что скрепляет брак между людьми 100 к 1

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

Думаю, не ошибусь, что лучше всего скрепляет брак взаимная любовь супругов или … правильный расчёт (если это брак по расчёту).

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

А вот какие ответы могут принести победу в игре:

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

Большинство людей, когда им задают такой вопрос, отвечают следующим образом:

Если вы ответите на вопрос таким образом, обязательно выиграете в игре.

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

Самыми популярными ответами на этот вопрос отношений и брака между людьми стали такие:

Можно, конечно, поспорить с некоторыми ответами, но такие варианты приходили людям в голову

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Кто или что скрепляет брак между людьми?

Правильными ответами на поставленный вопрос в популярной и любимой игре »Сто к одному» будут такие:

Именно так ответило большинство игроков и значит только они способны принести вам успех.

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

В игре 100 к 1 необходимо использовать следующие варианты ответов на этот вопрос:

Используйте правильные ответы и выигрывайте.

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Правильными ответами на этот интереснейший вопрос познавательной игры 100 к 1 нужно считать ответы игроков, которые постоянно играют в эту игру:

Отвечайте именно так и вы будете всегда первым в игре 100 к 1.

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Чтобы победить в игре «Сто к одному», то надо ответить на вопрос про то, кто или что между людьми скрепляет брак. И вот правильные ответы на этот вопрос :

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Источник

3 вещи, которые скрепляют брак лучше свадебной клятвы

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Как поставить цели в браке, которые сделают ваши отношения крепче?

что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Смотреть картинку что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Картинка про что скрепляет брак между людьми 100 к 1. Фото что скрепляет брак между людьми 100 к 1

Фото Devon Janse van Rensburg / Unsplash

Многие женщины ошибочно полагают, что, выйдя замуж, они будут жить долго и счастливо — на автопилоте.

Однако реальность такова, что брак требует работы и усилий от вас и вашего супруга. Любовь объединяет вас, но сознательные, постоянные усилия делают ваш брак успешным. Вот тут-то и важны цели брака.

Почему вы должны ставить цели в браке? Они помогают супругам полагаться друг на друга. Это отличный способ укрепить ваш брак. Когда вы заняты своими повседневными делами, легко забыть о взаимоотношениях.

Но преследуя общие с мужем цели, вы будете проводить больше времени вместе, больше разговаривать и создавать более интимные моменты. Именно они помогут вашему браку процветать.

Психологи выделяют так называемые 3 «умные цели» для укрепления семейной жизни:

Ставьте финансовые цели

По мнению брачных экспертов, деньги — это причина №1 для разногласий в браке. Всегда будет дисбаланс доходов между вами и вашим супругом и разные денежные привычки.

Поэтому очень важно обсудить свое отношение к финансовым вопросам, чтобы вы могли понять подходы друг друга к зарабатыванию, расходованию и сбережению денег.

Если вы и ваш супруг не на одной волне в вопросах финансов, это будет постоянным источником конфликтов.

Вы оба должны всегда знать, где деньги и куда они уходят:

Ставьте цели для укрепления связи с мужем

Эта цель важна, поскольку она поможет вам и вашему партнеру поддерживать близость, связь, сочувствие и чувство безопасности и внутреннего покоя.

Вы должны поставить перед собой цель проводить время вместе, если хотите, чтобы ваши отношения процветали. Когда вы пренебрегаете дружескими отношениями, в ваших отношениях поселится разлука.

Общение — это основа вашего брака. Многие браки не достигают своей цели из-за плохого понимания. В браке неизбежно возникнут конфликты, но при правильном и регулярном общении все проблемы можно решить.

Согласитесь говорить обо всем и обо всем. Поддерживайте дружбу с супругом, чтобы вам было комфортно обсуждать даже сложные темы. Трудные разговоры делают вас мудрее и сильнее, а также расширяют кругозор. Если вы избегаете сложных проблем, они в конечном итоге будут мешать общению и разрушать ваш брак.

Ваши отношения со своими родственниками тоже имеют значение для укрепления брака. Например, ваши родители имеют ожидания в отношении вашего супруга, которые могут быть нереалистичными.

Часто эти ожидания не понимаются и не обсуждаются парой до тех пор, пока не произойдет конфликт. Разумный вариант — распознать и предотвратить потенциальные конфликты до того, как они возникнут.

Относитесь ко всему спокойно и старайтесь смотреть на вещи с точки зрения родственников. Подумайте, сколько времени и энергии они потратили на воспитание вас обоих; для них понятно, что им трудно отпустить. Верьте, что вы будете достойно обеспечивать друг друга, как и они все эти годы.

Домашние привычки могут стать для пары источником ссор. Многие супруги постоянно злятся друг на друга, потому что один человек не занимается домашними делами, а другой постоянно работает за двоих. Неизбежно один партнер оказывается опрятным и организатором, а другой — беспомощным неряхой.

Работа по дому может показаться тривиальной, но играет большую роль. Если вы не хотите серьезных конфликтов и негодования в будущем, то должны обсудить даже эту неприглядную тему с самого начала. Подумайте об этом так: вы стали соседями по квартире на всю жизнь. Почему бы вам не обсудить свои домашние привычки?

Ставьте цели для здоровья вашей семьи

Подумайте, насколько сложно будет готовить разные блюда? Представьте себе, что один супруг не может жить без хлеба, а другой может не есть его неделями? Или же другая ситуация: вы сторонник правильного питания, а муж не прочь побаловаться жареной картошкой и пивом. Вам обоим будет намного проще, если вы будете на одной волне.

Ваш брак не похож ни на один другой. Вышеназванные «умные цели» нужны, чтобы ваша семья крепла с каждым днем. Как и все другие цели, эти тоже нужно записывать. Разница между желанием и целью заключается в том, что вы записываете цель и предпринимаете постоянные действия для ее реализации.

Помните, что брак — это марафон, а не спринт. Вы не сможете успешно пробежать марафон без надлежащей подготовки.

Источник

100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми?

Имя: Julia­Bond
Ответ: 100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми? Думаю, не ошибусь, что лучше всего скрепляет брак взаимная любовь супругов или … правильный расчёт (если это брак по расчёту).

Имя: Pypsi­k
Ответ: Кто или что скрепляет брак между людьми? Правильными ответами на поставленный вопрос в популярной и любимой игре »Сто к одному» будут такие: любовь; кольца; дети; ЗАГС; постель; печать. Именно так ответило большинство игроков и значит только они способны принести вам успех.

Имя: sprin­g9483­74
Ответ: 100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми? Самыми популярными ответами на этот вопрос отношений и брака между людьми стали такие: любовь кольца дети ЗАГС постель печать Можно, конечно, поспорить с некоторыми ответами, но такие варианты приходили людям в голову

Имя: Nikol­ai Sosiu­ra
Ответ: Правильными ответами на этот интереснейший вопрос познавательной игры 100 к 1 нужно считать ответы игроков, которые постоянно играют в эту игру: любовь; дети; кольца; ЗАГС; постель; печать. Отвечайте именно так и вы будете всегда первым в игре 100 к 1.

Имя: Натал­ья Сокол­ова
Ответ: 100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми? Большинство людей, когда им задают такой вопрос, отвечают следующим образом: • Любовь • Дети • Кольца • ЗАГС • Постель • Печать Если вы ответите на вопрос таким образом, обязательно выиграете в игре.

Имя: Frida­y
Ответ: 100 к 1. Что или кто скрепляет брак между людьми? В игре 100 к 1 необходимо использовать следующие варианты ответов на этот вопрос: любовь, дети, кольца, ЗАГС, постель, печать. Используйте правильные ответы и выигрывайте.

Источник

Отношения молодых людей до брака

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Башкиров

Зна­е­те, о чем я дав­но соби­рал­ся пого­во­рить? О добрач­ных отно­ше­ни­ях моло­дых людей. Тема-то, ока­зы­ва­ет­ся, очень важ­ная, хотя и непростая.

Недав­но я про­чи­тал одну забав­ную исто­рию из цер­ков­ной жиз­ни на Западе.

В церк­ви совер­ша­ет­ся обру­че­ние. Жених и неве­ста ‒ оба длин­но­во­ло­сые, в оди­на­ко­вых сви­те­рах и джин­сах. Свя­щен­ник никак не может сори­ен­ти­ро­вать­ся, кто есть кто, и после пау­зы с иро­ни­ей гово­рит: «Пусть сей­час одно из вас наде­нет сво­ей жене обру­чаль­ное коль­цо»[1].

Посте­пен­но и мы в нашем обще­стве при­вы­ка­ем к такой одеж­де моло­де­жи. Прав­да, появ­ле­ние подоб­ной пары в наших хра­мах пока еще немыс­ли­мо, одна­ко есть повод заду­мать­ся. Ведь одеж­да отра­жа­ет внут­рен­нее состо­я­ние чело­ве­ка. Это – симп­том[2]. У моло­де­жи она, как пра­ви­ло, демон­стри­ру­ет их несо­гла­сие с при­ня­ты­ми вку­са­ми, нор­ма­ми и пра­ви­ла­ми, в том чис­ле, и с тра­ди­ци­он­ным поня­ти­ем семьи[3].

Совре­мен­ная моло­деж­ная суб­куль­ту­ра тяго­тит­ся семей­ной жиз­нью, пред­по­чи­тая сво­бод­ные парт­нер­ские отно­ше­ния[4]. Поэто­му понят­но жела­ние мно­гих людей, обес­по­ко­ен­ных такой эро­зи­ей созна­ния, узнать, а как сле­ду­ет стро­ить добрач­ные отно­ше­ния, и как нуж­но под­би­рать себе спут­ни­ка или спут­ни­цу жиз­ни, ведь неудав­ший­ся брак ста­но­вит­ся источ­ни­ком стра­да­ний, и часто на всю жизнь[5].

Есть два очень важ­ных условия.

Такую склон­ность нель­зя путать с увле­че­ни­ем по стра­сти. Страсть не может скре­пить брак на всю жизнь. Бра­ки по стра­сти все­гда непрочны.

Так и в страст­ной люб­ви. Остро­та опья­не­ния чувств спа­да­ет, любовь гас­нет, нуж­но обнов­ле­ние, вплоть до заме­ны «люби­мо­го чело­ве­ка». Сколь­ко таких исто­рий про­ис­хо­ди­ло на гла­зах почти каж­до­го из нас![8].

Насто­я­щая же любовь – это тяго­те­ние души к душе, вле­че­ние сер­дец, нахо­дя­щих друг в дру­ге допол­не­ние. Такое вза­им­ное тяго­те­ние под­дер­жи­ва­ет и физи­че­скую любовь мужа к жене и жены к мужу.

В цер­ков­ной пись­мен­но­сти есть мно­го заме­ча­тель­ных рас­суж­де­ний о люб­ви. Мне нра­вит­ся, как о ней гово­рил про­то­и­е­рей Васи­лий Зень­ков­ский (+1962):

«Любовь есть выход за пре­де­лы сво­е­го «Я», устрем­ле­ние к тому, кого мы любим любо­вью поло­вой или любовью‒ жало­стью или любо­вью – благоговением…самая жизнь чело­ве­че­ско­го духа и состо­ит в люб­ви: тай­на каж­дой лич­но­сти есть тай­но того, как, с какой глу­би­ной ищет люб­ви и любит человек…В сфе­ре пола – люб­ви, эро­су при­над­ле­жит основ­ное зна­че­ние, а сек­су­аль­ность есть лишь телес­ная тран­скрип­ция того же дви­же­ния люб­ви. Понят­но отсю­да, и то, что чем глуб­же горе­ние люб­ви, тем сла­бее сек­су­аль­ность. Вот отче­го любовь так часто спа­са­ет (осо­бен­но в юные годы) от дав­ле­ния сек­су­аль­но­сти: любовь несет с собой какое-то бла­го­уха­ние, кото­рое очи­ща­ет чело­ве­ка, осво­бож­да­ет его от сек­су­аль­но­го бес­по­кой­ства»[9].

Эта любовь несрав­нен­но боль­ше толь­ко чув­ства и физи­че­ско­го вле­че­ния. В ней содер­жит­ся еще и осо­бо­го рода рас­су­доч­ность и разум­ность, кото­рая трез­во оце­ни­ва­ет чело­ве­ка, его нрав­ствен­ные каче­ства как буду­ще­го семья­ни­на, вос­пи­та­те­ля детей и дру­га жиз­ни[10].

Смот­ри­те, что полу­ча­ет­ся. Ока­зы­ва­ет­ся, что насто­я­щий брак заклю­ча­ет­ся не толь­ко по чув­ству сим­па­тии, но и по разу­му. Перед бра­ком про­сто необ­хо­ди­мо испы­тать вза­им­ную любовь и вза­им­ную готов­ность, и чув­ство дол­га нести подвиг семей­ной жиз­ни. Кро­ме того, надо при­смот­реть­ся, согла­су­ют­ся ли меж­ду собой харак­те­ры. Моло­дым людям, увле­чен­ным друг дру­гом, про­сто не хочет­ся думать о том, насколь­ко это серьез­ное испы­та­ние. Им доста­точ­но их согла­сия сей­час и в дан­ный момент[11].

А то, что оно может ока­зать­ся поверх­ност­ным и обман­чи­вым, им про­сто невдо­мек. И толь­ко с года­ми обна­ру­жит­ся, что меж­ду ними нет ниче­го обще­го, и что по сути дела, они – совер­ше­но чужие люди.

Поэто­му надо убе­дить­ся, что их согла­сие проч­ное, пото­му что осно­ва­но на общих инте­ре­сах и оди­на­ко­вом воз­зре­нии на жизнь, а это пред­по­ла­га­ет еще одну более глу­бо­кую общ­ность – рели­ги­оз­ную. Здесь – самая твер­дая опо­ра бра­ка[12]. Вза­им­ная вера в Бога помо­га­ет лег­ко пере­но­сить скор­би, нуж­ду и тяже­лые жиз­нен­ные невзго­ды, без кото­рых нико­гда не обхо­дит­ся семей­ная жизнь[13]. Один хри­сти­ан­ский мыс­ли­тель даже по это­му пово­ду вос­клик­нул: «…Схо­дить­ся друг с дру­гом во всем, за исклю­че­ни­ем выс­ше­го смыс­ла жиз­ни, пере­жи­вать вме­сте все зем­ное и ско­ро пре­хо­дя­щее, и в то же вре­мя быть глу­бо­ко разъ­еди­нен­ны­ми во всем, что каса­ет­ся души – это глу­бо­чай­шее про­ти­во­ре­чие, какое толь­ко может суще­ство­вать сре­ди людей!»[14].

Ну а в древ­но­сти, когда рели­ги­оз­ность была есте­ствен­ным нрав­ствен­ным состо­я­ни­ем чело­ве­ка и нор­мой жиз­ни обще­ства, брак без веры в Бога вооб­ще не мыслился.

Зна­ме­ни­тый цер­ков­ный про­по­вед­ник 4 века епи­скоп горо­да Мила­на Амвро­сий мог, напри­мер, поз­во­лить себе ска­зать фра­зу, кото­рую никак не пой­мет совре­мен­ный либе­рал или рев­ност­ная феми­нист­ка: «Когда самое супру­же­ство долж­но быть освя­ща­е­мо свя­щен­ни­че­ским покро­вом и бла­го­сло­ве­ни­ем, то как мож­но назвать супру­же­ством то, где нет согла­сия веры?»[15].

Конеч­но, это не зна­чит, что чело­век дол­жен ломать и ниве­ли­ро­вать свой харак­тер. Его тем­пе­ра­мент и инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти сохра­ня­ют­ся в пол­но­те. Если меж­ду людь­ми есть согла­сие духа, то их при­род­ные наклон­но­сти будут толь­ко их вза­им­но обогащать.

Очень даже хоро­шо, когда один чело­век спо­кой­ный, а дру­гой живой и весе­лый, один задум­чи­вый и рас­су­ди­тель­ный, а дру­гой быст­рый и подвиж­ный. Со вре­ме­нем меж­ду ними обя­за­тель­но воз­ник­нет гар­мо­ния и вза­им­ная при­вя­зан­ность на всю жизнь.

Мы видим, что рели­ги­оз­ный опыт чело­ве­че­ства, под­ска­зы­ва­ет про­ду­ман­ное и осмот­ри­тель­ное отно­ше­ние к бра­ку еще до его заключения.

Ока­зы­ва­ет­ся, выбор неве­сты или жени­ха тре­бу­ет нема­лых уси­лий. И еще бы! Попро­буй­те избе­жать обще­го соблаз­на най­ти кра­си­вую[16], а может быть, и состо­я­тель­ную неве­сту[17]. Попро­буй­те убе­дить себя, что надо искать не состо­я­ние и внеш­нее оба­я­ние, а разум и серд­це[18]. Но дру­го­го пути нет, и чем рань­ше роди­те­ли нач­нут гото­вить сво­их детей к тако­му отно­ше­нию к бра­ку, тем мень­ше опас­но­стей будет их под­жи­дать, и тем про­ще рас­по­зна­ют они в сво­их чув­ствах, что там?[19]. Истин­ная любовь или про­сто кипе­ние кро­ви и опья­не­ние стра­стью[20].

[1] Zarty nieposwiecone. Pozbieral i opowiedzial ks. Jan Kracik. Krakow, 1993. S. 89.

[2] Это под­ме­тил уже такой тон­кий зна­ток чело­ве­че­ской души, как свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст(+407):

«Одеж­да и смех, ‒ гово­рил он, ‒ обна­ру­жи­ва­ют его (чело­ве­ка) каче­ства» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Остат­ки из тол­ко­ва­ния на прит­чи Соло­мо­на. Тво­ре­ния. Т. 12. Кни­га тре­тья. СПб., 1906. С. 1112)

Подоб­ное мне­ние выска­зы­ва­ет и пре­по­доб­ный Ефрем Сирин (+373):

«Смот­ри, не управ­ля­ют ли нами непри­лич­ные дви­же­ния, не пыш­на ли у нас одеж­да, не пах­нет ли от риз бла­го­во­ни­я­ми, как от жен­щин (луч­ше пусть душа изда­ет бла­го­уха­ние Свя­то­го Духа в пре­вос­ход­ном житии)…не выше ли колен под­ня­та одеж­да ( это обли­ча­ет бес­стыд­ство души)…не склон­ны ли мы к сме­ху, не гово­рим ли сами смешного…и вся наша наруж­ность не изоб­ра­жа­ет ли стра­сти, и голос не при­кра­шен ли искус­ством для вну­ше­ния люб­ви и для обо­льще­ния» (Ефрем Сирин, пре­по­доб­ный. 77. Поуче­ние пад­ше­му бра­ту. //Творения. Часть 3. Сер­ги­ев Посад, 1897. Репринт. С.52).

[3] Зна­ме­ни­тый цер­ков­ный про­по­вед­ник 19-го века Фила­рет Мос­ков­ский (+1867) в одной из сво­их про­по­ве­дей при­ла­га­ет бого­слов­ское раз­мыш­ле­ние об одежде:

«Что такое одеж­да? В поряд­ке есте­ствен­ном – сред­ство для защи­ще­ния чело­ве­че­ско­го тела от раз­ру­ши­тель­но­го дей­ствия сти­хий; в поряд­ке нрав­ствен­ном – защи­та стыд­ли­во­сти; в поряд­ке граж­дан­ском – искус­ствен­ное при­кры­тие чле­нов тела, при­спо­соб­лен­ное к отправ­ле­нию того или ино­го зва­ния обще­ствен­но­го, и вме­сте отли­чи­тель­ный знак зва­ний и сте­пе­ней, в них уста­нов­лен­ный… Из этих поня­тий тот­час мож­но усмот­реть, что попе­че­ни­я­ми об одеж­де долж­ны управ­лять необ­хо­ди­мость, скром­ность, посто­ян­ство; впро­чем, не оста­но­вим­ся на этих поня­ти­ях…, кото­рые более пока­зы­ва­ют пра­виль­ное упо­треб­ле­ние одеж­ды чело­ве­ка­ми и обще­ства­ми, неже­ли её про­ис­хож­де­ние и пер­во­на­чаль­ное назна­че­ние от Твор­ца чело­ве­ков и обще­ства человеческих…

Итак, что есть одеж­да наша? Она есть про­из­ве­де­ние без­за­ко­ния; она есть обя­за­ние гре­хов­ной раны, и при­том пустое, без целеб­но­го елея; она есть сла­бое сред­ство для крат­ко­вре­мен­но­го сохра­не­ния осуж­ден­но­го тела от дей­ствия сти­хий, совер­ша­ю­щих его казнь; она есть при­кры­тие нрав­ствен­но­го без­об­ра­зия, сде­лав­ше­го­ся есте­ствен­ным; она есть защи­та от сты­да телес­ной наго­ты, изоб­ре­тен­ная обна­жен­ным в сове­сти чело­ве­ком; она есть есть види­мый знак чело­ве­ка пре­ступ­ни­ка; она есть все­об­щий и все­гдаш­ний тра­ур, нало­жен­ный рас­ка­я­ни­ем, по смер­ти пер­во­быт­ной непо­роч­но­сти; она есть зна­мя побе­ды, кото­рое враг выста­вил нару­жу, овла­дев нашей внутренностию.

Что же дела­ют те, кото­рые с такой забот­ли­во­стью напе­ре­рыв ста­ра­ют­ся бли­стать кра­со­тою и вели­ко­ле­пи­ем одежд. – Едва ли что-нибудь более, как толь­ко воз­об­нов­ля­ют и укра­ша­ют тор­же­ство древ­не­го вра­га чело­ве­че­ско­го рода. Что зна­чит сия гор­дость, с кото­рою име­ю­щий на себе доро­гую одеж­ду едва удо­ста­и­ва­ет взо­ра покры­тую вре­ти­щем или полу­раз­де­тую нище­ту, ‒ сия нена­сы­ти­мость, с какою неко­то­рые со дня на день умно­жа­ют сие непо­сто­ян­ство, с кото­рым часто пере­ме­ня­ют убо­ры? – Не есть ли сие нечто подоб­ное тому, как если бы боль­ной взду­мал тще­сла­вить­ся мно­же­ством сво­их стру­пов и кра­со­тою обя­за­ний; или если бы раб, при­нуж­ден­ный носить око­вы, желал бы иметь их в вели­ком мно­же­стве и выра­бо­тан­ные с раз­но­об­раз­ным искус­ством?» (Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Коло­мен­ский, свя­ти­тель. 13. Сло­во в неде­лю тре­тью по Пяти­де­сят­ни­це. //Слова и речи. Т. 1. М., 1873. Репринт. С. 108, 109).

Эта мысль встре­ча­ет­ся у мно­гих древ­них про­по­вед­ни­ков, в част­но­сти, у свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, кото­рый ком­мен­ти­ру­ет запо­ведь Хри­ста: «И кто захо­чет судить­ся с тобою, и взять у тебя рубаш­ку, отдай ему и верх­нюю одеж­ду ( Мф.5:40 )».

«Что же? Неуже­ли ска­жешь мне ходить нагим? Не были бы мы наги, если бы в точ­но­сти испол­ня­ли эти пове­ле­ния; напро­тив, еще были бы гораз­до луч­ше всех оде­ты. Во-пер­вых, пото­му, что никто не напа­дет на чело­ве­ка, име­ю­ще­го такое рас­по­ло­же­ние духа, а во-вто­рых, если бы и нашел­ся кто настоль­ко жесто­кий и неми­ло­сти­вый, что дерз­нул бы и на это, то без сомне­ния еще более нашлось бы таких, кото­рые чело­ве­ка, вос­шед­ше­го на такую сте­пень любо­муд­рия, покры­ли бы не толь­ко одеж­да­ми, но, если бы было воз­мож­но, и самою пло­тию своею.

А если бы кому дове­лось и нагим ходить ради тако­го любо­муд­рия, то и в этом не было бы сты­да. Адам в раю был наг и не сты­дил­ся ( Быт.2:25 ). И Иса­ия, ходив­ший нагим и без обу­ви был зна­ме­ни­тее всех иуде­ев ( Ис.20:3 ). Иосиф тогда осо­бен­но про­си­ял доб­ро­де­те­лию, когда оста­вил одеж­ду. Нима­ло не худо так обна­жать­ся, но постыд­но и смеш­но так оде­вать­ся, как мы оде­ва­ем­ся ныне, т.е. в дра­го­цен­ные одеж­ды» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­то­го Мат­фея Ева­ге­ли­ста. Бесе­да 18 (№2,3). //Творения. Т. 7. Кни­га пер­вая. СПб., 1901. С. 206).

Сле­ду­ю­щая сцен­ка из жиз­ни совре­мен­ной моло­де­жи хоро­шо иллю­стри­ру­ет отно­ше­ние к одеж­де в совре­мен­ной моло­деж­ной сре­де, «мне­ние» кото­рой давит на сверст­ни­ков и навя­зы­ва­ет им свои вкусы:

«Когда Надя вер­ну­лась со шко­лы…, мама спро­си­ла у неё: «Поче­му тебе вдруг разо­нра­ви­лась синяя кофта?…

– Пони­ма­ешь, мамоч­ка, синяя коф­та мне вооб­ще-то нра­вит­ся. Она мяг­кая, удоб­ная…, но она не современная…

– Да кто тебе это ска­зал, Надя?

Девоч­ки. Они вче­ра мне устро­и­ли «кри­ти­че­ский разбор…Юбка слиш­ком длин­ная – это они ска­за­ли. Коф­та ста­ро­мод­ная, слиш­ком про­стая и скуч­ная. Еще ска­за­ли, что мне очень пошли бы боас­ле­ты и сереж­ки в ушах…

А как оде­ва­ют­ся девоч­ки в вашем классе?

Ой, мама, у нас царит пол­ный про­из­вол и дух сорев­но­ва­ния. Есть девоч­ки, кото­рые оде­ва­ют­ся скром­но, но боль­шин­ство носят джин­сы и мини – юбки. Яркие сви­те­ра или джин­со­вые курт­ки. Белые кроссовки…При этом почти у всех про­ко­ло­ты уши, наде­ты серьги…У боль­шин­ства – стриж­ки. А если у кого длин­ные воло­сы…, ‒ носят их про­сто распущенными…Многие девоч­ки у нас кра­сят­ся, как взрос­лые жен­щи­ны: кра­сят пома­дой губы, под­во­дят гла­за, лаком покры­ва­ют ногти…Они дей­стви­тель­но пра­вы…, я оде­та ста­ро­мод­но…» (Гра­чев Алек­сий, свя­щен­ник (редак­тор). Что необ­хо­ди­мо знать девоч­ке, или дове­ри­тель­ные бесе­ды о самом глав­ном. М.: Дани­лов­ский бла­го­вест­ник. 2006. С. 144, 145, 146).

В таком же виде моло­дые люди часто захо­дят в храм, где, одна­ко же, свое отно­ше­ние к одеж­де, посколь­ку чело­век явля­ет­ся здесь перед лицо Божие. Поэто­му надо без раз­дра­же­ния, веж­ли­во и нена­вяз­чи­во объ­яс­нять моло­дым людям смысл их при­сут­ствия в хра­ме. И вот тут очень полез­ны­ми могут ока­зать­ся корот­кие поучи­тель­ные исто­рии из жиз­ни Церк­ви, как, напри­мер, такая:

«В синай­ском мона­сты­ре был один инок – доб­рый подвиж­ник и бла­го­леп­ный по наруж­но­сти. Он ходил в цер­ковь на служ­бу, при­кры­ва­ясь толь­ко малою узкою ман­ти­ею и то вет­хою, кото­рая была вся в заплатах.

Авва Иосиф, уви­дев, что он идет в таком виде к бого­слу­же­нию, ска­зал ему: «Брат, не видишь ли, что про­чие бра­тья сто­ят в церк­ви во вре­мя слу­же­ния, как анге­лы? Поче­му же ты все­гда при­хо­дишь сюда в этой одежде?»

Брат отве­чал: «Про­сти меня, авва! У меня нет дру­гой одежды»

Тогда Иосиф взял его в келью и дал ему всё при­лич­ное мона­ше­ское оде­я­ние. После это­го он девал­ся уже как про­чие бра­тия и казал­ся анге­лом» (Дья­чен­ко Гри­го­рий, про­то­и­е­рей. Гре­хи про­тив чет­вер­той запо­ве­ди. 3(б) В храм долж­но ходить в при­лич­ной одеж­де. //Уроки и при­ме­ры хри­сти­ан­ской люб­ви. М., 1998. С. 442).

[4] Отме­тим, что лег­ко­мыс­лие и жела­ние подоль­ше тянуть с женить­бой были свой­ствен­ны моло­дым людям и преж­де, хотя и не в такой цинич­ной фор­ме, как сей­час. Пре­по­доб­ный Авм­ро­сий Оптин­ский (+1891) писал одной обес­по­ко­ен­ной этим обсто­я­тель­ством матери:

«Пише­те, что жела­е­те женить ваше­го един­ствен­но­го сына, и он не прочь от женить­бы, что пред­став­ля­ют­ся мно­го невест достой­ных, но ни одна не соот­вет­ству­ет его вкусу.

Тако­во вооб­ще направ­ле­ние нынеш­них моло­дых людей, и таков их вкус, кото­ро­му труд­но удо­вле­тво­рить; пото­му что они сами часто не зна­ют, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам?

Опыт жиз­ни и вера исправ­ля­ют тако­вые души и чув­ства. И пото­му его теперь труд­но вра­зу­мить Он не мжет пове­рить ни вам, ни дру­го­му, пока не испы­та­ет лег­ко­вер­но­сти суж­де­ния и чувств на деле. – Он угро­жа­ет вам уйти из ваше­го дома куда-нибудь далеко…Пусть… идет из дому; толь­ко не пус­кай­те дале­ко, а что­бы пожил где-нибудь у зна­ко­мых, или у надеж­но­го чело­ве­ка, кото­рый бы мог удер­жать его от своеволия.

Пожив на чужих руках, ско­рее оце­нит ваш кров и мате­рин­скую забот­ли­вость. А если его женить, при таком его душев­ном настро­е­нии, едва ли будет прок в женить­бе» (Амро­сий Оптин­ский, пре­по­доб­ный. Пись­мо 135. О непо­сто­ян­стве жела­ний моло­дых людей. // Собра­ние писем. Часть пер­вая. Пись­ма к миря­нам. М., 1997. С. 149).

[5] Неко­то­рые пра­во­слав­ные авто­ры ука­зы­ва­ют такие при­чи­ны неже­ла­ния всту­пать в брак:

Резуль­та­том без­ду­хов­но­го вос­пи­та­ния детей ста­ло то, что моло­дые люди боят­ся созда­вать семью. Дове­рие к чело­ве­ку, с кото­рым мож­но было бы про­жить жизнь поте­ря­но. Поче­му? Рос­сия нахо­дит­ся под мощ­ным напо­ром про­па­ган­ды сво­бод­но­го обра­за жиз­ни, кото­рая лави­но­об­раз­но обру­ши­лась на нас с Запа­да. Никто не ска­жет, что в Евро­пе или Аме­ри­ке в послед­ние годы улуч­ши­лась семей­ная жизнь. Коли­че­ство раз­во­дов на Запа­де посто­ян­но рас­тет. А ведь это след­ствие той самой «сво­бо­ды» чело­ве­че­ских отношений.

Семья – это крест Семей­ная жизнь – это кре­сто­но­ше­ние. Для неё необ­хо­ди­мы такие каче­ства, как зре­лость, тер­пе­ние и вели­кое муже­ство. А совре­мен­ная нево­цер­ко­в­лен­ная моло­дежь напо­ми­на­ет рас­слаб­лен­но­го, кото­ро­го еще не исце­лил Господь…Молодые люди не при­нуж­да­ют себя ни к какой рабо­те над собой. Все их уси­лия направ­ле­ны на то, что­бы окон­чить с отли­чи­ем шко­лу, посту­пить в инсти­тут, выучить англий­ский язык, съез­дить за гра­ни­цу, но ведь это не дела­ет чело­ве­ка чело­ве­ком. Кро­ме обра­зо­ва­ния, инте­рес­ной рабо­ты и поез­док, у каж­до­го из нас дол­жен быть внут­рен­ний мир, нрав­ствен­ная жизнь.

Наших юно­шей и деву­шек убе­ди­ли в том, что мож­но иметь не одну жену, не одно­го мужа на всю жизнь, а несколь­ко «парт­не­ров». Мож­но жить в блу­де, и это ни к чему не обя­зы­ва­ет ни муж­чи­ну, ни жен­щи­ну: пожи­ли, уста­ли, разо­шлись, нашли дру­го­го, с ним пожили…А ведь из семьи уйти нель­зя. Нель­зя устать от детей, от жены, от мате­ри с отцом…

Нет ниче­го уди­ви­тель­но­го, что мно­гие юно­ши и девуш­ки не хотят созда­вать семьи. Семья – это труд, а тру­дить­ся моло­дежь не при­уче­на. Совре­мен­ный ребе­нок про­жи­ва­ет до 15–17 лет в режи­ме «сво­бод­ной жиз­ни»: слу­ша­ет музы­ку, без при­смот­ра бро­дит по ули­цам, без роди­тель­ско­го при­смот­ра выби­ра­ет себе дру­зей, ходит на дис­ко­те­ки; дру­ги­ми сло­ва­ми рас­тра­чи­ва­ет сво­е­го внут­рен­не­го чело­ве­ка, а потом он уже и не может ниче­го создавать…

Юно­ши часто рас­суж­да­ют так: «Пока моло­дой – погу­ляю. Будет мне лет трид­цать – тогда женюсь и буду жить счаст­ли­во». Это – страш­ное диа­воль­ское иску­ше­ние. Это всё рав­но, что откла­ды­вать пока­я­ние до смер­ти: «Буду уми­рать, тогда и пока­юсь за всю жизнь» Нет, не пока­ет­ся, диа­вол не даст. Он так лег­ко не выпу­стит свою жерт­ву. Какой хозя­ин отпу­стит раба на сво­бо­ду? Ника­кой. «Вся­кий, дела­ю­щий грех, есть раб гре­ха» ( Ин.8:34 ). Гос­подь ска­зал «раб». А раб, как извест­но, ниче­го не име­ет сво­е­го. Куда его пове­дет рабо­вла­де­лец, туда он и пой­дет» (Овчин­ни­ков Андрей, свя­щен­ник. Как сохра­нить семью. М.: Дани­лов­ский бла­го­вест­ник, 2003. С. 86, 87, 88).

[6] В нрав­ствен­ном бого­сло­вии суще­ству­ет поня­тие поло­вой фан­та­зии, кото­рая счи­та­ет­ся предо­су­ди­тель­ной, пото­му что сек­су­аль­ное вле­че­ние обра­ще­но в таком слу­чае не к чело­ве­ку, а к телу. Когда в вооб­ра­же­нии рису­ет­ся сце­ны поло­во­го акта, дру­гой или дру­гая ста­но­вит­ся про­сто телом или объ­ек­том вожде­ле­ния, и тогда не оста­ет­ся места для люб­ви или сим­па­тии. Этот раз­рыв меж­ду телес­ным эле­мен­том и любо­вью и явля­ет­ся при­чи­ной амо­раль­но­сти поло­вой фан­та­зии, кото­рую обо­зна­ча­ют как похот­ли­вость (Ср. Мф.5:27 ).

Похот­ли­вость может иметь место и в бра­ке. Это про­ис­хо­дит тогда, когда супру­ги видят в один в дру­гом толь­ко тело, и в их поло­вых кон­так­тах нет внут­рен­не­го чув­ства и люб­ви (Dominian Jack. Keuschheit. Ethisch. Theologische Realenzyklopaedie. Band 18. Berlin – New-York, 2000. S. 133).

[7] «…Из мно­гих опы­тов вид­но, ‒ пишет оптин­ский ста­рец иерос­хи­мо­нах Мака­рий (+1860), ‒ что кто по стра­сти всту­па­ет в супру­же­ство, то не быва­ет сча­стья; стра­сти осты­нут и любовь исчез­нет. Надоб­но изби­рать пар­тию по разу­му, с бла­го­че­сти­вым наме­ре­ни­ем и молит­вою ко Гос­по­ду, что­бы жизнь про­ве­сти в мире, согла­сии и люб­ви, для семей­но­го сча­стья и обще­ствен­ной поль­зы, в том кру­гу, где буде­те нахо­дит­ся» (Мака­рий, иерос­хи­мо­нах. Пись­мо 199. Собра­ние писем. СПб., 1993. С. 384).

В одном из писем он пишет об отно­ше­нии к плот­ским стра­стям и о борь­бе с ними:

«Ты пишешь, что при обще­нии с людь­ми дру­го­го пола испы­ты­ва­ешь ино­гда дво­я­ко­го рода чув­ства: одно‒ при­вле­ка­ю­щее, другое‒ оттал­ки­ва­ю­щее, и узнав, что это есте­ствен­но нашей при­ро­де, вы при­хо­ди­те в отча­я­ние от того, что не все­гда може­те побе­дить это чувство.

Вижу их того, что вы совсем не зна­е­те, какую чело­век дол­жен выдер­жи­вать борь­бу с вра­гом, вою­ю­щим на него соб­ствен­ною его пло­тию. Но побе­дить при­ро­ду мы не можем без осо­бен­ной помо­щи Божи­ей. Как бы мы не ста­ра­лись про­ти­вить­ся её есте­ствен­ным вле­че­ни­ям, но все мы не можем быть побе­ди­те­ля­ми, как бы мы не хоте­ли видеть в себе жела­е­мую чисто­ту помыш­ле­ний и действий.

Мы долж­ны пред­став­лять Богу свое про­из­во­ле­ние и сопро­тив­ле­ние про­тив­ным мыс­лям и поже­ла­ни­ям, но никак не наде­ять­ся сво­и­ми сила­ми побе­дить нашу дру­ги­ню (подру­гу) плоть. И в боре­нии, когда видим себя побеж­ден­ны­ми, не надо отнюдь отча­и­вать­ся, но позна­вать свою немощь и сми­рять муд­ро­ва­ние, счи­тая себя послед­ним из всех, и каять­ся перед Богом.

А если вы дума­е­те так, про­сто, не иметь ни помыс­лов, ни вол­не­ний пло­ти, и почи­та­е­те сие чисто­тою, то весь­ма оши­ба­е­тесь; если бы вам мож­но было сие полу­чить без борь­бы, то это при­ве­ло бы вас в гор­дость, лютей­шую из всех гре­хов. По сло­ву св. Иоан­на Лествич­ни­ка, ино­гда отхо­дят от нас все стра­сти, остав­ляя толь­ко одну гор­дость, кото­рой доволь­но для того, что­бы вос­пол­нить все про­чие» (Мака­рий, иерос­хи­мо­нах. Пись­мо 163. Указ соч. С. 384).

[8] «…Толь­ко в бра­ке, ‒ отме­ча­ет извест­ный бого­слов про­то­и­е­рей Васи­лий Зень­ков­ский (+1962), ‒ жизнь пола нахо­дит здо­ро­вое и жиз­нен­ное свое реше­ние. Ина­че гово­ря, из того труд­но­го и, а часто и мучи­тель­но­го состо­я­ния, в кото­ром пре­бы­ва­ют юно­ши и девуш­ки, един­ствен­ный вер­ный и здо­ро­вый путь откры­ва­ет­ся в бра­ке. И если он поче­му – то невоз­мо­жен или затруд­нен, то всё же вне бра­ка нет ника­ко­го выхо­да, нет здо­ро­вой поло­вой жиз­ни – здесь всё будет не толь­ко укло­не­ни­ем от нор­мы, нару­ше­ни­ем здо­ро­вья, но неиз­беж­но ста­но­вит­ся извра­ще­ни­ем, рас­стра­и­ва­ю­щим самые осно­вы нашей лич­но­сти» (Васи­лий Зень­ков­ский, про­то­и­е­рей. На поро­ге зре­ло­сти. Бесе­ды с юно­ше­ством по вопро­сам пола. Клин, 2004. С. 24).

[9] (Васи­лий Зень­ков­ский, про­то­и­е­рей. Указ. соч. С. 21–22).

[10] «Страсть чаще все­го сле­пит чело­ве­ка. Ослеп­лен­ный стра­стя­ми чело­век очень силь­но иде­а­ли­зи­ру­ет объ­ект сво­е­го покло­не­ния а когда стра­сти ути­ха­ют, начи­на­ет­ся про­зре­ние: «Как же я мог так покло­нять­ся?». И вели­кое разо­ча­ро­ва­ние наблю­да­ет­ся. Поэто­му не сле­ду­ет торо­пить­ся. Нуж­но подру­жить, узнать друг дру­га. То есть чело­век дол­жен пред­став­лять на что идет.

Семей­ная жизнь – это крест­ная ноша. В ней мно­го радо­стей, но мно­го и труд­но­стей. И чело­век дол­жен посту­пать разум­но, дол­жен быть реа­ли­стом. Не надо в семей­ную жизнь, как в лоте­рею, играть: пове­зет, не пове­зет. Это очень серьез­ный шаг, речь – веч­ной жиз­ни, о спа­се­нии. Через семью мож­но спа­стись, но мож­но и погиб­нуть. Плот­ское уте­ше­ние быст­ро прой­дет, а духов­ный союз – это веч­ный союз. Вот о чем надо помыш­лять» (Геор­гий (Шестун), игу­мен. Пра­во­слав­ная семья. М., 2005. С. 36)

[11] Одна­ко для насто­я­щей друж­бы в добрач­ный пери­од, когда мож­но про­ве­рить серьез­ность сво­их наме­ре­ний и по-насто­я­ще­му при­го­то­вить­ся к бра­ку, реко­мен­ду­ет­ся хра­нить дев­ствен­ность, цело­муд­рие и чисто­ту отношений.

При­ве­дем несколь­ко мне­ний совре­мен­ных и древ­них бого­сло­вов о дев­ствен­но­сти и целомудрии.

«Дев­ствен­ность – состо­я­ние моло­дых юно­ши и девуш­ки, кото­рые не име­ли поло­вых сно­ше­ний и сохра­ни­ли поло­вую невин­ность. Это состо­я­ние опре­де­ля­ет­ся, с одной сто­ро­ны, био­ло­ги­че­ски­ми пред­по­сыл­ка­ми…, с дру­гой сто­ро­ны, име­ет соци­аль­ный ста­тус, посколь­ку созна­тель­но …сохра­ня­ет­ся до замужества…Девственность неза­муж­ней девушки…может иметь соци­аль­ную зна­чи­мость и слу­жить сим­во­лом соци­аль­ной чисто­ты целой груп­пы, к кото­рой она при­над­ле­жит. Поэто­му в неко­то­рых обще­ствах сохра­не­ние дев­ствен­но­сти явля­ет­ся пред­ме­том забо­ты всей груп­пы…» (Drijvers Han J. W. Virginity. //The Encyclopedia of Religion. Volume 15–16 (15). New – York, 1986. P. 279).

«Дев­ствен­ность при­да­ет жен­щине несрав­нен­ное досто­ин­ство, сво­бо­ду и само­сто­я­тель­ность, и обес­пе­чи­ва­ет ей свое место в обще­стве и Церк­ви» (Hoedl L. Jungfraeulichkeit. //Lexikon des Mittelalters. Band 5. Stuttgart – Weimar, 1999. S. 809).

Дев­ствен­ность с древ­ней­ших вре­мен счи­та­лась не толь­ко необ­хо­ди­мым каче­ством для буду­щей пол­но­цен­ной семей­ной жиз­ни, но и высо­ко цени­лась в рели­ги­оз­ной жиз­ни и её сохраняли:

Счи­та­лось, что дев­ствен­ни­ки и дев­ствен­ни­цы пре­бы­ва­ли как бы меж­ду зем­ным и загроб­ным миром (См. Аrat Mari Kristin. Jungfraeulichkeit. I. Religionsgeschichtlich.// Lexikon fuer Theologie und Kirche. 5. Band. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1996. S. 1096. //См. подроб­нее: Maier Bernhard. Reinheit. Religionsgeschichtlich.//Theologische Realenzyklopaedie. Band 28. Berlin – New-York, 1997. S. 473–477).

Новый Завет гово­рит о дев­ствен­но­сти и чисто­те, не толь­ко внеш­ней, но и внут­рен­ней, кото­рая по-дру­го­му назы­ва­ет­ся целомудрием.

«Оно коре­нит­ся в серд­це чело­ве­ка, и пото­му вклю­ча­ет в себя мыс­ли и жела­ния чело­ве­ка ( Мф.5:8 ). Цело­муд­рие и чисто­та наи­бо­лее при­бли­жа­ют чело­ве­ка к Богу ( 2Кор.6:6 ), а их отсут­ствие явля­ют­ся пре­пят­стви­ем на пути в Цар­ство Небес­ное ( 1Кор.6:9 ). Эта доб­ро­де­тель соеди­ня­ет веру­ю­щих со Хри­стом ( 1 Кор.5:7–8 ; 2Кор.11:2 ), а так­же с Духом Свя­тым ( 1Кор.6:19 ) текст –про­ве­рит – поль­ский (Czystosc.II. W Pismie Swietym. //Encyklopedia Katolicka. T. 3. Lublin, 1995. S. 935).

«Цело­муд­рие при­ни­ма­ет раз­ные фор­мы, в зави­си­мо­сти от жиз­нен­ной ситу­а­ции того или ино­го лица и моти­вов его дей­ствий. В добрач­ный пери­од оно помо­га­ет сдер­жи­вать сек­су­аль­ные вле­че­ния и гото­вить­ся к буду­щим супру­же­ским обя­зан­но­стям… отца или мате­ри и содер­жа­нию семьи. В бра­ке цело­муд­рие про­яв­ля­ет себя в пра­виль­ных супру­же­ских отно­ше­ни­ях, кото­рые име­ют целью не толь­ко про­дол­же­ние рода, но и общее бла­го семьи, где нахо­дят свое место и сек­су­аль­ные физио­ло­ги­че­ские потреб­но­сти» (Witek Stanislaw.Czystosc.III. Doktryna moralna. //Указ. соч. S. 936).

В насто­я­щее вре­мя внут­рен­няя чисто­та и цело­муд­рие могут стать реаль­ной нрав­ствен­ной силой, спо­соб­ной про­ти­во­сто­ять утра­те нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров и навы­ков, харак­тер­ных для совре­мен­но­го обще­ства» (См. Roemelt Josef. Reinheit. V. Theologisch – ethisch. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 8. Band. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1999. S. 1015).

О том, насколь­ко дев­ствен­ность цени­лась в ран­нем хри­сти­ан­стве сви­де­тель­ству­ет факт, что апо­стол Лука, повест­вуя о посе­ще­нии диа­ко­на Филип­па в Кеса­рии, не пре­ми­нул отме­тить четы­рех доче­рях дев­ствен­ни­цах, т. е. девиц на выда­ньи: «А на дру­гой день Павел и мы, быв­шие с ним, вый­дя, при­шли в Кеса­рию и, вой­дя в дом Филип­па бла­го­вест­ни­ка, одно­го из семи диа­ко­нов, оста­лись у него. У него были четы­ре доче­ри деви­цы, про­ро­че­ству­ю­щие» ( Деян. 21, 8, 9 ) (См. Giesen Heinz. Jungfraeulichkeit. II Biblisch-theologisch. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. S. 1097).

«Еван­ге­лист Лука добав­ля­ет, что эти про­ро­че­ству­ю­щие доче­ри Филип­па были деви­цы, т. е. пре­бы­ва­ли в состо­я­нии дев­ствен­ном, посвя­тив себя на слу­же­ние Богу. Они – то пер­вые после, Мате­ри Гос­под­ней, пока­за­ли при­мер дев­ствен­ниц в хри­сти­ан­стве и свои непо­роч­ным пове­де­ни­ем при­об­ре­ли такое ува­же­ние, что, по сви­де­тель­ству бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, дол­гое вре­мя веру­ю­щие с бла­го­го­ве­ни­ем посе­ща­ли четы­ре хра­ми­ны – кельи, в кото­рых жили эти дев­ствен­ни­цы» (Тол­ко­вая Биб­лия. Изда­ние пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хи­на. Дея­ния св. Апо­сто­лов. Т. 10. СПб, 1912. С. 155. //Репринтное изда­ние. Тол­ко­вая Биб­лия. Т. 3. Сток­гольм, 1987).

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов обра­ща­ет вни­ма­ние на про­бле­му, важ­ную для его вре­ме­ни, но оста­ю­щу­ю­ся не менее акту­аль­ной и для нас. Это – необ­хо­ди­мость цело­муд­рия в оди­на­ко­вой мере для муж­чин и женщин:

«Каса­тель­но цело­муд­рия вижу, как вижу, мно­гие име­ют непра­виль­ное поня­тие, да и закон у их нера­вен и непра­ви­лен. Ибо поче­му закон обуз­дал жен­ский пол, а муж­ско­му дал сво­бо­ду, и жена, зло­умыс­лив­шая про­тив ложа муж­не­го, пре­лю­бо­дей­ству­ет, и под­вер­га­ет­ся за это стро­го­му пре­сле­до­ва­нию зако­нов, а муж, пре­лю­бо­дей­ству­ю­щий, с женою, не под­ле­жит ответ­ствен­но­сти? Я не при­ни­маю тако­го зако­но­да­тель­ства, не одоб­ряю обы­чая. Мужья были зако­но­да­те­ля­ми; пото­му и закон обра­щен про­тив жен. Напро­тив того, Бог уста­но­вил не так; но: «Почи­тай отца тво­е­го мать твою ( Исх.20:12 )» ‒ вот пер­вая запо­ведь, соеди­нен­ная с обе­то­ва­ни­я­ми: «Что­бы тебе было хоро­шо», и: «Кто зло­сло­вит отца сво­е­го, или свою мать, того долж­но пре­дать смер­ти» ( Исх.21:16 ). Видишь, рав­но и доб­рое почтил, и злое нака­зал. Еще: «Бла­го­сло­ве­ние отца утвер­жда­ет домы детей, а клят­ва мате­ри раз­ру­ша­ет до осно­ва­ния» ( Сир.3:9 ).

«И будут два, ‒ ска­за­но, ‒ одна плоть ( Быт.2:24 ); а еди­ная плоть да име­ет и оди­на­ко­вую честь» (Гри­го­рий Бого­слов, свя­ти­тель. Сло­во 37, на еван­гель­ские сло­ва: «Егда скон­ча Иисус сло­ве­са сия», и проч. ( Мф.19:1 ). //Творения. Т. 1. СПб., без года изд. С. 513).

А в дру­гом сло­ве он гово­рит о цело­муд­рии, как свой­стве при­ро­ды чело­ве­ка: «…Ибо в при­ро­де – быть цело­муд­рен­ным» (Гри­го­рий Бого­слов, свя­ти­тель. Сло­во 29, о бого­сло­вии тре­тье, о Боге Сыне первое.// Указ. соч. С. 417).

И под­чер­ки­ва­ет внут­рен­нее рав­но­ве­сие цело­муд­рен­но­го чело­ве­ка, кото­рое сооб­ща­ет ему жиз­нен­ный опти­мизм: «К при­зна­кам цело­муд­рия при­над­ле­жит и неко­то­рая весе­лость» (Гри­го­рий Бого­слов, свя­ти­тель. Мыс­ли, писан­ные двустишиями.//Творения. Т. 2. СПб., без года изд. С. 99).

Раз­мыш­ле­ние о цело­муд­рии свя­ти­те­ля Фео­фа­на Затвор­ни­ка может быть свое­об­раз­ным ком­мен­та­ри­ем на эту мысль:

«Как мы в силу вопло­щен­но­го домо­стро­и­тель­ства еди­но быва­ем с Гос­по­дом, то отли­чи­тель­ной чер­тою харак­те­ра наше­го хри­сти­ан­ско­го ста­ла дев­ствен­ность в мыс­лях и чув­ствах, и в состо­я­нии пло­ти. Сласть плот­ская ста­ла отри­ца­ни­ем хри­сти­ан­ства внут­ри нас. И ничто так не подав­ля­ет радо­сти духов­ной ныне…как сия сласть. А враг нашеп­ты­ва­ет, буд­то это ниче­го» (Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Пись­мо № 633. //Собрание писем. Выпуск 3–4(4). Свя­то-Успен­ский Пско­во-Печер­ский мона­стырь, 1994. С. 106).

В цер­ков­ном пре­да­нии сохра­ни­лось нема­ло исто­рий о жерт­вен­ном хра­не­нии цело­муд­рия. Огра­ни­чим­ся потря­са­ю­щим рас­ска­зом из кни­ги о жиз­ни древ­них подвиж­ни­ков – Лавсаика:

«Пом­ню я еще одну исто­рию, кото­рую полез­но пере­ска­зать. Гово­рят, что гони­тель Маг­нен­тин, имея пре­ступ­ные свя­зи со мно­ги­ми языч­ни­ца­ми, ста­рал­ся заве­сти такие же с хри­сти­ан­ка­ми. Но послед­ние жела­ли луч­ше уме­реть, чем про­дать свое целомудрие.

Когда Маг­нен­тин при­был в один город, ему понра­ви­лась жена одно­го совет­ни­ка при гра­до­на­чаль­ни­ке. Устра­шен­ный муж её ска­зал Маг­нен­ти­ну: «Пошли, возь­ми её!». За нею при­сла­ны были сол­да­ты, но на ска­за­ла им: «Пого­ди­те немно­го, пока я зай­мусь обыч­ны­ми сво­и­ми наря­да­ми» Она пошла в спаль­ню, взя­ла меч и прон­зи­ла им свое чрево.

Слу­шай­те и усты­ди­тесь девы, при­зна­ю­щие себя неве­ста­ми Хри­сто­вы­ми и изме­ня­ю­щие Ему сво­и­ми нечи­сты­ми вожде­ле­ни­я­ми. Да дару­ет Гос­подь каж­до­му из нас хра­нить цело­муд­рие и вос­кли­цать с Псал­мо­пев­цем: «Тре­пе­щет от стра­ха Тво­е­го плоть моя, и судов Тво­их я боюсь» ( Пс.118, 120 ); и с апо­сто­лом: «И уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» ( Гал.2:20 ) …» (Пал­ла­дий, епи­скоп Еле­но­поль­ский. Лав­са­ик, или повест­во­ва­ние о жиз­ни свя­тых и бла­жен­ных отцов. (132). О жене одно­го санов­ни­ка. // Сан-Пау­ло, 1954. С. 225

[12] Об этом все­гда напо­ми­на­ли опыт­ные духов­ные настав­ни­ки, напри­мер, пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский:

«Поздрав­ляю тебя с ново­брач­ны­ми, а N c новою супругою…Вы долж­ны пом­нить и не забы­вать, что тогда толь­ко жизнь наша будет про­хо­дить мир­но и бла­го­по­луч­но, когда мы не будем забы­вать­ся и забы­вать Бога, Созда­те­ля наше­го и Иску­пи­те­ля и Пода­те­ля благ вре­мен­ных и веч­ных. Не забы­вать же его зна­чит ста­рать­ся жить по Его Боже­ствен­ным и живо­твор­ным запо­ве­дям, и в нару­ше­нии их, по немо­щи нашей искрен­но каять­ся и немед­лен­но забо­тить­ся об исправ­ле­нии сво­их оши­бок и отступ­ле­ний от запо­ве­дей Божи­их» (Амвро­сий, пре­по­доб­ный. Пись­мо №142. Собра­ние писем. Часть пер­вая. Пись­ма к миря­нам. М., 1997. С. 152 ).

[13] Иерос­хи­мо­нах Мака­рий сове­ту­ет осо­бен­но вни­ма­тель­но при­смат­ри­вать­ся к рели­ги­оз­но­му настро­е­нию буду­ще­го супру­га или буду­щей супруги:

«…Еще надоб­но узнать о его рели­ги­оз­ном направ­ле­нии, и бла­го­че­сти­вом сохра­не­нии уста­вов мате­ри нашей Пра­во­слав­ной Церк­ви, и о нрав­ствен­но­сти его, хотя отча­сти, нынеш­ние вре­ме­на опас­ные, мно­го есть воль­но­дум­ства и непо­кор­но­сти свя­той Церк­ви; хотя бы он и нра­вил­ся вам, но если нет проч­ной веры и бла­го­че­стия, то не сове­тую вам выхо­дить за тако­го, а если истин­ный хри­сти­а­нин и сын Пра­во­слав­ной Церк­ви, бла­го­че­стив, то сове­тую, при содей­ствии помо­щи Божи­ей. Если есть воля Его идти за тако­во­го чело­ве­ка и если дело устро­ит­ся к совер­ше­нию, то преж­де бра­ка сове­тую, при­го­то­вясь, при­об­щить­ся пре­чи­стых таин Хри­сто­вых, и вам и ему.

При­сту­пая к столь важ­но­му таин­ству, как брак, нуж­но при­го­то­вить себя, очи­стив­шись испо­ве­дию, и при­об­ще­ни­ем свя­тых таин, а не бала­ми и музы­кою и тан­ца­ми, ибо этот шаг про­сти­ра­ет­ся не толь­ко на всю здеш­нюю жизнь, но даже и на веч­ность. А какая может быть участь ваша в супру­же­стве? Это предо­ставь­те воле Божи­ей, судь­бы Его нам непо­сти­жи­мы; по мере нрав­ствен­но­го устро­е­ния каж­до­го, ‒ или нака­зу­ет или награж­да­ет. Каса­тель­но состо­я­ния не надо мно­го пещись: «Ищи­те же преж­де цар­ствия Божия и прав­ды Его, и это всё при­ло­жит­ся вам» ( Мф.6:33 ) (Мака­рий, иерос­хи­мо­нах. Пись­мо №175. Собра­ние писем. М., Пись­ма к мир­ским осо­бам. СПб., 1993. С. 349, 350).

[14] Боща­нов­ский В., свящ. Жизнь во Хри­сте. Цит по: Шиман­ский Г. И. Хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель цело­муд­рия и чисто­ты. М., 1997. С. 113).

[15] Пись­мо 70, к Вита­лию. Цит по: Шиман­ский Г. И. Указ. соч. С. 115.

[16] «…Боль­ше удив­ляй­ся Богу, ‒ вос­кли­ца­ет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, ‒ искус­ней­ше­му худож­ни­ку, а ому, кто име­ет кра­си­вую наруж­ность, не удив­ляй­ся нисколь­ко, пото­му что слу­чив­ше­е­ся не им устроено.

Ска­жи мне, какая поль­за от кра­со­ты, ‒ Ника­кой, напро­тив, от неё боль­шие спо­ры, вели­чай­шие огор­че­ния, опас­но­сти и подо­зре­ния. В самом деле, не столь кра­си­вую никто не подо­зре­ва­ет, а кра­си­вая, если толь­ко не отли­ча­ет­ся осо­бен­ною необык­но­вен­ною скром­но­стию, сей­час же дела­ет­ся пред­ме­том дур­ной сла­вы, и даже муж обра­ща­ет­ся с нею недо­вер­чи­во, а что может быть тягост­нее это­го? И не столь­ко испы­ты­ва­ет он насла­жде­ния при виде её кра­со­ты, сколь­ко тер­пит огор­че­ний от сво­ей подозрительности.

Да и насла­жде­ние вслед­ствие при­выч­ки теря­ет свою силу, когда самая душа при­об­ре­та­ет сла­ву нера­ди­вой, рас­се­ян­ной, свое­воль­ной, когда она дела­ет­ся завист­ли­вой, когда испол­ня­ет­ся вели­кой гор­до­сти, ‒ пото­му что ко все­му это­му при­во­дит красота»

И вот здесь огром­ную роль в устро­е­нии семей­но­го согла­сия игра­ет пове­де­ние супруги

Итак, про­сла­вим Бога, ‒ при­зы­ва­ет свя­ти­тель, ‒ пре­воз­не­сем его в теле нашем, не ста­нем укра­шать себя, ‒ пото­му что это лиш­няя и бес­по­лез­ная забо­та; не будем при­учать мужей сво­их к тому, что­бы они люби­ли одну толь­ко наруж­ность. Если ты будешь так укра­шать себя, то он, при­вык­ши к это­му, взи­рая на твое лицо, лег­ко может быть пре­льщен рас­пут­ством. Напро­тив, если ты научишь его любить бла­го­нра­вие и скром­ность, то он не ско­ро впа­дет в пре­лю­бо­де­я­ние, пото­му что у блуд­ни­цы он не най­дет это­го, но най­дет про­тив­ное тому.

Итак, не при­учай его пре­льщать­ся сме­хом, ни сво­бод­ны­ми тело­дви­же­ни­я­ми, что­бы ты чрез то не при­го­то­ви­ла яда для самой себя. Учи его нахо­дить удо­воль­ствие в скром­но­сти, а это ты можешь сде­лать, когда ты скром­но будешь дер­жать себя.

В самом деле если ты сама лег­ко­мыс­лен­на и сла­до­страст­на, то как можешь заве­сти с ним бла­го­при­стой­ную речь? Кому не пока­жешь­ся ты стран­ной и смеш­ной. Каким поэто­му обра­зом мы можем пре­воз­но­сить Бога в теле нашем?» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на пер­вое посла­ние к Тимо­фею. Бесе­да 4 (№3). Тво­ре­ния. Т. 11. Кни­га вто­рая. СПб., 1905. Репринт. С. 650, 651–652).

[17] «Наме­ре­ва­ю­щий­ся женить­ся, ‒ учит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, ‒ пусть ищет себе не толь­ко спут­ни­цу жиз­ни, но и доб­ро­де­те­ли. Невоз­мож­но мужу не погиб­нуть, когда жена раз­вра­ще­на. Пото­му ищи доб­ро­де­те­ли, а не богат­ства, ‒ хоро­шая, муже­ствен­ная (жена), сде­ла­ет­ся слав­ным вен­цом, пло­хая же подоб­но чер­вю, нахо­дя­ще­му­ся в самом серд­це, неза­мет­но мало-пома­лу при­во­дит к гибе­ли» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Остат­ки из тол­ко­ва­ния св. Иоан­на Зла­то­уста на Прит­чи Соло­мо­на. Гла­ва 12. Тво­ре­ния. Т. 12. Кни­га тре­тья. СПб., 1906. Репринт. С. 1107).

[18] «Послу­шай Пав­ла, ‒ чита­ем у свя­ти­те­ля, ‒ кото­рый гово­рит: «Но во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену» ( 1Кор.7:2 ). НЕ ска­зал: для избе­жа­ния бед­но­сти, или для при­об­ре­те­ния богат­ства; а что? Для того, что­бы избе­жать блу­до­де­я­ния., что­бы обуз­ды­вать поже­ла­ния, что­бы жить цело­муд­рен­но, что­бы уго­ждать Богу, доволь­ству­ясь соб­ствен­ною женою. Таков дар бра­ка, тако­вы пло­ды его, тако­ва поль­за от него.

Итак, не ищи мень­ше­го, оста­вив боль­шее, богат­ство гораз­до мень­ше цело­муд­рия. Брать жену надо толь­ко для одно­го, что­бы избе­жать гре­ха, что­бы изба­вить­ся от вся­ко­го блу­до­де­я­ния. Для того нуж­но всту­пать в брак, что­бы он помог нам вести жизнь цело­муд­рен­ную; а это будет в том слу­чае, если мы будем брать таких невест, кото­рые могут при­не­сти нам вели­кое цело­муд­рие, вели­кую скром­ность» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Похва­ла Мак­си­му, и о том, каких долж­но брать жен (№5). Тво­ре­ния. Т. 3. Кни­га пер­вая. СПб.,1897. Репринт. С.232).

[19] О роли роди­те­лей в добрач­ный пери­од и после свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник пишет так:

«Нако­нец, вос­пи­тан­ное дитя долж­но при­стро­ить: дочь отдать при­лич­но замуж, сыну достать место или вста­вить в поря­док жиз­ни, к како­му его гото­ви­ли. В этом деле глав­ное то, что­бы они сами мог­ли потом без­бед­но жить и успеш­но тру­дит­ся. При выбо­ре вто­рой поло­ви­ны мож­но иметь в виду рас­по­ло­же­ние, но нель­зя ува­жать капри­зов, рож­да­ю­щих­ся от соблаз­на блес­ком и види­мо­стью, а надо делать, что разум­но видит­ся проч­ным и полезным.

[20] См. подроб­нее о добрач­ных отно­ше­ни­ях моло­дых людей: Шиман­ский Г.И. Указ. соч. С.109–134.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *