Что такое экклесия в религии
Что такое экклесия в религии
ЦЕРКОВЬ, экклезия – понятие, имеющее в христианстве несколько значений. Исследователи рассматривают её, во-первых, по этимологическому значению слова; во-вторых, как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки; в-третьих, как факт в истории и в современной жизни и, наконец, как общество и учреждение в области права. В смысле учреждения церковью называется и храм, в котором для служения Богу собираются христиане, составляющие из себя церковь. В обыденном сознании под церковью часто понимается та или иная общность или община христиан, объединённых по конфессиональному принципу (например, Римско-католическая церковь). Слово «экклезия» (по употреблению у греческих классических писателей) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скоплению людей) собрание или общество лиц с определёнными правами. Считается, что в значении учреждения, созданного для спасения людей их верой в Сына Божьего и Его исповеданием, и общества верующих в Христа слово «экклезия» употреблено самим Основателем христианской веры и церкви (Mф. 16, 16–19). В апостольских писаниях Нового Завета словом «церковь», во-первых, обозначается непоколебимое Божественное учреждение истинного вероучения (1 Тим. 3:15; Колосс. 1:24–25); во-вторых, называются местные христианские общины (Деян. 9:14, 15:3–4; 18:20, 22, 23, 27, 28; 1 Петр. 5:2; Римл. 16:16; Гал. 1:22 и др.) и христианская семья, как домашняя церковь (Римл. 16:4; Филим. 1:2); в-третьих, именуется общество всех христиан (Деян. 2:47; 5:11; 15:22; 1 Кор. 12:28; Гал. 1:13; Ефес. 5:23–27 и др.), наконец, обозначается в одно и то же время и учреждение, и христианское общество (Ефес. 1:22–23; Колос. 1:18; Деян. 20:28; 1 Кор. 12:28 и др.). С общепринятой в христианстве точки зрения считается, что церковь как Богочеловеческий институт была основана Иисусом Христом, а началом отсчёта церковной истории считается день Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Она имеет единую главу – Христа, под действием Святого Духа сохраняет непогрешительным учение Христово, переданное ей апостолами и подтверждённое на семи Вселенских соборах, и освящает всех православных верующих (посредством таинств) Божьей благодатью. Однако реально существующие с I в. христианские общины оформились в чёткую и строгую церковную структуру далеко не сразу, не менее сложным был и процесс размежевания ранней христианской церкви с иудейской общиной, к которой принадлежало большинство её членов. Одним из первых разногласий в церкви был вопрос о необходимости соблюдения христианами полноты ветхозаветного Закона. Созванный для решения этой проблемы первый в истории церкви Апостольский собор в Иерусалиме (51 г.), постановивший не обращать в иудаизм христиан из язычников, во многом способствовал оформлению понимания церкви как нового избранного народа, как наследницы исторического Завета. В дальнейшем в ходе споров с ересями II–V вв. постепенно складывается экклезиология – богословское учение о церкви, в котором выявляются основные догматические определения церкви, зафиксированные в Никео-Константинопольском (Никео-Цареградском) Символе веры: единство, святость, вселенскость (кафоличность или в русском переводе – соборность), апостольство. Символ веры определяет церковь как объект веры, поскольку она «единая, святая, соборная (кафолическая) и апостольская». Церковь единая постольку, поскольку в соответствии с желанием её Основателя («Да будут все едины») живёт единым Господом, единой верой, единым крещением, единым Богом и Отцом. Единство вселенской церкви состоит в одинаковом исповедании её членами вероучения, в признании единого главы – Иисуса Христа и единого Святого Духа, действующего на верующих чрез таинства, и во взаимном общении. Её единству не противоречит тот факт, что с распространением христианской веры между разными народами и в разных странах мира образовались поместные церкви, как её составные части, с самостоятельным в своих местных делах управлением, и потому называемые автокефальными.
Ценности Экклезии
Что такое Экклезия?
На встречах Экклезии обсуждаются актуальные вопросы церковного служения, производится честная аналитика текущего положения вещей, происходит обмен или создание полезных ресурсов, совершается братское общение и серьезная молитва, рождаются совместные проекты поддержки и взаимодействия.
Мы верим, что возвращение к библейской модели пасторства и подготовки новых служителей на базе поместных церквей позволит увидеть подлинное обновление евангельского движения России и появление большого количества духовно здоровых церквей. Именно такие церкви будут воспитывать зрелых служителей и направлять миссионерские команды для основания новых церквей. Все это принесет славу Богу и приблизит нас к Духовному Пробуждению России.
Сегодня Экклезия представлена в виде:
• веб-сайта
• ежегодной пасторской конференции
• региональных площадок общения по практической библейской экклезиологии
• пасторскими уикендерами, где можно посмотреть изнутри как совершается служение в современных условиях на библейской основе и в евангельско-баптистской традиции
• ресурсы для служителей и членов церкви
• практические семинары и тренинги
Ценности Экклезии
А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. (Марк 4:20)
Цели Экклезии
Все наши общения и ресурсы построены вокруг трех основных тем или направлений:
ЭККЛЕСИЯ (др.-греч. ἐκκλησία ‒ собрание, сходка, от ἐκκαλέω ‒ «вызывать, призывать»)
Название для народного собрания в некоторых древнегреческих полисах; наиболее известна афинская экклесия.
Народное собрание – экклесия – высший орган власти полиса, в котором решались все важнейшие вопросы общественной жизни, вопросы войны и мира, принимались постановления, выбирались некоторые должностные лица. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин по достижению 20-летнего возраста после завершения службы эфебом. Таким образом, по составу экклесия равнялась всему демосу; но фактически в её работе участвовало около1/4, а чаще – 1/5 граждан. Для некоторых голосований требовался кворум в 6000 экклезиастов (например, при остракизме, предоставлении гражданства и т.д.). Греческие источники часто сетуют на то, что с бо́льшей охотой экклесию посещали бедные, чем состоятельные граждане; очевидно также, что городским обитателям было удобнее посещать собрание, чем жителям удаленных демов. Это не исключает того, что особо важные заседания посещала более значительная, чем обычно, часть граждан, а профессиональный и имущественный состав участников зависел от того, обсуждаются ли в экклесии вопросы, близко касающиеся интересов определенных тех или иных общественных и имущественных групп населения. Голосовали обычно поднятием рук (χειροτονία), а в некоторых случаев – иным способом: черепками при остракизме, специальными камешками – ψῆφοι – для голосования по некоторым вопросам.
Существовало два вида собрания: главные (κύριαι) и обычные. Первое собрание в пританию (1/10 часть года) – главное, т.е. всего в течение года было10 главных собраний и 30 обычных – по три в пританию. Кроме этих сорока раз, что экклесия собиралась на ординарные встречи, могли быть еще и чрезвычайные народные собрания. В конце V в. до н.э. (403/2 г.) по предложению Агиррия была введена плата за посещение народного собрания – сначала 1 обол, но вскоре она была поднята до 3 оболов (Arist. Ath. pol. 41, 3). Плата была гарантирована для 6000 пришедших первыми, что вызывало порой свалку и давку (Aristoph. Plut. 329-330). Во времена Аристотеля обычное собрание «стоило» драхму (т.е. 6 оболов), а главное – 9 оболов (Ath. pol. 62,2); это примерно минимальный дневной заработок.
Со времен Клисфена или, по мнению ряда историков, с Эфиальта, народное собрание обычно проходило на холме Пникс в 400 м к юго-востоку от афинской агоры, до того – на агоре. В V в. до н.э. демос располагался полукружием, на скамьях, выбитых в скальной породе (ср. Аристофан, «Всадники»: «что на голых камнях тебе жестко сидеть» – 783, перевод А. Пиотровского). Около 400 г. до н.э. Пникс был перестроен, и граждане теперь, видимо, восседали на деревянных скамьях. Собрания там продолжались примерно до 300 г. до н.э., после чего были перенесены в театр Диониса.
Следует учитывать, что по мере развития афинской демократии со времен Солона и до фактического уничтожения демократии в конце IV в. до н.э. политические права и функции экклесии менялись, как правило, в сторону их расширения. Решения народного собрания оформлялись в виде псефизм (декретов, постановлений) и законов. Для V в. до н.э. ψήφισμα и νόμος («закон») – частично совпадающие или взаимозаменяемые понятия. В конце V – начале IV вв. до н.э. в Афинском государстве происходят важные изменения в процедуре принятия закона; устанавливается более четкое различие между декретом и законом, псефизмой и номосом. Закон отныне воспринимается как общепринятая норма длительного (постоянного) действия, как нечто более существенное по сравнению с псефизмой, имеющей дело с насущными проблемами и определяющей конкретное действие в конкретной ситуации. Вводится определенная процедура принятия закона – номотесия: предварительное обнародование и публичное обсуждение, рассмотрение законопроекта особой комиссией номофетов из числа судей гелиэи, и лишь после этого он вносится в экклесию. Однако, из-за того, что новый порядок принятия законов был очень громоздким, процедура номотесии, видимо, применялась крайне редко. За период с 403 по 322 г. до н.э. нам известно около 800 псефизм – 488 сохранилось в виде надписей и около 219 упоминаются в литературных источниках. За тот же период времени из в эпиграфических источниках упомянуты всего лишь 7 законов. Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что подавляющее большинство решений экклесии и в IV в. до н.э. представляло собою именно псефизмы – через их массовое принятие без лишних хлопот и проволочек народное собрание продолжало успешно реализовывать свою законодательную активность.
Именно в народном собрании проходил известный «суд черепков», а на самом деле, внесудебное наказание через голосование демоса, – остракизм. Кроме того, экклесия имела некоторые судебные функции: в ней могли слушаться дела по исангелии (чрезвычайное заявление о совершении тяжкого государственного преступления), как например, процесс стратегов-победителей при Аргинусских островах (406 г. до н.э.). Экклесия фактически была высшей судебной инстанцией: так, в годы Пелопоннесской войны несколько раз народное собрание принимало решения об аннулировании вынесенных гелиэей приговоров или назначенного наказания, а в 403 г. до н.э. экклесия приняла закон, утверждавший, что те вердикты, которые были вынесены во времена правления Тридцати тиранов недействительны, а те, которые были вынесены при демократии – действительны (And., I, 87; Dem., XXIV, 56; Xen., I, 5, 19; Paus., VI, 7, 4–5). Народное собрание обладало правом a[deia – освобождение от наказания.
Подробное описание работы народного собрания для своего, естественно, времени, дает Аристотель: Совет готовит повестку (προβούλευμα), пританы Совета определяют день заседания и созывают собрание (Ath. pol. 43,3-6): «Одно — главное, в котором полагается производить проверку избрания властей — находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию кроме означенного пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма — находят ли нужным производить его или нет, затем предложения предварительных приговоров против сикофантов от афинян и от метеков, не более трех от тех и других; наконец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обещание народу, не выполнит его.
Другое Народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, может рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два Народных собрания отводятся для всех прочих дел. На них законы повелевают обсуждать три дела по вопросам религии, три дела по докладам герольдов и посольств, три – по вопросам светского характера. Обсуждают иногда и без предварительного голосования» (перевод С.И. Радцига).
ЭККЛЕСИЯ
Смотреть что такое «ЭККЛЕСИЯ» в других словарях:
Экклесия — (греч. ekklesia) 1) в Др. Греции наиболее распространённое название народного собрания. В полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) экклесия верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную … Политология. Словарь.
ЭККЛЕСИЯ — (гр. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В период полисной рабовладельческой демократии (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридический словарь
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia) в Др. Афинах народное собрание … Большой Энциклопедический словарь
экклесия — сущ., кол во синонимов: 1 • собрание (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Экклесия — (гр. ekklesia) 1) народное собрание в Др. Греции, законодательный орган афинского государства в период господства рабовладельческой демократии. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе … Энциклопедия права
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельческого общества (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридическая энциклопедия
Экклесия — Пникс трибуна оратора Экклесия (др. греч. ἐκκλησία) в … Википедия
экклесия — (греч. ekklēsía), в Древних Афинах народное собрание. * * * ЭККЛЕСИЯ ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia), в Др. Афинах народное собрание … Энциклопедический словарь
Экклесия — (греч. ekklësia) в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. верховный орган государства, осуществлявший законодательную,… … Большая советская энциклопедия
ЭККЛЕСИ́Я
Том 35. Москва, 2017, стр. 262
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭККЛЕСИ́Я (греч. ἐϰϰλησία ), народное собрание в Афинах, важнейший орган афинской демократии. Вместе с Буле (Советом 500) Э. представляла законодат. власть. В работе Э. имели право участвовать все граждане мужского пола старше 20 лет. В 4 в. до н. э. собрания проходили 40 раз в год. В раннее время собиралась на агоре, затем – на холме Пникс (иногда в театре Диониса ). С нач. 4 в. до н. э. за участие в работе Э. стали выплачивать небольшую сумму. Вопросы, подлежащие обсуждению в Э., предварительно рассматривались в Совете, который формировал повестку дня. На заседании Э. прежде всего обсуждались и принимались законы и постановления (в 4 в. до н. э. для принятия законов была введена особая процедура), рассматривались вопросы защиты страны и снабжения города продовольствием, выбирались некоторые должностные лица, заслушивались их отчёты после окончания срока должности. Э. могла принять решение о проведении остракизма. В Э. обсуждались и утверждались тексты межгосударств. договоров и соглашений; только Э. могла объявить войну или заключить мир. При обсуждении любого вопроса каждый гражданин имел право высказать своё мнение. Решение принималось большинством голосов. Выступления граждан в Э. с целью убедить большинство в правильности своего предложения способствовали развитию ораторского искусства в Афинах. Э. осуществляла верховный контроль над органами исполнит. власти, имела некоторые судебные полномочия.