что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Под финалом понимается последняя глава романа «Прощение и вечный приют» и эпилог. В них писатель заканчивает рассказ обо всех героях, которые появлялись на страницах книги.

Покидая вместе со свитой Москву накануне Пасхи, Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту. Вся компания на фантастических конях летит в горы, где на «безрадостной плоской вершине» (2, 32) в каменном кресле сидит Понтий Пилат. Мастер произносит последнюю фразу своего романа, и прощённый Пилат по лунной дорожке спешит в город: «Над чёрной бездной (. ) загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч (. ) лун садом» (там же). Этот волшебный город напоминает Новый Иерусалим, каким он изображён в Апокалипсисе (21 : 1, 2) или в философских трудах европейских утопистов, — символ нового земного рая, «золотого века». «»Мне туда (. )?» — спросил беспокойно Мастер» (там же), но получил от Воланда отрицательный ответ; «Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас» (там же).

Мастеру определено высшими силами другое, чем Понтию Пилату: «»Он не заслужил света, он заслужил покой»» (2, 29), — сообщает Воланду Левий Матвей. Что же такое свет и покой в романе? Одни литературоведы полагают, что в романе Булгакова отражены идеи украинского религиозного философа XVIII века Григория Сковороды, книги последнего, без сомнения, были известны писателю хотя бы через отца. Покой, согласно философской концепции Сковороды, является «наградой за все земные страдания человека «истинного», покой (. ) олицетворяет вечность, вечный дом. А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая на мост лунная дорожка» (И.Л.Галинская. Загадки известных книг. М., 1986, с.84). Нетрудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и болезненный сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься как художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа.

Другие литературоведы считают, что финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте (В.П.Крючков. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М.Булгакова.//Русская литература, 1995, №3). В третьей части Дантовой «Комедии» (в «Рае») герой встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру рая. Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Бог, ангелы, блаженные души. Может быть, об этом свете говорит Левий Матвей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены от вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом. Герой Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения порок — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Но этот порок одновременно достоин и уважения, потому что принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует загробный мир, напоминающий Лимб. Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей через каменный мшистый мостик» (2, 32), идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в земной жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом.

Почему же Мастер не заслужил света? В упомянутой книге И. Л. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен «истинному» человеку (указ. соч., с.84). Однако необходимо объяснить, что не позволяет причислить булгаковского Мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: «Он ненавистен мне, этот роман. Я слишком много испытал из-за него» (2, 24). Третье предположение — сам Мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры. Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе Мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего (посмертное воскресение так. и не показано).

Следует признать, что награда светом уставшего от жизни Мастера была бы неубедительной, она противоречила бы художественной концепции романа. А кроме того, между Булгаковым и Мастером много общего, поэтому Булгаков, как и Данте, не мог наградить райским сиянием-блаженством героя, похожего на себя. При этом Мастер, с точки зрения автора, безусловно положительный герой. Он совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя: Мастер и Маргарита не заслужили рая, но избежали ада, получив покой. Так Булгаков выразил свой философский скептицизм, столь характерный для писателей XX века.

Описывая Мастера в финале, Булгаков не даёт однозначного толкования. Здесь следует обратить внимание на состояние главного героя, когда он идёт к своему вечному (то есть последнему) приюту: «. слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера, как он только что отпустил им созданного героя» (2, 32). Память о романе, о земной любви — это единственное, что оставалось у Мастера. И вдруг «память потухает», а значит, возвышенные любовные переживания для него умирают, становится невозможным творчество, о котором герой так мечтал в земной жизни. Иными словами, Мастер получает телесно-душевный, а не божественный покой. Зачем Мастеру сохранять творческие силы, если никто не прочитает его произведений? Для кого писать? Булгаков не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца.

Недосказанность Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного. В финале пролетарский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические упражнения и становится сотрудником Института истории и философии. Он не написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами». Только раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую ученик вновь забывает при пробуждении-выздоровлении. Раз в год профессор Понырёв видит один и тот же странный сон: непомерной красоты женщина выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а потом они вместе уходят к луне (данный эпизод очень напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и одновременно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г.Сковорода). С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может быть, этот сон — наваждение от Воланда: ведь лунный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина — ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло.

Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический? Кажется, что писатель сознательно не даёт прямого ответа на этот вопрос, потому что в данном случае любой определённый ответ был бы неубедителен.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что толкования финала «Мастера и Маргариты» могут быть различными. Однако сближение романа Булгакова и поэмы Данте позволяет обнаружить интересные особенности булгаковского текста.

В «Мастере и Маргарите» легко увидеть влияние образов и идей «Божественной комедии», но это влияние сводится не к простому подражанию, а к спору (эстетической игре) со знаменитой поэмой эпохи Возрождения. В романе Булгакова финал является как бы зеркальным отражением финала поэмы Данте: лунный луч — лучезарный свет Эмпирея, Маргарита (возможно, ведьма) — Беатриче (ангел неземной чистоты), Мастер (обросший бородой, пугливо озирающийся) —Данте (целеустремлённый, вдохновлённый идеей абсолютного познания). Эти различия-сходства объясняются разными идеями двух произведений. Данте рисует путь нравственного прозрения человека, а Булгаков — путь творческого подвига художника.

Булгаков, может быть, сознательно сделал финал своего романа двусмысленным и скептическим, в противовес торжественному финалу «Божественной комедии». Писатель XX века отказывается утверждать что-либо наверное, рассказывая о трансцендентальном мире, призрачном, неизвестном. В загадочном окончании «Мастера и Маргариты» проявился художественный вкус автора.

На первый взгляд финал романа трагичен. Мастер, совершенно отчаявшись найти понимание в современном обществе, умирает. Маргарита умирает, так как не может жить без любимого человека, которого она любит за доброе сердце, талант, ум, страдания. Иешуа умирает, так как людям не нужна его проповедь о добре и правде. Но Воланд в конце романа вдруг говорит: «Всё будет правильно, на этом построен мир» (2, 32), — и каждый герой получает по своей вере. Мастер мечтал о покое и получает его. Маргарита мечтала о том, чтобы всегда быть с Мастером, и остаётся с ним даже в загробной жизни. Понтий Пилат подписал смертный приговор невиновному человеку и мучается за это бессмертием и бессонницей почти две тысячи лет. Но в конце концов исполняется и его самое заветное желание — встретиться и говорить с бродячим философом. Берлиоз, который не верил ни во что и жил в соответствии с этим убеждением, уходит в небытие, превратившись в золотой кубок Воланда. Так что же: мир устроен справедливо и поэтому можно со спокойной уверенностью жить дальше? Булгаков опять не даёт определённого ответа, и читатель сам может выбрать ответ для себя.

Источник

Маргарита в романе Мастер и Маргарита

Вот уже на протяжении десятилетий роман Михаила Афанасьевича Булгакова продолжает вызывать интерес и поистине неувядающую страсть к анализу характеров, мотивов к совершению тех или иных поступков ключевых персонажей.
При более тщательном рассмотре материала можно сделать вывод, что в произведении М.А. Булгакова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ героев НЕТ! Именно тем, данный роман интересен и уникален.
И тем не менее, упорно, в школьных сочинениях, газетных статьях и просто досужих разговорах педалируется положительный образ Маргариты как страдалицы, жертвы обстоятельств, одинокой и просто «по настоящему» влюбленной женщины. Попробуем доказать обратное.
Давайте рассмотри подробнее этот без исключения интересный персонаж.

Наиболее полное знакомство с Маргаритой начинается с описанием её внешнего образа; томная, мечтательная, несчастная и одинокая женщина. Часами перечитывающая остатки сгоревшей рукописи Мастера и чахнувшая над засушенной розой.
Но еще ранее ее описывает сам Мастер — поэту Ивану Бездомному. В черном пальто. тревожные желтые цветы, которые первыми появляются в Москве.

Явная отсылка к началу романа, а именно встречи Бездомного и Берлиоза с Воландом (который является олицетворением сатаны). Патриаршие пруды тоже стали безлюдными, что несколько поразило Берлиоза. Талант писателя и заключается в том, что бы не «наливать воды» в своем произведении, и любое описываемое событие не случайно. В романе вообще нет случайных персонажей и событий. Даже описание погоды, закатывающего солнца отражающего в окнах домов имеет свой смысл.

Маргарита была послана Мастеру и это как вы увидите далее она была совсем не наградой за праведную жизнь. Маргарита НЕ МУЗА для писателя, РОМАН УЖЕ СОЗДАН. Женщина была послана на погибель. «Что-то ведьмино было в ее глазах».

. ТАК СЕБЕ ПОДРУГА
Самый очевидный пример. Маргарита стоит на лестнице и принимает гостей как хозяйка бала. Коровьев, стоящий рядом представляет ей очередного гостя дает ему краткую но исчерпывающую характеристику: «А это господин Жак с супругой. Интереснейший мужчина. Государственный преступник, убежденный фальшивомонетчик. Сволочь.»
После чего, в середине бала к ней подбегает ее домработница Наташа и просит королеву что бы ее оставили «в ведьмах» мотивируя свой каприз: «Господин Жак мне предложение сделал и пять золотых подарил. ». Та с надменной улыбкой кивает головой и разрешает, хотя прекрасно знает, что замуж он ее взять не сможет, так как сам женат, золотые монеты у него фальшивые. Да вообще он просто труп. В Русском языке есть хорошее слово «подосрать». Очень подходит Маргаритиной сущности. И замечательно ее характеризует как подругу и человека в целом.
Едем далее.

Что тут можно добавить? Функция и предназначение данного мужчины для Маргариты ясна.

Так же вызывает одобрение читателей разговор с мальчиком напуганным бесчинством Маргариты в квартире критика. Наш персонаж сумел внушить мальчику, что он просто спит и она ему сниться, что в дальнейшем конечно помешает отличить ребенку сон от яви, например мальчик захочет полетать и выпрыгнет из окна. В современном мире такую «терапию» выполняют компьютерные игры когда подросток или ребенок находясь в неадекватном состоянии путает навязанный ему мир с реальностью и совершает подчас жуткие поступки. «Дарительница снов» Маргарита перевернула мир ребенка с ног на голову и нанесла ему психотравму. Наша героиня пытается всем нагадить при любой возможности. Истинная ведьма.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Маргарита уговаривает Мастера дописать и опубликовать роман. По мнению последней, так как в создании романа принимает участие она сама, он должен быть гениален, покорить миллионы умов и сделать мастера знаменитым и конечно же богатым.Она лично бегает по редакциям и разносит копии рукописей романа. Таким образом Маргарита подсознательно пытается оправдать свое предательство супруга, убийство младенца и стать для всех и для самой себя жертвой, а не преступником. Но роман Мастера, что называется «не пошел», он был откровенно не интересен для широкого круга читателей и специалистов. Маргарита нафантазировала, что создавая роман вместе с Мастером, а точнее по ее вкусу, роман будет гениален. А сама она будет считаться прозорливой да и просто кладезем хорошего вкуса. Но как оказалось не нашлось никого, кроме Магарыча, кто пришел роман похвалить, да и то как оказалось с корыстной целью.

Этот провал показал, что у Маргариты нет ни прозорливости, ни вкуса. И наша героиня начала осознавать, что она просто обычное, серое ничтожество. Но для ведьмы это неприемлемо! Для начала она перестала скрывать, что мастер ей откровенно наскучил. « Мы часто стали расставаться. мы оба стали часами сидеть на коврике у печки и смотрели в огонь». Следующий этап вообще избавиться от мастера. Навсегда. Маргарите Мастер был безразличен изначально, и донос на него был только делом времени.
«Через четверть часа после того как она ушла в окошко постучали». Ключевое слово ПОСТУЧАЛИ. Когда с целью ареста приходили опера НКВД они не мучились вопросами деликатности. Магарыч и Маргарита (не правда ли имена чем то похожи), осознанно «слили» Мастера каждый со своей целью. Один с корыстной целью, другая с целью избавиться от надоевшего любовника. Ей было скучно с ним.
Не случайно при первой же встрече Магарыч не понравился Маргарите, он производил на нее отталкивающее впечатление, та увидела в нем своего духовного двойника и ничего кроме омерзения это для нее не значило.

В данном сочинении автор хотел написать свое видение одного из главных персонажей романа, вероятно с нестандартного для большинства обывателей ракурса. И данный взгляд на персонажа подтверждает многогранность и неоднозначность романа как для современников, так и для будущих поколений.

(Источник вдохновения: сам роман и необъятный интернет).

Источник

Маргарита

Центральное место в романе М.А. Булгакова занимает Образ Маргариты – героини, которая подарила Мастеру большую любовь и творческое вдохновение. С именем Маргариты связано не только развитие сюжета, но и темы, поднимаемые автором: истинная свобода, неисчерпаемое творчество, безграничная, жертвенная любовь.

Описание героини

Общая характеристика и краткая история Маргариты

что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть картинку что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Картинка про что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Маргарита. Актриса А. Ковальчук. Фильм «Мастер и Маргарита». 2005

Полное имя героини романа – Маргарита Николаевна. Автор не акцентирует внимание на ее внешности. Можно сказать, что ее портрет составлен из легких штрихов, которыми писатель подчеркивает ту или иную деталь этого образа. Например: «тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…», «она была красива…», «…расчесывая короткие, завитые волосы», «ощипанные по краям в ниточку брови». Вместе с тем, он описывает ее голос, смех, изящество движений, и, самое главное – выражение глаз. Следовательно, не внешности героини придает автор основное значение, а качествам ее души.

Булгаков не сразу представляет читателю Маргариту. Перед этим он повествует о страданиях Мастера, о его творческих муках и тоске по любви. Но наступает день, когда герой знакомится с Маргаритой, и эта встреча навсегда меняет его жизнь. Сама обстановка, в которой происходит знакомство, содержит что-то мистическое. Переулок, в который с Тверской сворачивает Маргарита, совершенно безлюден. В руках у женщины букет невзрачных желтых цветов, как намек на дальнейшие трагические события. Внезапно она оборачивается и замечает Мастера. Позже он будет вспоминать: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». Героев одновременно посещает одна и та же мысль, что они уже давно, задолго до этой встречи любят друг друга. Это подтверждает и сама Маргарита: «…любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Встреча

что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть картинку что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Картинка про что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Иллюстрация В. Павлушина

До знакомства с Мастером Маргарита ощущала себя глубоко несчастной, хотя имела все, о чем мечтают многие женщины: любящего влиятельного супруга, достаток, комфорт, шикарный дом. Но вольная душа Маргариты страдала от отсутствия такой любви, в которой можно было бы раствориться, ради которой стоило бы жить. «Что же нужно было этой женщине?… Ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». «Она «угадала» его среди тысяч людей. Так же, как он угадал её».

Свое предназначение Маргарита видит в любви к Мастеру, в заботе и служении ему. Она ведет домашнее хозяйство, старается создать уют в маленькой подвальной каморке Мастера. Именно ей он доверяет прочесть первые страницы начатого романа, и Маргарита, оценив его высокое художественное мастерство, вдохновляет героя на продолжение работы.

Мастер заканчивает роман, но возникает проблема с его публикацией. Почти все издательства признают работу Мастера крамольной и отказываются выпускать ее в свет. И здесь Маргарита берет на себя решение этой задачи. Она находит поддержку в одной из редакций, которая соглашается опубликовать некоторые главы в своем журнале. С этого момента на Мастера обрушивается шквал критики. Каждый, прочитавший роман, считает своим долгом жестко высмеять автора и его труд.

Вместе с возлюбленным страдает и Маргарита, мечтая отомстить самым яростным критикам. Но агрессия и давление оказываются настолько сильными, что психика Мастера не выдерживает: он сжигает произведение и добровольно уходит в лечебницу для душевнобольных. Оказавшись в стенах больницы, осознавая, что находится в шаге от сумасшествия, он отрекается от Маргариты. Герой считает, что уже не сможет дать любимой того счастья, которое она заслуживает.

Маргарита не может простить себе того, что оставила Мастера в ту ночь, когда он принял решение сжечь рукопись. Именно после этого он попадает в больницу. Ее жизнь без Мастера превращается в кошмар. Маргарита начинает осознавать, что навсегда теряет любимого, но не желает с этим мириться. Смыслом ее жизни становится борьба за Мастера и за его бесценную рукопись о Понтии Пилате.

Невидима и свободна!

что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть картинку что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Картинка про что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Иллюстрация Н. Королева

Чтобы хоть краем глаза взглянуть на возлюбленного, узнать о его судьбе, героиня идет на сделку с дьяволом в лице Воланда. Маргарита оказывается перед тяжелейшим выбором. Прекрасно понимая, что заключает сделку с нечистой силой, Маргарита осознанно вступает на путь тьмы. «Я погибаю из-за любви», – произносит героиня, и эти слова говорят о том, как безгранично ее чувство. Натерев тело кремом, который дает ей Азазелло, Маргарита расстается с реальным миром. Её уже не стесняют правила и условности ненавистного ей общества, она освобождается из его пут со словами: «Невидима и свободна!»

Всё по той же причине – чтобы встретиться с Мастером – Маргарита принимает предложение стать королевой на балу Сатаны. Бал является едва ли не самым ключевым эпизодом произведения. Именно это событие определяет, заслуживает ли героиня того счастья, к которому так стремится ее душа, не дрогнет ли она перед предстоящим страшным ритуалом. Но Маргарита готова пройти через всё, чтобы воссоединиться с любимым.

Она облачается в одежды, которые причиняют ей невыносимую боль, опустошает наполненный кровью кубок, не сопротивляется, когда мертвецы целуют ее ноги. Несмотря на распухшее и посиневшее колено, Маргарита гордо, на правах хозяйки обходит гостей бала. Даже тяжелая цепь с рамой, натиравшая ей шею, не становится препятствием тому, чтобы Маргарита отказалась от своей роли. Она с достоинством выполняет свою великую миссию.

М.А. Булгаков соединяет в своей героине противоположные качества – святой женщины и ведьмы. Восхищает жертвенность Маргариты, ее, не знающая границ, любовь к Мастеру. Сцена с детоубийцей Фридой также характеризует героиню, как человека с добрым сердцем, принимающего чужую боль. С другой стороны, она дает согласие на взаимодействие с нечистой силой. У Маргариты проявляется такое качество, как жестокость. Особенно сильно это чувство по отношению к врагам Мастера. Жгучую ненависть она испытывает к критику Латунскому. Она крушит все в его доме, желая отомстить за ту разгромную статью, которая, по сути, уничтожила Мастера, доведя его до сумасшедшего дома.

Маргарита – гордая женщина, поэтому она не просит Воланда исполнить обещание. Его ответом на ее молчание становятся следующие слова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» Превозмогая внутреннее сопротивление, героиня все же озвучивает свое желание: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!»

Финал

что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Смотреть картинку что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Картинка про что стало с маргаритой в мастере и маргарите. Фото что стало с маргаритой в мастере и маргарите

Иллюстрация В. Ефименко

Князь Тьмы, могущественный Воланд по достоинству оценивает великую силу любви Маргариты к Мастеру. Он поражен стойкостью и преданностью женщины и щедро дарует ей возможность навечно воссоединиться с возлюбленным. Тех же, кто, так или иначе, был повинен в трагедии Мастера, он жестоко наказывает. Воланд восстанавливает испепеленную рукопись, сопровождая этот акт бессмертной фразой: «Рукописи не горят».

Мастер не заслуживает Света, потому что, предав свой труд, и отказавшись от возлюбленной, он оказывается слабее Маргариты. Воланд дарит герою вечный покой, а Маргарита, не видевшая смысла жизни без Мастера, готова до конца разделить его судьбу. Если бы не обстоятельства, с которыми не смог справиться Мастер, Маргарита могла бы прожить с ним долгую и счастливую жизнь. Однако, судьба распорядилась иначе, и героине выпало лишь умереть вместе со своим возлюбленным.

Роль героини в произведении

Маргарита, принявшая условия сатаны, является, тем не менее, более привлекательным персонажем, нежели Мастер. Она до конца остается верна себе и, благодаря своей целеустремленности, спасает героя от безумия в психиатрической лечебнице. Этим героиня олицетворяет жизнеутверждающее, деятельное, энергичное начало.

Развитие героини по мере сюжета

В начале романа Маргарита представляет собой обеспеченную, привыкшую к роскоши женщину, которая страдает от одиночества и отсутствия любви. Встреча с Мастером и вспыхнувшее между героями чувство преображают Маргариту. Ее сердце наполняется любовью, она словно расцветает, раскрываются такие черты ее характера, как умение сопереживать, заботиться, радоваться простым, обыденным вещам. Героиня готова делить с возлюбленным не только радость, но и любые невзгоды.

Исчезновение Мастера становится для Маргариты настоящей трагедией. Ни на минуту не забывает она о любимом, и здесь проявляются такие ее черты, как верность и преданность. Сделка с Воландом еще больше преображает героиню. Теперь читатель видит, что в характере Маргариты-ведьмы появляются наклонности к мести и разрушению. Но следующий эпизод с балом опровергает предположение о том, что силы тьма могут одержать верх над душой Маргариты. Даже в образе ведьмы она остается милосердной и способной к сочувствию.

Героиня – неординарная, многогранная личность. Тьма, поселившаяся у нее в душе, не способна погасить тот свет, который излучает ее сердце. Благодаря огромной силе воли и этому трепетному, любящему сердцу, Маргарита остается верной не только своему любимому, но и себе.

Отношение автора к героине

Михаил Афанасьевич Булгаков обладал способностью, которая отличала его от многих собратьев по перу. Он настолько вживался в создаваемые им образы, что начинал смотреть на мир их глазами. Это особенно хорошо прослеживается в его бессмертном романе «Мастер и Маргарита».

Воспринимая мир глазами Маргариты, автор так пронзительно изображает «настоящую, верную, вечную любовь», что не возникает сомнений в том, что ему самому довелось пережить подобное чувство. Он заставляет читателя поверить в эту любовь раз и навсегда, несмотря на ее странность и безрассудность: «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Безусловно, образ Маргариты близок и симпатичен автору. Иначе читатель лишился бы возможности созерцать этот символ верности, жертвенности и красоты. Всеми этими качествами обладает булгаковская Маргарита, в образе которой отразились творческая индивидуальность автора, его смелый вызов устоявшимся художественным канонам.

Прототипы

Когда М.А. Булгаков задумывал свой роман, он не предполагал создавать образ Маргариты. Этот персонаж возник, когда в жизни писателя появилась прекрасная женщина Елена Сергеевна Шиловская, ставшая его третьей женой. Именно она считается общепризнанным прототипом Маргариты Николаевны из романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковеды находят в документах писателя подтверждение тому, что Михаил Афанасьевич считал «свою Маргариту» (так он называл Елену Сергеевну), вдохновительницей и музой. Она, как и героиня романа, от начала и до конца прошла с ним тернистый путь, разделяя все нападки и гонения. Именно от нее писатель получал колоссальную моральную и духовную поддержку. Елена Сергеевна была с супругом до последних минут его жизни, занималась правкой и редактированием романа, а потом в течение двадцати лет боролась за то, чтобы произведение увидело свет. Благодаря этой удивительной женщине, читатель получил возможность познакомиться с этим высокохудожественным шедевром.

Экранизации героини

Существует четыре известных экранизации романа «Мастер и Маргарита». Первая из них состоялась в 1972 году. Это был фильм югославских и итальянских кинематографистов, главную роль в котором сыграла звезда итальянского кино Мимзи Фармер.

Второй кинематографической Маргаритой стала популярнейшая польская актриса Анна Дымна. Фильм по мотивам романа Булгакова вышел в Польше в 1988 году. Лента получила большое одобрение у критиков и зрителей благодаря тому, что ее создатели с большим вниманием отнеслись к литературному первоисточнику.

Первая русская киноверсия появилась в 1994 году. Режиссер Юрий Кара в образе Маргариты видел только одну актрису – Анастасию Вертинскую. Она и стала исполнительницей главной роли в этом фильме.

Самой известной экранизацией романа считается телесериал 2005 года, главные роли в котором достались Анне Ковальчук и Александру Галибину. Зрители с нетерпением ожидали премьеру, но после того, как она состоялась мнения и зрителей, и кинокритиков разделились. Споры касались и подбора актеров, и сценических эффектов, и операторской работы, и режиссерского видения. Тем не менее, фильм посмотрело огромное количество зрителей, в числе которых преданные поклонники великого Мастера, М.А. Булгакова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *