что стало с иваном бездомным в конце романа
От Бездомного к Поныреву
«Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
— Так кто же я такой выхожу в таком случае?
— Дурак! — отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта.»
«Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков
Существует мнение, что центральным персонажем романа «Мастер и Маргарита» является именно Иван Бездомный, он же Иван Николаевич Понырев. Я с этим мнением категорически согласен. Именно перерождение Ивана старого в Ивана нового – главный посыл автора читателю.
Смею утверждать, что невежество – это не летальный диагноз. Дураками не рождаются, ими становятся. Да, каждый изначально имеет разный потенциал. Интеллектуальные потенциалы водопроводчика и гения несколько разнятся. Но даже потенциал водопроводчика настолько велик, что исчерпать его очень сложно.
Следует отметить, что перерождение в человека ведающего – дело нелегкое и требует личных усилий. Общее образование разгромлено; то, что вас проучит господин Воланд и образумит господин Мастер – тоже маловероятно. Только самообразование и тяга к Знанию способно возвысить вас над животным варварским существованием и уйди от социального рабства.
Дурак постоянно суетится: он что-то выискивает, что-то достает, где-то перехватывает, короче говоря – переливает из пустого в порожнее. Интеллектуалу, историку, философу, психологу, аналитику суетится незачем, все само плывет ему в руки. Весь окружающий мир выстраивается по образу и подобию внутренней интеллектуально-духовной гармонии: «И не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот оно здесь или вот оно там. Ибо вот: Царствие Божие внутри вас есть». Иисус умел ходить по воде, потому что имел Знание.
В эпилоге романа бездарный агит-поэт Иван Бездомный превращается в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева. Ежели осуществить сей эксперимент в масштабе страны, то наступит новая эпоха Великой Русской Цивилизации. История всего человечества доказывает, что цивилизационный рывок возможен только через эпоху Просвещения. Других способов нет.
Иван Бездомный в романе “Мастер и Маргарита”
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита» выделяется среди всех второстепенных персонажей. Его судьба меняется в лучшую сторону под влиянием действий Воланда и Мастера.
Значение имени
Бездомный – псевдоним героя. Настоящее его имя – Иван Николаевич Понырев. И псевдоним, и настоящая фамилия и имя несут смысловую нагрузку. Популярны в то время были псевдонимы типа «Бездомный», они указывали на связь писателя с народом. Однако для автора было важным также показать, что всего лишь одной буквой отличается «Бездомный» от «бездумного». Именно таким и был герой до его знакомства с Мастером.
Характеристика Ивана Бездомного невозможна без понимания причин того, почему автор дает герою именно такое имя. Это явно не говорящие номинации, однако, если вникнуть в библейские мотивы, то имя, которое дал герою М. А. Булгаков, связано с пророком Иоанном Крестителем. Он предрек появление Иисуса Христа. Так, Иван Бездомный в произведении, являясь поэтом, говорит другим литераторам, что в Москве появился он. Однако речь здесь идет о Воланде.
Иван Бездомный до «исправления»
Когда Иван Бездомный встречается с Воландом, жизнь героя полностью изменяется. До событий, происходящих в романе, персонаж был довольно известным писателем, имя которого знали многие. Поэт был участником МАССОЛИТа и учеником Берлиоза, которого ждала трагичная участь. Он, как и большинство литераторов того времени, был знаменит в своих кругах, но малообразован. Читатель знакомится с персонажем в тот момент, когда Бездомный обсуждает свое произведение со своим наставником Берлиозом. Произведение это было антирелигиозным, в нем отрицалось существование Бога. Но Берлиоз критиковал произведение за то, что в нем был показан образ Христа как существующий, а это противоречило атеизму. За этот атеизм и были наказаны Берлиоз и Иван Бездомный.
Встреча с Воландом и Мастером
Иван Бездомный встречает Воланда уже в первой главе, когда происходит его разговор с Берлиозом. Сатана задает вопрос: «Ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». Бездомный отвечает, что жизнью управляет человек самостоятельно. Однако впоследствии он понимает, что ошибался. Воланд наказывает Ивана Бездомного за такое заблуждение. Герой, потрясенный встречей с Сатаной, оказывается в сумасшедшем доме, где и знакомится с Мастером.
Встречи с этими двумя персонажами становятся благотворными для Ивана Бездомного. Оказавшись наедине с собственными мыслями, Иван Николаевич приходит к выводу, что жил совсем неправильно, что его творчество было продиктовано властью, а не своими желаниями. Беседы с Мастером помогли герою понять истинное свое предназначение.
Из «бездумного» героя Иван Николаевич превращается в человека с собственным мнением. Он понимает, что его стихи были «откровенно плохие», что они отвечали требованиям власти, поэтому в них совершенно не было души. Он дает слово Мастеру, что больше не будет писать свои стихи.
В финале романа «Мастер и Маргарита» герой предстает перед читателем профессором истории и философии. Это не тот человек, которого видел читатель в начале произведения. Он перестал пользоваться своим псевдонимом, который указывал на принадлежность к необразованному МАССОЛИТу, и стал работать под настоящим именем. Здесь прослеживается развитие героя.
Значение Ивана Бездомного в произведении действительно велико: именно этот персонаж показывает на возможность каждого человека переродиться и стать настоящим.
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
Иван Бездомный в ресторане «Грибоедов». Художник Николай Королев |
Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Иван Бездомный (Понырев) в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице «Литературной газеты»:
«. известный поэт Иван Бездомный. »
«. Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. »
«. Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. «
Внешность Ивана Бездомного:
«. плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. »
«. уставив на него свои бойкие зеленые глаза. »
«. Рыжеватый, зеленоглазый. «
У Бездомного сиплый голос:
«. Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. «
Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
«. На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. «
– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. «
Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
«. мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. »
«. Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. »
«. Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. »
«. А тут еще алкоголизм. «
Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
«. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. »
«. Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. «
Он умеет держать свое слово:
«. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. «
Бездомный любит трогать предметы без надобности:
«. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. «
Иван Бездомный и Воланд
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
«. Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. » (о Воланде)
Воланд с помощью Коровьева и других членов своей свиты наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
«. Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. » (о Коровьеве)
«. Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. » (о Воланде)
После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
«. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. »
«. Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. «
Бездомного помещают в сумасшедший дом:
«. меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. «
Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
«. Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. »
«. Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. «
Иван Бездомный и Мастер
Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
«. Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. »
«. вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. »
«. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. «
Жизнь и судьба Ивана Бездомного
«. плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем. «
«. лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. «
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния. «
«Да, это еще одна жертва, вроде меня.» (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)
«Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.»
«И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.»
«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек. «
«И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.»
«После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.»
Почему Иван Понырев испльзует псевдоним «Бездомный»?
Такие псевдонимы, как «Бедный» или «Бездомный», указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную «нищету» и «бездомность». Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ «крестьянского» поэта, человека «из низов», поэтому выбирает себе такой псевдоним.
По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.
Псевдоним «Бездомный» взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете «Гудок». По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете «Гудок».
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика образа
Характеристика
Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.
В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.
Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.
«Исправление» Бездомного
В эпилоге романа Иван Понырёв становится профессором истории, сотрудником Института истории и философии. Однако исследователи указывают, что настоящим профессором он всё равно быть не мог бы, поскольку проделать этот путь — от неграмотного поэта-любителя до серьёзного учёного, обладателя академической степени — человек за семь лет пройти не может. Иван Понырёв, судя по всему, стал профессиональным пропагандистом-идеологом, сделавшим быструю карьеру за счёт своей преданности «сталинскому учению».
Впрочем, с этим можно не согласиться, ведь действие разворачивается не только в реалистическом пространстве, но и в сказочно-магическом. Бездомному пришлось пройти через многие испытания, после чего он стал совсем другим человеком. Он встретился с существами из «потустороннего мира», уверовал в бога и в дьявола, значительно поднял свой образовательный уровень. А главное — он понял, что его ранние стихи были откровенно плохими и публиковались только из-за их «партийности» и идеологической верности. Бездомный обрёл собственное мнение, подверг свои ранние убеждения жёсткой критике и обрёл подлинную свободу. Став профессором, он перестал подписывать свои работы прежним псевдонимом, то есть полностью отказался от своей прежней сущности.
Встреча на Патриарших
В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.
Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.
Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.
В «Грибоедове»
После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.
Шизофрения
После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.
Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.
«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
Знакомство с Мастером
В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.
Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.
Сочинение про Ивана Бездомного
Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит. В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни. Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман.
В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа. Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен. Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.
Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.
Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.
Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем. А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести. А так же имел простое, человеческое сочувствие.
Раздвоение Ивана
Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.
О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.
«Мельмот Скиталец»
Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.
Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.
«там было много воды»
Нужно также отметить следующую схожесть двух Иванов. Иоанн крестил иудеев, т.е. погружал их в речную воду, поэтому он жил в пустынной местности возле реки Иордан.
Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились. (Евангелие от Иоанна 3:23)
Иван Бездомный также связан в романе с водой. Сначала мы видим его пьющим напиток возле будочки с надписью «Пиво и Воды» у пруда, затем в ванной с какой-то купающейся там женщиной, затем видим его погружающимся в воду Москва-реки. Затем его регулярно купают в ваннах психиатрической больницы. И везде Бездомный, как и Креститель, связан с водой.
Профессор Иван Понырев
Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.
Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.
Александр Безыменский
Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.
Примечания
Роль персонажа в сюжете
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.
Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.
«или ожидать нам другого?»
Со временем, видя, что ним же обещанный царь-мессия не спешит выполнять свои обязанности, Иоанн Креститель стал сомневаться в истинности своего выбора.
Иоанн же, услышав в тюрьме о делах Христа, послал своих учеников сказать ему: Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого? (Евангелие от Матвея 11: 2,3)
Весьма интересным видится следующий исторический факт. Далеко не все ученики Иоанна Крестителя считали Иисуса обещанным иудейским мессией (греч. христос). Спустя две тысячи лет до сих пор существуют иоанниты — последователи того самого иудейского назорея-пророка Иоанна Крестителя. После многовековых гонений они поселились в Ираке и Иране, где и живут по сей день. Своих старейшин и особо продвинутых в вере они называют назореями, а обычных членов своей религиозной общины – мандеями.
Иисус, по их представлениям, — самозванец, потому что оказался фальшивым мессией. Еврейское слово «машиах» (мессия) и его греческий эквивалент – «христос» переводится как «помазанник», т.е. тот, кто согласно ритуалу был помазан елеем на царский трон, чтобы править в Иерусалиме. Получается следующая картина. Иисус в христианстве — Христос (Мессия) и единственный Сын Божий, а для некоторых христиан, вообще сам Бог, сошедший с небес. Тогда как для иоаннитов Иисус — лжемессия, т.е. лжехристос.
Поэтому, именно отсюда «растут ноги» у анти-иисусовской поэмы, которую заказал редактор не кому иному как Ивану Бездомному — булгаковскому прототипу Иоанна Крестителя.