что стало с капитаном булгарии
Найдено тело капитана «Булгарии»: он отказался бежать и погиб с семьей, спасая пассажиров
Водолазы нашли и подняли из воды тела капитана затонувшего теплохода «Булгария» Александра Островского и его супруги, сообщил представитель оперативного штаба в поселке Куйбышевский Затон журналистам. Этой ночью водолазами была произведена разведка на основной палубе и в трюме теплохода, передает ИТАР-ТАСС. Тело нашли на нижней палубе, рассказывают водолазы. По-видимому, он до последнего пытался спасти пассажиров с тонущего судна. В то же время премьер Татарстана сообщил, что тело Островского было найдено в капитанской рубке, обнаружено и тело его жены, а тела двоих его детей пока не нашли.
Капитан всеми силами пытался предотвратить катастрофу, рассказал тем временем спасшийся электромеханик теплохода 20-летний Василий Байрашев из Перми. В эфире Первого канала он поведал, что Островский до последнего момента искал возможность повернуть судно на ветер: тогда крен был бы на левый борт, и теплоход перестало бы заливать.
На призывы спасаться капитан не реагировал, отметил выживший моряк.
Очевидец: «Команда спасала свои шкуры»
Капитан игнорировал штормовое предупреждение
Судно отчалило 9 июля в 21:00, строго по своему расписанию, но при этом рулевой не посчитал нужным поставить об этом в известность диспетчерскую движения, связавшись по радио только с пассажирской диспетчерской. При этом прогноз погоды команда должна была получить именно из первой инстанции. Без прогноза теплоход вообще не имел права выходить в плавание, указывает издание.
«Капитан отказывался выходить в рейс»
Капитан не хотел отправляться в плавание, предчувствуя беду, но затем его как-то заставили это сделать, рассказала порталу «Новый компаньон» Татьяна Комарова, проводница теплохода «Булгария».
«Члены экипажа вели себя, как пассажиры» – и чем теперь живут выжившие и потерявшие родных на «Булгарии»
Двухпалубный теплоход погрузился в воду стремительно, по подсчетам следователей, всего за три минуты. Крушение произошло во время грозы на Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 километрах от берега. На борту судна, рассчитанного на 120 человек, находился 201 пассажир и член экипажа, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
По данным следствия, причиной затопления «Булгарии» стало несколько факторов. В их числе негодность судна к плаванию, низкий уровень подготовки экипажа, несоблюдение правил безопасности и неисполнение своих обязанностей судовладельцем, экипажем и специалистами контролирующих органов.
Спасательная операция длилась 16 суток. Последние тела были доставлены на поверхность 25 июля.
Экипаж так и не принес извинений, но мы получили поддержку от обычных людей
Павел Кочнев, на теплоходе «Булгария» погибли его мама, тетя и двое племянников
Если бы все были живы и здоровы, мы жили бы не то чтобы лучше или хуже – просто по-другому. Нашим семьям пришлось перестраиваться под случившееся.
Моей маме и ее сестре-близнецу, моей тете, 11 июля 2011 года исполнилось бы 55 лет. На юбилей должны были приехать гости. К этой дате мы купили им в подарок путевку на речной круиз. Пригласили племянников из Самары, близнецов Никиту и Данила. Все они погибли. Это сыновья моего двоюродного брата, у них с женой потом родилась дочка, ей сейчас пять лет будет.
Слева направо Людмила Сабирова, Никита, Даниил Сабировы, Татьяна Кочнева. Фото из личного архива Павла Кочнева
10 июля мы обычно встречаемся только своей семьей. Приезжаем на кладбище, в кафе рядом с ним заказываем поминальный обед. Собираемся небольшим кругом человек 15 из Казани, из пригорода, из Самары.
У нас большая дружная семья, и мы внутри нее стараемся друг друга поддерживать. Поэтому с другими пострадавшими только в первый год общались, а дальше не чувствовали потребности. Но я понимаю, что тем людям, у кого семья маленькая, вероятно, поддержка со стороны других потерпевших нужна.
Никто из экипажа, из тех, кто подвергся уголовному преследованию, не принес нам извинений. Они не были произнесены ни в зале суда, ни отдельно. Такого не было. По результатам суда потерпевшим должны выплатить материальный ущерб до миллиона. Никто из нас не получил ни копейки.
Я считаю непосредственными виновниками крушения Инякину и старпома Хаметова (директор компании – субарендатора теплохода и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина и первый помощник капитана Рамиль Хаметов – прим. ред.). Я в курсе, что они попали под амнистию, и считаю, что это неправильно. Инспекторы, вероятно, тоже косвенно виновны, но эти двое – основные виновные.
Павел Кочнев в суде. Фото: Александр Гавриленко / business-gazeta.ru
С осужденными и экипажем после трагедии мы не общались, кроме как в зале суда. Была попытка поговорить со старпомом, он находился под домашним арестом и приезжал на судебные заседания чуть раньше. Но когда люди пытались с ним разговаривать, причем спокойно, с его стороны не было никаких комментариев. Он не хотел говорить.
Но от простых людей, даже незнакомых, мы получили большую поддержку. В морге, где проходило опознание, было много родственников погибших. Из домов поблизости приходили люди и предлагали пойти к ним домой – отдохнуть, поспать часок, предлагали перекусить. Люди пытались чем-то помочь, писали в соцсети, очень переживали.
В Татарстане эту трагедию помнят все. Только выводы не все сделали, мне так кажется. Настороженно относились к водным перевозкам первые два года, а теперь халатность вернулась.
Я отстегнул семь плотов и последним покинул судно, но все равно чувствую вину
Ринат Габидинов, успел отработать радистом на «Булгарии» 50 дней
Со временем все забывается и успокаивается, а первые несколько лет было очень тяжело, на моих глазах столько людей погибло! Так просто это не проходит, несколько лет как будто и не жил.
Сейчас полегче стало. Я на пенсии, занимаюсь техникой, на судах давно не работаю. Я же речником никогда не был, после мореходного училища в советские годы работал в морях, был радистом. Лет 20 прошло, Островский (капитан «Булгарии» Александр Островский – прим. ред.) был другом моего родного брата, он предложил должность радиста на «Булгарии». Я и решил вспомнить былое. Вспомнил по полной программе…
На речном флоте после «Булгарии» никакого желания работать нет. Но и страха воды не появилось. В прошлом году с другом взял путевку Казань – Самара – Казань, специально, чтобы 10 июля пройти мимо того места, где «Булгария» затонула. Мы проходили это место, и я видел, что на берегу, где установлен памятник, люди собирались. Сам я не хожу на встречи, посвященные той трагедии. Думаете, приятно ощущать на себе осуждающие взгляды – как на преступника?
Ринат Габидинов. Фото: РИА Новости
Я опытный моряк, бывал на тонувших суднах. Но в тот день на «Булгарии» я был в шоке, потому что очень быстро все происходило. Я был в каюте, когда начался дождь, закрыл иллюминатор. Когда услышал дикий крик капитана «Всем на левый борт!», пробрался в радиорубку, чтобы продублировать его слова, но электричества уже не было.
Все было очень быстро, сначала я не понимал, что судно может затонуть, потому что в морях и не такие крены были, и все равно пароход как «ванька-встанька» возвращался на место.
Но я доволен хотя бы тем, что понял, что от меня требуется. Меня учили не покидать судно, пока все спасательные плоты не будут на воде. И я отстегнул семь плотов, остальные ушли под воду.
По большому счету, команды на «Булгарии» не было. Сами посмотрите, имеющих стаж работы, опыт, образование было всего семь человек, четверо из них утонули. А остальные члены экипажа вели себя как пассажиры. Кроме того, судно стремительно тонуло, и спасательные работы невозможно было организовать, даже комиссия потом это подтвердила.
Флотский закон такой – что бы ни случилось на судне, капитан всегда виноват, но нельзя только его обвинять. Один фактор никогда не приведет к такому крушению, сошлось много обстоятельств. Судно было на ходу, хотя там не работал левый дизель. Старший механик не закрыл иллюминаторы в машинном отделении. А это большой пузырь внутри судна. Если бы они были закрыты, судно еще долгое время было бы на воде и люди успели бы прийти в себя. Капитан вел судно на мель, до нее оставалось всего 40 метров. Но старший механик самовольно остановил двигатель.
Я был последним живым человеком на «Булгарии», и это подтвердило следствие. После того, как я покинул судно, оно через 20 секунд затонуло. И все же я как член экипажа чувствую вину. За судно кто отвечает? Экипаж виноват, как ни крути и ни оправдывайся. И нам не оправдаться перед людьми за происшедшее, это уже на всю жизнь. Что толку от моих извинений. Надо было выполнять обязанности, а не извиняться, когда уже поздно.
Каждое утро я просыпалась и вспоминала своих преподавателей
Ольга Бравина, на «Булгарии» утонула ее преподаватель
Мне было очень жутко, когда я узнала про «Булгарию». Первое время каждое утро просыпалась и вспоминала преподавателей. Все были в шоке от случившегося.
Людмила Олеговна Буторина вела у моей группы в университете полтора года 2 предмета. Она была талантливым преподавателем, работала завкафедрой культуры и отечественной истории в Ульяновской государственной сельхозакадемии. Погибла она вместе с мужем Алексеем Игоревичем Стеценко, он был преподавателем в нашем университете. Это была настоящая интеллигентная пара, люди мудрые, интересные!
Людмила Олеговна интересно читала лекции по социальной философии. На своих занятиях она создавала дискуссии, чтобы мы могли с ней поспорить, доказывая свою точку зрения. Благодаря ее занятиям мы изучали социальную философию в проблемном методе, то есть любая тема анализировалась через различные точки зрения.
Людмила Буторина и Алексей Стеценко. Фото: ulsu.ru
Семь человек признали виновными
Пять человек по факту крушения «Булгарии» оказались на скамье подсудимых. 7 июля 2014 года им огласили приговоры.
Директор компании-субарендатора теплохода ООО «АргоРечТур» и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Суд признал ее виновной по статьям 238 («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и 143 («нарушение правил охраны труда») УК РФ. Изначально гособвинение просило назначить ей 14,5 лет лишения свободы.
В 2015 году Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, и срок ее заключения был сокращен до 9,5 лет. Адвокат Константин Габелев, представлявший ее интересы в суде, заявил «Правмиру», что давно не сотрудничает с Инякиной, и отказался от комментариев. Ранее в интервью она упоминала, что у нее есть маленький сын и взрослая дочь.
Инякина не признала вину, хотя и приносила извинения потерпевшим в зале суда. Она заявляла о несправедливости судебного процесса и говорила о планах написать документальную книгу о подлинной истории крушения теплохода.
Первого помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова суд приговорил к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Он признан виновным по статье 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»). Пока шло следствие, Хакимов был единственным из пятерых обвиняемых, кто находился не под стражей, а под подпиской о невыезде. В 2015 году он, как и Светлана Инякина, попал под амнистию. В колонии первый помощник капитана «Булгарии» проведет на два года меньше назначенного срока.
Бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили шесть и пять лет колонии общего режима соответственно. Их признали виновными по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Старший эксперт пермского участка камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов осужден на пять лет.
Светлана Инякина, Яков Ивашов, Владислав Семенов и Ирек Тимергазиев (слева направо) во время заседания суда. Фото: ИТАР-ТАСС
В день крушения мимо плотов с людьми, которым удалось спастись, прошли три судна. Сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66» не остановились, в отношении их капитанов возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Капитан «Арбата» Юрий Тучин признал свою вину и был приговорен к штрафу в 130 тысяч рублей.
Капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров настаивал, что любой его маневр мог больше повредить утопающим, чем способствовать их спасению. Некоторые потерпевшие в суде дали показания, свидетельствующие в его пользу. И все же суд признал Егорова виновным и назначил штраф в размере 190 тысяч рублей.
Уцелевших после крушения «Булгарии» людей спас экипаж теплохода «Арабелла» во главе с капитаном Романом Лизалиным. После случившегося он был награжден ведомственной медалью МЧС «За содружество во имя спасения» и орденом Мужества. Сейчас капитан возглавляет компанию ООО «ВолгаТатСудоремонт». Кроме того, он занялся политикой и общественной деятельностью. Лизалин состоит в Центральном штабе Общероссийского народного фронта. В 2016 году был участником праймериз «Единой России» на выборы в Госдуму от Республики Татарстан.
Мамина фамилия и долги Инякиной: 10 фактов к десятилетию крушения «Булгарии»
10 июля 2011 года круиз из Болгара в Казань стал последним для 122 человек — важные детали трагедии
За что казанский судья вместе с приговором по делу «Булгарии» вынес частное постановление Александру Бастрыкину, сколько жизней на самом деле унесла крупнейшая водная трагедия в современной России и какую фамилию сейчас носит главная фигурантка дела? К 10-й годовщине кораблекрушения в Куйбышевском водохранилище «Реальное время» предлагает 10 фактов по делу погибших и выживших на двухпалубном теплоходе, что еще за год до катастрофы назывался «Украиной».
В числе жертв — 10 нерожденных детей
9 июля 2011 года на борт дизель-электрохода «Булгария» приняли 163 пассажира вместо 120, предусмотренных свидетельством о годности к плаванию. В команде судна, напротив, не хватало шести человек, правда, общее число экипажа — 38 человек — также превышало норму за счет бармена, руководителя кружка, аниматора, директора ресторана. Итого — почти полсотни «лишних» людей на судне, согласно приговору. Спасательных шлюпок и плотов для них не было.
Осужденные капитаны
Показания того же Хаметова помогли отправить под суд капитанов за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 240 УК РФ). Старпом с «Булгарии» вспоминал, как на спасательном круге преодолел 600 метров и, увидев сухогруз «Арбат», выплыл прямо на судовой ход. «На «Арбате» все попрятались, обошли меня, хотя я перекрывал им дорогу», —вспоминал Хаметов. — Со стороны Казани шел сухогруз «Дунайский-66» и тоже прошел мимо».
Как подсудимые и свидетели «топили» Островского
Собственник казанского «Титаника» отказался от иска.
ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» получило в уголовном деле статус потерпевшего и даже заявило гражданский иск к подсудимым на 28 млн рублей за утонувший теплоход. Но позже от него отказалось. На процессе выяснилось: собственник небезопасного судна предпочитал сдавать его в аренду. Последним арендатором в марте 2011-го стала аффилированная с руководством СК компания «Бриз» и уступила «Булгарию» в субаренду ООО «АргоРечТур».
Субарендатор Инякина пыталась переложить часть вины на собственника судна. Она настаивала: именно на арендодателе, согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, лежала обязанность по предоставлению документов, необходимых для эксплуатации теплохода, а также по устранению его скрытых дефектов.
И распилил «Булгарию»
Затонувшему двухпалубному теплоходу было 56 лет. В середине 50-х годов прошлого века его построили на верфи в Чехословакии по проекту 785, он же «Россия». Всего по заказу СССР в братском государстве построили 36 таких судов. 16 из них получили названия в честь союзных республик СССР. По Каме и Волге ходила «Украина». «Булгарией» она стала лишь в 2010-м — в честь Волжской Булгарии. Причем первая «Украина» была построена по вышеназванному проекту в 1952-м, приписана к Донскому речному пароходству, а через год сгорела.
Инякина стала Плотниковой
Как утверждают источники «Реального времени», отсидев положенный срок за катастрофу, бизнес-леди Светлана Инякина столкнулась с серьезными проблемами на воле. Работодатели либо сходу отказывали ей в трудоустройстве, либо делали это спустя время, узнав о прошлом новой сотрудницы. Говорят, Инякиной пришлось кардинально менять засвеченный в суде имидж, а затем и фамилию. Выбрала мамину — Плотникова.
Напомним, в июле 2014-го Московский райсуд приговорил Инякину к 11 годам колонии общего режима за оказание опасных для потребителей услуг (ч. 3 ст. 238 УК РФ). Верховный суд РТ сократил посадку до 9,5 года. Но на воле главная фигурантка катастрофы оказалась уже в августе 2018-го в связи с полным отбытием наказания! Такое решение принял Алатырский суд Чувашии, применив к осужденной новую норму о зачете каждого дня в СИЗО за 1,5 дня колонии общего режима. А ведь под арестом Инякина еще до вступления приговора в силу провела без малого 5 лет. Объявленная к 70-летию Победы амнистия также ускорила ее выход на свободу — неотбытый срок наказания сократился на треть. Фото: evening-kazan.ru
В свое время на судебном допросе директор «АргоРечТур» рассказывала, что на реке она человек неслучайный: имеет диплом речного техникума по специальности «Организация перевозки пассажиров» и опыт работы в компаниях «Волгатанкер» и «Волжские путешествия», отвечала за разработку программ, графики движения теплоходов и организацию экскурсий. В 2006-м начала свое дело: сначала — турагентство, потом это была «Казанская судоходная компания». В 2009-м основала фирму «Волга трэвел» и назначила ее директором сожителя, поскольку сама вскоре должна была уйти в декретный отпуск.
Свидетель сбежал от следствия на тот свет
Частник Бастрыкину за мертвого эксперта
Уголовное дело в 145 томах хранится в архиве Московского райсуда Казани. Напомним, процесс начинался и финишировал на выезде — в ДК «Юность». На оглашение приговора у председательствующего судьи Сергея Якунина ушло три дня. В один день с итоговым решением судья вынес частное постановление в адрес руководителя СКР Александра Бастрыкина, которое не получило огласки. Восполняем этот пробел.
Якунин указал на «случаи нарушения уголовно-процессуального закона» со стороны должностных лиц Следственного комитета РФ. Так, в заключении комиссионной судоводительской инженерно-технической экспертизы указан в качестве эксперта доцент Поволжской академии водного транспорта Цветков. Причем в числе других привлеченных экспертов Цветков — единственный дипломированный специалист по судовождению и квалифицированный инженер-судоводитель. Однако ни подписки, что следователь предупредил этого эксперта об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, ни его подписи под самим заключением в материалах нет. Последнее объяснимо — на момент окончания экспертизы Цветкова уже не было в живых, но при назначении данного исследования он был жив, и именно на этой стадии берется подписка об уголовной ответственности. Фото: пресс-служба Московского райсуда
В суде выяснилось, что ответы по судовождению в экспертизе давал квалифицированный инженер в сфере авиационной и ракетно-космической теплотехнике. А в числе подписавших заключение экспертов появился новый специалист, в отношении которого следствием никакого процессуального решения не принималось.
Что стало с исками потерпевших на 50,5 млн рублей
Согласно вступившему в силу приговору суда, пятерку подсудимых обязали возместить моральный ущерб равными долями — от 50 тысяч до 1 млн 250 тысяч рублей с каждого фигуранта каждому из потерпевших.
Общий размер взысканного судом составил 50,5 млн рублей — соответственно на каждого из пяти виновников трагедии пришлось по 10,1 млн рублей. Из этой суммы тремя татарстанскими должниками по приговору выплачено 353 тысячи.
Светлана Инякина возместила 154 тысячи рублей. Эта сумма была взыскана из ее зарплаты в период отбывания наказания, сообщили «Реальному времени» в УФССП по РТ. 147 тысяч рублей приставам удалось истребовать с Владислава Семенова в период его официального трудоустройства в 2018—2019 годах. У того же осужденного еще со времен следствия числился под арестом автомобиль Peugeot 2001 года выпуска, причем не на ходу. На предложение передать иномарку в счет возмещения ущерба потерпевшие ответили отказом. Еще 52 тысячи рублей удалось взыскать с Ирека Тимергазеева. На Рамиле Хаметове в базе УФССП числятся 63 исполнительных листа и долг на 10 млн рублей.
«В целях взыскания применялся комплекс мер: проверялось имущественное положение должников, совершались выходы по адресам регистрации, использовалось ограничение в праве на управление транспортными средствами, ограничение в праве выезда за пределы РФ, арест на счета. У тех, кто отбывал наказание, денежные средства удерживались из дохода осужденного в местах лишения свободы», — комментирует ситуацию пресс-секретарь УФССП по РТ Лилия Халимова. Она отмечает, что наложить арест на единственное жилое помещение в собственности одного из должников не позволил закон. А в настоящее время исполнительные производства окончены по п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ. Фото: Ирина Плотникова
В ведомстве подчеркивают: у потерпевших есть право до 2023 года обратиться с исполнительными листами повторно.
Долгами осужденного Якова Ивашова, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра, занимаются приставы Пермского края. В их базе указаны претензии по части морального вреда по 17 исполнительным листам на общую сумму 3,1 млн рублей. Напомним, именно Ивашов, согласно приговору, дал добро на эксплуатацию отработавшего ресурс без капремонта двигателя, который установили на «Булгарию».
Беглый адвокат и осужденный обвинитель
Свои сроки по приговору задолго до 10-й годовщины трагедии отбыли все осужденные. Зато кое-кто из других участников процесса попал под уголовное преследование.
Бывший адвокат старпома Хаметова Гурами Горгиладзе объявлен в международный розыск за мошенничество в крупном размере под предлогом передачи взятки. Дело расследуется с 2017 года. По данным МВД по РТ, прячется обвиняемый у себя на родине — в Грузии.Фото: Следком по РТ
В 2018 году осудили бывшего помощника прокурора Московского района Равиля Сабирова, что входил в группу гособвинителей по делу «Булгарии». Первоначально ему инкриминировали получение взятки 400 тысяч рублей через посредника — родного брата и сотрудника прокуратуры Авиастроительного района. Оба в день задержания были уволены за совершение порочащего проступка. Перед судом они предстали по обвинению в мошенничестве и покушении на таковое, вину полностью признали, ущерб погасили и отделались условными сроками.
«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?
Десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.
Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?
Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.
Теплоход «Булгария». 8 августа 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia
Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев
А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.
«Я услышал крик капитана»
Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.
Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?
Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.
В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.
Вы помните, как начались страшные события?
Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.
У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.
Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.
Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости
Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.
Что происходило с пассажирами в это время?
На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.
«Такое в страшном сне не могло привидеться»
Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?
Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.
К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.
Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы находились в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.