Что такое эвристическая беседа на уроке
Эвристическая беседа
Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.
Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.
Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже смогут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.
Содержание Свернуть
Характеристики эвристической беседы
В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.
Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:
Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.
Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.
Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.
Вопрос и ответ
В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.
В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.
Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи своих усилий.
Специфика структуры эвристической беседы
В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить специфику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое). Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.
Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:
Функции и типы
Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:
Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.
При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.
Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.
Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.
Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.
Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.
Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Эвристическая
(сократическая) беседа как
метод
обучения
Описание слайда:
Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)
Описание слайда:
Функции эвристической беседы:
раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения;
стимулирование поиска;
формирование умения учащихся строить систему рассуждений;
текущий контроль.
Описание слайда:
Структурные элементы эвристической беседы:
Вопросы учителя.
Ответы ученика.
(1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы)
3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…», «прочитай оба предложения и скажи…», «вспомните…», «опишите…», оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага)
Описание слайда:
Признаки эвристической беседы:
Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.
Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.
Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.
Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.
Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.
Описание слайда:
Типы эвристической беседы по характеру искомого:
Учащиеся не знают ни ответа, ни способа
решения. Вначале ищут способ,
а затем находят ответ.
Учащиеся знают ответ.
Решение сводится к
мотивировке,
доказательству ответа
Учащиеся не знают ответа,
но знают способ решения.
Решение сводится к
поиску ответа.
Описание слайда:
Типы эвристических бесед по месту в структуре урока:
1. Вводная (при актуализации опорных знаний).
2. Сообщающая:
а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;
б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;
в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа;
г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений.
3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).
Описание слайда:
Место эвристической беседы на уроке зависит от:
уровня развития учащихся;
логической структуры учебного материала;
наличия достаточного запаса исходных знаний.
Описание слайда:
Этапы проведения эвристической беседы:
Организационно-подготовительный (логико-теоретический анализ материала, выстраивание шагов).
Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).
Описание слайда:
Приемы создания познавательной напряженности:
сопоставление фактов, событий;
практическая работа, демонстрация лабораторного опыта;
обобщение новых фактов;
создание фона трудностей и противоречий;
подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.
Описание слайда:
Способы постановки искомого:
Его может выдвинуть сам учитель.
К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем.
Учащиеся усматривают искомое сами.
Описание слайда:
Условия успешного применения эвристической беседы:
вопросы должны быть посильными для учащихся и
вызывать у учащихся познавательный интерес;
2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся;
3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся;
диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя;
в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;
6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Детские шаблоны для powerpoint
Бамбук шаблон
Химия и окружающая среда
Растения-хищники
Экосистемы
Юля И Сергей
Экология животных
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5383669 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эвристическая беседа как один из методов активизации познавательной деятельности уча¬щихся на занятиях кружка «Красота здоровья».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рогачева Светлана Николаевна,
Эвристическая беседа как один из методов
активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях кружка «Красота здоровья».
В последнее время педагогами широко стал использоваться такой важный метод активизации познавательной деятельности учащихся, как эвристическая беседа.
Эвристическая беседа обычно преследует несколько целей: мотивационную, познавательную и методическую. Мотивом в эвристической беседе является интерес учащихся к изучаемому материалу, стремление к поиску информации, контакт с учителем. В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения ребят в новое информационное пространство и расширения способов деятельности. Методическая ценность эвристической беседы состоит в том, что она обучает последовательности в поиске решения, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.
Эвристическая беседа может быть применена в различных разделах курса биологии и в различных формах работы: в диалоге на уроке, при работе с учебником, при выполнении лабораторной или практической работы, при постановке эксперимента. Беседа не должна занимать весь урок. Иногда достаточно 10-15 минут эвристической беседы для достижения поставленных на данном этапе урока задачи.
При планировании эвристической беседы учителю необходимо:
1. Выделить в курсе материал, позволяющий применить эвристическую беседу с максимальным обучающим и воспитательным эффектами.
2. Определить роль этого материала в целостном курсе и в достижении данной конкретной цели.
3. Составить и расположить вопросы строго определенной логической последовательности к ученикам.
4. Продумать ответы учащихся с возможными отклонениями от предполагаемого хода беседы.
5. Корректировать и заменять вопросы по ходу беседы.
Материал, отбираемый учителем для беседы, должен быть насыщенным и увлекательным.
Существует несколько приемов проведения эвристической беседы:
Прием прогнозируемых вопросов (на этапе мотивации)
— Сибирская язва наносила огромный ущерб сельскому хозяйству. Однажды, рассматривая под микроскопом кровь, погибшей от сибирской язвы овцы, Роберт Кох, немецкий ученый, обнаружил в ней какие-то странные неподвижные образования, похожие на палочки. Он выдвинул два предположения:
— Что могло ему дать основание для двух предположений? (Ответ: палочки, которые увидел Кох были неподвижны, а живые организмы должны двигаться.)
— Что же ему нужно было попытаться увидеть? (Ответ: Ему нужно было увидеть движение палочек.)
— А можно ли обнаружить размножение паразитов в мертвой ткани, какой является кровь погибшего животного? (Ответ: Нет, паразиты размножаются в живых клетках. Ведь они вызывают заболевания у живых организмов.)
— Как же следует поступить Коху? (Ответ: Лучше ввести эти палочки животному, у которого их нет посмотреть не увеличится их количество? Если их станет больше, чем ввели, значит, они размножаются.)
Прием семь вопросов (на этапе закрепления или рефлексии)
Прием поиск аналогов (на этапе активизации знаний)
Так, например, при изучении основных закономерностей эволюции школьникам необходимо выделять в формах эволюции самые разнообразные свойства и признаки и оперировать в отдельности с каждым из них, аналогичные и гомологичные органы живых организмов. ( Усики гороха, иглы барбариса, колючки кактуса или крылья бабочки и птицы.) Данный прием формирует способность классифицировать объекты по их признакам.
Прием поиск противоположностей (на этапе повторения и обобщения)
Формирует способность «вычерпывать» из объекта различные его свойства и использовать их для поиска других объектов, учит сравнивать их между собой, четко выделяя, что же конкретно в них общее, а что различное. Данный прием хорошо работает при изучении семейств растений или классов животных.
Прием поиск соединительных звеньев (на этапе повторения и обобщения)
Анализ особенностей содержания биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет определить следующие наиболее актуальных ключевые компетентности, которые формируются в ходе эвристической беседы: ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.
Таким образом, эвристическая беседа ориентирует учащихся на правильный ответ, создает противоречивые, конфликтные ситуации, корректирует ответы учащихся, побуждает их к анализу и синтезу имеющихся и вновь приобретенных знаний.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Смотреть что такое «ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА» в других словарях:
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — вопросно ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса… … Профессиональное образование. Словарь
Эвристическая беседа — вопросительная форма обучения, при которой учительне сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами,иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самихна основе уже имеющихся знаний, запаса представлений,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
БЕСЕДА — БЕСЕДА. 1. Вид диалогической речи, состоящей из реплик повествований. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. отличается разнообразием: выделяются реплики сообщения, реплики побуждения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
БЕСЕДА — вопросно ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Б. использовалась в обучении с давних времён. Так,… … Российская педагогическая энциклопедия
Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая … Исследовательская деятельность. Словарь
БЕСЕДА — 1) вопросо ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или… … Педагогический словарь
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. — Ф. Каптерев) такая форма обучения, при к рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. сократическая беседа … Педагогический словарь
Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности; делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловые игры, анализ педагогических… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины