дайте определение понятия форма государства назовите ее элементы
Понятие и элементы формы государства
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:
1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;
2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;
3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.
В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.
Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Российская Федерация является полупрезидентской республикой.
Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.
Дайте определение понятия форма государства назовите ее элементы
Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно:
1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти);
2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью;
3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.
Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы.
Существует два подхода к форме государства:
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы:
б) экстремистская (фашистская);
в) милитаристская (правление военного центра);
г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
а) традиционная (США, Англия);
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы
17. Понятие формы государства, ее элементы
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
форму территориального (государственного) устройства
политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Форма государства— это способ организации государственной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, складывающихся между ними и обществом. Под формами государства понимаются формы правления, формы государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории развития государств наблюдаются разнообразные формы монархии и республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.
Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.
Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.
Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима.
18.Форма правления: понятие и виды
Форма государственного правления характеризует организацию высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом. Различаются две формы правления: монархия и республика.
Монархия — такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу — монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании традиций, обычаев или законов о престолонаследия.
В истории мы видим самые различные монархии: неограниченные и ограниченные. К числу первых можно отнести деспотические и теократические рабовладельческие монархии Древнего Востока, абсолютные монархии периода феодализма. Идеология абсолютизма ярко выражена в словах короля Франции Людовика XIV: «Государство — это я». В России абсолютная монархия установилась при Петре I. Абсолютный монарх сосредоточивает в своих руках все основные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную, военную.
В ограниченных монархиях власть монарха ограничена каким-либо представительным орган.
В современных условиях существуют конституционные монархии, где власть монарха ограничена представительным органом и конституцией. Конституционные монархии бывают парламентарными и дуалистическими. В парламентарных монархиях власть монархов значительно ограничена парламентом и кабинетом министров. Положение монарха выражается в образной формуле: «монарх царствует, но не управляет».
В дуалистической монархии монарх делит власть с парламентом. Парламент осуществляет законодательную деятельность, монарх возглавляет исполнительную власть.
Республика характеризуется тем, что высшим органом власти здесь является выборный коллегиальный орган, которому принадлежит право принятия законов как актов высшей юридической силы, или народное собрание.
Буржуазные республики бывают парламентскими и президентскими. Основное их различие состоит в правовом положении правительства.
В парламентской республике правительство формируется парламентом из членов партии (или коалиций партий), имеющей в парламенте большинство. Правительство ответственно перед парламентом, который может выразить правительству недоверие, и тогда правительство уходит в отставку.
В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Полномочия президента в президентской республике весьма значительны и несомненно, весомее власти нынешних монархов.
Форма государства: понятие и элементы
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.
От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
Элементами формы государства являются:
Форма государственного правления
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В президентской республике:
1) Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства.
2) Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству.
3) Президент не может распустить парламент.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Форма государственного устройства
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
В зависимости от этого критерия различают следующие формы.
Политический режим: понятие, признаки, виды
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.
По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.
Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):
— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;
— характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
— место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
— тип политического поведения; характер политического лидерства;
— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
— политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
— меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Основными характеристиками демократического режима являются следующие:
— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— предполагается существование правового государства и гражданского общества;
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
— силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
— доминируют методы убеждения, компромисса;
— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
— гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений) (см. схему 15).
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:
— государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
— общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
— государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
— господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством,
— запрет оппозиционно настроенных сил;
— права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
— фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Основные характеристики авторитарного политического режима:
— в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
— игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
— роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
— суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
— сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
— сохраняется ограниченная цензура, «полугласность», в то же время отсутствует террор;
— существует частичный плюрализм;
— права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
— силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.
В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:
1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
Формы государства
Форма государства – это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, которая включает его территориальную организацию, принципы и способы образования и взаимодействия государственной власти, а также методы осуществления и реализации государственной власти посредством проведения государственной политики.
Определение понятия форма государства
Понятие форма государства отражает внутреннюю организацию государства, способ его устройства. Именно с помощью данных составляющих представляется возможным отличить одно государство от другого.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Элементы формы государства
Форма правления. Представленный элемент формы государства характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления выделяют страны с монархической или республиканской формой правления.
Форма государственного устройства. Суть этого элемента сводится к отражению территориальной структуры государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. В последнее время выделилась еще одна форма государственного устройства – региональное государство.
Политический (государственный) режим. Данный элемент представляет собой систему методов, способов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть. В зависимости от особенностей набора используемых приемов властвования выделяют три основных политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Виды формы государства
Как правило, формы государства разделяют по следующей типологии:
Монократическая форма
Для монократической формы государства характерно единовластие – государственная власть сосредоточена либо в руках единоличного монарха, либо одного государственного органа.
Также отличительной чертой данной формы государства является тоталитарная система, власть полностью закрыта от постороннего вмешательства, которое зачастую может жестко пресекаться. В государстве существует единая идеология, которая зачастую выражается в культе личности, а также однопартийность или несменяемый лидер страны.
Монократическая форма государства имеет следующие разновидности:
Поликратическая форма государства
Поликратическая форма менее жесткая. При такой форме государства в стране имеется система разделения властей, происходит децентрализации территориального управления, преобладают демократические методы управления, которые выражаются в проведении выборов, предоставлении свобод и гарантий гражданам.
Поликратическая форма государства подразделяется на следующие виды:
Сегментативная форма государства
Сегметативная форма является промежуточной формой, при которой в обществе преобладает довольно широкий слой олигархии, однако правящую верхушку занимает одно лицо – президент или монарх. Представленная форма государства имеет следующие разновидности:
Вывод
Категория форма государства отвечает на вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.