что стало с армянским кладбищем в баку
Новое в блогах
Останки людей с бакинского русско-армянского кладбища развозятся по всему Баку
Останки людей с бакинского русско-армянского кладбища развозятся по всему Баку
Некогда крупнейшее в Баку русско-армянское кладбище в Наримановском районе столицы Азербайджана за последние четверть века несколько раз подвергалось разрушению. В первый раз это произошло в конце февраля 1988 года, когда в Азербайджане узнали о решении Областного Совета народных депутатов армянской автономии Арцаха. И хотя решение выражало просьбу, в Азербайджане ответили на него по своему: в Сумгаите огромная толпа погромщиков и убийц ринулась в дома армян, а в Баку – на Наримановское кладбище (там, кстати, был отдельный участок с захоронениями евреев). В те дни на Наримановском кладбище, в просторечье называемом Монтинским, было разрушено до 200 надгробий.
Во второй раз Наримановское кладбище подверглось нашествию вандалов примерно через 20 лет, 1 сентября 2007 года. Армянских надгробий там уже не было, и азербайджанские джигиты принялись за разрушение русских и еврейских могил, а также братских могил раненых и впоследствии умерших в бакинском госпитале участников Великой Отечественной войны. Жалобы родственников усопших, большая часть которых уже покинула Азербайджан, просто игнорировались. Тем не менее, кладбище продолжало функционировать, и там хоронили людей. Однако лет 8 назад кладбище стала разрушать уже исполнительная власть Баку. Вначале сквозь него провели широкую асфальтированную дорогу, пообещав христианским жителям города не рушить кладбище дальше, а затем, буквально в течение нескольких дней, с использованием тяжелой техники, снесли все кладбище. На возмущенные протесты русских жителей Баку мэрия города отвечала кратко: «Решение о сносе кладбища принято президентом Ильхамом Алиевым».
Ответ мэрии, судя по всему, соответствовал истине. Так, ныне угасшая звезда азербайджанской политпропаганды Вугар Сеидов писал журналисту Гамиду Гамидову: ««Президенту (Ильхаму Алиеву. – Л.М.-Ш.) плевать на дороги. Все дело в том, что это кладбище находится в 100 метрах от его резиденции на Гянджлике. Зайдите в Google Earth, есть такая программа. Там все видно, снимок со спутника». В. Сеидов был прав, резиденция Ильхама Алиева действительно расположена недалеко от бывшего кладбища.
Российская пресса того времени пестрила жалобами родственников похороненных на кладбище. Из уст в уста передавались десятки историй, когда люди, навещавшие усопших родственников, находили на их месте перекопанную землю и груду битых памятников. Наиболее расторопные успевали перезахоронить близких людей на других кладбищах, выплачивая за это солидные взятки. Затем, правда, часто выяснялось, что родственникам выдавали не останки родных, а землю в гробу. Но кладбища уже не было, и найти родные косточки никому не удавалось.
Территорию бывшего кладбища вначале было решили застроить жилыми домами, и даже возвели несколько пятиэтажек, однако затем от этого плана отказались. Сегодня лишь по периметру бывшего кладбища понастроили несколько «Домов торжеств», бензозаправочных станций, магазинов, да офисов различных организаций. Видимо, Ильхаму Алиеву претит вид не только кладбища, но и наспех построенных уродливых домов для беженцев. Как бы там ни было, кладбища уже нет, и перед мэрией города возникла проблема использования ее территории и… земли.
Для того, чтобы понять «логику» дальнейшего развития событий, необходимо знать, что территория на много километров вокруг Баку покрыта солончаком – некогда уровень Каспия был на много метров выше современного, и значительная часть степных просторов на левобережье Куры была залита морской водой. Данное обстоятельство долгое время не мешало закавказским туркам, испокон веков исповедовавшим кочевой образ жизни. Однако в последнее время среди многих внезапно разбогатевших бакинцев появилось желание украсить свой двор различными деревьями и цветами. Солончак для этого, как известно, не годится, и бакинские нувориши стали закупать богатую удобрениями землю. Именно этим обстоятельством и воспользовалась мэрия Баку, смекнувшая, что кладбищенская земля соответствует всем требованиям – в том числе и моральным – разбогатевших закавказских турок. И пошли-поехали «за черноземом» большегрузные автомобили из разных районов на Монтинское кладбище.
Эта вакханалия длится уже несколько лет, однако конца ей пока не видно. Слишком большим и прибыльным оказался «рудник», открытый в самом центре Баку, чтобы легко от него отказаться. Однако шила в мешке не утаить, и 26 марта азербайджанское агентство Вести.аз опубликовало заметку, которую мы приводим полностью:
«Страшная картина предстала сегодня утром перед глазами жителей поселка Рамана Сабунчинского района Баку. Человеческие кости под ногами. На множество человеческих костей, в том числе и черепа, наткнулись сотрудники ООО «Азеригаз» при прокладке газовой линии на территории поселка. Об этом Vesti.Az сообщили в Управлении полиции Сабунчинского района Баку.
Работники «Азеригаз» сообщили о своей находке в 12-е отделение полиции района. И вот что выяснили дознаватели в ходе расследования.
Сообщается, что землю заказал один из жителей поселка Рамана, который захотел поднять уровень земли на своем участке.
По словам дознавателя, водитель грузового автомобиля, работающий в строительной компании (имя не называется) показал, что земля с человеческими останками вывозится с территории кладбища во всех направлениях города, откуда следуют заказы. »
Данная заметка является всего лишь полуправдой, хотя мы не исключаем, что правда ее автору просто неизвестна. Начнем с того, что Наримановское кладбище является не «старым», а недавно уничтоженным, и захоронения там проводились всего лишь несколько лет назад. Кроме того, важно отметить, что земля для заказчиков берется далеко не только из котлована строящегося «какого-то административного здания», а со всей территории кладбища. В-третьих, разговоры и жалобы на землю с останками людей не прекращаются уже несколько лет.
Однако в Баку и в Азербайджане в целом есть еще немало православных кладбищ, пребывающих в ожидании «своего» бульдозера. Так, уже начаты разрушения русских кладбищ в бакинском поселке Бина и городе Сумгаите. А после отпора, данного закавказским туркам жителями поселка Сагра, в Баку подверглись разрушению Забратское кладбище и кладбище в поселке Сураханы («ГА», 23 июля 2011 года).
Монтинского кладбища в Наримановском районе Баку уже нет, как и недавно полностью уничтоженного казачьего кладбища на острове Сары, а плоть и косточки православных христиан продолжают служить жителям Азербайджана в качестве удобрения.
Что стало с армянским кладбищем в баку
«Азербайджан славится в мире своей религиозной и культурной толерантностью, а потому здесь в мире и согласии проживают общины ведущих религий мира» (Фахраддин Гурбанов, посол Азербайджана в Великобритании).
«Наша страна славится своей толерантностью и является мостом между континентами» (Абульфаз Гараев, министр культуры и туризма Азербайджана).
Самовосхвалений подобного рода в Азербайджане тьма-тьмущая. Любят в Азербайджане славиться тем, чем, по их мнению, они обладают.
А на самом деле, все гораздо прозаичнее.
Когда эти высококультурные и толерантные особи крушили армянское кладбище в Баку, у них было вполне, на их взгляд, «стройное» оправдание: «Армяне нас обидели».
Однако, оказалось, что не в армянах дело.
Сегодня в сети появились фотографии русского кладбища, вернее, того, что от него осталось, в самом культурном и толерантном городе Баку.
Вот, что пишет автор:
Сегодня утром отвозил близких знакомых на русское кладбище в Сураханах. То что я там увидел, потрясло меня. Разбитый надгробный памятник моей соседки (умерла три года назад по болезни).
Я взялся за фотоаппарат и стал бродить между могил. В итоге обнаружил еще пару десятков порушенных надгробных памятников. В основном все свежие разрушения, на пасху этого не было. Избирательно крушили именно руские надгробья.
Возмутило еще то, что в двух шагах от кладбища живут люди, если можно их так назвать. На фотографиях видно, что дома стоят буквально через дорогу от порушенных надгробий. Я ни за что не поверю, что жители этих домов не видели вандалов, но им даже в голову не пришло остановить мерзавцев. Рядом нефтехранилище, охранник в будке над забором сидит. Когда я уезжал, он робко поинтересовался, зачем я снимал. Тогда я в свою очередь спросил, видел ли он или его сменщики кого-нибудь. Конечно же, он ничего не видел и не слышал. Хотя все происходило у них под носом, и охрана на этом посту круглосуточная — стратегический объект.
Мне бы очень хотелось, чтобы компетентные органы занялись расследованием этого случая.
К 28-й годовщине геноцида армян в Баку: «Армянское кладбище было полностью разрушено, камень с могилы бабушки снят»
«Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом», написал 18 января 1990 года в своем дневнике русский поэт Давид Самойлов. 28 лет прошло с тех пор, как в Баку целую неделю продолжались масштабные погромы, поставившие точку в долгой и славной истории бакинского армянства. Однако слова Самойлова не перестают быть актуальными. И не только потому, что все эти годы в Азербайджане не перестают цинично и целенаправленно искажать правду о «черном январе» 1990 года. Но еще и по той причине, что воинствующая армянофобия продолжает оставаться публичной государственной политикой Азербайджана, и уже в условиях отсутствия армян на территории этой страны находит иные, не менее варварские преступные проявления.
В Баку действительно не жалеют усилий для того, чтобы предать забвению истину о жесточайших погромах армян, начавшихся в этом городе сразу после «сумгаита» и продолжавшихся вплоть до своей кульминации в январе 1990-го. Однако все эти жалкие попытки неизменно обречены на провал, ибо существуют многочисленные факты, свидетельства, фотографии и видеоматериалы, подтверждающие непреложную истину: 13-19 января в столице Азербайджана был совершен геноцид, в результате которого погибли сотни, были искалечены тысячи и депортированы десятки тысяч бакинских армян. А главное – живы многочисленные очевидцы, для которых «баку» остается кровоточащей раной, незабываемой и непреходящей болью.
В июле 2017 года в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» вышел в свет второй том сборника «Бакинская трагедия в свидетельствах очевидцев». В нем представлены воспоминания-интервью беженцев из Баку, ныне проживающих в США. Ранее публиковались главы из первого тома сборника.
Продолжаем публикацию ряда свидетельств из второго тома, предоставленных редакции руководителем проекта «Обыкновенный геноцид» Мариной Григорян. Подчеркнем, что в сборнике нашли место воспоминания не только армян, но и русских и евреев.
Полностью книга доступна здесь
Родилась я в Баку. Мои бабушка с дедушкой родом из Карабаха и бежали оттуда, спасаясь от Геноцида, в 1918 году. А предки со стороны отца бежали из Турции, если не ошибаюсь, они были из Измира. Попали вначале в Тифлис, потом в поисках работы переехали в Баку, как и многие другие армяне. Мама с папой родились уже там. Так получилось, что ни одно поколение нашей семьи не было и рождено, и похоронено в Баку. Всем по каким-то причинам приходилось откуда-то убегать или уезжать.
Все началось в 1988 году. Я хорошо помню этот день, потому что 2 марта, сразу после сумгаитских событий, состоялась моя свадьба. К сожалению, большого праздника не получилось – все были ужасно напуганы, ведь такое случилось впервые в Советском Союзе. Никто из наших друзей-армян не пришел на свадьбу, все прошло очень тихо, без музыки. Мы с сестрой росли в семье инженеров, до последней минуты не верили, что подобное может произойти в нашей цивилизованной интернациональной республике, поэтому до конца и оставались в Баку. Папа долго пытался найти работу где-нибудь в России или в Армении, но приглашение пришло ему слишком поздно – в январе 1990 года, когда выехать было уже практически невозможно. Спаслись мы только благодаря тому, что подделали паспорта, точнее, изменили в них национальность. Я стала таткой, то есть горской еврейкой, мама – осетинкой, папа – русским. Только так нам удавалось передвигаться по городу, а потом и спастись.
Все это время мы, естественно, жили в страхе. Держали паспорта наготове, чтобы в случае каких-то проблем сразу предъявить. Находились в постоянном напряжении, без конца перезванивались со знакомыми и друзьями, обменивались новостями – кто уехал, кто нашел работу или жилье в другом месте. Пытались продать квартиру, чтобы уехать из Баку, но даже в этом случае было очень сложно где-то обосноваться из-за отсутствия работы, прописки и так далее.
До января Бог миловал, я лично ничего не видела и не замечала, кроме того, что соседи-азербайджанцы перестали здороваться с нами, многие друзья перестали звонить, а люди, которых мы считали близкими, вдруг отказались общаться. Нам все было понятно, просто до последнего мы сидели и чего-то ждали. Были постоянные угрозы. Например, маме на работе все время угрожали, пытались сместить с должности, хотя она проработала в Институте нефти и химии 35 лет. Наступил январь 1990-го. Я не работала, потому что у меня был маленький ребенок, а из института ушла по разным причинам, включая, естественно, и обстановку в Баку. Естественно, мы слышали разные истории от знакомых, страшные, ужасные истории о том, что делали с армянами, в том числе больными и немощными.
Ночью приехали родственники маминой очень близкой подруги- азербайджанки и вывезли ее к себе. Мама пробыла у них пять дней. Мы никак не могли выехать в течение этих страшных двух недель, потому что все выезды были заблокированы. Это было бы просто самоубийством. Я очень хорошо помню 20 января – ночь, когда в город входили советские войска. Слышна была перестрелка, мы видели трассирующие пули в небе, но в эту ночь я наконец-то смогла заснуть. Напряжение спало, потому что в городе появились войска, впрочем, что им мешало войти раньше, если до этого примерно года полтора у нас в городе был комендантский час?
Нашим родным – дяде, дедушке, кузену – совершенно случайно удалось уехать на пароме. Целую неделю мы не знали, где они, не было связи ни с Баку, ни с Ереваном. Мы были совершенно оторваны друг от друга и только в феврале начали каким-то образом соединять родственные нити и находить друг друга.
У нас была тетя, которой во время Геноцида в Турции было 16 лет. Их тоже вывозили на пароме в 1915 году под то ли французским, то ли швейцарским флагом. И она часто нам рассказывала, как они спаслись и как оттуда вывозили детей. Такая же судьба постигла и нас.
Мама попросила, чтобы я при возможности в последний раз сходила на кладбище и положила цветы на могилы родных. А у нас был огромный участок, где было около 10–12 могил. И когда я попала на армянское кладбище, это было просто… Я не могу говорить об этом… Я никогда этого не забуду. Оно было абсолютно все разрушено, огромный черный гранитный камень на могиле бабушки был снят и готов к вывозу. Это было последней каплей, конечно. Я поняла, что обратного пути не будет. Я вырвала этот город из своего сердца. Там остались только воспоминания детства, но это не воспоминания о том городе, где я выросла. Того Баку уже нет, это совершенно другой город.
У нас был знакомый архитектор, он сейчас живет в Нью-Йорке. По национальности еврей. Лет пять-шесть назад он был с визитом в Баку, его возили по достопримечательностям. По дороге какой-то историк ему рассказывал о том, как строился город. И когда наш знакомый назвал имена Манташева и других известных бакинских меценатов, ему ответили, что у них никогда таких не было…
Я стараюсь своих детей воспитывать армянами. Мы живем в Бостоне в очень тесном армянском кругу. Дочка моя родилась здесь, в Америке, она не говорит по-армянски, но умеет читать и писать, посещает группу армянского языка каждое воскресенье, поет армянские песни. Я сама не владею армянским, но научилась читать и писать вместе с ней. В Баку мои родители, бабушка с дедушкой общались на карабахском диалекте, но наше поколение, к сожалению, уже не говорило на родном языке.
Я видела костры и помню эти бакинские костры. Я помню радость и национальное торжество в Азербайджане после землетрясения в Армении. Никогда не забуду, как они отмечали трагедию нашего народа, словно это был праздник, как пели и танцевали вокруг костров, радуясь страшным событиям в Армении. Своим детям не прививаю ненависти, но хочу, чтобы они были настороже, чтобы знали, что может произойти в этой жизни. И я хочу, чтобы обо всем произошедшем с нами знал мир, чтобы мы получили какую-то моральную компенсацию. Если об этом не говорить, история будет повторяться, и повторяться до бесконечности.
Останки людей с бакинского русско-армянского кладбища развозятся по всему Баку
Останки людей с бакинского русско-армянского кладбища развозятся по всему Баку
Некогда крупнейшее в Баку русско-армянское кладбище в Наримановском районе столицы Азербайджана за последние четверть века несколько раз подвергалось разрушению. В первый раз это произошло в конце февраля 1988 года, когда в Азербайджане узнали о решении Областного Совета народных депутатов армянской автономии Арцаха. И хотя решение выражало просьбу, в Азербайджане ответили на него по своему: в Сумгаите огромная толпа погромщиков и убийц ринулась в дома армян, а в Баку – на Наримановское кладбище (там, кстати, был отдельный участок с захоронениями евреев). В те дни на Наримановском кладбище, в просторечье называемом Монтинским, было разрушено до 200 надгробий.
Во второй раз Наримановское кладбище подверглось нашествию вандалов примерно через 20 лет, 1 сентября 2007 года. Армянских надгробий там уже не было, и азербайджанские джигиты принялись за разрушение русских и еврейских могил, а также братских могил раненых и впоследствии умерших в бакинском госпитале участников Великой Отечественной войны. Жалобы родственников усопших, большая часть которых уже покинула Азербайджан, просто игнорировались. Тем не менее, кладбище продолжало функционировать, и там хоронили людей. Однако лет 8 назад кладбище стала разрушать уже исполнительная власть Баку. Вначале сквозь него провели широкую асфальтированную дорогу, пообещав христианским жителям города не рушить кладбище дальше, а затем, буквально в течение нескольких дней, с использованием тяжелой техники, снесли все кладбище. На возмущенные протесты русских жителей Баку мэрия города отвечала кратко: «Решение о сносе кладбища принято президентом Ильхамом Алиевым».
Ответ мэрии, судя по всему, соответствовал истине. Так, ныне угасшая звезда азербайджанской политпропаганды Вугар Сеидов писал журналисту Гамиду Гамидову: ««Президенту (Ильхаму Алиеву. – Л.М.-Ш.) плевать на дороги. Все дело в том, что это кладбище находится в 100 метрах от его резиденции на Гянджлике. Зайдите в Google Earth, есть такая программа. Там все видно, снимок со спутника». В. Сеидов был прав, резиденция Ильхама Алиева действительно расположена недалеко от бывшего кладбища.
Российская пресса того времени пестрила жалобами родственников похороненных на кладбище. Из уст в уста передавались десятки историй, когда люди, навещавшие усопших родственников, находили на их месте перекопанную землю и груду битых памятников. Наиболее расторопные успевали перезахоронить близких людей на других кладбищах, выплачивая за это солидные взятки. Затем, правда, часто выяснялось, что родственникам выдавали не останки родных, а землю в гробу. Но кладбища уже не было, и найти родные косточки никому не удавалось.
Территорию бывшего кладбища вначале было решили застроить жилыми домами, и даже возвели несколько пятиэтажек, однако затем от этого плана отказались. Сегодня лишь по периметру бывшего кладбища понастроили несколько «Домов торжеств», бензозаправочных станций, магазинов, да офисов различных организаций. Видимо, Ильхаму Алиеву претит вид не только кладбища, но и наспех построенных уродливых домов для беженцев. Как бы там ни было, кладбища уже нет, и перед мэрией города возникла проблема использования ее территории и… земли.
Для того, чтобы понять «логику» дальнейшего развития событий, необходимо знать, что территория на много километров вокруг Баку покрыта солончаком – некогда уровень Каспия был на много метров выше современного, и значительная часть степных просторов на левобережье Куры была залита морской водой. Данное обстоятельство долгое время не мешало закавказским туркам, испокон веков исповедовавшим кочевой образ жизни. Однако в последнее время среди многих внезапно разбогатевших бакинцев появилось желание украсить свой двор различными деревьями и цветами. Солончак для этого, как известно, не годится, и бакинские нувориши стали закупать богатую удобрениями землю. Именно этим обстоятельством и воспользовалась мэрия Баку, смекнувшая, что кладбищенская земля соответствует всем требованиям – в том числе и моральным – разбогатевших закавказских турок. И пошли-поехали «за черноземом» большегрузные автомобили из разных районов на Монтинское кладбище.
Эта вакханалия длится уже несколько лет, однако конца ей пока не видно. Слишком большим и прибыльным оказался «рудник», открытый в самом центре Баку, чтобы легко от него отказаться. Однако шила в мешке не утаить, и 26 марта азербайджанское агентство Вести.аз опубликовало заметку, которую мы приводим полностью:
«Страшная картина предстала сегодня утром перед глазами жителей поселка Рамана Сабунчинского района Баку. Человеческие кости под ногами. На множество человеческих костей, в том числе и черепа, наткнулись сотрудники ООО «Азеригаз» при прокладке газовой линии на территории поселка. Об этом Vesti.Az сообщили в Управлении полиции Сабунчинского района Баку.
Работники «Азеригаз» сообщили о своей находке в 12-е отделение полиции района. И вот что выяснили дознаватели в ходе расследования.
Сообщается, что землю заказал один из жителей поселка Рамана, который захотел поднять уровень земли на своем участке.
По словам дознавателя, водитель грузового автомобиля, работающий в строительной компании (имя не называется) показал, что земля с человеческими останками вывозится с территории кладбища во всех направлениях города, откуда следуют заказы. »
Данная заметка является всего лишь полуправдой, хотя мы не исключаем, что правда ее автору просто неизвестна. Начнем с того, что Наримановское кладбище является не «старым», а недавно уничтоженным, и захоронения там проводились всего лишь несколько лет назад. Кроме того, важно отметить, что земля для заказчиков берется далеко не только из котлована строящегося «какого-то административного здания», а со всей территории кладбища. В-третьих, разговоры и жалобы на землю с останками людей не прекращаются уже несколько лет.
Однако в Баку и в Азербайджане в целом есть еще немало православных кладбищ, пребывающих в ожидании «своего» бульдозера. Так, уже начаты разрушения русских кладбищ в бакинском поселке Бина и городе Сумгаите. А после отпора, данного закавказским туркам жителями поселка Сагра, в Баку подверглись разрушению Забратское кладбище и кладбище в поселке Сураханы («ГА», 23 июля 2011 года).
Монтинского кладбища в Наримановском районе Баку уже нет, как и недавно полностью уничтоженного казачьего кладбища на острове Сары, а плоть и косточки православных христиан продолжают служить жителям Азербайджана в качестве удобрения.
Что стало с армянским кладбищем в баку
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Расположенное на территории Наримановского района кладбище, называемое жителями Баку «Монтинским» или «Монтино», было самым большим христианским кладбищем в Азербайджане. Хоронили там усопших русских и армян. Кладбище было… Там хоронили…
Впервые в новейшей истории кладбище подверглось нашествию вандалов в феврале 1988 года. Тогда там были разбиты и осквернены несколько десятков надгробных камней. Время, однако, было советское, над Баку маячила грозная тень Москвы, и вандализм был приостановлен, хотя в ноябре того же года азербайджанскими вандалами была предпринята еще одна попытка уничтожить Монтино. Набеги на кладбище не прекращались и в дальнейшем, фактически до самой его смерти в 2007 году.
Армян в Баку уже не было, но русские жители города поторопились спасти родные могилки и… опоздали. Кладбище уже было уничтожено, словно там не дорогу проводили, а строили космодром. Исчезли также и надгробные плиты и памятники – повезло тем, кто нашел их разбитыми. Форумы и социальные сети того времени были полны причитаниями людей, не нашедших могилки своих близких. Более того, «другое кладбище», в поселке Забрат, на котором предлагалось перезахоронить усопших христиан, также подверглось нашествию вандалов.
Начиная с весны 2008 года в Баку открылся новый прибыльный бизнес: продажа чернозема с кладбища. Зажиточные бакинцы и жители окрестных городов вывозили со своих приусадебных участков солончаковую землю и заменяли ее плодородным кладбищенским черноземом, завозя, вместе с почвой, в свои дворы людские останки. Закупали кладбищенскую землю и выращивающие овощи и фрукты азербайджанские «бизнесмены», снабжающие российские просторы «вкусными» помидорами и сочными арбузами из Азербайджана.
Жители Баку постоянно жалуются на многокилометровые автомобильные пробки. У этого явления две основные причины: нерадивость и недисциплинированность азербайджанских водителей, строящиеся новые дорожные коммуникации и постоянные реставрации существующих дорог. Дороги строятся и ремонтируются по поводу и без оного. «Евровидение», например, стало причиной для реставрации и строительства сотен километров дорожного полотна. Теперь у Азербайджана появился очередной грандиозный повод для строительства новых и реставрации старых дорог: I Европейские игры, которые состоятся в 2015 году в Баку. В связи с этим председатель ОАО «Азерйолсервис», депутат Милли Меджлиса Джавид Гурбанов рассказал журналистам, что «на бакинском проспекте Гейдара Алиева предусмотрено построить сеть подземных переходов, на проспекте Зии Буниатова – дорожный узел, реконструировать часть улицы Микаила Алиева от станции метро «Кёроглу» до проспекта Бабека, а также сам проспект Бабека. Кроме этого, с конца улицы Гасана Алиева, параллельно проспектам Гейдара Алиева и Зии Буниатова до станции метро «Кёроглу» будет проложена дорога и проведены другие работы». Дж.Гурбанов также поведал, что «За последние десять лет глава Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в церемониях открытия 165 автомобильных дорог и развязок, а также знакомился с ходом работ и давал ценные поручения и рекомендации».
Почему мы вспоминаем об этом?
5 ноября армянские и русские средства информации буквально взорвала новость о вымощенной в Баку надгробными плитами из Монтинского кладбища дороге в столице Азербайджана. Строители торопились закрыть «пыльные» «дорожные камни» асфальтом, но не успели: прошедший дождь смыл «пыль» и обнажил на камнях выгравированные кресты и портреты умерших людей. Люди смогли прочитать эпитафии на армянском и русском языках. На многих плитах сохранились выгравированные кресты и фотографии усопших.
Многие обратили внимание на то, что данный акт невероятного по степени цинизма вандализма произошел после того, как в Азербайджане была развернута антироссийская кампания, связанная с арестом убийцы Егора Щербакова – азербайджанца Орхана Зейналова. Вспомнили также и связанные с этим угрозы посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы: «У нас тоже есть возможность… выселить всех русских». Затем угрозы в адрес проживающих в Азербайджане русских посыпались как из рога изобилия. Глава Организации освобождения Карабаха Акиф Наги и заведующий отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов, заявивший: что «Неадекватные меры правоохранительных органов России, подстрекательская позиция местных СМИ могут иметь эффект бумеранг». Особенно неистовствовали проправительственные СМИ Азербайджана, договорившиеся до того, что назвали министра ВД России Колокольцева «палачом» и призвали объединить азербайджанских мигрантов в России в… армию.
Откровенно говоря, мы в те дни не могли определиться, кому объявляет войну Азербайджан: России и всему русскому народу, или «только» проживающим в Азербайджане русским. И хотя буквально сутки назад мы писали о страшной участи православных кладбищ в Азербайджане, мы и в страшном сне не могли представить, что Баку начнет войну с армянскими и русскими могилами. Но это случилось, и Азербайджан нанес контрольный выстрел киллера по уже убитому кладбищу, тысячи и тысячи надгробных плит которого сегодня превращены в дорожное покрытие для жителей столицы Азербайджана.
Левон Мелик-Шахназарян
P. S. Напомним, что за 22 года независимости в Азербайджане были убиты десятки русских и сотни армянских кладбищ.