Что такое экологичный бизнес
Экологичный бизнес — что это?
Хорошая репутация и лояльность клиентов…
Сплоченный и эффективный коллектив…
Минимальное воздействие на окружающую среду…
Эти все признаки присущи экологичному или «зеленому» бизнесу. В России это направление только набирает обороты, тогда как на Западе уже давно используется во всех сферах деятельности человека.
Что же такое экологичный бизнес и как он работает?
Экологичный бизнес стремится оказывать положительное влияние на окружающую среду, используя принципы, стратегии и методы, которые улучшают качество жизни общества и планеты в целом.
При этом у малого бизнеса большое преимущество перед крупным: небольшим предприятиям гораздо легче начать зеленые изменения и получить первые результаты.
Но экологичный бизнес – это совсем не обязательно переработка мусора или работа на органик-ферме. Он может быть каким угодно, главное – придерживаться следующих принципов:
Основные правила экологизации бизнеса
1. Избегайте заблуждения, что ведение экобизнеса – это только благотворительность. Бизнес – это, в первую очередь, получение прибыли, даже если оно социально-ориентированное.
2. Будьте всегда в курсе изменений в законодательстве и потребностей потребителя.
3. Помните о японском принципе «кайдзен»: постепенное совершенствование всех процессов и отслеживание работающих стратегий.
4. Задавайте больше вопросов. Как эти изменения улучшат ваш бизнес? Как продукты и услуги, которые вы предлагаете, помогут людям? Тщательно проверяйте ваших поставщиков: моральные ценности вашей компании должны соблюдаться во всем жизненном цикле продукта.
5. Стройте вашу экологичную репутацию. «Зеленые» компании получают одобрение и лояльность большего количества потребителей. Информируйте через СМИ, веб-сайт, упаковку и рекламу о своих эко-достижениях, чтобы привлечь потенциальных клиентов и заработать их доверие.
6. Если вы только начинаете свой бизнес, то проведите исследование «зеленых принципов» так же тщательно, как и вопроса «как начать свой бизнес». Применяйте советы других «зеленых» стартаперов.
7. Убедитесь, что ваш бизнес-план логичный и надежный. Люди не будут вас поддерживать, только потому, что ваша компания объявлена «зеленой»: им необходимы доказательства того, что ваш бизнес действительно экологичен.
8. Разработайте «зеленую» стратегию для вашего бизнеса. Рассчитайте ваш экологический и углеродный след. Для этого воспользуйтесь специальными онлайн-калькуляторами или услугами специалистов. Определитесь, где вы находитесь сейчас и где хотите быть в ближайшем и отдаленном будущем, какими ресурсами, инструментами и методами будете пользоваться, чтобы двигаться в выбранном направлении.
9. Уменьшайте потребление ресурсов.
10. Используйте повторно
11. Вовлекайте сотрудников. Расскажите им о ваших планах, убедитесь, что все понимают свои обязанности. Поощряйте и стимулируйте командную работу, мозговые штурмы, отмечайте лучшие идеи. Организуйте получение обратной связи от работников для того, чтобы отслеживать, что реально работает, а что – нет.
Очень часто вопрос об экологизации поднимают сотрудники, а не руководство. Компании могут поддерживать своих экологически сознательных сотрудников путем создания специальных стоянок для велосипедов, покупки проездных для тех, кто использует общественный транспорт и т.д.
12. Изучите возможности получения налоговых льгот в вашем регионе. Во многих странах предусмотрены налоговые льготы и скидки для компаний, которые используют экологически чистые методы ведения бизнеса, такие как переход на возобновляемые источники энергии, использование газоочистных установок, электрических или гибридных автомобилей и грузовиков.
13. Постоянно обучайтесь и развивайтесь. Экологичный бизнес – это путешествие без конечного пункта назначения. Ищите возможность обмена опытом с другими «зелеными» организациями. Чем больше вы будете узнавать, внедрять и пробовать, тем больше у вас будет шансов стать лидерами в своей нише. Создайте внутреннюю экокультуру, которая поощряет сотрудников постоянно развиваться, генерировать идеи и реализовывать их. Расскажите людям о своем опыте через свой сайт, блог, социальные сети.
Экологичный бизнес – это бизнес сегодня и завтра!
Начните с малого – с рационального использования ресурсов. Это позволит сэкономить ресурсы и деньги, и принести реальную пользу окружающей среде. Разве это не стоит ваших усилий?
/Автор статьи: Татьяна Милованова/
Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход
В сентябре поисковые запросы на тему изменения климата в Google впервые в истории превзошли интерес американских интернет-пользователей к «Игре престолов». Главной героиней светских бесед и споров в социальных сетях тогда же стала шведская школьница-активистка Грета Тунберг — ее обличительная речь с трибуны ООН заставила массовую аудиторию задуматься о влиянии потребительских привычек на окружающую среду. Как получилось, что мы все всерьез озаботились «зеленой» повесткой в 2019 году?
Антропогенное влияние на экологию и опасность накопления парниковых газов стали предметом общественных дискуссий еще в 1970-е, но в следующем десятилетии тему захлестнула волна консьюмеризма, которая охватила развитые страны. Но вскоре эффекты от безудержного потребления начали стучаться буквально в каждую дверь. Первым, помимо ученых и их неравнодушных последователей, климатическим кризисом всерьез обеспокоилось поколение миллениалов. Последнее десятилетие — время, когда миллениалы стали основной целевой группой для производителей товаров. Добавьте к этому заметное продвижение в области women empowerment — голоса женщин, которые принимают решения о покупках гораздо чаще мужчин, зазвучали гораздо громче. Сегодня, согласно исследованию Nielsen, 81% людей во всем мире уверены, что бизнес должен заботиться об окружающей среде. Тема перестала быть уроком из школьной программы и превратилась в важный фактор, влияющий на принятие решений.
Экологичность — новый тренд
Бизнес уловил изменение общественных настроений. Запрос на экологичность быстро превратился в маркетинговый тренд. В последние пять лет, когда миллениалы стали ключевой потребительской группой, прилавки магазинов наполнились зелеными этикетками, а товары с приставками «эко-» и «био-» переместились из специализированных лавок на полки супермаркетов. Бизнес быстро почувствовал, что товары, позиционируемые как экологичные, лучше продаются. Это доказало и недавнее исследование Нью-Йоркского университета. Анализ потребительского поведения в 2013-2018 годах показал, что конкретно «зеленые» товары не просто лучше покупают — их наличие благоприятно сказывается на росте всей товарной категории.
Неудивительно, что мировые бренды охотно эксплуатируют тренд для поддержания и улучшения продаж. Один из лидеров сегмента быстрой моды H&M в 2012 году запустил линейку Conscious из органического хлопка и переработанных материалов, а в 2013-м — программу переработки текстиля. IKEA сначала стала принимать батарейки и LED-лампочки в своих магазинах, а в прошлом году запустила в России программу по приему ненужного текстиля (и в 2019-м существенно расширила перечень принимаемых товаров). General Motors в 2009 году даже изменил цвет логотипа на зеленый, чтобы казаться более экологичным. Adidas привлекает внимание к загрязнению Мирового океана, выпуская кроссовки из переработанного океанического мусора. А бренд одежды для активного отдыха Patagonia удивил всех в 2011-м, выпустив в «черную пятницу» рекламу в New-York Times со слоганом Don’t buy this jacket («Не покупайте эту куртку»). Список таких примеров можно продолжать бесконечно, но все они хотят использовать тренд на «экологичность». Статистики по рентабельности тенденции у брендов пока нет — чаще всего компании запускают такие инициативы в дополнение к традиционной бизнес-стратегии.
В 2019 году «зеленый» тренд развивался особенно стремительно — и во всем мире, и в России. Например, крупнейший отечественный онлайн-ритейлер Wildberries отказался от пластиковых пакетов. В тот же период это сделали и его офлайновые конкуренты.
Леонид Довладбегян, директор по стратегии и электронной коммерции сети «Перекресток», рассказал Forbes Life, что в конце августа у онлайн-клиентов супермаркета появилась возможность отдавать курьеру пластиковые пакеты, в которых доставляется заказ, для последующей переработки. «Если в 2017-2018 годах наши клиенты хотели получать заказы, упакованные в большее количество пакетов, то в 2019-м тренд сменился на противоположный. Мы приняли решение, во-первых, отказаться от части фасовочных пакетов, а во-вторых, ввести услугу по приему пакетов», — перечисляет менеджер.
По словам Татьяны Степановой, директора департамента операционного и бренд-маркетинга сети «Пятерочка», компания «активно пилотирует различные экологические инициативы». «В частности, в недавно открытом магазине в Москве впервые используются покупательские корзины, изготовленные из переработанного пластика, а в качестве альтернативы одноразовым пакетам мы предлагаем покупателям многоразовые сумки и бумажные пакеты», — говорит собеседница Forbes.
Не отстают и производители одежды и обуви. Так, Timberland в этом году выпустил первую модель из переработанного пластика. А в августе сразу 32 бренда из индустрии моды, включая и люксовые Chanel, Ralph Lauren и Prada, и массовые H&M и Zara, заключили «Модный пакт», направленный на снижение выбросов парниковых газов отраслью и продвижение принципов устойчивого развития.
В России в июле «Меморандум устойчивого развития» подписали крупнейшие представители ретейла. Правда, по словам Михаила Бабенко, главы направления «Зеленая экономика» в WWF Россия, страна «пока в самом начале пути». «В первую очередь потому, что в российском ретейле работа в области устойчивого развития не выстроена как система, мероприятия по снижению экологического следа и ответственному потреблению носят фрагментарный характер. Но запрос от рынка появился», — констатирует эксперт.
Забота об экологии или новый маркетинговый ход?
За красивыми кампаниями в зеленых цветах и громкими заявлениями об экоакциях нередко скрывается мало реальных действий — это явление экологи называют «гринвошингом». Глобализированная система производства и продажи товаров наносит непоправимый ущерб природе по всему миру. Несмотря на заверения брендов в готовности к переменам, они по-прежнему генерируют выброс в атмосферу тонн углерода от транспортировки товаров, огромный расход пресной воды на выращивание хлопка, загрязнение почвы и рек опасными химикатами и используют сомнительные места для производства в развивающихся странах, где работницам не платят достойную зарплату, не говоря уже о соцпакете.
Активно тема гринвошинга обсуждается на косметическом рынке. Существует множество примеров, когда в отсутствие жесткого регулирования информации, размещаемой на этикетке, производители создавали видимость безопасного и экологичного средства. Но даже действительно натуральная и органическая косметика может вызывать вопросы, если произведена неэтичным способом или в неперерабатываемой упаковке. В таких случаях это очередная погоня за трендом и ответ на спрос потребителей, а не действительно безопасный для окружающей среды продукт.
Никто из компаний, кроме разве что Patagonia, не призывает к тому, что действительно может повлиять на размер ущерба экологии, — меньше потреблять. Оно и понятно, ведь это противоречит самой природе экономической модели, принятой в современном мире, — бесконечному увеличению прибыли любой ценой. Крупнейшие медиа и активисты регулярно критикуют условия производства и труда в крупных компаниях — например, часто достается тому же H&M.
Как быть с устойчивым развитием?
Критика не мешает многим компаниям предпринимать серьезные разносторонние шаги по снижению своего углеродного следа и налаживанию более экологичных бизнес-процессов. Заметные результаты достигаются в области экономии электроэнергии за счет использования возобновляемых источников, которые в последние годы стали более доступными. Многое делается в области упаковки и отказа от одноразовых вещей. Работают масштабные программы социальной ответственности для развития равноправия и обеспечения благополучия уязвимых социальных групп. Но может ли большой бизнес быть успешным и одновременно экологичным и устойчивым по отношению к окружающей среде?
Среди мировых гигантов выделяются, в частности, Unilever и Apple. Первая взяла на себя обязательство до 2030 года вдвое снизить влияние на окружающую среду, вторая недавно отчиталась о том, что все заводы по сборке ее устройств получили сертификат нулевого показателя отходов Zero Waste to Landfill. Но станут ли «зеленые» стратегии локомотивов экономики примером для всех остальных?
Исследователи сходятся во мнении, что в современном воплощении большой бизнес противоречит нашей экосистеме — бесконечный рост против ограниченных ресурсов. Пока компании не перестроятся под рамки биосферы, они так и будут находиться с ней в конфликте. Хорошая новость в том, что все больше и больше компаний предпринимают активные действия, чтобы снизить свое негативное влияние. Плохая — в том, что их все еще недостаточно, а времени для изменений остается все меньше.
В оценке действий бизнеса в области устойчивого развития и снижения негативного влияния на окружающую среду важно не забывать про критическое мышление и системную эксплуатацию организаторами ярких экоакций невозобновляемых ресурсов.
Например, авиакомпания S7 Airlines, которая летом 2019-го похвально поддержала родной для себя Сибирский регион после опустошающих лесных пожаров кампанией по высадке миллиона деревьев. И в то же время самолеты перевозчика продолжали оставлять заметный углеродный след. Представитель S7 заверил Forbes Life, что противоречия в политике компании нет и снижение негативного влияния на экологию остается для нее приоритетом. «На сегодняшний день S7 Airlines — единственная российская авиакомпания, в парке которой есть лайнеры Airbus A320neo и Airbus A321neo с улучшенными экологическими характеристиками. В зависимости от маршрута среднее сокращение расхода топлива составляет до 20%, что позволяет существенно уменьшить выбросы CO2 в атмосферу, а площадь звукового следа на взлете — на 50% меньше, чем у воздушных судов предыдущего поколения», — рассказал представитель перевозчика.
Еще один пример неоднозначной экологической политики — нефтехимический гигант «Сибур», регулярно запускающий новые «зеленые» инициативы: конкурс экологических фильмов, пропаганда переработки мусора и т. д. В то же время компания готовит к запуску крупнейший в России профильный завод «ЗапСибНефтехим», на котором будут в том числе выпускаться одноразовые пластиковые продукты — один из основных источников загрязнения Мирового океана и всей планеты в целом. «Пластик — один из лучших материалов современности при условии правильного обращения с ним. В мире у пластика нет альтернатив. Пластики лидируют по энергозатратам и экологичности производства среди базовых материалов. У них малый вес, низкая теплопроводность, устойчивость к коррозии, они универсальны и адаптивны», — сообщил Forbes Life представитель пресс-службы «Сибура». В компании считают, что «решение экологических проблем — не в области полного отказа от пластика, а в повышении осознанности его потребления». «Один из трендов — переход от одноразовых пластиковых изделий к многоразовым. Производителю предстоит предложить более «ответственную» альтернативу, а потребителю изменить модель потребления», — добавил представитель «Сибура».
«Зеленый бизнес»: 20 идей как заработать на экологии
2 min
Современный бизнес ориентируется на экологичность. Актуальность, высокий спрос, прибыльность и перспективы развития – причины, почему стоит начать эко-бизнес сегодня.
Вопрос экологии – один из важнейших во всем мире. На волне популярности эко-движения появилось «зеленое» предпринимательство — экологический бизнес, приносящий не только прибыль, но и пользу окружающей среде, обществу, планете. Для многих стран экологическое направление давно стало нормой, а в России только начинает развиваться. Сегодня рассмотрим, как запустить собственный экобизнес и правильно выбрать направление.
Почему экобизнес актуален
Внимание к экологии возрастает с каждым годом. Экологичность стала новым трендом, а бизнес быстро превратил ее в маркетинговый ход. За последние пять лет прилавки магазинов наполнились товарами с приставками «эко» и «био». Исследование Нью-Йоркского университета доказало, что экологичная продукция лучше продается. В 2020 году экотренд развивается особенно активно – как во всем мире, так и в России. Цель экологического бизнеса не только в получении прибыли, но и в оздоровлении планеты.
В рамках экопредпринимательства можно заниматься различной деятельностью:
«Зеленый» бизнес можно рассматривать как прибыльную идею, поскольку его преимущества очевидны:
Экобизнес включает предпринимательскую деятельность, обеспечивающую предотвращение загрязнения, ресурсо- и природосберегающие технологии, использование биотехнологий, осуществляющих меры по благоустройству окружающей среды, переработку, зелёную энергетику, производство «здоровых» продуктов питания, чистой воды, товаров для строительства, строительство экопарков, утилизацию отходов, туризм, инфраструктуру, разведение растениеводческих культур и животных.
Как выбрать идею и заработать на экологии
Экологичный бизнес в России — направление довольно молодое, поэтому есть множество ниш и нишевых проектов, которые можно занять и успешно реализовать. Желательно начинать с того, в чем вы разбираетесь и являетесь компетентным. Большинство направлений легко переориентировать на экологичность. Например, работая на рынке клининговых услуг, можно предложить услугу экоуборки. Ассортимент продуктового магазина сменить на фермерскую продукцию, а туристическую базу с мангалами превратить в эко-отель, организующий «зеленый» отдых.
Также при выборе идеи следует учитывать условия для бизнеса в вашем регионе. Оцените спрос на товар или продукцию, наличие целевой аудитории и прочие условия. И, наконец, проанализируйте свои возможности как инвестора, организатора и специалиста.
В статье мы собрали 20 идей экобизнеса с разным бюджетом и направленностью.
1. Магазин органических продуктов
Вложения: от 200 тыс. рублей
Торговля экологически чистых товаров является одной из самых динамично развивающихся отраслей в стране. Спрос на такую продукцию постоянно растет, несмотря на высокие цены. Как правило, органические продукты стоят на 50%-100% дороже обычных.
Соответственно, и прибыль здесь немного выше, чем в обычных продовольственных магазинах. Поэтому можно открыть прибыльный бизнес на продаже экопродукции.
Для старта потребуется небольшие вложения – за 200 тыс. рублей можно открыть эколавку. Сложности могут возникнуть на стадии подбора поставщиков и продвижении. Магазин должен иметь стабильные поставки и качественную продукцию – налаживание этой системы занимает немало времени. Кроме того, потребуется тщательно продумывать хранение и сбыт продукции. Ведь здоровая пища (без добавок и консервантов) имеет небольшой срок годности. Чтобы избежать убытков, предприниматель должен найти баланс в объемах поставки и продаж.
2. Экосумки
Вложения: 100 тыс. рублей
На изготовлении и продаже экологических изделий можно построить прибыльный бизнес. Один из вариантов – открыть производство по пошиву эко-сумок. Для этого потребуется минимум вложений – почти вся сумма уйдет на покупку оборудования и расходных материалов. А производство легко разместить в домашних условиях.
Экосумки поддерживают идею отказаться от пластиковых пакетов, которые загрязняют окружающую среду, и использовать в быту многоразовые сумки из натуральных тканей.
Целевой аудиторией являются молодые люди в возрасте 16-35 лет. Именно на этот возрастной диапазон стоит ориентироваться производителю, когда он будет выбирать дизайн сумок и каналы продвижения. Самый выгодный вариант – открыть свой интернет-магазин через соцсети.
3. Изготовление эко-дров
Вложения: от 15 тыс. рублей
Один из актуальных вопросов экологии – использование безопасного топлива. Несмотря на распространение газового и электрического отопления, спрос на дрова стабильно высокий. Их используют для каминов, теплиц, бань, дровяных котлов или печного отопления.
Не так давно на рынке появилась идея – производить топливные брикеты (пеллеты) из прессованных листьев. Добавляя воск для склейки, производители получают экополена: 1 кг такого топлива выделяет около 30 мегаджоулей энергии. Этого хватает, чтобы поддерживать огонь в камине или приготовить еду на мангале.
Объем первоначальных вложений зависит от того, какие масштабы производства планировать. Для полноценного производства потребуется около 1 млн. рублей, а для домашнего бизнеса или мини-производства будет достаточно 20-50 тыс. рублей. Потребуется приобрести пресс для брикетирования и комплекс для просушки готового изделия. Также желательно предусмотреть производственное помещение, которое можно оборудовать в собственном дворе.
Освоить процесс производства несложно. В интернете много видео, рассказывающих тонкости изготовления брикетов из листьев. Также можно найти советы, как сделать оборудование своими руками.
Основные сложности связаны с поиском сырья (для производства его нужно очень много) и сбытом. Эта категория товаров достаточно сложная: чтобы заработать на продаже, нужно четко понимать свою целевую аудиторию. Открывать свое производство топливных брикетов стоит лишь в том случае, если вы сможете наладить поставки сырья и каналы сбыта.
4. Экодизайн, экостроительство
Вложения:от 200 тыс. рублей
Строительство и дизайн с приставкой «эко» – это современный тренд, который обретает все больше популярности. Идея предполагает экологичный образ жизни в области домостроения. К этому можно отнести:
Знания в этой области можно получить на практических семинарах по экостроительству, обучающих мастер-классах и т.д.
5. Организация экотуров
Вложения: 50 тыс. рублей
В последнее время экотуризм набирает популярность. По оценкам экспертов, экотуризм имеет все шансы стать «хитом».
Городские жители с удовольствием проводят активный отдых на природе. Предприниматели быстро подхватили идею и поддержали интерес. Сегодня можно найти множество предложений туров и экскурсий в этом направлении.
Экотуризм предполагает ночевку в палатках, здоровое питание, купание в речке, рыбалку, походы… Для тех, кто любит комфорт, рынок предлагает размещение в экодомах, экскурсии, баню и другие развлечения. Одно из направлений, которое пользуется спросом у горожан – возможность пожить деревенской жизнью: наколоть дров, собрать урожай, посмотреть на домашних животных, попариться в бане, выпить чаю из самовара.
Объем вложений зависит от самой идеи. Для создания авторского тура потребуется минимум денежных вложений и максимум организаторских способностей. А вот на строительство городска с экодомиками придется потрать значительную сумму.
Можно стартовать с небольшого спектра услуг и вкладывать прибыль, чтобы расширять бизнес. Начните с организации рыбалки, плавания на лодках, велосипедных прогулок, тематических экскурсий и т.д. Есть множество вариантов, как заработать на экотуризме. Главное в этом деле – ваша предприимчивость.
6. Производство и продажа экологичных мешочков
Вложения: от 20 тыс. рублей
Продолжая тему экосумок, можно пойти более оригинальным путем и заняться производством экологичных систем хранения из ткани. Авоськи, мешки для хранения фруктов, овощей и круп, холщовые сумки, джутовые пакеты, многоразовые бахилы, восковые салфетки для продуктов и т.д.
Подобные товары будут пользоваться спросом, но многие из них пока не так сильно раскручены, как те же экосумки или авоськи. Так что главная задача – придумать оригинальный товар и достучаться до своих покупателей.
Организовать такой бизнес можно и на дому. Денег для этого потребуется минимум. Но здесь важны творческие способности, поскольку придумывать дизайн и шить изделия придется самостоятельно. Конечно, можно нанять мастера, но тогда возрастут расходы на бизнес.
7. Магазин товаров без упаковки
Стартовый капитал: 50 тыс. рублей
Самый продаваемый товар в отечественных супермаркетах – полиэтиленовые пакеты. Каждый год продается 80 миллиардов штук – и все они оказываются на свалках. Бумажные пакеты, которые используются в упаковке, также не экологичны. Многие товары продаются в полипропиленовых или картонных упаковках. Решение этой проблемы – не использовать упаковку вообще.
На этом основана идея магазина без упаковки. Бизнес работает следующим образом: предприниматель закупает товар большими партиями у поставщика и продает на развес. Покупатель приходит в магазин со своей тарой. Кстати, вы можете продавать в магазине и экологичную упаковку – сумки, мешки для хранения и т.д.
На сегодняшний день ниша свободна. В крупных городах только начинают появляться подобные магазины.
Сложность бизнеса заключается в том, что многие покупатели не готовы отказаться от удобной упаковки. Поэтому вам придется вложиться в раскрутку магазина, чтобы распространить свою идею.
8. Производство съедобной посуды
Вложения: 150 тыс. рублей
Съедобная посуда – это новый тренд, который активно используется во многих странах. На смену одноразовому пластику приходит съедобная посуда. Многие кафе и рестораны стремятся обзавестись такой новинкой. Мода уже захватила США и Европу, а значит, в скором времени доберется и до России.
В нашей стране очень малое количество компаний использует съедобную посуду. И еще меньше тех, кто ее производит. Поэтому вы можете занять свободную и очень перспективную нишу. Это модно, оригинально, удобно и экологично.
Открыть производство съедобной посуды не составит труда. Это можно сделать в домашних условиях, без сложной техники и больших сумм.
Производство съедобной посуды – это довольно примитивный процесс. Вы с легкостью сможете изготавливать вафельные кружки для кофе, рисовые, хлебные и сырные тарелки, желейные стаканы, чашки из сухофруктов и т.д.
Проще всего выбрать ту продукцию, для производства которой достаточно стандартного оборудования кондитерского цеха. Например, вафельные стаканчики.
Главный риск в этом деле – невысокий спрос. К сожалению, далеко не все компании могут оценить перспективность этой идеи. Вашей первоочередной задачей станет поиск клиентов среди заведений общественного питания. И начать нужно с тех организаций, которые уже поддерживают тему экологичности.
9. Эко-консалтинг
Вложения: от 20 тыс. рублей.
Если вас можно считать экспертом в экотехнологиях, то вы можете предоставлять консалтинговые услуги в данной нише. Суть консультаций – дать экологическую оценку домов и офисов, предложить способы оптимизации. Например, как перейти на энергосберегающие технологии или реализовать программу утилизации отходов.
Чтобы повысить доверие клиентов, станьте сертифицированным экоконсультантом. На сегодняшний день вы можете найти много обучающих курсов, некоторые из них доступны в режиме онлайн. Обучение проходит с опытными специалистами в сфере природопользования и экологической безопасности.
Серьезное обучение обойдется примерно 20 тыс. рублей. Для старта потребуются вложения около 30 тыс. рублей — почти все средства уйдут на обучение и повышение квалификации. Не забудьте также предусмотреть расходы на продвижение своих услуг.
10. Организация эко-свадеб
Вложения: от 20 тыс. рублей
Проблема экологии близка многим, так что организация свадеб в экостиле будет востребованной услугой. Реализация подобной идеи – шанс занять свободную нишу в свадебной сфере, где наблюдается жесткая конкуренция.
Немного статистики: традиционные свадьбы каждый год оставляют после себя 400-600 тонн мусора и отходов. Поэтому идея экосвадьбы – это не только про декор, а про жизненную философию.
Чтобы построить бизнес на экосвадьбах, потребуется собрать команду единомышленников, которые являются приверженцами экостиля. Такую идею должны воплощать неравнодушные люди, тогда можно будет добиться успеха.
В основе этого бизнеса – концепция экологичности. Чтобы организовать такие свадьбы, потребуется находить неординарные решения, проявлять максимум креативности. Весь свадебный декор должен быть изготовлен только из природных материалов. Также экосвадьба предполагает: особое меню (блюда из экологически-чистых продуктов), простоту, отказ от автомобилей, фейерверков и воздушных шаров и т.д.
Иначе говоря, настоящая экосвадьба отрицает большинство атрибутов традиционной свадьбы: никаких лимузинов, салютов и даже бумажных приглашений.
Несмотря на концепцию простоты и экономии, на организации экосвадеб можно неплохо заработать, поскольку этот тренд сейчас находится на пике популярности в европейских странах.
11. Пункт приема вторсырья
Вложения: от 200 тыс. рублей
Организация пункта для приема вторсырья – это одна из популярных идей, когда речь заходит об экологичном бизнесе.
Согласно статистическим исследованиям, в России только 12% отходов отправляются на переработку. Остальное остается на свалках. Изменить ситуацию можно, если заняться сборкой и сортировкой мусора.
Основная задача – продумать систему приема вторсырья и дальнейшую переработку. Конечно, вы получите больше прибыли, если объедините в своем бизнесе сбор, сортировку и переработку вторсырья. Однако для реализации такой масштабной идеи потребуется внушительный стартовый капитал. Войти в бизнес достаточно сложно: начиная с получения разрешений и регистрации, заканчивая высоким уровнем конкуренции.
А вот открыть пункт по приему вторсырья немного проще. Вы можете принимать все виды вторсырья или специализироваться на отдельных материалах: макулатура, пластик, металл, стекло и т.д.
Существуют разные форматы для таких пунктов для вторсырья. Например, можно установить автомат, куда сдают использованные батарейки, пластиковые бутылки и прочее. В России такие автоматы еще не так распространены.
Сдавать вторсырье можно на базе, а чтобы перевозить сырье было проще, желательно приобрести небольшой пресс. С его помощью прессуют картон, пластик, алюминиевые банки, макулатуру. Оборудование обойдется минимум 100 тыс. рублей. Примерно столько же уйдет на открытие точки приема.
На старте лучше решить вопрос со сдачей вторсырья. В любом городе есть перекупщик, который принимает большие партии вторсырья. Лучше заключить договор и работать на постоянной основе, чтобы исключить проблемы со сбытом.
12. Мини-завод по переработке мусора
Вложения: от 3 млн. рублей
Переработка мусора – прибыльный и полезный бизнес. Рентабельность такого предприятия может составлять 50% и более. Однако войти в бизнес не так просто. Чтобы организовать комплекс по приему и переработки ТБО, вам понадобится пройти сложную процедуру регистрации с получением разрешений и вложить крупную сумму. Базовый комплект необходимого оборудования для переработки мусора обойдется как минимум в 2 млн. рублей.
Доходными и популярными видами ТБО являются бумажный мусор и пластик. Из переработанной бумаги производят упаковку продуктов и туалетную бумагу, а из пластика – контейнеры, мебель и даже одежду. Однако это направления с высокой конкуренцией, поэтому лучше выбирать менее популярные ниши – например, переработка органических отходов.
13. Эко-карандаши и другие экомелочи
Вложения: от 50 тыс. рублей
Эта идеи придется по душе тем, кто любит оригинальные решения и продуманные мелочи. В Европе появились экокарандаши, в которые помещены капсулы с семенами какого-либо растения. Когда карандаш стачивается, его «сажают» в землю. В одной коробке несколько карандашей, где представлены вариации с семенами овощей, пряных трав и других растений.
Сами карандаши сделаны из древесины кедра, а вместо свинцового стержня – смесь графита и глины.
Данная идея хорошо встретилась покупателями, поэтому можно попробовать реализовать ее и в России. Для этого необязательно открывать свое производство экокарандашей. Можно просто заняться их продажей, открыв магазин экологичных вещей.
Например, бамбуковые зубные щётки, восковые салфетки, силиконовые пакеты для хранения, холщовые сумки-шоперы, многоразовые стаканчики для напитков и т.д. Вы можете создать свой интернет-магазин, реализовать товар через инстаграм или открыть небольшую эколавку в ТЦ.
14. Производство эко-игрушек
Вложения: от 20 тыс. рублей
Деревянные игрушки на волне популярности. Экологичные, эстетичные изделия ручной работы – по всем параметрам это соответствует современным тенденциям.
В настоящее время деревянные игрушки стоят недешево, но при этом отлично покупаются. Родители готовы платить за игрушку больше, если она будет соответствовать их требованиям.
Вам потребуется закупить несколько станков для работы по дереву и различные вспомогательные инструменты. Затраты на старте невелики: 20 тыс. рублей.
Продавать изделия можно через интернет, задействовав разные ресурсы: Инстаграм, Ярмарка мастеров, Etsy.com, Авито и т.д. Зарабатывать на этом можно от 50 тыс. рублей чистой прибыли.
Производство деревянных игрушек — бизнес интересный и перспективный. Если вы придумаете оригинальную концепцию и справитесь с начальным этапом, то у вас будут все шансы развить производство.
15. Ветрогенератор
Вложения: от 100 тыс. рублей
Вопрос альтернативного энергоснабжения актуален сейчас и в будущем будет только набирать популярность. Существуют различные решения – от солнечных батарей до ветрогенераторов. Последний вариант пользуется популярностью и все чаще встречается в России. Нам пока далеко до Европы, где использование ветровой энергии вышло на промышленные масштабы, но первые шаги уже делаем.
Суть бизнеса – установка ветряных станций (ветрогенераторов). Это весьма перспективное направление. Вход на этот рынок доступен не только для крупного бизнеса, но также для среднего и малого. Объем инвестиций будет зависеть от масштабов ветряной станции.
Минимум, который нужен для старта, — 100 тыс. рублей, а мощная станция потребует несколько миллионов рублей. Начинающему бизнесмену можно подумать над тем, чтобы изготовить такой ветрогенератор своими руками – сейчас в интернете можно найти расчеты и чертежи по постройке такого генератора.
Однако стоит обратить внимание, что не все территории подходят для ветроэнергетики. Учитывайте это, когда будете рассматривать идею для реализации.
16. Органическая косметика
Вложения: от 300 тыс. рублей
Тема экологии проникает во все сферы жизни и, конечно, коснулась бьюти-индустрии. На рынке стали появляться магазины, которые специализируются только на органической косметике.
В зеленную косметику входит как минимум 95% природных компонентов, также все растения, используемые в косметике, должны быть выращены в экологически чистых условиях. Упаковка тоже должна соответствовать принципам экологичности.
Идея бизнеса – открыть магазин экологичной косметики. Там можно продавать органическую продукцию различных видов: от мыла до помады.
17. Утилизация техники
Вложения: 300 тыс. рублей
Многие люди самостоятельно сортируют вторсырье (бумагу, стекло и пластик), но при этом забывают об утилизации сломанной электроники.
Вы можете заработать на сборе и утилизации старых телевизоров, сломанных ноутбуков и мобильных телефонов, батареек, электронно-лучевых ламп, и других электронных отходов, вредных для окружающей среды.
Проблема утилизации электронного мусора привлекает к себе все больше внимания, поэтому важно воспользоваться моментом и занять нишу.
Чтобы открыть предприятие по сбору и утилизации электронного мусора, потребуется существенная сумма. Но вы можете организовать бизнес по оказанию посреднических услуг – и заниматься только приемом (вывозом) списанной электроники.
Ваши функции будут заключаться в том, чтобы принять технику, разобрать ее «на запчасти» и продать крупным предприятиям-переработчикам, которые производственные мощности позволяют заниматься утилизацией электронных отходов.
18. Эко-ресторан
Вложения: от 700 тыс. рублей
Эко-ресторан – прибыльная идея, которая идеально вписывается в современную культуру питания. Здоровая еда, полезные продукты, экологически безопасная мебель и стройматериалы, налаженная система утилизации отходов, экодизайн и философия заведения в целом – вот лишь часть преимуществ, которые заинтересуют посетителей.
Причем экологический ресторан привлечет различную аудиторию: ценителей уютных заведений, приверженцев правильного питания, экоактивистов.
Открывать подобное заведение лучше в крупном городе. Но имейте в виду, что эта идея может принести вам немало проблем. Дело в том, что вы должны полностью выдержать концепцию заведения. В эко-ресторане все должно соответствовать: от стройматериалов до меню. Нужно предусмотреть множество деталей. Поэтому открывать такое заведение рекомендуется тем, кто «в теме» ресторанного бизнеса.
19. Продажа и установка солнечных панелей
Вложения: от 400 тыс. рублей
Еще один вариант альтернативных источников электроэнергии – солнечные панели. На зарубежных рынках такие изделия уже давно применяются простыми обывателями. А в России ниша солнечных коллекторов пока не развита.
Производством солнечных панелей занимаются не более десятка производителей, а общее покрытие составляет не более 100 тысяч квадратных метров. Ниша свободна и перспективна.
Как правило, солнечные аккумуляторы, применяются в трех областях: отопление теплиц и различных хозяйственных помещений, обогрев жилых домов и нагрев воды в бассейнах, летних душах и т.д.
Но учитывая климатические особенности в России, эта идея доступна не во всяком регионе. Наиболее целесообразно устанавливать солнечные коллекторы на юге страны, где больше солнечных дней.
Вы можете заниматься как производством солнечных панелей, так и их установкой. Самый простой вариант – открыть бизнес по сборке солнечных панелей. Для этого придется вложить около 300 тыс. рублей. А полноценное предприятие требует инвестиций в 5-6 миллионов и привлечения серьезных специалистов.
20. Экоуборка
Вложения: от 400 тыс. рублей
Экологичность распространяется на все сферы жизни, в том числе предполагает правильное обустройство и содержание собственного жилья.
В последнее время популярность на рынке приобретают услуги экоклининга. Экологичность заключается в том, что используются органические, безопасные средства для уборки на основе трав и эфирных масел.
Также при экоуборке используется экологичное оборудование: моющие пылесосы, генераторы пара и т. д. Цель такой уборки не только достижение чистоты, но и создание безопасных для здоровья условий.
Услугами экоклининга активно пользуются семьи с маленькими детьми, аллергики, владельцы животных и т.д.
Сама схема открытия бизнеса не отличается от обычного клининга. Вопрос стоит только в подборе экологичного оборудования и чистящих средств.
В заключении
Экобизнес является популярным и перспективным направлением, которое только начинает набирать обороты. На сегодняшний день многие ниши свободны – и это шанс открыть прибыльное дело. Спрос на экологичные товары и услуги растет с каждым годом.
Конечно, нужно помнить и о сложностях. Для реализации некоторых идей придется пройти множество бюрократических процедур, другие проекты требуют крупных капиталовложений или специальной компетенции. Определенные ниши заняты конкурентами и практически закрыты для новичков.
Решить данные проблемы можно на стадии планирования: заранее проанализировать рынок, уровень спроса и конкуренции, составить бизнес-план, а также объективно оценить возможности реализовать идею в конкретных условиях. Если на этом этапе все сделать грамотно, то риски будут минимальны.
Вопросы и ответы
💡 В чем актуальность экологического бизнеса?
Внимание к экологии возрастает с каждым годом. Экологичность стала новым трендом, а бизнес быстро превратил ее в маркетинговый ход. За последние пять лет прилавки магазинов наполнились товарами с приставками «эко» и «био». Исследование Нью-Йоркского университета доказало, что экологичная продукция лучше продается.
В 2019 году эко-тренд развивается особенно активно – как во всем мире, так и в России. Цель экологического бизнеса не только в получении прибыли, но и в оздоровлении планеты.
💡 Какой бизнес выбрать?
В рамках эко-предпринимательства можно заниматься различной деятельностью:
💡 Какие преимущества у эко-бизнеса?
Экологический бизнес можно рассматривать как прибыльную идею, поскольку его преимущества очевидны:
Новые комментарии:
Отменить ответ
Вот это реальная тема для хорошего и полезного бизнеса в наше безумное время. Хватит создавать дебильные, никому не нужные мобильные приложения. Создайте действительно полезный продукт в области — зеленых технологий. Реально сейчас нужна био-посуда, пакеты и сумки одноразовые разлагающиеся, эко-одежда и натуральные (настоящие) фермерские продукты