что способствовало образованию признаков государственности у славян

История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по истории государства и права России. Пособие составлено в соответствии с программой курса «История государства и права России». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении истории государства и права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Возникновение государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян совпало с разложением первобытно-общинного строя, который постепенно сменялся территориальными, политическими и военными связями. В VI–VIII вв. восточнославянские племена составляли значительную часть населения Восточной Европы. Восточные славяне вели оседлый образ жизни. Быт — соседская община, которая является характерной чертой для времени разложения первобытно-общинного строя, образования классов, развития имущественной дифференциации. Основным занятием восточных славян было земледелие.

С VI в. в основных восточнославянских племенах начался процесс разложения первобытно-общинного строя.

В это время у восточных славян появляются:

1) частная собственность на землевладельческие орудия, хозяйство, продукт труда;

2) частной пользование и владение участком пахотной земли, но только до очередного передела земли в общине.

С появлением частной собственности, частного пользования и владения у восточных славян родовая община сменяется территориальной соседской общиной.

Возникает разделение труда, в связи с чем появилась возможность эксплуатации чужого труда. В соседской общине начался процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, которая обогащалась за счет военной добычи, эксплуатации соседей, торговли, а в последующем и за счет рабского труда. Причиной появления рабского труда у восточных славян явилось попадание разорившихся крестьян в зависимость к богатым землевладельцам (боярам). В рабство попадали и крестьяне, которые не смогли заплатить подать захватившим общинные земли родоплеменным вождям, военно-начальникам, дружинникам.

В VII–VIII вв. формой общественных отношений была военная демократия.

Признаками общественных отношений славян являлись:

1) участие всех мужчин в решении важнейших проблем;

2) особая роль народного собрания, являющегося высшим органом власти в то время;

3) всеобщее вооружение населения.

Обогащение родоплеменной верхушки (вождей, жрецов, старейшин), военноначальников и членов общины путем захвата добычи и пленных, в последующем становившихся рабами, в многочисленных войнах способствовало разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества. Родоплеменная знать и богатые общинники становились господствующим классом, который эксплуатировал как рабов, так и крестьян-общинников.

При зарождении классов у восточных славян родовая власть, военноначальники, дружинники уже стремились присвоить землю, при этом они не сгоняли крестьян с их земель, а превращали в зависимое население, заставляя платить подати.

Возникающие у восточных славян социально-экономические процессы и подготовили общество к возникновению государственности.

Большое значение в это время имели следующие факторы:

1) необходимость ликвидации конфликтов, которые возникали между восточными славянами и соседними племенами;

3) организация торговли и торговых отношений;

4) решение проблем, связанных с усложнением условий жизни.

Власть вождей восточнославянских племен постепенно увеличивалась, усиливалась и видоизменялась, получая формы для его осуществления. Постепенно у восточных славян создавался специальный аппарат политической власти. Во главе восточнославянских племен стояли князья, которые опирались на дружинников и представителей прежней родоплеменной знати. В IX в. образовался территориальный союз с центром в г. Киеве. В 882 г. 2 крупных политических центра древних славян (Киевский и Новгородский) образовали Древнерусское государство, объединившись под властью Киева.

Источник

Образование Древнерусского государства у славян

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Древние славяне появились примерно во втором тысячелетии до нашей эры. И кто бы мог подумать, что спустя тысячу с лишним лет они примут участие в образовании Русского государства!

Древнерусское государство (или Киевская Русь) – это государство, которое было образовано в девятом веке. Оно возникло как итог объединения восточных славян и финно-угров. Появление государства стало огромным шагом вперед для развития славян. У них появилась своя власть (для этого были приглашены варяги), у них была своя территория. Конечно, государство было еще примитивным, но оно было. Как же происходило его образование? Что послужило причиной?

До образования Древнерусского государства

Вернемся немного назад в историю. Расселение славян происходило в четвертом веке нашей эры, а первые государственные образования появились значительно позже. Как известно, сформировалось три ветви славян: восточные, южные и западные. Но только первая из них была вовлечена в образование Древнерусского государства.

До того, как образовалось Древнерусское государство, в жизни славян был спокойный и достаточно мирный период жизни (без вторжений врагов и межплеменных войн). Это дало им возможность окрепнуть, развиться в хозяйственно-экономическом и демографическом плане. Восьмой век был ознаменован созданием из племен союзов. Их было около пятнадцати.

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Образование племенных союзов славян было признаком того, что пришел конец первобытно-общинному строю. Каждый союз имел свои города, один из которых был главным. То есть эти племенные объединения носили больше территориальный характер. Но некоторые историки называют их не иначе, как политические образования древних славян. Ведь в каждом союзе проводили княжение. Главным в племенном объединении был князь, власть которого передавалась по наследству. Примерами племенных союзов были: поляне с центром в Киеве, северяне с центром в Чернигове и другие.

Как происходило образование государства

Процесс образования государства у славян был длительным и сложным. Не стоит думать, что оно образовалось лишь тогда, когда были приглашены варяги. Основные данные об этом нам дает знаменитая летопись Нестора «Повесть временных лет». Существовали многочисленные предпосылки для создания единого крепкого государства. Предпосылки – это такие условия, обстановка, которые была подходящими для того или иного процесса.

Предпосылки образования государства у славян:

Причины образования государства у славян:

Образование государства у славян произошло в девятом веке. Центром этого важнейшего события в отечественной истории стал Новгород и Киев.

Образование Древнерусского государства у славян можно разделить на два периода, или этапа.

Теории образования государства

Существует две основные теории образования государственности у славян.

Ломоносов и Миллер являлись оппонентами. Они критиковали друг друга и горячо спорили по поводу образования славянского государства. Но авторитетные отечественные историки, такие как Карамзин и Ключевский, все же встали на сторону Миллера.

На сегодняшний день почти никто не сомневается, что варяги имели место быть при становлении государства восточных славян. Однако больше придерживаются точки зрения, что варяги были не создателями. Они – лишь те, кто стал править, кто строил города, кто был воином на Русской земле. Но создатели всего – это сами славянские племена. Также сегодня есть мнение, что варяги пришли на Русскую землю с целью завоеваний. Можно назвать современную теорию промежуточной между норманнской и антинорманнской.

В заключение

Таким образом, государство у славян начало свое формирование еще до прихода варяг. У него была своя территория, свое население с его религией и культурой, свое хозяйство и ремесло. Однако не следует списывать Рюрика со счетов. Ведь он укрепил, сформировал государство. Он перевел его на новый уровень. Сегодня нам многое известно о том, как же происходило «рождение» Киевской Руси. Но все же многие вопросы остаются спорными.

Источник

2. Конспект для ученика по теме «Возникновение государственности у восточных славян»

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Как вы думаете, почему возникло государство у древних славян?

Предпосылки возникновения государства

Почему возникло государство у древних славян? Выделяют множество предпосылок, которые можно объединить в несколько категорий:

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Рис. 1. Причины возникновения государства у восточных славян.

Становление государства у восточных славян проходило в несколько этапов:

Три периода в истории Киевской Руси

История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:
1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;
2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Теории возникновения государства у восточных славян

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.»

Согласно «Повести временных лет» — главному историческому источнику того времени, славяне пригласили на княжение норманнов — воинов из Скандинавии. Теория, утверждающая, что все правители руси пошли от варягов, называется норманнской. Основоположники теории — немцы Байер, Шлецер и Миллер. В XIX веке теорию разделяли русские историки Соловьев и карамзин. Согласно ей, древнерусское государство было основано варягами с согласия славян. Основной аргумент сторонников данной теории — скандинавское происхождение имен первых русских князей — Олега, Игоря и Ольги.

Антинорманнская (славянская) теория гласит что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство исторических источников говорят о том, что государство у восточных славян возникло раньше, чем у варягов. Родоначальником этой теории является известный ученый М.Ломоносов. Теория гласит что в VIII-XI в.в. славяне находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой. Используя «Окружное послание патриарха Фотия»,
Ломоносов опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда отождествление их со славянским населением.

Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод Ломоносова — были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера. Другие сторонники теории — Н. Костомаров, В. Антонович, В. Н. Татищев.

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Рис. 2. Теории возникновения государства у восточных славян.

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Рис. 3. Управление Древнерусским государством в X – XII вв.

Принятие христианства

На протяжении нескольких веков Русь была языческой. Славяне поклонялись десяткам богов, верили в духов, проводили особые обряды. Но на рубеже IX-X веков сложились предпосылки смены религии.

что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть фото что способствовало образованию признаков государственности у славян. Смотреть картинку что способствовало образованию признаков государственности у славян. Картинка про что способствовало образованию признаков государственности у славян. Фото что способствовало образованию признаков государственности у славян

Рис. 4. Причины и значение принятия христианства на Руси.

Почему все-таки христианство?

Из повести временных лет мы знаем, что князь Владимир, правивший тогда Русью, стоял перед нелегким выбором. От его решения зависела в буквальном смысле судьба большого государства. Есть мнение, что к Владимиру явились проповедники, каждый из которых рассказывал о своей религии. В начале пришли приверженцы ислама. Владимиру импонировало одно: узаконенное многоженство. С неодобрением князь отнесся к обрезанию, воздержанию от свинины и вина. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», — так сказал Владимир мусульманам.

Затем прибыли миссионеры из Рима, направленные папой. Князь спросил: «В чем заповедь ваша?» Папские послы отвечали: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу божию, как сказал учитель наш Павел». Тогда Владимир молвил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Затем перед ним предстали хазарские иудеи. Владимир отверг их веру, сославшись на то, что иудеи за собственные грехи были рассеяны по свету, а князь для своего государства этой участи не желает.

Последними пришли греки. «Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»»..

Вот такая легенда. Точно ли было данное событие, или хождение к князю представителей всех религий было лишь выдумкой Нестора, мы сказать не можем, но факт остается фактом — Русь готовилась принять крещение по византийскому образцу, ждали только удобного случая.

Он представился в войне с греками; предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства, хочет выставить, что первый был предпринят для второго. В 988 году Владимир выступил с войском на Корсунь. Жители затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Город был взят из-за предательства жителя города Анастаса. Он пустил в стан к русским стрелу с запиской, на которой указал, где проложены трубы, подающие воду в город. Владимир подкопал колодцы, разрушил трубы и корсунцы, изнемогая от жажды, были вынуждены сдаться.

Известие верно ходу событий: это не первый пример, что князь языческого народа принимает христианство при условии победы, которую должен получить с помощью нового божества. Владимир поставил условие, что уйдет из города только с сестрой императоров Василия и Константина Анной.

Но жители сказали, что по обычаю не могут выдать христианку замуж за язычника. Князь Владимир крестился в Корсуни и только после этого был совершен брак с Анною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения.

Примирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах, например, у вятичей, язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Закрепление

Домашнее задание

Источник

Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Основные этапы складывания древнерусского государства

I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.

Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.

Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).

Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.

Итоги княжения первых Рюриковичей:

а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);

б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;

в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;

г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.

Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:

1) система данничества;

2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);

4) династическая (родовая) княжеская власть;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:

— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;

— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);

— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;

— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).

В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):

1) изгнание из Киева варягов‑наемников;

2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. — принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.

1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства;

— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;

— расцвет древнерусской культуры.

III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).

При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.

Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:

— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

— ограничил взимание процентов при займе;

— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:

— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);

— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;

— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;

— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.

Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.

При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).

Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.

В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

Принятие христианства

Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Причины принятия христианства:

1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

Принятие христианства имело огромное историческое значение:

— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;

— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;

— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;

— ускорило развитие феодального способа производства;

— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.

Основные итоги

Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.

Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.

Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.

Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:

— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;

— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;

— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;

— активная реформаторская деятельность великих князей;

— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;

— появление писаного кодифицированного права;

— использование дипломатических методов решения международных проблем;

— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *