что стало с флотом петра 1
Морским судам быть
«Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены».
Aнглийский адмирал Поррис
16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка
Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными, они же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который так нужен был стране. Сегодня мы постараемся рассказать о первых шагах русского флота, и о том, как он создавался.
«Дедушка русского флота»
Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.
Петр I на верфях. Источник: http://forum-region.ru
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».
Петр I и Франц Лефорт. Источник: https://maxpark.com
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Морским судам быть
Потешная флотилия, спущенная на воду Плещеева озера в мае 1692 года, стала прообразом русского флота. Однако таких кораблей было недостаточно. Сохранившийся ботик «Фортуна» показывает, что на таких кораблях вполне можно ходить по морю, но вот для боев они совсем не подходят.
Строительство русских кораблей. Источник: https://russian.rt.com
Неудачный поход на крепость Азов в 1695 году также показал необходимость иметь мощный флот. Дело в том, что турки снабжали крепость морем, пользуясь своим полным господством на Черном море. А «Священная лига» – антитурецкий союз, к которому Россия присоединилась ещё до Петра (при царевне Софье), требовала от России активных действий. Следующий поход царь продумал уже значительно внимательнее. Особенное внимание было уделено созданию военно-морского флота, чтобы не допустить турецкие корабли до крепости. Петр I велел заложить 1300 стругов (крупных весельных лодок), 300 лодок поменьше и 100 плотов для перевозки войск и припасов. Но главной силой русской армии стали 22 галеры, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса, сделанных по голландскому образцу. Сбор войск у Воронежа занял почти год, тогда же на месте было учреждено адмиралтейство и цейхгауз.
Галера «Принципиум». Источник: http://yacht-radio.com
В мае 1696 года русский флот появился у Азова во второй раз. Царь лично вёл суда на галере «Принципиум». На этот раз крепость обложили с моря и суши, были созданы штурмовые батареи орудий, войска штурмовали крепость с суши и с моря, на стругах. А русский флот надежно прикрыл лодочные десанты и воспрепятствовал турецким попыткам деблокировать крепость с моря. В ходе кровопролитного боя считавшаяся ранее неприступной крепость Азов была взята. Россия получила выход к Азовскому, а значит, и к Черному морю. Победа наглядно продемонстрировала необходимость иметь мощный и современный военно-морской флот. 20 октября боярская дума постановила: «Морским судам быть». Эту дату принято считать днем рождения русского флота.
Божье провидение
Линейный корабль «Гото Предестинация». Источник: http://armedman.ru
Вслед за ним были заложены ещё два линейных корабля – «Черепаха» и «Великий галеас». Их постройкой еще руководили иностранцы, так как проекты линкоров были ещё слишком сложны. К 1700 году в России уже воспитали ряд корабельных мастеров, таких как Скляев, Верещагин, Салтыков, Михайлов, Попов, Пальчиков, Тучков, Немцов, Бородин, Кознец.
России предстояла война со Швецией, и Петр I, обеспечив свой южный фланг, обратил взор на Балтику. Огромный и неоценимо важный опыт, полученный при строительстве Азовского флота, стал огромным заделом, который помог обеспечить победу нашей стране в долгой и трудной Северной войне со шведами. На Балтийском море русский флот сделал ещё больший шаг вперед. Несмотря на поражение и Прутский мир 1711 года с Турцией, по которому Азовский флот уничтожался, Россия стала военно-морской державой, великой державой. И последующие победы русского флота, и его славная история, стали наглядным тому подтверждением.
Что стало с флотом петра 1
история важнейших петровских верфей тогда и сейчас
Когда Петр I решил, что России необходимо обзавестись современным, сильным и конкурентоспособным флотом, возник вопрос, кто будет его строить. О том, как сложилась судьба петровских судостроительных проектов, с помощью которых Россия стала морской державой всего за одно поколение, читайте в нашем материале.
Закупка кораблей за границей не могла удовлетворить растущие потребности, поэтому на территории страны одна за другой начали появляться верфи – от Москвы и дальше.
Каждый проект Петра I отвечал конкретным тактическим задачам. Верфи на Неве и Двине, на Волге и Дону были созданы для оттеснения шведов и турок и служили главной стратегической цели – раздвинуть границы Российского государства.
Некоторые из этих верфей, выполнив петровские задачи, действуют до сих пор.
Так, Адмиралтейская верфь сейчас – одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в ОСК. А Астраханская верфь стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.
*На картах изображено примерное расположение верфей
Село Преображенское (Москва)
Петр I создает первую настоящую верфь, где строились галеры для Азовского похода. «Немцы» (главным образом голландцы) из столичной Немецкой слободы и русские мастера с Севера объединили усилия, чтобы построить 22 галеры и 4 брандера, которые затем в разобранном виде перевезли на Дон, в Воронеж.
Соломбальская верфь, Архангельск
Бассейн Белого моря
В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I закладывает первый малый фрегат «Апостол Павел» на своей первой серьезной верфи – Соломбальской. Строить корабль и руководить верфью остался назначенный Петром губернатор – Федор Апраксин, будущий первый президент Адмиралтейств-коллегии.
Верфь упразднили только в 1862 году, в эпоху угля и пара. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Сегодня северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.
Воронеж
Бассейн Азовского моря
Зимой 1695–1696 года под Воронежем развернулось строительство нового флота для борьбы с Османской империей за Азов. Здесь собирали привезенные из подмосковного Преображенского галеры, строили другие суда, чтобы с полой водой отправить их вниз по Дону до Азова для новой осады. 18 июля 1696 года Азов, блокированный с суши и моря, сдался Петру, и Россия получила доступ к Азовскому морю.
Петр на этом останавливаться не собирался. Однако тот факт, что построенный второпях, из мокрой древесины флот приходит в негодность на второй-третий год службы, перечеркивал его планы. И осенью 1696 года ему пришлось собирать Боярскую думу и ставить перед ней вопрос о строительстве нового флота – на этот раз постоянного, способного ходить по морям.
Дума приняла историческое для истории флота России решение. 20 октября 1696 года она постановила: «Морским судам быть», а Азов заселить русскими людьми и укрепить. Но одно дело – указ, и совсем другое – практическое его воплощение при отсутствии средств в государственной казне. Поэтому Петр ставит новый эксперимент: строительство флота доверяется частным компаниям. Создается 68 «кумпанств», кто-то строит корабли собственными силами, кто-то привлекает опытных подрядчиков из-за рубежа, но результат все тот же: качество кораблей (за очень редким исключением) оставляет желать лучшего. Тем не менее у Азова появляется русский флот – пусть не слишком мореходный и требующий постоянного ремонта, но вполне реальный. А ниже Воронежа по течению Дона и даже на самом Азовском море – в Таганроге – возникают верфи, на которых строятся корабли.
Лужская верфь
Бассейн Балтийского моря
Верфь на реке Луга в 1701 году начинает строить десантные суда по азовскому образцу для штурма шведского Нотебурга (крепость Орешек до захвата шведами в 1612 году).
Занимались этим люди, уже имевшие опыт Архангельска и Азова, поэтому за год было построено и вооружено не менее 300 стругов и иных лодок, которые и составили основную ударную силу гребного флота, штурмовавшего Нотебург осенью 1702 года. Но до этого гребному флоту в двух столкновениях в июне и августе 1702 года удалось нанести существенный ущерб эскадре Нумерса, вынудив ее уйти из Ладоги на Балтику.
Олонецкая верфь
Бассейн Балтийского моря
На впадающих в Ладогу реках началось строительство крупных парусных кораблей. Петр приказал основать две верфи – на реке Свири (Олонецкую по названию уезда или Лодейнопольскую по названию города) и на реке Сяси. Места для верфей выбирались исходя из возможности доступа к ним по глубокой воде.
Первые корабли на стапелях Сясьской верфи были заложены 1 мая 1702 года, а в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Вел корабль капитан с очень хорошо известным псевдонимом – Петр Михайлов. На флаге фрегата вместе с двуглавым орлом были карты уже не трех, а четырех морей – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.
Олонецкая верфь пережила своего создателя – в 1818 году тут был построен шлюп «Мирный», прославившийся в деле открытия Антарктиды русскими моряками. Закрыта Олонецкая верфь была только в 1829 году.
Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург
Бассейн Балтийского моря
1704 – по настоящее время
Уже на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, Петр I заложил в этом городе верфь – Адмиралтейскую (или «Адмиралтейский дом»). Шла война, город находился на отобранной у врага территории, и шведы продолжали попытки вернуть ее под свой контроль. Поэтому верфь с самого начала готовится к обороне – ее окружают валом, и к зиме 1705–1706 года это уже полноценная крепость с сотней корабельных орудий.
До 1709 года на Адмиралтейской верфи строятся небольшие суда, более крупные по-прежнему создаются на Олонецкой верфи. Но разгром главных сил шведов под Полтавой резко снизил активность противника, и в Петербурге начинается строительство более крупных кораблей. Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи в 1709 году и вошедший в состав флота в 1712-м – знаменитая «Полтава». Корабль прослужил 12 лет, участвовал во многих походах и боях Северной войны.
Адмиралтейская верфь существует и сейчас – под именем «Адмиралтейские верфи». Это одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга входит в ОСК.
Новоладожская верфь
Бассейн Балтийского моря
Старинный Николо-Медведский монастырь в устье Ладоги, укрепленный в начале Северной войны на случай нападения шведов, в 1704 году был превращен в верфь.
В 1708 году здесь тоже строили линейные корабли – руководил этим англичанин Ричард Браун. Первые два новоладожских корабля – «Выборг» и «Рига» – были спущены на воду в 1710 году.
Новоладожская верфь ненадолго пережила петровскую эпоху – производство кораблей тут резко упало сразу после смерти императора и окончательно прекратилось в 1741 году.
Партикулярная верфь, Санкт-Петербург
Бассейн Балтийского моря
Для строительства речного транспорта, который удовлетворял бы потребности разрастающегося Санкт-Петербурга, Петр I учредил Партикулярную верфь. Мера была в какой-то степени вынужденной, так как жители города на Неве всячески уклонялись от водных прогулок, особенно под парусом. А это царя всерьез задевало – ему было неприятно, что люди не разделяют его увлечение флотом. Он издавал указы (например, от 15 июня 1710 года) о запрете гребли, если есть ветер, но дело шло трудно. И тогда Петр решил сделать невиданное.
В мае 1718 года Партикулярная верфь занялась раздачей судов по спискам, подготовленным Петром. Суда передавались в вечное пользование бесплатно, но у новых (вынужденных) владельцев возникала обязанность содержать суда в надлежащем порядке, чинить их по мере надобности, а если придут в негодность – построить новое размером не меньше утраченного, но уже на свои средства. В общей сложности Невский флот насчитывал 141 судно.
Поставив таким образом петербуржцев перед фактом судовладения, Петр стал прививать им вкус к плаванию по Неве под парусом – тоже в обязательном порядке. Под угрозой крупного штрафа судовладельцы или их дети должны были каждое воскресенье с мая по октябрь выходить под парусом на простор Невы и совершать многочасовые тренировки по судовождению под наблюдением невского адмирала – главы Невского флота (эта должность совмещалась с руководством Партикулярной верфью).
Таганрогская верфь
Бассейн Азовского моря
Таганрог (в петровские времена – Троицк-на-Таганьем Роге) был основан как морской порт и крепость, но фактически там возникла и верфь. Суда, которые строились на Дону и его притоках, были ограничены глубинами этой реки, поэтому их спускали на воду незавершенными, доводили до Таганрога и достраивали на воде уже там. Флот, который был собран и достроен к 1711 году в Таганроге, было достаточно внушителен (около 500 судов всех классов), хотя его корабли и не отличались хорошей мореходностью. Однако вести успешные войны на двух столь удаленных фронтах Россия на тот момент еще не могла, и Петр согласился на разрушение Таганрога как одно из условий мирного договора по итогам провального Прутского похода. Правда, в тайне от турок он приказал фундаменты не трогать, так как надеялся после решения шведского вопроса к турецкому вернуться.
Казанское адмиралтейство
Бассейн Каспийского моря
В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.
Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.
И этот флот начал строиться в Казани (там в 1718 году было учреждено Казанское адмиралтейство), в Нижнем Новгороде и Астрахани. Поскольку противоборствующего флота на Каспии не было, строились главном образом десантные корабли, которые должны были переправить многотысячное войско из Астрахани к Дербенту, а затем Баку. Флот с этой задачей справился, хотя и не с первого раза – в экспедиции 1722-го удалось взять только Дербент из-за бури, потопившей часть транспорта с припасами. Зато в 1723 году флот, усиленный гекботами (разновидность фрегатов), бомбардировал Баку и принудил крепость сдаться. Противник убедился в бесполезности сопротивления, и по мирному договору Российская империя получила даже южное побережье Каспия (хотя и ненадолго).
Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.
leg0ner
leg10ner
За весь период боевых действий в ходе Северной войны петровские моряки сумели захватить всего один линкор. В то время как союзный русскому датский флот лишь в одном 1715 году захватил четыре таких судна.
У разбитых корыт
Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов (подробный список с биографиями судов см. в справке).
52-пушечных – 2 («Крепость», «Скорпион»)
38-пушечных – 1 («Безбоязнь»)
36-пушечных – 5 («Благое начало», «Сила», «Отворенные врата», «Цвет войны», «Апостол Петр»)
34-пушечных – 1 («Апостол Павел»)
30-пушечных – 1 («Соединение»)
28-пушечных – 1 («Меркурий»)
Кроме того, 52-пушечные корабли «Флаг» и «Звезда» удалось привести в Азов, где их очень долго пытались «довести до ума». Но все усилия результата не принесли. На «большую воду» они так и не вышли.
Помимо отвратительно качества изготовления «плавсредств», одна из главнейших ошибок судостроителей и моряков петровского флота заключалась в том, что все верфи располагались чрезвычайно неудобно – за сотни километров от Азова – у Воронежа, по берегам верхнего течения Дона и его тамошних притоков. А уровень воды в реках нередко падал так, что не позволял сколько-нибудь крупным кораблям ходить по ним.
Отчего они после спада весеннего половодья, стояли все лето (а зачастую и зимовали) в совершенно необорудованных местах на какой-либо мели. Что в скором времени окончательно лишало царских корабельщиков надежды привести свои изделия пусть даже в состояние ограниченной боеспособности. Попытки строительства плотин не принесли желаемого результата.
Тем не менее, дорогостоящие работы по созданию огромного флота, привязанного к только что отвоеванному небольшому кусочку побережья мелкого Азовского моря продолжались и в течение всего первого периода борьбы против Карла XII. Однако результаты титанического напряжения получились неадекватными. Из 38 упомянутых выше кораблей оставшихся к началу 1700 года в Донском бассейне, за последующее 5-летие удалось достроить и вывести в море только 3 (!) вымпела.
36-пушечных – 1 («Разженное железо») в 1702 году
66-пушечных – 1 («Святой Георгий») в 1703 году
40-пушечных – 1 («Еж») в 1704 году
Таким образом, лето 1704 года превратилось в наивысшую точку развития (по крайней мере, количественного) Азовского флота. Построенные из сырого леса суда быстро сгнили и одно за другим начали выходить из строя.
62-пушечных – 2 («Дельфин», «Вингельгак»)
52-пушечных – 1 («Геркулес»)
44-пушечных – 1 («Слон»)
Но эти суда оказались в настолько «сыром» состоянии, что при всем старании в строй их поставить не получилось. Так же как и 30 остальных красавцев (из 51 заложенного), окончательно сгнивших в водоразделе Дона и его притоков. К 1711 году всех их разобрали на дрова. Таким образом итоги первого петровского «большого морского скачка» вышли на редкость удручающими.
Из них до Прутского похода (1711 год) успели спустить на воду лишь 8 судов. А преодолеть путь до устья Дона сумели вообще только два – 50-пушечная «Ластка» и 60-пушечная «Шпага». Впрочем, «Шпагу» у Азова вновь пришлось поставить на ремонт – на этот раз «вечный». Поэтому реальное пополнение ограничилось всего одним не самым крупным кораблем.
Итак, за полтора десятка лет – с 1696 по 1710 год Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.
Откуда дровишки? С верфи, вестимо!
Давно известно, что Россия в любую войну почему-то вступает неготовой. Но спор с Карлом XII, начатый Петром I в расчете на быструю победу, выделяется даже на этом специфическом фоне. Непонятно, что помешало Петру организовать тщательное предварительное обследование будущего театра боевых действий.
Время позволяло наметить удобные места предполагаемых верфей, заготовить в глубине страны оборудование для них и наладить производство узлов небольших кораблей. Все это затем нетрудно было перебросить на северо-запад. И таким образом к 1701 году обзавестись необходимыми флотилиями.
В общем если бы шведскому королю в конце XVII века удалось внедрить в русское правительство диверсанта, то и он вряд ли бы сумел сделать больше. Все вымпелы первого формирования Балтийского флота сгнили спустя всего несколько лет после ввода в строй. А верфи пришлось переносить в другие точки побережья и основывать заново.
Все остальные заводы, хотя и продолжали существовать, но выдавать корабли оптимального качества не могли. К тому же была совершена принципиальная ошибка с определением типов необходимых на то время судов. Перспектив продвинуться дальше невской дельты в первые годы войны не существовало. Напротив имелась угроза потерять и тот пятачок, что удалось захватить. Для его обороны требовались дешевые конструкции армейского флота – прамы, бомбардирские суда, плавбатареи.
Подошли бы также большие плоты с усиленным креплением и пушечным вооружением. Однако строить начали не их, а гораздо более дорогостоящую крейсерскую флотилию на основе фрегатов, морских шняв и больших галер. Что обернулось дополнительными финансовыми затратами. Всего за 1702-1707 годы на северо-западе построили 46 крупных единиц:
Из их числа в морских сражениях не участвовало ни одного. Тем не менее, состав флота, начиная с 1708 года, стал катастрофически убывать. И к 1711 году практически все суда пошли на дрова. То есть менее чем через 10 лет после закладки первого корабля для Балтийского моря, флот опять исчез. Петр пытался исправить положение. Основывал новые верфи и закладывал очередные корабли – уже с прицелом выхода на просторы центральной Балтики. И опять повторил большинство старых – еще азовских ошибок.
60-пушечных – 1
54-пушечных – 2
52-пушечных – 3
50-пушечных – 3
32-пушечных – 2
18-пушечных – 8
16-пушечный – 1
Во время боевых действий из них погибло три штуки. Однако в списках боевого состава петровских эскадр после подписания Ништадского мира фигурировал всего один из этих 20, прочие сгнили, не отслужив и половины минимально положенного им срока.
Петр продолжал прикладывать сверхусилия, пытаясь наполнить бездонную бочку. Все оставшееся до конца Северной войны время он с энтузиазмом закладывал новые линкоры и фрегаты, с каждым разом увеличивая их размеры и артиллерийскую мощь.
Петербургское Адмиралтейство также не обеспечивало удобной технологии постройки «изделий» серьезных размеров. После спуска на воду корпуса на специальных понтонах – камелях волокли несколько десятков километров по Неве и через отмели Маркизовой лужи до острова Котлин. И только там устанавливали оснастку и занимались полной доделкой «новобранца». Всего с 1714 года к моменту заключения мира парусную эскадру на Балтике пополнили еще 30 крупных боевых кораблей отечественной «выпечки»:
Причем новых – только что построенных «заказов» среди купленных судов насчитывалось всего несколько штук. То ли из жадности, то ли некомпетентности русских агентов-покупателей приобретались старые, видавшие виды и расшатанные штормами корабли. Московским эмиссарам всучили по дешевке много уже гнилых корыт. Но те, которые оказались поновее, служили под русскими флагами по 20 и более лет (даже несмотря на не самое умелое обслуживание). Около десятка вообще дотянули до войны за польское наследство, приняв в ней активное участие.
В завершение несколько замечаний. Надо отметить, что Петр к концу жизни превратился в весьма хорошо подготовленного профессионального моряка и судостроителя. Но напрашивается аналогия со знаменитым мастером Левшой. Создавший его образ писатель Николай Лесков был ярым славянофилом и стремился доказать этой историей превосходство русского человека над англичанами. Но Лесков был и талантлив, потому история получилась практически правдивая.
Корабли Азовского флота, построенные и официально зачисленные в его состав до начала Северной войны.
1. «Геркулес» (52 пушки) – спущен на воду на Воронежской верфи в мае 1699 г. К Азову притащен в 1710 г. При осмотре «оказался худ». Поставлен на ремонт в эллинг. В море не выведен. Брошен при возвращении Азова Турции.
2. «Крепость» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен на ремонт. К 1711 г. сгнил.
3. «Скорпион» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил.
4. «Флаг» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. В 1709 г. сгорел.
5. «Звезда» (52) – спущен на воду на Паншинской верфи весной 1699 г. и вытащен к Азову. Там поставлен на ремонт. В море не выведен. К 1709 г. сгнил и разобран.
6. «Колокол» (46) – спущен на воду на Воронежской верфи в декабре 1697 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
7. «Лев с саблею» (44) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
16. Безымянный корабль (38) – строился «кумпанством Черкасского». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
17. «Безбоязнь» (38) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.
18. «Апостол Петр» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1696 г. Участвовал в осаде Азова. В конце лета 1696 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.
19. «Лилия» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
20. «Барабан» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
21. «Три рюмки» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
22. «Стул» (36) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
23. «Благое начало» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1704-м поставлен в Таганроге на ремонт. Сгнил. Разобран в 1710 г.
24. «Сила» (36) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. К 1710 г. сгнил, разобран.
27. «Арфа» (36) – в 1700 г. еще доделывался на Ступинской верфи. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
29. «Апостол Павел» (34) – спущен на воду весной 1696 г. на Воронежской верфи. К лету 1699 г. выведен в Азовское море. К 1711 г. сгнил. Брошен при возвращении Азова Турции.
30. «Соединение» (30) – спущен на воду весной 1699 г. на Хоперской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. Сожжен при сдаче Таганрога туркам.
31. «Меркурий» (28) – спущен на воду весной 1699 г. на Воронежской верфи и выведен в Азовское море. В 1711 г. участвовал в войне против Турции. После сдачи Таганрога туркам уведен вверх по Дону в Черкасск. Сгнил в реке, разобран в 1716 г.
32. «Весы» (?) – спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке, разобран в 1710 г.
33. Безымянный (?) – строился «кумпанством Долгорукого». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
34. Безымянный (?) – строился «кумпанством Змеева». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
35. Безымянный (?) – строился «кумпанством Толочанова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
36. Безымянный (?) – строился «кумпанством Зыкова». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.
37. Безымянный (?) – строился «кумпанством Новодевичьего монастыря». Спущен на воду на Воронежской верфи весной 1699 г. В море не выведен. Сгнил в реке. Разобран в 1710 г.