что способствовало распространению марксизма в россии
§ 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России
§ 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60-90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5–3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более чем вдвое. Однако сохранение помещичьего землевладения, власти дворян-помещиков и другие пережитки крепостнического строя ограничивали развитие капитализма, в результате чего оно шло по так называемому прусскому пути.
Уже в 70-е годы рабочий класс в России начал пробуждаться и повел борьбу с капиталистами. Но российское рабочее движение в этот период носило еще стихийный характер, было направлено главным образом против отдельных капиталистов, а не против буржуазии в целом. Пролетариат, не обладавший еще политически м сознанием, не поднялся как класс на открытую революционную борьбу против класса капиталистов и царского самодержавия, охранявшего интересы помещиков и буржуазии. Первые рабочие организации, возникшие в 70-х годах в России, — «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878) и другие — пытались придать стихийному рабочему движению политический характер, но они не имели ясной, научной программы борьбы и потому не смогли решить этой задачи. Первые марксистские кружки, возникшие в России в 80-х годах, — группа Д. Благоева, группа П. В. Точисского и другие — не были тесно связаны с рабочим движением и не могли еще соединить с этим движением учение научного социализма. Идеи марксизма, его философские взгляды до середины 90-х годов не получили широкого распространения в российском рабочем движении, хотя и становились достоянием немногочисленных тогда революционеров. «В течение около полувека, примерно с 40-х и до 90-х годов прошлого века, — писал В. И. Ленин, — передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за всяким и каждым „последним словом“ Европы и Америки в этой области. Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».
Серьезным препятствием на пути марксизма было преобладание в российском революционном движении в 80-90-х годах идеологии народничества, особенно распространение в 90-х годах либерального течения в народничестве. Народники утверждали, что Россия придет к социализму специфическим путем — через крестьянскую общину, что основной силой социалистической революции будет не пролетариат, а крестьянство. — Народники считали главным двигателем истории не народные массы, а героев — критически мыслящие личности.
Первые русские марксисты должны были опровергнуть идеалистические воззрения народников и их неверные представления о марксизме, который они считали неприменимым в России, изображая его как «экономический материализм», отрицающий будто бы роль передовых идеалов и личности в истории, как фаталистическое учение, обязывающее все народы следовать заранее установленному пути. Русские марксисты, как и марксисты других стран, должны были разрабатывать и решать важные для рабочего движения вопросы о путях революционного преобразования общества и его исторических судьбах, о роли народных масс и личности в истории, о роли идеологий и их влиянии на экономический базис общества и др. Они должны были доказать применимость марксизма к России, соединить его с рабочим движением, идейно обосновать и подготовить создание марксистской партии рабочего класса.
Таковы были задачи, вставшие уже в 80-х годах перед марксизмом в России, пионером которого был Г. В. Плеханов, создавший в 1883 г. в Женеве первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».
Читайте также
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения
5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой
§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма
§ 1. Исторические корни и теоретические источники марксизма Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса.Главное в марксизме — учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата.
§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг.
§ 1. Исторические условия развития марксизма в 1848–1871 гг. Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и заканчивается Парижской коммуной, которая нанесла первый
Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма
Глава 1. Исторические предпосылки постмодернизма Становление постчеловеческой цивилизации В конце второго тысячелетия после рождества Христова человечество приблизилось к рубежу, исторически сравнимому с возникновением неолита, а по своей будущей значимости,
Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах
Сложность распространения марксизма в Скандинавских странах, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах Во всех этих странах, несмотря на их различие, попытки создания социалистических пролетарских партий тормозились значительным распространением реформизма и
5. Народничество и распространение марксизма в России
5. Народничество и распространение марксизма в России В 70-х годах XIX в. на основе своеобразного мировоззрения оформилось общественно-политическое движение, именуемое народничеством. Тысячи юношей и девушек отправились в деревню для установления контактов с простым
Распространения
2.3. Социально-исторические предпосылки дальнейшей эволюции политической организации и древнего права
А. Исторические предпосылки
А. Исторические предпосылки Исторический фон событий, представляющих для нас интерес, может быть вкратце описан так. После завоеваний, осуществленных в эпоху 18-й династии, Египет стал мировой державой. Египетский империализм привел к появлению новых религиозных идей и
А. Исторические предпосылки
А. Исторические предпосылки Исторический фон событий, представляющих для нас интерес, может быть вкратце описан так. После завоеваний, осуществленных в эпоху 18-й династии, Египет стал мировой державой. Египетский империализм привел к появлению новых религиозных идей и
ГЛАВА 14. ПРОФЕССОР ПРОТАСОВ: «В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДЕНОВ!»
ГЛАВА 14. ПРОФЕССОР ПРОТАСОВ: «В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮДЕНОВ!» Третьего варианта нет! — Для того, чтобы вывести Российскую цивилизацию из острейшего кризиса, нам нужно создать новое сообщество людей, — считает профессор Таганрогского
Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»
Марксисткие кружки в России
Однако ни в 60-х, ни в 70-х годах марксизм не стал господствующей революционной теорией в русском революционном движении. Это объяснялось отсталостью России, слабостью рабочего движения в стране. Народники с уважением относились к К. Марксу и к его учению, но считали, что оно неприменимо к России.
В 80-90-х годах завершение формирования пролетариата и его выступление как самостоятельного класса создали условия для утверждения марксизма в освободительном движении России как самой передовой революционной теории.
Еще в конце 70-х годов они отказались поддержать тактику индивидуального террора и создали организацию «Черный передел», которая свою основную задачу видела в пропаганде социалистических идей в народе.
В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.
Г.В. Плеханов
Организатором и руководителем группы «Освобождение труда» был выдающийся революционер, талантливый пропагандист марксизма и видный теоретик Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Он происходил из мелкопоместной дворянской семьи. Будучи студентом горного института в Петербурге, он примкнул к народническому движению и играл в нем видную роль. Плеханов был одним из организаторов демонстрации 1876 г. в Петербурге у Казанского собора. После раскола «Земли и воли» он в 1880 г. эмигрировал за границу. Хорошо зная слабые и сильные стороны народнического движения, Плеханов смог разобраться в причинах его краха, а глубокое изучение произведений Маркса и Энгельса, серьезное знакомство с борьбой западноевропейского пролетариата сделали его убежденным марксистом. Он порвал с народничеством и стал первым глубоким критиком его.
Они издали их и организовали нелегальное распространение в России. Труды Маркса и Энгельса стали настольными книгами русских революционеров.
Борьба Плеханова с народничесвом
Большую роль в идейной борьбе с народничеством которое теперь стало тормозом революционного движения, сыграли труды самого Г. В. Плеханова. В работе «Социализм и политическая борьба» (1883) он показал несостоятельность отрицания народниками политической борьбы, т. е. борьбы за власть. При этом он основывался на гениальном положении Маркса о том, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, что путь к социализму пролетариат может проложить только завоевав политическую власть.
Важнейшее значение имело доказательство Плехановым положения о руководящей роли пролетариата в освободительной борьбе против самодержавия и капитализма. В этой связи Плеханов выдвинул задачу создания рабочей партии, которая призвана организовать пролетариат, возглавить его борьбу и тем самым обеспечить победу в предстоящей революции.
Программа группы «Освобождение труда»
Программа группы в общих чертах правильно определила цели и задачи пролетариата в революционной борьбе. Проект программы ставил конечной целью осуществление коммунистической революции, смену капиталистического строя социалистическим. Руководящая роль в этой борьбе принадлежит пролетариату. Для того чтобы он мог успешно выполнить свою роль, необходимо создать самостоятельную рабочую партию.
Программа указала, что низвержение самодержавия, т. е. буржуазно-демократическая революция, является ближайшей задачей пролетарской партии. Вслед за этим встанет задача завоевания пролетариатом политической власти.
Группа «Освобождение труда» сыграла большую роль в революционном движении, ее деятельность расчистила дорогу для создания марксистской партии в России, но сама группа не была связана с массовым рабочим движением, она лишь «сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (В. И. Ленин Соч., т. 20, стр. 255).
Марксистские кружки в России
Члены этих кружков изучали марксизм, устанавливали связь с передовыми рабочими и организовывали рабочие кружки, в которых пропагандировали марксизм. Они пытались влиять на ход рабочего движения, делали попытки создать социал-демократическую печать. Однако эти группы были малочисленны, прочной и глубокой связи с рабочим движением еще не имели. Марксистской рабочей партии в России не было. Марксистские идеи еще не проникли в рабочее движение. Марксизм и рабочее движение, говорил В. И. Ленин, существовали раздельно.
Великую задачу слияния социализма с рабочим движением, создания самостоятельной рабочей партии в России решил Владимир Ильич Ленин.
Распространение марксизма в России
Реферат на тему: Распространение марксизма в России
Введение
К началу 1880-х гг. в России уже сложились предпосылки для возникновения и распространения пролетарской идеологии.
Здесь уместно вспомнить хрестоматийное высказывание В. И. Ленина из его книги «Детская болезнь левизны в коммунизме»: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».[1] В связи с этим Ленин особо напоминал «о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов».[2]
Предпосылки распространения марксизма в России
Заканчивался период утверждения капитализма, который советские историки датируют примерно 1861-1882 гг.: в результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, проникал в деревню. Вместе с ним рос пролетариат, главным образом за счет крестьянства, которое все более «раскрестьянивалось». Именно к началу 80-х гг. промышленный пролетариат в основном сложился как класс. Рабочее движение обретало размах и организованность, достаточные для того, чтобы выделиться из общедемократического потока в качестве самостоятельной пролетарской струи: уже возникли первые политические организации пролетариата: «Южнороссийский союз рабочих» 1875 г. и “Северный союз русских рабочих” 1878-1880 гг. Начались сравнительно массовые забастовки (например, в Петербурге на Новой бумагопрядильне в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предвестниками Морозовской стачки 1885 года.
Чрезвычайно способствовала возникновению русской социал-демократии победа марксизма в западноевропейском рабочем движении, возможность использовать плоды этой победы, тем более, что марксизм уже давно проникал в Россию, хотя вначале не прививался на русской почве как мировоззренческая система. Передовые русские люди еще в 40-е гг. знакомились с ранними работами К. Маркса и Ф. Энгельса (В. Г. Белинский и, возможно, А. И. Герцен). В пореформенной России, особенно с конца 60-х гг., интерес к марксизму стал быстро расти. Народники уже не просто знакомились с трудами Маркса и Энгельса, но и переводили их.
Первые переводы: марксизм и народники
Первый перевод классики марксизма на русский язык осуществил П. Н. Ткачев. В 1868 г. он перевел и сумел опубликовать в Петербурге написанный Марксом «Устав Международного товарищества рабочих». За ним последовало женевское 1869 г. издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Еще через два года активный участник Большого общества пропаганды С. Л. Клячко перевел «Гражданскую войну во Франции» К. Маркса (Цюрих, 1871), а в 1872 г. в Петербурге увидел свет «прекрасный», в оценке самого Маркса, русский перевод 1-го тома «Капитала» (переводчики — Г. А. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон).
По мнению Н. А. Троицкого, в 70-е гг. русские революционеры, хотя и отступили по некоторым вопросам теории назад от Чернышевского, в других вопросах шли вперед. Таковы были вопрос о капитализме и сопряженный с ним рабочий вопрос. Ранее эти вопросы считались абстрактно-теоретическими и не были увязаны с практикой революции. И. Герцен, М. Огарев, Н. А. Добролюбов, и в особенности Н. Г. Чернышевский, были замечательными критиками западного капитализма, но никто из них не изучал капиталистические процессы в России. «Семидесятники» же внимательно следили за развитием русского капитализма и озабоченно отмечали в своих программах, что капитализм уже проник в «народную жизнь» и грозит разрушением общины.[3] Правда, они истолковали это лишь как регресс (полагая, что торжество капитализма еще можно предотвратить), но попытались использовать социальные сдвиги, обусловленные капитализмом.
Однако, как идеологи крестьянства, народники недооценивали историческую роль пролетариата. Но они поднимали идейный уровень, расширяли политический кругозор рабочих, втягивали их в революционную борьбу и тем самым, даже «вопреки своим непосредственным намерениям, способствовали пробуждению и развитию классового сознания рабочих».[4] Получив от народников революционный и социалистический заряд, рабочие скорее и больше задумывались над исторической миссией своего класса и приходили, в конце концов, к осознанию этой миссии, правда, уже через преодоление мелкобуржуазной ограниченности народничества, с помощью социал-демократов.[5]
Правда, народники 70-х гг. воспринимали лишь экономическую сторону марксизма, его толкование конфликта между трудом и капиталом, разящую марксову критику капитализма, но считали не применимой к России ту генеральную идею Маркса, что именно капитализм создает материальные предпосылки для социалистической революции и сам порождает собственного могильщика в лице пролетариата. Самый интерес народников к «Капиталу» (и к марксизму вообще) объяснялся их потребностью уяснить как можно основательнее генезис, сущность и механизм капиталистического производства, чтобы не менее основательно противопоставить ему русский “особый уклад”. “Посмотрим же, к чему обязывает нас учение Маркса, рассуждал в 1879 г. народник Г. В. Плеханов. — Общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, когда оно напало на след естественного закона этого развития, говорит Маркс. Значит, покуда общество не нападало еще на след этого закона, обусловливаемая этим последним смена экономических фазисов для него не обязательна”.
Образование группы «Освобождение труда»
25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве пятеро русских революционеров-эмигрантов, членов народнического общества “Черный передел приняли заявление о том, что они разрывают с народничеством и образуют новую организацию — группу “Освобождение труда” с целью идейно перевооружить русское революционное движение, повернуть его с пути народнического, утопического социализма на путь социализма научного, под знамя К. Маркса и Ф. Энгельса. Так возникла первая организация русских марксистов, которая положила начало распространению марксизма в России, начало русской социал-демократии. Родившись в год смерти Маркса, она тем самым как бы засвидетельствовала бессмертие марксизма.
Основателями группы “Освобождение труда” были Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и сложный путь от народничества к марксизму и на этом пути проявил выдающиеся качества, особенно — их общепризнанный вождь Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Г. В. Плеханов был восьмым ребенком из четырнадцати детей (от двух жен) гусарского штаб-ротмистра Валентина Петровича Плеханова и воспитанницы Института благородных девиц Марии Федоровны Белинской (племянницы В. Г. Белинского). Он унаследовал от вспыльчивого, с крутым нравом, но трудолюбивого отца прямоту, смелость и жизненное правило “Надо всегда работать. Умрем — отдохнем”, а от доброй, нежной, заботливой матери — душевную чуткость, неприятие зла, сострадание к простому люду. Вынужденный в начале 1880 г. эмигрировать, Плеханов временно отошел от практических дел, сосредоточившись на теории.
Ближайшим соратником и самым преданным другом Плеханова была Вера Ивановна Засулич (1849 – 1919). Эта «героическая гражданка», как называл ее Ф. Энгельс, первая русская женщина-террористка, выстрел которой в могущественного царского сатрапа Ф. Ф. Трепова 24 января 1878 г. вызвал не только общероссийский, но и международный резонанс, ставшая по воле истории первой русской женщиной-марксисткой, прошла все этапы народнического движения с конца 60-х до начала 80-х годов, познала тюрьму и ссылку, скамью подсудимых и эмиграцию. При этом она сумела выделиться редкой ученостью, овладеть несколькими иностранными языками и стать едва ли не самой сведущей из русских женщин в области истории мирового революционного процесса. Ее личное обаяние признавали даже недруги. «Я прямо не помню в ней недостатков, — вспоминал Л. А. Тихомиров. — Она была весьма умна, начитана, ее мнения были продуманы и хорошо защищены. Но она была в высшей степени скромна, даже как будто не замечала своего ума и не имела ни одной искры самомнения».[6]
Мягкая, деликатная, Засулич умела сглаживать полемическую резкость Плеханова, но когда это ей не удавалось, она кротко, «с героизмом раба» несла, по выражению В. И. Ленина, «ярмо плехановщины».[7]
Павел Борисович Аксельрод (1850-1928) тоже был видным деятелем революционного народничества. Уже в 1873-1874 гг. он вел пропаганду среди рабочих, но главным образом выдвинулся как публицист: сотрудничал в газете “Работник”, редактировал журнал “Община”, был правой рукой Плеханова в “Черном переделе”. Широко образованный литератор, пропагандист и популяризатор, он, благодаря природному уму и разносторонним знаниям, мог бы стать и оригинальным мыслителем, но привык десятилетиями преимущественно вторить Плеханову, ибо, по наблюдению А. В. Луначарского, “был преисполнен благоговения и изумления перед Плехановым”.
Четвертый член группы “Освобождение труда” Лев Григорьевич Дейч (1855-1941) имел не меньший революционно-народнический стаж. Вся Россия знала о его участии в знаменитом Чигиринском заговоре 1877 г. и о двух его побегах — из киевской тюрьмы и сибирской ссылки, через Японию и Америку в Европу. Но, в отличие от других членов группы, Дейч тяготел не столько к теории, сколько к практике революционного дела: он был предприимчив, изобретателен, житейски напорист и тем самым очень кстати дополнял своих менее практичных товарищей.
Наконец, Василий Николаевич Игнатов (1854-1885), хотя и не имел столь громкого революционного имени, как четыре его товарища, тоже зарекомендовал себя опытным и стойким борцом: участвовал в Казанской демонстрации 1876 г., был трижды арестован и дважды сослан, прежде чем эмигрировал из России. Более состоятельный, чем все остальные члены группы, вместе взятые, он обеспечивал материальную сторону их деятельности.
Группа «Освобождение труда» поставила перед собой две главные задачи: 1) перевод на русский язык трудов К. Маркса и Ф. Энгельса для распространения в России идей научного социализма; 2) критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения марксизма. Первую задачу сам Плеханов начал решать еще до возникновения группы: в 1882 г. он перевел «Манифест Коммунистической партии». Помогли ему в решении этой задачи другие члены группы «Освобождение труда».
Заключение
Группа Освобождение труда” приблизила теорию марксизма к практике русского рабочего движения. Марксистские идеи она пропагандировала не вообще, а применительно к России. Русские рабочие считали Плеханова своим властителем дум и высшим авторитетом, до того как на роль вождя пролетариата выдвинулся Ленин.
Литература
1. Аксельрод (Ортодокс) Л. И. Из моих воспоминаний о Г. В. Плеханове // Под знаменем марксизма. 1922. № 5 – 6. С. 86.
2. Левин Ш. М. «Черный Передел» и проблема политической борьбы // Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России. М., 1961.
3. Ленин В. И. Детская болезнь левизны в коммунизме // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41.
4. Луначарский А. В. Силуэты: Политические портреты. М., 1965.
5. Программа Набата” // Ткачев П. Н. Избр. соч. т. 3. М., 1932.
6. Программа Земли и воли” // Революционное народничество 70-х годов. Т. 2. М. – Л., 1965.
7. Программа рабочих, членов партии Народная воля” // Там же. С. 186.
8. Тихомиров Л. А. Плеханов и его друзья. Из личных воспоминаний. Л., 1925.
9. Фомина В. А. Философские взгляды Г. В. Плеханова. М., 1955.
Примечания
[1] Ленин В. И. Детская болезнь левизны в коммунизме // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 8.
[3] Программа “Набата” // Ткачев П. Н. Избр. соч. т. 3. М., 1932. С. 219; Программа “Земли и воли” // Революционное народничество 70-х годов. Т. 2. М.; Л., 1965. С. 31; Программа рабочих, членов партии Народная воля” // Там же. С. 186.
[4] Левин Ш. М. «Черный Передел» и проблема политической борьбы // Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России. М., 1961. С. 14.
[6] Тихомиров Л. А. Плеханов и его друзья. Из личных воспоминаний. Л., 1925. С. 38.
[7] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 347.
Распространения марксизма в России. Марксизм XIX век
Распространения марксизма в России
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В.Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали группу «Освобождение труда». Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток. Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было.
В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции. Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были оченьчастыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.
В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был казнен его брат, студент петербургского университета, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке. Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург.
Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованнойпартии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.
В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошел в мировую историю.
1. Философия — это теоретически разработанная мировоззренческая система самых общих взглядов на мир и на место в нём человека.
2. Философия — это форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («фило» — любить, «софия» — мудрость).
Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.Мировоззрение — система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установкиФункции философии
а) Мировоззренческая функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально — теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасях : от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления — один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии — показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: «не смеяться, не плакать, а понимать» (Б.Спиноза).
в) Ценностно — ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. «Познай самого себя» — этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям.
г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия — это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом обобщении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.
Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
д) Прогностическая. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: «мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо». Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.
Марксизм в России
После того, как Россия вступила во всеобщую европейскую индустриальную революцию, в ней начались не только экономические, но и социальные изменения. Активно начали развиваться города, аграрный аспект экономики, прежде доминировавший, начал уходить на второй план.
Индустриализация привела к появлению абсолютно новых экономических отношений — капиталистических. В середине 19 века начал появляться и развиваться новый социальный класс — рабочие, которые так же именовали себя пролетариатом.
Находясь совсем недалеко от Европы, Россия имела возможности ознакомиться с основными экономическими и социальными идеями, которые доминировали в то время. Самыми популярными были идеи марксизма, изложенные в большом количестве трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. В Европе начали возникать самые разнообразны течения, которые плавно приникали в Россию.
И вот 25 сентября 1883 года пять русских революционеров, членов народнического общества «Черный предел», образовали абсолютно новую организацию «Освобождение труда». Основное идеей было поднятие революционного движения в России. Их вдохновили переведенные на русский язык труды К.Маркса «Устав международного товарищества рабочих» и «Манифест коммунистической партии».
Таким образом, произошло возникновение первой русской организации на основе марксизма. Именно она положила начало распространению марксизма в России.
Перед организацией «Освобождение труда» в первую очередь была поставлена задача перевода на русский язык и распространения большого количества трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. По их мнению, каждый сознательный представитель пролетариата должен был ознакомиться с этими бессмертными трудами, которые пропагандируют идеи научного социализма.
В то же время, осуществлялась острая критика народнических идей и разработка первоочередных задач для русского общества с точки зрения теории марксизма.
Можно сказать, что все идеи марксизма в России активно поддержали. Это активизировало появление самых разнообразных партий, каждая из которых по — своему толковала идеи Маркса и Энгельса. Общим же положением у них было непреклонное желание восстановления власти пролетариата и идея избранности рабочего класса, как проводника всего государства на пути к новой политической и экономической системе. Далее уже в начале 20 века, идеи марксизма в России обрели более агрессивный характер, пролетариат начал переходить к более радикальным действиям, которые в свою очередь породили революционное движение рабочего класса.
Среди ведущих членов организации были украинские, в частности, Андрей Желябов, Николай Кибальчич и др..
Практическая деятельность партии делилась на пропагандистскую и разрушительное. Вся пропаганда подчинялась популяризации среди населения идеи «демократического политического переворота как средства социальной реформы». Программа разрушительной деятельности сводилась к индивидуальному террору, в котором народовольцы видели главный метод борьбы с правительством.
Деятельность
Однако ожидаемого революционного выступления в стране не произошло. Исполнительный комитет обратился к новому царю с письмом, в котором потребовал созыва «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Народовольцы выдвинули условия, на которых организация соглашалась прекратить террор: амнистия за политические преступления, всеобщее избирательное право, свобода слова, прессы, собраний.
Правительство ответило репрессиями. Организаторы и исполнители покушения были арестованы и казнены. Попытки Г. Лопатина и В. Фигнера восстановить организацию 1883 г. успеха не имели. Не дало результата и объединение отдельных народовольческим кружков на съезде 1885 в Екатеринославе.
После неудачной попытки группы О.Ульянова организовать убийство Александра III1 марта1887 года деятельность террористических организаций прекращается.
Отношения с Украиной
Представители украинских народнического движения в основном не поддерживали эту организацию, хотя в начале 1880-х гг Владимир Малеваный, Михаил Коцюбинский и Иван Карпенко-Карый установили контакты с народовольцами и помогали им. Михаил Драгоманов написал несколько статей, в которых критиковал народовольцев за использование в политической борьбе методов террора
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали группу «Освобождение труда».
Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»
Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток.
Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции.
Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество.
Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М.
И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.
В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был казнен его брат, студент петербургского университета, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке.
Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом.
В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург.
Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П.
Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты.
Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.
В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошел в мировую историю.
Возникновение социализма
Социализм — широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии.
Термин «социализм» возник во Франции в 1-й половине 1830-х годов. Включает совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого сообщества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.
Социалистическая идея ведет свою историю с 16 века, когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томазо Компанеллы (1568-1639 гг.).
Но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже 18-19 веков. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений, отражал недовольство пролетаризирующихся масс результатами промышленного развития.
Период раннего капитализма, который осуществлял этот переход хаотически, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества.
Либеральная идеология нач. 19 века не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий. Сформировавшись во многом из сходных с либеральными идейных источников, социализм обозначил слабые места либеральной концепции. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота.
Они отражали взгляды тех общественных слоев, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.
Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации.
Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс.
Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения 19 веке можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи.
Если внимание различных национальных либеральных школ и мыслителей было приковано к проблеме индивид-общества, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесении понятий личность, свобода, коллектив.
Термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».
В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой; поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, эксплуататорскими классами) других (трудящихся, эксплуатируемых), где нет классового угнетения.