Что такое связный текст 5 класс
Связный текст
Когезия (связность текста) — свойство элементов текста, характеризующее их связь с другими элементами текста.
На уровне текста в целом когезия приводит к новой его особенности — цельности, или когерентности, текста.
Смотреть что такое «Связный текст» в других словарях:
СПЛОШНОЙ СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА — согласно параграфу 2.4.3 ГСДОУ, – текст в виде грамматически и лексически согласованной информации об управленческих действиях и применяемой при составлении правил, положений, писем, распорядительных документов. Согласно ДР 191–98 «Методические… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
ТЕКСТ (ОФИЦИАЛЬНОГО) ДОКУМЕНТА — 1) согласно параграфу 2.4.1 ГСДОУ, – выраженное средствами делового языка содержание управленческих действий; 2) согласно ГОСТ Р 51141–98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», – информация, зафиксированная любым типом письма… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Дискурс — Связный текст в совокупности с социокультурным (экстралингвистическим) контекстом (социальным, культурным, психологическим, прагматическим и др.); речь как компонент, участвующий во взаимодействии людей. Если социокультурный контекст, в котором … Словарь социолингвистических терминов
дискурс — (нем. Diskurs, франц. discours, англ. discourse) 1) Первоначальное значение – разумное размышление 2) Затем термин стал применяться в значении диалог. 3) Дискурс – это связная речь в устной и письменной форме. В данном случае анализ сосредоточен… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Дискурс — (от франц. discours речь) связный текст в совокупности с экстралингвистическими прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное… … Лингвистический энциклопедический словарь
дискурс — 1. Произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты,… … Толковый переводоведческий словарь
ГЛАГОЛИЦА — древнейший из слав. алфавитов, созданный равноап. Кириллом (Константином) Философом, возможно в сотрудничестве с братом равноап. архиеп. Мефодием, не позднее весны 863 г. Первоначально азбука, вероятно, носила название «кириллица» («коуриловица») … Православная энциклопедия
Фестский диск — Фестский диск уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его… … Википедия
Метод нарезок — … Википедия
Актуальное членение предложения — выделение в предложении частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую, тематическую, часть предложения включается, как правило, информация из уже реализованной части текста. При этом в старой информации выделяется и в… … Педагогическое речеведение
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Тема: Р.р № 2 Текст. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль
Организационная структура (сценарий) урока
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Формируемые умения (УУД)
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли.
Приветственное слово учителя:
-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение «+»
-Как вы думаете, ребята, для чего люди улыбаются друг другу?
Сегодня на уроке мы узнаем новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Запись учащимися числа.
знаний (путем постановки проблемы)
Формируемые умения (УУД)
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на вопросы
-За окном ненастная погода, пасмурное небо. А я предлагаю перенестись в лето. Прочитаем предложения.
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
-Записанные предложения образуют текст? Почему?
(Эти предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств).
-Можно ли озаглавить данный текст? (Можно озаглавить «Тропинка»). (Слайд 5).
—Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста).
-Что такое тема? (То, о чем говорится в тексте).
—Сформулируйте основную мысль данного текста?
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию.
Работают с текстом. Отвечают на вопросы, приводят примеры
Выявляют причины затруднения
3. Постановка учебной цели.
Формируемые умения (УУД)
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
— Что сегодня предстоит нам выяснить?
-Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? «Основная мысль текста»
-Запишите в тетрадь.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Записывают тему урока.
4. Творческая практическая деятельность по реализации выявленных причин затруднения.
Формируемые умения (УУД)
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (или самостоятельно) необходимые действия.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
—А теперь вернемся к тексту и понаблюдаем за тем, какие слова автор использует при описании тропинки.
—Какое у него отношение к ней?
-Что хотел сказать автор?
-Правильно, мы можем сказать, что лесная тропинка интересна, любима. (Это и есть основная мысль текста)
Найдите предложение, которое отражает основную мысль.
2. Работа с учебником.
Самостоятельно изучите материал на стр.10-12 и ответьте на вопрос, что такое текст.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о структуре текста
Работают с учебником.
5.Первичное закрепление знаний.
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
— Применяя полученные знания, выполняем
— О чём говорится в тексте, какова его тема?
— Какова основная мысль текста? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.
Выполняют упражнения, участвуют в обсуждении новой темы
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Физкультминутка для глаз и рук
Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
-А сейчас мы поработаем в парах.
-На ваших столах тексты. Прочитайте их. Докажите, что прочитанное нельзя назвать текстом (нет смысловой связи).
-Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.
-Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?
(Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (К толковому).
Аркан – длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильём и имуществом.
-Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (О чём говорится? Что именно?)
1 текст – Моя лошадка, 2 – Заарканил. 3 – Кочевник
7. Включение в систему знаний.
Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
—Какие компоненты составляют понятие «текст»?
-Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.
(Текст должен обладать тематическим и смысловым единством; предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически; должно быть стилистическое единство)
-А где это нам пригодится?
-А теперь мы обратимся к поэтическому тексту.
Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.
Я с утра брожу босой, Где-то дома у метро –
Весь обрызганный росой, Пепси-кола и ситро,
С птицей возле тополька Карусели, зоосад,
Воду пью из родника. Всюду вывески висят.
Если деньги накопить, Но нельзя купить росу,
Можно многое купить Птичье пение в лесу,
Дом, одежду и завод, И не спрятать в кошелек
Самолет и пароход. Родничок и тополек.
(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
-Что самое ценное у человека?
Отвечают на вопросы
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.
Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель работы, осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)…(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.
Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.
В) Хлопок – богатство Узбекистана.
Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.
2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако
3. Докажите, что перед вами текст.
(1) Хлопок – богатство Узбекистана.
(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
Данные предложения составляют текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой. Текст можно озаглавить.
« Поставь себе оценку» (после проверки по эталону).
Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют задания, подобранные учителем
9. Рефлексия учебной деятельности.
Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Сегодня на уроке мы вспомнили…
Сегодня на уроке мы говорили о …
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Оцените наш урок, покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.
Отвечают на вопросы,
участвуют в обсуждении итогов урока
10. Домашнее задание:
по выбору учащихся
П 3 стр10-13. 1) Составить таблицу «Признаки теста».
2) Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»
Презентация по русскому языку на тему «Составление связного текста» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составление связного текста Урок русского языка в 5 классе (развитие речи) Автор учитель русского языка МАОУ «СОШ №17» г.Березники Шишкина Лариса Евгеньевна © Ольга Михайловна Носова
Урок-практикум по составлению связного текста. Цели: закрепить на практике знания детей о правилах составления текста; развивать речь и воображение учащихся на основе произведений русских писателей; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся. © Ольга Михайловна Носова
Дадим движение рассказу, исходя из первой строчки – зачина. 1 ряд: В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … 2 ряд: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. 3 ряд: Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Придумайте второе предложение (письменно). © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? В маленькой комнатке на светлом половичке копошились … Кульминация Все предложения объединены Развитие единой темой и главной мыслью действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Побеседуем. Как можно дальше разработать сюжет? Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Кульминация Развитие Действия Развязка Завязка Экспозиция © Ольга Михайловна Носова
Составьте план по понравившемуся началу рассказа. Помните о важности первого и последнего предложения. Не отходите от темы и главной мысли текста. Придумайте заголовок. © Ольга Михайловна Носова
Домашнее задание. Написать маленький рассказ, продолжая первое предложение (по выбору). © Ольга Михайловна Носова
Подведём итоги. Интересно ли было вам оказаться в художественной лаборатории? Интересно ли было самому сочинять? О каких правилах нужно помнить сочиняя свой текст? © Ольга Михайловна Носова
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-341133
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ТЕКСТ — это… (определение). Что такое текст?
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.
Узнаем, что такое текст в русском языке. Выясним, что обеспечивает единство его внутренней и внешней формы, какие средства связи используются в тексте.
Что такое текст в русском языке?
Чтобы понять, что такое текст, сравним следующие высказывания.
Солнце село за горизонт. В городе снуют автомобили. В небе курлычут журавли.
Солнце село за горизонт. Постепенно сгущаются летние сумерки. И вот в городе несмело загораются один за одним фонари. А автомобили уже снуют по улицам с включенными фарами, как большеглазые жуки.
Оба примера начинаются с одного и того же сообщения о садящемся солнце. В первом отрывке используются предложения, никак не связанные друг с другом: ни по смыслу, ни грамматически. Каждое предложение несет свою сугубо индивидуальную информацию. Можно сделать вывод, что это разрозненные предложения.
Во втором примере описывается картина наступления летнего вечера в городе. Каждое последующее предложение, как художник, пишущий красками пейзаж, добавляет новый смысловой мазок в это описание. Предложения связаны по смыслу (описание летнего вечера), логически (постепенность разворачивания действия) и грамматически. У этого отрывка есть общая тема, которую можно обозначить заголовком «Вечер в городе».
Сделаем вывод, что эту совокупность предложений можно назвать словом «текст». Эта лексема заимствована из латинского языка и буквально значит «ткань, сплетение, соединение».
По отношению к языку лингвистический термин «текст» представляет собой единство значимых единиц речи — предложений. Наша речь состоит не только из слов как минимальных значимых единиц, а из предложений, которые объединяются в высказывание и образуют более крупную единицу речи — текст. Единство предложений в тексте оформляется общим содержанием и грамматически. С этой точки зрения дадим следующее определение, что такое текст.
ОпределениеТекст — это совокупность последовательно расположенных предложений (абзацев), связанных по смыслу и грамматически.
Пример текста
С утра начал накрапывать неспешный дождик. Дед Трофим, покормив скотину, вышел во двор и свистнул Жуку. Верный пёс потрусил за дедом в лес. Ведь еще на прошлой неделе Трофим приметил в дереве дупло, в которое беспрестанно сновали дикие пчелы. Как раз в дождливую погоду, когда пчелы не так активны, можно разведать, есть ли там мёд.
Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Текст — это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
По функции и строению различают три типа текста:
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
Спозаранку мы собрались в лес за грибами. В лесу было тихо и сумрачно. По низинке, что шла справа от нас, курился осенний туман. А вот и первый гриб!
Это был совсем грустный взгляд. Он был невеселым, потому что все пошло наперекосяк.
Этот дом еще в прошлом веке построил наш дедушка Макар. А домашний уют в нем создала бабушка Агафья. Она была известная на все село мастерица шить и вязать. Дощатые полы дома украшают вязанные ею пестрые половички.
Кот безмятежно дремал, свернувшись клубком. Внезапно он услышал визг и возню под крыльцом. Навострив уши, кот тихонько спустился со ступеньки, а затем стрелой бросился под крыльцо. Вскоре он вышел оттуда и принес мне пойманную мышь. «Вот, смотри, я недаром ем свой хлеб!»
Журавли, курлыча, пролетают клином над нами, со свистом рассекая воздух крыльями. Пожелаем этим птицам скорейшего возвращения весной.
А. Куинджи написал немало пейзажей моря. И эти картины до сих пор привлекают взоры любителей живописи. Да и березы очень любил рисовать этот русский художник. Несколько его картин называются «Березовая роща».
Вот и наступила весна! Эта пора обновления природы создает в душе человека ожидание чего-то нового и радостного. Все старое, как прошлогодний снег, растает и останется в прошлом.
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.