Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Электроэнергетика — производство электроэнергии на различных типах электростанций (ТЭС, АЭС, ГЭС, ВЭС, СЭС, ПЭС) и поставка её потребителю по линиям электропередачи (ЛЭП). На размещение предприятий электроэнергетики достаточно сильно влияет потребительский фактор.

Общемировой объём произведённой электроэнергии составляет 23,5 трлн кВт • ч.

Страны — лидеры по производству электроэнергии:

Тепловые электростанции (ТЭС) работают на минеральном сырье (уголь, мазут, природный газ), поэтому ориентированы на районы добычи топливных полезных ископаемых или тяготеют к транспортным узлам. Для охлаждения требуют большого количества воды, поэтому располагаются в районах, обеспеченных водными ресурсами. Представлены в большинстве стран мира.

Размещение гидроэлектростанций (ГЭС) полностью зависит от наличия водных ресурсов. Лидеры по производству гидроэлектроэнергии: Китай, Канада, Бразилия; на душу населения — Норвегия, Исландия, Канада. Крупнейшие ГЭС мира:

Атомные электростанции (АЭС) эксплуатируются в 31 стране мира. Их количество сокращается согласно программе отказа от ядерной энергетики. На это повлияли авария на Чернобыльской АЭС, цунами в районе АЭС «Фукусима».

Основные производители атомной энергии в мире: США, Франция, Россия. Доля электроэнергии, произведённой на АЭС, преобладает во Франции, Украине, Словакии, Венгрии, Словении. Крупнейшие АЭС мира:

Абсолютный лидер по числу атомных электростанций — США.

Альтернативная энергетика

Это отрасль электроэнергетики, которая включает способы производства энергии из возобновляемых ресурсов и природных явлений (ветер, энергия солнца, геотермальный воды и др.). Выделяют ветровую, солнечную, геотермальную, приливную энергетику.

Наибольшее распространение имеют ветровые электростанции (ВЭС, «ветряки»). Ведущие производители электроэнергии на ВЭС — Китай, США, Германия.

Второе место по объёмам производства занимает солнечная энергетика. Лидеры — Германия, Китай, Япония.

Геотермальные электростанции используют энергию земных недр. Они расположены в зонах, где есть естественные выходы на поверхность горячей воды и пара (гейзеры). ГеоТЭС распространены на Камчатке (Россия), в США, Исландии, Новой Зеландии.

Энергия приливов используется слабо. Наибольшее распространение имеет во Франции, США, России, Норвегии, Канаде, Китае.

В смотрели конспект урока по географии «Электроэнергетика». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Урок географии в 9-м классе. Тема: «Электроэнергетика России»

Разделы: География

Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.

Организационный момент. (2 мин.)Фронтальная беседа, в ходе которой воспитанницы с помощью учителя определяют задачи урока

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия.

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

Производство электроэнергии. Анализ рисунка.

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 классЗаполняют опорный конспект

Работа со статистическим материалом. Анализ рисунка. Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет.

Спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.

1. Виды электростанций.

Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.

Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская.

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло.

Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).

Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская.

Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская.

2. Проблемы электростанций.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей.

1 группа выполняет задание №1, 4.

2 группа выполняет задание № 2, 4.

3 группа выполняет задание №3, 4.

Анализ результатов работы. Вывод об особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.

Остальные задания все доделывают дома.

1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

2. Возможность размещения практически в любом месте.

3. Низкая себестоимость электроэнергии.

4. Увеличивает мощность в пиковые часы..

5. Работают на невозобновимых ресурсах.

6. Относительно низкая стоимость строительства.

7. Возможность использования различных видов топлива.

8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).

9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

12. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

13. Препятствуют естественным миграциям рыб.

14. Заболачивание территорий.

15. Сильное загрязнение атмосферы.

16. Высокие расходы на транспортировку топлива.

17. Высокая себестоимость электроэнергии.

18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом.

19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории.Воспитанницы письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.

Фронтальный опрос. (6 минут)

Тип электро-
станции
Преи-
мущества
Недо
статки
ТЭС2, 6, 75, 15, 16, 17
ГЭС3, 4, 8,11, 12, 13, 14, 18, 19
АЭС1, 2,5, 9, 10

Взаимопроверка. Выставление оценок.Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из района в район.

Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС?

Источник

Урок географии по теме «Электроэнергетика России». 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Цели: сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

Задачи:

Тип урока: комбинированный.

Технические средства обучения и материальное обеспечение: Компьютер в комплекте – 1 компл., Видеопроектор – 1 шт., Интерактивная доска – 1 шт., Компьютерные программы и носители – 1 компл, карта «электроэнергетика России», атласы учащихся, презентация (Приложение 1) фотографии различных электростанций, схемы, видеофрагмент.

Терминологический аппарат: электростанция, ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные источники энергии, энергосистема.

Время: 45 минут.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Опрос домашнего задания (8 мин.)

Тест. Работа с текстом презентации.

Самые крупные запасы угля (общегеологические) сосредоточены в: (слайд 3)
А) Кузнецком бассейне
Б) Печорском бассейне
В) Тунгусском бассейне
Г) Донецком бассейне

Первое место в России по запасам угля занимает бассейн (слайд 4)
А) Кузнецкий
Б) Печорский
В) Южно-Якутский

Самый дешёвый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне (слайд 5)
А) Печорском
Б) Донецком
В) Канско-Ачинском

Крупнейшая нефтегазовая база России – это (слайд 6)
А) Западная Сибирь
Б) Поволжье
В) Баренцево море

На территории России насчитывается (слайд 7)
А) 26 НПЗ
Б) 22 НПЗ
В) 30 НПЗ
Г) 40 НПЗ

Общая протяжённость газопроводов России составляет (слайд 8)
А) 140 тыс. км
Б) 150 тыс. км
В) 170 тыс. км
Г) 120 тыс. км

По запасам газа Россия занимает в мире (слайд 9)
А) 1-е место
Б) 2-е место
В) 3-е место

Нарисовать схему «Состав топливно-энергетического комплекса»

Работа с текстом (учащиеся получают карточки с текстом, выявляют ошибки в нём и исправляют их). Ответы: 1) В; 2) А; 3) В; 4) А; 5) А; 6) Б; 7) А.( слайд 10). Взаимопроверка работ в парах. Приложение 2

III. Изучение новой темы (слайд 12) (30 мин.)

План.

1. Значение электроэнергетики для страны.

Записать определение в тетрадь (слайд 13)

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

Работа со статистическим материалом таблицы учебника (стр. 125) «Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет». Наблюдается спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.

Потребители энергии (слайд 14)

Главное требование – надежность энергоснабжения. Для этого все электростанции стараются соединить линиями электропередач (ЛЭП), чтобы внезапный выход из строя одной из них мог быть компенсирован другими. Так образуется Единая энергетическая система (ЕЭС) страны (слайд 15).

ЕЭС страны в электроэнергетике объединяет производство, передачу и распределение электроэнергии между потребителями. В энергосистеме каждая электростанция имеет возможность выбрать наиболее экономичный режим работы. ЕЭС России объединяет более 700 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности всех электростанций страны (слайд 16). Карта слайд (слайд 17).

Производство электроэнергии на станциях разного типа показано на диаграмме(слайд 18).

Факторы размещения электростанций разных типов: (слайд 19).

Каждая из электростанций имеет свои особенности. Рассмотрим их.

2. ТЭС – тепловые. Работают на традиционном топливе: уголь, мазут, газ, торф, горючие сланцы.

Факторы размещения ТЭС (слайд 22).

ТЭЦ – разновидность тепловых электростанций (слайд 23).

Достоинства и недостатки ТЭС (слайд 24).

Крупнейшей ТЭС в нашей стране является Сургутская ТЭС (небольшое сообщение ученика – опережающее задание) (слайд 25).

3. ГЭС – гидравлические. Используют энергию падающей или передвигающейся воды КПД – 80% (слайд 26).

Размещение ГЭС определяем по карте «Гидроэнергетические ресурсы России» (слайд 27).

На крупнейших реках построены каскады ГЭС (слайд 28).

Достоинства и недостатки ГЭС (слайд 29).

Чебоксарская ГЭС является ближайшей к Республике Марий Эл (слайд 31).

4. АЭС – атомные электростанции. Используют энергию ядерного распада.

Принцип действия АЭС можно посмотреть в видеофрагменте (слайд 33) (Приложение 3, Приложение 4). Размещение АЭС мы видим на карте (слайд 34).

Достоинства и недостатки АЭС (слайд 35).

Рассмотренные типы электростанций работают на сжигании минерального топлива, которое через определенный промежуток времени неизбежно закончится. Для обеспечения потребностей в электроэнергии в будущем потребуются альтернативные источники энергии.

5. Альтернативные источники энергии

Альтернативные электростанции (слайд 36). Рассмотрим типы альтернативных видов энергии.

IV. Рефлексия (4 мин.)

Что нового вы для себя узнали?

V. Домашнее задание (2 мин).

Литература.

Источник

Электроэнергетика

Урок 25. География России. Население и хозяйство. 9 класс

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Конспект урока «Электроэнергетика»

Электроэнергетика – это часть топливно-энергетического комплекса, которая занимается производством электрической энергии и передачей её потребителю.

Электроэнергетика относится к числу отраслей, определяющих развитие научно-технического прогресса. Поэтому по темпам своего развития она должна опережать все хозяйство. Но производство электроэнергии в России пока что не соответствует потребностям хозяйства. В стране ежегодно производится более 1 трлн кВт*ч электроэнергии, по этому показателю наша страна является одним из мировых лидеров и занимает четвёртое место в мире после Китая, США и Индии. На долю России приходится 5 % мирового производства электроэнергии.

Страны-лидеры по производству электроэнергии

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

В России электроэнергия производится на электростанциях четырёх типов: тепловых, гидравлических, атомных и на электростанциях, использующих альтернативные источники энергии. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения.

Динамика производства электроэнергии в России.

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

ТЭС являются самым распространённым видом электростанций в России. К тому же, это самые старые электростанции в России.

У тепловых электростанций есть большие достоинства, которые делают их самыми распространёнными в России и в мире. Они могут работать на разных видах топлива. Поэтому их можно строить в различных районах страны. Стоимость и время строительства ТЭС относительно невелики. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешёвую электроэнергию.

Для своей работы электростанции используют: уголь, природный газ, мазут, сланцы, торф. При этом тепловая энергия преобразуется в электрическую. Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния невыгодно. В этих случаях ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско-Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, таких как Европейский Центр и другие.

Однако ТЭС имеют и существенные недостатки. Они используют невозобновимые энергетические ресурсы и дают много твёрдых и газообразных отходов. В связи с ростом стоимости транспортировки топлива резко возросла и себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС. Тепловые электростанции для своей работы требуют огромного количества трудовых ресурсов, которые необходимы для обслуживания этих станций; они очень плохо регулируются, для их остановки и запуска требуется очень много времени; кроме того, при сгорании топлива выделяется множество вредных веществ, которые уходят в атмосферу, поэтому ТЭС являются главным загрязнителем атмосферного воздуха из всех видов электростанций.

Тепловые электростанции бывают двух основных видов: конденсационные и теплоэлектроцентрали. Конденсационная электростанция — тепловая электростанция, производящая только электрическую энергию. Это самые популярные электростанции. Если они обслуживают большие районы и вырабатывают большое количество электроэнергии, то их называют государственными районными электростанциями или ГРЭС. В европейской части России ГРЭС используют в качестве топлива природный газ и мазут.

На теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), помимо электроэнергии, вырабатывается тепло (горячая вода и пар). Они строятся непосредственно в крупных городах, поскольку передача тепла возможна только на расстояние в 20—30 км.

Особенностью географии теплоэнергетики является то, что они располагаются повсеместно. Самые крупные теплоэлектростанции в стране: Сургутская ГРЭС, Костромская ГРЭС и Рефтинская ГРЭС.

Крупнейшие теплоэлектростанции России

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Гидроэлектроэнергетика. Гидроэнергетический потенциал России, который может быть использован в энергетике, второй в мире после Китая, составляет он 850 млрд кВт*ч в год. Из 12 % общемировых запасов, находящихся в России, 80 % из них находятся в малоосвоенных и малообжитых районах восточной территории России, а используются всего лишь 20 %. Это гораздо меньше, чем в других странах: во Франции гидроэнергетический потенциал используется на 90 %, в Германии, Швеции — на 65—90 %, в США, Канаде, Бразилии — на 45—65 %, в Китае, Индии — на 20—45 %. Подавляющая часть российского гидроэнергетического потенциала сосредоточена в Восточной Сибири (41 %) и на Дальнем Востоке (35 %).

Гидроэлектростанции — это электростанции, которые преобразуют падающую воду в электроэнергию.

ГЭС наиболее выгодно строить на крупных реках с большим падением и расходом воды. Их главное достоинство — использование возобновимого вида энергоресурсов. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Работа ГЭС позволяет экономить 60 млн тонн топлива в год, а это, в свою очередь, снижает выбросы в атмосферу.

Мощность крупнейших ГЭС больше, чем крупнейших ТЭС. Самые крупные ГЭС: Саяно-Шушенская — 6,4 млн кВт, Красноярская — 6 млн кВт. Самой крупной на Волге является Волгоградская ГЭС, её мощность составляет 2653 МВт.

Крупнейшие гидроэлектростанции России

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

1. Самая низкая стоимость производимой электроэнергии.

2. Требуют минимального количества обслуживающего персонала.

3. Очень хорошо регулируются, т. е. включение и выключение занимает несколько минут, поэтому их используют для покрытия пиковых нагрузок в энергосистемах.

1. Требуют высоких затрат, времени и средств на сооружение (15—20 лет).

2. На работу влияют сезонные изменения режима рек.

3. При строительстве ГЭС на равнинных реках создаются крупные водохранилища, для использования воды в промышленности, сельском хозяйстве, для бытовых нужд населения.

Водохранилища, в свою очередь, затапливают ценные земли, изменяют гидрологический режим и микроклимат прилегающих территорий. Вода, прошедшая через турбину, становится «мёртвой», так как в ней погибают все микроорганизмы. Поэтому для снижения ущерба от крупных ГЭС их целесообразно строить в малообжитых, горных районах. Перспективно также создание небольших ГЭС на малых реках.

По последним данным, АЭС производят 17 % электроэнергии в России.

1. Не требуют постоянных и больших поставок топлива.

Из 1 кг ядерного топлива (уран, плутоний и др.) выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 тонн каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20—30 тонн ядерного топлива. Поэтому АЭС строят в районах, где нет достаточных энергетических ресурсов или они дороги, но электроэнергии требуется много, например, в европейской части России, на Чукотке.

2. При безаварийной работе атомные электростанции оказывают незначительное воздействие на окружающую среду.

1. Тяжёлые последствия, которые происходят после аварий на АЭС.

2. Полностью не разработаны технологии утилизации отходов, которые образуются при работе АЭС.

3. Станции плохо регулируются: для их остановки и включения требуется несколько недель.

Атомные электростанции России

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Альтернативная электроэнергетика − это электроэнергетика, использующая альтернативные источники энергии: солнечную, ветровую, приливную, геотермальную.

Электростанций, которые используют альтернативную электроэнергию, в России пока немного. По последним данным такой тип электростанций производит меньше 1 % всей электроэнергии России.

На полуострове Камчатка действуют Паужетская, Мутновская, Верхне-Мутновская геотермальные электростанции. Ещё две ГеоТЭС находятся на Курильских островах: Океанская и Менделеевская. Для получения электроэнергии они используют внутреннее тепло земли.

Геотермальные электростанции России

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

На Кольском полуострове в Мурманской области построена Кислогубская приливная электростанция (ПЭС).

Кроме того, большими возможностями использования приливной энергии, кроме Кольского полуострова, обладает ещё и побережье Охотского моря.

Ветровая и солнечная энергия пока мало используется в нашей стране, но есть районы эффективные для их использования. Перспективными районами для использования солнечной энергии является южные районы России, юг Сибири и Дальнего Востока.

Развитию альтернативной отрасли энергетики способствует также и тот факт, что на территории России множество отдалённых районов, подключение которых к центральным электросетям и газовым магистралям затруднено. Однако даже с учётом оптимистичных планов доля нетрадиционных источников в энергетике нашей страны к 2020 году не превысит 2−3 %.

Источник

Презентация по географии «Электроэнергетика» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

отрасль, которая производит элект-роэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по ли-ниям электропередач (ЛЭП) авангардная отрасль промышлен-ности, так как без энергии невоз-можна работа ни одного предпри-ятия

Доля различных типов электростанций в про-изводстве энергии

t t t t t t t 10 км 20 км 30 км 40 км 50 км 60 км 70 км теплоэлектроцентраль, разновидность тепло-вых станций, которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло Рефтинская ТЭС Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос. Почему ТЭЦ строят непосредственно в населенных пунктах, а в крупных городах работают несколько ТЭЦ? конденсационные электростанции, обслужива-ющие большие территории называют государ-ственными районными электростанциями (ГРЭС)

Найдите на карте крупнейшие ТЭС. Костромская Рефтинская Сургутские

Красноярская ГЭС Волховская ГЭС

Рассмотрите схему и скажите, сколько ГЭС входит в каскад волжских ГЭС. Назовите эти ГЭС и найдите их на карте. 1 2 3 4 5 6 7 8 группа ГЭС, расположенных по течению водного потока на некотором расстоянии друг от друга и связанных между собой общностью водохозяйственного режима Гидроузел – гидротехнические сооружения, объединенные в единый комплекс

Найдите на карте крупнейшие ГЭС. На каких реках они расположены? Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская

Рассмотрите карту. Где расположены почти все АЭС? Почему?

Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряже-ния (500-800 кВ) и управляемых из одного центра. Создание энергосистем повышает надёж-ность обеспечения потребителей электро-энергией и позволяет передавать её из рай-она в район. В России – 73 крупные энергосистемы, которые, в свою очередь, слагают, районные энергосистемы: Центральную, Уральскую, Сибирскую и т. д. Большая часть районных энергосистем вхо-дит в состав Единой Энергосистемы России (ЕЭС). От неё пока изолирована энергосистема Дальнего Востока.

ветер солнце приливы внутреннее тепло Земли ветровые волны

С древнейших времен человек использовал силу ветра: сначала в судоходстве, а затем для замены своей мускульной силы. Первые простейшие ветродвигатели приме-няли в глубокой древности в Китае и в Египте. Современные вет-ровые установки. Ветряная мельница

Рассмотрите карту. Назовите основные районы использования ветровой энергии в России. Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где среднегодовая скорость ветра более 3 м/с. В России к зонам ветровой актив-ности относятся острова Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки, районы Нижней и Средней Волги и Каспийского моря, побережье Охотского, Баренцева, Балтийского, Черного и Азовского морей.

Кислогубская ПЭС Схема работы приливной электростанции

Залив Кислая Губа (Кислогубская ПЭС) Залив Мезенская Губа (Малая Мезенская ПЭС) Залив Пенжинская Губа (Пенжинская ПЭС) Тугурский залив (перспективный) Районы возможного использования приливной энергии

Гелиоустановка фокусирует свет и тепло при помощи линз или зеркал, причем зеркала меняют свое положе-ние в зависимости от расположения. Солнечная электростанция в Германии Солнечные батареи

Рассмотрите карту. Назовите основные районы использования солнечной энергии в России. Южные районы Европейской части России, юг Сибири и Дальнего Востока

Мутновская геотермальная станция Геотермальная энергия, т.е. теплота недр Земли, уже используется в ряде стран, например в Ислан-дии, России, Италии и Новой Зеландии. Паужетская геотермальная станция

Рассмотрите карту. Назовите основные районы использования геотермальной энергии в России. Сегодня на территории Камчатской области действуют три геотермальные электростанции: Паужетская, Верхне-Мутновская и Мутновская ГеоЭС. Суммарная мощность геотермальных электростанций составляет около 80 МВт.

1. Минимальные затраты на перевозку топлива. 2. Возможность размещения практически в любом месте. 3. Низкая себестоимость электроэнергии. 4. Экологически чистое производство. 5. Работают на невозобновимых ресурсах. 6. Относительно низкая стоимость строительства. 7. Возможность использования различных видов топлива. Закрепление. Заполните таблицу, вставив цифру каждого утвержде-ния в соответствующую ячейку. Тип электростанций Преимущества Недостатки ТЭС ГЭС АЭС Альтернативные (ветровые, солнечные, приливные, геотермальные)

8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства). 9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии. 10.Проблема утилизации и захоронения отходов. 11.Затопление плодородных земель и населенных пунктов. 12.Высокая стоимость и продолжительность строительства. 13.Препятствуют естественным миграциям рыб. 14.Заболачивание территорий. 15.Сильное загрязнение атмосферы. 16.Высокие расходы на транспортировку топлива. 17.Высокая себестоимость электроэнергии. 18.Возможность использования на ограниченных территориях. 19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории. 20. Небольшая мощность. Тип электростанций Преимущества Недостатки ТЭС 2, 6,7 5, 15, 16, 17 ГЭС 3, 8 11, 12, 13, 14, 18,19 АЭС 1, 2, 7 5, 9, 10 Альтернативные (ветровые, солнечные, приливные, геотермальные) 3, 4 18, 20

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Смотреть картинку Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Картинка про Что такое электроэнергетика в географии 9 класс. Фото Что такое электроэнергетика в географии 9 класс

Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.

Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики;

Познакомить воспитанниц с электроэнергетикой, её ролью и значением,

Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.

Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.

Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.

Познакомить учащихся с проблемами энергетики.

Образовательная : познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Развивающая : продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Воспитательная : развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.

Организационный момент. (2 мин.)

Фронтальная беседа, в ходе которой воспитанницы с помощью учителя определяют задачи урока

Изучение нового материала.

Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия.

Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

Производство электроэнергии. Анализ рисунка.

Заполняют опорный конспект

Работа со статистическим материалом. Анализ рисунка. Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет.

Спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.

1. Виды электростанций.

Тепловые (ТЭС) – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.

Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская.

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло.

Работают на невозобновимых ресурсах.

Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).

Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток).

Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).

Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская.

Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет).

Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.

Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все микроорганизмы.

Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская.

2. Проблемы электростанций.

Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

Работа в группах с контурной картой.

На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей.

Задание на контурной карте;

Подписать крупнейшие ГЭС. (Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская, Усть-Илимская, Иркутская, Волгоградская, Саратовская, Волжская, Цимлянская, Кирошская, Рыбинская)

Подписать все атомные электростанции.

Пописать перечисленные ТЭС. (Новочеркасская, Кемеровские, Печерская, Сургутская, Костромская, Рефтинская, Ямбургская, Сахалинская, Нерюнгринская) Условным знаком указать вид, используемого топлива.

Сделать вывод об особенностях размещения электростанций.

Работа с картой.(7 минут)

1 группа выполняет задание №1, 4.

2 группа выполняет задание № 2, 4.

3 группа выполняет задание №3, 4.

Анализ результатов работы. Вывод об особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.

Остальные задания все доделывают дома.

1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

2. Возможность размещения практически в любом месте.

3. Низкая себестоимость электроэнергии.

4. Увеличивает мощность в пиковые часы..

5. Работают на невозобновимых ресурсах.

6. Относительно низкая стоимость строительства.

7. Возможность использования различных видов топлива.

8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).

9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

12. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

13. Препятствуют естественным миграциям рыб.

14. Заболачивание территорий.

15. Сильное загрязнение атмосферы.

16. Высокие расходы на транспортировку топлива.

17. Высокая себестоимость электроэнергии.

18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом.

19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории.

Воспитанницы письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.

Фронтальный опрос. (6 минут)

Взаимопроверка. Выставление оценок.

Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из района в район.

Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии. Ее цль:

Надежное обеспечение энергией.

Покрытие “пиковых” нагрузок.

Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой – вечер и пик потребления).

Каковы перспективы энергетики?

Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую).

Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.

Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Воспитанницы самостоятельно формулируют перспективы развития электроэнергетики России в опорном конспекте. Проверка с классом.

Альтернативные источники энергии.

Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС?

Возможные районы
использования в России
(анализ рис.46 стр.105)

Анализ рис.46 стр.105.

Заполнение таблицы в опорном конспекте.

Д/З. Параграфы 18-19-20, доделать контурную карту.

Подготовиться к самостоятельной работе по ТЭК.

Доля в выработке электроэнергии

Уголь, газ, мазут, торф

Урановые руды, ТВЭЛы

“ часы пик” быстро включается

Постоянный базовый режим

Крупные реки. Восточная Сибирь + Волга

У потребителя (газ, мазут)

У потребителя, в дефицитных районах

Время и сроки строительства.

Быстрее и дешевле ТЭС

Влияние на окружающую среду

Влияет на органический мир рек

Сброс теплой воды в водоемы

Риск радиоактивного загрязнения

Низкие затраты труда

Требуется много трудовых ресурсов

Высокие требования, высокие затраты

Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская.

Обнинская, Билибинская, Балаковская, Курская

«Правонарушения и виды юридической ответственности»

разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей;

показать неотвратимость ответственности за их совершение;

научить анализировать состав преступления;

определять, является ли деяние преступлением;

разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;

сориентировать учащихся на формирование нравственной личности;

выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

1. Причины преступности.

2. Понятие правонарушения.

3. Преступление, его состав и участники.

4. Виды юридической ответственности.

5. Уголовная ответственность.

1. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения поэтому вопросу.

Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.

3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Нищета толкает человека на совершение преступления.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступает ученик и излагает свои идеи и доказательства)

2. Учитель: п оведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

способность субъекта нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение.

(запись признаков в тетрадь).

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

Преступления могут совершаться в форме действия и безействия.

Задание: найдите в учебнике на стр. 118 примеры преступлений, совершенных в форме действия и бездействия (работа учащихся с учебником).

Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Вина может быть выражена в форме:

б) косвенного умысла;

Рассмотрим сосав преступления:

Задание: проанализировать состав преступления на примере:

Задание: На основании текста учебника (стр.119) определите состав участников преступления. Учащиеся указывают участников преступления (организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель) и их роль в совершении преступления. А так же ответственность, которую они несут.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *