что случилось на черном море происшествие в крыму

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Эсминец Defender Военно-морских сил Великобритании

Фото: Chris Ison / Getty Images

Из-за инцидента с эсминцем в Минобороны России вызвали военного атташе посольства Великобритании.
Сенатор Алексей Пушков заявил, что эсминец нарушил границу в попытке спровоцировать Россию: «Что там делал британский эсминец в наших территориальных водах, у мыса Фиолент в Черном море? Защищал безопасность Британии? Конечно, нет. Британия, как известно, лежит совсем в других морях. Демонстрировал гордый флаг прежней «царицы морей»? Так давно уже Британия не царица».
Первый вице-спикер крымского парламента Ефим Фикс заявил, что эсминец не мог пересечь границу по ошибке, и призвал западные страны соблюдать действующие договоры. Он тоже счел произошедшее провокацией со стороны Британии.
Такие предположения подтвердил начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов во время Московской конференции по международной безопасности. По его словам, корабли НАТО регулярно идут на провокации в акваториях Черного и Балтийского морей. Это создает предпосылки для инцидентов.

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Министерство обороны Великобритании прокомментировало ситуацию спустя несколько часов. В ведомстве заявили, что эсминец не пересекал границу РФ намеренно, а просто совершал «мирный проход в территориальных водах Украины». Также в министерстве опровергли информацию о том, что российская сторона производила предупредительные выстрелы.
«Мы полагаем, что Россия проводила учения по артиллерийской стрельбе в Черном море и заранее предупредила мореходное сообщество о своей деятельности», — заключили в британском ведомстве.
Глава военного ведомства Бен Уоллес заявил, что британский эсминец двигался по «международно признанному коридору» из Украины в Грузию и прошел его «в целостности и сохранности» в 11:45 мск.
При этом журналист BBC News, якобы бывший на борту эсминца во время происшествия, опроверг слова британского Минобороны о том, что предупредительных выстрелов не было. Он заявил, что над кораблем пролетело около 20 российских самолетов, а звуки залпов были отчетливо слышны. Журналист также подтвердил, что британский корабль намеренно вошел в территориальные воды РФ.

Британский эсминец вошел в Черное море еще 18 июня. Он прибыл в порт Одессы вместе с фрегатом ВМС Нидерландов HNLMS Evertsen F805. Подробности визита военных кораблей не сообщались.
Поскольку и Великобритания, и Нидерланды входят в состав НАТО, их целью могли быть военно-морские учения Sea Breeze-2021. Они пройдут с 28 июня по 10 июля в акватории Черного моря, в районе Одессы и Очакова. Основные участники учений — Украина, США, Канада, Великобритания, Нидерланды, Румыния, Болгария, Греция, Турция, Латвия и другие страны-партнеры.
Главнокомандующий Вооруженных сил Украины (ВСУ) Руслан Хомчак ранее объявил, что предстоящие учения станут крупнейшими с 1997 года. «Будет задействовано около 30 кораблей, катеров и судов, до 30 самолетов и вертолетов, до трех тысяч личного состава и 50 единиц вооружения и военной техники», — сказал Хомчак.
Утверждается, что основная цель маневров — обучение офицеров планированию задач в соответствии со стандартами НАТО. Акцент в них будет сделан на противовоздушной обороне, обнаружении субмарин и проведении противодесантных операций.

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Российская сторона призывала не проводить эти учения у своих границ. Так, посольство РФ в США писало, что морские маневры только повышают риски непреднамеренных инцидентов и провоцируют украинскую агрессию.
В Киеве, напротив, обещают укреплять сотрудничество со странами НАТО. Возражения России секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов назвал желанием Москвы «превратить Черное море в свое внутреннее озеро». «Безопасность Черноморского региона становится крепче в сотрудничестве с нашими партнерами — странами-членами НАТО», — считает Данилов.

В министерстве обороны Великобритании предупредили о возможности проведения морских маневров возле берегов полуострова.
«Великобритания действовала и будет действовать в соответствии с международным морским правом и в соответствии с устоявшейся практикой нашей страны и других союзников по НАТО», — сообщили в пресс-службе ведомства и добавили, что «аннексия Крыма Россией является незаконной».

Источник

В Крыму предостерегли США от провокаций после захода эсминца в Черное море

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

На фоне захода американского эсминца «Портер» в Черное море 30 октября глава комитета парламента Крыма по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель предостерег власти США от провокаций у берегов полуострова.

«Подобные недружественные выходки со стороны США иначе, чем провокацией, не назовешь. Американские корабли зачастили своим присутствием у границ нашей страны. Как бы им ни хотелось пошатнуть стабильность в Черноморском регионе, у России хватит сил и средств не допустить этого и пресечь любые провокационные действия, в том числе у берегов Крыма», — заявил «РИА Новости» Гемпель.

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Ранее, в субботу, в Национальном центре управления обороной России сообщили, что Черноморский флот начал слежение за вооруженным крылатыми ракетами эсминцем военно-морских сил США «Портер», который зашел в акваторию Черного моря.

В этот же день стало известно, что штабы Шестого флота ВМС США и военно-морских ударных сил и сил поддержки НАТО начали операции в Черном и Средиземном морях.

В свою очередь, источник РЕН ТВ информировал, что захода других военных кораблей США и НАТО в Черное море в ближайшее время не ожидается. По его сведениям, Вашингтон и его союзники по альянсу пока не обращались к Турции для прохода военных кораблей в черноморскую акваторию.

Позднее военный эксперт Иван Коновалов заявил, что из-за действий кораблей США и НАТО в Черном море может произойти крайне опасный инцидент, к которому Москва должна быть готова. Он также отметил, что действия союзников в Черноморском регионе «активизировались до предела».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала подобные заявления недопустимыми. Она указала, что альянс по-прежнему нацелен исключительно на «сдерживание» России, в то время как РФ не угрожает НАТО.

Отдельно он остановился на угрозе, возникающей из-за активных связей Украины с НАТО. Несмотря на то что Киев, возможно, так и не станет полноправным членом альянса, территория государства уже активно осваивается военным блоком.

При этом Москва и Пекин в отличие от НАТО не создают военного блока, и планов таких у двух государств нет, поэтому опасения западных стран не имеют под собой никаких оснований, заверил российский лидер.

Известно, что в 2021 году НАТО провело серию учений в Прибалтике и Украине. При этом за последние пять лет их количество увеличилось более чем в два раза — до 90 крупных учений в год. Существенно выросло также количество привлекаемых войск — с 60 тыс. до 110 тыс. военнослужащих.

Источник

Минобороны РФ выступило с экстренным заявлением по ситуации в Черном море

Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио

США создает вблизи российских границ в Черном море многонациональную группировку, а также изучает театр вероятных боевых действий в регионе. Об этом говорится в сообщении Минобороны России, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

В ведомстве подчеркнули, что речь идет о заходе в Черное море эсминца Porter, штабного корабля Mount Whitney и танкера John Lenthall. Кроме того, на авиабазы в Болгарии и Румынии были переброшены по пять американских истребителей F-15Е Strike Eagle. В российском Минобороны считают, что речь идет не только об учениях – таким образом, американские военные осваивают территорию.

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

«С учетом того, что в учении помимо американских ВМС планируется задействование тактической, патрульной и стратегической авиации, а также контингентов вооруженных сил Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украины, налицо изучение предполагаемого театра военных действий в случае подготовки Киевом силового решения на юго-востоке», – говорится в заявлении.

По мнению военного эксперта Института стран СНГ, капитана I ранга Сергея Горбачева, США создают свою мини-флотилию в Черном море, способную наносить ракетные удары и угрожающую не только югу России, но и Москве.

«Идет освоение и береговой инфраструктуры Украины – портовые, логистические составляющие, использование объектов на суше. Если говорить об авиации – это использование воздушного пространства Украины в своих целях, освоение аэродромной сети. Летательные аппараты НАТО периодически осуществляют посадки в Одессе, под Николаевом, на других площадках в различных регионах Украины. Я думаю, наше заявление связано с тем, чтобы обратить внимание на те силы, со стороны которых исходит угроза миру.

Подобного рода вещи периодически происходят – достаточно вспомнить о значительной группировке антироссийских сил, участвовавших в летних учениях «Си Бриз-2021». Там и количество сил, и число стран, представители которых были направлены на учения, можно назвать даже рекордным. То есть, подобного рода вещи происходили. Но здесь мы видим совпадение и по времени, и по месту, и стоит обратить внимание на разнообразие сил. Если оценить три плавединицы американские, то это штабной корабль, имеющий аппаратуру самого разного направления, способную осуществлять функции, начиная от мониторинга до разведки, обеспечения систем связи, боевого управления и так далее. Это платформа, которая может разместить значительное число прикомандированного контингента, тех же морских пехотинцев. С другой стороны, там есть возможность осуществлять посадки вертолетов, перебрасывать разные системы вооружения и личный состав. Если мы говорим об эсминце типа «Арли Берк», то этот корабль является платформой для 90 самых разных ракет, включая «Томагавки», которые могут достать до Москвы. В том числе это и вопросы, связанные с использованием боевого информационного управления систем про «Иджис», сопряженные с таким же комплексом в Румынии. Плюс, танкер, который имеет возможности для обеспечения не только топливом, но и разного рода маслами, водой, запасами и так далее. Такая себе мини-флотилия, многофункциональная, с разнообразными возможностями. Эта маленькая группировка из трех единиц может быть основой для наращивания и развертывания каких-то других сил», – заявил Горбачев.

Член движения «Сильная Россия», военный эксперт Марк Бернардини предлагает России в ответ на действия США отправить свои военные корабли к американским берегам:

«Разумеется, по принципу взаимности, очевидно, США ничего не будут иметь против, если в близи Кубы и Флориды, а также Аляски, появятся корабли ВМФ России: ведь надо же изучить театр возможных боевых действий, в случае нападения Штатов на Остров Свободы? Если серьезно, американцы действительно готовятся, и будут продвигать версию помощи США и их прихвостней (Болгария, Грузия, Румыния, Турция) нападению Украины на народные республики Донбасса.

На самом деле, как известно, киевские фашисты никогда на такое не решатся без негласного приказа наглосаксов заокеанского разлива. Иными словами не США и компания примкнут к Украине, а до точности наоборот. Увы, большой дальновидностью украинский режим никогда не отличался: стоило бы им напомнить, чем за последние тридцать лет обернулись заверения янки таким главам государств, как Горбачеву, Хуссейну, Каддафи и даже Саакашвили».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Всё об инциденте с британским эсминцем у берегов Крыма 23 июня 2021: хронология, видео, комментарии

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

«Крым 24» собрал всю последнюю информацию об инциденте с британским эсминцем Defender, который пересёк границу территориальных вод РФ у берегов Крыма днём 23 июня 2021. Читайте хронологию, комментарии политиков, смотрите видео.

ПОБЫВАЛ В ОДЕССЕ

Перед тем, как отправиться к берегам Крыма, британский эсминец «Defender» побывал в Одессе. Там украинские военные провели вместе с военнослужащими Великобритании США тренировку на эсминце: отработали действия на случай внезапного захвата корабля.

Капитан эсминца Винс Оуэн успел пообщаться с секретарём Совета национальной безопасности Украины Алексеем Даниловым и даже вручил ему «первую в мире британскую карту Чёрного моря». Данилов подарку весьма обрадовался и написал в Facebook следующее:

«Эта памятная вещь еще раз напоминает нам о том, что Черное море никогда не было и не должно быть «российским озером», как бы этого ни хотелось нашему соседу-агрессору».

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Очевидно, что «морская прогулка» военного корабля у крымских берегов готовилась заранее при участии Киева и Вашингтона. Во время учений представители Великобритании и США заявили, что готовы поддерживать «суверенитет и территориальную неприкосновенность Украины», «стоять плечом к плечу».

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Днём 23 июня «Defender» на три километра вошёл в территориальные воды России в Чёрном море. Эсминец решил посмотреть поближе на мыс Фиолент под Севастополем. Границу британцы пересекли в 11:52.

Как всё было – снял в своём сюжете корреспондент ВВС Джонатан Бил, который находился на борту.

Однако экипаж эсминца не отреагировал.

В 12:06 и 12:08 пограничный сторожевой корабль открыл предупредительную стрельбу. А ещё через девять минут самолёт Су-24м выполнил предупредительное бомбометание, сбросив по курсу движения эсминца четыре ОФАБ-250 (неуправляемая осколочно-фугасная авиабомба).

Британцам хватило: в 12:23 эсминец покинул территориальные воды РФ.

Вот трек корабля, согласно сайту Marine Traffic:

Минобороны РФ обнародовало пресс-релиз о происшествии и вручило ноту протеста военному атташе Великобритании.

Сразу после российского сообщения появился официальный ответ от Минобороны Великобритании: «Предупредительных выстрелов по эсминцу «Дефендер» не сделано. Корабль Королевского военно-морского флота Великобритании совершает мирный проход через территориальные воды Украины в соответствии с международным правом».

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Великобритания вхождение Крыма в РФ не признаёт, считая российские воды возле крымского берега украинскими.

что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть фото что случилось на черном море происшествие в крыму. Смотреть картинку что случилось на черном море происшествие в крыму. Картинка про что случилось на черном море происшествие в крыму. Фото что случилось на черном море происшествие в крыму

Экипаж готовился к подобному: на всякий случай британцы надели защитные костюмы на случай пожара, это тоже показали в эфире ВВС.

РЕАКЦИЯ УКРАИНЫ

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба поспешил в очередной раз обвинить Россию в агрессии, назвать «угрозой» для всех стран Черноморского бассейна, а заодно – и попроситься в НАТО*.

Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк считает, что предупредительная стрельба по курсу эсминца – «информационная манипуляция», чтобы «создать негативный политический фон» для учений Украины и НАТО* Sea Breeze-2021. Он подчеркнул, что, согласно позиции Киева, британский корабль не нарушил ни нормы международного права, ни украинские законы, когда проходил близ Крыма. По мнению Подоляка, «российская сторона пытается взрастить якобы серьезный инцидент из ничего».

РЕАКЦИЯ РОССИИ

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова указала на недостоверную информацию, которую распространили в Минобороны Великобритании – о якобы не состоявшемся бомбометании.

Глава Крыма Сергей Аксёнов подчеркнул, что российские военные и пограничники, как всегда, «сработали профессионально, оперативно и эффективно».

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков попросил журналистов «не делать концептуальных выводов» из инцидента с эсминцем в Чёрном море. При этом Песков назвал заход иностранного корабля в территориальные воды близ Крыма «подготовленным провокационным действием».

Источник

«Крики детей были самыми страшными звуками той ночи» Лучший пароход СССР затонул, столкнувшись с сухогрузом. 423 человека погибли из-за ошибок капитанов

34 года назад — 31 августа 1986 года — в 13 километрах от Новороссийска затонул пароход «Адмирал Нахимов», гордость пассажирского флота Советского Союза. В Черном море погибли 423 человека. Гибель судна стала одной из самых страшных морских катастроф в истории страны. Происшествие с «Нахимовым» зарубежные СМИ назвали «чудовищной трагедией советского Титаника». Причиной затопления «Адмирала Нахимова» стало столкновение с сухогрузом «Петр Васев», которого вполне можно было избежать. Но капитаны обоих судов, старые морские волки, по трагическому стечению обстоятельств допустили роковые ошибки, стоившие жизни сотням людей. Историю и расследование дела «Адмирала Нахимова» вспомнила «Лента.ру».

«Крупнейшая катастрофа на Черном море»

Расследовать гибель «Адмирала Нахимова», который считался одним из самых надежных пассажирских судов СССР, довелось Борису Уварову — в 1986 году он был старшим следователем по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. Дурные вести с Черного моря, как водится, пришли внезапно.

В три часа ночи 1 сентября 1986 года в моей квартире раздался телефонный звонок. Я понимал, что в такое время могут звонить только со службы. На связи был мой начальник Николай Сироткин [начальник следственной части Прокуратуры РСФСР]. Он сказал: «Боря, надо выезжать на Северный Кавказ. Через полчаса за тобой заедет автомобиль»

В 5:30 следователь Уваров уже был в аэропорту: он поднялся на борт самолета, где также находился зампрокурора СССР по следствию Олег Сорока вместе с несколькими генералами и полковниками из разных силовых ведомств.

После взлета всех позвали в комнату для совещаний, обустроенную на спецборту, где рассказали о случившемся: 31 августа около 23:00 в Цемесской бухте произошло столкновение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев».

К тому времени уже было известно, что в результате случившегося «Адмирал Нахимов», перевернувшись на правый борт, затонул за восемь минут. Точное количество жертв известно не было, но счет шел на сотни.

Товарищи! Это крупнейшая катастрофа нашей страны на Черном море с момента окончания войны. От нас ждут ответов

Уже на борту была создана следственная группа, которую возглавил Борис Уваров. На машинах доехали до Новороссийска. В горкоме партии готовилось оперативное совещание — ждали приезда члена политбюро Гейдара Алиева, который должен был от ЦК КПСС возглавлять комиссию по расследованию причин катастрофы.

Между тем следователь Уваров понимал, что совещание, подготовка к нему и встреча большого гостя никак не помогут расследованию. Уходит драгоценное время, хотя главная улика — судно «Петр Васев» — остается на месте. Мнение Уварова разделял и местный сотрудник КГБ, обеспечивавший оперативную поддержку. Он помог быстро найти катер, хорошего судоводителя и выехать к месту событий, не дожидаясь резолюций и решений сверху.

На службе у Третьего рейха

Всей истории погибшего судна следственная группа тогда еще не знала. Между тем биография у «Адмирала Нахимова» — флагмана пассажирского черноморского флота Советского Союза — была богатая.

За 61 год до своей гибели, 24 марта 1925 года, судно было спущено на воду в немецком Люббендорфе под названием «Берлин». Уже в сентябре того же года пароход совершил первый рейс в Нью-Йорк и даже поучаствовал в спасении пассажиров затонувшего британского судна.

15 июля 1939 года «Берлин» завершил свою мирную деятельность, получив приказ командования военно-морских сил Германии отправляться в Свинемюнде. Менее чем через два месяца прогремели первые выстрелы, с которых началась Вторая мировая война.

«Берлин» стал госпитальным судном Третьего рейха, тогда же на нем случилось и первое ЧП: неожиданно взорвался котел, в результате чего погибли 17 членов экипажа. Это было последнее происшествие на пароходе, и на протяжении всей войны судно без потерь перевозило раненых солдат вермахта. Так продолжалось до последнего года войны.

В начале января 1945 года положение фашистской Германии было катастрофическим. Боевые действия шли непосредственно на территории Третьего рейха, и агонизировавшему режиму Гитлера катастрофически не хватало снарядов, вооружения, а главное — солдат.

Командующий Военно-морскими силами нацистов Карл Дениц разработал операцию «Ганнибал» по эвакуации людей и техники в связи со стремительным наступлением СССР. К участию привлекли и пароход «Берлин».

Черноморская гордость

Прошло два года. Следы войны и руины все еще напоминали жителям Лиепаи о недавних боях с фашистами, как и торчавший из воды при входе в порт немецкий пароход. В 1947 году «Берлин» начала исследовать группа советских водолазов. Они осмотрели его и удивились качеству: корпус остался крепким, без следов коррозии.

Специалисты пришли к выводу, что «Берлин» можно восстановить и использовать на благо СССР. Начались работы по его подъему. Со второй попытки судно подняли со дна и отбуксировали в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. Пароход был переименован в «Адмирала Нахимова» — в честь прославленного русского флотоводца.

Владельцем «Адмирала Нахимова» стало Черноморское морское пароходство, но оно не спешило забирать свое имущество, пока страна решала важные вопросы послевоенного восстановления. Лишь в 1957 году судно получило новую команду. Его первый капитан Николай Соболев был поражен внутренним убранством вверенного ему парохода.

Осмотрев каюты, палубы и технические помещения, Соболев заметил, что «Адмирал Нахимов» похож на музей или дворец. Он по-настоящему влюбился в пароход. По его инициативе была переделана вентиляция и сделана современная система кондиционирования, Соболев проводил постоянные учения по спасению утопающих и отрабатывал действия на случай катастрофы.

«Адмирал Нахимов» имел безупречную репутацию благодаря своему капитану, комфортным условиям на борту и команде, которая постоянно совершенствовала мастерство. Все это создавало стабильный пассажиропоток. Более того, моряки предложили во время стоянок в портах проводить трехчасовые морские прогулки для всех желающих.

Этот аттракцион оказался невероятно востребован у жителей и гостей портовых городов, что прославило пароход на все побережье. За годы службы экипаж «Адмирала Нахимова» получил сотни благодарностей, а руководство Черноморского пароходства даже присвоило ему почетное звание «Экипаж коммунистического труда».

Благодаря высокому профессионализму команды «Адмирал Нахимов» совершал и межконтинентальные рейсы. В период Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» ходил на Кубу, бывал у африканского побережья и на Ближнем Востоке.

Но в 1978 году капитан Соболев по состоянию здоровья вынужден был оставить службу и навсегда сойти на берег. Новым капитаном стал 56-летний Вадим Марков — опытный моряк, водивший большие пассажирские суда по международным маршрутам. Именно он командовал пароходом в роковую ночь 31 августа 1986 года.

«На борту нас встретили вооруженные люди»

. Днем 1 сентября 1986 года, когда катер со следователем Уваровым и оперативником КГБ подъехал к месту трагедии, «Адмирал Нахимов» уже был под водой. На месте находился только крупнотоннажный сухогруз «Петр Васев», нос которого был частично надломлен из-за столкновения.

Когда силовики подъехали к грузовому судну, разыгралась непогода. Трехбалльные волны подкидывали и катер, и сухогруз. Уварову и его спутнику пришлось приложить немало усилий, чтобы подплыть к «Петру Васеву», уровнять борт со спущенной лестницей и уцепиться за нее, не свалившись в море.

На борту нас встретили вооруженные люди. Это была охрана из пограничников, они не предполагали нашего появления и преградили дорогу, не желая пускать нас дальше входа на палубу. Оперативник КГБ связался со своим руководством, и командир бойцов нехотя пропустил нас

Уваров вместе с чекистом встретились с капитаном сухогруза Виктором Ткаченко: тот вел себя уверенно и выразил готовность прояснить все детали. Уваров хотел изъять ленты курсоров — специального оборудования, записывающего все перемещения судна. На «Петре Васеве» — судне японского производства — курсоры работали вместе с системой автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП).

Но Ткаченко попытался помешать ему, заявив, что курсоры ему нужны, чтобы довести судно до берега. Тогда Уваров попросил командира пограничников выделить ему надежного бойца, которого он поставил возле оборудования, велев никого к нему не подпускать без разрешения.

Ткаченко включил экран САРП и стал показывать, какой курс у него был в момент столкновения. Он констатировал тот факт, что он курс не менял. А столкновение, на его взгляд, могло случиться из-за того, что курс сменил пароход «Адмирал Нахимов»

Это были первые показания, полученные Уваровым с начала расследования. Капитан Ткаченко рассказал ему, что в роковую ночь катастрофы он знал: ему предстоит расхождение с пассажирским пароходом. Об этом ему сообщили сотрудники Новороссийского порта.

Ткаченко сказал, что согласовал свой курс с коллегой с «Адмирала Нахимова» и, по его расчетам, должен был разойтись с пароходом на расстоянии в один километр.

Как только сухогруз причалил и был подан трап, на борт вбежали ребята из Министерства морского флота. И когда мы с комитетчиком готовились сойти, они опередили нас и кинулись на палубу: хотели забрать ленты курсоров. Но они уже были у меня в портфеле

«Один из капитанов будет расстрелян»

Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы. Активное участие в этом приняла команда «Петра Васева» — они вытащили из воды 37 человек.

Кроме того, в спасении участвовал лоцманский катер ЛК-90 — он шел к сухогрузу, чтобы помочь ему зайти в грузовой порт. Командир катера увидел, как пароход после столкновения завалился на борт, и сообщил о ЧП в порт. Также на месте катастрофы работал корабль пограничников.

Погибших свозили на 15-й причал Новороссийского порта. Туда пригнали железнодорожные холодильники, куда складировали тела, там же проходило опознание жертв катастрофы родственниками. Все они требовали скорейшего расследования — того же по телефону потребовал и находившийся на отдыхе глава СССР Михаил Горбачев.

Зарубежные СМИ к тому времени уже писали о трагедии «советского Титаника», унесшей сотни жизней.

Западная пресса наперебой предлагала свои версии случившегося: писали, что причиной трагедии стало покушение на генерала КГБ, который был на борту; кто-то подозревал диверсию; иные утверждали, что к столкновению привело появление в Цемесской бухте некоего третьего объекта.

Следователям прокуратуры пояснили, что у них на все про все 30 дней. Обстановка складывалась напряженная. Еще больше усилил это напряжение представитель ЦК КПСС Гейдар Алиев, которому пришлось выступать перед собравшимися на стихийный митинг родственниками погибших, журналистами и выжившими пассажирами.

От следователя Уварова потребовали немедленно возбудить уголовное дело по статье 102 УК РСФСР («Умышленное нарушение правил безопасности, приведшее к гибели людей»). Однако Уваров, который уже занимался установлением всех обстоятельств случившегося, заявил, что спешить с квалификацией не стоит. В результате расследование продолжалось несколько месяцев. На время следствия капитанов Маркова и Ткаченко поместили под арест.

Ловушка среди моря

Дававшие показания потерпевшие рассказывали, что при отплытии ничто не предвещало беды. Как в классическом фильме-катастрофе, на «советском Титанике» сразу началась дискотека в музыкальном салоне, на четвертой палубе был концерт живой музыки, в ресторане и в барах расположились отдыхающие, предвкушавшие морской круиз.

Стоял жаркий день, многие пассажиры были с детьми. Пассажиры, расположившиеся в каютах нижних палуб, открыли иллюминаторы, чтобы проветрить спальни. В 22:30 в бортовом кинозале начался показ фильма «Я любил вас больше жизни», на котором собралось немало зрителей. Момент столкновения наблюдали только пассажиры, любовавшиеся ночным небом на правом борту лайнера.

Под водой «Петр Васев» проделал в борту «Адмирала Нахимова» пробоину площадью 84 квадратных метра. Она протянулась от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, емкости с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм.

Пассажиры парохода, которые не видели произошедшего, хоть и были сбиты с ног в момент столкновения, но не поняли, что случилось. Тревогу на «Адмирале Нахимове» не объявили, и он продолжил движение. Позже следователи установят, что капитан пытался спасти судно и увести его на мель.

Вскоре на пароходе погас свет. Позже электричество включилось, но затем погасло вновь, а судно начало крениться. Через четыре минуты после столкновения крен составил 45 градусов, и на борту началась страшная паника. Вода хлынула внутрь, чему способствовали открытые на нижней палубе иллюминаторы. «Адмирал Нахимов» стремительно заполнялся водой.

Те, кто был на палубе, прыгали за борт, другие перебирались на поднимавшийся над водой борт и соскальзывали с корпуса в море. Из топливных баков хлынуло топливо, которое сковывало движения тех, кто попал в масляную пленку. Возгорания не произошло лишь чудом.

Падающие в воду скамейки и шезлонги буквально сметали цеплявшихся за борт пассажиров, нанося им травмы и сбрасывая в море.

В узких коридорах люди, не понимавшие, куда бежать, давили друг друга. Страшной оказалась судьба многих детей, которых родители уложили спать и заперли в каютах, а сами ушли на верхние палубы. В темноте в залитые водой коридоры мало кто сумел выйти, а каюты с открытыми иллюминаторами быстро заполнились водой.

В одном из таких коридоров погибла 28-летняя стюардесса Вера Федорчук. Она бросилась к стеллажу с запасными ключами от кают, но он упал и разбился. В темноте Вере понадобилось время, чтобы найти ключи на ощупь, но спасти детей из ловушки она не успела — в считаные минуты судно ушло на дно.

Крики детей, звавших на помощь родителей, были самыми страшными звуками той ночи, когда затонул «Адмирал Нахимов»

По свидетельствам выживших в катастрофе, на краю гибели ярко проявлялась истинная сущность людей. Были те, кто отнимал у других жилеты, дрался за любое плавсредство, будь то кусок обшивки, спасательный круг, деревянная лавка или шезлонг. Но были и те, кто до последнего вместе с членами экипажа помогал спасаться старикам, женщинам и детям, отдавая им свои жилеты.

Многие пассажиры выжили благодаря стюардессе Татьяне, которая на верхней палубе надевала на пассажиров спасательные жилеты. Люди вспоминали, что она была островком спокойствия в творящемся кругом безумии, сосредоточенно и быстро делала свою работу, не поддаваясь эмоциям. Ее тело нашли лишь через пару дней.

А капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков свой пароход пережил. Он, по словам выживших членов экипажа, до последнего момента находился на капитанском мостике, пока его не смыло за борт. Маркова спасли из воды.

Роковая ошибка

Следствие установило, что капитаны «Адмирала Нахимова», «Петра Васева» и пост регулирования судов в Новороссийске знали, что кораблям предстоит разойтись в 23:10 в Цемесской бухте.

«Адмирал Нахимов» вышел в 22:00 из порта Новороссийска. И тогда, и сейчас публикуется информация, что его выход в море был якобы задержан из-за начальника КГБ Одесской области. Это не так — такой человек действительно был на борту и погиб вместе с родными, но судно из-за него не задерживали

Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» Ткаченко и спросил, может ли он пропустить пароход.

Диспетчер привел доводы: на борту почти тысяча пассажиров с детьми, было бы лучше уступить путь. Ткаченко пообещал уступить. В 22:30 экипаж парохода запросил обстановку — и ему доложили о пересечении с сухогрузом, сообщив, что капитан судна пропустит «Адмирала Нахимова».

Выяснилось, что в 23:00 капитан Вадим Марков выставил курс 160 градусов (менять его имеет право только капитан) и передал управление своему помощнику Александру Чудновскому, а сам пошел в свою каюту, где уединился с журналом. В целом он мог следить за обстановкой и с дивана — у него были дублеры курсоров

Через пару минут Александр Чудновский обратил внимание на появившиеся огни судна. Он запросил пеленг (метод, позволяющий понять расстояние до объекта) у рулевого парохода. «Изменение пеленга за две минуты — два градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся», — ответил ему Евгений Смирнов, рулевой «Адмирала Нахимова».

Помощник капитана «Адмирала Нахимова» занервничал и по радиотелефону вышел на связь с экипажем сухогруза. Он уточнил, в силе ли договоренность и пропускает ли их грузовое судно, и получил подтверждение.

Но расстояние между судами продолжало сокращаться. Чудновский увидел, что «Петр Васев» вот-вот окажется на линии, по которой он должен пройти. Вместо того, чтобы срочно вызвать Маркова и сообщить о происходящем, он, в нарушение всех инструкций, сделал поворот влево, надеясь, что оставит «Петра Васева» справа.

Потом он [Чудновский] меняет курс еще и еще раз. Видит, что происходит катастрофическое сближение до 125 метров и звонит на сухогруз, спрашивая, что они творят. Через две минуты происходит столкновение

По словам руководителя следственной группы, позже экспертиза установила, что если бы Чудновский не поменял курс, столкновения бы не произошло. Корабли, пусть и в опасной близости, могли бы разминуться. Впрочем, дать показания Александр Чудновский не смог.

Сразу после столкновения на мостик вбежал капитан Вадим Марков, который принялся материть помощника, спрашивая, зачем он изменил курс. В итоге драгоценное в этой ситуации время ушло на поиски виновного. Спустя две минуты, когда судно начало крениться, Александр Чудновский спустился в каюту и заперся внутри. Позже водолазам пришлось проделать большую работу, чтобы выбить дверь и поднять его тело на поверхность.

Мостик без капитана

В ходе следствия и в суде к капитану Вадиму Маркову было немало вопросов. Первый касался поведения перед столкновением. Согласно правилам прохождения опасных участков и при сближении с другим судном он обязан был находиться на капитанском мостике и лично руководить процессом.

Также капитан Марков продолжил движение судна, которое стремительно кренилось, набирая воду, вместо того, чтобы немедленно объявить тревогу и дать персоналу приказ на эвакуацию пассажиров. В суде капитан пояснил, что не мог этого сделать, поскольку выключился свет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *