не позднее такого-то числа).
Если предполагается не единоразовая, а регулярная передача объектов, стоит составить график – по нему будет удобно ориентироваться.
Указывать ее необязательно с точки зрения закона, но крайне желательно исходя из судебной практики, – она помогает внести ясность.
Лучше всего вписывать ее в кг, мм, шт. или других единицах измерения. Тогда будет проще определить ущерб и решить споры.
Характер отгрузки и передачи
Дополнительный, но довольно полезный на практике пункт, помогающий обозначить ответственность и риски.
Также стоит записывать точки отправки и получения – место хранения поставщика и точка прибытия к потребителю.
Технические характеристики, сертификаты, инструкции по применению и другие важные бумаги. Полный их перечень необходимо зафиксировать в контракте.
Таковы требования ГК РФ (а именно ст. 456).
Теперь рассмотрим ключевые моменты подробнее.
Предмет договора поставки товара: основные условия
Он играет существенную роль абсолютно для каждого суда. Он описывается в специальном разделе документа – указываются следующие данные:
Определяют получаемые вещи по Общероссийскому классификатору продукции.
Внимание, в документе может быть описано имущество как разных классов, так и одного, как различные модели общей серии, так и всевозможные варианты исполнения какого-то лидера продаж. Но важно подробно отразить все отличительные характеристики, а если они слишком сложны и/или объемны, следует представить их в приложении и дать на него ссылку – для быстрого нахождения нужной информации.
Также необходимо указать точное число объектов, поставляемых в партии – в штуках, килограммах или других подходящих единицах измерения системы СИ.
Чтобы упростить процесс, можно воспользоваться специальным ПО и оборудованием от «Клеверенс». К примеру, софт «Склад15» помогает автоматизировать все товароучетные операции, в том числе приход, подбор заказа, инвентаризацию и т. д.
Условие о качестве товара к поставке
Не является существенным, но его все равно лучше оговорить, тогда одной из обязанностей поставщика будет предоставление вещи надлежащего уровня изготовления. Под последним понимается соответствие потребительских свойств актуальным требованиям законодательства и обладание всеми признаками, определяющими пригодность к эксплуатации согласно 469 статье (по прямому назначению).
Выяснить, удовлетворяет ли продукция всем нормам, можно путем сравнения с эталоном. Косвенным же подтверждением служат выданные сертификаты – с ними потребителю стоит ознакомиться еще до оформления заказа.
Срок поставки товара – существенное условие договора
Он так важен, потому что дает возможность установить, когда именно продавец должен предоставить предмет(ы) покупателю, и таким образом исключить случаи недопонимания.
При урегулировании споров, связанных с этим моментом, суды придерживаются различных практик, но опыт подсказывает, что лучше прописывать точные даты, особенно если вы собираетесь заключать стандартный разовый контракт, а не рамочный. Особенность последнего в том, что в дополнение к нему составляется еще и конкретизирующее соглашение, и уже в нем указывается график получения продукции. Это не очень удобно, так как исполнение взятых обязательств в таком случае может несколько задерживаться.
Когда временные рамки не определены, в соответствии с 2 пунктом 314 статьи ГК РФ поставщик обязан по первому же требованию заказчика предоставить оговоренный объект в течение 7 календарных дней с момента обращения потребителя (если действующие обычаи не предусматривают другого). Если же вторая сторона молчит, продавец вправе проявить инициативу.
И это ярко говорит о том, является ли срок существенным условием договора поставки. Конечно, он играет ключевое значение, ведь если он не определен, реализатор становится сильно зависим от заказчика, который может медлить, затягивать с оплатой или вообще потерять заинтересованность.
Признание важности данного пункта устраняет неопределенность, но часто превращается в проблему на стадии согласования – когда одна из сторон не хочет брать на себя «дополнительные» обязательства. Участники сделки ставят подписи, не утвердив этот момент, а после один из них начинает нарушать контракт. Например, потребитель не принимает уже привезенную партию, потому что спрос на эти вещи резко упал, но причиной он называет незаключенность сделки, и продавец терпит убытки, вынужден обращаться в арбитраж и отстаивать свою правоту.
Чтобы избежать таких неприятностей, нужно быть четче в формулировках – согласовывать конкретные даты и строгие временные рамки.
Цены как основные условия договора поставки
Одни суды не считают стоимость существенной, другие принимают ее во внимание – в этом вопросе мнения регуляторов расходятся. Но с практической точки зрения, ее стоит вписать и утвердить, ведь она важна в экономическом смысле.
В документе нужно отразить:
В отдельном порядке указывается способ взаиморасчетов: предоплата, поэтапный и так далее.
На практике случается ситуация, когда указать точную цифру не представляется возможным – тогда контрагенты обязаны отдельно прописать, как она будет определяться на момент закрытия сделки. И это уже говорит о том, является ли цена существенным условием договора поставки. Да, она значима, даже если это неявно отражено в нормативных актах и Федеральных законах, поэтому ее стоит сразу зафиксировать.
Особенно важно ее установить тогда, когда при купле-продаже предполагается конвертация валют или обмен условных единиц. Ведь в соответствии со статьями 317 и 140 ГК РФ взаиморасчеты следует проводить исключительно в рублях, а значит неизбежен пересчет – по тому курсу, который согласуют в контракте, для нахождения эквивалента. Если не знать об этом моменте или не учитывать его при оптовом заказе, можно существенно переплатить или недосчитаться серьезной суммы прибыли.
Какие условия не считаются существенными
Те, без согласования которых документ будет является заключенным. Но это не значит, что их необходимо игнорировать или отводить им небольшую роль – им следует уделять внимание, а в ряде случаев одно из них может стать эффективным инструментом извлечения выгоды.
Прежде чем рассмотреть их, скажем, что при заключении сделки всегда стоит проверять нюансы приемки, гарантию качества и специфику ответственности сторон. Для снижения собственных рисков желательно закрепить объем и характер выплаты неустойки (денежной или вещной) в случае неисполнения обязательств. Ну а теперь перейдем к второстепенным нюансам.
Оплата
Существенные (обязательные) условия договора поставки – это те, что регламентированы законодательными актами. Цена и способ взаиморасчетов не подпадают под эту категорию, их не регулируют нормы и положения ФЗ. Они закрепляются прайс-листами, тарифами, прейскурантами и прочими предложениями, обычно идущими от поставщика. Но и заказчик тоже вправе проявить инициативу.
Сегодня выбор варианта перечисления средств, как правило, остается за покупателем: он решает, что для него удобнее, внести стопроцентный аванс или, например, единоразово перечислить деньги. Стремясь привлечь клиентов, продавцы зачастую обещают возможность рассрочки и даже разрабатывают индивидуальный график, удобный для второй стороны.
Порядок предоставления продукции
Здесь нужно учитывать, что относится к существенным условиям договора поставки товара по ГК РФ. Статья 508 вполне конкретно определяет такой момент: если предметы будут привозиться партиями, но точные даты их получения не прописаны в контракте, подразумевается, что вещи будут поступать равномерными частями помесячно (если правовые акты, ФЗ или общепринятая практика не подразумевают чего-то другого).
Естественно, это не всегда удобно. Такой формат плохо подходит тогда, когда львиная доля имущества под реализацию нужна в сжатые сроки или нет возможности ждать полгода. Поэтому имеет смысл зафиксировать и этот момент и четко очертить временные промежутки исполнения обязательств.
Страхование
Защитите от рисков свой договор поставки: существенным условием документа является объект сделки, но не сопутствующие расходы по его получению. На практике это значит, что затраты на оформление полиса стороны вправе разделить между собой поровну или в том объеме, на который согласна каждая из них. Это тот пункт контракта, в котором можно искать и нужно находить компромисс. Зато при правильном подходе удастся укрепить деловые отношения, сделать их более доверительными, показать нацеленность на долгосрочное сотрудничество.
Порядок передачи
Внесение этого пункта серьезным образом упрощает получение предметов и поэтому повышает лояльность заказчика. Ясность в данном вопросе удобна и для продавца. Судите сами: место поставки товара – существенное условие? Согласно нормативным актам, нет, но если реализатор точно знает, куда именно привезти партию, это поможет избежать путаницы и накладок.
Кроме того, заказчик сможет заранее подготовиться к приемке, а это тоже способствует экономии времени и скорейшему закрытию сделки. А потому такие моменты, как дата, час, адрес, тоже заслуживают внимания, и лучше их вписать в документацию, чтобы исключить недопонимание. И наоборот: если не включать эти пункты, у второй стороны появятся рычаги влияния на ситуацию и возможность повернуть ее в свою пользу, допустим, искусственно задержать выдачу продукции, объясняя это тем, что ее привезли не туда.
Напоминаем, все это дополнительные моменты, отсутствие которых в тексте документа не оборачивается недействительностью договора.
Случайные условия поставки
Под ними понимают те пункты, которые вписываются на усмотрение продавца и/или покупателя. Если по одному, нескольким или всем из них не будет достигнуто взаимопонимания, это не влечет за собой признание контракта несоответствующим нормам.
В качестве примера можно привести следующие моменты:
Составлять предварительный текст документа (чтобы впоследствии показать его второй стороне) можно по уже имеющимся в Сети шаблонам. Теперь, когда вы знаете существенные (сущ) и несущественные условия договора поставки и разницу между ними, сделать это будет проще. Хотя мы все-таки советуем воспользоваться помощью юристов с соответствующей специализацией – так вы застрахуете себя от многих ошибок.