Что видит слепой с рождения
Слепота – медицинский термин означающий серьезное повреждение зрения или полное его отсутствие.
При слепоте невозможно либо значительно ограничено зрительное восприятие вследствие значимого сужения поля зрения, а также снижения остроты центрального зрения.
В клинической практике, различают следующие виды данной патологии:
Причины слепоты
Боязнь ослепнуть, очень часто побуждает мнительных людей при обращении к врачам, задавать довольно глупые вопросы, к примеру: могут ли люди ослепнуть во сне? При этом, для любого грамотного специалиста не составит труда объяснить, что у абсолютно здоровых людей, внезапная слепота не возникает. Данная патология может стать следствием таких состояний и заболеваний, как:
Существует и ряд специфических разновидностей слепоты:
Дальтонизм. Это аномалия, при которой человек не может различать цвета, которые без труда различают другие. Патология, как правило, предопределена генетически и передается по мужской линии. По статистике, она выявляется почти у 8% мужчин, у женщин, же этот показатель составляет менее 1%. Причем, у подобных пациентов, в большинстве случаев, острота зрения остается в норме.
Куриная слепота. При данной патологии, человек теряет способность различать окружающие объекты в сумерках. Подобное нарушение может иметь, как генетическую природу, так и развиться вследствие ряда заболеваний. Подавляющее количество пациентов с куриной слепотой, в светлое время суток, имеют нормальную остроту зрения. Поэтому, именовать подобное явление слепотой, достаточно трудно.
Снежная слепота. Это ухудшение или полное отсутствие зрительного восприятия при мощном воздействии на зрение УФ-лучей. Чаще всего, такое нарушение, походит со временем из-за разрастания тканей поверхности роговой оболочки. Снежная потеря зрения – явление временное и никогда не влечет за собой абсолютную слепоту. Движение объектов, яркий свет, очертания предметов, люди в любом случае видят.
Диагностика
Полная слепота, наступившая вследствие повреждения зрительного нерва или перенесенного инсульта, лечению не поддается. В таких случаях, восстановить зрение, к сожалению, невозможно.
Улучшить качество жизни слепых пациентов призваны специальные средства, разработанные для облегчения их повседневной жизни: книги и пособия, написанные шрифтом Брайля (сегодня существуют и электронные варианты), компьютерные программы, а также ряд устройств, существенно расширяющих возможности невидящих (полностью слепых и имеющих слабое зрение).
Современная офтальмология пока не располагает методиками лечения врожденного дальтонизма. При приобретенной его форме, требуется устранение причин, приведших к её развитию. Иногда, улучшение зрения может наступить после отмены приема того или иного медикаментозного препарата.
Профилактика
При наличии определенных знаний и возможности получать высококачественное медицинское обслуживание, наступление слепоты, можно предотвратить.
Слепота, возникающая вследствие травм, предупреждается абсолютным соблюдением инструкций по защите глаз. Формы эссенциальной слепоты, могут устраняться посредством коррекции пищевого рациона. Раннее выявление катаракты и глаукомы, с регулярно проводимым лечением, позволит избежать слепоты связанной с данными заболеваниями. Контроль уровня сахара крови и поддержание собственного веса, а также занятия физическими упражнениями, отказ от курения и соблюдение определенной диеты, поможет не ослепнуть вследствие диабетической ретинопатии.
В связи со всеми вышеперечисленными проблемами, следует дать совет больше времени проводить на свежем воздухе. За счет этого орган зрения отдыхает, а организм укрепляется. Это является очень хорошей профилактикой всех системных патологий. Можно также попробовать народные методы ухода за глазами, в том числе примочки и капли. При этом следует тщательно следить за своим здоровьем. При первых симптомах изменения цвета глаз следует незамедлительно записаться к специалисту и провести обследование.
В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника консультирует детей от 4 лет. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 800 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.
Жизнь в темноте: что видят незрячие люди?
Крайне сложно даже представить, каким видит мир и что чувствует человек, лишенный зрения. Особенно если он таким родился. Казалось бы, такие люди обречены на беспомощность и ограничения во всём. Но среди нас немало примеров тех, кто с такой серьёзной проблемой смог не только хорошо приспособиться к жизни, но и достичь больших успехов. Благо в современном мире появляется всё больше средств, направленных на то, чтобы помочь незрячим людям занять достойное место под солнцем.
4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус
Примерно 90% информации, поступающей извне, мы воспринимаем через зрение. Поэтому его отсутствие у слепых людей должно хотя бы немного компенсироваться обострением других органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Они вынуждены сильнее напрягать слух, поскольку по громкости звуков можно понять, насколько близко или далеко от них какой-то объект. Ощущения от прикосновений к предметам должны дать незрячим людям чёткую картину, из чего эти предметы состоят, насколько они велики, и как их можно применять. Обоняние также играет очень большую роль в жизни слепого человека, ведь запахи нередко указывают на то, безопасно ли находиться в данных условиях.
А вот со вкусом сложнее. Это, конечно, тоже важный канал поступления информации. Но у зрячих людей желание попробовать определённую пищу возникает обычно исходя из внешнего вида блюда. Слепые же лишаются этого и вынуждены следовать интуиции, опираться на запахи и доверять окружающим.
Образы мира у незрячих людей
Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?
Восприятие цветов
Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.
Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает. Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».
Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).
Как описать слепому человеку цвет?
Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.
Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).
Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.
Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.
Способы адаптации слепых людей
Все средства, которые помогают незрячим людям чувствовать себя полноценно в окружающем пространстве, также связаны с использованием других органов чувств, преимущественно слуха и осязания.
Трость
Это одно из самых распространённых средств, применяемых слепыми для передвижения в помещении и на улице. Обычно тростью либо водят из стороны в сторону, либо простукивают пространство впереди себя, определяя, нет ли вблизи объектов, с которыми можно столкнуться, или препятствий, кочек, ям, представляющих опасность. Для привлечения внимания окружающих незрячие люди используют трости белого цвета (с 1921 года это символ слепых людей).
В современном мире трости становятся всё более усовершенствованными, что даёт слепым возможность чувствовать себя увереннее и легче адаптироваться в окружающей обстановке. Наряду с обычными, выпускаются трости, снабжённые GPS-навигатором и ультразвуковым сигналом, предупреждающим о приближении к объекту или препятствию.
Собака-поводырь
Изначально подходящей породой собак для того, чтобы стать поводырём, считалась немецкая овчарка. Сейчас для этого также подходят лабрадоры, колли, золотистые ретриверы, ротвейлеры, боксёры, пудели и другие собаки.
Собаки проходят обучение в специальных школах под руководством тренера. А в заключительный период (в последний месяц обучения) в процесс включается также слепой человек, будущий хозяин поводыря. Он и собака привыкают друг к другу, между ними устанавливается тесная связь. Человек учится ухаживать за питомцем, давать ему правильные команды. Собака осваивает навыки обнаружения препятствий, учится безопасно вести хозяина в указанное место, а также «рассуждать», то есть не подчиняться сразу командам, если они представляют опасность для слепого, а где-то выждать или пойти немного по-другому. Это уникальные животные, которые имеют силу воли и могут игнорировать отвлекающие от цели объекты.
Обычно с собакой-поводырём незрячий человек чувствует себя менее одиноким и более уверенным на улице, активнее взаимодействует с окружающими, легче справляется со стрессом и менее подвержен депрессии. Собака становится главным помощником, другом и полноценным членом семьи.
Шрифт Брайля
Чтобы слепые люди могли читать и писать, был специально разработан шрифт Брайля. Для изображения букв используются ячейки из шести точек. Комбинация выпуклых точек в каждой ячейке воспринимается на ощупь как конкретная буква (символ). Это позволяет незрячим людям достаточно быстро читать. Чтобы написать какой-то текст, точки прокалывают. Позднее появилась расширенная система Брайля, состоящая из восьми точек.
Другие способы познания мира и адаптации в нём
Жизнь на ощупь
Как чувствуют себя люди, лишённые слуха и зрения одновременно? Способы взаимодействия с миром и другими людьми ограничиваются лишь осязанием, запахами и вкусом. У тех, кто потерял эти функции при жизни, остаётся ещё и память о явлениях, которые они лицезрели или слышали ранее.
На помощь слепоглухим людям приходит тактильный способ чтения и письма (шрифт Брайля). Из внешних сигналов они воспринимают вибрации.
К сожалению, такие люди в большинстве своём оказываются и немыми, поскольку не имея возможности слышать речь, они не знают, как воспроизводить её.
Адаптироваться в мире людям с такими ограничениями крайне тяжело, но немало примеров того, как слепоглухие смогли не только получить образование, но и успешно взаимодействовать с другими, освоить несколько языков, написать не одну книгу.
Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей
Несмотря на то что незрячие люди имеют инвалидность, многие из них стараются чувствовать себя совершенно обыкновенными и вести активный образ жизни.
Конечно, учебная и трудовая деятельность имеют множество ограничений для слепых. Необходимы особые условия работы, специальное оборудование, щадящий график, наличие наставников. Крайне ограничен круг специальностей для людей, лишённых зрения. Но на современных предприятиях создаётся всё больше возможностей для того, чтобы инвалиды (в том числе, по зрению) могли чувствовать себя полноценными работниками. Специальные программы, разрабатываемые в государстве, также этому способствуют.
Большинство слепых стремятся создать семьи и успешно создают их. Довольно часто браки заключаются между людьми, страдающими аналогичным дефектом. Но немало семей, в которых только один из супругов является незрячим. Безусловно, сильное волнение испытывают семьи, ожидающие ребёнка. Будущие родители переживают о том, сможет ли их малыш видеть. Причём вероятность рождения зрячего ребёнка в семьях, где только один из родителей слепой, очень высока. Возможно это и в браках, где оба родителя незрячие (если супруги страдают разными видами слепоты).
Многие слепые люди довольно хорошо адаптируются в окружающем мире и стремятся к тому, чтобы к ним относились как к обычным людям, не имеющим физических недостатков. Поэтому они даже не всегда нуждаются в помощи, а излишнее внимание к себе и гиперопека со стороны окружающих могут обидеть их. Самое важное – это не игнорировать людей, лишённых зрения, а любыми способами давать им понять, что они полноценные члены общества, общаться с ними на равных и оказывать помощь и поддержку в том объёме, в котором они их запрашивают.
Что видит слепой с рождения
Новорожденный начинает видеть сразу после появления на свет, но совсем не так, как взрослые.
Бесплатные занятия с логопедом
Про зрительные и слуховые способности новорожденных чего только не рассказывают. Например, что они видят мир перевернутым, черно-белым и размытым, а слышат идеально уже в животе у мамы. Предлагаем выяснить, что из этого миф, а что — правда. А заодно узнаем, как помочь малышу развить зрение и слух с учетом имеющихся возможностей.
Зрение младенца
Новорожденный начинает видеть сразу после появления на свет, но совсем не так, как взрослые. Новый мир предстает перед ним в виде размытых черно-белых пятен. Все потому, что мозг, который участвует в построении визуальных образов, и сам зрительный аппарат пока еще недостаточно развиты. Однако в первый год жизни система зрения будет так стремительно совершенствоваться, что вместо мутных очертаний малыш в итоге увидит четкую разноцветную картинку. Поэтапно, месяц за месяцем у малыша будут появляться новые визуальные возможности.
Первые дни жизни
Новорожденный видит нечетко, без объема и только то, что находится от него не дальше 30 сантиметров. И это не удивительно, ведь глазное яблоко еще такое маленькое, что изображение формируется не на сетчатке, как должно быть, а за ее пределами. К тому же на сетчатке пока еще нет желтого пятна — участка, отвечающего за остроту зрения.
Глазные мышцы пока не окрепли, поэтому у малыша проблемы с фокусировкой взгляда. По этой же причине глазки могут быть сведены к носу или смотреть в разных направлениях — обычное младенческое косоглазие.
Новорожденный не различает цветов, кроме черного и белого. Зато отлично разделяет свет и тьму. На яркий свет реагирует сразу — зажмуривается, пытается спрятаться, может заплакать — так проявляется безусловный зрительный рефлекс. Его наличие врач проверяет во время первого осмотра ребенка, когда направляет в каждый глаз свет от фонарика — в норме зрачки в ответ должны сузиться.
Новорожденные видят мир перевернутым — есть такое мнение, но оно из разряда мифов. С самого рождения человек, если у него нет патологий головного мозга, видит изображение «правильно».
Сейчас уже можно начать тренировать зрение ребенка. Для этого пока достаточно просто чаще с ним общаться: наклоняться к малышу ближе, разговаривать с ним, чтобы он обратил на вас внимание и попытался сфокусировать взгляд на вашем лице. Можно продолжить общение, взяв ребенка на ручки — есть мнение, что младенцам легче задерживать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении.
1 месяц
Новорожденный уже лучше видит крупные предметы, продолжает учиться фокусировать взгляд и совершать координированные движения глаз из стороны в сторону.
К концу первого месяца можно показывать малышу контрастные черно-белые рисунки — специальные подборки для самых маленьких есть в интернете, остается только распечатать их на принтере. И конечно полезно гулять, потому что естественный свет способствует развитию зрительной системы. К тому же выходы в большой мир дают ребенку много визуальной информации.
2 месяца
Младенец способен ненадолго удерживать взгляд на статичном предмете. Пытается следить глазами за движущимися вблизи объектами, но пока только по горизонтали. Окружающая картинка становится более четкой, наступает радостный момент, когда малыш наконец-то может разглядеть лицо мамы и отличить его от других лиц.
Жизнь потихоньку наполняется красками: ребенок начинает распознавать цвет, имеющий самую длинную световую волну — красный.
Самое время разместить над детской кроваткой мобиль. В качестве подвесок идеально подойдут крупные игрушки с черно-бело-красными геометрическими орнаментами. Находиться они должны на расстоянии 40-50 сантиметров от глаз малыша. Ребенок будет пытаться рассмотреть контрастные рисунки, отрабатывая фокусировку взгляда, а также следить за движущимися подвесками, тренируя тем самым глазные мышцы.
3 месяца
Малыш с интересом рассматривает окружающие его предметы, следит за движущимися объектами. Теперь он может различать еще один цвет — желтый, и распознает лица людей, которых часто видит.
4–5 месяцев
Ребенок хорошо видит даже на расстоянии метра от себя, способен разглядеть детали и уже четко различает черты лиц и мимику. Картина мира окрашивается в еще один цвет — зеленый.
Пространство получает глубину: малыш может следить не только за предметами, которые двигаются из стороны в сторону, но и теми, которые перемещаются от него и к нему. Развивается хватательный рефлекс, и ребенок активно учится оценивать расстояние до предметов, пытаясь их схватить. Он берет игрушки ручками, приближает и отдаляет их от лица, ощупывает, облизывает, грызет — все это помогает ему постигать объемность предметов.
6 месяцев
Малыш легко фокусирует взгляд, зрение становится четким и объемным. Теперь он различает все цвета, поэтому самое время знакомить его с их названиями.
В полгода, как правило, проходит младенческое косоглазие. Если этого не произошло, ребенка необходимо показать офтальмологу.
7–8 месяцев
Ребенок уже неплохо анализирует всю визуальную информацию. Люди для него делятся на своих и чужих: своим он обычно улыбается, незнакомца может напугаться. Понимает разницу в форме предметов, распознает геометрические фигуры. Различает не только цвета, но и многие их оттенки.
Младенец уже хорошо видит объекты, находящиеся вдали и спокойно переключает внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.
9–12 месяцев
Ребенок уже видит как взрослый. Теперь ему легче изучать пространство и находящиеся в нем предметы, ведь он уже ходит или активно пытается это сделать. Сейчас родителям важно поддерживать страсть малыша к познанию: знакомить с разными по цвету, размеру, структуре и форме объектами.
Слух младенца
Ребенок начинает слышать задолго до своего рождения. На 17 неделе внутриутробного развития малыш уже прислушивается к стуку маминого сердца, шуму бегущей по ее сосудам крови и работающих органов. Чуть позже он начинает улавливать звуки из «большого мира» — прежде всего голос мамы. Поэтому нет ничего странного в том, чтобы разговаривать с собственным животом, петь ему песенки и рассказывать стишки.
Малыш не может воспринимать музыку, которую беременная слушает через наушники. Но если надеть наушники на живот — концерт по заявкам юных меломанов состоится.
Слуховой аппарат малыша уже готов принимать информацию. Но это не значит, что при рождении ребенок сразу будет слышать как взрослый — для настройки слуха понадобится несколько этапов.
Первые дни жизни
Сразу после рождения слух ребенка немного притупляется. Здесь не обошлось без разумного замысла природы, которая защищает младенца от звуковой лавины нашего мира, готовой обрушиться на него одномоментно. Разнообразные негромкие звуки и шумы пока не досаждают его ушам и не мешают беспечно спать. В первые дни жизни малыш лучше всего реагирует на громкие и резкие звуки. Причем реагирует бурно — может вздрогнуть и даже заплакать.
1 месяц
Малыш начинает четко слышать окружающие его звуки, привыкает к ним и уже не пугается случайного грохота так сильно, как в первые дни после рождения. Ребенок прислушивается к голосам и отлично улавливает интонации. Сейчас важно чаще беседовать с ним, стимулируя развитие речевых навыков.
2–3 месяца
Ребенок внимательно слушает звуки, двигает головой, глазами, стараясь определить, откуда они исходят, и совершенно точно распознает голос мамы. Происходит синхронизация слухового центра с речевым: ребенок пытается произносить гласные звуки и «агукает» в ответ на мамино «агу».
4–5 месяцев
Малыш уже точно определяет, откуда исходит звук и поворачивает в ответ на него голову. Реакции в ответ на звуки становятся более эмоциональными — ребенок может махать ручками и ножками, улыбаться и ворковать.
6 месяцев
В полгода ребенок уже слышит как взрослый. Дальше он активно продолжит познавать мир звуков, будет учиться их различать и воспроизводить.
Признаки нарушения зрения у младенцев и детей
Директор по развитию специализированного центра восстановления зрения ОПТИМЕД врач Александр Нелин прокомментировал статью «Признаки нарушения зрения у младенцев и детей», написанную группой авторов Burak Turgut, Onur Catak и Tamer Demir и опубликованную в International Journal of Ophthalmic Pathology в 2018 году:
В нашем специализированном центре восстановления зрения есть врачи, которые работают с детьми, и поэтому для нас важно как можно раньше определить, есть ли нарушения зрения у ребенка. Поэтому статья «Признаки нарушения зрения у младенцев и детей» привлекла мое внимание. Авторы пишут:
«Тяжелые нарушения зрения могут вызвать расстройства поведения и развития, а также нарушения в обучении, слухе, ходьбе и речи у детей. Расстройства, приводящие к ухудшению зрения или слепоте у детей, обычно возникают в первый месяц жизни. Возможно, что дети и младенцы не могут выразить визуальные жалобы. Обучение родителей клиническим признакам нарушения зрения у детей имеет решающее значение, поскольку считается, что половину случаев детской слепоты можно предотвратить. Кроме того, все дети должны быть осмотрены офтальмологом на первом и шестом месяце после рождения, в возрасте 18-24 месяцев, в возрасте 3 лет и 5-6 лет.
Расстройства, приводящие к ухудшению зрения или слепоте у детей, обычно возникают до второго месяца жизни. Грубыми нарушениями зрения, вызывающими плохое зрение сразу после родов, являются врожденная катаракта, врожденная глаукома и ретинобластома. Глазные расстройства с нистагмом, связанные с плохим зрением у ребенка с нормально выглядящими глазами, включают гипоплазию / дисплазию зрительного нерва, фовеальную гипоплазию (изолированный, врожденный альбинизм и аниридию), ювенильный ретиношизис, токсоплазменный хориоретинит, дистрофию фоторецепторов (врожденный амавроз Лебера и врожденную стационарную ночную слепоту). Причины плохого зрения при рождении у ребенка с нормально выглядящими глазами и без нистагма включают тяжелую аметропию, корковую слепоту, глазную моторную апраксию и задержку зрительного созревания. Таким образом, слепота или серьезное нарушение зрения возникают из-за органического нарушения зрительной системы, вызванного врожденной аномалией или заболеванием, а также из-за потери зрительного развития. Обучение родителей клиническим признакам нарушения зрения у детей имеют решающее значение, потому что считается, что половину случаев детской слепоты можно предотвратить».
Авторы поясняют понятия «слепота и слабовидящий глаз» следующим образом:
«Лица со скорректированным уровнем остроты зрения 10% (20/200) или менее 6 метров и с полем зрения менее 10 градусов вокруг центральной фиксации или 20 градусов в лучшем глазу считаются юридически слепыми, несмотря на очки / контактные линзы и все виды лечения. Однако уровень остроты зрения у ребенка при рождении обычно ниже, чем у взрослого: около 5%. Глаз с наилучшей коррекцией остроты зрения от 10% до 30% в хорошо видящем глазу, считается глазом со слабым зрением».
Авторы объясняют, что необходимо для развития функции хорошего зрения у ребенка:
«Для развития полного и острого зрения необходимо следующее:
Чтобы обеспечить эти стадии, глаза должны быть на одном уровне; ответы зрачка на условия освещения должны быть полными; преломляющие структуры (роговица, хрусталик, стекловидное тело) должны быть прозрачными; форма и толщина хрусталика должны быть регулируемыми для поддержания оптимальной рефракционной кривизны и аккомодации; нейросенсорная сетчатка должна быть функциональной; зрительный нерв должен обладать способностью передавать изображение в зрительную кору, а зрительные центры должны быть неповрежденными. Если есть дефект, препятствующий попаданию изображения в нейросенсорную сетчатку, глаз подвергается риску амблиопии. Таким образом, период жизни в течение первых 3 месяцев у детей является критическим периодом для нарушения зрения.
Нормальное зрительное созревание начинается в первые недели жизни и завершается к концу 2-го года жизни. Ямка при рождении незрелая, и ее созревание заканчивается примерно в 4 года. Сосредоточение внимания на лицах и предметах и на улыбающихся лицах родителей обычно начинается в 4-5 недель и в 6-8 недель соответственно. Визуальная фиксация может быть продемонстрирована вскоре после рождения. У большинства новорожденных обычно уровень остроты зрения составляет примерно 20/400. Стереопсис и бинокулярная зрительная функция развиваются в возрасте 3-7 месяцев. Цветовое зрение хорошо развито к возрасту 5-6 месяцев. Восприятия глубины нет при рождении. Трехмерная визуализация двумя глазами развивается к возрасту 5-6 месяцев. Развитие глаза в значительной степени завершается почти к 3-х летнему возрасту. Развитие зрительных центров в мозге завершается в возрасте 5-7 лет. В первые 6 лет жизни происходит 90% визуального развития. Острота зрения у ребенка обычно достигает уровня взрослого в возрасте 3-5 лет.
Далее в своей статье авторы подробно поясняют, как родители могут определить уровень зрения у детей без проблем со зрением (у нормальных младенцев и детей), какие могут быть признаки у детей с проблемой зрения и каковы последствия серьезного нарушения зрения или слепоты:
«Аспект родителей: как родители могут определить уровень зрения у детей без проблем со зрением (у нормальных младенцев и детей)?
Дети могут иногда выражать жалобы на зрение. Кроме того, лень глаз (амблиопия) может не иметь предупреждающих признаков. Таким образом, если родители наблюдают следующее, зрение младенца или ребенка обычно нормальное:
Сетчатка, зрительный нерв и зрительная кора незрелые. Тем не менее, ребенок может сфокусироваться на объекте и смотреть на него. Зрачковая реакция на свет (световой рефлекс) присутствует у доношенных детей при рождении, хотя и является вялой. У недоношенных новорожденных с гестационным возрастом менее 29 недель световой рефлекс отсутствует и развивается к 30-31 неделе постменструального срока. Моргательный рефлекс почти полностью проявляется у доношенных детей, если им постучать по лбу кончиком пальца.
Наблюдение родителей: каковы признаки у детей с проблемой зрения?
У некоторых детей с нарушениями зрения глаза могут выглядеть нормально. Родители должны быть предупреждены о визите к офтальмологу как можно скорее для обследования и лечения возможных нарушений зрения, если они наблюдают следующие поведенческие и визуальные признаки:
Каковы последствия серьезного нарушения зрения или слепоты?
Школьные годы: Ежегодные обследования»
Как врач-офтальмолог, я согласен с выводами автора, что «Обучение родителей клиническим признакам нарушения зрения у детей имеет решающее значение, поскольку считается, что половину случаев детской слепоты можно предотвратить. Все дети должны быть осмотрены офтальмологом на первом и шестом месяце после рождения, в возрасте 18-24 месяцев, в возрасте 3 лет и 5-6 лет. Кроме того, в случае выявления одного или нескольких из вышеупомянутых симптомов и признаков, связанных с нарушением зрения, дети должны быть осмотрены офтальмологом для выявления заболеваний, влияющих на зрение, и для раннего лечения амблиопии как можно скорее».