Что такое эмоциональная неудовлетворенность
Откуда возникает чувство неудовлетворенности и что с ним делать
Как бы ты ни был хорош, всем свойственно чувство неудовлетворенности. Можно дни напролет проводить, занимаясь спортом, обогащая свой внутренний мир изучением различных культур, делая карьеру, но это чувство останется. С одной стороны, неудовлетворенность своими результатами отчасти полезна, ведь подталкивает на новые свершения и саморазвитие, и ты работаешь над отстающими областями своей жизни. С другой же – неудовлетворенность самим собой может быть губительна. Есть риск стать закомплексованным, неуверенным в себе и своих силах человеком, который не сможет ничего достичь лишь из-за собственных тараканов в голове. Сегодня мы расскажем, что же делать, если ты патологически собой не доволен.
1. Чем вызвано
Чувство неудовлетворенности появляется неспроста. Как ни крути, мы всегда оцениваем себя, сравниваем с окружающими. Есть некоторые стандарты, к которым мы либо стремимся, либо хотим их превзойти, а несоответствие порождает неуверенность и комплексы. Есть несколько факторов, которые обостряют наше чувство неудовлетворенности:
Мода. Многие из нас всегда хотят быть в тренде, неважно, касается ли это обновления гаджета, одежды или же вообще взглядов. У каждого свои взгляды, хотя мы не склонны судить человека по одежке и благосостоянию, но несоответствие по внешнему виду с другими людьми может заставить того или иного индивидуума чувствовать себя не вполне комфортно в общественной среде.
Травмы, но травмы скорее душевные. Однажды тебя назвали жирным, и теперь ты постоянно недоволен своей фигурой: носишь одежду, которая висит как балахон, не терпишь разговоров и критики о комплекции, но в тот же момент ничего с этим не делаешь, живя в постоянном чувстве неудовлетворения.
2. Как это влияет на нашу жизнь
Когда ты не удовлетворен собой, то не можешь дать адекватную оценку своим действиям. Постоянные мысли о собственном несовершенстве, неуверенность в собственных силах приведут к тому, что многие двери будут закрыты. Человек, который патологически собой не доволен, рискует тем, что не сможет проявить себя, выступить публично, когда это будет необходимо, рассказать о своих сильных сторонах. Закомплексованный парень никогда не подойдет к девушке, которая нравится ему уже очень давно, ведь чувствует себя недостаточно крутым для нее. Когда ты не удовлетворен собой, то трудно быть счастливым даже тогда, когда делаешь что-нибудь по-настоящему хорошее. Более того, может возникнуть чувство, что и окружающие люди видят все твои изъяны, после чего любые действия будут направлены на то, чтобы удовлетворить потребности других людей, но никак не свои, ведь мало ли что могут подумать!
Остальные сферы жизни тоже попадают в зону риска, ведь о каком успехе может идти речь, если изо дня в день просыпаться с чувством неудовлетворенности к своему естеству? Но не стоит отчаиваться, мы знаем об этой проблеме. Что еще более важно, знаем, как ее решить.
3. Как работать с собственной неудовлетворенностью
Как ни странно, это чувство – отличная возможность больше узнать себя. Для начала, как только возникает неудовлетворенность, остановись на этом моменте и подумай, из чего она взялась. Не беги от этого чувства, не пытайся перекрыть его другими эмоциями, а прими его. Да, испытаешь дискомфорт, но ты прекратил делать постоянные попытки убежать от самого себя – именно в этом переломном моменте и начинается перерождение.
Допустим, ты невысокого роста – пусть кто-то считает это недостатком, но с какой стати? Возлюби себя таким, каков ты есть, ведь в этом и заключается твоя индивидуальность. Говори себе постоянно о том, что ты чертовски хорош, крут, воспитай в себе культуру уважения собственной личности. Поверь, мир вокруг тебя преобразится и подстроится под твое восприятие самого себя. Прими себя и работай над собой – именно таким образом у тебя и получится заполнить ту пустоту, которую раньше занимали апатия, чувство неудовлетворенности и бесконечное самобичевание.
Эмоциональная неудовлетворённость
Одна из самых распространённых эмоций – это неудовлетворённость.
А суть её в большинстве случаев заключается в ощущении напрасно потраченных ресурсов: сил, энергии, времени, материальных средств, денег.
Это подсознательная, которая практически никогда не выводится на сознание, нет даже мыслей об этом, но, тем не менее, не реализованная потребность больше взять и при этом меньше отдать.
Мы так устроены, что жить без взаимодействия с себе подобными не можем. Поэтому вся жизнь – это череда нескончаемых взаимодействий с людьми: в семье, на работе, на транспорте, на улице, на отдыхе и при просмотре фильма, даже если смотрим в одиночестве, то продолжаем мысленно взаимодействовать с героями или с актёрами.
Почему мы часто не замечаем отдельного состояния неудовлетворённости?
Потому что в большинстве случаев неудовлетворённость сопровождается такими эмоциями, как печаль, страх, отвращение, гнев и тому подобное.
На мастер-классе мы рассмотрим отдельно стратегии работы с гневом беспокойством и депрессией.
А чтобы эти эмоции появлялись как можно реже, коснёмся специфики работы с состояниями неудовлетворённости.
Для начала важно понять, что неудовлетворённость надо пресекать на корню и не допускать вообще, так как бороться с ней практически невозможно без того, чтобы не нанести вред своему здоровью в будущем.
Не секрет, что мы во многих ситуациях оказываемся по одну из сторон в таких взаимодействиях как продавец – покупатель, исполнитель – заказчик, рассказчик – слушатель, ученик – учитель, подчинённый – начальник. Можно продолжать этот список, но суть останется прежней – положения сторон не равны и во многих случаях не имеют равной, хотя бы приблизительно, взаимной выгоды.
Начиная с детских лет мы находимся в подчинённом положении и тогда же начинаем пытаться найти способы подчинять себе других людей.
Ваш ребёнок подросток не пытается вами манипулировать? А вы им?
Такая социальная жизнь в семье, в обществе, на работе, с друзьями представляет собой чёрно-белую чересполосицу: ощущения счастья и радости сменяются печалью, беспокойством, иногда переходящем в депрессию.
Состояния удовольствия от жизни бывают не часто, и то в основном после очередной покупки.
А всё потому, что мы редко задумываемся о ценности собственной жизни, заменяя эту ценность желаниями сохранить и приумножить собственное здоровье и материальное благополучие, а также мечтаем иметь хорошие отношения с окружающими людьми, и то не со всеми.
А ведь всё, что мы имеем и получаем, – это результат взаимодействий с другими людьми, и не имеет ничего общего с отношениями. Какая разница, как к вам относятся, если вы помогаете людям, особенно близким, родным, например, налаживать взаимодействия в семье, с детьми, на работе или укреплять здоровье, налаживая взаимодействие с собственным организмом.
В этих случаях главным является общая заинтересованность обоих людей в конечном результате. Тогда никто не будет особенно считать, сколько и что он вложил в этот результат. Разве можно оценить в мерах сил, энергии, внимания или денег, например, дополнительные 10 лет счастливой жизни или здоровье и благополучие взрослых детей и внуков? Сколько стоит уважение со стороны детей? Сколько стоит желание детей учиться?
Получить такие результаты можно только вкладывая всё, что возможно на текущий момент. Неоправданная экономия может принести удовлетворение сегодня, но в будущем может создать столько проблем, что мало не покажется. Недаром говорят, что «скупой платит дважды». И это относится не только к деньгам, а даже в большей степени к вниманию и собственной энергии.
Надеюсь, что вы не экономите свои силы и энергию на воспитании своих детей подростков?
Эмоциональная депривация
Простыми словам эмоциональная депривация – это длительное неудовлетворение эмоциональных потребностей человека.
Ребенок нуждается в том, чтобы на него был эмоциональный, живой отклик от родителей, а отклика нет.
И он живет «голодным» или «впроголодь» — когда изредка слышит скупое «молодец», или соседка ему улыбается и угощает конфетами.
Депривация – это потеря, лишение.
Эмоциональная депривация – это потеря, лишение эмоционального контакта.
А для человеческого детеныша, для ребенка потребность в эмоциональном контакте – базовая, необходимая для жизни.
У «благополучных» равнодушных родителей ребенка как бы нет в эмоциональном поле семьи.
Его чувственное присутствие игнорируется.
И он потихоньку научается быть вне вовлеченного контакта с собой и людьми.
Такой ребенок может быть интеллектуально развит, особенно, если это поощрялось хоть как-то родителями или кем-то в школе.
Он может проживать свою чувственную жизнь в фантазиях, поселяться в чужих историях – рассказах, фильмах, книгах.
Но он отучен улыбаться в ответ на улыбку. Плакать когда грустно, и утешать когда сочувствует.
У него чаще всего стоят запреты на выражение злости прямо и искренне и он вовсю пользует пассивной агрессией.
Упрямство и вредность – то, что видят окружающие.
Беззащитность, растерянность и перманентный шок – то, что он проживает внутри.
Эмоции для людей – словно бензин для машины. Вася чувствует равно Вася живет.
Наш герой, не-Иванов, грезит о жизни, размышляет о жизни, анализирует жизнь, фантазирует о жизни, может быть даже «делает жизнь» и «делает себя», но не живет.
Не потому что не хочет, хочет и очень сильно, но не умеет выражать свое чувственное состояние.
На работу пришла новенькая барышня. Симпатичная блондинка, загорелые плечи и шея, на руке татуировка и надпись «остановите Землю, я сойду».
Сотрудники улыбаются, перешептываются, кто-то позвал сходить вместе на обед, кто-то узнал, «замужем и есть-ли-дети».
Новенькая реагирует в ответ: на чью-то тупую шутку явно напряглась, на предложение вместе сходить на перекур – обрадовалась, стеснялась, когда второй раз спрашивала что-то по работе, раздражалась, что не получилось сразу заполнить нужную бумажку для допусков в локальную сеть.
Никто из них не делал ничего специально, но через несколько дней Светик уже словно была частью коллектива.
Не-Иванов не участвовал в общей суете. Он хотел, но не знал, что сказать. Страшно боялся брякнуть что-то не уместное, попасть в глупое и смешное положение.
Полгода он молча наблюдал за ней, и ужасно огорчился, когда у нее разгорелся яркий роман с инженером из техподдержки.
Еще через год роман довольно печально завершился.
Не-Иванов очень хотел как-то подержать ее, может быть предложить свою помощь. Но по-прежнему молчал и смотрел, не понимая, как сделать простую вещь – как остальные мужчины умудряются оказываться в отношениях, когда для него непосильной задачей было предложить симпатичной коллеге подвезти ее после работы.
Когда маленький ребенок искреннее улыбается, его мама расцветает улыбкой ему в ответ.
Он проживает свой чувственный опыт в ее эмоциональном поле.
Она помогает ему справляться со слишком сильными эмоциями, отзывается на его присутствие.
Обычный день. Звонок в дверь. Вася вернулся из школы, он первоклассник.
Бабушка радуется, как будто бы ей дали орден. Тормошит, просит рассказать, как и что была, а какая учительница, а что ребята, а какие девочки.
Гонит мыть руки и срочно обедать.
Тут же звонит с работы мама, испереживавшаяся и одновременно довольная.
Положил трубку и новый звонок – отец интересуется «как первый день в школе прошел, сын».
Обычные люди редко-редко замечается в каком роскошном эмоциональном богатстве они живут каждый день.
Так жители прекрасного климата считают, что это нормально, когда тепло бывает больше, чем пара месяцев в году.
Дети из семей, в которых испытывали длительную эмоциональную депривацию, как северяне без солнца и тепла.
Оно им жизненно необходимо, но попав на юг, еще нужно суметь пережить акклиматизацию, научиться помнить про крем от загара, не выбегать на солнцепек «погреться» на несколько часов до теплового удара.
В отношениях мы не только получаем «солнечный свет» или «грозу и бурю» от других людей, но и сами являемся источниками любви и тепла.
Или холода и дождя.
Наш не-Иванов научился с самого детства быть «нейтральной стеной». От него нет ни тепла, любви и сочувствия, ни страстной ненависти, не стеснения или чего-то еще.
Он не испытывает сильных страданий в прямом смысле слова, ему скорее «никак», чем больно или радостно, грустно или весело.
Другие люди могли бы сказать, что не-Иванов не позволяет им проявить любовь и заботу, интерес к себе.
Он не откликается, не подает сигналов на уровне невербального отклика.
Его окружение считывает эти сигналы, и понимает их как «не подходи, проходи мимо».
Но он это свое одиноко, грустно и отчаянно хочется близости проживает на уровне «головы», а тело ведет себя как «робот», спокойно-заморожено.
Еще один негативный аспект людей, выросших в семьях с эмоциональной депривацией – это то, что в быту называют «неблагодарностью».
Они словно не чувствуют симпатию к себе и не признают симпатию окружающих, что считывается как отвержение, обесценивание и та самая «неблагодарность».
Человек, переживший эмоциональную депривацию в детско-родительских отношениях, считает, что люди не смогут его любить, искренне с ним дружить, заботиться и интересоваться им.
Он и отчаянно боится остаться в одиночестве.
И, одновременно, на уровне чувственной вовлеченности не показывает свою заинтересованность, готовность быть в близких отношениях.
У детей, переживших эмоциональную депривацию очень часто развивается один из ненадежных типов привязанности.
У ребенка, «которого нет» — это избегающий тип.
Он означает, что какие сильные страсти не кипели бы у него в душе, во внешний контакт пойдет только «маска равнодушия».
А теперь представьте, какой путь в отношениях нужно пройти в терапии, и психологу и клиенту, чтобы научить не-Иванова не только чувствовать и понимать свои переживания, но и показывать их спонтанно, разделять с другими, уметь справляться с негативными и получать наслаждение от самого процесса живой вовлеченности.
Можно сравнить это с тем, как человека все детство учили играть в шахматы – думать и сдерживаться в любой ситуации общения, а оказалось, что ему нужно научиться петь и танцевать.
Совсем другое состояние, другие «правила игры».
А до этого ему еще нужно суметь разрешить себе осваивать чувственный мир, свой и других людей.
Ведь в его благополучной, приличной, достойной семье работал закон «у нас так не принято», «эмоционирование – это для слабаков» и им подобные.
Расти в поле эмоциональной депривации – это как цветку пробиться через трещину в асфальте. Как растению из солнечной и жаркой страны перебиваться крохами тепла в тенистом месте в Сибири.
Если вдруг читатель узнал себя в «равнодушном родителе» и понимает, что вряд ли обратится к психологу и будет учиться удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка, то можно хотя бы, как минимум, найти для него няню, помощницу, воспитательницу или может быть, родственника –наставника, любого взрослого человека, который будет эмоционально теплым, заботливым и стабильным в жизни ребенка.
Это даст ему возможность получать доступ к человеческому участию и любви и в детстве и в будущем, когда он станет взрослым человеком.
Эмоциональная депривация – это когда в ответ на ваши чувства, симпатию вы получаете отвержение и равнодушие.
Любому человек будет неприятно пережить отказ.
Взрослому человеку будет достаточно трудно пережить, если его отвергают раз за разом, день за днем.
Эмоциональная депривация через некоторое время приводит к унынию, бессилию, снижению самооценки.
Ненужность любимому человеку достаточно болезненный опыт.
Тому, кто отвергнут может искренне казаться, что так будет всегда. Одиночество – его приговор.
А теперь представьте, что через подобный опыт проходит маленький ребенок.
Ребенок, который не может сказать себе что-то вроде «да, грустно, что эта мама отвергает. Жаль, что моя мама равнодушна. Ну, да ладно. У меня было еще две мамы, которые меня любили, и еще одна, которую я сам отверг. И будут еще мамы в будущем…»
Дико звучит, правда?
Мама – она единственная.
И если она отторгает своего ребенка на эмоциональном, чувственном уровне, то ему приходится очень и очень не сладко.
Снижение жизненной энергии – только часть его проблемы.
Не умение вступать в контакт, дарить и получать любовь – еще часть его проблемы.
Низкая самооценка, убежденность, что он сам, в его неповторимости и уникальности не ценен, не нужен и не может быть любим – третий «кусок» проблемы эмоциональной депривации ребенка.
Есть три типичных способа, которыми люди справляются с последствиями эмоциональной депривации от равнодушных «благополучных» родителей.
Самый простой вариант – избежать проблемной ситуации.
Нет отношений, значит нет необходимости контактировать с другими людьми, учиться быть в близких отношениях, что-то чувствовать, ошибаться, получать опыт, расстраиваться и огорчаться.
Примерно такие подсознательные идеи приводят к решению: избегать контакта всеми доступными способами.
Избегать не только в реальных действиях:
— в выходные едем за город все вместе!
Пара-тройка отказов и люди привыкают, что можно никуда не звать равнодушного человека.
Второй способ совладать с проблемой – это пассивная покорность.
Сказали «ты тумбочка» — значит, тумбочка.
Не могут запомнить имя – откликаемся на чужое. Иванов? Значит будут Ивановым.
Не позвали к общему столу – не подходить и не обижаться. Позвали – подошел, проигнорировали – промолчал.
Нет отношений –значит нет отношений. Здравствуй, одиночество.
Решила замначальница, что человек «надежный, вроде не пьющий» должен сходить на свидание с одинокой Петровой под ее покровительством, значит идем на свидание. И не важно, нравится Петрова или нет.
Иногда даже у самого терпеливого и выносливого человека наступает «край» и тогда он может сорваться и начать гиперэмоционально требовать что-то у окружающих, высказывать им накопившиеся обиды, а позже сгорать от стыда и вины за свой поступок.
Это третий вариант поведения – гиперкомпенсация.
Еще один из его видов – повышенная фальшивая эмоциональность.
Когда «ой, сочувствую», «держись, я с тобой, ты только держись» и прочие вещи, что ценны лишь тогда, когда звучат от души говорятся пафосно, с надрывом по поводу и без.
Людей хоть сколько-нибудь искренних коробит от подобного способа проявлять чувственный контакт.
Что снова возвращает нашего не-Иванова к его проблеме тотального глухого одиночества, как следствия эмоциональной депривации в детстве.
Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону
8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на wmt1227@yandex.ru для консультации по скайпу или в текстовом формате
По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ
Что такое эмоциональная депривация в психологии
Синдром эмоциональной депривации проявляется в виде психических расстройств, при которых человек сталкивается с трудностями в принятии ответственных решений, а также руководством собственными поступками и мыслями. Появление этого синдрома может оказать негативное воздействие на состояние нервной системы, что выражается в нарушениях эмоциональной сферы. Подобные нарушения выражаются в виде недоверчивости, повышенной тревожности и попытках изолироваться от внешнего мира. Давайте рассмотрим, как проявляется состояние эмоциональной причины, и узнаем о факторах, провоцирующих развитие этого синдрома.
Эмоциональная депривация — продолжительное или полное лишение человека эмоциональных впечатлений
Клиническая картина
Эмоциональная депривация — это чувство неудовлетворенности, вызванное реакцией психики на различные проблемы. Чаще всего, данный синдром развивается на фоне наличия множества неудовлетворенных потребностей. Подобные проблемы негативно воздействуют не только на состояние психики, но и на уровень самооценки. Под влиянием чреды неудач человек теряет веру в позитивное будущее. Чаще всего, данный синдром развивается на почве проблем в любовной сфере. Безответные чувства приводят к тому, что человек страдает от мыслей собственной ненужности. Изменения в мышлении отражаются на эмоциональной сфере восприятия окружающего мира.
Рассматриваемый синдром проявляется в виде чувства опустошённости и нехватки сил для того, чтобы взять ситуацию под контроль. Появление этих чувств негативно отражается на психоэмоциональном балансе человека. Под давлением собственных эмоций, человек испытывает сильный стресс, что может стать причиной развития опасных осложнений.
Отсутствие возможности удовлетворить собственные эмоциональные потребности выступает в качестве своеобразного барьера для личностного развития. Чаще всего, синдром эмоциональной депривации порождается различными обстоятельствами, которые не зависят от поведения человека.
Появление чувства собственной незначительности приводит к снижению самооценки и отсутствию стремления к самосовершенствованию.
На фоне вышеперечисленных проблем многие люди испытывают трудности с самореализацией. Довольно часто в подобном состоянии человек теряет интерес к собственной жизни. Появление эмоциональной депривации заставляет человека полностью пересмотреть собственные жизненные приоритеты. Но здесь важно обратить внимание, что кардинальные перемены не всегда благоприятно отображаются на модели поведения. В этот нелегкий период жизни, человек проявляет сильную мнительность и испытывает проблемы со взаимодействием с другими людьми.
Чувство тревожности и бесконтрольный страх порождают проблемы с доверием. На почве вышеперечисленных проблем, развивается замкнутость и чувство внутренней опустошённости.
Эмоциональная депривация в психологии — это сложный синдром, который может негативно сказаться на личности человека. По мнению специалистов, многие люди под влиянием собственных страхов, не могут найти выход из сложившейся ситуации. Постоянное пребывание в эмоциональном напряжении увеличивает уровень тревожности. На этом фоне появляется страх неизведанного, что мешает человеку попробовать себя в различных сферах, которые были незнакомы ранее.
Эмоции являются необходимой составляющей, обеспечивающей благополучие человека, и его выживание
Именно под влиянием депривации, человек становится заложником собственного «я», и старается избежать различных нововведений в собственную жизнь. Психологи говорят о том, что рассматриваемый синдром нередко сопровождается длительным стрессом и затяжной депрессией.
Следует обратить внимание, что многие пациенты пребывают в подобном состоянии в течение нескольких лет, прежде чем решаются обратиться за медицинской помощью. Проблемы, связанные с поиском выхода из сложившейся ситуации, приводят к тому, что человек полностью отрешается от окружающего мира. Сужение круга общения, отсутствие позитивного мышления и стремление к изоляции, являются веским аргументом для обращения за психологической помощью. В противном случае существует опасность развития более сложных психических расстройств.
Факторы риска
Развитию состояния внутренней опустошенности, как правило, предшествуют различные события, повергающие человека в состояние шока. Чаще всего, эмоциональная депривация развивается на фоне лишения рабочего места, разлуки с любимыми, смерти близких родственников и других катастрофических событий. Также следует сказать о том, что рассматриваемый синдром может развиться на фоне проблем, связанных с трудностью достижения поставленных целей.
Драматические события, происходящие в нашей жизни, негативно отражаются на многих аспектах человеческой жизнедеятельности. Под влиянием эмоционального потрясения, в организме человека запускаются механизмы, что предназначены защитить психику от разрушения. Именно поэтому, столкнувшись с различными жизненными трудностями, человеку сложно осознать факт предательства от близких людей. Понятие эмоциональной депривации включает в себя множество различных факторов, которые могут привести к развитию психического расстройства.
Многие события, приводящие к эмоциональному потрясению, лишают человека твердой воли, заставляя поступать его вопреки здравому смыслу. Развитие синдрома депривации мешает найти выход из сложившейся ситуации, из-за отсутствия возможности посмотреть на собственную жизнь «другими глазами». Влияние депрессии и стресса могут привести к исчезновению границ между фантазиями и действительностью. В некоторых случаях, длительные эмоциональные переживания приводят к тому, что человек начинает испытывать трудности с осознанием самой проблемы. Особо часто данный синдром проявляется у детей, которые воспринимают различные события, происходящие в их жизни с высокой серьезностью. В более зрелом возрасте данные дети испытывают трудности взаимодействия с социумом, так как воспринимают жизненные трудности слишком остро.
Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке
Также следует упомянуть о том, что помимо физических потребностей, каждый человек имеет нужды психологического характера. К таким потребностям относится успешная самореализация, признание общественности, жажда уважения и любви. Неудовлетворенность перечисленных стимулов приводит к развитию эмоциональной депривации. На фоне вышеописанных проблем, человек становится раздражительным, на фоне разочарования в собственных возможностях. В виде примера можно привести ситуацию с детьми, не получившими достаточное количество «родительской любви» в детском возрасте. В более зрелые годы — люди, имевшие в детские годы подобные сложности, часто испытывают проблемы, связанные со взаимодействием с противоположным полом.
Избавиться от опустошенности и неудовлетворённости можно только наладив контакт с собственным «Я». Чувство гармонии и эмоциональное равновесие является одним из важных достижений, в коррекции рассматриваемого состояния. Под влиянием собственных неудач, человек часто совершает необдуманные поступки, в которых отсутствует логика. Для того чтобы побороть внутренний кризис, следует приложить много усилий. В противном случае у взрослых увеличивается опасность развития затяжной депрессии, от которой можно избавиться только с психологической помощью.
Возможные осложнения
Сила проявления дефицита положительных эмоций зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от возраста человека. Эмоциональная депривация у детей проявляется в виде изменения модели поведения. Чаще всего, дефицит эмоций восполняется гиперактивностью, развитием фантазии и другими состояниями. Наибольшую опасность для детской психики имеет состояние постоянного уныния. Нередко дети, испытывающие недостаток «родительского внимания», стараются компенсировать свои проблемы, общаясь со сверстниками. Взрослые компенсируют эмоциональный дефицит совершенно другими способами:
Эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям
Важно отметить, что на начальных этапах развития внутренней опустошенности, многие люди пытаются компенсировать недостаток положительных эмоций при помощи музыки, книг, кинофильмов и видеоигр. Но увеличение «чувства голода» требует от человека постоянного увеличения мощности воздействия. Именно поэтому многие больные отваживаются на различные поступки, в которых не прослеживается логика. Для того чтобы справиться со своими страхами и заполнить внутреннюю пустоту, человек должен ощущать поддержку от своих родных и близких.
Справиться с тяжелой формой рассматриваемого синдрома самостоятельно просто не возможно.
Даже кардинальная смена образа жизни, может принести больше негатива, чем пользы. Поэтому, при наличии чувства внутренней опустошённости, очень важно найти причину внутреннего конфликта и решить её.