Что такое юридическая клиника
Методическое пособие юридической клиники ЧГУ
Данное методическое пособие направлено в первую очередь на идеологическую помощь в приобретении студентами профессиональных навыков и качеств, являющихся общими и основополагающими для каждого юриста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методическое пособие юридической клиники ЧГУ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Что такое юридическая клиника?
В современном обществе, ещё с момента появления юриспруденции, существует стереотип, что юридические услуги по сравнению с остальными платными услугами являются наиболее дорогостоящими. Весьма распространены и убеждения, что юрист — это человек, который наравне со своей профессиональной деятельностью, преследует также коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли, причём самым негативным способом — наживаясь на правовых проблемах своих доверителей. Однако, несмотря на устоявшиеся взгляды, среди представителей именно этой профессии появился тип личности, в купе с индивидуальными качествами и навыками которого, высвечивалась программа развития государства, забота и тревога о положении дел, как у своих клиентов, так и в целом.
Любого специалиста определенной направленности, рано или поздно сравнивают с хирургом, и в первую очередь, это связано с тем, что деятельность специалиста сравнима со слаженной и доведенной до автоматизма операцией, где один человек искусно управляет целым процессом. Как и у любого опытного хирурга, сердцу юриста также свойственен холод и твердость, с которым он принимает то, или иное дело, и не свойственно удивление чему бы то ни было — открытому проявлению несправедливости, глупости своих доверителей и т. д. Сразу вспоминаются слова Ф. Ницше:
— «Борясь с чудовищами, нужно остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем. Чем больше ты вглядываешься в бездну, тем глубже она вглядывается в тебя».
Таким образом, вместе с проявлением профессионального подхода, нередко теряются чувства сострадания и неравнодушного отношения к делу, но это ни коим разом не означает, что юрист не может сочетать в себе житейские человеческие эмоции и профессиональные навыки, также как и что эти понятия взаимоисключают друг друга. И первая рекомендация этого методического пособия — целиком и полностью основана на приведенных выше выводах, а также на юридической практике:
Быть гуманным — человечным. Что означает — выражать любовь, внимание к человеку, уважение к личности; стремление не причинять страданий насколько это возможно; сочетать в себе нравственность и волю как систему собственных правил поведения, восстанавливающих доброту и подавляющих эгоизм, а также как душевную силу, формирующую доброе и нравственное поведение в противоборстве с человеческим эгоизмом.
Перед тем как приступить к следующим рекомендациям, перечислению и дальнейшему раскрытию качеств и навыков, необходимых клиницистам, следует остановиться на том, что представляет собой юридическая клиника, каковы основные цели её функционирования, а также на её значении и необходимости, поскольку именно эти вопросы интересуют студентов, вступивших в ряды юридической клинике.
Впервые словосочетание «юридическая клиника», впоследствии ставшее термином, употребил Дмитрий Иванович Мейер — российский юрист-цивилист, общественный деятель и доктор права, в 1855 году в статье «О значении практики в системе юридического образования», он первым в России сравнил юридическую помощь — с той, что оказывается людям в медицинских клиниках. А в 1897 году присяжный поверенный (адвокат в Российской Империи) Иосиф Соломонович Иосилевич выдвинул идею, ставшей в современной юридической практике весьма символичной:
«Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет…» 1
И. С. Иосилевич, тем самым, выразил мнение, что практика осуществляемая студентами параллельно с изучением теории, имеет «двойную пользу». Вместе с тем, он сравнивает ведение юридического дела и оказание правовой помощи с постановкой диагноза и лечением пациентов. Прошло больше века, с момент формулировки этой идеи, и сегодня сожаление И. С. Иосилевича, по поводу отсутствия юридических клиник были бы исчерпаны. В связи вступлением в законную силу федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Именно данный закон впервые законодательно закрепил и регламентировал деятельность юридических клиник в РФ, и поэтому ФЗ N 324 является основным законом, которым надлежит руководствоваться клиницистам, в процессе оказания бесплатных юридических услуг.
Итак, Юридическая клиника — на сегодняшний день представляет собой некоммерческое образование, основной целью деятельности которого является оказание бесплатной юридической помощи населению. В России, как правило, юридические клиники создаются при высших учебных заведениях, целью их образования в университетах и в иных учебных заведениях является, прежде всего, возможность практической реализации студентами юридических факультетов теоритических знаний приобретенных в процессе учебы. Невзирая на это, главной целью студентов (далее «клиницистов») практикующих свои знания является — оказание бесплатной юридической помощи определенной категории граждан, которую мы рассмотрим позже.
Таким образом, идея совмещения теории и практики молодым поколением юриспруденции, была воплощена в реальность через столетие, и надо отметить весьма эффективно. Вместе с тем, продолжая тему цели, необходимо акцентировать внимание и на целях преследуемых государством посредством введения такого института, заключаются они в следующем:
создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, федеральным законом «о бесплатной юридической помощи в РФ», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Учитывая то, что одним из основных понятий, с которым мы будем сталкиваться как при изучении основных аспектов юридическо-клинической деятельности, так и последующей практической деятельности, необходимо выявить также, что собой представляет бесплатная юридическая помощь, и в чём она выражается.
Бесплатная юридическая помощь — представляет собой безвозмездное оказание услуг, которые в соответствии со ст. 6 федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»» выражаются в следующем:
1) в правовом консультировании в устной и письменной форме;
2) в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) в представлении интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленном указанным выше федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В процессе оказания приведенных услуг, клиницисты должны руководствоваться принципами, установленные статьями того же федерального закона:
Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
Контроль, за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое?
Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
В статье рассматривается история юридических клиник в России, анализируются цели создания юридических клиник, исследуются различные виды юридических клиник. Предлагаются следующие основания классификации: по типу организационной формы (базовой структуры); по видам юридической помощи, оказываемой в юридической клинике (по способу организации работы с клиентом); по специализации юридической клиники (категории дел, особенности клиентов); по типу общения с клиентом; по степени погружения в реальную практику; по степени обязательности для студентов. Отдельное внимание уделяется характеристике правовых основ организации и деятельности юридических клиник. Кроме того, приводится перечень вопросов, ответы на которые необходимо продумывать при создании юридической клиники.
Ключевые слова: юриспруденция, юридические клиники, интерактивные методы, образовательные стандарты, квалифицированная юридическая помощь, консультирование, практическое обучение, производственная практика, юридическое образование, стажеры-кураторы.
Legal clinic in Russia: a novelty or a well-forgotten old tradition?
The article is devoted to the history of legal clinics in Russia, the goals of their formation and various types of legal clinics. The author offers the following classifications: based on the type of organizational form (basic structure); based on the types of legal aid provided in a legal clinic (by the type of organization of client work); based on the legal clinic specialization (types of cases, specific features of clients); based on type of communication with a client; based on level of involvement in the real practice; based on the obligatory character of law clinic for the students. Special attention is paid to the characteristic features of legal bases of organization and activities of the legal clinics. Additionally, the author provides the list of questions, which one has to answer when forming a legal clinic.
Key words: jurisprudence, legal clinics, interactive methods, education standards, qualified legal aid, consulting, practical education, practical training, legal education, trainee adviser.
История юридических клиник в России
Возникновение юридических клиник в России связано с серединой XIX в. Как отмечает В.В. Захаров, в Казанском университете с конца 1830-х гг. студентов начали учить составлять деловые бумаги. А с 1846 г. в учебный план были включены практические занятия, на которых слушатели разбирали гражданские и уголовные дела. Позднее студенты стали практиковаться в производстве различных процессуальных действий.
Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003. С. 21.
Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. С. 42. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003. С. 21.
Мейер Д. Указ. соч. С. 44.
Гольмстен А.Х. Участие представителей юридической науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. N 4. С. 122. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003. С. 22.
См., напр.: Дыновский К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса, 1896. Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003. С. 31.
Цит. по: Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / Отв. ред. Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М., 2003. С. 31.
В 1990-х годах наблюдается новый этап развития юридических клиник в России. Создание юридических клиник в современной российской истории проходило на базе не только вузов, но и НКО. Наиболее крупными юридическими клиниками, включенными в образовательный процесс вуза и работающими с реальными клиентами, были клиники, созданные на базе Архангельского государственного технического университета (директор Т.А. Зыкина), Красноярского государственного университета (директор А.С. Горелик), Санкт-Петербургского государственного университета (директор Е.Н. Доброхотова), Северо-Кавказского государственного технического университета (директор Л.А. Воскобитова), Тверского государственного университета (директор Л.П. Михайлова).
В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к юридическим клиникам. Создание и деятельность юридических клиник получили определенное правовое оформление на федеральном уровне.
В 2011 г. по инициативе Студенческих консультаций юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Студенческого консультативного бюро РУДН была создана Автономная некоммерческая организация «Центр развития юридических клиник». На настоящий момент к проектам, осуществляемым Центром, присоединились юридические клиники следующих вузов:
МГУ имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов; Академический правовой институт ИГП РАН; Московская финансово-юридическая академия; Институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского; Межрегиональная общественная организация «Мемориал»; МГЮА имени О.Е. Кутафина; Поволжский юридический институт; Смоленский гуманитарный университет; Российская правовая академия Минюста РФ; Белорусский государственный экономический университет; Томский государственный университет; Воронежский институт ФСИН России; Уральская государственная юридическая академия; Поволжский институт им. П.А. Столыпина; Волгоградский институт бизнеса.
Цели создания юридических клиник
Образовательная цель является многоплановой и касается самого студента, выработки у него определенных профессиональных и личностных компетенций; преподавателя-куратора юридической клиники, который фактически получает возможность применять свои теоретические знания и навыки на практике. Кроме того, преподаватель-куратор юридической клиники должен владеть интерактивными методами проведения занятий, что говорит о необходимости постоянного совершенствования и его профессиональных и личностных компетенций. Ну и, наконец, образовательная цель связана с правовым образованием, правовым просвещением населения, отдельных его категорий.
Социальная (правозащитная) функция юридических клиник проявляется в том, что определенные граждане получают бесплатную юридическую помощь. Конкретный выбор категории населения и/или категорий дел осуществляется непосредственно в юридической клинике, однако все юридические клиники работают с малообеспеченными категориями населения, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе оплатить работу профессионального юриста.
Как правило, обе цели присутствуют в каждой юридической клинике, но одна из них всегда выступает на первый план и является определяющей для организации деятельности юридической клиники.
Так, если в юридической клинике на первое место ставится образовательная цель, то необходимо предусматривать дополнительное обучение студентов/кураторов определенным практическим навыкам работы, таким, как консультирование, составление юридических документов и т.п. Организация приема граждан также должна быть подчинена образовательной цели. Например, ведется предварительная запись на прием; отбираются те дела, которые могут быть «доступны» студентам, представляют определенный интерес для выработки у студента определенных навыков и умений; консультации даются только после их одобрения кураторами (т.е. обратившийся в юридическую клинику должен быть заранее извещен, что «мгновенной» помощи он не получит).
Представители юридических клиник, в которых на первое место выводится социальная цель, любят рассказывать о своей работе, приводя статические сведения. Например, говорят, что ими в месяц проконсультировано 600 граждан. Конечно, такие цифры впечатляют. Но можно ли обеспечить качественную квалифицированную юридическую помощь?
Образовательный процесс в юридической клинике, предварительная дополнительная подготовка стажеров/консультантов является и своего рода гарантией качества оказываемой юридической помощи.
В дореволюционной России во главу угла была поставлена именно образовательная цель.
Виды юридических клиник
В основу типизации клиник можно положить различные основания классификации:
Предложенная классификация является достаточно условной. Большинство юридических клиник сложно отнести к какому-то отдельному виду или типу. Достоинством юридической клиники является минимум формализации. Это дает возможность, простор для совместного творчества руководству вуза, преподавателям, студентам. Поэтому опыт каждой юридической клиники является уникальным и полноценным, из него можно заимствовать идеи, стимулировать собственное творчество.
Анализ опыта создания юридических клиник в России, начиная с 1990-х гг. позволяет выделить следующие варианты организационного оформления юридических клиник:
Наиболее типичным, отвечающим самой идее клинического юридического образования, является создание юридической клиники на базе юридического вуза (факультета). Чаще всего вузовские юридические клиники создаются на базе юридических факультетов. Но статус юридической клиники в этом случае может быть различным. Юридическая клиника может быть лабораторией, центром, отделом или просто структурным подразделением без какой-то конкретизации. Именно такому варианту создания юридической клиники отдается предпочтение в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Объем работы, выполняемой студентами в юридической клинике, может быть различным. Есть случаи, когда в клиниках выполняются все нижеперечисленные действия: консультирование; представительство (в суде, органах власти и т.п.); обжалование; оказание содействия при обращении за международной защитой; экспертиза, анализ документов; разработка нормативно-правовых актов.
В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» рекомендуется оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Это связано с тем, что участие студента в судебном заседании или ином органе власти происходит в дневное время, когда студент должен находиться на занятиях. Кроме того, если студент оформляет с доверителем отношения по представительству его интересов, то функции куратора-преподавателя по обеспечению контроля качества оказываемых услуг сильно затруднены. Формально студент становится самостоятельной процессуальной фигурой, хотя негативные последствия могут связываться с конкретным вузом, при котором действует юридическая клиника.
В зависимости от категорий дел, которые рассматриваются в юридической клинике, можно выделить: юридические клиники общего права; специализированные юридические клиники; юридические клиники общего права, но с ограничениями (например, без «уголовных дел»). Юридические клиники общего права рассматривают любые дела. Круг дел, рассматриваемых специализированными клиниками, является ограниченным. Специализация клиники может определяться отраслью права (экологическая клиника, клиника трудового права и т.п.) или особенностями клиентов (клиника по работе с беженцами, клиника по работе с осужденными, клиника по работе с инвалидами, пенсионерами и т.п.); специализация клиники может определяться особенностями региона.
Более сложной формой работы с клиентом является дистанционное или заочное консультирование. В этом случае о характере правовой проблемы студенты могут судить только по тексту обращения (писем и копий присланных документов). Для проведения устной консультации студентам требуются несколько иные навыки. Но дача письменных консультаций развивает навыки анализа юридических документов, делового письма, юридической техники и также может быть полезна в обучении профессиональным навыкам. Такие просьбы о консультации студенты могут получать (и соответственно, давать консультации), как правило, по почте; реже через Интернет.
Весьма нестандартной формой является работа «горячих линий». В этом случае консультации предоставляются по телефону. Как правило, в юридических клиниках запрещают давать немедленную консультацию. Исключение составляет юридическая справка, не требующая дополнительной подготовки. Однако в специализированных клиниках вопросы и, соответственно, ответы могут быть типовыми, не требующими подготовки.
Некоторые юридические клиники используют при работе с клиентами средства массовой информации (ТВ, радио, газеты). В этом случае возможна предварительная подготовка ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы либо работа в режиме «вопрос-ответ».
Правовые основы организации и деятельности юридических клиник
Одним из первых юридических документов федерального уровня был Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. N 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров». В Приказе говорилось о необходимости поддержки создания правовых консультаций («правовых клиник») для населения на правах структурных подразделений вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров. Кроме того, был утвержден перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие «правовых клиник» для населения. Первоначально этот список насчитывал 9 вузов; позже в список были добавлены еще 6 вузов. Московская государственная юридическая академия была внесена в данный список Приказом от 7 августа 2001 г. N 2909.
Позже термин «юридическая клиника» был включен в государственные образовательные стандарты. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763 (в ред. от 31 мая 2011 г.), указывается, что в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках)). В Стандарте подчеркивается, что практики проводятся в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом. Причем наличие помещения для студенческой правовой консультации (юридической клиники), кроме вузов, в которых обучение сочетается со службой в правоохранительных органах и военной службой, входит в минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения.
Таким образом, в Стандарте по направлению «магистр» юридическая клиника рассматривается как место прохождения практики, а также как средство получения обучающимися личностных и профессиональных компетенций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 (в ред. от 31 мая 2011 г.), юридическая клиника рассматривается только как место прохождения практики. В соответствии со Стандартом практики проводятся в организациях и учреждениях по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а учебная практика и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
В соответствии с этим в учредительных документах вузов стали появляться соответствующие нормы. Например, в п. 2.4 Устава ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденного Приказом Минюста России от 8 июня 2011 г. N 240, указывается, что в целях достижения органичного единства между теорией и практикой, выработки навыков применения законодательства в Академии и ее филиалах могут создаваться центры правовой помощи (юридические клиники), которые действуют на безвозмездной основе и деятельность которых регламентируется соответствующими положениями.
Приказом Генпрокуратуры России от 4 октября 2010 г. N 373 (в ред. от 3 сентября 2012 г.) «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» руководителям кадровых подразделений прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур предписано оказывать содействие студентам в сборе практического материала для выполнения курсовых и дипломных работ, организации деятельности юридических клиник при образовательных учреждениях.
3 августа 2012 г. был подписан Приказ Министерства образования и науки РФ N 589 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и Порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи», который через несколько месяцев был отменен (Приказ Минобрнауки России от 14 ноября 2012 г. N 917).
Правозащитная функция юридических клиник упоминается, например, в Основах государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168. В документе указывается, что одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.
В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» целая статья посвящена юридическим клиникам. В ст. 23 Закона названы следующие цели юридических клиник:
Важно отметить, что в соответствии с данным Законом предусмотрено создание юридических клиник только на базе вузов. Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательному учреждению высшего профессионального образования его учредителем, или структурного подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Такой подход представляется правильным. Дело в том, что правовую помощь оказывают студенты, у которых уровень знаний разный; студенты в силу отсутствия должного объема знаний и навыков могут дать неправильную консультацию, что может привести к еще большему нарушению прав гражданина. Поэтому создание юридических клиник в вузах, включение юридических клиник в образовательный процесс является важной мерой обеспечения качества, защитой прав обращающихся.
В Законе подчеркивается, что в оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Вместе с тем в Законе сделана определенная оговорка, в силу которой порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. N 994 был утвержден Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи. Анализ данного документа показывает, что юридическая клиника Минобрнауки России рассматривается не столько как часть образовательной программы, сколько как средство оказания правовой помощи. Безусловно, такой подход вызывает определенную озабоченность.
Так, по замыслу Минобрнауки России юридическая клиника осуществляет свою деятельность в целях:
Об образовательном процессе в названном документе говорится только в контексте создания юридической клиники. Предусматривается возможность создания юридической клиники либо как самостоятельного юридического лица, либо как структурного подразделения образовательного учреждения. Решение о создании юридической клиники в качестве юридического лица принимается образовательным учреждением, если такое право предоставлено образовательному учреждению учредителем. Учредитель образовательного учреждения согласовывает создание юридической клиники в качестве юридического лица на основании ходатайства образовательного учреждения и выписки из протокола заседания ученого совета образовательного учреждения по данному вопросу. Юридическая клиника в качестве юридического лица создается в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций, и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом.
Решение о создании юридической клиники в качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимается в порядке, установленном уставом образовательного учреждения для принятия решения по созданию структурного подразделения образовательного учреждения. Юридическая клиника в качестве структурного подразделения образовательного учреждения осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения.
Наверное, Министерство образования и науки РФ могло бы уделить значительно большее внимание именно образовательной составляющей в деятельности юридических клиник, включить значительно большее количество норм, действительно регулирующих особенности создания и деятельности юридических клиник на базе образовательных учреждений.
Кто преподает и работает в клинике: количество и квалификация преподавателей и вспомогательного персонала; выявление круга специалистов, услугами которых можно воспользоваться; какими методами будут пользоваться преподаватели для работы со студентами, отвечающими за ведение дел; определение сотрудников юридической клиники и взаимоотношений между ними; взаимоотношения клиники с «неклинической» частью факультета.
Какова специализация клиники: категория дел, рассматриваемых в клинике; как преподаватели и студенты в клинике приобретают теоретические знания и практические навыки по отраслям права, в которых будет работать клиника; кто является клиентом клиники.
Как юридическое сообщество относится к клинике: взаимоотношения между студентами и судом или другой организацией, где студенты работают; установление определенных отношений с судьями и аппаратом суда.
Какие особенности технологии работы клиники: возможность работы с клиентами во времена летних и других студенческих каникул; разработка системы закрытия дел и межсеместровой передачи дел от одних студентов другим.
Как организовать рабочее место: формирование специализированной библиотеки, в печатной и электронной форме; планирование физического пространства для клиники, необходимого оборудования и систем вспомогательных услуг.
Какие особенности делопроизводства: разработка специальных бланков и форм; создание системы, с помощью которой клиника будет создавать и поддерживать собственный банк данных; разработка стандартной системы хранения информации.
Как обеспечивается качественная работа: создание систем для передачи дел на апелляции, если сама юридическая клиника апелляциями не занимается.
Выше был представлен далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые надо продумать заранее. Безусловно, на эти вопросы можно отвечать по-разному и в разной последовательности. Этим и будет определяться последовательность шагов по созданию юридической клиники, этим списком в самом общем виде можно очертить круг организационных вопросов и проблем, которые надо решить при создании клиники.
Анализ локальных актов, регулирующих особенности организации и деятельности юридических клиник на базе образовательных организаций, показывает, что роль и место юридической клиники определяются по-разному.
URL: http://lawclinic.msal.ru/ about/docs.
Фактически в Центре на первое место поставлена именно образовательная цель; для студентов/стажеров проводятся специальные дополнительные занятия. Занятия проводятся в интерактивной форме по специальным учебным планам.