что случилось со свидригайловым в конце романа
Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». После смерти его жены Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак и медленно сходит с ума.
Последняя встреча Свидригайлова с Дуней
Встретившись с Дуней, Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.
Дуня, которую задело его замечание, что она боится его, как ребенок, решилась подняться в квартиру. Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова, а затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное.
Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу — дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку.
Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.
Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену.
Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Осечка. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер.
Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда-нибудь полюбить его, но, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу.
Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром.
Благородные поступки Свидригайлова
Накануне своей смерти Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться.
Промокший под дождем, Свидригайлов хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. Дети теперь пристроены, деньги, причитавшиеся им, выданы, а ей он хочет подарить три тысячи рублей:
Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении.
Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром:
Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел.
Смерть Свидригайлова
Совершив эти странные поступки, Свидригайлов проводит ночь в захудалой Петербургской гостинице, где его мучают кошмары. В итоге, совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты.
Над городом лежал туман. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью, у ворот которой стоял какой-то человек, сказал ему, что едет в Америку, вынул револьвер и выстрелил себе в висок:
«Преступления» Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Аркадий Иванович Свидригайлов пожалуй самый спорный персонаж в романе «Преступление и наказание». На протяжении всего романа упоминаются пугающие сплетни о нем. Его обвиняют в истязании слуг, душегубстве, насилии и отравлении жены, не имея при этом никаких доказательств. Все считают, что Свидригайлов очень богатый и влиятельный человек, но сам он сознается в своей праздности, и в том, что имеет лишь некоторую сумму подаренную ему покойной супругой.
Свидригайлов сам не отрицает, что он наглец, авантюрист, любитель женщин, развратник и самодур, но при этом он один из немногих персонажей романа способных на благородные поступки.
Список его некрасивых поступков велик, но наиболее страшно звучат приписываемые ему преступления. При этом, совершал или нет он эти преступления, в романе не говорится.
1. Шулерство
Свидригайлов открыто говорит, что 8 лет назад он был шуллером и даже состоял в группе шулеров, которая занималась карточным мошенничеством в высшем обществе:
Вероятно именно из-за карточных игр он оказался в долговой тюрьме:
2. Душегубство
Но карточное шеллерство далеко не самое ужастное преступление Свидригайлова — в народе ходят слухи о его душегубстве. Правда рассказывает о этих случаях скользкий господин Лужин, лично заинтересованны в очернении Свидригайлова.
2. Убийство немой девочки
Ходили слухи, что Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной ответственности за «зверское душегубство». Лужин утверждал, что ему об этом поведала сама Марфа Петровна:
Сам же Свидригайлов рассказывает Раскольникову совсем другую историю о мадам Ресслих и юной девочке. По словам Свидригайлова, госпожа Ресслих нашла ему юную невесту, которой еще нет 16 лет. Якобы Ресслих рассчитывает на то, что Свидригайлов потом бросит свою юную жену, после чего Ресслих возьмет девушку «в оборот»:
3. Доведение до самоубийства крестьянина Филиппа
Также господин Лужин поведал Дуне и ее матери о том, что Свидригайлова подозревают в том, что он довел до самоубийства своего крепостного крестьянина Филиппа:
Тем не менее Дуня, которая раньше работала гувернанткой у Свидригайлова, хотя сама считала его подлецом, не охотно верила словам Лужина:
Сам Свидригайлов говорит о своей ссоре с Филлипом, перед его смертью. В романе упоминается призрак Филиппа который однажды явился Свидригайлову:
4. Убийство жены
Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним. При этом он сознается Раскольникову, что был даже готов на убийство жены:
В виновности Свидригайлова уверенна и мать Дуни, Пульхерия Александровна, знающая его лишь понаслышке:
Сам же Свидригайлов отрицает свою причастность к гибели жены, и лишь задумывался не довел ли он ее до этого своим отношением:
При этом, согласно завещанию Марфы Петровны, Свидригайлов почти ничего не получал в наследство:
После смерти Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак и постепенно сходит с ума:
4. «Помощь» Раскольникову
Случайно узнав о преступлении Раскольникова, Свидригайлов не заявляет об этом в полицию. В отличии от Сони которая тоже знала о преступлении, но убеждала Раскольникова сознаться в содеянном, Свидригайлов советует ему бежать из Петербурга за границу, чтобы избежать наказания.
Более того, он предлагает Раскольникову свою помощь и деньги для бегства.
5. «Шантаж»
Зная тайну Раскольникова, Свидригайлов уговаривает его помочь ему сблизиться с Дуней в обмен на молчание. Он не шантажирует его прямым текстом и обещает хранить тайну в секрете, но своими поступками и намеками заставляет Раскольникова сомневаться в этом.
После того как Раскольников отказывает ему, Свидригайлов заманивает к себе в квартиру Дуню, где обещает ей помочь брату, если она будет с ним:
Опять же, он не шантажирует и не угрожает ей, но его поведение и странные слова, такие как намеки на «насилие», пугают девушку до такой степени, что она совершает попытку убийства:
Свидригайлов ведет себя очень аккуратно, и даже объясняя свои слова оставляет Дуню в замешательстве:
2.3. «Последний путь Свидригайлова»
Ответьте кратко (не более 5-6 предложений) на следующий вопрос: сочетается ли предложенная трактовка образа Свидригайлова с прочтением «Преступления и наказания» как реалистического романа? Выражая свою позицию, не забудьте об аргументах.
Так и с образом Свидригайлова. Ведь всё, что описал Достоевский, могло быть на самом деле, в действительности. Сны Свидригайлова настолько реалистичны, что в первый момент ощущаешь и мышей в постели, и похотливую улыбку девочки. Всё реалистично.
Вполне сочетаемая с реализмом трактовка образа.
Вполне убедительная интерпретация.
Согласна с вами. Мне кажется, что Достоевский подчёркивает, как в жизни человек воспитан социумом, а во сне он оголяет своё подсознание. Автор показывает через сны внутренний мир. А значит, всё сочетается.
Нет: Образ Свидригайлова, появляющийся из сна Раскольникова, и следующий по его пятам (например, упоминается в письме матери, приходит в гости к Родиону Р., влюблен в Дуню, селится рядом с Соней Мармеладовой), похож на тень Раскольникова. Его появление похоже на фантастику, нежели на реальность. И можно было бы поставить роман на одну полку с «Историей одного города».
С предложенной трактовкой образа Свидригайлова трудно не согласиться. Думаю, Свидригайлов, после встречи с Дуней, решил наверняка, что застрелится, а проходя через мост, Аркадий Иванович «одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы» и подумал, вероятно, может сейчас всё кончить, побыстрее, какая разница как!? Но, не решившись идти наперекор предначертанному, «он повернулся и пошел». И мне кажется, что на самоубийство его толкает не сколько Раскольников, сколько Дунечка: «Сознаюсь в непростительной слабости, но что делать: боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней. Знаете ли, что я мистик отчасти?». В том, что должен был быть третий выстрел Свидригайлов не сомневался, поэтому и не утопился (не зря же он три сна затем увидел).
Раскольников в кустах спал еще и в шестой части, когда Свидригайлов уже был в Петербурге, правда место не указано: «В другой раз он проснулся пред рассветом где-то на земле, в кустах, и почти не понимал, как забрел сюда».
А может Свидригайлов дьявол? В признании Раскольникова Соне есть такие слова: «Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил». Свидригайлов вышел из сна Раскольникова, но не смог утащить его с собой, и застрелился, там, где застрелился.
Виктория, по-моему, Вы оказались внимательнее меня. И очень приятно, что мои соображения не на пустом месте построены.
Скорее нет, чем да. Образ Свидригайлова двойственен: и реален, и мистичен одновременно, но само его судьбоносное появление в жизни Раскольникова овеяно фантастикой. Он появляется, будто из сна Раскольникова, которому мнится, что он снова убивает старушку, но она морок, неслышно смеющийся над ним, увидев незнакомого человека на пороге, Раскольников думает, что сон еще продолжается. Так, на грани сна и реальности, появляется Свидригайлов. Примечателен здесь и порог, который всегда символизировал переходный пункт из иного мира в реальный. Сам Свидригайлов рассуждает о потустороннем мире: «привидения – это, отрывки других миров. Здоровому человеку, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше».
Что привело Свидригайлова к самоубийству?
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни.
Свидригайлов — преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах.
Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.
Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.
Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.
Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.
В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство.
В чем причины самоубийства Свидригайлова
Самоубийство Свидригайлова
Встретившись с Дуней, Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.
Девушка задумалась, а Свидригайлов с трудом справлялся с собой, сердце его отчаянно колотилось. Он нарочно говорил очень громко, чтобы скрыть нарастающее волнение. Дуня, которую задело его замечание, что она боится его, как ребенок, решилась подняться в квартиру. Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова.
Узнав страшную правду, Дуня никак не хотела поверить, что ее брат может быть убийцей. Свидригайлов отвечал, что по теории Родиона Романовича единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное. Причина данного преступления — непомерное тщеславие человека, решившего доказать себе, что принадлежит к людям необыкновенным, к тем, кому все позволено. Винить его за это нельзя.
Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу – дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку.
…зачем вам Разумихин? Я вас также люблю… Я вас бесконечно люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…
Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.
Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену.
…Авдотья Романовна! Да где это вы револьвер достали? … Да револьвер-то мой! … Наши деревенские уроки стрельбы, которые я имел честь вам давать, не пропали-таки даром…
Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Осечка. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер.
Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром.
Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. дети теперь пристроены, деньги, причитавшиеся им, выданы, а ей он хочет подарить три тысячи рублей.
Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении.
Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром. Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел.
Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка.
Принесли заказанное. Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка. Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось. а когда наконец он стал забываться, что-то вдруг пробежало под одеялом по его руке. Оказалось, это мышь. С отвращением он стал ловить ее и — проснулся.
Было ещё темно. Свидригайлов сел на кровати, решил совсем не спать, но опять впал в полудрему. Ему представилась красивая зала, посреди которой стоял гроб с девочкой, и все усыпано было цветами. Эта четырнадцатилетняя девочка утопилась, не вынеся оскорбления и незаслуженного стыда. На ее мокрые волосы надели венок из роз. На губах ее застыла улыбка, полная какой-та недетской беспредельной скорби и великой жалобы …
Свидригайлов очнулся, встал с постели. Отворив окно, он услышал пушечный выстрел — сигнал о наводнении. Часы пробили три. Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы.
В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую. Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом. Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить.
Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц.
Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом. что-то бесконечно безобразное и оскорбительное было в этом смехе и этих глазах, это было лицо разврата. Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку …
И опять проснулся, обнаружив себя на постели, под одеялом. Совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты.
Над городом лежал туман. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью. у ворот которой стоял какой-то человек, сказал ему, что едет в Америку, вынул револьвер и выстрелил себе в висок.