Что такое опорные слова в тексте 3 класс

Опорные слова

Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть картинку Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Картинка про Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс

Опорные слова в тексте — это:

При наличии только перечня опорных слов можно понять, о чем повествует текст. А зная ещё и общее действие в тексте, можно воссоздать его полностью.

Например, сказка «Волк и семеро козлят» будет иметь следующие опорные слова:

Или, наоборот, имея опорные слова:

Можно сделать вывод, что они относятся к произведению Н. Носова «Он живой и светится».

Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:

Таким образом, при прослушивании текста необходимо его разделить на небольшие части, в каждой из которой следует выделить опорные слова.

Пример написания изложения с помощью опорных слов по произведению Н. Носова «Огурцы»:

При написании сочинения на основе предоставленных опорных слов нужно:

Пример написания сочинения по картине художника К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень.» с помощью опорных слов: окраина деревни, порог весны, снежная поляна, зимний сон, деревенский дом, поленница дров, зелёные ели, зимние забавы, кататься на лыжах, пропитана светом, февральский полдень, весна совсем близко.

«На картине «Конец зимы. Полдень.» художник К. Ф. Юон запечатлел окраину деревни на пороге весны. Вся снежная поляна и овраг залиты солнечным светом. Холмы, поросшие густым лесом, постепенно пробуждаются от зимнего сна.

Справа на картине изображён обычный деревенский дом с забором. Возле входа хозяева заготовили поленницу дров для топки печи.

Слева на картине изображены зелёные ели и уже видны кое-где проталины. Но дети ещё не отказываются от зимних забав. Мы видим ребят, которые радостно катаются на лыжах.

Картина полностью пропитана светом. Так бывает только в февральский полдень, когда весна уже совсем близко.»

Опираясь на предоставленные ключевые слова, была определена основная мысль и главные микротемы текста. А также выстроена логическая цепочка описания, а в конце предоставлен вывод с использованием опорного слова.

Источник

Опорные слова

Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть картинку Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Картинка про Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть картинку Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Картинка про Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс

Всего получено оценок: 127.

Всего получено оценок: 127.

Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.

Определение

Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.

Опорные слова часто называют ключевыми словами.

Функции

Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.

Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.

Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.

Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.

Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.

Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.

Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.

Примеры

Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.

Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».

Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Смотреть картинку Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Картинка про Что такое опорные слова в тексте 3 класс. Фото Что такое опорные слова в тексте 3 класс

Что мы узнали?

Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Раздел: «Текст. Предложение? Словосочетание» (Текст)

Тема: Как построить текст? Какие бывают тексты

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением.

Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием.

Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): текст, тема текста, главная мысль текста, текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11-14.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5-7.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4-6.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Текст – это устное или письменное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём рассказывается в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Прочитаем тексты. Определим их тему и главную мысль.

Как красиво осенью в лесу! Берёзка одела жёлтый сарафанчик. Дуб обрядился в зелёный кафтан. Под ногами пёстрый разноцветный ковёр.

В этом тексте рассказывается об осени. Значит, тема текста – осень. Главное, что хотел сказать автор, ‒ осенью в лесу красиво.

Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, является текстом – рассуждением. К этому тексту можно задать вопрос почему, зачем? В тексте рассуждении, обычно, три части. Вступление, в котором задаётся вопрос или утверждается что-либо. Основная часть, в которой даётся ответ на поставленный вопрос (доказательство). Заключение – вывод или подтверждение того, что было сказано.

Прочитаем. Докажем, что этот текст является рассуждением.

У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, определяют, что эти предметы есть, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мышки и то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.

Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы? В нём три части: в первой части – задаётся вопрос; во второй – ответ на поставленный вопрос; в третьей – вывод. Это текст – рассуждение.

Прочитаем текст. О чём или о ком рассказывается в тексте?

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем.

В этом тексте рассказывается о собаке, которая переходила через реку и уронила кусок мяса. В основе рассказа – событие, поступок. В тексте много действий: шла, несла, увидела, подумала, бросила, кинулась, осталась. Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, является текстом – повествованием. К этому тексту можно задать вопросы: что случилось? что произошло? На основе текста можно представить несколько последовательных картин.

Прочитаем. О чём рассказывается в тексте?

Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

В этом тексте рассказывается о подснежнике. Слова, которые использовал автор текста (чистый, свежий, пахнущий весной, ослепительная белизна, хрупкий) помогают представить этот цветок. Текст, в котором описывается предмет или явление, является текстом – описанием. К этому тексту можно задать вопрос: какой? На основе текста можно представить только одну картинку.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 3. Базовый уровень сложности.

Раскрасьте одним цветом тип текста и его признаки.

Источник

Конспект урока по родному русскому языку на тему «Тема текста. Опорные слова» 3 кл.

Конспект урока по родному русскому языку на тему «Тема текста. Опорные слова» 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному русскому языку на тему «Тема текста. Опорные слова» 3 кл.»

Конспект урока родного русского языка в 3 классе

Выполнила: учитель русского языка и литературы Фаизова Люция Рафитовна

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: Тема текста. Опорные слова

Цель: Сформировать умения выделять опорные (ключевые) слова в тексте

Образовательные: вырабатывать умение выделять опорные (ключевые) слова в тексте; уметь по опорным словам определять тему текста; уметь на основе опорных слов составлять текст.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности; развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности; формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

Тип урока: Введение новой темы

Проверка домашнего задания.

Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте, то формулируем основную мысль текста.

В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.

Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.

Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1) Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)

-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова? (по ним можно легко узнать сказку).

Коза, козлята, волк, кузнец, съел.

Муха, денежка базар, самовар, паук, комар.

– О чем вам говорят эти слова? (Слова первой строчки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строчки из сказки «Муха-Цокотуха»)

— Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)

— Как еще называются опорные слова (Ключевые, главные).

1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел. (Русская народная сказка « Волк и 7 козлят»)

2. Дед, баба, курочка, мышка, яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

3. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар. (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»).

— Как вы угадывали сказки? (Помогали главные слова из сказок)

— Эти слова называются опорными.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.

Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.

Подберите слова к теме «Магазин», «Библиотека», «Весна», «Школа», «Семья».

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.

Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.

Прочитайте предложения. Вам будет необходимо выписать номера предложений, которые соответствуют теме «Весна».

1. Солнышко греет все сильнее и сильнее.

2. Здравствуй, пушистый снег!

3. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам.

4. Там грачи свили свои гнёзда.

5. Мы собрали большой урожай яблок.

6. Стайка грачей промчалась к роще.

Вспомните, что такое опорные слова. Перед вами опорные слова на разные темы. Выберите и выпишите только те, которые подходят к теме «Урок».

пишут зима звонок учебники решать

играть доска старается веселятся в тетрадке

мороз солнце правило обсуждают обед

Прочитайте текст. Определите тему. Выпишите из данного текста опорные слова.

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

Источник

Тема текста. Опорные слова

Просмотр содержимого документа
«Тема текста. Опорные слова»

Тема урока: Тема текста. Опорные слова

Цель: Сформировать умения выделять опорные (ключевые) слова в тексте

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты: предметные: вырабатывать умение выделять опорные (ключевые) слова в тексте; уметь по опорным словам определять тему текста; уметь на основе опорных слов составлять текст.

Метапредметные ууд: развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности; развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности; формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные: воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения.

Проверка домашнего задания.

Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте, то формулируем основную мысль текста.

В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.

Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.

Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1) Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)

-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова? (по ним можно легко узнать сказку).

Коза, козлята, волк, кузнец, съел.

Муха, денежка базар, самовар, паук, комар.

– О чем вам говорят эти слова? (Слова первой строчки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строчки из сказки «Муха-Цокотуха»)

— Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)

— Как еще называются опорные слова (Ключевые, главные).

1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел. (Русская народная сказка « Волк и 7 козлят»)

2. Дед, баба, курочка, мышка, яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

3. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар. (К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»).

— Как вы угадывали сказки? (Помогали главные слова из сказок)

— Эти слова называются опорными.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.

Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.

Подберите слова к теме «Магазин», «Библиотека», «Весна», «Школа», «Семья».

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, придумайте заголовок.

Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.

Прочитайте предложения. Вам будет необходимо выписать номера предложений, которые соответствуют теме «Весна».

1. Солнышко греет все сильнее и сильнее.

2. Здравствуй, пушистый снег!

3. Воробьи и ласточки рады его тёплым лучам.

4. Там грачи свили свои гнёзда.

5. Мы собрали большой урожай яблок.

6. Стайка грачей промчалась к роще.

Вспомните, что такое опорные слова. Перед вами опорные слова на разные темы. Выберите и выпишите только те, которые подходят к теме «Урок».

пишут зима звонок учебники решать

играть доска старается веселятся в тетрадке

мороз солнце правило обсуждают обед

Прочитайте текст. Определите тему. Выпишите из данного текста опорные слова.

Молчалив зимний лес. Тихо и в полях, покрытых сплошной снежной пеленой. Кажется, природа навсегда погрузилась в сон.

Но дни становятся длиннее. Сильнее пригревает солнышко. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

В ясный мартовский день, когда на крышах начнет подтаивать снег и зазвучит первая капель, в парке послышится веселый голос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *