Что такое шатуны на горном велосипеде

Шатуны для велосипеда: выбор для классических и нестандартных моделей

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Велосипед – единый механизм, в котором все взаимосвязано, начиная от колес и цепи, заканчивая рулем, седлом и таким незаменимым элементом как шатуны для велосипеда.

Именно на эти детали приходится большая часть нагрузки, во время каденса, а также появляется возможность превращать возвратно-поступательное движение в скорость.

Конечно же, этот элемент байка изготавливается из высокопрочных материалов, что обеспечивает практически «не убиваемую» надежность, но, тем не менее, требующую определенного ухода и правильного подбора.

Как выбрать шатун на велосипед и пойдет речь в нашем материале, а также о видах и вариантах крепления, которые предоставляет магазин велосипедов.

Что такое шатуны для велосипеда?

Это система рычагов, устанавливаемых на вал каретки, к которым крепятся педали, благодаря которым, происходит передача давления ног велосипедиста на педали, что и обеспечивает набор скорости.

3 типа шатунов

Существует три вида систем, каждая из которых имеет свои преимущества, начиная от цены, заканчивая надежностью или простотой в обслуживании.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Односоставная система шатунов для велосипеда. Этот тип представляет собой единую деталь, сочетающую и вал каретки, и оба шатуна. Несмотря на то, что конструкция считается устаревшей, она до сих пор применяется на бюджетных велосипедах, а также вариантах для детей.

Из минусов стоит отметить только относительное увеличение веса, но при этом односоставная система не требовательна в обслуживании, надежна, прочна и имеет довольно приличную жесткость. Но и на этом плюсы не окончены, так как конструкция полностью литая, то и специнструменты для разборки не требуются.

Двухсоставная система. Этот вид появился несколько десятков лет назад и даже относился к забытым и устаревшим, но в наше время все больше велосипедов оснащаются именно двухсоставной системой.

Этот тип представляет собой систему когда правый шатун «впрессован» во втулку со звездочкой и, по сути, является единой деталью, а левый крепится при помощи стягивающих болтов.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Трехсоставная система. Здесь все просто. Есть вал каретки, есть два шатуна, которые крепятся между собой при помощи системы болтов. Другими словами, все составляющие можно разобрать, перебрать и вновь установить.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Размеры и материал изготовления

Размеры шатунов велосипеда выпускают различной длины, максимально подходящей не только размеру рамы, но и длине ног велосипедиста. Неправильно подобранная длина, может привести к тому, что при поворотах может произойти зацеп о поверхность дорожного полотна или за бордюр.

Также длина шатуна влияет и на каденс. К примеру, короткий шатун трудней «раскачать», но в дальнейшем, если вы любитель дальних покатушек по затяжной прямой, намного легче поддерживать скорость.

С более длинными вариантами происходит в точности до наоборот, хотя, если вы не профи и катаете в удовольствие особую разницу вы вряд ли почувствуете.

Производители дают возможность купить шатун длиной 15-18, 5 сантиметров, но и на этом выбор рычагов педалей не останавливается, так как необходимо подобрать и компонентные сплавы, из которых производят деталь.

Каждый из материалов имеет свои преимущества и недостатки, но в целом они полностью соответствуют требованиям качества. Эти четыре материала, отличает, конечно же, цена и вес и тут уж решение будет зависеть от требований, финансовых возможностей и назначения.

Более дешевые модели велосипедов оснащаются цельнометаллическими стальными шатунами, а на дорогие модели, где необходимо максимальное снижение веса устанавливают не только карбоновые или титановые варианты, но и делают их полыми.

4 способа крепления на валу каретки

Замена шатунов

Хотя шатуны не рекомендуется трогать, так как эта часть велосипеда отличается высокими показателями надежности, в качестве профилактики, а также понимания устройства все-таки сделать это придется.

Тем более, что эту процедуру иногда приходится осуществлять по причине замены износившихся со временем звезд или для затягивания, которое будет более эффективным при полном демонтаже.

Как снять шатуны с велосипеда?

После установки системы обратно, необходимо еще раз убедиться что, стягивающие элементы надежно зафиксированы, во избежание люфта во время поездок.

Выбор шатунов для роторной системы

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Еще один вид шатунов, который может заинтересовать велосипедистов, не стесненных финансовыми средствами и стремящихся усовершенствовать скоростные показатели – это так называемая роторная система.

В отличие от стандартной системы крепления, где они расположены по отношению друг к другу на 180 градусов, в роторной системе шатуны расположены со смещением угла. По данным исследований возрастает не только мощность возвратно-поступательного движения, но и снижается травмоопасность в коленном суставе.

Выбор шатунов для эллиптической системы

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Об этой системе было известно еще в конце 19-го века, когда проводились эксперименты по изменению форм звезд со стандартного круга, на эллипс.

Неподготовленному велосипедисту будет несколько странно увидеть столь необычную форму, но для применения эллипсовидных звезд есть вполне оправданные объяснения.

Дело в том, что такая форма снижает нагрузку при подъемах в гору, а также педалировании с невысоким каденсом в сочетании с высокими передачами.

Выбор шатуна на основе Q-фактор

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Ну, и в завершении осталось упомянуть еще одну систему шатунов, в основе которой лежит Q-фактор.

Буквой Q обозначается расстояние между шатунами. Дело в том, что выясняя, какие шатуны выбрать для велосипеда, стоит помнить и о нагрузке на ноги, а точнее коленные суставы, которые не рассчитаны на длительные нагрузки.

В идеале, чтобы суставы ног, работали в одной плоскости с рамой велосипеда и для этого стоит правильно подобрать необходимый показатель Q.

Источник

Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепления

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипедеШатуны передают мышечные усилия колесам байка, то есть участвуют в его движении при кручении педалей.

Для проведения ремонта или технического обслуживания шатуны необходимо время от времени снимать, а затем монтировать на место.

Многих байкеров интересует вопрос: как крепятся шатуны на велосипед? Есть несколько систем крепежа. Именно о них мы поговорим в нашей статье.

Шатуны велосипеда: особенности системы и виды крепления

Технические характеристики

Работа с шатунами осложняется тем, что существует множество стандартов и разновидностей конструкции и крепления. Недорогие байки обычно имеют шлицевое крепление или крепление под квадрат. Байки среднего уровня могут иметь шатуны, оснащенные встроенными осями. Давайте рассмотрим все виды креплений подробнее.

Клиновидный штифт

Это — стандарт, применяемый на самый старых велосипедах. Шатун такой конструкции монтируется на ось каретки. Каретка обладает особой усеченной цилиндрической секцией, куда вкладывается металлический штифт. Этот тип крепления шатунов массово использовался в велосипедах, выпущенных во времена СССР.

Под квадрат

Клиновидный штифт со временем был заменен системой под квадрат. Посадочное место в кареточной оси здесь имеет квадратную форму. Шатун, соответственно, имеет квадратное отверстие. При соединении деталей фиксация производится путем закручивания винта. Соединение при этом получается крепким и надежным: такие шатуны практически не изнашиваются при эксплуатации.

Шлицевые соединения

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Принцип крепления здесь напоминает предыдущий, разница лишь в том, что посадочное место не квадратной, а более сложной формы. Такая конструкция позволяет шатунам выдерживать большие нагрузки. Крепление необычайно долговечно и хорошо показало себя в эксплуатации.

Как пример популярных моделей этого вида можно привести Shimano Octalink V2. Их оппонент из США, бренд SRAM популяризирует ISIS, вид крепления, разработанный самой компанией.

Системы со встроенной осью

Инженеры разработали и литой стандарт, повышающий жесткость и улучшающий эффективность передачи усилия. Шатуны здесь соединены с осью. Такой способ крепления позволяет увеличить площадь для расположения подшипников, минимизировать расстояние между шатунами и рамой.

Стандарты производителей

Компания Shimano использует в своих механизмах технологию Hollowtech. Особенностями конструкции является наличие полых рычагов с облегченным весом. Механизм облагает большой жесткостью. Доработанная система Hollowtech II объединяет правый шатун и ось. Стоит отметить, что шатуны нижнего ценового сегмента компании, такие как Deore, не имеют облегченных элементов, полых внутри. Их модификация называется Shimano 2-Piece-Crankset.

Truvativ — GXP i Howitzer

Всемирно известный бренд Truvativ разработал стандарт системы, имеющий встроенную ось: GXP. Механизм схож с креплением Hollowtech. Отличается он лишь типом шлица правого рычага и тем, что шатуны производятся из уникального сплава OCT. Механизм отличается легкостью и прочностью.

Еще один стандарт от Truvativ носит название Howitzer. Здесь используются особые подшипники, имеющие большой диаметр. Это обеспечено смещением подшипников к внешней части каретки. Такие шатуны совмещают в себе жесткость стандарта GXP со стабильностью и малым износом ISIS технологии.

Power-Torque и Ultra Torque от Campagnolо

Бренд Campagnolo разработал два вида стандарта: Ultra Torque и Power-Torque.

Последний напоминает Hollowtech и GXP. Преимущество здесь в легкой установке: монтаж шатунов не требует никаких специальных ключей и производится быстро и просто.

Решение Ultra Torque бренда Campagnolo не имеет аналогов. Здесь ось каретки делится на две части. Каждая часть вставляется в шатун. При соединении вместе элементы скручиваются винтом и взаимно блокируют друг друга, создавая надежное сцепление.

X-Type от Race Face

Компания Race Face имеет интегрированные шатуны X-Type. Механизм напоминает Hollowtech II. Отличие лишь в том, что материалом оси является хромомолибденовая сталь. Ось механизма соединена с левым шатуном. Правый шатун оснащен шлицевым крепежом.

MegaExo от компании FSA

Бренд запчастей FSA разработал и продвигает свой стандарт Mega Exo. Механизм также схож с Hollowtech II, ось в конструкции соединена с левым шатуном.

Какое крепление лучше?

Давайте сравним между собой принципы крепления и разберемся, какой и них предпочтительнее.

Тип крепленияПлюсыМинусы
Клин· Недорогой и простой механизм· Низкая надежность соединения
Под квадрат· Универсальная недорогая и удобная конструкция, слабый износ элементов· Невысокая надежность и малая жесткость
Шлиц· Высокая жесткость, длительный срок эксплуатацииНе универсальное крепление
Интегрированное с осью· Высокие показатели жесткости и передачи усилия· Высокая цена, средняя продолжительность эксплуатации

Размеры шатунов

При замене элемента обращайте внимание на длину рычагов шатуна. Стандартное расстояние между осью педали и осью каретки составляет от 165 до 180 мм. Горные велосипеды обычно имеют длину шатунов размером 170 мм. или 175 мм. Профессиональные велосипеды для занятия спортом оснащены шатунами, изготовленными под параметры самого спортсмена и типа соревнования. Длинные шатуны уменьшают каденс и делают конструкцию менее жесткой.

Крепление звездочек

Существуют 4 вида интервалов крепления звезд

Название стандартаКоличество винтовРасстояние
Паук на пять отверстий5110 / 74 мм.
Микро594 / 58 мм.
Стандарт MTB4104 / 64 мм.
Стандарт Шоссе5130 мм.

Важно запомнить, что кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа и уникальными интервалами между отверстиями для крепежа. Это, конечно, усложняет работу с элементами. При покупке новой звезды для замены убедитесь в ее полном совпадении с предыдущей деталью. Замерьте и запишите расстояние между крепежными болтами.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Материал изготовления шатунов

Практически все шатуны изготавливаются из алюминия. Дорогие модели могут использовать невероятное прочное и легкое углеродно-композитное волокно. Также модели высшего сегмента используют алюминиевую ковку. Это повышает жесткость конструкции благодаря улучшению структуры самого материала. Качественные шатуны и звезды изготавливаются с применением числового программного управления. Использование ЧПУ обеспечивает высокий уровень качества готового продукта. Встречаются также модели из стали и карбона.

Шатуны для моделей BMX

Для катания в стиле BMX разработаны особые шатуны, отличающиеся, например, от шатунов горного велосипеда. Примером может служить модель United Supreme v3, изготовленная специально для BMX катания.

Механизмы для такого типа катания имеют нестандартный диаметр каретки. Оси имеют микрошлицы, позволяющие фиксацию рычагов. Звездочка при этом закрепляется при помощи болта. Также встречаются модели с цельной конструкцией обоих шатунов и оси рычага.

Итоги

Мы рассмотрели с вами виды шатунов и основные существующие стандарты. При покупке нового механизма выбирайте модели проверенных велосипедных производителей, подходящие по стандарту для вашего байка.

Источник

Выбор подходящих шатунов для велосипеда

Велосипедист рано или поздно сталкивается с вопросом замены шатуна. Этот вопрос актуален в случае, если деталь поломалась, повредилась либо если требуется замена звёздочек в неразборных конструкциях. Замена шатуна требует от владельца велосипеда базового понимания вопроса. На какие свойства и характеристики нужно обратить особое внимание при покупке детали и как выбрать шатуны для велосипеда?

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Устройство системы крепления

Шатун — это неотъемлемая часть трансмиссии байка, обеспечивает преобразование возвратно-поступательных движений во вращение заднего колеса. С этой деталью соединены звездочки, каретка и рама велосипеда, в отдельности элемент не функционирует. Как правило, у бюджетных велосипедов основная звезда соединяется с правым шатуном в неразборную конструкцию. Более дорогие модели дают возможность отсоединить передние звёздочки от системы в случае необходимости.

Если звёздочки источились и есть необходимость в их замене — вероятнее всего, придётся снимать всю систему, т. к. в большинстве случаев нет возможности устранить проблему точечно. С передними звёздами нужно приобрести соответствующие шатуны, хотя сами они довольно износостойкие. Повредить их можно только в случае аварии. Деталь может изогнуться, переломаться, посадочные места — разноситься.

При покупке этой детали нужно помнить о разновидностях кареток, имеющих разные способы крепежей к валу, поэтому возьмите с собой в магазин образец. Возможно, вы найдёте конструкцию кареточного узла с шатунами в сборке.

Какие материалы используются для шатунов

В зависимости от заявленных требований байку, производители делают шатуны алюминиевыми, стальными, титановыми или карбоновыми. Для достижения поставленных целей производители также совершенствуют и форму этих деталей. Так, снизить вес позволяет сложная форма полой внутри детали, с канавкой снаружи. Кроме того, что облегчённый элемент конструкции делает легче сам велосипед, он позволяет легче раскрутить и достигнуть более быстрого ускорения. При этом пустотелые детали прочные и жёсткие.

Так, шатуны из стали бывают как цельные, так и полые. Цельные детали используют для шоссейников, а вот трубчатые чаще предназначены для горных велосипедов и спортбайков ВМХ для облегчения моделей.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Велосипедная система из алюминия

Детали из алюминия производятся с помощью горячей или холодной ковки. Это усиливает прочные свойства материала и сводит к минимуму поломку. Шатуны из алюминия могут делать полыми для уменьшения веса.

Титан и карбон в изготовлении шатунов встречается реже, обычно для спортивных байков. Это может быть однородная карбоновая деталь либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Сложность технологии сказывается на стоимости байка в сторону увеличения.

Размер имеет значение

При выборе размера шатуна важно учитывать стиль катания, рост велосипедиста и ваши личные предпочтения. Разница даже в 5 мм на каждой детали довольно ощутима.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Левый шатун велосипеда

Длина шатуна велосипеда измеряется от центра оси каретки до центра оси педали и может быть 145–180 мм, с шагом 5 и иногда 2,5 мм. Понятно, что чем выше велосипедист, тем длиннее нужны детали. Но нужно также учитывать размер рамы и стиль езды. Если у вас низкая рама и слишком длинные рычаги, то при малейшей неровности (бордюры, рельсы) вы будете за них цепляться, что приведёт к неудобству.

Ключевой параметр, на который напрямую влияет размер шатуна велосипеда, — каденция. Каденция — это единица измерения скорости оборотов, сколько оборотов может сделать байкер за определённое время. Высокой каденции можно достичь при коротких рычагах, соответственно, длинные рычаги сокращают количество оборотов. Поэтому для гонок лучший выбор — короткие шатуны. И наоборот, для горных велосипедов — длинные.

Выбор размера — личные предпочтения каждого велосипедиста, учитывая стиль езды, рост и поставленные перед байком цели.

Каким способом крепятся шатуны

Разберёмся, какими способами крепят рычаги к оси каретки.

Правильный выбор Q-фактора

Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

Разбираем типы шатунов

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Нестандартная роторная система RS4X

Рассмотрим новейшую конструкцию — роторную систему шатунов для велосипеда RS4X. Принципиальное отличие от стандартных рычагов — расположение со смещением угла на несколько градусов (стандартное закрепление — по одной прямой линии). При стандартном закреплении нога велосипедиста сильно сгибается в колене в верхней точке и это негативно сказывается на коленных суставах, не позволяет велосипедисту применить свою силу в полном объёме.

Роторная система позволяет увеличить КПД за счёт занижения верхней мёртвой точки и исключения провала момента силы. Согласно исследованиям, мощность возрастает на 16%. Эта велосипедная система шатунов довольно дорогая (стоимость около 400 евро), но хороша тем, что облегчает нагрузку на коленные суставы байкера и на сухожилия.

Учитывая особенности шатунов разных систем, размер, материал, вы сможете подобрать для вашего велосипеда наиболее подходящий вариант и покупка оправдает все ваши ожидания.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая. Для того чтобы понимать, какая рама удовлетворит потребности велосипедиста — разберёмся подробно, какой материал будет соответствовать заявленным требованиям.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Как определиться с выбором мотор-колеса для электровелосипеда. На какие факторы обратить внимание при выборе. Преимущества и недостатки разновидностей двигателей мотор-колеса.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Какие ставить на велосипед тормоза: дисковые или ободные — частый вопрос, который волнует многих велосипедистов. Чтобы разобраться с ним, необходимо изучить положительные и отрицательные стороны каждого вида тормозной системы.

Источник

Устройство и разновидности кареток для велосипеда

Введение

Шатуны соединяют педали с осью каретки. Они впрессовываются в ось и сохраняют свое положение благодаря силе затяжки болтов или гаек. Шатуны могут сниматься для обслуживания подшипников каретки или для замены звезд.

Для снятия основных видов трехсоставных систем используются съемники шатунов под «квадрат» и под шлицы.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Оси квадратного сечения выполняются с небольшим скосом или сужением. Такая форма формирует «клин» в квадратном отверстии шатуна. Как правило, он не смазывается. Для того, чтобы шатуны не скрипели, как правило, достаточно крепкой затяжки. Если же шатун скрипит даже при максимальной затяжке, нужно смазать трущиеся поверхности.

Изображение ниже: Стандарт Octalink от Shimano

Изображение ниже: Стандарт ISIS Drive

В отдельных моделях шоссейных и горных велосипедов Shimano используются шатуны с креплением, имеющим восемь шлицов, которое носит название Octalink. В отличие от осей под «квадрат», на осях данного стандарта имеется восемь выступов. Прорези на шатуне входят в выступы на оси. Шатуны крепко удерживаются на оси посредством затяжки болтов.

Ещё один широко применяющийся стандарт — ISIS Drive (сокращение от International Spline Interface Standard — международный стандарт шлицевого соединения). В нем используется десять зубьев отличной от применяемой в стандарте Shimano формы. Ни шатуны, ни оси стандартов ISIS Drive и Octalink не совместимы друг с другом.

Шатуны, входящие в состав «самоизвлекающихся» (разбирающихся с помощью одного ключа) систем, не требуют съемника. Подробнее о том, как обслуживать такие шатуны, читайте в статье «Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем».

Материал шатунов

Материал, из которого изготавливаются шатуны может быть алюминием, сталью, титаном или карбоном. Стальные шатуны могут быть цельными или трубчатыми для уменьшения веса, сохраняя при этом прочность и часто применяются на ВМХ велосипедах, а также очень часто на горных.

Большое распространение имеют алюминиевые шатуны горячей или холодной ковки, которая придаёт дополнительную прочность материалу и уменьшают вероятность поломки. Некоторые алюминиевые шатуны изготавливают путём ковки со стальной вставкой внутри и затем её удалением для уменьшения веса. Карбоновые шатуны изготавливаются либо полностью из карбона, либо с внутренней алюминиевой или титановой вставкой.

Размеры шатунов

Шатуны могут варироваться по длине от 150 до 185 мм, в зависимости от роста велосипедиста. Для взрослых людей диапазон длины шатунов обычно находится в пределах 165 — 177,5 мм. Для людей меньшего роста или с небольшой длиной ног используют более короткие шатуны. Также на выбор шатунов влияют предпочтения отдельных велосипедистов и их размер может отличаться от расчётных.

Длинна шатунов велосипеда влияет на такой показатель, как каденция — количество оборотов, которые велосипедист делает за определённый период времени. При более коротких шатунах каденция возрастает и соответственно уменьшается при длинных. Кроткие шатуны предпочитают трековые гонщики, а на горных велосипедах для снижения каденции используют более длинные.

Способы крепления шатунов

Существуют различные способы крепления шатунов к оси каретки.

1. Клиновидный штифт. Использовались на старых велосипедах, сейчас встречается очень редко.

2. С помощью насадки на квадратную коническую ось каретки.

3. С помощью насадки на гексагональную (шестигранную) коническую ось каретки.

4. Фиксирование с помощью шлицевого соединения.

5. С интегрированной осью. Один из шатунов вместе с осью каретки составляет одно целое. Второй крепиться одним из вышеупомянутых способов.

Одно из последних изобретений — роторная система RS4X, где шатуны расположены не на одной прямой, а со смещением на несколько градусов, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия и решает проблему нагрузки на суставы велосипедиста.

Также читать на эту тему:

Виды шатунов велосипеда по конструкции. В двухсоставной системе шатунов правый шатун, ось и ведущая звезда объединены в одно целое. Левый шатун является отдельной деталью и фиксируется на шлицах оси при помощи клина или стяжного болта. До недавнего времени также считалась устаревшей, но в 2004 году компания Shimano возродила двухсоставную конструкцию и включив в неё…

Роторная система RS4X. Стандартные шатуны располагаются относительно друг друга под углом 180 градусов. При педалировании, когда шатуны находятся перпендикулярно земле происходит ситуация, при котором нога не может передавать момент силы на педаль велосипеда…

Эллиптические звёзды велосипеда. Эксперименты с эллиптическими передними звёздами на велосипеде стали проводить ещё в конце 19-го столетия. Овальная форма звезды позволяет более эффективно осуществлять педалирование и держать ноги в более комфортных условиях. Конструкция предназначена для того, чтобы…

Полые шатуны велосипеда. Полые шатуны изготавливаются при помощи метода холодной ковки Hollowtech. Первыми эту технологию применили в Shimano. Как и в случае с качественными трубами рамы полый шатун может быть прочным и жёстким при малом весе. Наличие внутренней полости на эти показатели не влияет…

Q – фактор. Q – фактор – это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q – фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q – фактор…

Если резьба на оси «прикипела» к шатуну и не снимается

Логичнее попробовать разогреть это место строительным феном или мощным паяльником. При работе с феном нагревайте именно место соединения оси и шатуна и следите за температурой корпуса педали, особенно если она пластиковая.

Разогревать это место открытым огнем точно не стоит.

Типы шатунов велосипеда

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Данная статья призвана помочь определить тип кривошипной (в дальнейшем слово будет опускаться) системы, установленной на вашем велосипеде, и направить на соответствующий материал, где подробно освещен процесс снятия и установки шатунов.

Определение типа системы

Шатуны — это рычаги, соединяющие педали с осью каретки. На шатунах жестко закреплены зубчатые колеса (их ещё называют звездами), которые приводят в движение цепь.

Шатуны могут сниматься для их замены, замены или чистки звезд, обслуживания подшипников каретки. За последние годы конструкции систем заметно усложнились.

Чтобы понять, как обслуживать систему, необходимо знать тип шатунов и подшипников, установленных в велосипеде.

Если вы не знаете, система какого типа у вас установлена, для определения вы можете либо просмотреть видео выше, либо воспользоваться сведениями, изложенными далее.

Самоизвлекающиеся системы

В самоизвлекающихся системах съемник эргономично встроен в шатун. В них используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники.

Однако эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси.

Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется. Самоизвлекающиеся системы могут быть как двух-, так и трехсоставными.

По теме: Снятие и установка шатунов самоизвлекающихся систем

Двусоставные системы с прижимным соединением

Многие двусоставные системы Shimano и некоторые системы FSA оборудованы шатунами с прижимным соединением. В них левый шатун имеет паз, сжимаемый двумя стяжными болтами, а к правому шатуну прикреплена кареточная ось. Системы такого типа оснащены внешними подшипниками и не требуют съемника.

Шатуны системы Campagnolo Power-Torque

В шатунах Power-Torque ось каретки закреплена на правом шатуне. Чтобы получить доступ к подшипникам или демонтировать шатун с правой стороны, необходимо снимать левый шатун.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo Power-Torque

Шатуны системы Campagnolo Ultra-Torque

Ultra-Torque — проприетарный тип системы, используемый компаниями Campagnolo и Fulcrum. В системе данного типа как левый, так и правый шатуны объединены с половинами оси каретки, на конце каждой из которых нарезаны зубцы. Поскольку внешние чашки являются составной частью подшипников, их нельзя отнести к типу встроенных. Более того, подшипники устанавливаются на шатуны.

Со стороны левой чашечки установлена волнистая шайба. Она компенсирует различия ширины кареточного стакана в разных рамах, а также служит эффективным средством регулировки подшипника.

По теме: Снятие и установка шатунов системы Campagnolo Ultra-Torque

Шатуны трехсоставных систем

Они состоят из трех основных частей: левого и правого шатунов, а также оси каретки. Положение оси регулируется посредством установленных на раме подшипников. Для обслуживания подшипников трехсоставных систем необходимо снимать оба шатуна. И на левом, и на правом шатунах имеются стяжные болты.

В трехсоставных системах, как правило, используются два типа соединения: квадратное сечение и шлицевое.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем

Шатуны системы Campagnolo Ultra-Torque

Многие велосипеды для BMX и фристайла оснащены системами особого типа, имеющими 48-шлицевое соединение. Обслуживание подобных систем несколько отличается от обслуживания обычных трехсоставных систем.

По теме: Снятие и установка шатунов трехсоставных систем для BMX

Шатуны односоставных систем

Односоставные системы встречаются на некоторых старых велосипедах марки Schwinn, на детских велосипедах и на велосипедах для BMX. В этих системах шатуны и ось каретки выполнены в виде единого узла.

По теме: Обслуживание односоставной каретки

Правильный выбор Q-фактора

Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов

Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов

Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

Радикальный подход

Если запчасти не прикипели, предыдущие способы помогут снять велосипедные шатуны без съемника. Как можно заметить, варианты довольно элегантные и при правильном подходе не нанесут вреда ни велосипеду, ни вам. Но случается и так, что запчасти очень сильно прикипают. Особенно часто в местах контакта алюминий/сталь или сталь/сталь.

В таком случае поможет болгарка либо дрель. Определенный способ резки назвать сложно, поскольку конструкция рам и системы может быть самая разнообразная. На некоторых велосипедах можно просто отрезать кареточный вал, на некоторых можно попытаться высверлить максимально большое отверстие на месте резьбы, что под действием вибраций поможет разрушить соединение или поломать металл.

Прикипевшее соединение можно разрушить путем перепада температур. Нагрейте головку шатуна, например, горелкой, а затем резко охладите, насколько это возможно. Благодаря физическим свойствам металла есть шанс снять шатуны велосипеда без съемника, как только конструкция остынет.

Вы можете поэкспериментировать, путем комбинирования вышеописанных способов, или же попробовать свой уникальный.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Шатуны представляют собой рычаг, который соединяет педаль и каретку. В механике подобная деталь называется кривошип, но в велосипедной терминологии прижилось именно это название. Почти всегда правый шатун монолитен с пауком, непосредственно на который уже и крепят звезды.

Шатуны для велосипеда передают энергию от педалей к звездам, в связи с чем несут серьезную нагрузку. Их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. Производители выпускают полые или имеющие сложное поперечное сечение шатуны – это уменьшает вес деталей, но сохраняет их прочность.

Два шатуна и блок передних звездочек образуют так называемую систему.

Иногда (чаще на недорогих велосипедах) система выполнена в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при износе звездочек приходится менять всю систему целиком.

При покупке съемника необходимо иметь ввиду, что шатуны для велосипеда имеют три основных стандарта крепления:

Остальные стандарты имеют крайне редкое распространение и их рассматривать нет смысла.

На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов. Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего и среднего ценового диапазона. Этот тип шатунов используется на дорогих горных и шоссейных велосипедах.

Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун. Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник.

Каретка OCTALINK (кликните на изображение для увеличения)

Шатуны для оси квадратного сечения

Шатуны квадратного сечения (или традиционной формы) используются на велосипедах среднего ценового диапазона (для SHIMANO — на оборудовании DEORE, ALIVIO, ACERA). Хотя на новом оборудовании этих классов начали применять OCTALINK. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения.

Шатуны притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм. На винт надет пластмассовый пыльник. Для установки таких шатунов нужен только шестигранный ключ на 8 (лучше с длинной рукояткой).

Шатуны для оси квадратного сечения (кликните на изображение для увеличения)

Система шлицевого соединения шатунов с осью каретки, разработанная в противовес системе Octalink. В отличие от формы шлицов Octalink, запатентованной Shimano, ISIS имеет более простую и технологичную форму (сплайн) посадочных шлицов, применяемую многими производителями шатунов и кареток.

Каретка ISIS (кликните на изображение для увеличения)

Также существуют шатуны, притянутые болтом

Этот тип шатунов используется на недорогих велосипедах. На каретках такого типа концы оси каретки имеют также квадратные сечения.

Шатуны притягиваются болтом, который вворачивается в ось. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14. Конец оси каретки закрывается пластмассовым пыльником.

Для установки и снятия таких шатунов потребуется съемник и разводной гаечный ключ.

Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO (в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой.

Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм).

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для регулировки или замены каретки. Нужно следить за правильной затяжкой педалей и крепления к валу каретки, ослабшее соединение может привести к срыванию резьбы или деформации гнезда под каретку.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в разные стороны под прямыми углами толстый металлический пруток. Такая система шатунов применялась на первых велосипедах. В настоящее время её можно увидеть на BMX и детских велосипедах.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипедеТакая цельная деталь имеет лишний вес, зато очень проста и надёжна

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, а также намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае лишь левый рычаг является отдельной деталью, которая фиксируется на свободном конце вала.

До недавнего времени такой способ сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на заводах Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками большого диаметра. Другие производители деталей для велосипедов поддержали идею возрождения системы двухсоставных шатунов.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипедеДвухсоставные шатуны отдельно от картриджной каретки

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодняшний день, у которой возможно заменить ведущие звездочки отдельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, отдельно вал каретки и передние звёздочки по одной.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипедеТрёхсоставные шатуны: разобранные и в сборе

Установка шатунов

1. Нанесите смазку или антиприхватный состав на головку и резьбу болта (гайки).

2. На ось квадратного сечения наносить смазку не требуется, в отличие от шлицевых соединений.

В последнем случае поверните ось так, чтобы один из выступов находился в положении «двенадцать часов».

Изображение ниже: Квадратное отверстие и ось квадратного сечения.

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Изображение ниже: Поверните один из выступов до положения «двенадцать часов».

3. Держите правый шатун таким образом, чтобы он находился в положении «шесть часов».

4. Установите правый шатун на правый конец оси. Вверните в ось болт. В «самоизвлекающихся» моделях зубья и шлицы на оси и шатуне в процессе установки должны совместиться.

5. Затяните болт согласно рекомендации производителя.

В зависимости от марки усилие затяжки болта может варьироваться от 34 до 50 Н*м. По возможности используйте динамометрический ключ.

6. Наденьте левый шатун так, чтобы он указывал в сторону, противоположную правому шатуну. Вверните в ось болт и затяните его до упора.

7. Смажьте резьбу на пыльнике (если таковая имеется), и аккуратно установите его.

8. Повторите процедуру с другой стороны.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 — 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

Крепление к валу каретки бывает:

Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть фото Что такое шатуны на горном велосипеде. Смотреть картинку Что такое шатуны на горном велосипеде. Картинка про Что такое шатуны на горном велосипеде. Фото Что такое шатуны на горном велосипеде

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание — по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки — 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Как проверить педаль

Желательно перед каждой поездкой проверять состояние педалей, их затяжку, отсутствие люфта и состояние корпуса. Можно просто ногой встать не нее, а затем, крутанув, посмотреть и послушать, как она крутится на оси. Если нет визуального биения и лишних звуков – все нормально, можно ехать.

Помните, если во время движения педаль выкрутится, сломается или потеряется, вряд ли Вы уже сможете куда-то ехать, да и риск получить при этом травму достаточно велик.

Видео о замене педалей велосипеде.

Велосипедный шатун (педальный рычаг) — знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Системы крепления к каретке

Существует множество вариантов крепления кривошипов к оси каретки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *