что случилось с группой руки вверх
Проститутки, бандиты и водка: история группы «Руки Вверх!» без прикрас
Подняться к вершинам музыкального олимпа Жукову и Потехину помог работавший ранее с Михаилом Муромовым, группами «Технология» и «Ван-Моо» продюсер Андрей Маликов, с которым ребята познакомились в 1996-м на студии «Павиан Рекордс». Именно он надоумил их сменить первоначальное название группы «Дядюшка Рей и Компания» на «Руки Вверх!» и убедил звукозаписывающую компанию «J.S.P.» вложиться в съемки их первых клипов и выпуск дебютного альбома. Однако когда проект начал приносить серьезные доходы, Жуков и Потехин сразу же сбежали от Маликова и открыли собственный продюсерский центр «Пляшущие человечки». Так и не сумев отстоять свои права на название и песни группы, продюсер попытался раскручивать других артистов. В частности, сделал с малоизвестным тогда Григорием Лепсом нашумевшую «Крысу-ревность». Но такого ошеломительного успеха, как с «Руки Вверх!», он больше ни с кем добиться не смог. Сейчас у него свой продюсерский центр.
Маликов очень ценит творчество Игоря Талькова-младшего. Фото из личного архива
Развратные горничные
Продюсер Алексей Мускатин вовремя просек, что на пацанах из Самары можно отлично заработать.
Жуков знал, как привлечь к себе внимание. Фото Александра Бойкова
Вернемся к «Рукам…» и в тот август 1998-го. Расплачиваться с группой мы должны были после 25 августа. А 17-го в стране случился кризис, дефолт! В надежде, что все вернется на круги своя, мы задержали выплату денег. А доллар лез все выше и выше. В итоге все, что мы заработали за лето, пришлось отдать «Рукам…». Но зато их продюсер Маликов, увидев, как мы работаем, пригласил меня стать концертным директором коллектива. И начиная с сентября 1998 года практически все концерты «Руки Вверх!» стали проходить через меня.
Это не всем понравилось. Доходило до курьезов. На концерте в Ярославле кто-то из зрителей потерял номерок, и по нему в гардеробе получили лисье манто. Местные организаторы потребовали у меня возмещения убытков. Причем злополучное манто, цена которого, по самым завышенным меркам, не превышала 500 долларов, оценили более чем в 2000. Естественно, платить я не стал. И Маликову стали наговаривать, что я, мол, хочу увести у него группу.
Говорят, Лиза Роднянская не только диджействует с DJ Miss L.A., с которой несколько лет назад создала дуэт Mantra Beat. Фото vk
«Кому бы всадить!»
Певице Лизе Роднянской, записавшей легендарную «Песенку» («Песенку одну / Весь день я напеваю / Ла-ла-ла. ») и женский вокал для других хитов «Руки Вверх!», разделить с группой заслуженную славу и доходы не пришлось. После нескольких совместных выступлений Жуков и Потехин объявили ей, что она плохо смотрится на сцене. И в дальнейшем под фонограммы с ее голосом открывали рот не умевшие петь танцовщицы Настя Кондрыкинская и Ирина Томилова (в 2002-м она стала женой Потехина).
В начале нулевых «Песенку» перепела немецкая группа ATC. Кавер-версия, разошедшаяся по Европе тиражом более миллиона экземпляров, принесла «Рукам…» неплохие авторские отчисления. При этом Роднянской исполнять созданный при ее участии хит они категорически запрещали и даже подсылали к Лизе хмурого вида «представителей», которые за нарушение запрета грозили всякими неприятностями. Впрочем, и самих Жукова и Потехина приходилось пугать бандитами.
С такой афишей Потехин колесит по стране. В его группе «Поднимаем руки вверх!» поет точная копия Жукова Сергей, но Богданов
После чудовищной пьянки они приехали в Нижневартовск, и в гостинице парням дали не один люкс на двоих, как обычно, а два номера. Закатили истерику и начали вопить, что, если их немедленно не поселят вместе, уедут в Москву, и концерта не будет. Я еще понимаю, если бы Лешу и Серегу разместили в какой-то дыре. Но номера были отличные. В итоге приехали мужики бандитского вида и пригрозили, что всех нас перебьют. Только после этого ребята успокоились.
Лена Добындо давно живет в Америке. С ней и их с Сергеем 20-летняя дочка Саша. Фото из личного архива
Лена Добындо давно живет в Америке. С ней и их с Сергеем 20-летняя дочка Саша. Фото из личного архива
Самый страшный концерт
Первый гонорар «Руки Вверх!» получили за выступление на сходке криминальных авторитетов.
Скандал с Жуковым или амбиции? Почему Алексей Потехин стал изгоем в «Руки Вверх!»
Поп-дуэт покорил своим творчеством сердца миллионов слушателей. «Руки Вверх!» собирали стадионы, а сотни поклонниц были готовы продать душу дьяволу за встречу с артистами. Однако в 2006-м Алексей Потехин отказался от денег и славы и ушел из коллектива.
Сложно назвать более популярную группу конца 90-х, чем «Руки Вверх!». Казалось, каждая песня дуэта Алексея Потехина и Сергея Жукова вмиг становилась хитом. Обаятельные музыканты были нарасхват: гастроли по всей стране, концерты, проходившие с аншлагами. Жуков и сейчас востребован как артист и продолжает радовать публику как новыми композициями, так и шлягерами прошлых лет. Почему же Потехин откололся от успешного проекта и ушел в свободное плавание?
15 апреля Алексею исполняется 48, и его нынешняя жизнь совсем не похожа на будни поп-звезды. На что же музыкант променял громкую славу и чем занимается после распада «Руки Вверх!»?
«И ВСЕ ЗАВИДУЮТ НАМ, ТАКИМ ПРОСТЫМ ДРУЗЬЯМ»
Алексей появился на свет в Новокуйбышевске Самарской области в семье инженера и начальника отдела кадров. Хотя родители не были напрямую связаны с искусством, музыку они обожали, так что в доме не выключалось радио. Старший брат Андрей также повлиял на становление будущего артиста, привив ему любовь к западным рок-группам.
«Я был немного странным ребенком. В садике смирился, что меня называли по фамилии «Потехой», вот и придумывал розыгрыши и пародии на воспитателей. В школе был хулиганом первые четыре класса — такая черта характера, наверное. Мама отдала меня в спорт, и шалости закончились. Все, что я помню: все время бегал, учиться было некогда. Еще три года провел в художественной школе», — делился музыкант.
Окончив школу, Алексей поступил в Самарский технический университет, но, как показало время, инженера из него не получилось. Юноша устроился на радиостанцию «Европа Плюс», где вел передачу «Потешки от Потехина». Его коллегой был Сергей Жуков, выходивший в эфир с программой «Хит-час». Парни начали общаться, и выяснилось, что они во многом похожи. Оба мечтали создавать собственную музыку и выступать.
«Сереге было 17, мне — 21. Я был направляющим, а Серега — он такой весь идейный и талантливый. Все время мы посвящали поискам средств на студию с нужной нам аппаратурой. Два года на это ушло. В итоге на первый альбом денег нам дала моя мама», — рассказывал Потехин.
Изначально коллектив именовался «Дядюшка Рэй и компания» и появлялся на областных концертах. Слава пришла к музыкантам с переездом в Москву: продюсер Андрей Маликов оценил песни группы и посоветовал им сменить название на что-то более простое и запоминающееся. Так родились «Руки Вверх!», в раскрутку которых согласилась вложиться крупная звукозаписывающая компания.
Четкого распределения обязанностей в дуэте не было, но обычно музыку писал Жуков, а за тексты отвечал Потехин. После одной из бурных вечеринок парни наспех сочинили песню «Студент», которая оказалась настолько успешной, что буквально взорвала радиоэфиры и телеканалы. У группы начались гастроли по всей России, а билеты на их концерты раскупали задолго до даты выступлений.
«Помню, идем по ВДНХ, а из всех палаток звучит наша музыка. Мы просто с Серегой встали и обнялись. Потом начались бесконечные гастроли, три года практически не были дома. Однажды после выступления в каком-то городе за нами гналась толпа из двух тысяч девчонок. Успели забежать в вагон, и через минуту они его облепили, словно пчелиный рой, и начали расшатывать. У нас тогда еще не было охраны, прикольно и страшно», — вспоминал Потехин.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА СЛАВЫ
«Когда мы работали, условия были ужасными. На концерте все сидят в шубах, а мы — в майках, замерзшие. Переодевались в гримерках, сидя на батарее. Да и нашим директорам было все равно, что да как, главное, чтоб вышли на сцену. Как-то я отравился серьезно, а вечером нужно было выступать. А продюсеры спрашивали, что ж мы такое едим. Это непростительно, так же можно и умереть», — сетовал Алексей.
Расстраивал Потехина и тот факт, что из более чем 200 песен слушатели полюбили самые простые. По сути прославились артисты благодаря примитивным мотивам, зато у каждой девушки страны лежала дома кассета «Руки Вверх!». Многие завидовали успеху группы, не догадываясь, что на финансовом положении музыкантов популярность не отражалась.
«Наши продюсеры поимели все. У них были квартиры, машины, жены. У нас — ничего. Если вы спросите, сколько заработал на нас Андрей Черкасов, который нами руководил, и компания «АРС-рекордз», я вам отвечу: 140 миллионов рублей», — откровенничал Потехин.
Финансы «пели романсы», зато благодаря группе Алексей нашел любовь: Ирина Томилова работала у музыкантов в подтанцовке и на бэк-вокале. Распыляться на мимолетные романы с поклонницами Потехин не хотел, так что в 2002-м женился на Ире. Пара мечтала о ребенке, но, к сожалению, у избранницы не получалось подарить мужу наследника. По слухам, женщине диагностировали бесплодие, хотя супруги это настойчиво отрицали. Так или иначе, спустя два года брак дал трещину и распался.
На фоне краха личной жизни карьера шла по нарастающей, да и знаковые хиты «Крошка моя», «18 мне уже», «Он тебя целует» не теряли актуальности. В 2003-м канал «МУЗ-ТВ» назвал «Руки Вверх!» лучшим танцевальным проектом 10-летия. Легко ли было отказаться от такого успешного коллектива?
В 2006-м сердца поклонников «Руки Вверх!» разбились вдребезги: Алексей Потехин объявил об уходе из группы. Почему же коллеги и близкие друзья уже не могли продолжать общее дело? Окружающие подозревали, что причиной случившегося стал конфликт между Алексеем и Сергеем, однако музыканты опровергали информацию.
«Не складывалось уже ни на сцене, ни за ней. Мы никогда не ругались, но последние два года перед расставанием просто уже не разговаривали друг с другом. Я никогда не говорил о том, что это я все придумал или я сделал клип. Я говорил: «А вот Сергей. ». А потом мне это надоело просто, я подумал, что могу и сам такое делать. Решил стать независимым, в конце концов. Я ему сказал, что работать не хочу, мне это неинтересно», — рассказывал Потехин.
Алексей также отмечал, что «вырос» из молодежной группы, которую когда-то основал, а вот Сергею в ней до сих пор комфортно. «Он всегда хотел славы, а я нет. Общаемся ли мы? Спросите это у него. Хотя вы вряд ли Сергею дозвонитесь: он же VIP», — добавлял Потехин.
Первое время после ухода было очень тяжелым для Алексея: друзья куда-то исчезли, большинство коллег-музыкантов остались работать с Жуковым. Начинать карьеру с нуля всегда нелегко, и Потехин впал в глубокую депрессию. «Я встретил девушку, которая привела меня к Богу, помогла из этого вылезти. Я легко всех простил, не обижался на друзей, которые ушли. И потом уже занялся молодежными проектами, выпускал диски», — пояснял артист.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «РУКИ ВВЕРХ!»?
После распада группы Алексей и не думал прекращать заниматься творчеством. Вместе с товарищем Владимиром Лучниковым он выступал с коллективом под названием «Поднимаем руки вверх», а затем переименовал его в «Потехин Бэнд».
«Ездим мы не по крупным городам, а чаще всего по селам. Сергей Жуков туда не поедет, например. Как и большинство из тех, кого вы видите по телевизору, — осуждающе говорил артист. — Они только и знают, что ходить по красным дорожкам, надевать маски, танцевать на коньках и получать различные награды в виде тарелок, от которых толку мало».
Группа Алексея активно гастролировала, но, конечно, не с таким успехом, какой был у «Руки Вверх!» в 90-е. К слову, новый солист «Потехин Бэнд» Сергей Богданов уж очень напоминает слушателям Сергея Жукова.
«Я бы вообще не сказал, что у кого-то из артистов 2019 год был успешным в плане работы, — отмечал музыкант. — В стране кризис, ни у кого нет денег. Это раньше люди ходили на концерты, радовались, и цены на выступления звезд были вменяемыми. Сейчас такого нет. Народ вынужден экономить на всем».
В 2016-м «Руки Вверх!» отметили 20-летие, и участники дуэта сделали поклонникам подарок, воссоединившись на сцене в петербургском Ледовом дворце. После песни «Алешка» Потехин исполнил композицию из сольного творчества «Лето-Зима», которую тепло приняла публика. Но ностальгический концерт не изменил мнения Алексея по поводу сотрудничества с Жуковым. Позднее он заявил, что не стремится возвращать прошлое и выступать с Сергеем ради воскрешения былой популярности. «Мне это не нужно, у меня своя жизнь. У нас с Сергеем сейчас разные почитатели творчества, и его поклонники мне не нужны!» — твердо решил Потехин.
По мнению артиста, прекращение работы в «Руки Вверх!» благоприятно сказалось на его личной жизни: наконец, появилось время на создание семьи. В 2008-м музыкант познакомился с ветеринаром Еленой и сразу понял, что нашел женщину мечты. «12 сентября 2009-го мы поженились. Свадьбу ни от кого специально не скрывали, но так получилось, что в тот же день женились Евгений Плющенко и Яна Рудковская. Поэтому все внимание СМИ оказалось приковано к ним», — пояснял Потехин.
Спустя год супруга подарила Алексею дочь Машу. Какое-то время ветеринар сидела в декрете, а после решила сменить сферу деятельности — теперь она работает стилистом и визажистом, успевая при этом уделять внимание дому. 10-летняя наследница пары уже успела поучаствовать в конкурсе красоты, так что родители подумывают отдать ее в модельную школу. Скоро в семье ожидается прибавление: Елена снова беременна, чему несказанно рад Алексей Потехин.
«Руки Вверх!» 25 лет спустя: почему Жуков и Потехин перестали сотрудничать и как они живут сегодня
Lisa.ru вспоминает историю создания легендарной группы и выясняет, по каким причинам солисты решили расстаться.
В свое время эта популярная группа заставляла целые стадионы танцевать и подпевать ей. Хиты «Руки Вверх!» звучали отовсюду: на дискотеках, на больших концертах, их крутили по радио, а клипы постоянно показывали по музыкальным каналам.
Многочисленные поклонницы сходили с ума по своим кумирам и готовы были на любые, даже самые опасные и экстремальные, подвиги ради них. Однако у такой бешенной популярности была обратная сторона, из-за которой жизнь участников коллектива буквально превращалась в кошмар.
О том, как создавалась культовая группа, через какие испытания пришлось пройти солистам, и почему коллектив распался, — подробнее в нашем материале.
От простых самарских парней до столичных звезд
В 1993 году на радиостанции «Европа плюс» в Самаре познакомились 16-летний Сергей Жуков и 20-летний Алексей Потехин — оба тогда работали диджеями. «Мы сели в коридоре, просто разговорились — о чем угодно, кроме как о работе. Мы обсудили всех девочек, которые там работали, секретаршу там классную, обсудили музыку. И тут завязалась интересная духовная ниточка», — вспоминал первую встречу Сергей Жуков.
С тех пор молодые люди стали чаще общаться: иногда Алексей вместе с Сергеем и его друзьями работал на свадьбах. Вскоре Жуков предложил своему приятеля поехать в отпуск на юг — тогда он много работал у сумел накопить хорошую сумму. Музыкант даже предложил заплатить за своего друга, так как у Потехина тогда денег не было.
Эта поездка стала для парней настоящей проверкой: в первые же дни они потратили все деньги, а все остальные пытались найти различные способы, как бы прокормиться. Путешествие было увлекательным и очень сильно сплотило Сергея и Алексея — домой они приехали лучшими друзьями.
Вернувшись в Самару, ребята увольняются с радиостанции и создают группу «Дядюшка Рэй и компания» — в честь солиста Рэя Слэйнгарда нидерландской группы 2 Unlimited. Тогда же они переезжают в Тольятти, где становятся популярными — правда, пока на местных дискотеках и в клубах. Покорив этот город, Сергей и Алексей решают перебраться в Москву — город возможностей.
«Продали все своим вещи: гитара, диван, потому что мы жили в общежитии, плитку. В результате мы купили два пуховика одинаковые с Лешей. У нас была одна сумка на двоих, и мы уехали в Москву», — рассказывал Сергей.
В первое время в мегаполисе им было очень трудно: они столкнулись с голодом, холодом и не всегда находили место, где могли переночевать. Зато парни обрели друзей, которые иногда предоставляли им свое жилье. Вскоре музыканты начали выступать на закрытых вечеринках или на разогревах у малоизвестных артистов — до шоу-бизнеса им было еще далеко.
Для записи песен необходимы были спонсоры, а им постоянно предлагали проводить время с состоятельными женщинами, которые могли бы выделить деньги. Но ребята не хотели таким путем обрести славу и успех. Сергей и Алексей были почти на грани отчаяния, ведь денег порой не хватало даже на еду — какая там запись песен. Однажды они решили вернуться в родной город, но все изменил случай и знакомство с нужным человеком.
Жуков и Потехин встретились с парнем, который занимался распространением пиратских кассет. Именно он помог им записать несколько песен, которые вошли в сборники. Уже через несколько дней их треки звучали везде. Тогда же артисты решили отправить свое творчество на радио «Максимум», а на кассете написали: «Эта музыка заставит вас поднимать руки вверх».
Одна из песен прозвучала в эфире шоу, а ведущие помогли ребятам определиться с названием коллектива. «Молодая группа «Руки вверх!», — объявили они. Вскоре Сергею и Алексею позвонил музыкальный продюсер Андрей Маликов, который предложил им сотрудничество и занялся их раскруткой. Заработав немного денег, друзья смогли снять квартиру, но вот вещи по-прежнему покупали на рынке.
Музыканты записали песню «Малыш», а продюсер организовал съемки клипа. Кстати, Жуков признается, что тогда ему было стыдно из-за получившегося видео, где они с Потехиным просто улыбаются и машут руками. Но была и радость у ребят, ведь их показали по центральным музыкальным каналам.
После презентации песни «Малыш» и клипа «Руки Вверх!» стали популярными. Второй клип был снят на песню «Студент» — и сразу же новая порция славы. После премьеры Сергей и Алексей, как это принято говорить, проснулись знаменитыми. В 1997 году они отправляются на гастроли и завоевывают новые города. Поклонников с каждым разом становится все больше — как девушек, так и парней.
«Мы практически весь 97 год не вылезали. Дома нас практически не было. По три-четыре концерта, около 25 концертов в месяц», — говорил Потехин.
В 1998 году их популярность достигла невероятных масштабов: появился очередной хит «Крошка моя», который назвали одним из лучших в творчестве коллектива. За песню ребята получили свой первый «Золотой граммофон». Следующая композиция «Чужие губы» — и снова хит. В конце 90-х группа «Руки Вверх!» была одной из самых популярных в отечественном шоу-бизнесе. В 1999 году вышел их первый альбом «Без тормозов», который был продан тиражом 12 миллионов. Это небывалый успех!
Ребята собирали десятитысячные стадионы, толпы поклонниц по всей стране сходили с ума по солистам и знали все песни наизусть. «Иметь автограф группы «Руки Вверх!» — это все! Ты номер один в школе, в классе. Ты все решил на ближайший год. Ты авторитет. И таких случаев миллиард», — признавался Сергей Жуков.
У Сергея и Алексея было почти все, о чем они мечтали, — популярность, любовь поклонниц, признание, но не было одного — хороших доходов. Несмотря на славу и успех, они по-прежнему получали мало и все так же жили в съемной квартире.
Другая сторона медали
Солисты обвиняли продюсера в том, что почти все деньги он забирал себе, а им за их работу выдавал совсем маленькие суммы. Но Андрей Маликов не хотел идти на уступки, а из-за контракта ребята продолжали все терпеть. Они были в статусе настоящим звезд, но их жизнь этому вовсе не соответствовала.
«Мы выходили из аэропорта после какой-то солянки. В то время приезжали артисты разного уровня. Они выходят, за ними приезжают лимузины, какие-то машины, тачки просто обалденные. Все садятся и уезжают, а мы ждем, когда все уедут. Мы переходим дальше, чтобы никто не видел, и садимся в машину. А это была «Тройка», убитая насмерть. Глушитель, привязанный проволокой, он постоянно отваливался. Мы впятером садимся в эту «Тройку» убитую и еле-еле доезжаем куда-то. И это пик популярности. Это жадность называется», — жаловался Алексей.
Артистам все-таки удалось настоять, чтобы продюсер купил новую машину, на которой бы им не было стыдно ездить. Но вот все намеки на разрыв контракта всегда пресекались, а отношения с каждым разом только ухудшались. По признанию Алексея Потехина, продюсер обращался с ним совсем не как с людьми и заставлял выступать, когда они даже были больны.
Их график был действительно ужасным: мало того, что у них было по несколько выступлений в день, то они также могли давать концерты подряд в разных городах страны: сначала в Мурманске, а вслед — в Хабаровске.
В коллективе также было очень много запретов. «Нам запрещалось брать трубки домашних телефонов. Нам говорили: «Ни в коем случае. Это табу. Не брать, кто бы ни звонил!» Он очень боялся, что позвонят люди и скажут: «Сережа, Леша, вот вам по квартире, вот вам по машине. Уходите от него, и вот вам столько денег — не знаю, миллион долларов», — говорил Сергей.
Но запрет на телефоны — это еще не вершина айсберга. Жуков признавался, что иногда к ним могли приходить бандиты, которые заставляли писать новые песни. Каким-то чудом им удалось разорвать контракт и расстаться с продюсером. Но была и другая проблема — сумасшедшие поклонники.
Порой, выступая, Сергей и Алексей думали только об одном: «Лишь бы выжить!». Им было страшно за свои жизни, за жизни своих родных и также за жизни поклонников. Ведь многим фанаткам нечего стоило как сломать железные ограждения, давить других людей, лишь быть рядом с кумирами.
«И в номерах наших в шкафах прятались и ночью открывали, и ты там практически заикой становился. И отравляли пищу, и письмо кровью писали. Все, что угодно», — жаловался Жуков.
В начале нулевых ребята очень устали — и от бешенной популярности, и от поклонниц. Известность очень сильно на них давила, из-за чего Жуков и Потехин часто впадали в депрессию.
«Ты не можешь прийти куда-то, потому что через пять минут все обзвонили своих, и уже человек сто стоит и все ломятся. То есть ты начинаешь привыкать к другим правилам игры: то есть парикмахер приезжает к тебе домой, продукты к тебе водитель привозит. Тебе нельзя идти в кино, нельзя то, нельзя се. И, конечно, это все утомляет. Потому что реально твою жизнь забрали. Ты меняешь телефоны с периодичностью раз в месяц, потому что добрый человек кому-то дал, добрая газета напечатала и сказала: «Позвоните артисту и поздравьте с новым годом». Дают твой адрес», — сетовал Сергей.