Что такое чуждое влияние
чуждое влияние
Смотреть что такое «чуждое влияние» в других словарях:
Итальянский язык — Так называется обыкновенно литературный яз. Италии, которым говорят образованные классы: в основе это только тосканское или флорентийское наречие. Народ говорит на множестве других диалектов, происшедших из народного латинского яз. и составляющих … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Астеки — или Ацтеки, Азтеки обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около середины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Астеки или Ацтеки — обитатели Мексики в эпоху прибытия европейцев в Америку. Когда около середины XI в. по Р. Х. сошли со сцены толтеки, в Анахуак устремились многочисленные полчища чичимеков, за которыми последовали вскоре, около 1200 г., более цивилизованные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Богородица — (Богоматерь, божья матерь, святая дева, дева Мария) издавна образ русской словесности. Появление ее в апокрифах (см.) относится к началу христ. эры. Наиболее известны апокрифы «Хождение Б. по мукам» (записан впервые в сборнике Троицкой лавры XII… … Литературная энциклопедия
чуждый — прил., употр. сравн. часто Морфология: чужд, чужда, чуждо, чужды и чужды; нар. чуждо 1. Чуждым вы называете то, что вы считаете чужим, далёким от того, что для вас является родным, привычным, знакомым. Чуждая культура. | Чуждые обычаи, нравы. |… … Толковый словарь Дмитриева
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА — чуждое принципам марксизма ленинизма искусственное преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина, которое имело место с начала 30 х гг. Практика К. л. С. привела к нарушениям норм партийной и общественной жизни, социалистич.… … Советская историческая энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия
ОТЧУЖДЕНИЕ — (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной … Философская энциклопедия
Не учите меня жить: почему мы поддаёмся чужому влиянию и как избавиться от этой привычки
В детстве мы верили тому, что говорят родители, потом полагались на слова школьных учителей и университетских преподавателей, а теперь считаем святой истиной мнение вообще всех вокруг. Может, пора уже нам самим решать, что делать и как себя вести?
Вы не бросаете ненавистную работу, потому что она вроде как престижная. Не уходите от опостылевшего парня или девушки, потому что друзья и родственники считают вас хорошей парой. С тоской смотрите на гору стрёмной одежды, которую вы купили, доверившись советам продавцов, но не носите, потому что она всё-таки стрёмная.
Остановитесь на секунду. Знаете, а это ведь не ваша жизнь. Вы же совсем не так себе всё представляли, правда? Где и когда вы свернули не туда, в какой момент решили, что готовы стать человеком, который всем угодил, но так и не понял, чего хотел на самом деле?
Почему мы позволяем другим решать за нас
Часто причина подобного поведения кроется в страхе. Мы смертельно боимся навлечь на себя чьё-то неодобрение и стать объектом косых взглядов.
Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
Если поступать так, как хочется вам, а не кому-то ещё, всегда есть два варианта развития событий.
Например, родственники наперебой советуют девушке выходить замуж не за раздолбая Васю, а за Колю, положительного со всех сторон. Девушка выбрала Васю и счастлива, а Колина избранница не знает, куда деться от этого зануды, с которым нечеловечески скучно. Скептики посрамлены.
Ещё одна распространённая причина — слепая вера в авторитет собеседника. Мама точно знает, как лучше, потому что она мама. Тут получается интересная ситуация: мы добровольно лишаем себя свободы выбора, перекладывая ответственность на чужие плечи. Точнее, это нам кажется, что решение принял кто-то другой. На деле же последнее слово всегда остаётся за нами.
Позволять другим решать, как вам поступать, — мазохизм чистой воды. Такое поведение часто свойственно людям с низкой самооценкой.
Выбрать роль жертвы обстоятельств и напрашиваться на всеобщую жалость — верный способ почувствовать себя нужным. Только к счастливой жизни такой сценарий не имеет никакого отношения.
Бич воспитанных и излишне тактичных людей — нежелание обидеть собеседника отказом. В итоге нам приходится соглашаться на то, чего совершенно не хочется. Все довольны, а мы остаёмся наедине со смутными сомнениями: кажется, нас только что использовали. Ну да, так оно и есть.
Подождите, а кто вообще сказал, что нужно всегда и со всеми быть милым? Вы такой же человек, как и те, кто вас о чём-то просит, у вас есть свои цели, желания и стремления. Причём именно они должны быть в приоритете. В конце концов, если другие не стесняются вами манипулировать, почему вам должно быть стыдно им отказать?
Как отучиться жить с оглядкой на чужое мнение
Для начала поймите, чего действительно от вас хотят. У влияния десятки масок, это не только случаи, когда человека берут за шкирку и заставляют что-то делать. Подтолкнуть к определённому поведению можно с помощью вполне безобидных фраз. Например, коллеги восхищаются вашими организаторскими способностями, а в итоге получается, что именно вы отвечаете за все офисные праздники и сбор денег на подарки.
Каждый раз, когда вы принимаете серьёзное решение, задумайтесь, сами вы этого хотите или же поступаете в соответствии с чьей-то волей. Хорошо подумайте, прежде чем согласиться на чужие предложения, пусть даже они кажутся весьма заманчивыми. И поосторожнее с обещаниями — рано или поздно вам придётся их выполнять.
Не ведитесь на провокации. Период, когда человека можно взять на «слабо», должен закончиться ещё в начальной школе.
Вы не обязаны никому ничего доказывать, перед вами не стоит задачи впечатлить окружающих своей отвагой, работоспособностью и прочими умениями.
Даже если вы встретитесь с обидой или откровенной грубостью, это уже не ваша проблема. К таким методам обычно прибегают, когда арсенал разумных доводов исчерпан. Когда оппонент вместо внятного объяснения своей позиции начинает орать или ударяется в слёзы, лучше просто закончить разговор. Налицо попытка манипулирования, причём довольно низкой пробы.
Не бойтесь говорить правду и открыто заявлять о том, чего хочется вам. Постоянно подстраиваясь под чужое мнение, вы предаёте свои убеждения. Кого интересует, например, мнение дивана? Он мягок, удобен, а больше от него ничего и не требуется. Не хотите выглядеть в глазах окружающих деталью интерьера — перестаньте пытаться всем угодить.
Путь к свободе от чужого влияния нельзя назвать лёгким и приятным. Вам придётся научиться говорить «нет», вы столкнётесь с непониманием и теми самыми обидами, которых боялись. Возможно, даже перестанете общаться с людьми, что ценили в вас пресловутую безотказность. Туда им и дорога.
Истина в том, что наша жизнь — это только наша жизнь, единственная и неповторимая. Со всеми неудачами, ошибками и глупостями, которые мы совершаем.
Второго шанса попросту не будет, не получится начать всё с чистого листа и поступать так, чтобы все вокруг были довольны.
Главный герой видеоролика ниже ведёт себя ровно так, как не надо. Сначала он прислушивается к совету обиженного друга, затем поддаётся авторитету работника автосервиса, а в итоге начинает сомневаться в собственных умственных способностях. Наши советы наверняка помогли бы ему отстаивать свою правоту с большей уверенностью.
Комментарий психолога:
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых один человек вносит изменения в поведение, оценки, отношение к чему-либо другого человека. Средства могут быть самыми разнообразными: от невинной просьбы до угроз и физического насилия. В этом ролике мы видим одно распространённое средство давления — обиду, и главный герой под влиянием своего друга отправляется в автосервис.
Человек поддаётся влиянию окружающих, и это нормально. Все мы существа социальные и потому стремимся к уважению, любви, одобрению, пониманию окружающих. Но важно разделять влияние, которое означает для вас положительные перемены, и влияние, которое разрушает вашу жизнь и самооценку.
Кроме того, одно дело, когда на вас пытаются оказывать влияние посторонние люди — бывает непросто, но в целом от него можно абстрагироваться. Показательный пример — отношение Коко Шанель к критике: «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».
Но намного сложнее не зависеть от мнения близких людей, которых мы ценим и любим. Это наши родители, друзья, родственники, люди с которыми мы работаем и учимся. В общем, все те, чьё мнение нам небезразлично. Если вы понимаете, что близкие люди не дают вам самостоятельно принимать решения и открыто манипулируют, это определённо отрицательное влияние. В подобной ситуации можно посоветовать два выхода: полностью оборвать связи, если это возможно, или по крайней мере дистанцироваться.
Совет. Как противостоять чужому влиянию?
Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги
В процессе общения и работы все люди тем или иным образом влияют друг на друга психологически. Это влияние может быть как полезным для человека («положительное влияние»), так и весьма вредным («отрицательное влияние»). Причем, отличить первое от второго иногда бывает очень сложно, особенно вначале.
В результате человек может понять, что попал под чужое неконструктивное влияние, слишком поздно. Поэтому к любым воздействиям со стороны окружающих нужно относиться критически и уметь им противостоять.
Почему это необходимо делать?
Да потому, что любой честный человек перед самим собой может признать: во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить к определенной линии поведения потому, что это отвечало его интересам, а вовсе не их. Психологи отмечают, что очень часто истинной целью вроде бы «бескорыстного» влияния является собственная выгода или подтверждение значимости собственного существования. Одни люди пытаются влиять на других в первую очередь потому, что отстаивают свои интересы, а не потому, что им открылась абсолютная истина и они почувствовали себя вправе решать за других.
Психолог Е. В.Сидоренко выделяет Следующие виды психологического влияния:
Внимание! Это самый опасный вид воздействия, противостоять которому очень сложно!
Конечно, у каждого человека есть возможность влиять на других, но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. И этому вполне можно научиться.
Для этого Необходимо овладеть следующими видами психологического противостояния влиянию:
Но как определить, когда и какой вид противостояния чужому влиянию выбрать?
Чтобы помочь людям, решившим научиться этому непростому делу, уже упомянутый психолог Е. В. Сидоренко разработал таблицу (см. в конце статьи). В ней он приводит как конструктивные виды противостояния (контрвлияния) каждому виду влияния, так и неконструктивные, то есть, абсолютно неэффективные в данном случае. Первоначально выбирать вид противодействия можно с помощью этой таблицы. Конечно, первым делом определив, какой вид влияния используют в отношении вас.
А через какое-то время вы сможете уже автоматически выдавать правильную реакцию, позволяющую не поддаваться психологическому давлению окружающих.
Надеемся, что овладение этой методикой очень поможет вам в отстаивании собственных интересов!
Таблица. Психологическое влияние и противостояние ему
Личностное влияние и противостояние чужому влиянию
Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь формально регламентированы. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей, ранее не имевших возможности на кого-либо влиять вследствие отсутствия у них соответствующего статуса и полномочий. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию, поэтому успех влияния стал в гораздо большей степени зависеть от индивидуальных психологических возможностей тех, кто влияет, и тех, кто испытывает влияние.
Между тем методы влияния, осознанно или неосознанно используемые участниками группового тренинга, также далеко не всегда являются оправданными с морально-этической точки зрения, психологически безошибочными и эффективными. Трудности усугубляются еще и тем, что эти три характеристики относительно независимы друг от друга и могут встречаться в разных сочетаниях. Влияние может быть «неправедным» с морально-этической точки зрения, но в то же время, весьма искусным и сиюминутно эффективным, как, например, манипуляция. С другой стороны, оно может быть «праведным», но совершенно безграмотно, с психологической точки зрения, построенным и неэффективным.
Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.
Все эти вопросы нуждаются в прояснении. Рассмотрим их в последовательности, которая отражает логику практической заинтересованности людей в этом предмете.
1. Понятие психологического влияния
Рассмотрим некоторые основные понятия.
Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возможность ответить на него психологическими же средствами. Иными словами, ему предоставлено право ответить и время для этого ответа.
В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические средства. Однако такие методы влияния и противостояния им должны рассматриваться уже в контексте социального противостояния, социальной борьбы или физической самообороны.
2. Виды влияния и противостояния влиянию
Таблица 1. Виды психологического влияния
Аналогичным образом различаются и остальные виды влияния. Все они имеют дело с разными предметами.
Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию
3. Истинные цели влияния
Убеждая другого человека в чем-либо или внушая ему какую-либо идею, чего на самом деле мы пытаемся добиться? Например, чего мы добиваемся, убеждая директора фирмы, что принять на работу следует кандидата А, а не Б? К чему мы на самом деле стремимся, когда внушаем ребенку, что он должен быть самостоятельным? Какую цель мы преследуем, когда призываем учеников или подчиненных брать с нас пример или копировать наше поведение? Традиционный ответ на эти вопросы выражается двумя известными житейскими формулами: «это делается ради пользы дела» и «это делается для пользы этих людей». Но так ли это? Действительно ли целью нашего влияния является польза для дела или для других людей?
При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам, в том числе материальным.
В борьбе за обретение чувства собственной значимости человек стремится добиться внимания со стороны других, власти над ними возможности мщения за тот вред, который они ему ранее причинили (Dreikurs R., 1947). Первоначально внимание, власть и мщение были описаны Рудольфом Дрейкурсом как цели «плохого поведения» детей. Фактически же речь идет о попытках их влияния на взрослых, совершаемого в незрелых, агрессивных и неприемлемых для этих взрослых формах. Сами становясь взрослыми, многие бывшие дети по-прежнему нуждаются в подтверждении своей личностной значимости, однако теперь они умеют добиваться внимания, власти и отмщения более приемлемыми для других людей средствами. Например, человек мог отстаивать какое-либо предложение, выдвигая все новые и новые аргументы, лишь для того, чтобы как можно дольше удерживать на внимание окружающих. С другой стороны, он может не соглашаться; чужим доказательством только потому, что это дает ему ощущение силы. Принуждение может удовлетворять потребность мщения.
Люди, способные сконцентрироваться на предметной стороне дела и полностью отвлечься от утверждения собственной значимо составляют скорее исключение, чем правило. По-видимому, причиной этого является то, что в раннем детстве любое действие ребенка получает оценку взрослых, в то время как первоначально ребенок нуждается лишь в описании самого действия. По мнению гештальт-терапевтов, например, ребенку раннего возраста необходимо, чтобы окружающие признавали факт его существования и его действий. Однако очень быстро ребенок начинает понимать, что признание фактов своего существования он получит только одновременно с их оценкой. Усвоив это, в дальнейшем он начинает ориентироваться на оценки, на признание социальной значимости (Perls F., Hefferline R. E., Goldman P., 1951).
Итак, истинной целью «бескорыстного» влияния является подтверждение значимости собственного существования. Однако встречаются непреднамеренные виды влияния, которые, на первый взгляд, опровергают это утверждение. Для некоторых людей характерно, например, оказывать влияние на окружающих одним фактом своего присутствия. Их слово весомо, что бы они ни говорили, их взгляд смиряет или вызывает воодушевление, их смех, энтузиазм заразительны, их поведению невольно хочется подражать, а их цели назвать своими. Таково действие харизматической или обаятельной личности. В Оксфордском толковом словаре харизма определяется как психологическая притягательность, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении. В Толковом словаре С. И. Ожегова обаяние определяется как очарование, притягательная сила «Механизм» действия этой способности притягивать к себе людей пока неизвестен и ждет своих исследователей.
Люди, несомненно, различаются по природному дару непреднамеренного (непроизвольного) влияния на других Психологическое излучение некоторых людей является столь сильным, что подавляет слабое излучение других
Дар влияния, по-видимому, до определенной степени ассоциируется в нашем сознании не только с психологическими, но и с антропометрическими характеристиками человека. Прежде всего это его физические размеры. Что означает выражение «внушительных размеров» голова, рука или даже нога. Что они внушают? Можно предположить, что это уважение, смешанное со страхом. Этот страх быть уничтоженным или подавленным кем-то другим, кто больше и сильнее нас, по-видимому, биологически обусловлен. Все мы рождаемся маленькими беспомощными и потом еще долго учимся использовать свои силы. На протяжении всего периода развития ребенок испытывает чувство, что он уступает в чем-то как своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределенности и самостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчиненности другим людям, в ребенке развивается чувство несостоятельности, которое затем выдает себя в продолжение всей жизни» (Adler A., 1924, р. 13).
По-видимому, необходимо признать, что всякий акт влияния, независимо от степени его осознанности и преднамеренности, реализует сознательное или бессознательное стремление человека утвердить факт своего существования и значимость этого существования. Если прямо признавать это, отпадает необходимость морально-этической оценки влияния, определения его «праведности» или «неправедности» Мы влияем потому, что отстаиваем свои интересы, а не потому, что нам открылась абсолютная истина и мы почувствовали себя вправе решать за других.
4. Понятие психологически конструктивного влияния
На наш взгляд, психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям:
Психологически корректной (грамотной, безошибочной) будет такая попытка влияния, в которой:
Для того чтобы влияние было признано психологически конструктивным, должны быть соблюдены все три приведенных выше критерия. Например, очевидно, что психологически безошибочным может быть и разрушительное влияние на другого человека. Поэтому понятия психологической конструктивности и психологической корректности (безошибочности) являются перекрещивающимися, но не совпадающими.
Если оказываемое влияние соответствует критериям психологической конструктивности, у его адресата есть два пути:
Традиционно поведение, описываемое формулой «поддаться влиянию», считается в нашей отечественной культуре признаком слабости и незрелости личности. Привычнее сказать «уступил дурному влиянию», чем «уступил хорошему влиянию». Дурному влиянию «поддаются», а хорошее влияние «оказывают». Между тем опыт участия автора данной статьи в интервьюировании претендентов на посты менеджеров и директоров многонациональных компаний показывает, что одной из важнейших способностей руководителя в современной западной деловой культуре считается его гибкость, умение поддаваться влиянию и изменять свое поведение и свои оценки. Многие вопросы западных интервьюеров направлены на выявление именно этой способности: «В каких случаях вас бывает трудно переубедить?» или «Каким образом на ваше решение может повлиять подчиненный?»
В случае если доводы партнера нас убеждают, мы просто соглашаемся с ним, не прибегая к методам контраргументации; в случае если его цели и запросы, а также продемонстрированный им уровень компетентности нас удовлетворяют, мы не препятствуем его самопродвижению, а просто принимаем его на работу. Аналогичным образом мы можем согласиться быть зараженными чужим энтузиазмом или добровольно начать подражать профессионалу высокого класса.
В табл. 3 отражена попытка определить степень конструктивности разных видов влияния и видов противостояния влиянию.
Чужое влияние
Под чужим влиянием понимаются такого рода социальные воздействия (информация, образцы поведения, наставления), которые не исходят от членов ближайшего окружения, но вызывают такие изменения в характере, поведении и сознании детей, которые не были запланированы и ожидаемы. При этом родители, родственники, педагоги не признают за собой ответственности за происходящее с ребятами и либо смиряются с ним, либо возмущаются, либо радуются ему.
Типичные ситуации
Ничего не скажу, Лидочка очень хорошо влияет на Сашу. Он и за собой стал следить. По вечерам нигде не болтается. Сидят дома, занимаются или музыку слушают. Она девушка серьезная, распускаться ему не дает. А то уж, думали, и девятый класс не закончит. Теперь собирается на автомеханика учиться и работать параллельно в мастерской.
Пока маленький был, болел часто, слабенький рос. Боялась, что простудится, или обидит кто-нибудь. Старалась при себе держать. Вот он и вырос… Что другие скажут, то и делает. Который уж раз замечаю, из дома стали деньги пропадать. Сейчас развелось наркоманов, токсикоманов. Говорят, они к себе других завлекают. Вдруг и с Толиком такая беда приключится? Как же мне жить после этого?
Раньше, что ни вечер, Верунька бежит ко мне или по телефону звонит: «Бабушка, мне с тобой одно дело обсудить надо». Теперь же по месяцу не показывается. Некогда ей, видите ли. Задурили совсем девчонке голову, внушили, что у нее данные, есть шанс попасть на международный конкурс. Она и рада стараться. Занимается своими танцами с утра до вечера. Я так считаю, девочке танцы нужны для гибкости, для общего развития. А гонять ее, как лошадь, да отпускать неизвестно куда в четырнадцать лет – это не дело!
Придумали моду худеть. Хлеб не ест, мясо не ест, макароны, каши не употребляет. После пяти вечера вообще ничего в рот не берет. Покупайте ей сок и киви. Теперь на шейпинг записалась. Бешеные деньги за каждое занятие платит, да еще на какие-то гели и таблетки у отца деньги просит. Здоровье загубить недолго. Думает, она кому-нибудь, кроме папы с мамой, нужна будет больная?
Для того чтобы чужое влияние оказалось действенным, необходимо, чтобы оно исходило от значимого для ребенка лица. Для дошкольников таковыми являются дети старше их по возрасту, контактирующие с ними, уделяющие им внимание, или даже сверстники, но опережающие их по темпу социального или интеллектуального развития. Поэтому дети 2–7 лет поддаются влиянию старших братьев, сестер, пусть и двоюродных, троюродных. Поэтому они тянутся к ребятам знающим, инициативным. И по этой же причине дети из благополучных семей легко «набираются гадости» у сверстников, чье детство не так безоблачно, кто успел познать черную сторону жизни. Значимыми другими могут оказаться для ребенка воспитатели, если он посещает детский сад или другое образовательное учреждение для дошкольников.
Для младших школьников значимыми фигурами в первую очередь оказываются учителя и одноклассники, отмеченные педагогическим вниманием. На втором месте стоят лидеры ребячьих группировок и компаний. Ради завоевания авторитета в среде сверстников ребята 7—11 лет способны как на благородные поступки (принести в класс для праздника или репетиции музыкальный центр, пожертвовать на занавес домашние шторы и т. п.), так и на те, что трактуются родителями как воровство. Прихватив дома немного денег, ребята могут накупить на них жвачек, сосулек, газировки и угощать день-другой своих приятелей, не требуя от них ответных действий. Однако попросить деньги у взрослых или признаться им в совершенном духу у них, как правило, не хватает.
Число значимых других резко возрастает к подростковому возрасту. Лидеры подростковых группировок имеют ни с чем не сравнимое влияние на ребят старше 11–12 лет. Правда, выдвигаются на позицию лидера теперь по иным основаниям. Школьные успехи и лестные отзывы учителей уже не так важны, как ускоренное физическое развитие и половое созревание. Лидируют подростки, наделенные качествами сексапильности, физической силой, ловкостью и выносливостью, умением держаться на людях и в компании, имеющие в своем распоряжении дорогие и модные вещи. Нередко в этом возрасте ребята влюбляются. И тогда объект обожания становится фигурой особо значимой. Ради нее совершаются самые безумные поступки, происходят невообразимые метаморфозы. Противостоять этому влиянию не только бесперспективно, но и опасно для родительского и педагогического авторитета. Попытки очернить, раскрыть глаза, образумить влюбленного подростка, хоть мальчика, хоть девочку, могут закончиться скандалом, побегом из дома и даже попыткой самоубийства.
В число значимых для подростков других попадают и взрослые люди, обладающие качествами, ценимыми в этой среде. Например, для девушек идолом и оракулом может стать человек с прекрасной фигурой, исключительными внешними данными и состоянием. Кумирами миллионов являются топ– и фотомодели, эстрадные звезды, популярные артисты. Любая информация, исходящая из их уст, приобретает поистине магическое значение. Постараться приблизиться к избранному кумиру – мечта сотен тысяч школьниц. Юноши более податливы непосредственному влиянию. Но желание испытать острые ощущения, доказать свою крутизну позволяет им легко попадаться на удочку подначивания своих друзей-приятелей.
Чтобы уберечь ребят от пагубного влияния, лучше заблаговременно позаботиться о том, чтобы у каждого подростка был свой «конек», своя «изюминка», которой они могли бы «блеснуть» перед окружающими.
Мы не ставили своей целью пропагандировать здоровый образ жизни или рассказать о профилактике наркомании, пьянства, табакокурения, помощи ребятам, уже пострадавшим от этих социальных язв. Мы ограничились лишь объяснением социальных причин в надежде, что осознание удержит от рокового шага хоть малую часть молодежи.
Податливость чужому влиянию в целом является признаком инфантильности или детскости. Чем старше становится человек, тем больше он является творцом своего Я, лицом, ответственным за свою судьбу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мое и чужое
Мое и чужое Когда я была маленькой, мы жили в коммунальной квартире — там были огромные комнаты и высокие потолки. Мы съехали оттуда, когда мне было одиннадцать лет, но и по сей день эта квартира снится мне. И по сей день я мечтаю вернуться туда, выкупив ее у нынешних
Правило № 26 Не вторгайтесь в чужое пространство, если не хотите, чтобы вторгались в ваше
Правило № 26 Не вторгайтесь в чужое пространство, если не хотите, чтобы вторгались в ваше Личное пространство, или личная зона – весьма условное понятие. Несмотря на то, что существуют классические показатели границы личной зоны, для каждого человека они индивидуальны.
Как внедрить мысль в чужое сознание
Как внедрить мысль в чужое сознание Проверки, о которых я говорил до сих пор, были проверками на слух, то есть когда вы «слышите» то, что люди неосознанно говорят вам. Но в каждой беседе есть и другая сторона, включая молчание, и есть возможность сделать так, чтобы люди
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: НЕЧТО ЧУЖОЕ, НО СТРАННО ЗНАКОМОЕ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: НЕЧТО ЧУЖОЕ, НО СТРАННО ЗНАКОМОЕ Значительная часть моего материала, касающегося конечных данностей существования, для клинициста будет непривычна, но в то же время покажется странно знакомой. Непривычна, потому что экзистенциальный подход
Влияние прародителей
Влияние прародителей Одной из главных задач, возникающих в ходе применения сценарного анализа на практике, мы считаем возможность проследить влияние прародителей. Это можно пояснить схемой 16, представляющей собой более детально разработанный вариант схемы 7. Здесь
ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИТИКА
ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИТИКА Тип переноса, описанный выше, вызывает ответный контрперенос аналитика и ставит под угрозу его творческие способности.Прежде всего, поскольку у таких пациентов не появляется глубокого эмоционального отношения к аналитику, создается впечатление,
ГЛАВА 4. КОГДА ПРОИСХОДИТ ВТОРЖЕНИЕ В ЧУЖОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАЩИТА ЗОН ТЕЛА
ГЛАВА 4. КОГДА ПРОИСХОДИТ ВТОРЖЕНИЕ В ЧУЖОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАЩИТА ЗОН ТЕЛА На первых порах трудно увидеть связь между личным пространством, зонами или территориями, с одной стороны; и кинесикой – языком тела, с другой. Но если мы не поймем основных принципов, которые
День 20. Влияние
День 20. Влияние Один из показателей самодисциплины – способность организовывать и дисциплинировать окружающих. Это главный критерий, который определит, насколько эффективно вы прошли тренинг. Если у вас высокий уровень самодисциплины, окружающие будут легче вам
2.2.2. Влияние – «I»
2.2.2. Влияние – «I» Второй поведенческий тип называется «I» от английского слова Inducement. Глагол «to induce» в трактовке Марстона означает:1) влиять для того, чтобы вызвать определенное действие;2) лидировать, вести за собой.Опрошенные Марстоном люди интроспективно
Часть III В каком состоянии пребывает чужое сознание
Часть III В каком состоянии пребывает чужое сознание Ошибки второго рода, совершаемые нами при попытках понять разум других, – это ошибки логических умозаключений. Когда мы стремимся понять ум другого существа, мы полагаемся по меньшей мере на три стратегии. Мы
Как простить чужое несовершенство. Не бойтесь говорить о своих недостатках!
Чужое золото
Чужое золото Как-то одному человеку нестерпимо захотелось золота. Утром пораньше надел он платье и шапку, отправился на базар. Подошел прямо к меняле, на глазах всех людей схватил золото и кинулся прочь. Поймав его, стражник спросил:— Как мог ты украсть чужое золото? Ведь
Чужое мнение. Равняйсь – смирно!
Чужое мнение. Равняйсь – смирно! Думайте обо мне, что хотите… если есть чем. Каждый человек – индивидуален. Сколько людей – столько мнений. Но Истина – одна. Быть зависимым от чужого мнения – значит быть рабом. А человек должен быть свободным и иметь свое собственное