что случилось с сайлент хиллом

Сайлент-Хилл.

Ещё до прибытия колонистов в Америку земля Сайлент-Хилла считалась священной — коренные американцы называли её «Местом притихших духов». И культ, который появился здесь позже, многое брал из верований индейцев — это заметно в том числе по именам некоторых божеств вроде Ксучильбару и Лобсела Виса, которые сыграли большую роль в сотворении мира, каким мы его знаем.

В начале 1700-х годов в городе вспыхнула таинственная эпидемия, и люди покинули его. Однако позже они вернулись — Сайлент-Хилл колонизировался и принял участие в Гражданской войне. Важное значение в становлении города сыграло месторождение угля, обнаруженное во время войны — угольные шахты позже сыграют важную роль во время событий фильма.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Но со временем Сайлент-Хилл превратился в милый и уютный курортный городок. Всё было бы хорошо, если бы не одно «но» — процветающий здесь культ, основанный на смешении разных верований, включая индейское язычество.

Следуя верованиям культа, сначала во вселенной появились люди. Они были бессмертны, а сердца их — наполнены ненавистью. Из этой ненависти, боли и страданий в конце концов родилась богиня, которая принялась улучшать мир. Она создала других богов и ангелов, подарила людям радость, а также забрала у них бесконечность, сделав смертными. В конце концов она стала делать рай, но не закончила его — силы покинули богиню, она умерла, пообещав однажды вернуться. Людям оставалось только молиться в ожидании.

Если следовать мифологии Сайлент-Хилла, то получается, что бог рождается из людей, наполненных ненавистью. Дабы приблизить его рождение, культистка Далия Гиллеспи сжигает собственную дочь, Алессу. Известно, что над девочкой издевались в школе — считали её ведьмой, а сама Далия специально воспитывала свою дочь в страдании, стремясь создать из неё «сосуд для бога».

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Но ритуал не удался: душа Алессы отделилась от тела и поселилась в собственном мире, где и проходит игра. Обожённое тело, в котором, судя по всему, всё-таки появился зародыш бога, спрятали в городской больнице Альхемилла (в фильме это лечебница Брукхэвен). Кроме того, часть души Алессы материализовалась в ребёнке, которую затем удочерил писатель Гарри Мейсон, главный герой игры. Он назвал её Шэрил.

В фильме Кристофа Гана сохраняется один из главных мотивов игры — отношения родителя и ребёнка. Чтобы усилить его, Гарри Мейсона авторы заменили на женщину — Роуз да Сильва. Есть и другое важное отличие: здесь Алессу сжигает не её собственная мать, а весь культ Сайлент-Хилла во главе с Кристабеллой (в игре её не было). Сама Далия же сначала соглашается на уговоры, но затем жалеет, обрекая себя на вечные муки совести.

Культ сжигает Алессу, однако она выживает — её выносит на руках офицер Гуччи, второстепенный герой фильма. Затем, из-за боли и страданий Алесса также разделяет свою душу на несколько частей — одна из них создаёт вторую реальность Сайлент-Хилла, запирая в ней всех культистов и свою мать, а другая материализуется в девочке, которую затем удочеряют Роуз с мужем.

В мире, рождённом ненавистью Алессы, с неба вечно падает пепел — следуя предыстории фильма, угольные шахты таки загорелись, и Сайлент-Хилл оказался заброшен.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Прошлое Алессы немного доработали. Про воспитание ничего не сказано, зато известно, что Алесса росла без отца — поэтому над ней издевались в школе и называли ведьмой. По этой же причине культ решает сжечь девочку, так как она «рождена во грехе».

В кино, однако, Кристабелла, в отличие от Далии, не собирается доводить дело до конца, не планирует добиваться рождения бога. Об этом в фильме вообще речи не идёт — судя по всему, культисты просто планировали «сжечь ведьму» и всё на этом.

Кино по своей структуре неотличимо от игры. Роуз переходит от локации к локации, бегая по городу, причём она понимает, куда надо идти, благодаря предметам, которые находит. Детские рисунки возле джипа отсылают её к школе Мидвич, чуть позже она находит брелок от ключей отеля во рту у Колина.

Немаловажное значение играет карта, как и в играх серии: Роуз запоминает маршруты автобусов города и таким образом находит школу. В конце, когда она спускается в больницу Брукхэвен, чтобы встретиться с Алессой, то сначала изучает карту, чтобы найти нужную палату. Карта — основа игр Silent Hill: герои находят её, как правило, прямо при входе в новую локацию, и без неё есть риск заблудиться.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Но самое удивительное то, что структура фильма, взятая напрямую из игр, отлично воспринимается и теми, кто в игры не играет. В кино чередуются спокойные «квестовые» и экшен-эпизоды, когда «наступает тьма» и одна реальность Сайлент-Хилла заменяется другой. Такая чёткая структура сохраняется до самой кульминации в церкви.

Помимо монстров, рождённых ненавистью Алессы, в фильме есть и люди — культисты, которые выходят в мир, надевая особые защитные костюмы, напоминающие шахтёрские (явная связь с пожаром в шахтах). Они носят с собой канарейку в клетке, которая начинает метаться, если Сайлент-Хилл вот-вот поменяется на тёмную версию. Таким же способом шахтёры раньше определяли, есть ли в шахте опасный рудничный газ.

Помимо заимствования из игр, в фильме есть и собственные находки. В основном символизм там построен вокруг слепой веры, материнской любви, огня, что «не очищает, а коптит дочерна» и двойственности человеческой натуры.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Есть и единый мощный смыслообразующий образ — горящая шахта. Её сначала видит Шэрон (в кино девочку переименовали), до того, как приехать в Сайлент-Хилл, а затем неоднократно и Роуз. Алесса в конечном итоге поднимается как раз таки из полыхающей шахты.

Вентиляторы в играх обозначают круговой ход времени — реинкарнацию Алессы. В фильме этот образ тоже есть.

Ещё один любопытный момент: каждый раз, когда меняется реальность Сайлент-Хилла, фильм уходит в чёрный экран — будто бы загрузочный, как у игры.

Переход между реальностями также сопровождает сирена (это было и в игре, но не так эффектно) и очень зрелищный визуальный эффект — окружение буквально разваливается и ржавеет на глазах.

Ключевая фраза фильма, фактически, его слоган: «В глазах ребёнка мать — бог». Сначала её произносит «демон», тёмная часть Алессы, как бы донося до Роуз мысли самой Алессы. Далия предала её, позволила провести ритуал, в то время как девочка просто доверяла своей матери.

Однако в конце фильма, верша правосудие над культом, Алесса не трогает свою мать. Как не трогают её и порождения Сайлент-Хилла — всё-таки она по-прежнему мать Алессы, пусть та и превратилась в чудовище.

Тема родителя и ребёнка — одна из ключевых в Silent Hill. А если смотреть шире, то тема любви: ей так или иначе посвящены все четыре части серии от студии Team Silent.

В игре Далия воспитывает Алессу в ужасающих условиях, заставляет молиться своему богу, бьёт и, в целом, не растит её, а выращивает. В конце концов она сжигает собственную дочь. Гарри же рискует жизнью ради Шэрил и отправляется за ней в ад.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Конечно фильм Кристофа Ганса во многом далёк от игры, но правда в том, что такую игру как Silent Hill невозможно экранизировать так, чтобы соблюсти все каноны и нюансы. Изменения были неизбежны, но авторы органично вплели их в общую историю и создали цельное произведение.

Главное, что в кино сохранены ключевые идеи первоисточника, и оно отлично снято — с расчётом на всех. Не зря ведь сейчас по всему миру работают квест-румы по мотивам фильма, а Акира Ямаока собирает полные залы на концертах. Фильм стал культовым, как и сама игра. И в этом-то они точно похожи.

Источник

Как умирала серия Silent Hill и почему ей нужен перезапуск

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Сегодня одному из главных хорроров в игровой индустрии исполняется 20 лет. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить историю громких взлетов и фатального падения легендарной франшизы.

В 1996 году Синдзи Миками выстрелил на весь мир своей Resident Evil, и многие разработчики не упустили возможности урвать свой кусочек от его пирога. Добиться аналогичных успехов удалось лишь корпорациям Square и Konami: первая удачно интегрировала хоррор-элементы в свою ролевку Parasite Eve, а вторая — сделала Silent Hill.

С чего все началось

Подобно Capcom, разработчики черпали вдохновение из кинематографа. Но если выбор Миками пал на низкобюджетные ужастики про зомби, то сценаристы Team Silent предпочли им психологические триллеры. Особенно сильное влияние на создателей Silent Hill оказал культовый фильм ужасов «Лестница Иакова». Что, если кошмары приходят не извне, а рождаются сознанием героя? Где вообще находится та грань, что отделяет реальность от ужасных иллюзий? С этими вопросами и пришлось разбираться герою первой части — писателю Гарри Мейсону, угодившему в автокатастрофу и отправившемуся на поиски дочери.

Свежий подход авторов чувствовался уже с самых первых кадров. От традиционных для жанра пререндеренных фонов игра перешла к полностью трехмерной обстановке. Амбиции авторов слегка обогнали возможности первой Playstation, но и тут нашлось элегантное решение проблемы: улицы заполонил вездесущий туман, который ограничил дальность прорисовки и добавил столько очков к атмосфере, что стал едва ли не самой узнаваемой фишкой серии.

Удивила Team Silent даже пазлами. Настолько разнообразных головоломок, способных ввести в ступор даже заядлого квестомана, жанр еще не видел. Учитывайте, что найти решение за пять минут через летсплей на Ютубе в те времена было нельзя. Если застряли, то помочь могли разве что игровые журналы, получить доступ к которым было порой затруднительно. Что тут сказать — классика.

На волнах успеха

Результат столь творческого и ответственного подхода к делу оправдал себя в полной мере. Первая часть Silent Hill по сей день удерживает статус самой продаваемой среди игр в серии и регулярно становится участником топов вроде «Лучшие игры всех времен». Поэтому тянуть с выходом сиквела в Konami не стали.

Silent Hill 2 была одной из первых игр, показавших во всей красе преимущества новоявленной Playstation 2. Речь идет, конечно, о качестве графики, с которым не мог сравниться ни один конкурент. Что любопытно — от знаменитого тумана, призванного скрыть техническое несовершенство первой Playstation, решили не отказываться. Ограниченная видимость — это отличный способ пощекотать нервишки игроку. Особенно в связке с нойз-фильтром, имитирующим эффект старой пленки.

Cерию Silent Hill невозможно представить без гениального саундтрека Акиры Ямаоки. Меланхоличный саунд, объединивший в себе характерные черты эмбиента и нойз-рока, стал прекрасным дополнением гнетущей атмосферы.

Продолжение со времен предшественницы изменилось слабо. Разве что еще больше сместило акцент в сторону исследования и решения головоломок, уровень сложности которых можно было настроить отдельно от самой игры. Главные же метаморфозы претерпел подход к сценарию. С первой частью его связывает лишь место действия, а символизм в Silent Hill 2 был выкручен на полную катушку. В результате сюжет получился настолько сюрреалистичным и запутанным, что у игры даже нет каноничной концовки. Если в первой части помимо иллюзий главного героя были какие-то внешние события, то в продолжении иллюзиями героя является абсолютно все.

Позже Konami даже выпустила официальную новеллизацию, позволяющую лучше разобраться в истории игры.

Прыжки на месте

В третьей части, ставшей прямым продолжением самой первой игры, Team Silent решила взять лучшее из двух миров. В частности, разбавить тему «поехавших» протагонистов здоровой порцией оккультизма, лежавшего в основе сюжета первой Silent Hill, и выровнять баланс между экшеном и пазлами.

А на дворе стоял 2003 год, когда элементы хоррора начали просачиваться в другие жанры, а публика уже пресытилась избитыми геймдизайнерскими идеями из конца прошлого века. Поэтому Silent Hill 3, по-прежнему высоко оцененную критиками, игроки встретили с куда меньшим энтузиазмом. Как итог — общее количество реализованных копий не сумело дотянуть до миллиона, что было сильно меньше показателей предыдущих частей.

И пока Синдзи Миками переизобретал серию Resident Evil, раз за разом переделывая концепт будущей четвертой части, в Team Silent также пришли к выводу, что пора бы двинуться в сторону. И на первый взгляд Silent Hill 4: The Room действительно выглядела как кладезь свежих идей. Вместо Сайлент Хилла — расположившийся поблизости городок Эшфилд. Вместо привычного геймплея — запертый в собственной квартире протагонист, путешествующий по соседним измерениям через дыру в стене ванной. Звучит, конечно, странно, но вполне в духе серии.

Увы, ничего нового в ней так и не появилось. Идея с постоянным возвращением в собственное жилище с целью опустошить инвентарь или сохранить прогресс обернулась еще большим бэктрекингом, от которого к тому времени уже, кажется, устали даже самые преданные поклонники серии. Прочие рудименты вроде неуклюжего управления также свидетельствовали о том, что Silent Hill топчется на месте, постепенно превращаясь в пародию на саму себя.

Сейчас важно отметить одну принципиальную деталь. Тему противостояния зомби, пришельцам и прочим жуткими тварям всегда можно переиначить. Как в «Чужих» у Кэмерона: наличие импульсных винтовок в руках спецназовцев не сделало ксеноморфов расходным материалом. Ведь теперь их целая армия. Поэтому чувство страха по-прежнему осталось на месте. Главной же темой Silent Hill, ставшей заложницей собственного формата, всегда являлась борьба с внутренними демонами и упор на психологизм происходящего. Поэтому резкий отход от привычной формулы наверняка привел бы к полнейшей потере идентичности проекта. Это был бы уже не Silent Hill.

Путешествие на Запад

Тем не менее, для Konami, как и любого крупного издателя, в первую очередь была важна финансовая сторона вопроса. И каким бы теплым ни был прием прессы или фан-базы, это никак не способствовало увеличению продаж, показатели которых все дальше уходили от ожиданий корпорации. Поэтому руководство сделало ход конем: распустило Team Silent и передало франшизу в руки западных разработчиков. Если старые таланты увяли, время зажечь новые, не так ли?

Решение, может, и верное, если бы не подход к выбору кандидатов. Например, в послужном списке Climax Group не значилось ни одного проекта в жанре «хоррор». Зато отличных гонок — хоть отбавляй. Непонятен был и выбор платформы. Речь все-таки шла не о спин-оффе, а важном приквеле к первой части. Зачем было отправлять Silent Hill: Origins на PSP вместо консолей нового поколения — история умалчивает. В итоге, хоть игра и задумывалась чуть ли не как ответ Resident Evil 4, все свелось очередному самоповтору. Та же участь постигла и Silent Hill: Homecoming, ставшую дебютным проектом Double Helix Games. Фантазии еще одних неопытных разработчиков хватило лишь на блеклую копию творений Team Silent. Серия начала напоминать больного раком в терминальной стадии.

И вдруг — случилось удивительное. Konami решила дать студии Climax еще один шанс и поручила ей разработку ремейка оригинальной первой части. Как выяснится позже — полноценного переосмысления, унаследовавшего от оригинала лишь имена героев и концепцию борьбы с собственными демонами. Сайлент Хилл предстал здесь в виде засыпанного снегом города, а ржавые решетки и прочие атрибуты его «демонической» стороны остались в прошлом.

При этом хоррор из Shattered Memories получился что надо, а набивший оскомину геймплей разбавили россыпью интересных механик, одна из которых раскрывала идею искажений в восприятии с невиданной прежде стороны: в кабинете врача Кауфмана игроку предлагали отвечать на вопросы в тестах. В зависимости от выбора менялся облик персонажей, их мотивация и внешний вид локаций. Ну, вы поняли, откуда растут ноги у Until Dawn, не правда ли? Проект получил хорошие отзывы в прессе и продался миллионным тиражом. Это была последняя удачная попытка переизобрести серию.

А Konami опять ввязалась в очередную авантюру с никому неизвестными разработчиками. К сожалению, весь креатив авторов Silent Hill: Downpour ограничился чуть более открытым миром и побочными квестами. В остальном — игра по-прежнему эксплуатировала заезженные вдоль и поперек геймдизайнерские наработки, а после ее релиза студия Vatra Games прекратила свое существование.

Последняя конвульсия

Пока Konami безуспешно пыталась переизобрести серию, в игровой индустрии произошли серьезные перемены. Балом стали править бюджетные ужастики вроде Outlast и Penumbra, использовавшие совершенно иные приемы для нагнетания ужаса. Беззащитный герой, не способный нанести урон своим врагам и вынужденный постоянно прятаться в темных углах, придал свежести ощущениям от геймплея и стал новым жанровым трендом. Последняя попытка франшизы удержаться на плаву должна была пойти еще дальше, но оказалась мертворожденной.

К работе над проектом были привлечены не нуждающиеся в представлении Хидео Кодзима и Гильермо Дель Торо. Как и Норман Ридус, исполнивший роль безымянного протагониста. Рекламная компания проекта была организована совершенно потрясающим образом: владельцы PS4 могли бесплатно скачать хоррор под названием P.T., после прохождения которого увидели титры, демонстрирующие название будущей игры — Silent Hills. Несмотря на то, что демка проходилась за двадцать минут, она наделала очень много шума в интернете. Вы должны хорошо знать эту историю. И, казалось бы, вот оно, триумфальное возрождение серии в актуальном для индустрии формате. но нет. Кодзима поругался с Konami, а проект отменили.

С той поры прошло уже больше четырех лет, а воскрешение серии по-прежнему не значится в планах компании Konami. И, судя по тому, что она еще и Metal Gear умудрилась загнать в могилу, рассчитывать на это не приходится. Зато наследие P.T. живет и по сей день: фанаты по-прежнему создают ремейки, а инди-разработчики черпают из нее вдохновение. Влияние P.T. прослеживалось даже в демо-версии Resident Evil 7, хотя с финальным продуктом у нее мало общего.

Тем не менее, успех Resident Evil 7 и ремейка Resident Evil 2 наглядно показали, что поставить классику на ноги и заработать на этом кучу денег можно всегда. Главное — подойти к делу с умом.

Быть может, в Konami, наблюдающей за успехом конкурентов, все-таки одумаются?

А какие воспоминания о серии Silent Hill остались у вас?

Источник

Шедевр, обречённый на провал: 10 ключевых фактов о Silent Hill

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Туман. Снег. Пустые улицы. Так 20 лет назад началось путешествие Гарри Мэйсона по городу, где оживают худшие кошмары. Как команда стажёров и неопытных геймдизайнеров Konami сделала революционный хоррор? В честь юбилея Silent Hill вспоминаем 10 ярких фактов о создании шедевра.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

1. Silent Hill делала команда во главе с 18-летним дизайнером-новичком

Как наказать разработчика, который недостаточно хорошо справляется с обязанностями? Можно лишить премии, урезать зарплату или даже уволить. Но руководство Konami в 1996-м поступало иначе. Опальным геймдизайнерам давали последний шанс — переводили трудиться над низкобюджетным клоном Resident Evil. На проект изначально никто не возлагал больших надежд, ведь им занимались неопытные сотрудники, стажёры и авторы провальных релизов. Из «передовиков производства» сформировали отдельное подразделение — Team Silent. Возглавил его 18-летний художник Кэйитиро Тояма, успевший приложить руку лишь к паре игр.

Задачу боссы сформулировали так: «нужен ужастик с голливудской атмосферой, способный заинтересовать западную аудиторию». Иными словами, требовалась вариация на тему зомби-хита Capcom. Разумеется, дело у команды аутсайдеров не задалось сразу, и месяц за месяцем продакшн топтался на месте. В итоге начальство махнуло рукой и ослабило контроль.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Парадоксально, но ощущение неотвратимого фиаско и грядущих увольнений развязало руки напарникам Тоямы. Если терять нечего, почему бы не замахнуться на что-то авторское? Сделать ставку на психологические ужасы вместо кровищи, толп мертвяков и прочей капкомовщины.

2. Определиться с настроением SH помогли романы Стивена Кинга

Хотя опыта создания хорроров у Team Silent не было, молодые японцы поставили перед собой чертовски амбициозную задачу.

«Решили делать не коммерцию, а потенциальный шедевр. Игру с захватывающим сюжетом, которая, подобно знаковым произведениям литературы, выдержит проверку временем», — вспоминал позже Такаёси Сато, CGI-дизайнер Silent Hill.

Грядущий проект должен был, по словам Кэйитиро Тоямы, воссоздать «атмосферу современного американского романа ужасов». Искать книжные источники вдохновения долго не пришлось. Уютная одноэтажная Америка, из-за опрятных фасадов которой вдруг начинает переть инфернальная жуть, — излюбленная натура Стивена Кинга.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

В десятках бестселлеров Король Ужасов писал про обычных людей, оказавшихся в чудовищно необычных обстоятельствах. Этот подход авторы SH перенесли в своё творение. И родился Сайлент Хилл — вымышленный курортный городок в штате Мэн, где творится какая-то чертовщина. Главным героем стал не толстокожий спецназовец, как в «Обители зла», а неловкий писатель (характерный кинговский типаж), разыскивающий пропавшую дочь.

Наша цель — вызвать страх, который действует на уровне первобытных инстинктов. Вместо скримеров — создание атмосферы тревоги, разъедающей душевное спокойствие постепенно, шаг за шагом. Акихиро Имамура программист и один из авторов концепции Silent Hill

Но как сделать так, чтобы геймер, блуждая по локациям, постоянно «испытывал страх перед неизвестным»? Как избежать банальных приёмов вроде выпрыгивающих из-за угла монстров? Ответить на вопросы долго не удавалось. Хуже того, возникли сложности с технической частью проекта.

3. Главные элементы антуража Silent Hill появились из-за аппаратных ограничений PlayStation

В 96-м консольная индустрия делала робкие шаги в сторону 3D-графики. Многие студии обходились компромиссным вариантом: пререндеренными 2D-декорациями и полигональными персонажами. Однако в Team Silent не захотели идти по пути Resident Evil с фиксированными ракурсами камеры — молодые бунтари мечтали о честной трёхмерности в духе Tomb Raider. Не учли одного: железо первой PlayStation плохо справлялось с открытыми пространствами.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом Сцена с нападением крылатой твари — отсылка к «Туману» Стивена Кинга

Пришлось урезать дальность отрисовки улиц, спрятав с помощью тумана подгрузку объектов перед носом персонажа. В любой другой игре такая условность разрушила бы эффект погружения. Но авторы SH изящно выкрутились — сюжетно обосновали белую пелену. Здесь в который раз выручил Король Ужасов. В знаменитой повести Кинга подсмотрели идею с захолустным городом и загадочным туманом, из которого выползают чудища. К тому же в условиях плохой видимости любой силуэт во мгле порождал паранойю: это куст вдали или затаившийся враг? Логичным развитием идеи «нервирует не столько монстр, сколько ожидание его появления» стала рация. Прибор издавал белый шум, если рядом с героем рыскали кошмарные твари.

4. Облик адского измерения навеян «Лестницей Иакова», «Алисой» Шванкмайера и клипом Prodigy

Трюк с ограничением обзора настолько понравился разработчикам, что они задумались: как ещё использовать этот инструмент для усиления чувства тревоги? Ответом стала концепция параллельной реальности туманного города — в Ином мире царила вечная ночь, а тусклый фонарик освещал пространство только в метре от персонажа.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Идею с двумя измерениями почерпнули из психологического триллера Эдриана Лайна. В «Лестнице Иакова» ветеран войны во Вьетнаме, которого сыграл Тим Роббинс, из-за посттравматического расстройства постепенно терял чувство реальности. В галлюцинациях Нью-Йорк виделся ему индустриальным адом — наполненным демоническими существами, орудиями пыток и странной машинерией. Кровавые и ржавые декорации с решётками и сетчатым полом перекочевали в Silent Hill.

Чтобы антураж Иного мира выглядел максимально сюрреалистично, японцы обратились к творчеству Яна Шванкмайера. «Алиса» и другие шедевры этого чешского режиссёра-кукольника подсказали, как превратить обычные урбанистические интерьеры в нечто зловещее и клаустрофобическое. Но не фильмами едиными. Однажды арт-дизайнер Масахиро Ито посмотрел клип Prodigy «Breathe» — и обшарпанная комната, где танцевал Кит Флинт, перекочевала в потустороннюю версию школы Сайлент Хилла.

5. У разработчиков не было возможности поехать в Штаты, поэтому американский городок они создавали по голливудским фильмам

Сотрудники Team Silent отсмотрели десятки хорроров в поисках кошмарных образов, тем и режиссёрских приёмов нагнетания жути. Поэтому в Сайлент Хилле появились магазин из «Техасской резни бензопилой 2», комнаты с подвешенными на крюках телами в духе «Восставшего из ада» и лестница с перилами, отсылающая к хичкоковскому «Психо». Не говоря о множестве мелких подмигиваний классике — вроде кровавой надписи REDRUM на одном из гаражей, цитирующей знаменитый кадр из «Сияния» Кубрика.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом «Детсадовский полицейский» и Silent Hill

«Чтобы игровой мир выглядел реалистично, но в то же время зловеще, мы вдохновлялись стилистикой в духе Линча и Кроненберга», — вспоминал Кэйитиро Тояма.

Мрачным кино не ограничились: пригодилась даже семейная комедия с Арнольдом Шварценеггером. Желая правдоподобно изобразить типичное американское учебное заведение, японцы просто скопировали его из «Детсадовского полицейского». Входные двери, мебель, плакаты, коридоры, жёлтый автобус — всё перекочевало в школу Мидвич.

6. Главного героя SH и его дочь хотели назвать в честь персонажей «Лолиты» Набокова

Раз уж декорации рисовали под влиянием западных фильмов, почему бы не применить аналогичный подход к персонажам? Их решили назвать в честь реальных или вымышленных знаменитостей. Например, Майкл Кауфман, директор госпиталя Сайлент Хилла, обязан именем двум людям — Майклу Херцу и Ллойду Кауфману, основателям киностудии Troma Entertainment. А фамилию медсестры Лизы из той же больницы позаимствовали у актрисы Джуди Гарланд.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом

Курьёзнее вышло с главными героями — писателем и его семилетней дочерью, которую тот искал в туманном городе. Поскольку сотрудникам Team Silent нравилась экранизация «Лолиты» Набокова, они взяли оттуда имена Гумберт и Долорес. Но столь явная отсылка к скандальному роману просуществовала недолго — штатовские локализаторы пояснили японским коллегам щекотливость ситуации. К тому же эти имена звучали слишком экзотично для американской аудитории. В итоге сошлись на Гарри Мэйсоне и Шерил.

7. Сделать саундтрек пугающим помогли шум бормашины, лязг затачиваемых ножей и другие звуки, которые люди инстинктивно ненавидят

Столь новаторский проект, как SH, требовал смелого подхода к аудио. Акире Ямаоке, звукорежиссёру Team Silent, не нравилось, что в «конце 90-х штампы были повсюду. Похожие аранжировки, паттерны и темы кочевали из одного саундтрека в другой». Японец захотел переосмыслить концепцию игровой музыки. Отправной точкой послужил аудиоряд культового фильма Дарио Ардженто 1977 года. С той разницей, что итальянская группа Goblin терроризировала нервы зрителей «Суспирии» необычным сочетанием прог-рока, синтезаторов и этники. А Ямаока решил добиться похожего эффекта с помощью индастриала, нойза и трип-хопа.

Музыка Silent Hill — попытка вызвать страх и отвращение без помощи визуальных образов. Я выбрал индастриал: он идеально передаёт холодную, мрачную и ржавую атмосферу, соответствующую тематике Сайлент Хилла. Акира Ямаока композитор и звукорежиссёр Silent Hill

Японский композитор не только наполнил туманный мир эмбиентными шумами, но и не стеснялся обманывать ожидания публики. В напряжённых моментах оставлял звенящую тишину, а когда вокруг ничего не происходило — шокировал скрежетом, лязгом и грохотом. Зачастую Ямаока использовал звуки, вызывающие у людей отвращение. Так скрип мелка по школьной доске и жужжание стоматологического инструмента превратились в отдельные мелодии.

8. Монстров создавали под влиянием самого скандального британского живописца XX века

Но с кем столкнётся Гарри Мэйсон, блуждая под завывание сирены по кошмарным лабиринтам? Для психологического хоррора затасканные образы вроде ходячих мертвецов и клыкастых чудищ не годились. Обитатели сюрреалистического ада должны выглядеть ему под стать — вызывать дискомфорт одним лишь внешним видом. И тут разработчикам помогли картины Фрэнсиса Бэкона — завсегдатая притонов Лондона, любителя наряжаться в женские чулки, пропойцы и просто самого влиятельного английского художника XX века.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом Ромпер и «Парализованный ребёнок на четвереньках» Фрэнсиса Бэкона

«Крик — это картина ужаса. И я хочу нарисовать не столько страх, сколько крик», — говорил о своём творчестве британец. И неспроста: его полотна полны изуродованных человеческих фигур. Деформированные безглазые лица. Глотки, разорванные воплем. Тела, распятые, словно туши после убоя, и запертые в клетках. С одной стороны, обитатели полотен Бэкона нечеловечески жуткие. С другой — в любом искорёженном уродце угадываются людские черты. И эта двойственность — монструозность и человечность — порождает у зрителя дискомфорт. Подобный принцип лёг в основу дизайна некоторых тварей Сайлент Хилла, будь то гориллоподобные ромперы, крылатые найт-флаттеры или крохотные мамблеры. К слову, в последующих выпусках серии отсылок к английскому художнику стало в разы больше — сказалась любовь Масахиро Ито, ведущего арт-дизайнера Team Silent, к его творчеству.

9. Изначально в игру хотели добавить цыплят-переростков и страусов-мутантов

Помимо антропоморфных существ, в SH попала инфернальная фауна: чудовищные собаки, тараканы, ящеры и тому подобные «братья наши меньшие». Их добавили неспроста. Как и подобает психологическому триллеру в традициях Дэвида Линча, образы врагов имели символический подтекст — олицетворяли страхи и фобии. Согласно сюжету, в Сайлент Хилле оживали кошмары подсознания Алессы — девочки с необычайно сильными паранормальными способностями.

Впрочем, на первых порах кошмарный зверинец планировался ещё более обширным — клыкастые обезьяны, фаллосоподобные змеи с длинными языками, гориллоподобные лягушки и летающие скаты. Гротескнее всего получились две особи — деформированная тварь, похожая на страуса, и громадный цыплёнок. Вышеперечисленные уродцы по тем или иным причинам не добрались до финальной версии игры, однако в файлах релизного диска остались.

10. Все CGI-ролики Silent Hill сделал один человек — понадобилось около 30 месяцев рендеринга

Поначалу к сотрудникам Team Silent мало кто из боссов Konami относился всерьёз. И всё же во время работы над хоррором вчерашние аутсайдеры и новички проявили себя как мастера на все руки. Кэйитиро Тояма не только руководил проектом, но и писал сценарий, а также рисовал декорации. Хироюки Оваку, помимо программирования, помогал улучшать сюжет. Акира Ямаока занимался аудиоэффектами, мастерингом, сведением и прочей звукорежиссурой — в любой другой компании для этого выделили бы минимум пять человек.

что случилось с сайлент хиллом. Смотреть фото что случилось с сайлент хиллом. Смотреть картинку что случилось с сайлент хиллом. Картинка про что случилось с сайлент хиллом. Фото что случилось с сайлент хиллом Акира Ямаока, Кэйитиро Тояма и Такаёси Сато в 1999-м

Но больше всего поразил коллег Такаёси Сато — настоящий человек-оркестр. Амбициозный художник приложил руку к дизайну персонажей и шрифтов, поработал над диалогами героев и даже рискнул в одиночку трудиться над CGI-видео. Хотя Сато постигал азы трёхмерного моделирования сам, он создал самые технологичные для своего времени 3D-заставки. Правда, талантливому японцу пришлось пожертвовать многим — два с половиной года он ночевал в офисе Konami. Ведь рендерить CGI на 150 штатных компьютерах получалось только после ухода всех с работы.

Труды команды Кэйитиро Тоямы не прошли даром. В 1999-м — спустя 2,5 года производственного ада — многострадальная игра попала на полки магазинов и сразу стала сенсацией.

Konami вместо клона Resident Evil заполучила перспективную франшизу, соперничавшую на равных с зомби-хитами Capcom. Комиксы, романы, покупка прав на экранизацию — казалось, серии уготовано триумфальное будущее.

Увы, авторские проекты плохо уживаются с коммерцией. После невероятного дебюта Team Silent создала ещё три части, но каждая последующая продавалась всё хуже. В 2005-м коллектив расформировали, и франшиза начала гулять по рукам западных студий. Но без отцов-основателей она выродилась в мешанину противоречий и самоповторов. После финансового провала SH: Downpour и скандальной отмены Silent Hills окончательно ясно — серия мертва. Konami сегодня интересуют мобильные развлечения, а не возрождение классики.

Остаётся лишь перепроходить оригинал 1999 года. И мечтать, что когда-нибудь он удостоится эталонного ремейка, подобно недавней Resident Evil 2.

В наших беспокойных снах мы всё ещё видим этот город, Сайлент Хилл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *