Что такое эллипсис в русском языке
Эллипсис
Эллипсис (от греч. elleipsis — выпадение, опущение) — это фигура речи, при которой в предложении опускаются слова. Делается это специально и в основном в устной речи.
При этом смысл предложения не теряется: его можно понять из контекста.
Например: Я пойду налево, ты — направо. Лисе Алисе — пять золотых, коту Базилио — один.
Эллипсис используется как средство выразительности. Речь становится более краткой и эмоциональной. Иногда, в зависимости от контекста, более небрежной или взволнованной.
Примеры из литературы
«Крот приносил питательные коренья.
Мыши — сахар, сыр и кусочки колбасы…
Ястреб — жареную дичь.
Майские жуки — разные ягоды.
Бабочки — пыльцу с цветов — пудриться».
А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Эллипсис: мыши (приносили) сахар, ястреб (приносил) дичь и т. д.
«И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит».
А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный»
Эллипсис: налево (идёт) — сказку говорит.
«Хочешь знать, как все это было? —
Три в столовой пробило…».
А. Ахматова «Хочешь знать»
Эллипсис: три (часа) в столовой пробило.
«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры. «.
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Эллипсис: что ж мы? на зимние квартиры? — подразумевается: что же мы (будем делать)? (Мы отправимся) на зимние квартиры?
«Какая есть. Желаю вам другую,
Получше.
Больше счастьем не торгую,
Как шарлатаны и оптовики…».
А. Ахматова «Какая есть»
Эллипсис: желаю вам другую (женщину, девушку).
«Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую…».
С. Есенин «Какая ночь! Я не могу…»
Эллипсис: ты не меня (отлюбила), а я (отлюбил) другую.
Эллипсис и синтаксический параллелизм
Эллипсис часто используют вместе с синтаксическим параллелизмом. Это фигура речи, при которой у предложений одинаковая структура.
При одинаковой структуре следующих друг за другом предложений легче понять контекст, особенно когда используется эллипсис (то есть если специально опущены слова).
«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!».
А. Блок «О, я хочу безумно жить…»
Эллпсис: всё сущее (хочу) увековечить, безличное (хочу) вочеловечить, несбывшееся (хочу) воплотить.
Эллипсис в литературе
Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего контекста.
Узнаем, что такое эллипсис в литературе, для чего он используется. Приведем примеры эллипса в литературе.
В языке художественной литературы имеется множество средств, которые используют авторы для того, чтобы придать тексту образность и выразительность. Писатели имеют большой арсенал художественных средств, которые называют терминами «тропы» и «фигуры речи». Одной из фигур речи является эллипсис. Это слово греческого происхождения и буквально значит «недостаток», «нехватка».
Чтобы понять, что такое эллипсис, рассмотрим диалог:
Вторая реплика по составу явно неполная. В ней отсутствует глагол «иду» или «собираюсь»:
Это высказывание является примером эллипсиса как фигуры речи, в которой намеренно пропущено слово. Оно легко восстанавливается из предыдущего контекста. Говорящим вполне понятен смыл этой реплики.
В литературе эллипсис является стилистической фигурой. Стилистические фигуры — это словесные обороты, которые выступают в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
В первой фразе стихотворения этого поэта пропущено слово. Восстановим его:
Я не люблю, когда наполовину делают (поступают)…
Наполненность стиха сразу утяжелила его, исчезла легкость, ритмичность, ощущение движения, хотя отметим, что чаще всего в эллиптических построениях как раз-то пропускается именно глагол. Сделаем вывод, что использование эллипса придает речи особую выразительность, динамичность и образность.
Эллипсис — это преднамеренное сокращение фразы. Автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен. Писатель вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия. С помощью этой фигуры в прозе или поэзии передается интонация живой речи, выразительность и образность. Эта стилистическая фигура широко используется в публицистике, ораторской и сценической речи, опирается на соответствующие явления в разговорной речи.
Приведем примеры использования эллипсиса в литературе.
Примеры
Обратимся к творчеству классика русской и мировой литературы А.С. Пушкина:
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
Читаем в стихотворении Марины Цветаевой:
Вы — с отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
А вот как мастерски́ использует эллипсис в своем стихотворении поэтесса Анна Ахматова:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Итак, эллипсис в литературе — это лаконичность, легкость и динамичность поэтической речи. С помощью эллипсиса передается живая разговорная речь, текст приобретает художественную выразительность и живость.
Видеоурок «Литература. Эллипсис. Зевгма»
Эллипсис
Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.
Содержание
Примеры
Шампанского! [подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»] (А. Чехов)
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты. Ты в меня!
Эллипсис и конверсия
Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.
Синтаксическая роль может и прирасти к слову — в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав. дроугъ чьловѣкъ («другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг.
Типы эллипсиса
Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Эллипсис» в других словарях:
эллипсис — эллипсис, а … Русский орфографический словарь
эллипсис — пропуск, опущение, исключение, эллипс, элипс Словарь русских синонимов. эллипсис сущ., кол во синонимов: 5 • исключение (44) • … Словарь синонимов
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПСИС, а, м. В языкознании: пропуск в речи какого н. легко подразумеваемого слова, члена предложения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эллипсис — ЭЛЛИПСИС. См. Фигура … Словарь литературных терминов
ЭЛЛИПСИС — ЭЛЛИПС, ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis). 1) замкнутая кривая линия, образующаяся от косого сечения прямого конуса. 2) пропуск в речи слов, как особая риторическая фигура, напр.: еще шаг, и ты (будешь) там. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Эллипсис — (от греч. ἔλλειψις опущение, недостаток) пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. В сфере предложения как эллипсис определяется: а) пропуск того или иного члена предложения … Лингвистический энциклопедический словарь
Эллипсис — (греч. ellipsis опущение, недостаток, выпадение) фигура слова, входящая в группу фигур убавления. Сущность Э. состоит в преднамеренном пропуске слова, предложения, фрагментов речи, которые подразумеваются и легко восстанавливаются по смыслу,… … Педагогическое речеведение
ЭЛЛИПСИС — это… Примеры из художественной литературы
Эллипсис — это намеренный пропуск слова, которое легко восстанавливается из предыдущего контекста.
Узнаем, что такое эллипсис в литературе, для чего он используется. Приведем примеры эллипса в литературе.
В языке художественной литературы имеется множество средств, которые используют авторы для того, чтобы придать тексту образность и выразительность. Писатели имеют большой арсенал художественных средств, которые называют терминами «тропы» и «фигуры речи». Одной из фигур речи является эллипсис. Это слово греческого происхождения и буквально значит «недостаток», «нехватка».
Чтобы понять, что такое эллипсис, рассмотрим диалог:
Вторая реплика по составу явно неполная. В ней отсутствует глагол «иду» или «собираюсь»:
Это высказывание является примером эллипсиса как фигуры речи, в которой намеренно пропущено слово. Оно легко восстанавливается из предыдущего контекста. Говорящим вполне понятен смыл этой реплики.
В литературе эллипсис является стилистической фигурой. Стилистические фигуры — это словесные обороты, которые выступают в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи.
ОпределениеЭллипсис — это стилистическая фигура, которая заключается в пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
В первой фразе стихотворения этого поэта пропущено слово. Восстановим его:
Я не люблю, когда наполовину делают (поступают)…
Наполненность стиха сразу утяжелила его, исчезла легкость, ритмичность, ощущение движения. Сделаем вывод, что использование эллипса придает речи особую выразительность, динамичность и образность.
Эллипсис — это сокращение фразы. Автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен. Писатель вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия. С помощью этой фигуры в прозе или поэзии передается интонация живой речи, выразительность и образность.
Приведем примеры использования эллипсиса в литературе.
Примеры
Обратимся к творчеству классика русской и мировой литературы А.С. Пушкина:
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
Читаем в стихотворении Марины Цветаевой:
Вы — с отрыжками, я — с книжками,
Вы — с трюфелем, я — с грифелем,
Вы — с оливками, я — с рифмами,
Вы — с пикулем, я — с дактилем.
А вот как использует эллипсис в своем стихотворении поэтесса Анна Ахматова:
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль — солнечным лучом,
Фиалкою — девичий рот,
А золото — ничем.
Итак, эллипсис в литературе — это лаконичность, легкость и динамичность поэтической речи. С помощью эллипсиса передается живая разговорная речь, текст приобретает художественную выразительность и живость.
Видеоурок «Литература. Эллипсис. Зевгма»
«По умолчанию» или красноречивый эллипсис. Спецпроект РИА новый День «Язычник»
Герой сегодняшнего «Язычника» – лингвистическая категория эллипсис – ходячая иллюстрация одной из главных тенденций современной речи – тотального сокращения. Экономя время и речевые усилия, мы стремимся в предельно сжатой форме за считанные секунды донести до собеседника максимум информации. Так возникают и множатся всяческие сокращения: зевгмы (они же – пропуски), классические умолчания и эллипсисы – обязанные присутствием в филологических науках своему отсутствию в тексте или речи.
Замкнутая линия из геометрии эллипс и фигура речи эллипсис – происходят от одного и того же одно и то же греческого слова: ἔλλειψις – выпадение, опущение. Но по значению эти слова различаются, наподобие слов кристалл и хрусталь. Эллипсис, если коротко и для « чайников», это пропуск слов, если они кажутся говорящему или пишущему неважными.
В лингвистике существует множество типов эллипсиса, легко выявляемых контекстом: стриппинг, гэппинг, псевдогэппинг, слусинг. Эллипсис именной группы. Эллипсис глагольной группы. Сравнительный эллипсис. Эллипсис при ответе на вопрос. Нулевая анафора дополнения и др.
Если говорить на упрощенном академическом языке, то эллипсис бывает косвенным (когда, не называя тот или иной предмет, все разговоры вертятся вокруг него, и все знают, о чем идет речь); ситуативным («утраченное» слово компенсируется неречевыми средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах); психологическим (умолчание расценивается как секрет).
И адъективным: пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).
Эллипсисы – наши постоянные спутники в повседневной разговорной практике.
Вот мы кричим вслед супругу: « Купи порошок». И обе стороны точно знают, что это усеченная версия просьбы: «купи стиральный порошок в универсаме», а не «купи мышьяк в аптеке». Хотя, возможны варианты, но и в этом случае собеседники понимают друг друга.
Ибо разговорной речи имманентно присущи ситуативность и наличие т.н. «вневербальных средств непосредственного речевого общения», проще говоря, жестов с определенным смыслом. Способствует употреблению эллипсисов и структура русской беседы, например: «Дайте мне десять червонцев, а я вам – сотку».
Одним из первых о «повседневных» эллипсисах писал Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь»: «– Граждане, переходя улицу там, где нет перехода, вы подвергаетесь». Ах, что за прелесть этот юридический жаргон!
И жизнестойкий, как вирус чумы. Знакомый подросток (отличник, но оторва) на днях, осведомленный о ювенальной юстиции, пугал стародавним эллипсисом родителей, велевших ему прибрать свою комнату (в противном случае, грозивших отлучить сыночка от лэптопа): «Я вас привлеку!»
Не так давно в судебном учреждении услышала, как секретарь приглашала участников процесса: «Имяреки такие-то, проходите в зал заседаний, начинаем слушать!»
Реально так представила – расселились все стороны и арбитры по отведенным местам, включили радио или музыкальный центр и стали слушать, например, 9-ю сонату ми мажор Бетховена или «Полет Валькирии» Вагнера. Как вариант, возможна и другая интерпретация секретарской фразы: вытащили судейские и оппоненты с адвокатами из ушей остававшиеся после ночного сна беруши, и стали внимать «музыке небесных сфер»…
Чаще употребляются нейтральные по стилю эллипсисы: само собой [разумеется], не усугубляйте [положение], не драматизируйте [обстановку].
Имеются ироничные: на всякий пожарный (возникло аж в два этапа), уважить или употребить.
Есть эллипсисы бескультурные: Куда поступаешь? или аналог: Поступил?
Что у вас? – интересуется среднестатический кондуктор. Еще хуже его истошное: «Оплачиваем, пожалуйста» и уж совсем, как выражается современная молодежь, «зашквар», неэллипсистская конструкция: «Оплачиваем за проезд!»
Однако мы все прекрасно понимаем, что бестактный знакомый интересуется выбранным для продолжения высшего образования институтом, а вагоновожатый – способом оплаты. Призыв последнего также прозрачен: оплатить стоимость проезда на данном виде городского транспорта.
Интересны эллипсисы, из которых исчезает собственно смысловой глагол, такие как может [быть] и будешь [есть или пить]. В первом случае мы наблюдаем перспективу появления интересной грамматической конструкции. Во втором случае, она уже появилась: Ты кофе будешь? Не будешь? Я буду, и Коля будет кофе! Превращение технического, вспомогательного глагола быть в смысловой (со значением «принимать пищу») и в тоже время, переходный – это изюминка нашей речи, особенно заметная и своей сложностью, и очарованием иностранцам. Мы её прочувствовать не можем – срослись. Нет, подобные смысловые опущения есть и у говорящих на других языках. Немцы с легкостью говорят Я хочу домой или Мне нужно в бассейн, но смысловой глагол при имеющемся доминировании над вспомогательным они не пропускают.
Примеров эллипсиса не счесть в молодежной речи: