Что такое связный текст 5 класс

Связный текст

Когезия (связность текста) — свойство элементов текста, характеризующее их связь с другими элементами текста.

На уровне текста в целом когезия приводит к новой его особенности — цельности, или когерентности, текста.

Смотреть что такое «Связный текст» в других словарях:

СПЛОШНОЙ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА — согласно параграфу 2.4.3 ГСДОУ, – текст в виде грамматически и лексически согласованной информации об управленческих действиях и применяемой при составлении правил, положений, писем, распорядительных документов. Согласно ДР 191–98 «Методические… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

ТЕКСТ (ОФИЦИАЛЬНОГО) ДОКУМЕНТА — 1) согласно параграфу 2.4.1 ГСДОУ, – выраженное средствами делового языка содержание управленческих действий; 2) согласно ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», – информация, зафиксированная любым типом письма… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Дискурс — Связный текст в совокупности с социокультурным (экстралингвистическим) контекстом (социальным, культурным, психологическим, прагматическим и др.); речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей. Если социокультурный контекст, в котором … Словарь социолингвистических терминов

дискурс — (нем. Diskurs, франц. discours, англ. discourse) 1) Первоначальное значение – разумное размышление 2) Затем термин стал применяться в значении диалог. 3) Дискурс – это связная речь в устной и письменной форме. В данном случае анализ сосредоточен… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Дискурс — (от франц. discours речь) связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное… … Лингвистический энциклопедический словарь

дискурс — 1. Произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты,… … Толковый переводоведческий словарь

ГЛАГОЛИЦА — древнейший из слав. алфавитов, созданный равноап. Кириллом (Константином) Философом, возможно в сотрудничестве с братом равноап. архиеп. Мефодием, не позднее весны 863 г. Первоначально азбука, вероятно, носила название «кириллица» («коуриловица») … Православная энциклопедия

Фестский диск — Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия

Метод нарезок — … Википедия

Актуальное членение предложения — выделение в предложении частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую, тематическую, часть предложения включается, как правило, информация из уже реализованной части текста. При этом в старой информации выделяется и в… … Педагогическое речеведение

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Тема: Р.р № 2 Текст. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль

Организационная структура (сценарий) урока

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формируемые умения (УУД)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

— Как много улыбок засветилось. Спасибо!

— А это моё настроение «+»

-Как вы думаете, ребята, для чего люди улыбаются друг другу?

Сегодня на уроке мы узнаем новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Запись учащимися числа.

знаний (путем постановки проблемы)

Формируемые умения (УУД)

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы

-За окном ненастная погода, пасмурное небо. А я предлагаю перенестись в лето. Прочитаем предложения.

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

-Записанные предложения образуют текст? Почему?

(Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств).

-Можно ли озаглавить данный текст? (Можно озаглавить «Тропинка»). (Слайд 5).

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста).

-Что такое тема? (То, о чем говорится в тексте).

Сформулируйте основную мысль данного текста?

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы, приводят примеры

Выявляют причины затруднения

3. Постановка учебной цели.

Формируемые умения (УУД)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Что сегодня предстоит нам выяснить?

-Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? «Основная мысль текста»

-Запишите в тетрадь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Записывают тему урока.

4. Творческая практическая деятельность по реализации выявленных причин затруднения.

Формируемые умения (УУД)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

А теперь вернемся к тексту и понаблюдаем за тем, какие слова автор использует при описании тропинки.

Какое у него отношение к ней?

-Что хотел сказать автор?

-Правильно, мы можем сказать, что лесная тропинка интересна, любима. (Это и есть основная мысль текста)

Найдите предложение, которое отражает основную мысль.

2. Работа с учебником.

Самостоятельно изучите материал на стр.10-12 и ответьте на вопрос, что такое текст.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста

Работают с учебником.

5.Первичное закрепление знаний.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

— Применяя полученные знания, выполняем

О чём говорится в тексте, какова его тема?

— Какова основная мысль текста? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Выполняют упражнения, участвуют в обсуждении новой темы

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Физкультминутка для глаз и рук

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

-А сейчас мы поработаем в парах.

-На ваших столах тексты. Прочитайте их. Докажите, что прочитанное нельзя назвать текстом (нет смысловой связи).

-Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

-Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

(Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (К толковому).

Аркан – длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильём и имуществом.

-Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (О чём говорится? Что именно?)

1 текст – Моя лошадка, 2 – Заарканил. 3 – Кочевник

7. Включение в систему знаний.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Какие компоненты составляют понятие «текст»?

-Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.

(Текст должен обладать тематическим и смысловым единством; предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически; должно быть стилистическое единство)

-А где это нам пригодится?

-А теперь мы обратимся к поэтическому тексту.

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой, Где-то дома у метро –

Весь обрызганный росой, Пепси-кола и ситро,

С птицей возле тополька Карусели, зоосад,

Воду пью из родника. Всюду вывески висят.

Если деньги накопить, Но нельзя купить росу,

Можно многое купить Птичье пение в лесу,

Дом, одежду и завод, И не спрятать в кошелек

Самолет и пароход. Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

-Что самое ценное у человека?

Отвечают на вопросы

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель работы, осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)…(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.

1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

3. Докажите, что перед вами текст.

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.

Данные предложения составляют текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой. Текст можно озаглавить.

« Поставь себе оценку» (после проверки по эталону).

Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют задания, подобранные учителем

9. Рефлексия учебной деятельности.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Сегодня на уроке мы вспомнили…

Сегодня на уроке мы говорили о …

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок, покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Отвечают на вопросы,

участвуют в обсуждении итогов урока

10. Домашнее задание:

по выбору учащихся

П 3 стр10-13. 1) Составить таблицу «Признаки теста».

2) Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Составление связного текста» (5 класс)

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составление связного текста Урок русского языка в 5 классе (развитие речи) Автор учитель русского языка МАОУ «СОШ №17» г.Березники Шишкина Лариса Евгеньевна © Ольга Михайловна Носова

Урок-практикум по составлению связного текста. Цели: закрепить на практике знания детей о правилах составления текста; развивать речь и воображение учащихся на основе произведений русских писателей; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся. © Ольга Михайловна Носова

Дадим движение рассказу, исходя из первой строчки – зачина. 1 ряд: В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … 2 ряд: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. 3 ряд: Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Придумайте второе предложение (письменно). © Ольга Михайловна Носова

Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … Кульминация Все предложения объединены Развитие единой темой и главной мыслью действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова

Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова

Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова

Составьте план по понравившемуся началу рассказа. Помните о важности первого и последнего предложения. Не отходите от темы и главной мысли текста. Придумайте заголовок. © Ольга Михайловна Носова

Домашнее задание. Написать маленький рассказ, продолжая первое предложение (по выбору). © Ольга Михайловна Носова

Подведём итоги. Интересно ли было вам оказаться в художественной лаборатории? Интересно ли было самому сочинять? О каких правилах нужно помнить сочиняя свой текст? © Ольга Михайловна Носова

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Номер материала: ДБ-341133

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Время чтения: 2 минуты

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ТЕКСТ — это… (определение). Что такое текст?

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные обшей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завер­шен­ность.

Узнаем, что такое текст в рус­ском язы­ке. Выясним, что обес­пе­чи­ва­ет един­ство его внут­рен­ней и внеш­ней фор­мы, какие сред­ства свя­зи исполь­зу­ют­ся в тек­сте.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие выска­зы­ва­ния.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журав­ли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные пред­ло­же­ния.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в горо­де».

Сделаем вывод, что эту сово­куп­ность пред­ло­же­ний мож­но назвать сло­вом «текст». Эта лек­се­ма заим­ство­ва­на из латин­ско­го язы­ка и бук­валь­но зна­чит «ткань, спле­те­ние, соеди­не­ние».

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

ОпределениеТекст — это сово­куп­ность после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ний (абза­цев), свя­зан­ных по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы тек­ста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замы­сел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заго­лов­ке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тек­сте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замы­сел.

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:

Текст — это закон­чен­ное выска­зы­ва­ние в виде несколь­ких пред­ло­же­ний или абза­цев, свя­зан­ных общей темой и основ­ной мыс­лью грам­ма­ти­че­ски.

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру постро­е­ния.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств свя­зи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло напе­ре­ко­сяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые поло­вич­ки.

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния вес­ной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в про­шлом.

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абза­ца­ми.

Признаки текста

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цель­ность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цель­ность.

Что такое связный текст 5 класс. Смотреть фото Что такое связный текст 5 класс. Смотреть картинку Что такое связный текст 5 класс. Картинка про Что такое связный текст 5 класс. Фото Что такое связный текст 5 класс

Основные при­зна­ки тек­ста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрез­ки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

Видеоурок «Что такое текст? 5 класс»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *