что считается плагиатом в музыке

Плагиат в музыке: экспертиза, примеры плагиата и ответственность за копирование чужой музыки

что считается плагиатом в музыке. Смотреть фото что считается плагиатом в музыке. Смотреть картинку что считается плагиатом в музыке. Картинка про что считается плагиатом в музыке. Фото что считается плагиатом в музыке

Плагиата в музыке – нарушение авторского права в виде присвоения себе авторства чужого произведения или его части. Это распространенное явление, ведь скопировать чужое легче, чем создать свое. Но за такое нарушение придется нести ответственность и потребуется хорошая юридическая поддержка.

Можно выделить следующие разновидности плагиат в российской музыке и зарубежной:

В музыкальной сфере основными объектами плагиата являются мелодии, а также тексты песен.

Примеры плагиата в музыке

Мелодия песни Frozen Мадонны в 2005 году была признана судом в Бельгии плагиатом зарубежной песни Salvatore Acquaviva. Компаниям, выпускавшим песню на дисках, принудили опубликовать решение суда, поставщиков обязали платить отчисления автору оригинального произведения с продаж, а саму песню сняли с эфиров ТВ и радиостанций в стране.

Музыка к песне Creep группы Radiohead была частично скопирована из песниАльберта Хэммонда и Майка Хейзелвуда. После того, как судом был установлен факт плагиата, группу обязали отчислять роялти, а также официально включить в список композиторов авторов оригинальной песни.

Эти случаи широко известны, потому что по ним суд признал правоту истцов. При этом известно огромное количество случаев плагиат российских песен, частичного копирования мелодий или текстов в популярных произведениях, для которых юридически не подтвержден факт плагиата.

Как доказать плагиат на музыку

Хотя плагиат может быть легко распознан на обывательском уровне, юридическими методами его доказать сложно. Чтобы доказать факт кражи авторства музыкального произведения или его части, требуется проведение специальной экспертизы. По результатам проверки музыки на плагиат будет подтвержден или опровергнут факт кражи продукта чужого творческого труда.

Экспертизе могут быть подвергнуты только работы, подлежащие регистрации авторского или патентного права. По закону на экспертизу могут быть представлены:

Во время анализа произведений проверяется схожесть подачи материала, совпадение нот и текстов. Часто плагиатом может считаться совпадение 7 нот подряд, но все зависит от экспертов.

Если по результатам экспертизы будет выявлен факт копирования, наказать «вора» можно будет лишь в том случае, если его действия принесли материальный ущерб автору, то есть если плагиатор продал чужое произведение, или если после публикации снизились продажи оригинального исполнителя.

Наказание за кражу чужого произведения можно получить не только в случае поп-произведений, но и если есть место плагиата в рок-музыке, и других направлений.

Правовые основы авторских прав описаны в ГК РФ, ч.4:

Ответственность за подтвержденный плагиат

Если будет доказан факт плагиата музыкального произведения, злоумышленник понесет гражданско-правовую, административную, а в некоторых случаях, при наличии крупного ущерба автору, и уголовную ответственность (ст.146 УК РФ).

По Гражданско-правовому кодексу (ст. 1251) ответственность предусмотрена в виде установления истинного авторства произведения и публикации решения суда о нарушении прав автора. Кроме того нарушители обязаны прекратить вредоносную для автора деятельность и восстановить существовавшее до нарушения авторского права положение вещей, а также компенсацию морального вреда автору.

Если суд признает ущерб, нанесенный автору произведения, крупным, плагиатору в соответствии с Уголовным кодексом РФ может быть назначено наказание в виде:

Если ущерб пострадавшему был нанесен в особо крупном размере, а преступление было совершено в сговоре с группой лиц, каждый из осужденных может получить наказание в виде:

Что делать, если вы столкнулись с кражей своего музыкального произведения

Если вы собираетесь преследовать нарушителя в судебном порядке, сначала вам потребуется доказать факт плагиата. Для этого необходимо обратиться к эксперту-автороведу, чтобы он провел автороведческую экспертизу.

Эксперту необходимо предоставить:

Если экспертиза подтвердит факт плагиата, вы можете обратиться с заявлением в местное отделение суда.

Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.

Источник

Плагиат в музыке: авторское право

3 комментария 3.4k Views 0 Votes

что считается плагиатом в музыке. Смотреть фото что считается плагиатом в музыке. Смотреть картинку что считается плагиатом в музыке. Картинка про что считается плагиатом в музыке. Фото что считается плагиатом в музыке

Как работают авторские права на музыку? Насколько похожей может быть ваша песня на чью-либо еще, чтобы не попасть под действие копирайта? Все говорят о соблюдении авторских прав, но мало кто понимает, в чем суть самого вопроса. Дело даже не в том, как работает российское Законодательство по этой теме, а в том, насколько свободны мы можем быть при написании собственной музыки.

Было бы великолепно, если бы все песни звучали непохоже друг на друга, будучи совершенно штучным продуктом, но это скорее утопия, нежели возможное развитие музыки и творчества в будущем. Было бы еще круче, если бы все песни могли звучать так, как того хочется композитору, да при этом не нарушать ничьих авторских прав.

Так или иначе, но авторские права можно назвать слепой зоной практически любого законодательства, а трактовка нарушений сильно разнится в рамках различных дел.

Все это привело к тому, что в среде музыкантов появились некоторые распространенные мифы об авторских правах, которые могут всячески мешать нам во время работы над собственным материалом. Давайте разберемся, какие мифы правдивы, а какие нет.

Миф 1. Существует определенное количество допустимых совпадений в музыке, которые не будут считаться нарушением авторских прав

что считается плагиатом в музыке. Смотреть фото что считается плагиатом в музыке. Смотреть картинку что считается плагиатом в музыке. Картинка про что считается плагиатом в музыке. Фото что считается плагиатом в музыке

Откровенно говоря, это абсолютная ложь. Нет никакого набора правил и допущений, разграничивающих воровство идей от случайных совпадений. Поэтому сказать наверняка, нарушили ли вы чьи-либо авторские права или нет, крайне сложно.

Здесь в полной мере работает народное изречение про палку о двух концах. В одной ситуации песня, которая крайне похожа на чье-то другое творение, может не нарушать авторских прав вообще. В то же самое время другая песня, в которой практически нет совпадений с чьим-либо произведением, может подпадать под закон об авторском праве в полной мере.

Доказать воровство идей, ровно как и его отсутствие – задача не из легких. В дело вступает множество оговорок и допущений, которые используются юристами во время судебных разбирательств: случайные и неслучайные совпадения, криптомнезия, одновременное появление схожих музыкальных идей у совершенно не знакомых людей и т.д.

Миф 2. Названия песен и последовательности аккордов не защищены авторским правом

Чистая правда. Есть несколько успешных песен с одинаковыми названиями.

К примеру, песня ‘All Through The Night’ есть в репертуаре Коула Портера и в репертуаре Синди Лопер. Обе композиции в свои времена находились в активной ротации на радио, приносили исполнителям стабильный доход и не нарушали ничьи авторские права.

В общем, никто не запрещает вам написать прямо сейчас песню с таким же названием.

Опять-таки гармония Канона Пахельбеля в Ре мажоре также использована во множестве других музыкальных произведений, но никто не кричит о вопиющем нарушении авторских прав. Песня Роя Кларка ‘Yesterday When I Was Young’ вообще построена на тех же аккордах, что и знаменитая джазовая классика ‘Autumn Leaves’, но использует другую мелодию, что автоматически выводит ее из-под любых обвинений в нарушении авторских прав.

Миф 3. Отдельные части аранжировки не защищены авторским правом

В принципе, данный миф также правдив, но с несколькими допущениями. К примеру, если басовая линия одной песни полностью повторяет мелодию другой песни, то это может быть признано нарушением авторских прав.

Не так давно шли жаркие споры об авторских правах между Фарреллом Уилльямсом и Робином Тике с песней ‘Blurred Lines’ с одной стороны, и Марин Гойе с песней ‘Got To Give It Up’ с другой.

В то же самое время легендарное вступление из песни ‘Be My Baby’ группы Ronnie & The Ronettes было использовано сотни раз во множестве других композиций, но это не считается нарушением чьих-либо авторских прав.

Миф 4. Слова песни защищены авторским правом

И снова правда, хотя и здесь есть интересные исключения. Джеймс Тейлор в 1960-х написал песню для своего первого альбома под названием ‘Something In The Way She Moves’, запись которой происходила в одной студии с The Beatles.

Наслушавшись Тейлора, Джордж Харрисон использовал строчки его песни в битловской композиции ‘Something’, вышедшей позднее на альбоме Abbey Road и… ничего не произошло.

Википедия отмечает, что Тейлор сетовал на то, что даже на секунду не задумывался о том, что Харрисон может сделать что-то подобное, но музыка двух композиций отличалась, поэтому Тейлор не решился на судебные разбирательства. С другой стороны, Битлы намекнули Тейлору о том, что концовка ‘Something In The Way She Moves’ очень напоминает их песню ‘I Feel Fine’, так что они квиты.

В общем, большинство юристов достаточно строго разграничивает воровство нескольких строк или всего текста, а в конечном итоге часто выясняется, что все музыканты и композиторы были знакомы друг с другом и по случайному стечению обстоятельств подглядывали в чужие тексты, не проинформировав авторов строк. Как несложно догадаться, такие дела не заканчиваются успехом для обеих сторон, а большинство музыкантов быстро сводят на нет любые разбирательства, касающиеся текстов.

Воровство текстов происходит значительно реже, а случаи успешного доказательства нарушения авторских прав случаются совсем редко. Доказать кражу мелодии или музыки намного легче, чем доказать кражу слов.

В то же самое время, красть тексты – это не просто взять чью-то мелодию и запрятать ее в своей музыке. Все люди слышат слова, так что не заметить полное соответствие текстов двух композиций… Короче, миф правдив, а воровство текстов – изначально глупое занятие.

Миф 5. Мелодии защищены авторским правом

А вот это чистая правда. Cуды достаточно своеобразно реагируют на такие дела: одним дают полный ход, другие даже не рассматривают, в то время как третьи зависают где-то посередине.

Долли Партон безуспешно судилась из-за своей песни ‘9 To 5’, за которую певица получила Грэмми. Припев песни основывается на простейшем блюзовом риффе, которые использовался в тысячах песен до выхода ‘9 To 5’ и будет использован еще много и много раз.

Девушка утверждала, что все так и норовят украсть ее мелодию припева, но успеха не добилась: суд даже не стал рассматривать десятки обвинений в нарушении авторских прав, поступавших от госпожи Партон.

С другой стороны, Джордж Харрисон добился в схожем деле совершенно иных результатов. Песня Харрисона ‘My Sweet Lord’ основывалась на хитовой песне 1960-х ‘He’s So Fine’ из репертуара женского коллектива The Chiffons, автором которой являлся покойный к тому времени композитор Рональд Мэк.

И это чистая правда: в песне совпадают не только структура и гармония, но и вся мелодическая линия.

В 1971 году звукозаписывающая компания приостановила выплаты Харрисону от продаж сингла ‘My Sweet Lord’, а следом за этим знаменитому Битлу пришла повестка в суд: истцом выступала другая звукозаписывающая компания – Bright Tunes, которая представляла интересы не только покойного Мэка, но и коллектива The Chiffons.

Судебный процесс длился до 1991 года (чуть более 20 лет), в ходе которого Харрисон полностью отрицал любые обвинения в плагиате, но суд изначально не признал доводов музыканта. В 1976 году суд предположил наличие непреднамеренного заимствования чужих идей и обязал бывшего Битла возместить убытки Bright Tunes.

Дело на этом не закончилось, а к 1991 году Харрисон получил обратно права не только на собственную песню ‘My Sweet Lord’, но и на композицию Рональда Мэка ‘He’s So Fine’.

Или вот еще пример. В 1960-х годах у коллектива The Association вышла хитовая песня ‘Cherish’.

Немного позже состоялся релиз песни группы Climax ‘Precious And Few’, автором которой выступил один из бывших участников The Association Сонни Герачи. Аккорды, структура и мелодическая линия обеих песен очень похожи, но суд постановил, что в этой неприкрытой похожести нет ни единого намека на воровство чьих-либо идей.

В общем, все три примера показывают, несовершенность Законодательства в вопросе защиты мелодий авторским правом. В то время как одни авторы не добиваются никаких успехов, другие платят штрафы за нарушение авторских прав, а третьи так и вовсе не подпадают под действие каких-либо законов, связанных с этим вопросом.

Вместо заключения

В современном мире ежедневно выходят новые песни, поэтому неудивительно, что какие-то из них могут быть похожи на чьи-то еще творения. Что же касается вашей собственной музыки, то не старайтесь откровенно копировать идеи, ведь неизвестно как все сложится для вас: суд может с одинаковой долей вероятности как приняться за рассмотрение дела, так и вовсе его “отфутболить”.

Заметив какие-то схожие элементы в своем творчестве, если они не были сделаны специально, не стоит сильно переживать по этому поводу. Я не призываю нагло нарушать авторские права, но вместе с тем предлагаю отдавать себе отчет в том, что вы делаете, особенно если вы начинаете откровенно копировать чьи-либо идеи.

Если уж взялись за копирование, то сделайте это так, чтобы никто ничего не понял.

Как бы вы не поступили, как бы не звучала ваша музыка, нот все равно всего семь…

Плагиат в музыке: экспертиза, примеры плагиата и ответственность за копирование чужой музыки

Плагиата в музыке – нарушение авторского права в виде присвоения себе авторства чужого произведения или его части. Это распространенное явление, ведь скопировать чужое легче, чем создать свое. Но за такое нарушение придется нести ответственность и потребуется хорошая юридическая поддержка.

Можно выделить следующие разновидности плагиат в российской музыке и зарубежной:

В музыкальной сфере основными объектами плагиата являются мелодии, а также тексты песен.

Примеры плагиата в музыке

Мелодия песни Frozen Мадонны в 2005 году была признана судом в Бельгии плагиатом зарубежной песни Salvatore Acquaviva. Компаниям, выпускавшим песню на дисках, принудили опубликовать решение суда, поставщиков обязали платить отчисления автору оригинального произведения с продаж, а саму песню сняли с эфиров ТВ и радиостанций в стране.

Музыка к песне Creep группы Radiohead была частично скопирована из песниАльберта Хэммонда и Майка Хейзелвуда. После того, как судом был установлен факт плагиата, группу обязали отчислять роялти, а также официально включить в список композиторов авторов оригинальной песни.

Эти случаи широко известны, потому что по ним суд признал правоту истцов. При этом известно огромное количество случаев плагиат российских песен, частичного копирования мелодий или текстов в популярных произведениях, для которых юридически не подтвержден факт плагиата.

Как доказать плагиат на музыку

Хотя плагиат может быть легко распознан на обывательском уровне, юридическими методами его доказать сложно. Чтобы доказать факт кражи авторства музыкального произведения или его части, требуется проведение специальной экспертизы.

По результатам проверки музыки на плагиат будет подтвержден или опровергнут факт кражи продукта чужого творческого труда.

Экспертизе могут быть подвергнуты только работы, подлежащие регистрации авторского или патентного права. По закону на экспертизу могут быть представлены:

Во время анализа произведений проверяется схожесть подачи материала, совпадение нот и текстов. Часто плагиатом может считаться совпадение 7 нот подряд, но все зависит от экспертов.

Если по результатам экспертизы будет выявлен факт копирования, наказать «вора» можно будет лишь в том случае, если его действия принесли материальный ущерб автору, то есть если плагиатор продал чужое произведение, или если после публикации снизились продажи оригинального исполнителя.

Наказание за кражу чужого произведения можно получить не только в случае поп-произведений, но и если есть место плагиата в рок-музыке, и других направлений.

Правовые основы авторских прав описаны в ГК РФ, ч.4:

Ответственность за подтвержденный плагиат

Если будет доказан факт плагиата музыкального произведения, злоумышленник понесет гражданско-правовую, административную, а в некоторых случаях, при наличии крупного ущерба автору, и уголовную ответственность (ст.146 УК РФ).

По Гражданско-правовому кодексу (ст. 1251) ответственность предусмотрена в виде установления истинного авторства произведения и публикации решения суда о нарушении прав автора.

Кроме того нарушители обязаны прекратить вредоносную для автора деятельность и восстановить существовавшее до нарушения авторского права положение вещей, а также компенсацию морального вреда автору.

Если суд признает ущерб, нанесенный автору произведения, крупным, плагиатору в соответствии с Уголовным кодексом РФ может быть назначено наказание в виде:

Если ущерб пострадавшему был нанесен в особо крупном размере, а преступление было совершено в сговоре с группой лиц, каждый из осужденных может получить наказание в виде:

Что делать, если вы столкнулись с кражей своего музыкального произведения

Если вы собираетесь преследовать нарушителя в судебном порядке, сначала вам потребуется доказать факт плагиата. Для этого необходимо обратиться к эксперту-автороведу, чтобы он провел автороведческую экспертизу.

Эксперту необходимо предоставить:

Если экспертиза подтвердит факт плагиата, вы можете обратиться с заявлением в местное отделение суда.

Источник

Кради как артист: плагиат в музыкальной индустрии

Вопрос плагиата — достаточно серьезный в мире творчества. Порой он даже становится пищей для судебных разбирательств — и музыкальная индустрия не исключение. Представь: возможно, ты написал действительно хорошую песню. И она стала настолько запоминающейся, что появилось ощущение, будто она существовала всегда. В этом случае стоит попросить эксперта послушать работу, ведь есть вероятность, что это плагиат.

То, что мы любим

Подросток во время разговора со школьным психотерапевтом говорит, что сам мог бы написать ее, а то, что трек уже существует, — техническая сторона дела. Это то, что способен почувствовать любой музыкант. Плагиат выступает в роли утверждения, ошибочного ощущения того, что мы владеем тем, что действительно любим. Игорь Стравинский назвал этот симптом «редкой формой клептомании» — расхищением музыкального прошлого как сырья для настоящего.

Конечно, мы можем рассматривать такие действия или как неэтичное нарушение и покушение на интеллектуальную собственность; или же как феномен, который лежит в основе творческих усилий в разных сферах искусства. На портале Red Hand Files певец и автор песен Ник Кейв призывает людей принять второе восприятие:

«Красота современной музыки, а также то, что придает ей остроту и жизнеспособность, определяется отношением к присвоению. Это безумие заимствованных идей, направленное на развитие рок-звучания».

Он уверен, что «плагиат» — это уродливое слово для обозначения того, что в рок-н-ролле является естественной и необходимой вещью, которая действительно достойна восхищения.

Индустрия краж

Акт кражи может быть абсолютно оправдан и не считается злом только в том случае, если украденная вещь каким-либо образом способствует развитию музыкального мира, становясь более желанной. Так, Элвиса простили за присвоение песни « That’s All Right», поскольку это был акт мутации и преобразования жанра, который породил массовую культурную форму, живущую и сегодня. Фразу, которая стала определяющей в вопросе плагиата, приписывают разным деятелям: Пикассо, Уильяму Фолкнеру, Стив Джобсу, — она звучит так:

«Хорошие художники копируют, великие художники — воруют».

Добро пожаловать в суд

Однако важно не то, был ли продукт подвержен плагиату, а то, нарушено ли авторское право. Эти две вещи взаимосвязаны, но по-настоящему разные. Закон защищает не идеи, а скорее, их фиксированное выражение. Плагиат — это этический вопрос. Он возникает, когда кто-то использует мысли или работы другого в своем труде, не давая должного упоминания первоисточника. То, что доходит до суда, является не плагиатом, а нарушением авторских прав.

Дела Перри и Led Zeppelin были признаны действительно важным, потому что они предоставляют авторам свободу действий, которой они оказались лишены из-за первых судебных процессов.

Все известные дела о нарушении авторских прав происходят чаще всего в мире поп- и рок-музыки. Достаточно редко можно услышать, чтобы классические композиторы дрались в суде или джазовые музыканты яростно спорили о том, не украл ли один соло на саксофоне у другого. Возможно, на это есть две причины. Популярная музыка — это ограниченная форма искусства с предсказуемыми фразами, гаммами и лирическими образами. Эти нормы в значительной степени определяются через массовые предпочтения слушателей с течением времени. Вторым фактором выступают деньги, ведь иск о плагиате — это важный финансовый вопрос. Поэтому нет смысла преследовать того, чья работа не принесла значительного дохода.

Заимствование — это абсолютно нормальное явления, которое присутствует во всех творческих сферах. Плохих воров отличает факт, что они портят то, что берут, а хорошие превращают это в нечто лучшее или вовсе иное. Если продукт попадает в нужные руки, то процесс переработки приводит к уникальности, а не к банальному тиражированию. Можно стать оригинальным артистом, даже если взять чужое творчество в качестве фундамента, а оригинальность — это всегда скандальное сотрудничество с прошлым.

Источник

Как никогда не спорить о плагиате в музыке

что считается плагиатом в музыке. Смотреть фото что считается плагиатом в музыке. Смотреть картинку что считается плагиатом в музыке. Картинка про что считается плагиатом в музыке. Фото что считается плагиатом в музыке

Антонина Шишанова, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», разбиралась в том, что такое плагиат в музыке, и как не стать его жертвой.

Не так давно сообщество музыкантов, программистов и юристов активно обсуждало новость про чудесный алгоритм, который смог создать все возможные мелодии. Дело в том, что Дэмиен Рил – программист, юрист, а еще и музыкант, вместе программистом, а по совместительству музыкантом, Ноем Рубиным, придумали [1], как сделать так, чтобы больше никто никогда из музыкантов не спорил по поводу плагиата.

Идея оказалась довольно проста: они решили придумать все возможные мелодии, которые могут быть когда-либо созданы, а затем сделать так, чтобы они были в свободном доступе, а сами Дэмиен и Ной полностью отказались от прав на них, позволяя любым лицам их свободно использовать. Чтобы упростить задачу по придумыванию всех возможных мелодий, они решили прибегнуть к помощи современных технологий: разработали алгоритм, который работал схоже с тем, как работают программы, подбирающие пароли, — вот он и смог автоматически сгенерировать все возможные комбинации мелодий, записав их. Алгоритм просто взял и подобрал все возможные комбинации из 8 нот в 12 тактах, в итоге получив 68,7 миллиардов мелодий. Создатели алгоритма, похоже, полагают, что 68,7 миллиардов — и есть то самое абсолютное число всех возможных мелодий, которые когда-либо могут быть созданы людьми (или машинами). Правда, Дэмиан и Ной почему-то не учли, что мелодий, на самом деле, может быть больше, если в подборе учитывать еще и полутона. Но не может же все так работать сразу и идеально.

Можно, конечно, рассуждать, хороша ли в целом такая инициатива или нет, и как она повлияет в целом на музыку как явление абсолютно творческое. Однако же пока неясно, как эта утопическая идея будет применяться на практике, я предлагаю разобраться, что делать с плагиатом в музыке: когда он уже случился и как не стать его жертвой. Споры о так называемом «музыкальном плагиате» — очень распространенное явление. Музыканты обращаются в суды, обвиняя других музыкантов в том, что те незаконно скопировали их мелодии. Порой предметом этих споров становятся многомилионные претензии. Например, летом 2019 года Дидье Муруани, лидер французской группы Space, подал иск к Филиппу Киркорову на сумму в 272 миллиона рублей, обвинив российского певца в плагиате в песне «Жестокая любовь», в иске французскому исполнителю, правда, отказали, но сумма его изначальных требований заставляет задуматься и понервничать.

Чтобы разобраться, что такое плагиат в музыке и что с этим делать, я предлагаю представить несколько ситуаций и ответить на некоторые вопросы.

Что такое плагиат?

В законе такое понятие используется только в Уголовном кодексе Российской Федерации, где под ним понимается присвоение авторства. Плагиат, в частности, может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. Если упростить, плагиат – это намеренные действия лица, когда чужое произведение выдается за его собственное. Причем, такие действия могут быть уголовным преступлением, если они причинили крупный ущерб автору (100 000 рублей).

Именно этот термин всегда у всех на слуху, когда идет речь о том, что кто-то незаконно заимствовал у другого лица созданное им произведение.

Плагиат в уголовно-правовом значении стоит отличать от незаконных действий лица по использованию произведения без согласия его автора. Только лицо, которое обладает правами на произведение, может его использовать и разрешать это делать другим лицам. Использование в отсутствие такого разрешения, даже если будет указано авторство, является нарушением. Такие действия подпадают уже под состав гражданско-правового нарушения, и зачастую большинство споров возникает именно по этому поводу.

Здесь и далее мы будем говорить о заимствовании, подразумевая под ним незаконные действия одного лица по использованию чужого произведения или его части в отсутствие согласия автора.

Почему вообще нельзя заимствовать чью-то музыку?

Музыкальное произведение охраняется как объект авторского права. Это значит, что у лица, которое создало музыкальное произведение, возникают права на него: право называться его автором, право требовать неприкосновенности произведения от его искажений, право использовать произведение и разрешать это делать другим по своему усмотрению. Если взять чью-то музыку без его разрешения, то это нарушит права ее создателя.

Мне кажется, я услышал по радио песню, музыка в которой очень похожа на сочиненную мной

Такое может случиться, причем это может оказаться простым совпадением: музыканты, порой сами того не осознавая, создают схожие мелодии, совпадающие в отдельных фрагментах. А может оказаться и явным заимствованием, когда целая мелодия или ее отдельные значимые части намеренно используются другим лицом.

Например, известен случай, когда Бьорн Ульвеус, известный как участник группы ABBA, за несколько лет до образования знаменитой группы, в составе группы The Hootenanny Singers записал песню «Gabrielle» [2], музыкальная часть которой полностью повторяет музыку, сочиненную Аркадием Островским к песне «Пусть всегда будет солнце» [3].

В то же время Юрий Шевчук, основатель группы ДДТ, когда слушатели заметили, как гитарный ход из песни «Предчувствие гражданской войны» [4] слишком уж напоминает песню Iggy Pop «The Passenger» [5], честно признался, что он вообще не думал о музыке, когда ее писал, а четыре эти звучащие так похоже аккорда просто сами всплыли в его голове.

В каком случае я могу предъявить претензию и настаивать, что кто-то явно заимствовал мою музыку?

Для начала необходимо убедиться, что имеет место заимствование. Для этого нужно сравнить две спорные мелодии. Как правило, для этого привлекают специальных экспертов, которые пытаются установить, есть ли сходство сравниваемых произведений, имеет ли место заимствование элементов музыкального произведения, и каких именно элементов, позволяют ли различия (если есть) двух музыкальных произведений говорить о их самостоятельности и т. д. Эксперты подробно анализируют музыкальные произведения и рассматривают гармонические и ритмо-метрические особенности мелодического рисунка сравниваемых произведений, наличие или отсутствие совпадений нот. Причем на такую экспертизу достаточно будет представить просто аудио/видеозапись исполнения спорного произведения, так как, скорее всего, у лица, подозревающего о наличии плагиата, доступа к копии нотной записи может не быть.

А еще нужно быть готовым, что Вам нужно будет доказать, что автором созданной музыки являетесь именно Вы.

Зачем мне такая экспертиза, если очевидно, что это явное заимствование моей музыки?

Это, может быть, и очевидно для Вас, но если дело дойдет до суда, то судья, который не обладает идеальным слухом и обычно не подкован в вопросах музыкальной грамоты, столкнется с проблемами при определении, есть ли тут правда какое-либо заимствование. Впрочем суд при необходимости сам сможет поставить вопрос о назначении такой экспертизы, а обратиться с претензией можно и без такой экспертизы, однако надо иметь на руках достаточные доказательства того, что используется именно Ваша музыка, например, нотные записи двух произведений (если они имеются в доступе), из которых явно следует, что последовательно совпадают значительное количество нот.

Насколько должно быть точным заимствование?

Самый простой вариант, когда нарушитель полностью заимствует всю музыку, например, он полностью берет мелодию и перекладывает ее на другие слова.

Но могут быть заимствованы и отдельные части произведения, например, вступление к песне или отдельный гитарный ход. Здесь, чтобы установить, имело ли место заимствование, нужно решить, являются ли отдельные части произведения настолько значимыми, что они охраняются самостоятельно, вне рамок целого музыкального произведения.

Произведение может быть не только просто скопировано, но и переработано другим лицом, что тоже нельзя делать в отсутствие согласия автора. Под такой переработкой понимается уже создание нового произведения на основе используемого. Так, если появляются существенные отступления от оригинального произведения (например, появляется возможность исполнения музыки на других инструментах при аранжировке и оркестровке), и такие отступления от идеи и формы оригинального музыкального произведения так значительны, что в итоге очевидно появляется новое произведение, то на лицо уже переработка. При этом переработка – это всегда процесс творческий, и результатом его должно быть привнесение в оригинальное произведение чего-то нового. Необходимо обратить внимание, что такие действия в отсутствие согласия автора оригинального произведения в любом случае оказываются незаконными.

На что я могу рассчитывать, если заимствование будет установлено?

Существует несколько способов защиты прав автора: привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности, административной или в особых случаях даже уголовной. Самый действенный способ защиты, если конечная цель – сделать так, чтобы произведение никто больше не использовал, а понесенные от этого потери были возмещены – требовать запрета использования произведения и взыскания компенсации в рамках гражданско-правового спора.

Размер такой компенсации может исчисляться в пределах от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей (за каждое нарушение), конкретную суммы в данном случае выбирает сам автор, но стоит иметь в виду, что суд в итоге может ее откорректировать по своему усмотрению. Еще такую компенсацию можно посчитать исходя из размера двойной цены, по которой обычно Вы предоставляете другим лицам право использовать произведение. Например, Вы предоставляете другим лицам свою музыку для использования на условиях лицензионного соглашения за 100 тысяч рублей, размер компенсации тогда может быть заявлен в размере 200 тысяч рублей.

Правда, нужно иметь в виду, что за такой компенсацией можно обращаться только в случае, если Вы не передали права на свою музыку другому лицу, например, звукозаписывающей компании. Если права были переданы, то такие требования будет вправе предъявлять уже только лицо, которое их получило.

Если произведение использовалось без указания Вас как автора, или просто нарушитель нагло выдавал за автора именно себя, то тогда можно требовать еще и взыскания компенсации морального вреда. Сумма такой компенсации тоже определяется по усмотрению автора, учитывая то, какие душевные и физические потери он понес в результате таких действий нарушителя. Стоит иметь в виду, правда, что суды неохотно взыскивают большие суммы компенсаций морального вреда, в среднем ограничивая аппетиты авторов в рамках от 10 до 50 тысяч рублей.

Можно, конечно, и подать заявление в правоохранительные органы, указав на признаки совершения уголовного преступления – плагиата, за его совершение лицо может быть наказано штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за 18 месяцев, обязательными работами до 480 часов или арестом на срок до 6 месяцев. Но это, скорее всего, не оправдает затраченные на это силы, и Вы сами вряд ли получите что-то, кроме морального удовлетворения от того, что Вы смогли таким образом отомстить злостному нарушителю Ваших прав.

На мою претензию ответили, что на самом деле это я — нарушитель, и это моя музыка – копия

Конечно же, лучшая защита – это нападение. Можно, правда, допустить, что автор, к которому Вы обратились с претензией, и правда, ничего не знал о Вашей музыке и написал свою независимо от Вас. Или автор где-то давно услышал Вашу мелодию, она запала ему в память и со временем он ее воспроизвел, искренне полагая, что он первый ее придумал.

В любом случае, независимо от мотивов такой линии защиты, Вам нужно позаботиться о том, чтобы были достаточные доказательства того, что Вы являетесь автором музыки, Вы создали ее раньше, а лицо, к которому Вы обратились с претензией, совершенно точно могло Вашу музыку слышать, а следовательно, и скопировать.

В качестве доказательств авторства может быть использована цифровая запись имени автора в файле с записью музыки, публикация исполнения композиции в Интернете с указанием автора и др.

Ко мне предъявили претензию, что я заимствовал отрывок чужой музыки, но я писал ее сам и ничего нигде не брал. Что мне делать?

Ситуация, обратная описанной выше. Для начала стоит послушать эту спорную музыку и понять, а похожа ли она вообще на то, что создали Вы. Если музыка, и правда, похожа, то нужно будет успокоиться и подумать, какие есть доказательства того, что музыка написана Вами самостоятельно и независимо от другого лица.

Здесь могут помочь опять любые публикации музыкального произведения с указанием Вашего авторства. Выигрышнее будет, если такие публикации были сделаны раньше, чем музыкальная запись, за которую Вам предъявили претензию. Могут помочь и аудио- или видеозаписи исполнения Вашей музыки, где будет указано, что Вы ее автор. Помогут и любые доказательства, свидетельствующие о том, что Вы никогда и близко не слышали музыку лица, которое направило Вам претензию, и знать не знали о его существовании. Это сможет сработать, если автор неизвестен, а музыка его нигде особо не исполнялась.

Вооружившись такими доказательствами, можно будет писать ответ на претензию с обоснованием того, что Ваше произведение создано раньше, независимо и самостоятельно. А еще было бы неплохо обратиться к юристу, он сможет подсказать, как лучше строить защиту в конкретной ситуации.

Подождите, а как сюда вписывается сэмплирование?

Хороший вопрос! С сэмплированием все не так просто и однозначно решено.

Сэмпл – это всегда небольшой звуковой отрывок, взятый из музыкальной композиции. Сэмпл – это звук, длящийся, как правило несколько тактов, буквально несколько секунд. Сэмплирование – процесс сочетания таких небольших звуковых отрывков путем их беспрерывного воспроизведения или зацикливания.

Обычно при сэмплировании берется совсем незначительный отрывок, таким образом не заимствуется все произведение или его значительная часть. С одной стороны, учитывая незначительный характер заимствования, кажется, что такое заимствование одного или нескольких звуков может допускаться без всякого согласия автора. С другой стороны, композиции, создаваемые на основе как раз таких сэмплов, становятся популярными, их создатели получают значительную прибыль, в то время как авторы изначального произведения, откуда и взяты сэмплы, не получают ничего, что не кажется справедливым.

Хорошей иллюстрацией того, что же делать с сэмплированием, является один судебный спор, который длился более 20 лет. Музыканты известной немецкой группы Kraftwerk, создающие электронную музыку, в конце 90-х годов обратились с иском к хип-хоп исполнительнице Сабрине Селтур, которая из композиции музыкантов «Металлом по металлу» взяла двухсекундный отрывок в качестве сэмлпа для своей песни. Суд длился долго и противоречиво. В 2012 году Верховный суд Германии решил, что такое использование незаконно, Конституционный Суд Германии уже позже сказал, наоборот, что такое использование должно допускаться: двухсекундное заимствование – очень незначительно, на фоне нового и независимого произведения, созданного певицей, отдельно отметив, что такие заимствования — обычное дело для хип-хопа. В 2019 году музыкантам все же удалось добиться своей правды: уже Европейский Суд вынес решение, согласно которому такое использование даже двухсекундного отрывка является воспроизведением произведения, на что необходимо согласие его авторов.

Стоит отметить, что практика подобных судебных споров по поводу сэмплирования в России нам неизвестна. Тем не менее то, что заимствование даже незначительного отрывка музыкальной композиции может стать предметом спора, стоит иметь в виду.

Когда что-то созданное большими усилиями оказывается в руках других лиц – это всегда неприятно. Музыка, будучи явлением очень тонким, оказывается наиболее уязвимой для ее присвоения другими лицами без особых усилий. А понимать, как именно защищать свою музыку, если кто-то ее решил присвоить, или знать, что делать, если другое лицо обвиняет в таком присвоении Вас, оказывается очень важным, учитывая возможные споры в связи с этим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *