что случилось на славянском бульваре сейчас
Трагедия в московском метро: 20 человек погибли, 160 пострадали
Кадры из тоннеля между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар». После того как напряжение контактного рельса снято, двери открылись. Пассажиры поезда, который сошел с рельсов, не доехав буквально нескольких сотен метров до следующей платформы, покинули вагоны.
Из тоннеля были эвакуированы почти 200 человек. Но не все пассажиры смогли быстро покинуть место аварии. Один из вагонов поезда был долгое время заблокирован. Для того чтобы вызволить пассажиров, под землю спасатели доставили гидравлическое оборудование.
Некоторые из легко пострадавших могут передвигаться самостоятельно, но врачи предупреждают: даже при незначительных травмах, лучше как можно скорее все равно обратиться за помощью к специалистам.
На платформе станций Арбатско-Покровский линии все желающие могли получить сегодня справки о том, что опоздали на работу по уважительной причине.
Движение поездов от станции «Киевская» до «Славянского бульвара» до сих пор остановлено. Для перевозки пассажиров от метро «Киевская» до метро «Молодежная» выделено 150 автобусов. Узнать эти маршруты можно по горящим на автобусе световым индикаторам с буквой «М».
Ближе к вечеру Национальный центр управления в кризисных ситуациях прекратил свою работу. При этом станция «Славянский бульвар» по-прежнему закрыта на вход и выход. Московские власти уже сообщили, что для полной ликвидации последствий аварии им потребуется более суток.
В связи с аварией Московский метрополитен открыл горячую линию. Самая последняя информация доступна по телефонам: 8-(499)-787-25-86 и 8-(800)-775-17-17.
«Автобус взбесился»: водитель рассказал, как въехал в переход в Москве
РЕН ТВ стали известны детали показаний водителя Виктора Тихонова, который в декабре 2017 года въехал на автобусе в подземный переход у станции московского метрополитена «Славянский бульвар». Жертвами той трагедии стали четверо пешеходов, в том числе ребенок, еще 11 человек получили травмы. Накануне Мосгорсуд повторно вынес обвинительный приговор мужчине. Он был вновь приговорен к 4 годам заключения в колонии. При этом суд зачел в срок наказания время нахождения Тихонова под стражей. Тем не менее водитель автобуса настаивает на своей невиновности. Он утверждает, что трагедия произошла из-за технических неполадок.
Виктор Тихонов рассказал следователям, что у него очень большой водительский стаж – с 1985 года. С 1999 года он работает водителем пассажирских автобусов. Мужчина уверяет, что за годы работы он только единожды нарушил правила дорожного движения – несколько лет назад попал в небольшое ДТП: выезжая на стоянку возле Киевского вокзала, не учел габариты Mercedes-Benz Conecto и поцарапал крыло легкового автомобиля. По словам водителя, за все время он только дважды привлекался к административной ответственности – за перегоревшую лампочку габарита и за трещины на лобовом стекле. Тихонов уверяет, что часы, проведенные за баранкой, и полученный опыт позволили ему работать водителем-инструктором: более 10 лет он обучал стажеров вождению.
Тихонов в деталях помнит тот роковой день, который перевернул его жизнь с ног на голову. Мужчина признался, что работал во вторую смену: якобы начальство попросило выйти его в дополнительный рейс из-за нехватки водителей в автобусном парке.
Таким образом, 24 декабря он закончил работу примерно в 20:00, ориентировочно в 21:00 он уже был дома. 25 декабря в 13:00 он снова приступил к работе. При этом Тихонов уверяет, что успел отдохнуть и чувствовал себя хорошо. 25 декабря Виктор Тихонов по обыкновению перед выходом в рейс получил мобильный кассовый аппарат. В диспетчерской ему выдали путевой лист. По словам водителя, он прошел медицинский осмотр, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Причин не садиться за руль не нашлось. И нареканий к автобусу тоже не было – ни у водителя, ни у механика. Несмотря на это, впоследствии водитель будет говорить именно о технических неполадках.
Водитель уверяет, что сначала совершил пробный заезд без пассажиров по территории научного центра Сколково. Никаких технических проблем он тогда не заметил. Однако, как заявил следователям Виктор Тихонов, он не заметил и то, что в автобусе не работала система блокировки движения при открытых дверях.
Затем водитель совершил посадку пассажиров и благополучно без остановок довез их к станции метро «Славянский бульвар». Там, по его словам, произошла череда случайностей, которые в итоге вылились в крупную трагедию. Тихонов уверяет, что к нему с просьбой подошел водитель другого автобуса:
«Он попросил меня, чтобы я попридержал место еще для одного автобуса нашего парка, который должен был подъехать к этой остановке. После этого разговора мне на мобильный телефон позвонил водитель микроавтобуса, для которого нужно было попридержать место, и сообщил, что он скоро подъедет».
Тем временем впереди стоящий автобус отправился в рейс, а Тихонов занял его место. Вспоминая об обстоятельствах ДТП, водитель пожаловался на остановку общественного транспорта у станции подземки «Славянский бульвар»:
«Свой автобус я поставил не параллельно тротуару, а углом к нему, примерно 10-15 градусов, так как на остановке общественного транспорта метро «Славянский бульвар» недостаточно места для остановки автобусов, если одновременно на остановку подъедут автобусы с других маршрутов. Дело в том, что хотя длина остановки примерно 50 метров, автобусы, областные маршруты, могут останавливаться только в конкретном месте, а именно там, где стоит трафарет, на котором указаны маршруты. Кроме того, мне нужно было оставить место для остановки и посадки пассажиров автобуса под управлением Виталия К., который мне позвонил».
Вскоре приехал автобус, для которого Тихонов придерживал место. По воспоминаниям Виктора, он включил стояночный ручной тормоз, открыл переднюю дверь и произвел посадку 5 пассажиров. Прибывший коллега Тихонова посигналил, чтобы он пропустил его на остановку. Для этого водителю автобуса ЛиАЗ нужно было проехать немного вперед и влево – примерно на 1-2 метра. Во время этого несложного маневра и началось самое страшное.
Он уверяет, что предпринимал все меры, чтобы избежать трагедии:
«Нажал правой ногой на педаль тормоза, но, почувствовав, что торможение не происходит, я быстро перевел ногу на педаль акселератора и несколько раз стукнул по ней в надежде, что, если случилась неисправность с этой педалью в виде ее блокировки, то она разблокируется, но это не помогло. Тогда я быстро нажал на педаль тормоза с прокачкой два раза. Встал с сиденья и, держась правой рукой за рулевое колесо, всем весом пытался давить на педаль ножного тормоза, а левой рукой пытался затормозить автобус стояночным тормозом, но автобус продолжал набирать скорость».
Он рассказал в своих показаниях о разговоре с одним из пассажиров автобуса:
«Он спросил меня, что произошло. А я ему ответил, что «автобус взбесился».
Суд отменил приговор въехавшему в московский переход водителю автобуса
Мосгорсуд отменил приговор водителю Виктору Тихонову, въехавшему на автобусе в подземный переход на станции метро «Славянский бульвар» в 2017 году. Об этом сообщает РИА «Новости».
Жертвами аварии, случившейся почти два года назад, стали четыре человека, еще 11 получили травмы. Тогда Тихонов был признан виновным и приговорен к четырем годам заключения — его взяли под стражу в зале суда и отправили в СИЗО до вступления приговора в силу.
Однако после обжалования вердикта стороной защиты, которое растянулось на три заседания, апелляционный суд принял решение отменить приговор и отправить дело на пересмотр в суд первой инстанции.
«Суд постановил: приговор Дорогомиловского районного суда Москвы от 19 декабря 2018 года отменить, отправить дело на новое рассмотрение», — сообщила судья. При этом сам подсудимый будет переведен из СИЗО под домашний арест.
На решение судьи повлияли новые комментарии экспертов, озвученные в ходе рассмотрения дела в апелляционном суде. Так, на одном из заседаний выступил независимый эксперт АНО региональный институт «Рус-экспертиза» Андрей Русинов, который заявил, что автотехническая экспертиза по делу была выполнена некорректно. По его мнению, проведенной компьютерной диагностики было явно недостаточно.
«В обязательном порядке должна была быть проведена разборка двигателя. Без нее установить, исправен или нет двигатель, невозможно, а диагностика является лишь первым этапом проверки», — подчеркнул специалист, выступивший на стороне защиты.
Адвокат водителя Равель Саберов в свою очередь заявил, что его подзащитный попал в ситуацию, «когда некая техническая неисправность помешала ему затормозить».
«Зачем при проведении экспертизы было заводить двигатель? Главный инженер был в тот момент фактически подозреваемым по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — «Газета.Ru»)», — заявил Саберов, уточнив, что экспертиза была проведена в отсутствие стороны защиты.
Ранее, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, защитник Тихонова также неоднократно обращал внимание на то, что сбой в работе автобуса мог произойти после попадания в рабочую зону избытка масла. По мнению адвоката и заявленного им эксперта, при подобной экстремальной работе двигателя тормозные системы не способны остановить автобус.
Напомним, что авария на «Славянском бульваре» произошла 25 декабря 2017 года. Согласно выводам следствия,
Тихонов ошибочно нажал педаль газа на остановке общественного транспорта на Кутузовском проспекте в Москве, в результате чего автобус разогнался до скорости не менее 23 км/ч. Продолжая движение с открытыми пассажирскими дверьми, он вылетел на тротуар, врезался в стену и скатился в подземный переход.
Как установили специалисты, привлеченные следствием, в момент движения автобус находился «в работоспособном техническом состоянии», однако Тихонов потерял контроль за дорожной обстановкой и машиной, из-за чего своевременно не остановил автобус. Таким образом он проигнорировал свои обязанности и проявил «преступную небрежность», отмечали следователи.
Родственники погибших и травмированных людей также предъявили водителю иски о возмещении морального вреда на сумму более 40 млн руб. Однако суд не стал их рассматривать, переведя в плоскость гражданского судопроизводства.
При этом сам Тихонов свою вину так и не признал. В ходе одного из заседаний он заявил, что за 18 лет работы водителем автобуса у него «было всего три нарушения ДТП, притом мелкие, со штрафом 100-500 рублей». «У меня трудовой стаж водителя автобуса 34 года. Я очень сожалею о случившемся, но я просто не смог остановить автобус, даже со всем своим стажем, просто не смог», — подчеркнул подсудимый.
Отметим, что ДТП на «Славянским бульваре» послужило толчком для усиления мер безопасности у входов в подземные переходы по всей Москве – там были установлены специальные заграждения.
7 лет крупнейшей аварии в московском метро. Истории выживших
Крупнейшая авария в истории Московского метрополитена
Авария произошла в 8:39 часов между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии метро. Поезд на полном ходу врезался в бетонную стену тоннеля, три вагона сошли с рельсов. Погас свет, отключилось электричество. Первые вагоны были покорежены.
Погибли 24 человека, еще 188 получили травмы.
Столичное метро всегда считалось самым безопасным видом транспорта, поэтому случившееся стало шоком для москвичей.
Истории выживших
Валерий Таганов был одним из 188 пострадавших. Он находился в вагоне, который сошел с рельсов. В 2015 году Валерию было 24 года. Он работал программистом и утром ехал в поезде на работу.
После взрыва Валерий очнулся, ног не чувствовал. В результате аварии он получил перелом позвоночника.
Валерий Таганов. Фото: личный архив
Сразу после больницы Валерий стал заниматься реабилитацией. Он и раньше увлекался спортом — любил футбол и кикбоксинг. После аварии он не бросил спорт. Стал победителем кубка мира по бодибилдингу и серебряным призером всероссийских соревнований по пауэрлифтингу. Именно тренировки помогли ему поверить в себя. Валерий разработал собственную методику.
— Врачи говорили, что с такими травмами хорошо, если ты сядешь в коляску. Про встать на ноги — разговора вообще не было, — рассказывает Валерий.
Валерий создал реабилитационный центр в Ельце, где проходят лечение пациенты с ДЦП и травмами опорно-двигательного аппарата.
Он ведет активную жизнь, помогает реабилитироваться после аварий другим людям.
Вытаскивал из вагонов других пассажиров
Рамиль Намазов. Фото: tomiks33.ru
— Когда очнулся, кругом было темно и душно — шел дым. Из кармана я достал сенсорный телефон, чтобы вызвать помощь, и на него полилась моя кровь из носа. В итоге я все же включил на нем фонарь и стал выбираться — это было долго и страшно, — вспоминал Рамиль.
Пассажиры выбили дверь вагона, и несколько людей прошли через арку. Рамиль вернулся за оставшимися пассажирами, рассказал, что есть выход. Он помогал выбраться из вагонов тем, кто там находился.
«Люди умирали на моих глазах»
— С этого момента только молила Бога, чтобы скорее приехали спасатели. Люди умирали на глазах — очень страшно, — вспоминала Дарья.
Медики диагностировали у девушки переломы костей таза. Сложнейшую операцию провели в Боткинской больнице. «Собрали кости таза заново в единое целое», — так говорили врачи о пациентке.
После аварии боялся выйти на улицу
— На поверхность я вышел где-то в 10:00–10:15, то есть через полтора часа после аварии. Наверху у машин скорой помощи кто-то плакал, кто-то кричал. Хотелось бы поблагодарить медицинских работников: меня доставили в больницу, положили в реанимацию, первые сутки не сводили с меня глаз, — рассказывал Сергей.
После выписки Сергей боялся ездить в метро и даже не мог заставить себя выходить из дома. Но со временем это прошло.
«Думал о том, как мой сын без меня»
Максим Ямковский ехал в тот день на работу. Он опаздывал, обычно выходил раньше. Из-за опоздания Максим и сел в тот поезд.
После удара очнулся на путях — мужчину выкинуло из вагона. Дышать было тяжело, не хватало кислорода. Рядом была окровавленная девушка. Она оказалась в создании и смогла назвать имя. Пассажиры решили идти вперед. Помочь кому-то в вагоне возможности не было — состав развернуло так, что к нему нельзя было подойти. Максима госпитализировали, оказали помощь.
Максим Ямковский. Фото: ok.ru
— После трагедии изменилось мое отношение к семье и работе. Я стал больше ценить каждый день жизни, дарованный нам. Я очень благодарен Богу и молитвам близких за меня. Родные и друзья, даже школьные учителя, с которыми я давно не виделся, приходили ко мне в больницу. Было очень приятно. А первое, о чем я подумал, когда очнулся тогда в метро: а как мой сын без меня, надо выжить, — вспоминает он.
Суд состоялся в ноябре 2015 года. Фигурантов уголовного дела приговорили к срокам от 5,5 до 6 лет лишения свободы. Также по решению суда были удовлетворены гражданские иски, заявленные четырьмя потерпевшими, на сумму порядка 13 миллионов рублей.
Крупнейшая авария в истории московского метро: как это было и кто ответил
15 июля 2014 года, пять лет назад, произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории московского метрополитена. Погибли 24 человека, а четверо ответственных сотрудников были осуждены и приговорены к реальным срокам лишения свободы.
Как произошла авария
Летним утром 15 июля 2014 года ничто не предвещало трагедии. Люди спокойно ехали в вагонах метро. Примерно в 08:35 по московскому времени в перегоне тоннеля между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии, по направлению к станции «Минская», три передних вагона электропоезда столкнулись со стеной тоннеля и сошли с рельсов.
Электропоезд модели 81-740/741 «Русич» следовал на скорости 70 км/час. Врезавшиеся и сошедшие с рельсов вагоны были настолько повреждены, что прибывшие на место происшествия аварийно-спасательные бригады сразу поняли – будут жертвы, и много. Естественно, руководство метрополитена сразу же закрыло для движения весь участок пути от «Парка Победы» до «Кунцевской». Городские власти запустили 66 автобусов, чтобы перевозить пассажиров, эвакуированных со станций метрополитена.
На станцию «Славянский бульвар», в районе которой проходили аварийно-спасательные работы, прибыли машины скорой помощи, пожарные автомобили, экипажи патрульно-постовой службы полиции. Однако около 40 минут спасатели не могли добраться до пострадавших во время столкновения вагонов, так как слишком долго снималось напряжение с контактного рельса. Многие пассажиры самостоятельно стали аварийными молотками разбивать окна вагонов и выбираться из них, а затем двигаться по тоннелю. Лишь спустя сорок минут сотрудникам аварийно-спасательных служб удалось добраться до вагонов.
Спасатели МЧС РФ начали спасение пассажиров, остававшихся в поврежденных вагонах. Один из вагонов был столь деформирован, что спасателям пришлось прибегнуть к помощи гидравлических инструментов – только так можно было вытащить из московской «подземки» пострадавших людей.
Из метро на поверхность спасателями были выведены 189 человек. Состояние некоторых спасенных людей было настолько тяжелым, что в 10:20 к станции «Славянский бульвар» прибыл вертолет медицины катастроф. На нем были эвакуированы пострадавшие, находившиеся в наиболее тяжелом состоянии.
— написал в социальной сети один из пострадавших в этой катастрофе Александр Загнибеда.
Единственное, что успокаивало и спасателей, и общественность – среди пострадавших вроде бы нет детей. Но от этого лишь чуть-чуть становилось легче – как вскоре удалось установить, авария унесла жизни 24 человек. Двадцать человек погибли на месте происшествия, еще четыре человека скончались в реанимационном отделении больницы. Всего же пострадали 217 человек, из них 150 были госпитализированы, причем 47 человек – в тяжелом состоянии.
Раньше таких аварий не было
Страшная авария в московском метрополитене сразу же привлекла внимание к общему техническому состоянию московской «подземки». Общественность сразу стала вспоминать все неполадки, случавшиеся в работе московского метро, трагические происшествия с людьми, падавшими рельсы, и так далее. За 2014 год, как сообщил тогда прессе начальник метрополитена Москвы Иван Беседин, в работе метро произошло более 2 тысяч сбоев, но в большинстве из них были виноваты сами пассажиры. В основном эти сбои были связаны с тем, что они удерживали двери, не давая составам отправиться в путь.
Но подобных аварий в истории московского метрополитена не было вовсе. Катастрофа 15 июля 2014 года стала крупнейшей такой аварией. До этого самой крупной аварией считалась катастрофа на станции «Авиамоторная» в феврале 1982 года, когда из-за неисправности эскалатора люди скатились вниз и попадали. Погибли тогда 8 человек, а ранения получили 30 человек.
Поскольку версия о террористическом акте сотрудниками следственных и оперативных служб была исключена практически сразу же, было ясно одно – авария обусловлена причинами технического характера. Предстояло их выявить, а также повысить общий контроль за состоянием метрополитена, чтобы обезопасить пассажиров и сотрудников от повторения подобных трагедий в дальнейшем.
Основные версии катастрофы
В тот же день, 15 июля 2014 г., Следственный комитет России возбудил по факту аварии на метрополитене уголовное дело. На месте крушения начали работать следователи и эксперты-криминалисты, был проведен опрос свидетелей и сотрудников Московского метрополитена, других организаций. Так как версия террористического акта была сразу отметена, следователи рассматривали несколько вероятных причин трагедии – неисправность вагонов состава, проседание полотна, неисправность стрелки.
В первые часы после аварии рассматривалась еще и версия скачка напряжения, который, по мнению некоторых сотрудников МЧС, мог привести к резкому торможению состава. Но после проведенных следственных действий выяснилось, что скачка напряжения не было. Значит, оставались «рабочими» лишь версии о причинах, связанных или с неисправностью вагонов, или с проблемами на пути следования состава.
Вскоре следователи установили, что стрелочный механизм был зафиксирован на пути ненадлежащим образом. Следователи заявили, что стрелку зафиксировали трехмиллиметровой проволокой. Нашли и «стрелочников» — 16 июля были задержаны старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и помощник мастера Юрий Гордов.
Затем нашли еще двоих виновных – заместителя начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексея Трофимова и директора по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова. ООО «Спецтехреконструкция» была организацией – подрядчиком, выполнявшим работы по договору.
За аварию ответили «стрелочники»
Расследование трагедии в московском метро осуществлялось по общей схеме, характерной для происшествий подобного рода – найти несколько виновных в младшем и среднем звеньях технических сотрудников, привлечь их к уголовной ответственности. Эта схема была опробована еще в позднесоветское время и оставалась рабочей и сейчас.
Какая ответственность предусмотрена законодательством?
— Часть 3 статьи 263 УК РФ предусматривает ответственность в виде либо принудительных работ сроком до 5 лет, либо лишения свободы сроком до 7 лет. Как видим, нижнего порога ответственности в статье нет – решение принимает суд. Но здесь дело было резонансное, а погибли 24 человека. Поэтому трое виновных получили по 5,5 лет лишения свободы, а один – помощник мастера Юрий Гордов – получил как признанный непосредственным виновником 6 лет лишения свободы. Как говорится, «нашли стрелочников» в прямом смысле – старшего дорожного мастера Валерия Башкатова и его помощника Юрия Гордова. Фактически реальные сроки получили лишь исполнители – помощник мастера, старший дорожный мастер, два руководителя среднего звена. Вышестоящее начальство отделалось «легким испугом». Например, руководитель Московского метрополитена Иван Беседин был привлечен лишь в качестве свидетеля.
Правда, он лишился должности начальника метрополитена, но в 2015 году перешел на руководящие должности в ОАО «РЖД». Как это часто бывает, несмотря на ту колоссальную ответственность, которую вроде как подразумевают подобные, высокооплачиваемые и статусные, кстати, должности, никто из топ-менеджеров Московского метрополитена не ответил за произошедшее.
Кто отвечает за безопасность метро и кто должен платить компенсации пострадавшим и родственникам погибших?
— За безопасность метрополитена, в первую очередь, отвечает его дирекция. Не строительная организация, привлеченная к привлечению каких-либо работ, а дирекция. Когда произошла эта катастрофа, мэрия Москвы приняла решение выплатить семьям каждого погибшего по 1 млн рублей, а пострадавшим – по 500 тысяч рублей. Кроме того, по 2 млн рублей семьям погибших должен был выплатить метрополитен. Общий размер выплат превысил 100 млн рублей. Но стоит отметить и то, что 15 млн рублей в общем должны были выплатить пострадавшим или родственникам погибших и лица, которых суд признал непосредственными виновниками произошедшего.
Естественно, основную часть компенсаций в случае подобной катастрофы, будь то катастрофа железнодорожная или авиационная, должна платить компания – перевозчик, которая и отвечает за безопасность пассажиров, за исправность оборудования – в данном случае составов метро, рельс и так далее.
Суд отказал метрополитену
— рассказывает юрист Андрей Лисов.
Катастрофа в московском метрополитене привлекла внимание всей страны к безопасности перевозок в этом наиболее востребованном столичном виде транспорта. На ситуацию в московской «подземке» был вынужден обратить особое внимание московский мэр Сергей Собянин. После увольнения Ивана Беседина новым начальником Московского метрополитена был назначен Дмитрий Пегов — молодой и энергичный управленец, возглавлявший дирекцию скоростного сообщения ОАО «РЖД».
Под руководством Пегова был предпринят ряд мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, в том числе усилен контроль за локомотивными бригадами и ремонтниками, проведен ряд ремонтных работ, введены «технологические окна» для временного прекращения движения на отдельных участках с целью быстрого ремонта. Ужесточились и правила приемки в эксплуатацию новых станций.
В 2017 году Пегов вернулся в ОАО «РЖД» уже на должность директора по пассажирским перевозкам, а затем и заместителя генерального директора. Сейчас метрополитен возглавляет Виктор Козловский, бывший во время руководства Пегова его первым заместителем.