Что такое челядь в рассказе муму
И. С. Тургенев «Муму»: характеристики героев
Характеристики главных героев
Герасим
Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.
Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.
Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.
Барыня
Барыня – один из центральных персонажей повести «Муму», деспотичная старуха, вдова, владеющая многочисленной челядью. Барыня жила на окраине Москвы в доме с белыми колоннами и накренившимся балконом. Её дети жили отдельно, в другом городе. Будучи по натуре деспотичной, она грубо обходилась со своими дворовыми и решала за них, что им делать, а что нет. Эта пустая и вредная старуха вершила судьбы бедных крестьян. Так, например, увидев, что глухонемой Герасим может работать за четверых, она решила перевезти его из деревни в Москву. И неважно нравилось это ему или нет.
В другой раз она решила выдать прачку Татьяну за башмачника-пьяницу Капитона. Мнение самой Татьяны ее не волновало. Она считала, что так можно остепенить Капитона. Все её приказы выполнялись через главного дворецкого, человека непорядочного, Гаврилу Андреича. Она прекрасно знала о непорядочности своих слуг, замечала их лесть и подхалимство, но одобряла это. Слуги для нее – что жалкие насекомые. Как хотела, так ими и распоряжалась.
Проблема старой барыни заключалась в ее одиночестве и душевной пустоте. Оттого она была недовольна жизнью и вымещала это недовольство на слугах. Даже какая-то маленькая собачка мешала ей жить. Поэтому она приказала избавиться от Муму. Герасим мог бы пойти против её воли, но не стал. Так, в конце повести он утопил Муму по прихоти зловредной барыни, а затем уехал к себе в деревню. Барыня считается одним из худших типажей русской литературы. Её тупость, вредность и самодурство не знали границ.
Собака испанской породы, которая принадлежала дворнику Герасиму. Она досталась ему небольшим щенком, когда он, в расстройстве после проводов со двора бывшей возлюбленной Татьяны, гулял вдоль реки. Щенок бился в воде, и никак не мог вылезти на берег. Герасим вытащил его, сунул за пазуху, а дома всю ночь за ним ухаживал.
В один из дней, барыня случайно её увидела, и захотела увидеть поближе. Когда Муму принесли барыне, собачка очень испугалась, и чуть не укусила ту за палец. Барыня разозлилась, и утром придумала, что Муму всю ночь не давала ей спать. После чего, приказала избавиться от неё. Лакей Степан похитил собачку и отнёс на рынок, дав денег покупщику, чтобы тот не отпускал её минимум неделю. Но через пару дней она отгрызла поводок и вернулась. Барыня вновь приказала избавиться от неё. Герасим был против, но когда все обступили его каморку, он вышел и пообещал, что избавится от собачки. Он пошёл с Муму в трактир, где накормил её, и затем плача, но отнёс её на речку, заплыл с ней на лодке на середину и, привязав два кирпича к шее, бросил её в воду.
Татьяна
Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.
На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.
Капитон
Капитон Климов – персонаж из повести Тургенева «Муму», безнадежный дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Капитон работал башмачником на дворе у барыни. Он был «горьким» пьяницей и человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству. Свое пьянство оправдывал тем, что заглушал горе. Москву считал каким-то захолустьем, в котором прозябал.
Когда Гаврило Андреич корил Капитона за то, что тот только хлеб даром ест, он отвечал, что Богу виднее даром или нет. При этом добавлял, что он «горемыка». Он был не прочь жениться на Татьяне, так как видел в этом только удовольствие. Когда у него на пути встал Герасим, он струсил и пошел жаловаться главному дворецкому. За Татьяну никакой ответственности он не ощущал, а через год после свадьбы и вовсе спился. Отдавая за него Татьяну, барыня надеялась остепенить его. Но когда не вышло, она отправила их обоих в дальнюю деревню.
Второстепенные герои
Второстепенный персонаж, главный дворецкий у барыни. Исполнял все её приказания, боялся хоть слово ей сказать против. Так, когда она захотела выдать Капитона за Татьяну, он не сказал ей, что Герасим любит Татьяну и собирается в ближайшие дни просить у барыни её разрешения на женитьбу.
Второстепенный персонаж, дюжий парень, лакей барыни. Именно он похитил Муму и отнёс на рынок, где за деньги просил неделю держать на привязи.
Второстепенный персонаж, старый буфетчик. У него любили спрашивать совета, хотя никогда он ничего толкового не советовал.
Второстепенный персонаж, начальница Татьяны, любила посмеяться над ней из-за ухаживаний Герасима.
Эпизодический персонаж, форейтор. Был очень любопытен, часто подсматривал за Герасимом.
Эпизодический персонаж, старшая компаньонка. Вместе с дворецким воровала продукты у барыни.
Эпизодический персонаж, один из дворовых у барыни.
Эпизодический персонаж, жена дворецкого.
Старый пёс, много лет живший во дворе у барыни.
«Муму»: краткое содержание и анализ произведения
Герасим и Муму: YouTube/MyBook
В середине XIX века в России еще не отменили крепостное право. В это время Иван Сергеевич Тургенев написал и опубликовал рассказ «Муму». Краткое содержание раскроет всю глубину этого произведения, созданного в жанре критического реализма. В статье представлена также история создания «Муму» и общий анализ рассказа.
«Муму»: краткое содержание
Имена Герасим и Муму на слуху у многих, но с полным текстом рассказа Тургенева знаком не каждый. Чтобы это исправить, предлагаем вашему вниманию краткое содержание «Муму».
В этом рассказе Тургенев мастерски раскрыл свободолюбие и отважность русского народа в собирательном образе Герасима, а также затронул широкий ряд социальных проблем того времени.
О чем именно написал Тургенев? «Муму» начинается с описания серого дома с белыми колоннами и его хозяйки — вдовствующей барыни, которую окружают многочисленные слуги. Среди челяди выделяется глухонемой от рождения дворник Герасим. Силач, настоящий богатырь, он работает на славу, но жизнь его непроста по таким причинам:
Больше служить барыне Герасим не захотел. Он вернулся в родные места и жил, чураясь женщин и собак, что особенно подчеркнул в эпилоге Тургенев. «Муму», краткое содержание которого теперь вам известно, невозможно читать без эмоций. Рассказ находит живой отклик в душе читателя даже сегодня, несмотря на то что времена крепостного права остались далеко позади.
«Муму»: анализ произведения
Уже упоминалось, кто написал «Муму». Автор рассказа — Иван Сергеевич Тургенев. Время создания произведения — 1852 год, а опубликован он был через два года в журнале «Современник». Автор впервые остановился на пороках крепостного строя. Анализ рассказа включает такие моменты:
«Муму»: автор и история написания
Весной 1852 года новый рассказ Тургенева уже был готов. Но понадобилось два года препираний с цензурой, чтобы его напечатать. Для того времени такой сюжет и постановка вопроса о крепостном праве были поистине революционными.
Отметим, что произведение создано на основе реальных воспоминаний Ивана Сергеевича о детском и юношеском времени. Со своей матери Варвары Петровны он срисовал образ капризной барыни. Служил у Тургеневых и похожий на Герасима дворник Андрей, у которого приключилась аналогичная история с собачкой. Вот только Андрей не ушел со двора и службу не бросил.
Иван Сергеевич, которого всегда волновала судьба крепостных, добавил главному герою сложности и драматичности. Герасим — олицетворение народа, который угнетен помещиками, но оковы, по мнению автора, будут однажды разорваны.
О чем рассказ «Муму»: тематика
Главная тема рассказа — жизнь крепостных. Во времена, которые описывает автор, помещик распоряжался ими по своему собственному усмотрению, у людей не было никаких прав. Их продавали, проигрывали в карты и дарили, а за побег часто убивали.
Герасим — собирательный образ. Персонаж наделен лучшими чертами, которые присущи простым людям, такими как:
Но всю описанную мощь безропотно угнетает положение крепостного, свобода для которого невозможна и недостижима. Таким образом, название рассказа передает его смысл и идею: как и Герасим, все крепостные безмолвны, а в ответ на жестокость только безропотно «мычали».
Развязка рассказа: YouTube/MyBook
Также в своем рассказе Тургенев коснулся проблем:
История Герасима с трогательной привязанностью к собачке получает трагическую развязку: дворник не может вступить в конфликт с барыней и спорить с ней, а потому решает сам утопить любимое животное.
Этот поступок передает рабскую привычку к беспрекословному подчинению воле господ. Но после столь сильного душевного потрясения Герасим уже не может сдерживать внутренний протест и покидает дом. Автор показывает читателю, что часто путь к истинной свободе лежит в потере всего, что человеку дорого.
«Муму»: композиция
Сюжет рассказа автор выстроил линейно:
Заканчивается рассказ тем, что дворник без предупреждения покидает вздорную барыню и отправляется в родные края. Больше в жизни не остается для него радости, и так он и доживает свой век в одиночестве и печали.
«Муму»: жанр
Тургенев «Муму» создал в краткой повествовательной форме, с одной сюжетной линией и маленьким количеством главных действующих лиц. Поэтому его определяют как рассказ, написанный в реалистическом ключе. К тому же история взята из реальной жизни.
Такова трагическая история крепостного Герасима и собачки по кличке Муму. Краткое содержание позволяет понять, насколько это произведение сильное и глубокое. Прочтение полной версии не займет много времени, но поможет понять и прочувствовать замысел Тургенева.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Имена и должности челяди из рассказа «МуМу»
Имена же Ромео и Джульетты впервые используются в автобиографическом произведении Луиджи да Порто «Новонайденная история двух благородных влюблённых» (издано в 1530 году), причём действие происходит именно в городе Вероне. Величественные крепости скалигеров в Монтеккьо-Маджоре (теперь называются Замки Ромео и Джульетты (итал.) ) вдохновили автора создать главную концепцию произведения о непримиримых семьях Каппеллетти и Монтекки. В названии Монтеккьо легко уловить связь с фамилией Ромео Монтекки. Имя для главного героя Луиджи да Порто мог позаимствовать у Данте, где есть Ромео ди Вилланова (песня VI v.127). Исследования подтверждают автобиографичность истории да Порто, в которой за образами Ромео и Джульетты скрываются личности самого Луиджи и его кузины Лучины Саворньян (итал.) [4][5].
Вдохновением для истории да Порто, вероятно, послужил рассказ Мазуччо Салернитанца «Мариотто и Ганоцца (итал.) », который он переработал и ввёл многие элементы, перенятые затем другими писателями[4]. Сюжет был популярным у итальянских писателей эпохи Ренессанса. Маттео Банделло в 1554 году написал новеллу, лёгшую в основу поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая в свою очередь вдохновила Шекспира.
История [править | править код]
Ромео тяжело переживает свою безответную любовь к красавице Розалине. Его двоюродный брат Бенволио и друг Меркуцио, желая отвлечь его от любовных дум, уговаривают пойти на бал-маскарад в дом Капулетти, скрыв свои личности масками. Тибальт, племянник господина Капулетти и кузен Джульетты, узнаёт и желает прогнать Ромео, но хозяин дома останавливает словами:
Друг, успокойся и оставь его.Себя он держит истым дворянином;Сказать по правде – вся Верона хвалитЕго за добродетель и учтивость.Не дам его здесь в доме оскорблять я.
Ромео и дочь хозяина Джульетта влюбляются на балу, целуются и позже узнают, что происходят из враждующих семей. Ночью Ромео приходит к балкону Джульетты, и молодые люди договариваются о тайной свадьбе. С помощью монаха Лоренцо, надеющегося союзом примирить семьи, и кормилицы Джульетты влюблённые венчаются.
Литература
План урока:
Некоторые факты жизни И.С. Тургенева
История создания рассказа «Муму». Реальная основа сюжета
Рассказ «Муму» может служить исторической иллюстрацией для изучения явления крепостного права. Просуществовавшее с 1649 г. по 1861 г. крепостное право было установлено рядом государственных законов, которые прикрепляли крестьян к земельному владению помещика, делали их зависимыми от землевладельца. Основными хозяевами земли и крестьян были дворяне, больше половины крестьян Центральной России в XIX в. были крепостными. Такие крестьяне считались законной собственностью помещика, который мог их наказывать, продавать, распоряжаться их судьбами. Это было узаконенное рабство. Тургенев писал о крепостничестве, как о своем враге, с которым он «не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел».
28 октября 1818 г. в Орле в семье знатных дворян Тургеневых родился второй ребенок – сын Иван. Детские годы мальчика прошли в имении Спасское-Лутовиново, где он получил прекрасное домашнее образование. С раннего детства Иван говорил на трех языках. В 1827 г. семейство перебралось в Москву, там Иван учился в частных пансионах. После поступил в Московский университет, из которого перевелся в Петербургский университет на философский факультет. Образование продолжил в Берлинском университете.
В ссылке Тургенев, наблюдая за жизнью дворовых крестьян, написал рассказ «Муму». Иван Сергеевич с детства был свидетелем жестокого обращения деспотичной матери Варвары Петровны с крепостными крестьянами. Описанная в рассказе история не вымысел. Судьба реального человека послужила Тургеневу основой для написания рассказа. В Москве при доме матери писателя, ставшей прототипом барыни из рассказа «Муму», служил дворником глухонемой мужик Андрей. Он был рослым и сильным синеглазым красавцем с русыми волосами. Дворник подобрал и выходил собаку, которую ему пришлось утопить по указанию Варвары Петровны. После смерти любимой собаки «он остался верен своей госпоже», которой служил до конца жизни. Концовку реальной истории писатель изменил, ему не хотелось, чтобы глухонемой крепостной смиренно подчинился воле своей своенравной хозяйки.
Тургенев сочувствовал подневольной жизни крестьян, на примере истории глухонемого дворника он описал их тяжелую участь. Рассказ, написанный в 1852 г., впервые был напечатан в 1854 г. в журнале «Современник». Первым отзывом на рассказ стал раппорт чиновника цензуры министру просвещения. Он сообщил, что рассказ Тургенева «Муму» считает «неуместным в печати» из-за антикрепостнической направленности и неблаговидного изображения помещичьей власти над крестьянами. Препятствовала цензура и включению рассказа в собрание сочинений писателя, и только после многочисленных переговоров и ходатайств было дано разрешение на публикацию.
Тема крепостного права
Жизнь дворовых в доме барыни. Образ жестокой крепостницы
Со временем прислуга стала замечать особое отношение дворника к 28-летней тихоне Татьяне, которая была прачкой. Девушка побаивалась громадного дворника, но принимала его заботливые ухаживания. Герасим же ждал пошива кафтана, чтобы явиться к барыне просить позволения на венчание. Однако барыня решила женитьбой на Татьяне наставить на путь истинный пьяницу башмачника Капитона. Узнав про барское решение, дворецкий [4] Гаврила испугался, что Герасим прибьет жениха. Зная о неприязни дворника к пьяницам, слуги Татьяну уговорили выдать себя за хмельную и пройти перед Герасимом. Уловка была удачной: расстроенный Герасим почти сутки не покидал своей каморки. Он пережил разочарование в своем чувстве и не стал препятствовать свадьбе Капитона и Татьяны.
Спустя год Татьяну со спившимся окончательно мужем по указанию барыни отослали в деревню. Герасим пошел их провожать, по пути домой вытащил из реки щенка. Он выходил собачку, дал ей кличку Муму. Кроме этого мычания он не мог ничего другого произнести. Муму выросла ласковой и доверчивой собачкой, Герасима преданно полюбила. Барыня узнала о появившейся во дворе собачке последней, случайно увидев ее в окно. Велела привести к ней Муму, но знакомство было неудачным, испуганная собака оскалилась. Барыня потребовала, чтобы собаку со двора убрали. Гаврила, получив указание, повелел лакею тайком продать собаку на рынке. Но она с оборванной верёвкой на шее вернулась к своему хозяину спустя сутки. Тогда прислуга попыталась объяснить дворнику, что барыня не желает присутствия собаки во дворе. Герасим ответил знаками, что решит проблему сам.
Герасим увел Муму, по пути в трактире покормил собаку щами с мясом. После направился к реке, в лодке отплыл подальше от берега, привязал к шее Муму два кирпича и бросил ее в реку. Вернувшись в свою каморку, он сложил пожитки в мешок и самовольно ушел в родную деревню. Барыня поначалу разгневалась, потом решила, что слуга, который отплатил неблагодарностью за милость, ей не надобен. Деревенский староста ценил Герасима как хорошего работника. Но жил Герасим одиноко: сторонился женщин, не завел себе собаку.
В образе барыни из рассказа «Муму» изображена доживающая свои последние дни капризная и озлобленная старуха. В доме старой барыни процветали раболепие, угодничество, низкопоклонство среди дворовых людей и приживалок [5] перед бессердечной сумасбродкой. Барыня скучала, не зная, чем себя занять, безрадостными были ее дни, бессонными ночи. У нее переменчивое настроение, от которого зависит вся челядь. Она своенравна и непредсказуема в своих решениях.
Все дрожат от страха, боятся не угодить сварливой старухе, безропотно ей подчиняются. Особенно это рабское подчинение проявилось в поведении тихой и бессловесной прачки Тани. Девушка смиренно принимает решение барыни выдать ее замуж за никчемного пьянчужку, даже не попытавшись противиться своей несчастной участи. Она запуганная, забитая, безразличная и «равнодушная к себе» жертва барского произвола.
Вседозволенность дала барыне страшное право бесцеремонно вмешиваться в жизнь своих крепостных. Герасима она ценила как хорошего сторожа и крепкого работника, Татьяну почти не знала. У нее не было мысли причинить им вред, она искренне думала, что делает все для блага своих людей. Бессознательные действия помещицы по отношению к подвластным ей людям загубили их жизни, лишив права быть счастливыми.
Барыня – полновластная хозяйка в собственном доме, от нее зависит судьба ее крепостных. Но никому она не приносила радости, никого не любила, и ее никто не любил. Но слуги скрывали свое отношение к госпоже, обманывали ее. Только одно существо посмело отрыто проявить непокорность по отношению к ней. Муму досадила старухе тем, что не только не подбежала к ней на зов, но даже оскалила зубы и зарычала. Собака не может изобразить покорность и любовь по принуждению. Муму любила только своего хозяина, которому полностью доверяла.
Образ Герасима, его нравственное достоинство
Герасим и Муму. Протест Герасима против крепостных устоев
Ярко очерчен Тургеневым образ Герасима. Степенный и серьезный мужик-великан был создан для сельскохозяйственных работ, на земле он работал охотно и с удовольствием. По прихоти барыни его оторвали от деревенских просторов, и он очутился в чужом для него городе. Он тяготился своей новой должностью дворника, но дело свое исполнял ответственно и добросовестно. Дворник был трудолюбив, любил порядок во всем. Герасим пользовался уважением среди дворни, которая его опасалась и побаивалась. Никто даже не смел занимать его место за столом.
Герасим с симпатией относился к Татьяне, а барыне вздумалось выдать ее за башмачника. Сердце Герасима было разбито, но он нашел новую трогательную привязанность. Его утешением стал щенок, которого он спас, выходил и вырастил. Но по воле барыни ему пришлось утопить единственного преданного друга. После повторной потери он своевольно покинул барский дом и ушел в деревню, выбрав относительную свободу, а не сытую жизнь при барском доме. Хотя крестьянский труд на земле был гораздо тяжелее, чем работа дворника. В деревне Герасим больше не позволял себе никаких привязанностей, предпочел одиночество.
Наделенный богатырской мощью, Герасим оказался беспомощным перед самодурством вредной старухи. Он подневольный раб, которому не дано распоряжаться собственной жизнью. В этой безответственности помещиков и беспомощности крепостных и заключался основной трагизм крепостного права.
Мастерство Тургенева в портретных и пейзажных фрагментах рассказа
Тургенев не дает портретного описания барыни, не упоминает ее имени, но детально описывает Герасима, казавшегося «в своей красной крестьянской рубашке великаном». Автор считает его самым «замечательным лицом» среди дворни. Он обладатель «громадной фигуры», сильных ног, могучих рук с «железными» кулаками. Писатель называет Герасима «замечательным мужиком», у которого «дело спорилось в руках». На него, «сложенного богатырем», «весело было смотреть», когда он работал.
Лучшим пейзажным и портретным фрагментом рассказа стал финал, описывающий путь Герасима в родную деревню. Тургенев показывает единение героя с окружающей природой. Герасим, хотя и не слышал, как пели птицы и «шушукались деревья», словно «лев выступал сильно и бодро» среди тихой и теплой летней ночи, чувствовал на лице дуновение ласкового ветра, который «играл в его волосах и бороде», вдыхал «знакомый запах поспевающей ржи». Дорогу домой освещали «несчетные звезды», а на рассвете восходящее солнце осветило своими лучами шагающего молодца. Природа словно поддерживала Герасима в его решении возвратиться к деревенской жизни.
Значение рассказа «Муму» в истории литературы
Тургенев рассказом «Муму» положил начало русской прозе о животных. Через отношение к собаке раскрываются характеры героев. Сопоставляя мир людей с миром животных, автор показывает, что человеческий мир жесток не только к животным, но даже к себе подобным.
Несмотря на простой сюжет, Тургенев заложил в произведении глубокий социальный смысл. Образ Герасима своей могучей силой, смирением и безмолвием олицетворяет собирательный образ русского народа. Тургенев не идеализировал русского мужика, но считал, что именно крестьянину присущи такие черты, как трудолюбие, верность, умение сострадать, готовность защищать слабого. Однако Тургенев не хотел мириться с «немой» и «глухой» покорностью народа, его безропотным подчинением несправедливому крепостническому устройству общества.
Словарь
Некролог – статья о жизни умершего человека.
Частный пристав – полицейский, в ведении которого был определенный участок.
Челядь – прислуга в барском доме.
Дворецкий – управляющий домом, распорядитель по хозяйству.
Приживалка – живущая за счет хозяев дома бедная женщина.
Компаньонка – приглашенная в дом женщины для развлечения хозяйки.
Кастелянша – кладовщица, ответственная за сохранение белья.
Холоп – зависимый человек, крепостной крестьянин или слуга.