Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Любое проявление активности человека сопровождается разными эмоциональными переживаниями. Благодаря внутренним порывам любая личность способна сочувствовать, осознавать духовный мир окружающих людей. Почему эмоциональные переживания играют важную роль в жизни человека? Какова известная природа их происхождения?

Основные понятия

Каждый человек по-разному реагирует на происходящие события. Субъективное отношение индивида к окружающей действительности отражается в сознании человека в виде внешних и внутренних переживаний. Это психологический процесс, который регулирует поведение и сознание личности. Эмоциональный мир любого индивида представляет собой сочетание следующих составляющих:

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Ах, сантименты. Сантименты.

Эмоции – это психические реакции любого индивида, вызванные в ответ на разные раздражающие факторы, которые сопровождаются внешними и внутренними переживаниями. Чаще всего этот процесс средней продолжительности и интенсивности. Природа возникновения их тесно связана с удовлетворением основных потребностей индивида: нравственных, интеллектуальных, эстетических и т. д. Эмоции и чувства отражают отношение человека к самому себе, другим людям, окружающей действительности.

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Этимология

Что такое эмоции, с современной точки зрения? На этот вопрос может дать полный ответ история возникновения термина. Произошло слово «эмоции» от латинского глагола «emoveo», которое переводится дословно «волновать, потрясать». В общеупотребимом варианте термин появился в английском, французском, итальянском словарях в XVI веке. Слово так понравилось местному населению, что вскоре было позаимствовано другими языками.

К концу столетия оно прочно вошло в русскую разговорную речь. С этого времени термин активно использовался многими людьми разного сословия и социального положения. В XVII веке слово приобрело значение «сильного чувства». А с XIX века оно обозначает «любые чувства», свойственные каждому живому индивиду. В настоящее время термин входит в состав многих европейских языков. Синонимами слова являются: чувства, душа, настроение, переживания, духовные порывы и т. д.

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Семантика

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Почему так происходит? Внутренние эмоции и чувства с давних времен оказывали влияние на позиции людей, политику государств, взаимосвязь между культурами. Они были поводом для заключения браков, разводов, рождения детей. Чувства иногда вершили судьбы наций и государств. Они не только выступали причиной конфликтов, противостояний, войн, но и мирных переговоров.

В настоящее время эмоции – это субъективные составляющие психического склада индивида, которые отражают степень уверенности индивида в «завтрашнем дне». Психологи не советуют игнорировать психические переживания окружающих людей. Они имеют большое значение во всех отношениях на любом уровне развития.

Суть эмоций носит чаще всего созидательный характер. Позитивные переживания делают жизнь человека ярче, интереснее, разнообразнее. Они придают особый шарм любому жизненному явлению, ситуации. Вот что такое эмоции! Определение этих духовных порывов только доказывает их важную роль в современном обществе.

Отличительные свойства

Культурные нормы современного общества требуют сдержанности в проявлении чувств. Несмотря на все, здоровому человеку необходимо иногда избавляться от лишней энергии, «выпускать пар». Эмоции не только способны дать нужную психологическую разрядку, но и улучшить настроение на долгое время. Что же отличает эмоции от других духовных порывов? Психологи выделяют несколько особенностей:

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Систематизация

Эмоции – это ситуативные психические переживания, которые отражают отношение человека к объективной реальности. Они имеют разную природу. Психические переживания отличаются по содержанию, характеру проявления, степени развития, интенсивности.

По содержанию выделяются следующие психические переживания: внешние и внутренние, позитивные и негативные, простые и сложные. Внешние эмоции включают поведенческую и мотивационную реакцию организма на раздражающие факторы. Внутренними эмоциями считаются физиологические и психологические душевные порывы человека.

Положительные эмоции необходимы человеку в любом возрасте. Они заряжают позитивной энергией, поднимают настроение, позволяют надолго сохранить молодость. Психологи выделяют следующие возвышенные, духовные порывы: интерес, симпатия, радость.

Отрицательные эмоции, наоборот, мешают человеку жить полноценной жизнью, вызывают постоянные стрессы, ухудшают самочувствие. К таким переживаниям относятся: гнев, страдание, стыд, отвращение, презрение. Удивление считается нейтральной эмоцией, которая при определенных условиях способна переходить в интерес.

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Простые эмоции чаще всего вызываются под действием раздражающих факторов (запаха, цвета, вкуса и т. д.), связанных с удовлетворением основных потребностей человека. Они могут быть приятными и неприятными. Сложные эмоции связаны с пониманием природы вещей и осознанием их места в жизни человека: страдание, удивление, отвращение и т. д.

Степень развития и интенсивность эмоций зависят от содержания и характера проявления психических переживаний. Характер проявления эмоций отражает действие духовных порывов на организм живого индивида.

Характер проявления

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Анатомия чувств

Характер проявления внутренних переживаний у всех живых индивидов отличается Богатство мира человеческих эмоций значительно превосходит простейшие эмоциональные реакции у высокоорганизованных животных. Несмотря на все, сходные процессы все же существуют. Психология эмоций богата и разнообразна. Духовные порывы в жизни любого индивида играют самую разную роль. Некоторые функции этих внутренних чувств свойственны и человеку, и животному. К ним относятся:

Как управлять своими эмоциями?

Умение контролировать свои эмоции необходимо каждому человеку. На это есть свои причины. Эмоции часто возникают в неподходящем месте, в неудобное время. Переживания могут задевать окружающих людей. Переполненные эмоциями люди не могут правильно сконцентрироваться на работе и хорошо отдохнуть. Умение правильно контролировать свои духовные порывы – признак развитой и воспитанной личности. Как управлять своими эмоциями? Специалисты предлагают:

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

Несколько нехитрых советов

Положительные эмоции придают бодрости и энергии на долгое время. Умение управлять своими внутренними чувствами необходимо развивать. Этой проблеме посвящено не одно практическое пособие по психологии. Специалисты предлагают разные методики выхода из кризиса, посвященные психологии внутренних чувств. Некоторые упражнения можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. Предлагаем несколько нехитрых советов:

Источник

Эмоциональные потребности

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас, и почему важно делать все, чтобы их удовлетворить. Рассказывает психолог Юлия Хворова.

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

У всех людей с детства есть универсальные примеры базовых потребностей. Их неудовлетворение — это одна из причин эмоциональных проблем в детском и взрослом возрасте. Идеальное детство невозможно, некоторые потребности будут удовлетворяться в большей степени, другие — в меньшей. Если базовая потребность не удовлетворяется в значительной степени, это приводит к формированию дезадаптивных схем. Дезадаптивные схемы — это ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.

Базовые эмоциональные потребности человека, о которых пойдет речь в этой статье, описаны Джеффри Янгом, основателем схема-терапии.

Зачем вообще знать о базовых потребностях, и как мне это поможет?

Неудовлетворение базовых потребностей приводит к поддержанию и активизации дезадаптивных схем, которые начинают управлять нашим поведением. Поведение, продиктованное схемой, еще больше препятствует удовлетворению потребностей, негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях, мешает действовать согласно внутренним ценностям. Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Что это за потребности?

В схема-терапии выделены пять групп базовых эмоциональных потребностей:

Безопасная привязанность к другим — включает безопасность, стабильность, заботу и принятие;

Автономность, компетентность и чувство идентичности;

Свобода выражать действительные потребности и эмоции;

Спонтанность и игра;

Реалистичные границы и самоконтроль.

Давайте рассмотрим каждую группу потребностей подробнее.

1 Безопасная привязанность к другим

Потребность в безопасной привязанности, если брать как в пример эмоциональной потребности человека, к другим возникает у человека сразу после рождения. Человеческий детеныш в течение первых нескольких лет жизни является беспомощным и неспособным выжить без чьей-либо помощи. Его жизнь зависит от жизни родителей.

Само по себе присутствие родителей не удовлетворяет потребность в безопасности. Она удовлетворяется, если родители обеспечивают для ребенка физически и психологически безопасную среду. Родитель должен показать ребенку, что он ему поможет, сделает все для предотвращения или контроля ситуации. В этом случае ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые смогут помочь в сложной ситуации.

Ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые помогут в сложной ситуации.

Кроме родителей в удовлетворении этой потребности участвует все окружение ребенка.

Стабильность и предсказуемость. Стабильность играет немаловажную роль в становлении и поддержании эмоционального благополучия человека. Сюда относятся предсказуемость отношений и уверенность в том, что родитель или партнер не покинет и поддержит при необходимости. Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Понимание и сострадание. Кроме поддержки в трудную минуту как взрослому, так и ребенку важно чувствовать, что его эмоции и переживания понятны и важны для близких людей. В таком случае мы не чувствуем себя отверженными и одинокими. Через сопереживание ребенок узнает, что испытывать и выражать эмоции — это нормально в такой ситуации. В противном случае возникает убеждение, что эмоции не важны и выражать их нельзя.

Любовь и принятие. Каждому человеку важно знать, что его любят и принимают таким, каков он есть. Со стороны родителей важно дать понять ребенку, что он любим и ценен сам по себе, как личность независимо от проступков или внешних обстоятельств. При неудовлетворении этой потребности человека мы чувствуем себя одинокими, ненужными, неправильными.

Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Наставничество и направление. Разумеется, мы не можем знать всего, особенно в детстве. В ответ на потребность в наставничестве важно получить помощь от того, кто не осудит за незнание и не обвинит в некомпетентности, а подскажет, научит, направит. Депривация этой потребности вызывает тревогу и ощущение некомпетентности, что может перейти в перфекционизм или прокрастинацию. При этом важно соблюдать баланс, не нарушая потребность в автономии.

Поддержка и поощрение. Поощрение и поддержка подкрепляет инициативность, самостоятельность, мотивацию на достижение целей. При удовлетворении этой потребности человек может идти к достижению каких-либо целей, ориентируясь на внутренние ценности и эмоциональные потребности, а не на внешнюю критику или одобрение.

2 Автономность и компетентность

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, способность самостоятельно принимать решения и действовать. Для удовлетворения данной потребности важно иметь время и пространство, чтобы побыть наедине с собой, возможность самостоятельно решать какие-то задачи, проблемы.

Компетентность — способность принимать своевременные решения, эффективно действовать и добиваться целей. При удовлетворении этой потребности мы чувствуем себя достаточно успешными в своей деятельности, верим в собственные способности и возможности.

3 Свобода выражать действительные потребности и эмоции

Удовлетворение потребности в свободном выражении своих эмоций и потребностей дает возможность переживать их полноценно, не прятать чувства. Стабильная валидация чувств и потребностей позволяет чувствовать себя адекватным внешней среде, эффективно регулировать и контейнировать эмоции.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально.

5 Реалистичные границы и самоконтроль

Еще одна важная эмоциональная потребность заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле. В детстве мы только познаем наличие границ у себя и других людей. Важно закрепить у ребенка понимание, что нужно уважать права и потребности других людей так же, как и свои собственные. Это закладывает баланс между эгоистичностью и самопожертвованием.

Эта потребность обеспечивает понимание, уважение и следование общим правилам, контроль импульсивных желаний и адекватный уровень самодисциплины, который помогает достигать целей.

Осознание базовых потребностей — важнейший аспект заботы о себе. Следом за осознанием важно научиться адаптивно их удовлетворять, что поможет чувствовать себя более гармонично.

Источник

Научная электронная библиотека

Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Смотреть картинку Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Картинка про Что такое эмоции как они связаны с потребностями. Фото Что такое эмоции как они связаны с потребностями

§ 2.2.2. Взаимосвязь эмоций и потребностей (Interrelation between emotion and needs)

Взаимосвязь эмоций и потребностей рассмотрена в «Биологической теории эмоций» П.К. Анохина, «Фрустрационной теории» Дж. Дьюи, «Информационной теории эмоций» П.В. Симонова[75]. По Анохину, возникновение потребности приводит к возникновению отрицательной эмоции, при удовлетворении потребности возникают положительные эмоции. По Дьюи эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. По Симонову эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Его знаменитая «формула эмоции», выведенная еще в 1964 году выглядит следующим образом:

Эмоция (уровень возбуждения) = Потребность × (СИ – СН), (2.1)

где СИ – средства имеющиеся у субъекта эмоции для реализации своей потребности; СН – средства необходимые для осуществления данной потребности.

Из данной формулы следует, что низкая вероятность удовлетворения потребности (СН больше, чем СИ) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности достижения цели (СИ больше, чем СН) порождает положительные эмоции.

Перечисленные переменные являются определяющими, необходимыми и достаточными факторами для возникновения какой-либо эмоции. Но кроме них следует иметь в виду также:

– индивидуально-типологические особенности субъекта;

– фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения;

– качественные особенности самой потребности.

Информационная теории эмоций на протяжении 20 лет подвергалась резкой критики, вследствие чего, в конце концов, Симонов принимает замечания, ему предъявленные оппонентами и пишет, что, к сожалению, его «формула эмоций» не является универсальной единицей измерения потребностей, эмоций и прагматической ценностью информации[76]. Его оппоненты верно подметили, что Симонов не внес ясность в понятие «информации», которое он просто заимствовал из кибернетики. Предлагали потребность заменить мотивацией, считали, что его формула обозначает только зависимость величины эмоции от величины потребности[77].

На наш взгляд формула эмоций Симонова имеет смысл при внесении в нее следующей ясности. Во-первых, необходимо учесть разницу между информацией для машины и для человека (1.1.3). Во-вторых, иметь в виду, что субъектом эмоции является не человеческое сознание, а бессознательные механизмы. В-третьих, понимать под потребностью некий очаг возбуждения (эмоциональный центр), сгусток энергии, информации (3.1.2.5°). В данном случае, средства, имеющиеся у субъекта эмоции для реализации его потребности (СИ) – количество открытых ионных каналов для рассредоточения данной энергии. А средства необходимые для осуществления данной потребности (СН) есть количество каналов, которое должно бы быть для свободного прохождения сигнала (2.2.5).

Остановимся на соотношении эмоций и потребностей.

Дадим характеристику различным эмоциям и чувствам с точки зрения их причины (определим, какая потребность стоит за той или иной эмоцией или тем или иным чувством). Кроме того, укажем, какие процессы (с точки зрения включения и выключения тех или иных эмоциональных центров, связанных с потребностью) происходят на физиологическом уровне при испытании той или иной эмоции.

● Эмоции ожидания и прогноза

ü Волнение – сознательная возможность нереализации потребности (возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Тревога – подсознательная возможность нереализации потребности (также возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Ожидание – непреодолимое препятствие на пути к потребности (необходимый эмоциональный центр активирован, но не включен в работу).

ü Нетерпение – нежелание ждать в связи с наличием актуализированной потребности (эмоциональный центр включен и требует снятия его возбуждения).

ü Надежда – многообещающее (с большой вероятностью положительного исхода) побуждение удовлетворить потребность. / Необходимый эмоциональный центр не включен, включены компенсационные.

ü Страх, ужас (сильный страх) – основной сигнал потребности избегания (возбуждается эмоциональный центр, говорящий об опасности).

ü Отчаяние – увеличение препятствия на пути к реализации потребности (не включение нужного эмоционального центра, связанного с актуализированной потребностью).

● Удовлетворение и радость

ü Удовлетворение – реализация потребности (начиная от физиологической и выше). / Снятие возбуждения эмоционального центра.

ü Радость – награда за реализацию потребности (гормональное сопровождение, происходящее в момент снятия возбуждения эмоциональных центров).

— Обида – нереализованная самоутверждаемая потребность. / Как известно, в основе любого самоутверждения лежат комплексы неполноценности. / Возбуждение эмоционального центра.

— Разочарование – реализация потребности, необходимость в реализации которой отпала по субъективным и объективным причинам. / Не снятие напряжения с одного эмоционального центра и возбуждение другого эмоционального центра.

— Досада – нереализованная потребность в получении награды за исполнение данной потребности. / В этой эмоции (как и в других фрустрационных эмоциях) всплывает общая неуверенность человека, его недальновидность, за которыми скрывается определенная «органика», низкая энергия. В некоторых случая на уровне психологической защиты человек может самооправдываться тем, что всего предусмотреть невозможно. / Не отреагирование одного эмоционального центра и включение других.

— Гнев, ярость (сильный гнев) – невозможность удовлетворить самоутверждаемую потребность при наличии возможности сиюминутно отреагировать фрустрацию. / Возбуждение помимо основного эмоционального центра других центров.

— Злость (бессильный гнев) – невозможность удовлетворить самоутверждаемую потребность при отсутствии возможности сиюминутно отреагировать фрустра-
цию. / Возбуждение нескольких эмоциональных центров.

— Грусть, печаль – реакция на не реализацию активированной потребности (эмоциональные центры, связанные с активированной потребностью, не включены).

— Скука – ложная потребность, блокирующая другие высшие потребнос-
ти. / Обычно отражает гедонистический паттерн. / Также не включены необходимые эмоциональные центры, способные удовлетворить насущную активированную потребность, в основном связанную с легким гедонистическим паттерном.

— Одиночество, тоска, ностальгия – результат нереализации активированной потребности. / Не отреагирование нужных эмоциональных центров («тлеющих гештальтов»), которые бы сняли накопившееся напряжение.

— Горе – утрата возможности реализации активированной потребности при увеличении этой потребности по объективным причинам. / Возбуждение различных эмоциональных центров (4.1.2.4°).

— Веселье – потребность радоваться. / Прореагирование эмоциональных центров. / Достигнуть эмоции радости человек может разными способами. Из них (по принципу траты наименьшей энергии) предпочтение отдается

2) общению в виде шуток, рассказов анекдотов, произнесением пародий;

3) шутливым действиям и т.д.

Для чего человеку нужна радость? Как мы уже отмечали в гормональных теориях – для получения гормонов радости, в частности серотонина. Для чего нужен серотонин? Серотонин – это важный гормон настроения, для его выработки нужна незаменимая аминокислота (триптофан), которая используется также как строительный материал для других молекул и клеток. Снижение серотонина – это снижение метаболизма всего организма. Поэтому удовлетворение основных физиологических потребностей (в еде) является жизненной необходимостью организма. За поступление пищи организм вырабатывает награды – гормоны, в том числе серотонин, который воспринимается людьми как появление хорошего настроения. В то же время радость можно получить и выше описанными способами, что и составляет один из вариантов гедонистического паттерна многих людей/.

— Смущение – смешение потребностей, наложение одну на другую (например, человек хочет создать контакт, но боится и избегает его) из-за сбоя в работе мозга (гормональной системы). / Работа разных (взаимоисключающих) эмоциональных центров.

— Стыд – реализация потребности (попытка ее реализации или же даже мысленное представление об этом) неправильным способом (противоречащим общепринятым нормам и нравственной позиции человека). Помимо работы одного эмоционального центра (или центров) включение другого эмоционального центра (или центров) без «системы наград».

— Вина – реализация потребности путем обмана, самообмана или иного бессознательного импульсивного действия. / Включение нескольких эмоциональных центров.

— Презрение – результат обиды, враждебности при нереализованной потребности (например, презрение возникает у одного человека (первого) к другому (второму), когда второй не ответил ролевым ожиданиям первого). / Активация эмоционального центра.

— Пренебрежение – отсутствие потребности. / Не включение эмоционально-
го центра.

— Отвращение – отреагированная потребность в излишних количествах при дополнительном наборе антипатии и несовместимостей. / Возникновение очага возбуждения (совокупности эмоциональных центров) негативных эмоций.

— Удивление – преодолимое препятствие на пути к потребности. / Включение нового эмоционального центра.

— Интерес – диктуется потребностью. / Возбуждение эмоционального центра.

— «Чувство» юмора – потребность радоваться при наличии способности создавать эмоцию веселья. / Включение эмоциональных центров, связанных «системой наград».

— Эмоция догадки (озарения) – реализация потребности радоваться (гедонистический паттерн второго уровня). / Включение эмоциональных центров в результате установления устойчивой связи между замкнутыми нейронными цепями.

— «Чувство» сомнения (неуверенности) – борьба потребностей. / Работа разнополярных эмоциональных центров, имеющих разную информацию.

— Эстетические чувства (симпатия-антипатия) – бессознательная потребность в отождествлении образов (совмещение, не совмещение эротического контура). / Вклю-
чение или не включение эмоциональных центров («сексуальных гештальтов»).

— Привязанность – форма социальной потребности, на основе трудности реализации других (первичных) потребностей. / Работает комбинация эмоциональных центров.

— Дружба – обоюдная потребность реализации общих целей (при эквивалентности вложений (см. § 3.2.1.1°)). / Работает целый спектр эмоциональных центров.

— Влюбленность – комбинация различных эмоций и потребностей, в том числе базовых. Включаются в работу различные эмоциональные центры, локализованные в том или ином очаге возбуждения.

— Враждебность – необоюдная потребность реализации общих целей (при неэквивалентности вложений). Работа разных эмоциональных центров.

— Зависть – обнаруженная нереализованная потребность. Включение в работу нового эмоционального центра.

— Ревность – лишение права собственности при потребности в этой собственности. Включение в работу других эмоциональных центров.

— Чувство благодарности (признательности) – устойчивая потребность в реализации потребности при помощи других. / Напряжение с эмоциональных центров снято, «система наград» получена.

— Удовлетворенность – реализованы все потребности на данный момент времени. / Эмоциональные центры отработаны, включается «система наград».

— Счастье – реализованная потребность, связанная с преодолением больших препятствий на пути к большой цели. Включены многие эмоциональные центры с «системами наград».

— Чувство собственного достоинства и гордости – реализованная самоутверждаемая потребность. / Актуализирован эмоциональный центр.

— Чувство долга, ответственности, обязанности – псевдопотребность надсознания, элемент совести. / Включены различные эмоциональные центры.

Дальнейшее раскрытие сущности потребностей с точки зрения физиологических механизмов, а также выделение базисных и позитивных эмоций приводятся в §2.2.4.

В данном параграфе впервые представлена идея о принципиальной возможности сопоставления конкретной эмоции ее физиологическим эквивалентам. Получается, что все многообразие эмоций можно свести к «работе» эмоциональных центров (совокупности нейронных сетей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *