Что такое шесхарис в новороссийске
Что такое шесхарис в новороссийске
Перевалочный комплекс «Шесхарис»
Резервуарный парк с резервуарами в количестве 56 шт. общей емкостью 1 188 тыс. м3.
— Для нефти используются 30 резервуаров общей емкостью 820 тыс. м3;
— Для мазута 16 общей емкостью 184 тыс. м3;
— Для дизельного топлива 10 резервуаров общей емкостью 184 м3.
Комплекс включает в себя технологические трубопроводы общей протяженностью более 90 км.
— Крупнейшие в ОАО «АК «Транснефть» очистные сооружения для очистки промышленных стоков, производительностью 700м3/ч.
— Система измерения количества и показателей качества, нефти и нефтепродуктов.
— Комплексную систему пожаротушения.
На сегодняшний день на ПК «Шесхарис» выполняется комплексная реконструкция объектов, запланированная на период 2012-2025гг. данная программа направлена на достижение следующих основных целей:
— повышение экологической и инженерной защищенности объекта;
— замены ЖБР на РВС и увеличение емкости резервуарного парка;
— модернизация существующего и внедрение нового оборудования.
В рамках программы уже реализованы и введены в эксплуатацию такие объекты как:
— 10 резервуаров объемом 20 000 и 30 000 м3;
— Выполнена реконструкция ЖБР в количестве 7 шт;
— Строительство производственно-отопительной котельной площадки «Шесхарис»;
— Введено в эксплуатацию аварийное электроснабжение площадки «Шесхарис» (ДЭС-1600кВА);
— Выполнен демонтаж шламовых карт 8 шт. со строительством резервуаров-накопителей;
— Инженерная защита автодороги «Грушовая – Шесхарис», устройство защитных сооружений.
На сегодняшний день в стадии реализации находятся такие объекты как:
— Строительство 4-х резервуаров РВС-30000 м3 № 25-28;
— Проводиться реконструкция инженерно-технических средств охраны;
— Реконструкция системы пожаротушения;
— Реконструкция системы управления и автоматики.
В стадии завершения находится строительство технологического тоннеля, который представляет собой железобетонную конструкцию круглого сечения диаметром 3,3 метра и протяженностью 3225 метров, соединяющий две производственные площадки «Шесхарис» и «Грушовая».
Внутри тоннеля проложены девять трубопроводов диаметром от 300 до 1200 мм общей протяженностью 29 км предназначенные для перевалки нефти, дизельного топлива, мазута и бензина.
В период с 2015 по 2025 годы, комплексной программой предусмотрено реализовать 37 объектов.
Инженерная защита 13-го и 14-го ущелий предназначенная для исключения возможного подтопления производственной площадки «Шесхарис», в периоды выпадения обильных осадков.
— Будет проведена замена технологических трубопроводов, с прокладкой их в надземном исполнении.
— Проведем замену ЖБР на резервуары типа РВС объемом 20 и 30 тысяч кубический метров.
— Проведем реконструкцию комплекса очистных сооружений и системы сбора сточных вод.
— Выполним инженерную защиту технологических объектов.
— И будем проведена замена узлов учета для нефти и нефтепродуктов в количестве 9 шт.
Комплексная реконструкция перевалочного комплекса «Шесхарис» позволит обновить основные производственные фонды предприятия и достичь следующих основных показателей.
Комплексная реконструкция ПК «Шесхарис» с учетом осуществления строительства продуктопровода проекта «Юг», обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты России, и позволит осуществлять перевалку нефти и различных типов нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) суммарным объемом более 40 млн тонн в год.
«Шесхарис»: 55 лет успешной работы на основе прогрессивных решений
В 2019-м отмечается 55-летие с момента ввода в эксплуатацию нефтебазы «Шесхарис». Это красивая юбилейная дата: как будто сама жизнь ставит пятерки Перевалочному комплексу «Шесхарис», крупнейшему в Европе. АО «Черномортранснефть» – дочернее общество ПАО «Транснефть», в структуру которого входит ПК «Шесхарис», – предлагает небольшой экскурс в историю становления комплекса. Чем был ознаменован далекий 1964 год? Что представляет собой ПК «Шесхарис» сегодня и каковы перспективы его развития?
Знаменательные страницы истории
Новороссийск стал крупным портом по перевалке нефти на экспорт еще в конце XIX века благодаря своему выгодному географическому положению и благоприятным климатическим условиям. Удобная незамерзающая бухта, наличие развитой инфраструктуры, близость к месторождениям нефти юга России и Кавказа и к центру Европы – неудивительно, что здесь развернули деятельность своих предприятий знаменитые братья Нобель и Ротшильды. Именно нефтяные склады братьев Нобель считаются предтечами крупнейшего перевалочного комплекса Европы.
В советские годы значение экспорта нефти для государства было велико – однако в тяжелые годы войны существовавшая здесь нефтебаза, как и другие предприятия города, оказалась разрушена полностью. Новороссийск тогда включили в число 15 старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. А после того как в 1950-е годы объемы добычи и экспорта нефти резко возросли, было принято решение о строительстве крупного нефтеперевалочного комплекса, призванного сохранить за Новороссийском статус важнейшего экспортного нефтяного порта в условиях стремительного развития нефтегазовой промышленности.
Проектирование перевалочного комплекса началось в 1960 году, причем проект находился на личном контроле Никиты Хрущёва.
В 1964-м гигантская стройка на берегу Цемесской бухты по возведению самого крупного в Европе нефтетерминала подошла к очередному рубежу: была создана нефтебаза, названная «Шесхарис» по аналогии с одноименным мысом. Здесь, на территории с отметки 100 метров над уровнем моря до 40 метров, был построен резервуарный парк емкостью 99 тыс. кубометров.
Важной исторической вехой стало 19 октября 1964 года – день, когда у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. Постепенно нефтебаза «Шесхарис» превратилась в крупнейшую экспортную базу России с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.
Параллельно со строительством на Шесхарисе, еще в 1962 году, за Маркотхским хребтом в урочище Грушовая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Одновременно строились автодорога через перевал и тоннель, где предусматривалась прокладка технологических трубопроводов и других коммуникаций, предназначенных для соединения двух объектов в единый производственный организм. Работы проводились в рамках второй очереди строительства комплекса новороссийских нефтебаз.
Путем непрерывного развития
Уже в 1960-е комплекс в Новороссийске стал крупнейшим в Европе и самым мощным в СССР по объемам перевалки.
На нефтебазе «Шесхарис» были применены новые технологии, прогрессивные проектные решения и оборудование. Так, значительно улучшили экологическое состояние Цемесской бухты введенные в эксплуатацию в 1966 году сооружения для очистки сточных производственных и балластных вод танкеров. Планомерно продолжалось наращивание производственных мощностей и эффективности предприятия. Примеров передовых решений можно назвать немало. Так, 1976 год ознаменовался постройкой сооружений для очистки балластных вод методом напорной флотации, а также заменой шлангующих устройств на причалах; в 1978 году специалисты ввели в эксплуатацию нефтепровод для налива судов напрямую из резервуарного парка нефтебазы «Грушовая». В том же году был построен глубоководный причал, введена в эксплуатацию система автоматизированного налива танкеров, налажен учет количества и качества отгружаемой нефти, все причалы оснащены шлангующими устройствами.
Важной датой в новейшей истории предприятия стал 2012-й – год объединения двух нефтебаз, «Шесхарис» и «Грушовой», в Перевалочный комплекс «Шесхарис».
– В настоящее время в рамках повышения надежности, безопасной эксплуатации и увеличения пропускной способности реализуется Комплексная программа реконструкции ПК «Шесхарис», в рамках которой будут применены новейшие технологии в области хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов, – делится руководство предприятия.
Реконструкция Перевалочного комплекса «Шесхарис» поистине масштабная: работы по модернизации и техническому перевооружению, стартовавшие в 2012-м, планируется завершить в 2025 году.
19 октября 1964 года у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию
Перевалочный комплекс «Шесхарис» расположен в Новороссийске. Это конечная точка магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» в Краснодарском крае, обеспечивающих транспортировку нефти месторождений Западной Сибири, Азербайджана, Казахстана. Для перевалки через порт Новороссийск нефть накапливается на промышленных площадках «Шесхарис» и «Грушовая», расположенных в 12 км друг от друга.
В настоящее время перевалочный комплекс «Шесхарис» включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн кубометров, технологический тоннель с трубопроводами через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 79,4 км, объекты вспомогательного назначения.
С момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 году на перевалочном комплексе «Шесхарис» отгружено более 1,5 млрд тонн углеводородного сырья.
Промышленная площадка «Шесхарис» (площадь 47 га) включает: южный портал технологических тоннелей, соединяющих между собой промплощадки «Грушовая» и «Шесхарис»; технологические трубопроводы общей протяженностью 15,4 км; 12 товарных резервуаров общей емкостью 108 тыс. м3; системы измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов; комплексную систему пожаротушения; крупнейшие в ПАО «Транснефть» очистные сооружения производительностью очистки 700 м3/ч; котельную и химико-аналитическую лабораторию.
Промышленная площадка «Грушовая» (площадь 213 га) включает 40 товарных резервуаров общей емкостью 1280 тыс. кубометров; технологические трубопроводы общей протяженностью 62 км; 3 железнодорожные эстакады; северный портал; комплексную систему пожаротушения; комплекс сооружений инженерной защиты объекта.
Производственные площадки «Грушовая» и «Шесхарис» соединены между собой технологическим тоннелем с нефтяными, нефтепродуктовыми и вспомогательными трубопроводами.
Сделано многое, немало предстоит сделать
В рамках реконструкции площадки «Грушовая» уже произведен демонтаж 42 резервуаров ЖБР-10000, на их месте построены 18 резервуаров РВС и 10 резервуаров РВСП-30000. Произведена реконструкция четырех резервуаров ЖБР-10000 и техническое перевооружение резервуара РВСПК-50000. В дальнейшем до 2020 года планируется построить еще 10 единиц резервуаров РВС-30000.
Заменены технологические трубопроводы с прокладкой основных технологических трубопроводов резервуарного парка в два коридора: полка подающих трубопроводов и лоток отдающих трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день протяженность технологических трубопроводов оптимизирована и составляет 62 км.
Завершены работы по реконструкции берегоукрепления ручья Тоннельный с защитой русла, инженерно-технических средств охраны, защиты территории от лесных пожаров.
Введен в эксплуатацию новый цех технологического транспорта и специальной техники с автоматическим топливозаправочным пунктом. Участок ЦТТиСТ включает в себя здание АБК с теплой стоянкой на 9 единиц техники, административные и бытовые помещения для персонала, пост техобслуживания и ремонта, пост шиномонтажа, бесконтактную мойку автотранспорта, склад запасных частей, крытую холодную стоянку на 24 единицы техники с КТП и открытую стоянку с твердым покрытием на 30 единиц техники.
Проектирование перевалочного комплекса в Новороссийске началось в 1960 году на основании постановлений Советов министров СССР и РСФСР, датирующихся 1956, 1957 и 1959 годами. Строительство велось в рамках обширной программы по развитию нефтегазовой отрасли и увеличению экспорта нефти и находилось на личном контроле Никиты Хрущёва. На берегу Цемесской бухты у мыса Шесхарис на территории, начинающейся на уровне 100 метров над уровнем моря и спускающейся до 40 метров, был построен резервуарный парк емкостью 99 тыс. кубометров. Строительством руководил Николай Байбаков, по приказу Иосифа Сталина курировавший уничтожение скважин и нефтеперерабатывающих предприятий в Кавказском регионе в годы войны, а после руководивший восстановлением нефтяной промышленности региона. Масштабная стройка вдохновила писателя Владимира Монастырёва на целый ряд рассказов, а художника Григория Булгакова – на графические работы.
Также построен трехэтажный промышленно-бытовой комплекс с мастерскими, теплый склад и проведена реконструкция зданий АБК и СПЧ-46.
— В результате комплексной реконструкции площадки «Грушовая» товарная емкость резервуарного парка возрастет до 1,53 млн тонн. С учетом изменения конъюнктуры рынка резервуарный парк позволит расширить перечень продуктов перевалки – сможет принимать, хранить и отгружать нефть, мазут, дизельное топливо и бензин, – поясняют на предприятии.
Также выполнен целый ряд работ по реконструкции площадки «Шесхарис»: это реконструкция 4 ЖБР, строительство котельной, демонтаж 8 шламовых карт со строительством резервуаров-накопителей, инженерная защита автодороги Грушовая – Шесхарис с устройство защитных сооружений, реконструкция инженерно-технических средств охраны, 1-й этап технического перевооружения нефтепродуктовых СИКН. Выполнена оптимизация количества зданий и сооружений на площадке «Шесхарис», по итогам 27 зданий и сооружений демонтировали, было построено современное здание производственно-бытового корпуса и здание экоаналитической лаборатории с операторной очистных сооружений.
— На сегодняшний день в стадии реализации находятся объекты по комплексной реконструкции площадки «Шесхарис», системы пожаротушения, управления и автоматики, инженерной защиты, очистных сооружений, оборудование резервуаров ЖБР-10 000 системой пожаротушения, строительства здания пожарной части, реконструкции систем измерения и контроля качества нефти и нефтепродуктов, – делится планами руководство ПК «Шесхарис». – До 2025 года в рамках комплексной реконструкции площадки «Шесхарис» планируется выполнить разделение основных потоков нефти и нефтепродуктов, проходящих по территории площадки, путем изменения трасс прокладки технологических трубопроводов, что позволит оптимизировать технологическую схему комплекса и облегчить дальнейшее обслуживание данных трубопроводов. Плюс по окончанию реконструкции на площадке «Шесхарис» для учета нефти и нефтепродуктов будут функционировать 8 СИКН.
Источник: официальный сайт АО «Черномортранснефть»
(chernomor.transneft.ru)
Читайте далее:
«Шесхарис»: 55 лет успешной работы на основе прогрессивных решений
АО «Черномортранснефть»
Перевалочный Комплекс «Шесхарис»
Директор перевалочного комплекса «Шесхарис»
Комков Кирилл Владимирович
В настоящее время перевалочный комплекс «Шесхарис» включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн. м³, технологический тоннель с трубопроводами через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 79,4 км, объекты вспомогательного назначения.
По состоянию на январь 2018 года на перевалочном комплексе «Шесхарис» суммарно отгружено более 1,5 млрд. т углеводородного сырья с момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 году.
Промышленная площадка «Грушовая» располагается на площади 213 га и включает следующие основные объекты:
Площадка «Шесхарис» располагается на площади 47 га и включает в себя:
Технологический тоннель «Грушовая-Шесхарис»:
Производственные площадки «Грушовая» и «Шесхарис» соединены между собой технологическим тоннелем с нефтяными, нефтепродуктовыми и вспомогательными трубопроводами.
В 2015 году был сдан в эксплуатацию новый необслуживаемый технологический тоннель взамен старого, с вышедшим гарантированно безопасным сроком эксплуатации.
Движение нефти и нефтепродуктов по трубопроводам тоннеля «Грушовая-Шесхарис» происходит самотеком за счет разности высотных отметок Северного и Южного портала (СП – 243м и ЮП – 187м, разница отметок – 56м)
В тоннеле размещаются 9 технологических трубопроводов различного диаметра и назначения от DN 300 до DN 1200: Суммарная производительность трубопроводов в тоннеле – 33480 м3/час.
Гарантийный срок эксплуатации нового тоннеля в соответствии с нормами проектирования и принятыми техническими решениями составит 50 лет.
Глобальная реконструкция
В 2012 году АО «Черномортранснефть» приступило к масштабной реконструкции перевалочного комплекса «Шесхарис». Завершить работы по модернизации и техническому перевооружению планируется в 2025 году.
В рамках реконструкции площадки «Грушовая» уже произведен демонтаж 42 резервуара ЖБР-10000, на их месте построены 18 резервуаров РВС, из которых РВС-20000 – 8 шт., РВСП-30000 – 10 шт. Также произведена реконструкция четырех резервуаров ЖБР-10000 и техническое перевооружение резервуара РВСПК-50000. В дальнейшем до 2020 года планируется построить еще 10 единиц резервуаров РВС-30000.
Произведена замена технологических трубопроводов с прокладкой основных технологических трубопроводов резервуарного парка в два коридора: полка подающих трубопроводов и лоток отдающих трубопроводов для нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день протяженность технологических трубопроводов оптимизирована и составляет 62км.
Завершены работы по реконструкции берегоукрепления ручья Тоннельный с защитой русла, инженерно-технических средств охраны, защиты территории от лесных пожаров.
Введен в эксплуатацию новый цех технологического транспорта и специальной техники с автоматическим топливозаправочным пунктом. Участок ЦТТиСТ включает в себя здание АБК с теплой стоянкой на 9 единиц техники, административные и бытовые помещения для персонала, пост технического обслуживания и ремонта техники, пост шиномонтажа, бесконтактную мойку автотранспорта, склад запасных частей, крытую холодную стоянку на 24 единицы техники с КТП и открытую стоянку с твердым покрытием на 30 единиц техники.
Так же построен 3-х этажный промышленно-бытовой комплекс с мастерскими, теплый склад и проведена реконструкция зданий АБК и СПЧ-46.
Также выполнены следующие работы по реконструкции площадки «Шесхарис», входящей в состав одноименного перевалочного комплекса: реконструкция ЖБР (4 шт.), строительство котельной, демонтаж шламовых карт 8 шт. со строительством резервуаров-накопителей, инженерная защита автодороги «Грушовая – Шесхарис» с устройство защитных сооружений, реконструкция инженерно-технических средств охраны, техническое перевооружение нефтепродуктовых СИКН. 1 этап (БЭТ).
Выполнена оптимизация количества зданий и сооружений на площадке «Шесхарис» в рамках, которой произведен демонтаж зданий и сооружений в количестве 27 штук, а так же построено здание производственно-бытового корпуса и здание экоаналитической лаборатории с операторной очистных сооружений.
На сегодняшний день в стадии реализации находятся объекты по комплексной реконструкции площадки «Шесхарис», системы пожаротушения, системы управления и автоматики, инженерной защиты, очистных сооружений, оборудование резервуаров ЖБР-10000 системой пожаротушения, строительства здания пожарной части, реконструкции систем измерения и контроля качества нефти и нефтепродуктов.
До 2025 года в рамках комплексной реконструкции площадки «Шесхарис» планируется выполнить разделение основных потоков нефти и нефтепродуктов, проходящих по территории площадки «Шесхарис», путем изменения трасс прокладки технологических трубопроводов, что позволит оптимизировать технологическую схему комплекса и облегчить дальнейшее обслуживание данных трубопроводов.
По окончанию реконструкции на площадке «Шесхарис» для учета нефти и нефтепродуктов будут функционировать СИКН в количестве 8 шт.
История становления перевалочного комплекса «Шесхарис»
История крупнейшего перевалочного комплекса Европы начиналась с нефтяных складов братьев Нобель. Предприятие знаменитых шведов имело 95-километровый нефтепровод диаметром шесть дюймов, сливную эстакаду для железнодорожных цистерн, клепаные резервуары, один из которых функционировал до 1988 года, насосное хозяйство и морской причал для обработки судов дедвейтом до полутора тысяч тонн. Так, благодаря выгодному географическому положению, близости к месторождениям нефти юга России и Кавказа и к центру Европы, наличию развитой инфраструктуры, удобной незамерзающей бухты еще в конце XX века Новороссийск стал крупным портом по перевалке нефти на экспорт.
В 1918 году после национализации нефтяных предприятий экспорт нефти стал одним из основных источников поступления валюты для государства. В период восстановления народного хозяйства в 1920-1930-е годы объем экспорта нефтепродуктов поддерживался на высоком для того времени уровне. Например, в 1921 году через Новороссийск было отправлено 31,3 тыс. т. По понятным причинам, в предвоенные годы и первые пять послевоенных лет произошел резкий спад экспорта нефти. Нефтебаза, как и все другие предприятия города, была разрушена полностью. Постановлением советского правительства город Новороссийск был включен в число пятнадцати старейших русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.
В 1950-е годы увеличились объемы добычи и экспорта нефти, и к началу 1960-х годов через Новороссийск отправлялось уже 4,0-4,5 млн. т нефти в год.
Удобное географическое положение и благоприятные климатические условия в районе Цемесской бухты позволили Новороссийску стать важнейшим экспортным нефтяным портом. С принятием в 1960-х годах обширной программы по развитию нефтегазовой промышленности и увеличению экспорта нефти Новороссийск должен был стать одной из важнейших стройплощадок нефтеперевалочного комплекса.
Проектирование перевалочного комплекса началось в 1960 году на основании постановлений Совета Министров СССР от 14 июня 1956 года, 24 декабря 1957 года и 12 сентября 1959 года.
19 октября 1964 года у причала № 4 был загружен первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. За тридцатилетний период, с 1964 по 1996 год, нефтебаза «Шесхарис» превратилась в крупнейшую экспортную базу России с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.
Параллельно со строительством на Шесхарисе, еще в 1962 году за Маркотхским хребтом в урочище Грушевая балка началось сооружение резервуарного парка и железнодорожных сливных эстакад. Одновременно строились автодорога через перевал и тоннель, в котором предусматривалась прокладка технологических трубопроводов и других коммуникаций, предназначенных для соединения двух объектов в единый комплекс. Работы проводились в рамках второй очереди строительства комплекса новороссийских нефтебаз.
Резервуарный парк на площадке в урочище Грушевая балка, входящий во вторую очередь комплекса, включал 20 железобетонных резервуаров типа ЖБР-10000 такой же конструкции, как и на мысе Шесхарис. Учитывая, что нефтепродукты, которые предполагалось сливать из вагонов-цистерн, разнились по качеству, были построены две сливные эстакады: одна для слива мазута, другая – для нефти и нефтепродуктов.
Комплекс Новороссийской нефтебазы по объемам перевалки стал крупнейшим в Европе и самым мощным в СССР еще в 1960-е годы. На нефтебазе «Шесхарис» были применены новые технологии, прогрессивные проектные решения и оборудование. Значительно улучшили экологическое состояние Цемесской бухты введенные в эксплуатацию в 1966 году сооружения для очистки сточных производственных и балластных вод танкеров.
В декабре 2002 и в мае 2003 года приняты в эксплуатацию четыре резервуара РДПК-50000. Таким образом, общая емкость резервуарного парка перевалочной нефтебазы «Грушовая» выросла до 1200 000 м³. Одновременно со строительством дополнительного резервуарного парка началась реконструкция действующих резервуаров РВСПК-50000. В 2005 году масштабная реконструкция всех резервуаров РВСПК-50000 в соответствии с программой перевооружения и реконструкции резервуарного парка была закончена.
В 2012 году две нефтебазы «Шесхарис» и «Грушовая» были объедены в одну и предприятие стало именоваться «Перевалочный Комплекс Шесхарис».
В настоящее время в рамках повышения надежности, безопасной эксплуатации и увеличения пропускной способности реализуется Комплексная программа реконструкции ПК «Шесхарис», в рамках которой будут применены новейшие технологии в области хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов.