что случилось с иудой после предательства христа
Иуда: друг Христа
Александр Ткаченко о том, как апостол стал игрушкой дьявола
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Мог ли Христос спасти человечество без предательства Иуды? Зачем Бог терпел возле Себя предателя? Можно ли считать Иуду жертвой обстоятельств или романтическим героем? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко
В истории культуры их было довольно много, но суть таких попыток всегда сводилась к достаточно простому рассуждению: если Христос с самого начала знал, что Иуда предаст Его и затем повесится, то почему же Он все-таки избрал будущего предателя и самоубийцу в число апостолов? Не лучше ли было оставить его в покое, чтобы он спокойно прожил жизнь простого иудейского обывателя, не погубив душу предательством, и не вошел в историю человечества как самый презираемый ее персонаж? Видимо, Иуда был избран, чтобы стать слепым орудием Божьей воли, поскольку в деле Искупления нужен был и тот, кто предаст Христа на Распятие.
Эта нехитрая логика вот уже много столетий приходит на ум самым разным людям, поверхностно знакомым с евангельским текстом и церковным Преданием. И, наверное, не было бы в ней особой беды, если бы она с необходимостью не требовала от человека следующего шага в этом рассуждении: оправдывая таким образом Иуду, человек неизбежно будет вынужден обвинить Христа в его гибели.
Однако такие рассуждения, как уже было сказано, целиком являются результатом поверхностного прочтения Священного Писания. Достаточно прочесть Евангелие с должным вниманием, и сразу же станет очевидным — для совершения Своего Искупительного подвига Христос вовсе не нуждался в столь сомнительном орудии, как предатель. В самом деле, можно ли было тайком предать Того, Который знал об этом задолго до случившейся измены? Можно ли было с помощью вооруженной толпы схватить Того, Кто всего лишь одним словом мог остановить бушующий шторм и воскресить уже начавшего смердеть мертвеца? Христос — воплотившийся Бог, могущество Которого безгранично, и никакие человеческие усилия, интриги, козни не смогли бы нанести ему и малейшего вреда. Поэтому оказаться арестованным, избитым, униженным и распятым Христос мог лишь при единственном условии — если Он Сам решит предать Себя в руки людей-грешников. Именно об этом пишет святитель Иоанн Златоуст, разъясняя события той страшной ночи, когда Христос был схвачен храмовой стражей:
Итак, для совершения Искупительного подвига Христос не нуждался в предательстве Иуды. Но для чего же тогда Он призвал его на апостольское служение? Священное Писание не дает на это прямого ответа. Но по некоторым свидетельствам все же можно хотя бы попытаться выстроить некое предположение на этот счет.
Христос знает, что Иуда — потенциальный предатель, и все же берет его в Свои ученики. Христос знает, что Иуда — потенциальный вор, и все же поручает ему распоряжаться деньгами апостольской общины. Христос знает, что в Иуду войдет сатана, и все же дает ему власть над нечистыми духами, способность исцелять безнадежных больных, воскрешать мертвых. Зная, что Бог — благ, и желает всем только добра, из такого противоречивого поведения следует единственный вывод: Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков. Но самое главное — Он Сам был рядом с Иудой целых три года неотлучно.
Никто из когда-либо живших на земле людей не получал большего блага, чем Иуда Искариот, избранный Богом отнюдь не для предательства и гибели, но — для проповеди Евангелия и высочайшей славы. Когда в его сердце уже созревал ужасный замысел, Христос все равно не отвернулся от него, до последнего момента стараясь уберечь Иуду от предательства, давая ему возможность отказаться от своих намерений. И даже в сам момент предательства, когда Иуда ночью привел толпу вооруженных боевиков, чтобы выдать им Учителя, Христос делает еще одну попытку пробудить в предателе совесть: Он называет Иуду — другом.
«Каждый день Господь напоминал ему и делами и словами, внушая, что предатель не скрыт от Него. Не явно обличал его перед всеми, чтобы он не сделался более бесстыдным, и не молчал, чтобы тот, думая, что скрыт, не приступил к предательству без страха, но часто говорил: „один из вас предаст Меня” (Ин 13:21), — впрочем, не делая его известным. Много говорил Он и о геенне, много и о царстве, и в том и другом показывал Свою силу, и в наказании грешников и в награждении добродетельных. Но все это Иуда отверг, а Бог не влек его силой. Так как Бог создал нас господами в выборе и худых и добрых дел, и желал, чтобы мы были добрыми по своей воле, Он не принуждает и не заставляет, если мы не хотим. Потому что быть добрым по принуждению не значить быть добрым. Поэтому, так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения».
Иногда говорят, что, увидев в Иуде потенциального предателя, Христос мог пройти мимо и оставить его жить по собственному разумению. Да, мог. Но если Он так не сделал, значит, были к тому очень серьезные основания, о которых мы просто не знаем. Бог каждого человека ведет по жизни путем, наиболее благоприятным для его спасения. Для Иуды этот путь оказался апостольским. Возможно, ростки греха, лжи и предательства настолько прочно укоренились в его душе, что никакие другие способы исцеления на него бы уже не подействовали. И тогда Христос взял Иуду к Себе в ученики. Так, в клинике одних больных ведут просто врачи, других, более тяжелых — доктора с ученой степенью, и лишь самых тяжелых и безнадежных берется лечить главный врач больницы, профессор с мировым именем. Просто потому что, кроме него, спасти таких больных не сможет уже никто.
Иуда не был игрушкой в руках Бога, он был Его другом, учеником и любимым чадом, за которое Бог боролся до самого последнего предела. Но, отвергнув помощь Христа, Иуда стал игрушкой в руках дьявола. И погиб.
На заставке: Джотто ди Лондоне. Поцелуй Иуды. 1304-06 гг. Капелла Скровеньи.
Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!
Иуда: друг Христа
Александр Ткаченко о том, как апостол стал игрушкой дьявола
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Мог ли Христос спасти человечество без предательства Иуды? Зачем Бог терпел возле Себя предателя? Можно ли считать Иуду жертвой обстоятельств или романтическим героем? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко
В истории культуры их было довольно много, но суть таких попыток всегда сводилась к достаточно простому рассуждению: если Христос с самого начала знал, что Иуда предаст Его и затем повесится, то почему же Он все-таки избрал будущего предателя и самоубийцу в число апостолов? Не лучше ли было оставить его в покое, чтобы он спокойно прожил жизнь простого иудейского обывателя, не погубив душу предательством, и не вошел в историю человечества как самый презираемый ее персонаж? Видимо, Иуда был избран, чтобы стать слепым орудием Божьей воли, поскольку в деле Искупления нужен был и тот, кто предаст Христа на Распятие.
Эта нехитрая логика вот уже много столетий приходит на ум самым разным людям, поверхностно знакомым с евангельским текстом и церковным Преданием. И, наверное, не было бы в ней особой беды, если бы она с необходимостью не требовала от человека следующего шага в этом рассуждении: оправдывая таким образом Иуду, человек неизбежно будет вынужден обвинить Христа в его гибели.
Однако такие рассуждения, как уже было сказано, целиком являются результатом поверхностного прочтения Священного Писания. Достаточно прочесть Евангелие с должным вниманием, и сразу же станет очевидным — для совершения Своего Искупительного подвига Христос вовсе не нуждался в столь сомнительном орудии, как предатель. В самом деле, можно ли было тайком предать Того, Который знал об этом задолго до случившейся измены? Можно ли было с помощью вооруженной толпы схватить Того, Кто всего лишь одним словом мог остановить бушующий шторм и воскресить уже начавшего смердеть мертвеца? Христос — воплотившийся Бог, могущество Которого безгранично, и никакие человеческие усилия, интриги, козни не смогли бы нанести ему и малейшего вреда. Поэтому оказаться арестованным, избитым, униженным и распятым Христос мог лишь при единственном условии — если Он Сам решит предать Себя в руки людей-грешников. Именно об этом пишет святитель Иоанн Златоуст, разъясняя события той страшной ночи, когда Христос был схвачен храмовой стражей:
Итак, для совершения Искупительного подвига Христос не нуждался в предательстве Иуды. Но для чего же тогда Он призвал его на апостольское служение? Священное Писание не дает на это прямого ответа. Но по некоторым свидетельствам все же можно хотя бы попытаться выстроить некое предположение на этот счет.
Христос знает, что Иуда — потенциальный предатель, и все же берет его в Свои ученики. Христос знает, что Иуда — потенциальный вор, и все же поручает ему распоряжаться деньгами апостольской общины. Христос знает, что в Иуду войдет сатана, и все же дает ему власть над нечистыми духами, способность исцелять безнадежных больных, воскрешать мертвых. Зная, что Бог — благ, и желает всем только добра, из такого противоречивого поведения следует единственный вывод: Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков. Но самое главное — Он Сам был рядом с Иудой целых три года неотлучно.
Никто из когда-либо живших на земле людей не получал большего блага, чем Иуда Искариот, избранный Богом отнюдь не для предательства и гибели, но — для проповеди Евангелия и высочайшей славы. Когда в его сердце уже созревал ужасный замысел, Христос все равно не отвернулся от него, до последнего момента стараясь уберечь Иуду от предательства, давая ему возможность отказаться от своих намерений. И даже в сам момент предательства, когда Иуда ночью привел толпу вооруженных боевиков, чтобы выдать им Учителя, Христос делает еще одну попытку пробудить в предателе совесть: Он называет Иуду — другом.
«Каждый день Господь напоминал ему и делами и словами, внушая, что предатель не скрыт от Него. Не явно обличал его перед всеми, чтобы он не сделался более бесстыдным, и не молчал, чтобы тот, думая, что скрыт, не приступил к предательству без страха, но часто говорил: „один из вас предаст Меня” (Ин 13:21), — впрочем, не делая его известным. Много говорил Он и о геенне, много и о царстве, и в том и другом показывал Свою силу, и в наказании грешников и в награждении добродетельных. Но все это Иуда отверг, а Бог не влек его силой. Так как Бог создал нас господами в выборе и худых и добрых дел, и желал, чтобы мы были добрыми по своей воле, Он не принуждает и не заставляет, если мы не хотим. Потому что быть добрым по принуждению не значить быть добрым. Поэтому, так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения».
Иногда говорят, что, увидев в Иуде потенциального предателя, Христос мог пройти мимо и оставить его жить по собственному разумению. Да, мог. Но если Он так не сделал, значит, были к тому очень серьезные основания, о которых мы просто не знаем. Бог каждого человека ведет по жизни путем, наиболее благоприятным для его спасения. Для Иуды этот путь оказался апостольским. Возможно, ростки греха, лжи и предательства настолько прочно укоренились в его душе, что никакие другие способы исцеления на него бы уже не подействовали. И тогда Христос взял Иуду к Себе в ученики. Так, в клинике одних больных ведут просто врачи, других, более тяжелых — доктора с ученой степенью, и лишь самых тяжелых и безнадежных берется лечить главный врач больницы, профессор с мировым именем. Просто потому что, кроме него, спасти таких больных не сможет уже никто.
Иуда не был игрушкой в руках Бога, он был Его другом, учеником и любимым чадом, за которое Бог боролся до самого последнего предела. Но, отвергнув помощь Христа, Иуда стал игрушкой в руках дьявола. И погиб.
На заставке: Джотто ди Лондоне. Поцелуй Иуды. 1304-06 гг. Капелла Скровеньи.
Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!
Мог ли Иуда получить прощение — как Петр, который отрекся?
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Мог — и, может быть, даже догадывался об этом. Ведь он должен был слышать, как Петр однажды спросил Христа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? — и слышал, что ответил Учитель: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18: 22). То есть — до бесконечности.
Три года Иуда был рядом с Иисусом, делил с Ним и с товарищами-апостолами радости и невзгоды, видел чудеса, которые совершал Спаситель, слушал Его наставления и притчи. Но после того, как совершил предательство, и мысли не допустил, что Господь простит его.
Вспомним сперва непосредственно, в чем состояло предательство
На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал апостолам: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф 26:2). Как раз в это время начальники иудейского народа — книжники и старейшины — собрались у первосвященника Каиафы чтобы придумать, как им погубить Иисуса. К ним и пришел Иуда, уже замысливший предать Учителя, и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников (Мф 26:15). Прошли считанные дни, и представилась удобная возможность исполнить задуманное — как и хотелось первосвященникам, в тишине, чтобы не произошло возмущения в народе (Мк 14:2). После Тайной Вечери Спаситель и апостолы отправились в Гефсиманский сад. Сюда-то и привел Иуда вооруженный отряд. Предатель обещал дать воинам условный знак: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его <Мф 26:48–50).
Еще более драматично этот момент описал другой евангелист, Лука. Целованием ли предаешь Сына Человеческого? — спрашивает Спаситель у приблизившегося к Нему Иуды (Лк 22:48). Христос прекрасно знает, что происходит, и Иуде не удается никого ввести в заблуждение.
Как Иуда шёл к решению предать?
Сразу же обратим внимание: его предательство было заранее спланировано и продумано. Это хорошо видно из евангельского повествования. Иуда заранее приходит к первосвященникам и предлагает им сделку. Однако Христос несколько раз дает предателю понять, что знает о его намерении; в последний раз — во время Тайной Вечери, когда Он прямо говорит: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Мф 26:21). Более того, Христос предупреждает: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:24). Эти слова – «лучше бы не родиться» – были в Иудее расхожим выражением и означали жизненную катастрофу (похожие слова произносит в библейской Книге Иова ее главный герой, в одночасье лишившийся всего — и имущества, и детей, и уважения окружавших его людей, и здоровья). Но Иуду не смущает и это, он уже всё решил. И, когда Христос сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27), — последний шанс покаяться! — Иуда пошел и привел стражу…
Почему такое упорное стремление, откуда оно? Ведь он был среди ближайших учеников Христа, был свидетелем и удивительных проповедей Спасителя, и чудес (а возможно, и сам совершал их в то время, когда Иисус отправлял учеников на проповедь). Что произошло? Евангелист Иоанн приводит один очень прозаичный факт, способный, может быть, пролить свет на причину отпадения Иуды (которая до конца все равно останется загадкой). Этот факт состоит в том, что Иудабыл вор. В какой-то момент он стал запускать руку в средства апостольской общины. Начал присваивать монеты из ящика, в который люди клали деньги для Христа и Его учеников и носить который доверили ему (Ин 12:6). Иуда был сребролюбив. Обратите внимание, что, и явившись к Каиафе, он прежде всего задает вопрос: что (сколько) он получит за выдачу Учителя?
Используя эту страсть — любовь к деньгам, на Иуду уже давно нападал сатана, пишет блаженный Феофилакт Болгарский. Страсть отдаляла Иуду от Учителя и друзей, порождала в нем скрытность и недоверие. В итоге он остался глух к откровенным, прямым призывам покаяться. Он окончательно определился в своем предательстве. Самое страшное: это произошло прямо во время Тайной Вечери, когда Иуда причастился вместе со Христом и апостолами! В Евангелии так и сказано: после сего куска [хлеба, поданного Христом Иуде. – Прим. ред.] вошел в него сатана (Ин 13:27). С этих пор действия предателя были уже не только его собственными, но и действиями врага рода человеческого.
Но ведь потом Иуда раскаялся?
Беда Иуды состояла в том, что он остался один на один с самим собой, и еще — с суровым иудейским законом, который гласил: око за око, зуб за зуб, кто предаст смерти другого — повинен смерти. Даже попросить прощения у Христа — если бы, опять же у Иуды мелькнула такая мысль — было, казалось, уже невозможно (так, вероятно, мог думать бывший апостол).
Три года он ходил за Христом и, похоже, не услышал ни единого слова из Его наставлений о любви к грешнику, о покаянии, о Его собственных страданиях, смерти и грядущем воскресении из мертвых. Мимо ушей Иуды прошли утешительные слова: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин 6:37).
В своем разочаровании Иуда обратился не к Богу, а к самому себе. Как пишет преподобный Иустин (Попович), «каяться перед собой не есть покаяние, ибо человек не может себя освободить от греха, себе простить грех, отпустить себе грех. Эту власть и силу имеет только Бог, Сын Божий».
Так еще при жизни он оказался в аду — с сознанием полного одиночества и невозможности что-то изменить. Как человек, который не надеется на Божию милость. Отягченный, удушаемый сознанием своей вины, словно в безвоздушном пространстве. Не символично ли, что и жизнь свою он окончил, задохнувшись в петле?
Могло ли все закончиться иначе?
Могло. И в этом убеждает история отречения и покаяния апостола Петра.
Когда Христа схватили, Петр поспешил следом. Он проник во двор дома первосвященника, куда привели Спасителя, и остался ждать у костра. Он не знал, как действовать, но хотел быть рядом с Учителем до последнего момента. Тут подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека (Мф 26:69–74). В это мгновение запел петух. И тут Петр вспомнил совсем недавно сказанные Иисусом слова: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:34). Вспомнил, вышел со двора первосвященника и горько заплакал.
Отречение Петра (фрагмент). Карл Блох
Из этого рассказа совершенно ясно, что отречение Петра было результатом внезапно подступившего малодушия. Он и сам поначалу не понял, что наделал, — не понял потому, что никогда не собирался отрекаться. Наоборот! Не кто иной, как Петр, самоотверженно восклицал за считанные часы до ареста Спасителя: …хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Петр всей душой любил Христа, не переставал любить Его ни на минуту. Вся вина его в ту страшную ночь заключалась не в отказе от Христа, а только в излишней самонадеянности — для того Господь и попустил Петру эту минутную слабость, чтобы впредь тот меньше надеялся на себя, объяснял святитель Иоанн Златоуст.
Как только Петр осознал свое падение, он сразу же начал плакать о нем. Но не отчаялся, нашел в себе силы вернуться к остальным ученикам Христовым. Казалось бы, какой смысл был возвращаться? Ведь Христа уже казнили! Но в том-то и дело, что, кроме любви ко Христу, у Петра не оставалось больше ничего. Когда-то он воскликнул с неподдельной искренностью: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:68).И вот теперь из той же самой любви ко Христу он вернулся к тем, вместе с которыми был Ему спутником в течение трех лет.
Верил ли Петр в Воскресение Христово, ждал ли его? Евангельский текст не дает твердых оснований для утвердительного ответа. Но, даже лишившись Христа, Петр жил Христом, в Котором для Петра воплотилась вся правда Божия, в Котором ему явился Сам Господь. Больше идти ему было некуда и не к кому.
Неудивительно, что, когда Христос после Воскресения явился апостолам, рыбачившим в лодке неподалеку от берега, Петр первый кинулся в воду, чтобы скорее встретиться с Ним. И получил прощение, даже не просив его. Иисус Сам трижды задал ему вопрос: Симон Ионин [первоначальное имя Петра. — Прим. ред.]! любишь ли ты Меня. — и Петр в итоге сказал главное: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). Трижды отрекся — и трижды исповедал свою любовь ко Христу, и был восстановлен в апостольском звании.
Что же из всего этого следует?
Грозные слова Иисуса Христа: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:23), к сожалению, исполнились на Иуде. Могли бы и не исполниться, как не исполнилось некогда пророчество Ионы о гибели города Ниневии. Жители Ниневии покаялись, то есть не просто осознали, что нарушали заповеди Божии, но и реально изменили свою жизнь, и Господь с радостью отменил суровое определение об их участи. А Иуда раскаялся, но покаяться не смог. Ему не хватило любви и веры. Любви ко Христу и веры Христу как Богу.
Иуда Искариот: предатель, а не «исполнитель Промысла»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
Имя Иуда встречается в Библии довольно часто. Иудой звали одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Именно его потомкам досталась земля, которую назвали Иудеей. Иуда Маккавей был одним из героев освободительной войны еврейского народа против сирийского военачальника Антиоха Епифана.
Имя Иуда носили сразу несколько учеников Спасителя. Но в нашем сознании это имя прочно связано только с одним человеком — с Иудой Искариотом, который предал Иисуса Христа.
Хотя первосвященникам, замыслившим убийство Спасителя, Иуда подвернулся очень вовремя, они могли бы обойтись и без его услуг: нанять кого-нибудь, выследить Иисуса и в удобный момент схватить. Иуда же всего лишь подсказал им удобное место и время — чтобы, как они и хотели, взять Учителя втайне, без огласки. Это предательство не было каким-то грандиозным, ужасным в своем величии. Вовсе нет! Это был поступок мелкий, и получил за него Иуда мелочь — тридцать сребреников. Столько стоил в ту пору беглый раб. В такую сумму оценили люди и своего Бога, как предсказал еще пророк Иеремия.
Зачем Иуда это сделал?
Есть популярная версия: мол, Иуда выступил послушным орудием Божиего Промысла. Чтобы спасти людей от греха и власти дьявола, Христу надлежало пострадать — значит, кто-то должен был предать Его в руки палачей. Эту роль и взял на себя Иуда. Через него, говорят приверженцы этой версии, свершилась воля Божия, и никаких претензий к нему быть не может.
Другая версия рисует Иуду пламенным борцом за освобождение Иудеи от власти римлян, который очень рассчитывал на то, что царем станет Христос. Взяв власть в свои руки, Иисус легко изгонит оккупантов и вернет Израилю былое величие — так мог рассуждать Иуда вместе с другими иудеями-патриотами. Есть даже предположение, что прозвище Искариот не связано с происхождением Иуды, как принято считать («иш-керийот» — из некоего селения Кериот), а является искаженным словом «сикарий» — «борец за независимость».
Иуда вовсе не собирался предавать Христа, объясняют приверженцы этой теории. Просто, увидев, что Тот не спешит брать земную власть в Свои руки, он решил «ускорить процесс» — спровоцировать ситуацию, которая вынудила бы Христа действовать. Когда же Иисуса арестовали и осудили, Иуда понял, что просчитался, пошел и удавился.
Патриотов в Иудее в ту пору действительно было немало, но с образом пламенного борца за независимость как-то не вяжется одно замечание из Евангелия от Иоанна. Там сказано, что Иуда был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Носил, время от времени запуская туда руку, в один голос поясняют комментаторы этого отрывка. То есть Иуда обкрадывал не просто каких-то богатых людей (такое у революционеров случается). Он воровал деньги у своих же! У общины, собравшейся вокруг Иисуса Христа!
Объясняет ли это как-то его поступок? На первый взгляд, нет. Не на тридцать же сребреников польстился Иуда. В конце концов, продолжай он ходить с Христом и потихоньку подворовывать из ящика, в который собирали пожертвования, он со временем накопил бы значительно бóльшую сумму.
Но с другой стороны… Человек, в котором живет страсть, не может чувствовать себя спокойно в присутствии Бога. Видя красоту и достоинство Христа, Иуда наверняка остро переживал свое собственное недостоинство. Раньше или позже, но его разрыв со Христом был неминуем. И он произошел во время Тайной Вечери, когда бывший ученик встал и ушел. Не раз и не два Господь давал Иуде понять, что его намерения для Него открыты. Он же ясно сказал апостолам: Один из вас предаст Меня. Даже тогда Иуда мог одуматься и остановиться. Но, покинув Тайную Вечерю, он сделал свой выбор.
Ничего из этого Иуда не сделал. Он раскаялся в содеянном, т.е. понял, что совершил ошибку, но не покаялся перед Богом, не сделал ничего, что примирило бы его со Христом, изменило их отношения. Смятенной, озлобленной и испуганной ушла в вечность его душа. Душа человека, предавшего Бога.