Что такое основные признаки текста 6 класс
Основные признаки текста
Текст является основной единицей языка. Он включает в свой состав предложения, слова и словосочетания. Ему присущи свои признаки, которые делают его отличительным от других единиц. Текст также имеет ряд дополнительных признаков.
Из каких элементов состоит текст
Текст является важной единицей в языке, в произведении. Он объединяет мельчайшие единицы языка и состоит из знаков, которые связаны между собой. В тексте имеется мысль, он оформлен и обладает законченностью.
Все части взаимосвязаны, имеет чёткую структуру. В его состав входят
Элементы текста объедены темой, целью. Для того, чтобы определить текст, необходимо знать его признаки. Каждый текст обладает определённой направленностью – научной, художественной, публицистической, официально-деловой.
Признаки текста
Завершенная мысль
Этот признак текста предполагает, что мысль полностью раскрыта. Читателю становится понятно, о чём рассказывается в произведении. Он воспринимает и понимает то, что прочитал. Информация легко усваивается. Должна наблюдаться связь между темой и содержанием.
Связный текст
Такой признак заключается в чёткой последовательности, логической связности. Всё предполагает развитие общей направленности текста. Предложения построены правильно. Одна мысль вытекает из другой. Каждое предложение дополняет следующее. Оформление происходит при помощи основных средств языка, синтаксических, грамматических, орфографических, лексических норм. Для связи предложений используются союзы и союзные слова, параллельная и цепная связь.
Единство стилей
Любой текст должен быть построен в определённом стиле. От этого зависит и выбор различных средств языка. В разговорном стиле используются простые предложения, в научном – сложные.
Целостность
К этому признаку относится и завершённость, и связность, и стилевое единство. Если в тексте найдено всего 2 признака, то его нельзя будет считать текстом до тех пор, пока не будут учтены все требования.
Членимость и автономия
Это тоже важные признаки. Членимость предполагает, что текст объединён одной мыслью. Он имеет чёткую структуру, включает в свой состав предложения. Автономность заключается в наличии у текста начала и конца. Должна присутствовать завершённость и информативность.
Стили
Публицистический стиль
Публицистический стиль принято считать стилем средств массовой информации. Его основной задачей является воздействие на читателя. Признаками публицистического стиля является лаконичность, образность, призыв к действию.
Научный стиль
Научный стиль используется в научной сфере. Он применяется при написании научных работ: дипломов, диссертаций, статей, монографий. Основными его признаками является использование терминологии, тезисов. Доклады, публичные выступления тоже относятся к этому стилю, если они обладают основными признаками научного стиля.
Художественный и разговорный стили
К художественному стилю относится стиль художественной литературы. Он характеризуется наличием экспрессивной лексики. В его составе изобилуют эмоциональные слова, художественно-изобразительные средства языка.
Разговорный стиль используется в устной речи. Его отличительным признаком является использование простых предложений, общеупотребительной лексики, повторов.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль – это стиль делового общения. Он охватывает документы. Используется в разных сферах. К нему относятся заявления, протоколы, записки установленного образца. Ему свойственна лаконичность, использование штампов, стандартов.
Выводы
Нами были рассмотрены основные признаки текста. Среди них следует выделить связность, логичность, стилевое единство и завершённость. Если какой-то признак отсутствует, то, значит, фрагмент нельзя считать тексом. Следует также выделять особенности текста, по которым определяется его стилевое единство.
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Основные признаки текста
Урок 2 0. Основные признаки текста
Цели: познакомить с основными признаками текста; разви вать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационньп навыки.
Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных призю ков, работать в парах.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)
— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вот мнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, ка можно работать с текстом, каковы признаки текста.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)
Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением.
Комментарии
Это шуточное стихотворение построено как краткое и математически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: пред-иожения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бутерброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста при-цают ему завершённость. Ключевые слова (математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.
2. Упр. 82 — выразительное чтение текста, обсуждение.
VI. Подведение итогов урока
Расскажите о тексте по схеме.
Каковы отличительные черты, признаки текста? (Члени-мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ » Текст. Основные признаки текста»
17.11.14 г. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Тема: Текст. Основные признаки текста
Цели 1. Уточнение и обобщение знаний о признаках текста.
2. Формирование умения определять тему, главную мысль текста, тип речи.
3. Обогащение и активизация словарного запаса.4.Воспитание любви к русскому языку.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Орфографическая пятиминутка.
Слуховой выборочный диктант.
Записать только те сочетания, в которых встречаются:
I вариант: неопределённые местоимения;
II вариант: имена прилагательные.
Участвовал в полярной экспедиции, кто-то причудливо разрисовал стёкла окон, сотворил нечто удивительное, наслаждаться свежим утренним воздухом, портрет обаятельной девочки, кое в чём ошибался, расспрашивал о чём-то.
На доске записаны слова : устный, блестеть, Кремль, рассвет, лестница.
– Подчеркните орфограммы в них, и у вас получится слово, которое
будет ключевым на уроке.
– Запишите тему в тетради.
IV. . Обобщение и систематизация изученного.
Актуализация изученного о тексте.
1. Работа по вопросам в учебнике: § 19, рубрика «Вспоминаем то, что знаем».
С опорой на таблицу ученики составляют систему вопросов, которые помогут повторить тему «Текст».
Особое внимание учитель уделяет основным понятиям текста (тема, микротема, абзац, заголовок, основная мысль, ключевые слова).
– Как вы понимаете, что такое речь?
– Когда говорим о развитии речи?
– Чем отличается тема от основной мысли?
– Как выделяются микротемы?
– Как можно дать заглавие тексту? С чем это связано?
– Составьте небольшой рассказ «Что мне интересно при работе над текстом?», используя информацию, полученную из таблицы.
2. Упр. 173 – работа над типами и структурными частями текста.
Работа над таблицей в технологии продуктивного чтения: а) ознакомительное чтение: определение структуры таблицы (название столбцов, деление внутри столбцов, нумерация), выявление ключевых слов; б) изучающее чтение: определение основных понятий, связь и различие между ними, анализ отдельных признаков и т.п.
– Сколько частей выделяется в каждом тексте?
– Как вы понимаете, что такое завязка, кульминация, развязка?
– Подчеркните ключевые слова каждой части описания как типа речи.
– Что такое тезис, аргументы? Для какого типа речи они характерны?
– Как вы понимаете, что такое причинно-следственные отношения?
– Какой тип речи, на ваш взгляд, чаще всего встречается в разговорном, научном (учебно-научном), художественном стиле?
Составление на основе таблицы рассказа в учебно-научном стиле на тему «Типы речи».
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
1. Упр. 174 – развивается умение определять тему и главную мысль текста.
Наблюдение над признаками и особенностями текста на примере упр. 163 с опорой на таблицы «Основные речеведческие понятия» и «Типы речи».
2. Упр. 181 (осложнённое списывание) – развивается умение устной
и письменной речи: анализировать текст по плану (без п. 12), правильно оформлять его на письме.
3. Выборочный слуховой диктант.
Учитель читает текст, учащиеся определяют, в какой его части
содержится описание собаки, записывают под диктовку выделенные
В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого
памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек
от гибели. Во время спасения сорок первого – погиб». Как же это произошло?
Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовёт на помощь людей.
Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, достал револьвер и выстрелил.
История сенбернара взволновала весь мир, и люди поставили собаке по кличке Барри памятник в Париже.
– Запишите ключевые слова урока. ( Текст, признаки текста,
– Как бы вы оценили свою работу на уроке: всё ли усвоено, какие трудности встретились, что особенно заинтересовало?
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение (на основе алгоритма самооценки).
– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
VIII. Домашнее задание.
а) составить словарный самодиктант (10–12 слов);
б) подобрать небольшой интересный текст, проанализировать его с
опорой на таблицы в § 19.
Самоанализ урока русского языка, проведенного в 6 классе
Тема урока: Текст. Основные признаки текста.
Урок на тему « Текст. Основные признаки текста» посвящён повторению и закреплению темы «Текст»
Ученики повторили и закрепили полученные ранее знания и умения по этой теме.
Использованные формы работы позволили воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.
При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:
— стремление самостоятельно оценивать свои знания на каждом этапе урока, готовность к рефлексии;
— потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
В начале урока четко и конкретно были сформулированы цели. Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности.
Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа, через необходимость самостоятельно делать выводы.
Воспитательная цель реализовывалась через подбор дидактического материала, организацию ситуации успеха и творчества.
На данном уроке главной для меня была задача, связанная с ответственностью понимания социальной значимости учения. Решение этой задачи прослеживалось на всех этапах урока.
В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся вспоминали и проговаривали правила, изученные ранее. Обогащение словарного запаса осуществлялось во время проведения словарной работы.
Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: чтение, письмо, слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Анализируемый урок отличает логическое единство и стройность. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии».
На уроке сочеталось несколько методов обучения.
Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды, позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности.
Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, групповая, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная, групповая формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном выборе практической деятельности.
На анализируемом уроке наблюдался хороший темп работы. Это связано с тем, что класс работоспособный, почти ровный по знаниям.
Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).
Все цели были реализованы, запланированная работа выполнена.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме «Текст. Признаки текста». 6-й класс
Класс: 6
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
2. Актуализация знаний
Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли)
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений. Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста. Итак, цель нашей работы – выявить основные признаки, свойства текста.и прийти к концу урока от анализа чужого текста к созданию собственного.
3. Терминологический диктант
Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
2 задание. Сегодня вы работаете в группах.Для этого нужно помнить правила работы в группе.слайд.
У вас на столах распечатки.Вам следует ответиь на вопросы. (Слайд)
Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.
Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст.
Заполняем по ходу урока таблицу. Признаки текста.
На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями т.е. цельность, связность текста. (Композиция)
По какому принципу вы разделили на абзацы?
Что такое абзац? Слайд
1) красная строка, отступ в начале строки;
2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.
Обратимся к словарю.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.
Что такое микротема?
Запись в таблице признаки текста: абзац, микротема.
О чем этот текст? Какова его тема?
Вот тезисный конспект работы:
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):
— Осень, сентябрь, денечек (время года).
— Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).
— Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).
— Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).
3. Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок “Бабье лето в тайге” соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок “Таежная красота увядания”, соотносящийся с основной мыслью текста.
4. Какие вы знаете стили речи? Слайд.Ответы учеников. Художественный стиль текста: доказательства.
— Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).
Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.
— Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
— Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.
5. Тип речи – описание: доказательства:
— описан 1 факт (осень в тайге);
— этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).
Посмотрим на свою таблицу “Признаки текста”. Перечислите их. Слайд появляются по очереди слова.
Насколько вы поняли новый материал, нам поможет.
Этап усвоения и закрепления нового материала
Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика).
Учитель | Ученик |
Текст состоит из предложений К тексту нельзя придумать заглавие Все предложения в тексте имеют границы Предложения в тексте не имеют определенной последовательности В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится Текст можно разделить на части Каждая часть текста записывается с красной строки | + — + — + + + + |
Сегодня мы обращались к тексту об осени, но окном зима, снег и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста. Приложение
Задание. Создать текст в указанном стиле и типе