Что такое оценка текста
Критерии оценки текста
Советы для тех, кто пишет или заказывает тексты для сайта
Польза
Текст должен отражать потребности целевой аудитории, отвечать на возможные вопросы, предлагать решения проблем.
Для того чтобы реализовать этот принцип, нужно изучить целевую аудиторию, знать ее “болевые точки” и то, как именно продукт, о котором вы пишете, решает задачи, стоящие перед потенциальным клиентом.
Иногда элементарной вежливости достаточно, чтобы доступно, а значит полезно, рассказать о предлагаемой услуге или товаре. А дальше сам товар (его изображение, опыт и воображение пользователя) или услуга сделают свое дело.
Но текст тексту рознь, и часто автор должен глубоко погрузиться в материал, чтобы написать действительно полезный текст. Например, когда речь идет о статье в блоге, подразумевающей выход к аудитории эксперта в той области, которой посвящен сайт. В этом случае полезность означает, что текст должен иметь цель и отвечать ей. Цели текста бывают разными:
В любом случае цель текста должна отвечать на вопрос: Какую ценность получит читатель? Часто цель отражает заголовок. Например, статья на тему “Как отличить настоящую кубинскую сигару от поддельной” ставит своей целью научить читателя отличать сигары от подделок.
Смысловая целостность
Под смыслом текста принято понимать преображенную в сознании читателя текстовую информацию. Смысловая целостность означает верность автора одной цели (см. выше) и выражается в следующем:
Единство темы
Проявляется в единстве объекта описания или рассуждения. Нужно следить за тем, чтобы не уходить в сторону от выбранной темы.
Например, если вы пишете про сухие смеси, не нужно развивать дополнительно тему штукатурки, т. к. целостность потребует развития и других тем, входящий в тему “сухие смеси”.
Развернутость
Смысловая завершенность
Проявляется в ощущении, что цель автора текста достигнута.
Нельзя в конце текста вводить новую мысль или оставлять мысль незавершенной, только если это не оправдано вашей целью, как, например, в тексте, заставляющем задуматься о какой-то проблеме. В таких текстах часто используется открытый финал.
Но если Вы хотите информировать, убедить, дать инструкцию, концовка должна быть совершенно иной. Последний абзац должен содержать в себе обобщение, вывод, побуждение к действию. Хотя бы такое: Позвоните нам прямо сейчас, и мы обсудим условия оплаты и доставки товара по Москве или в регион.
Связность
Нужно помнить о том, что текст воспринимается линейно, в отличие от смысла, который может прирастать с разных сторон и складываться как кусочки пазла.
Если принцип связности не выдержан, текст разваливается, его восприятие сильно затруднено. Поэтому следует заранее продумать логику развития мысли в тексте и составить план.
Но не всегда читателю очевидно, что вы перешли от частного к общему или что в следующем абзаце содержится пример. Иногда ему следует помочь, используя в тексте вводные слова “действительно”, “однако”, “так”, “во-первых” и т. п. Иначе читатель может запутаться и перестать читать текст или вообще покинуть сайт.
Структурированность
Структурированность должна выступать как внешнее проявление связности. Бредовый текст тоже можно разбить на абзацы и списки, но от этого он не станет логичнее. Но если во внутренне логичном и связном тексте убрать абзацы, подзаголовки и списки, читателю будет труднее его воспринимать.
Важные моменты, на которые следует обратить внимание, могут быть выделены и при помощи других визуальных средств, реализуемых с помощью стилей (врезки, иконки) или даже простого полужирного начертания.
Грамотность
Грамматические ошибки отвлекают от смысла и снижают доверие к сайту. Речевые и логические ошибки вообще препятствуют адекватному пониманию смысла текста.
Нужно помнить, что в сознании читателя грамотность тождественна компетентности, и ошибки или даже опечатки могут подорвать ваш авторитет. Поэтому не торопитесь публиковать текст, не перечитав его несколько раз.
Информационная насыщенность
Текст не должен содержать повторов, информационного мусора, лишенных смысла вводных слов и т. п. После написания текста следует отредактировать его в целях повышения информативности за счет сокращения ненужных речевых средств.
Однако если текст изначально не имеет внятной цели и его написанию не предшествовало серьезное изучение материала, может случится, что после такой “чистки” не останется ровным счетом ничего.
Для примера рассмотрим описание одной из книг, представленных на сайте магазина Озон.
Во втором томе фундаментальной монографии известного австрийского слависта рассматривается поэтическая система русского символизма. Рассмотрен период «младосимволизма», среди основных представителей которого Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Впервые в практике изучения русского символизма предпринимается попытка исчерпывающего описания его художественного мира. По энциклопедическому охвату всех релевантных текстов и всех значимых мотивов монография не имеет себе равных в истории изучения русской литературы.
Выражение “известный австрийский славист” также не содержит в данном контексте новой информации, т. к. речь идет о научном деятеле, чья известность тем ценнее, чем в более узких кругах она существует.
Третье предложение по смыслу повторяет первое, его можно смело выбросить.
В итоге польза данного текста сводится к информированию читателя о том, что предметом исследования в монографии является творчество младосимволистов: Иванова, Блока, Белого. Но чтобы получить эту информацию, автору достаточно было открыть страницу с оглавлением.