Что такое нелинейный текст
Разница между линейным и нелинейным текстом
В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте пу
Содержание:
В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте путь чтения нелинейный и непоследовательный; таким образом, читатель может выбрать свой собственный путь чтения.
Что такое линейный текст?
Что такое нелинейный текст?
Нелинейный текст противоположен линейному тексту. Как следует из названия, он нелинейный и непоследовательный. Другими словами, читателям не нужно просматривать текст последовательно, чтобы понять его смысл. Этот тип текста имеет множество способов чтения, поскольку последовательность чтения определяют читатели, а не автор текста.
Существует множество определений термина «нелинейный текст». Большинство людей рассматривают тексты с изображениями или графиками вместе с ними как примеры нелинейных текстов. Некоторые примеры включают блок-схемы, диаграммы и графики (например, круговую диаграмму, гистограммы), графические организаторы, такие как карты знаний и карты-истории. Фактически любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста. Например, рассмотрите энциклопедию или телефонный справочник. Мы не читаем их от начала до конца; мы просматриваем их, чтобы получить нужную нам конкретную информацию.
В чем разница между линейным и нелинейным текстом?
Линейный текст относится к традиционному тексту, который необходимо читать от начала до конца, в то время как нелинейный текст относится к тексту, который не нужно читать от начала до конца. Как следует из их названий, линейные тексты бывают линейными и последовательными, в то время как нелинейными и непоследовательными. Таким образом, в линейных текстах существует только один путь чтения, определяемый автором. Однако у нелинейных текстов может быть несколько путей чтения в зависимости от читателей.
Чтобы четко понять разницу между линейным и нелинейным текстом, взгляните на некоторые примеры обоих способов чтения. Некоторые примеры линейных текстов включают романы, стихи, письма, учебники и т. Д. Напротив, блок-схемы, карты знаний, цифровые тексты с гиперссылками и энциклопедии являются некоторыми примерами нелинейного текста. Кроме того, нелинейность позволяет читателям быстрее и эффективнее находить конкретную информацию.
Разница между линейными и нелинейными текстами в основном зависит от их пути чтения. Поскольку линейные тексты имеют последовательный порядок, у них есть только один путь чтения. Однако у нелинейных текстов есть несколько путей чтения, поскольку они не являются последовательными.
Изображение предоставлено:
Что такое нелинейный текст
Понятие «нелинейный текст» активно осваивается исследователями, формирующими линию применения этой категории в герменевтике и в анализе современного литературного процесса (исследователи выделяют три типа нелинейного текста, а именно: мо но кодовый, креолизованный и поликодовый текст). Происходит становление научной школы, изучающей проблему текстопорождения в данном аспекте. Однако сам термин «нелинейность», перешедший в сферу литературной теории из естественных наук отличается большой свободой толкований. В данной работе мы намерены несколько уточнить понятие «нелинейный текст», связанное с представлением о нелинейном мире в постнеклассической науке. Это понятие воспринимается пока как неясное и неточное, занимая при этом всё более значительное место в философской стратегии постструктурализма, в логике, в объяснительных схемах гуманитарных наук, в литературной теории и критике.
Комментарии составляют переменную, способную принимать разные значения в рамках одного текста. Классический (линейный) текст можно представить в виде симулякра (поскольку на протяжении всего текста отсутствуют авторские комментарии, что заставляет читателя воспринимать сюжетную линию как фантазию, несмотря на весь реализм места действия). Нелинейный текст (авторские комментарии или вертикальные плоскости) разрушает корпус симулякра: комментарий может принимать исключительно верные констатации фактов реального мира. Для комментария не имеет большого значения, насколько грамотным и логическим стало его проникновение в художественный текст. Важно, чтобы комментарий вошёл в текст посредством гипертекстуальности (смысловой ассоциативности).
Необходимо сказать, что в американских теоретических работах отсутствуют категории «гипертекстуальность» и «гипертекст». В них активно используется выражение «неологизм Нельсона». Деконструктивистов можно по праву назвать пионерами в методологии исследования нелинейных текстов. Несмотря на то, что деконструктивизм превратился в философское ответвление постструктурализма и постмодернизма, он сформировал инструментарий деления художественного текста на смысловые компоненты с последующей их свободной интерпретацией (именуемой принципом обратной сборки). Такая практика разрушает метафизику текста, позволяя интерпретатору сменить классический подход (метафизический), на нелинейный подход (диалектический). Подобная стратегия, опираясь на интерпретацию архетипа как основы, выступающей первопричиной (авторских) комментариев, раскрывает генетический код текста. Нелинейность текста есть одна из хромосом (или признак, говоря языком постмодернизма) генетического кода текста.
Несмотря на многообразие идей интерпретации, доминантой неклассической эпохи в литературе остаются архетип (К.Г. Юнг, М. Фрай, Э. Нойманн, С. Аверинцев, М. Гаспаров, Г. Гачев, А. Большакова) и образ во всех своих измерениях. Как сильно не разрушался бы текст на смысловые корпускулы, он должен сохранять цельность своей логической конструкции. Текст вне логического начала и логического завершения превращается в набор бессвязных словесных манифестаций.
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Михайлова Тамара Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».
Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).
4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
– наличие в тексте визуальных акцентов;
– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:
Понимание содержания текста;
Примеры работы с нелинейными текстами:
1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.
Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.
2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
В каком направлении едет пассажир?
Какой номер маршрута автобуса?
Какова стоимость билета?
Какое место занимает пассажир?
Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
3. Определите, что объединяет изображения.
Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.
О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.
4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:
Где находится Литературный квартал?
Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?
Как называется мероприятие?
Найди способы доехать до Литературного квартала.
Как попасть на городской праздник книги и чтения?
Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?
Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?
Какой вид текста перед нами?
Докажите, что данный текст – это комикс?
Чему обрадовался котенок?
Как ты думаешь почему?
Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
– обучать интепретации текста.
Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.
1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).
2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.
Комментарии
Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020
Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Михайлова Тамара Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».
Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).
4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
– наличие в тексте визуальных акцентов;
– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:
Понимание содержания текста;
Примеры работы с нелинейными текстами:
1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.
Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.
2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
В каком направлении едет пассажир?
Какой номер маршрута автобуса?
Какова стоимость билета?
Какое место занимает пассажир?
Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
3. Определите, что объединяет изображения.
Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.
О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.
4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:
Где находится Литературный квартал?
Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?
Как называется мероприятие?
Найди способы доехать до Литературного квартала.
Как попасть на городской праздник книги и чтения?
Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?
Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?
Какой вид текста перед нами?
Докажите, что данный текст – это комикс?
Чему обрадовался котенок?
Как ты думаешь почему?
Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
– обучать интепретации текста.
Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.
1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).
2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.
Комментарии
Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020
Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020
Нелинейный текст в деятельности журналиста
Особой привлекательностью для журналистов обладают гипертекстовые возможности интернет-изданий. На наш взгляд, данный технологический аспект представления текста недостаточно изучен, как с точки зрения его возможностей для журналистского творчества, так и с точки зрения его воздействия на потребителя информации.
Авторы пособия «Интернет-журналистика» приводят несколько определений гипертекста. Приведем некоторые из них: «Гипертекст- это текст, связанный ссылками с другими текстами. Гипертекст – текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста – это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря» (Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005. С. 182)
Если говорить о возможностях журналистского использования гипертекста, то, прежде всего, надо обратить внимание на его гибкую пространственную структуру, позволяющую формировать не традиционно линейный текст, а некую вероятностную и многоуровневую модель текста. Кроме того, сетевой автор имеет возможность быть более информативным и разнообразным в своих материалах, поскольку на собственный его текст, благодаря ссылкам, может наслаиваться целый калейдоскоп мультимедийных ресурсов.
С другой стороны, нельзя не учитывать особенности воздействия гипертекста на массового потребителя информации. Чрезвычайно существенно, что гипертекст дает возможность читателю самостоятельно управлять смысловыми блоками. Здесь можно обратить внимание на новые поведенческие особенности: потребитель, работая с гипертекстовыми ссылками, находится в постоянном поиске новой информации и ожидании пусть небольших, но открытий. Изменяются и психологические основы восприятия текста: сетевой читатель вынужден держать в памяти все отсылочные фрагменты (в том числе аудио- и видеоинформации), а также уметь быстро и точно отбирать только те ссылки, которые ему необходимо открывать в данный момент с учетом его информационных предпочтений.
Сегодняшние технические возможности отечественных потребителей сетевой информации, а в некоторых случаях интернет-провайдеров и владельцев крупных интернет-сайтов, не позволяют в полной мере раскрыть огромный творческий потенциал технологий гипермедиа, которые объединяют гипертекст и мультимедийные ресурсы. Однако темпы технического прогресса вселяют уверенность, что все новые возможности будут максимально использованы интернет-журналистами в ближайшие годы.
Илья Викторович Зиновьев
«СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЖУРНАЛИСТА»