что случилось с руками венеры милосской
Как Венера Милосская лишилась своих рук?
Статуя Венера Милосская в Лувре
Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.
История обнаружения Венеры Милосской
Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.
Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.
Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади
Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.
Жуль Дюмон-Дервиль
Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.
Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)
Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.
После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.
Венера Милосская в Лувре
В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.
В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.
После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Сегодня это одна из самых узнаваемых скульптур во всем мире. Двухметровая фигура женщины, торс которой обнажен, а бедра и ноги скрыты под упавшим одеянием. Считается, что это изображение древнегреческой богини любви, но обычно ее называют римским именем Венера.
Главная ее примета — отсутствие рук, но именно эта деталь сделала Венеру, найденную 8 апреля 1820 года на греческом острове Милос, легендой.
История находки
Строго говоря, даже дата (то есть 8 апреля 1820 года) подвергается сомнению, но именно она является, так сказать, общепринятой. По мнению исследователей, именно в этот день крестьянин Йоргос Кентротас с Милоса рылся в руинах древнего города и откопал там разделенную на две части статую Венеры.
Немецко-американский ученый Пол Карус считал, что эпохальное открытие было сделано в феврале 1820 года Йоргосом Боттонисом и его сыном Антонио в руинах древнего театра. Впрочем, не исключено, что Карус (он жил во второй половине XIX века) просто слишком доверился поздним свидетельствам.
По мнению австралийского историка Эдварда Дуикера (Edward Duyker), статую нашел некий Теодорос Кендротас. Дуикер ссылается на архивное письмо французского консула на Милосе Луи Бреста, написанное, впрочем, лет через сорок после событий. Правда, Йоргос в этой версии тоже присутствует: это сын Теодороса, который позже требовал у французского консула вознаграждение за находку.
Дополнительные детали
В общепринятой на сегодня версии присутствуют и некоторые обстоятельства, которые сомнению не подвергаются. Например, свидетелем крестьянских раскопок был французский моряк с корабля «Эстафетт» Оливье Вутье, который сразу опознал в статуе шедевр из шедевров и доложил о находке своему капитану. Тот написал генеральному консулу Франции в Смирне, в переписку вступил еще и Луи Брест. В конце концов дело доходит до посла Франции в Стамбуле маркиза де Ривьера и тот решает, что Венеру все же стоит купить.
В конце мая за покупкой отправили тот же «Эстафетт», который оказался под рукой. Правда, когда этот корабль прибыл на Милос, выяснилось, что турки уже все решили за французов и даже погрузили статую на корабль (иногда уточняется: на русский корабль), чтобы отвезти ее в Стамбул. Отправленному с важной миссией секретарю посольства виконту Марселлу потребовался весь его дипломатический талант: он два дня уговаривал турков отдать статую ему. И, что удивительно, уговорил: Венера оказалась на французском корабле.
«Эстафетт» плавал по Восточному Средиземноморью еще несколько месяцев, потом Венеру забрал себе маркиз де Ривьер, который как раз возвращался на родину. Экс-посол на обратном пути еще раз зашел на Милос и забрал пару недостающих обломков. Только в феврале ценная статуя попала в Париж, де Ривьер подарил ее Людовику XVIII, а король передал в коллекцию Лувра.
Куда делись руки Венеры?
Официально считается, что рук у найденной в земле Милоса статуи не было изначально. Тот же Дуикер упоминает фрагменты левой руки Венеры, один из которых представлял собой кисть с яблоком: это, кстати, дало некоторым исследователям повод заявить, что Венера изображена в момент суда Париса. Что за загадочные «мраморные фрагменты» забирал с Милоса де Ривьер, неизвестно.
Впрочем, чем меньше данных, тем больше догадок. В реконструкциях богиню делают пряхой, в руки ей дают зеркало или ее располагают по соседству с богом войны Марсом (или Аресом, поскольку речь о Древней Греции), указывая на то, что это могла быть парная скульптура. Некоторые вообще считают, что это не Венера, а богиня победы Ника.
Самой романтической, безусловно, является версия о том, что руки Венере оторвали французские моряки, которые боролись за обладание статуей с местными турками в порту Милоса. К сожалению, никакими документами она не подтверждается. Впервые об этом стало известно в 1874 году со слов лейтенанта с французского судна. Но это судно во время «борьбы за Венеру» на Милосе находилось в Чёрном море.
Путь к славе
Следует отметить, что Венеру Милосскую нашли весьма вовремя. В 1815 году окончательно свергли Наполеона I Бонапарта, и Франции пришлось возвращать многие награбленные им за годы завоеваний сокровища. Например, вернулась в Италию Венера Медицейская, которую тогда считали лучшим образцом древнегреческой скульптуры. Французы переживали эту потерю очень тяжело.
И вдруг судьба в лице моряков и дипломатов подарила Франции новую и уже полностью свою Венеру. Развернулась настоящая пиар-кампания по прославлению статуи из Милоса, которая, разумеется, не могла не принести плоды. Уже к концу XIX века французская статуя затмила свою сестру из галереи Уффици. Критика Ренуара ничего изменить не могла.
Венера сразу же после попадания во Францию начала обрастать многочисленными мифами. Постарались в этом все причастные к находке, и каждый из них, естественно, выпячивал свои заслуги. Относительно бесстрастно написаны воспоминания офицера (и ботаника по призванию) Дюмона д Юрвиля, который был одним из первых исследователей статуи, но и в них нет многих подробностей обстоятельств находки.
Первое время Венеру с Милоса вообще воспринимали как одну из работ Праксителя и относили к классической эпохе (480?323 до н. э.).
Причем статую вроде бы нашли с постаментом, на котором было выбито имя настоящего автора, Агесандра (или Александра) из Антиохии, который работал между 130 и 100 годами до н.э. Впрочем, этот постамент потеряли, кажется, еще при перевозке во Францию.
Венера Милосская пережила многое. Она могла погибнуть во время Парижской коммуны в 1871 году, когда общественные здания горели одно за другим. Статую тогда прятали в подвале префектуры полиции, которое сгорело. Но Венера уцелела. В 1939 году ее вместе с другими сокровищами Лувра вывезли из Парижа и всю войну скрывали в замке Валансе. Сейчас она занимает почетное и специально обустроенное место в Лувре, привлекая толпы посетителей, которым хочется убедиться, что рук у нее по-прежнему нет.
Как Венера Милосская лишилась рук: 15 интересных фактов о статуе
Почему Венера Милосская стала самой известной статуей на свете, действительно ли фигура изображает именно эту богиню и кто отрубил ей руки? Ответы на эти вопросы – в сегодняшней статей.
1. Хотя легендарная статуя из белого мрамора, стоящая сегодня на первом этаже Лувра, известна всем под именем Венера Милосская, имя у нее не самое подходящее. Дело в том, что скульптура была найдена в 1820 году на острове Милос, что расположен в Эгейском море. Сегодня он принадлежит Греции, но в XIX столетии находится под властью Турции.
Так или иначе, скульптуру изваяли между 130 и 100 годами до нашей эры, а эллинская культура на островах распространилась в результате завоевательных походов Александра Македонского. Таким образом, если принять за аксиому, что это статуя богини любви, то правильнее именовать ее по-гречески Афродитой, ведь Венера – римское имя богини.
2. Устойчивое убеждение, что скульптура изображает именно Венеру или Афродиту, – тоже лишь дань традиции. Статую обнаружили французский моряк Оливье Вутье и милосский крестьянин Йоргос Кентротас в развалинах античного амфитеатра. По легенде, они и окрестили находку Венерой, ибо были впечатлены ее красотой.
3. Сам факт того, что это статуя богини любви до сих пор подвергается сомнениям, ведь скульптура лишена характерных знаковых атрибутов Афродиты/Венеры: яблока (символа суда Париса) и зеркала. Исходя из этого ряд ученых предполагает, что это скульптурное изображение малоизвестной сегодня богини Амфитриты. Она была дочерью морского бога Нерея, женой Поседойна и матерью Тритона, то есть владычицей морской. Ну, а поскольку Милос – это остров, его жители чтили Амфитриту особо. Кстати, по происхождению Амфитрита была нереидой – морской нимфой, поэтому ее вполне могли изобразить обнаженной.
Статуя Амфитриты в Лувре
4. Впрочем, если уж какую богиню, входящую в дюжину олимпийских богов, и могли изваять в обнаженном виде, то только Афродиту. Такова была эллинская традиция. Остальных олимпийских богинь греческие скульпторы неизменно обряжали в тоги.
Олимпийские боги: Юнона (Гера), Юпитер (Зевс) и Минерва (Афина)
5. Поскольку низ тела Венеры Милосской прикрыт драпировкой, искусствоведы, считающие что статуя изображает именно богиню любви, относят ее к сюжету «Афродита стыдливая», согласно которому Венера должна придерживать рукой складки ниспадающего одеяния. Считается, что первым подобную статую изваял в 350 году до нашей эры прославленный греческий скульптор Пракситель.
Кстати, его работа Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением обнаженного женского тела, а по композиции она очень похожа на Венеру Милосскую. К сожалению, оригинал Афродиты Книдской погиб в Константинополе во пожара, но о ее внешнем виде мы можем судить по сохранившимся копиям.
6. Сегодня все привыкли представлять себе Венеру Милосскую с отсеченными руками, однако изначально руки статуи были на месте. Отбили же их в процессе отправки скульптуры во Францию. Группа турецких чиновников пыталась воспрепятствовать вывозу ценной находки, в результате началась драка, во время которой статуя упала и была покалечена. Где сегодня находятся ее руки – неизвестно.
7. На оригинальном постаменте Венеры Милосской было выгравировано имя скульптора, создавшего ее. Согласно надписи, автором статуи был некий «Александрос, сын Менида, гражданин Антиохии на Мейандре», города, что находился близ слияния рек Меандр и Орсин. К слову, этот город, располагавшийся на территории современной Турции, не найден археологами до сих пор, хотя план его раскопок был составлен еще в далеком 1994 году. С постаментом тоже нехорошо получилось: он был утрачен вскоре после обнаружения статуи.
Предполагается, что руками и постаментом статуя выглядела так
8. Венера Милосская потеряла не только руки и постамент, но и украшения. Отверстия в мраморе дают ученым основания утверждать, что изначально статуя «носила» браслеты, серьги и венец из золота.
9. Венера стоит в позе хиазм или контрапост. Этот прием был излюбленным у античных скульпторов. Его особенность в том, что положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части: то есть, левое плечо Венеры приподнято, а правое – опущено, при этом правое бедро скульптуры – выше левого. В точности такой же позе «стоят» и другие знаменитые античные статуи, например, «Раненая Амазонка» Поликлета или копьеносец «Дорифор».
«Раненая Амазонка» Поликлета
10. Если бы натурщица, позировавшая для статуи Венеры Милосской, жила сегодня она носила бы 44 размер одежды. Ведь, хотя высота скульптуры чуть больше двух метров, искусствоведы пришли к выводу, что реальный рост модели, ставшей прототипом для богини любви, был порядка 164 сантиметров. Соответственно, в пересчете на этот рост у статуи следующие параметры: объем груди – 89 см, талии – 69 см, бедер – 93 см.
11. Имя натурщицы, позировавшей для статуи Венеры Милосской, неизвестно, но нередко эллинские скульпторы вдохновлялись не живыми людьми, а знаменитыми статуями, созданными до них. И, если учесть, что Венера Милосская очень похожа на Афродиту Книдскую, можно предположить, что ее автор Александрос видел скульптуру Праксителя, а имя натурщицы, позировавшей для нее, в истории сохранилось. Считается, что ей была знаменитая гетера Фрина, которую позже обвинили в аморальности и безбожности – ведь она посмела позировать для образа богини любви.
«Фрина перед ареопагом», картина Жана-Леона Жерома, 1861 год
Инициатором обвинения выступил отвергнутый любовник гетеры Евфий, однако Фрину оправдали после того, как ее защитник оратор Гиперид, кстати, тоже бывший возлюбленным девушки, сорвал перед судьями одежды с гетеры. Красота Фрины произвела на судей такое впечатление, что ее оправдали согласно греческой концепции калокагатии, означавшей: «совершенное тело не может скрывать несовершенную душу». Позже эта история стала безумно популярным сюжетом в изобразительном искусстве.
12. Еще одна статуя, связанная с Венерой Милосской, – Афродита или Венера Купуанская. Скульптура датирована II веком нашей эры, и ряд искусствоведов предполагает, что она является вольной римской интерпретацией Венеры Милосской. Хотя позы у статуй разные, скульптуры имеют много общих черт, например, обнаженный торс и характерную драпировку ткани. Венеру Купуанскую можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя.
Венера Капуанская в археологическом музее Неаполя
13. Возможно, Венера Милосская и не стала бы одной из самых известных статуй в мире, если бы ее не популяризировало правительство Франции. Дело в том, что в 1815 году Франции пришлось вернуть в галерею Уффици Венеру Медицейскую: статуя принадлежала семье Медичи и находилась во Флоренции, но Наполеон во время итальянской кампании изъял ее и вывез в Париж. Когда же в 1821 году статуя Венеры Милосской прибыла во Францию, ее не просто поместили в Лувр на место Венеры Медицейской. Власти провели масштабную пиар-компанию, дабы наглядно показать, что наша новая Венера ничем не хуже флорентийской.
Венера Медичи – одна из жемчужин Уффици
14. Французский художник и скульптор Пьер Огюст Ренуар называл Венеру Милосскую уродливой статуей. Он говорил, что скультура больше похожа на жандарма, чем на богиню любви и красоты.
15. И напоследок. Кольца Венеры – поперечные морщины на шее, которые ненавидят все женщины, получили свое название именно из-за ее статуй. Они, действительно, имеются на шее Венеры Милосской и Венеры Медичи. Так что, судя по всему, в античной Греции чем-то ужасным их не считали.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Венера Милосская: 15 малоизвестных фактов об одной из самых знаменитых статуях Лувра
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.
1. Название «Венеры Милосской» вводит в заблуждение
Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.
2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена
8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.
3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому
Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.
4. Возможно, статуя изображает не Венеру
5. Скульптуру подарили королю Франции
Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.
6. Руки статуя потеряла из-за французов
Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.
7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно
Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.
9. Ренуар не был впечатлен скульптурой
Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.
10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали
К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.
11. Венеру обокрали
Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.
12. Венера утратила цвет
Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.
13. Статуя выше, чем большинство людей
Высота Венеры Милосской — 2,02 м.
14. Скульптура может быть копией
Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.
15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: