что стучит когда едет поезд
Почему у поезда стучат колеса по рельсам
Поезд остается одним из самых популярных видов транспорта. Некоторым любителям поездов особенно нравится засыпать под равномерный звук стука колес. Но задумывались ли вы когда-то, какова природа этого звука? Почему он настолько громкий, ритмичный, а главное — откуда он вообще берется?
Казалось бы, круглые колеса не должны стучать настолько сильно. Но это, тем не менее, происходит. Причиной возникновения звука можно назвать не только простые физические процессы, но и… климат.
Откуда возникает звук
Причин возникновения стука колес несколько. Главные из них:
Иными словами, возникновение стука обусловлено рядом причин, которые, хоть и очевидны на первый взгляд, известны далеко не всем. Возможно, потому что об этом мало кто задумывался.
Бывают ли поезда, колеса которых не стучат?
Да, такие существуют. Их можно встретить в тех странах, где не бывает больших перепадов температуры. Рельсы там называют «бесстыковыми», для них не используется термозазоры. Фактически, железная дорога там — это целиком ровное полотно. А значит, при передвижении поезда, он не будет издавать таких привычных нашему уху громких, ритмичных, иногда даже убаюкивающих звуков.
Иными словами, поезда, например, в Австралии, можно назвать практически бесшумными, в сравнении с железнодорожным транспортом на постсоветском пространстве. И причины этого, в первую очередь, кроются в климатических особенностях.
«Постой, паровоз»: зачем стучат по колесам поездов после остановки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несложно догадаться, что ответ на данный вопрос кроется непосредственно в особенностях конструкции колесных пар, на которых стоят составы. В абсолютном большинстве случаев в наше время колеса поездок делаются из стали. Оси колесной пары также вращаются во время движения. Сделано это специально для повышения надежности конструкции, в частности для сокращения риска слета колеса с оси.
Несмотря на то, что колеса поездов делаются из металла, они, как и автомобильные, могут сломаться и даже полностью прийти в негодность. У железнодорожных колес свои проблемы и болезни. А потому и диагностика у них «специфическая». Собственно когда сотрудники железной дороги ходят вдоль поездов после их остановки и «простукивают» колеса состава, то они как раз и выполняют эту самую проверку, стараясь таким образом удостовериться в том факте, что с колесами все в порядке. При простукивании должен раздаваться звонкий лязг. Он свидетельствует об отсутствии проблем. Глухой шум, напротив, свидетельствует о наличии проблем.
Если же в нормальности состояния какого-либо из колес поезда будут сомнения, то такой вагон тут же отстегнут от состава и отправят сначала на более детальную проверку, с использованием специального оборудования. Если проблема подтвердится, то вагон или тягач отправят в депо на ремонт.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем рабочие стучат по колёсам поездов на станциях
Этот ритуал крайне важен и необходим
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к особенностям конструкции колёсных пар, на которых стоят вагоны. Изготавливают их из стали, а оси колёсной пары также вращаются во время движения вместе с колёсами – это сделано для повышения надёжности конструкции, к примеру, для сокращения риска слёта колеса с оси. Однако несмотря на все меры предосторожности, колёсные пары могут приходить в негодность и ломаться.
В целях предотвращения разрушения колёсных пар и возможного схода поезда с рельсов рабочие и ходят вдоль поездов после их остановки и стучат по колёсам. Это своего рода акустическая диагностика: трещина делает звук глухим, и по этому признаку можно узнать о наличии в колёсной паре дефектов. После этого дальнейший поиск дефектов ведётся уже визуально. Заодно осмотрщики стучат и по креплениям колёсных пар.
Если рабочие выявляют какой-либо настораживающий звук, то затем они проверяют состояние смазки и определяют тип повреждения: от срыва головки у болта до разрушения подшипника. Звонкий лязг при постукивании свидетельствует об отсутствии проблем с колёсной парой. При выявлении у вагона проблем с колёсами его отцепляют от состава и отправляют на более детальную проверку, а при необходимости – на ремонт в депо.