дебет и кредит отличие
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.
Чем отличается дебет от кредита: понятия, различия, особенности заполнения и проводки
Достаточно часто как на интернет просторах, так и в реальной жизни можно услышать термины «дебет» и «кредит». Нередко хочется пропустить этот вопрос и не разбираться, чем отличается дебет от кредита, тем более, что подобные термины могут иметь разные значения, в зависимости от того, в каком контексте применяются в бухгалтерском учете.
Чем различаются эти два понятия
Впервые эти понятия были использованы еще 500 лет назад математиком Лукой Пачоли. Терминология пошла с латинского: «дебет» означает в буквальном переводе «должен он», а «кредит» – «должен я».
Этим же автором был создан труд, в котором были прописаны основы бухгалтерского учета, используемые по сей день, хотя с небольшими изменениями.
Проще всего объяснить понятие и разницу между дебетом и кредитом на основе примера.
Допустим, необходимо заплатить налоги со счета предприятия. В этом случае перевод денег с расчетного счета будет считаться кредитом для этого счета и дебетом для счета «налоги».
Таким образом, дебет подразумевает под собой «приход», а кредит – «расход». В бухгалтерском учете два понятия неразрывно связаны между собой. Дебет не может существовать без кредита и наоборот: если в одном месте убыло, то во втором прибыло. Вот в чем основная разница дебета и кредита.
В бухгалтерском учете
Ведение бухгалтерского учета подразумевает, что для всех операций вводится одна единица измерения, которая представляет собой денежный эквивалент. В данном случае (на просторах Российской Федерации) такой единицей является рубль. Деньги в свою очередь являются эквивалентом любого товара.
В активных и пассивных счетах
В активных и пассивных бухгалтерский счетах, дебет и кредит имеют разные толкования. В активном счету дебет отображает поступление средств, комплектующих, долгов других организаций. В пассивном – любые расходы, которые связаны с уменьшением денежных средств (налоги, зарплата). Кредит отображает поступление финансов, возврат долгов.
Дебетовая и кредитная карта
Чем отличается дебет от кредита, своими словами можно объяснить, используя кредитную карту и карту для выплат(дебетовую). Для примера можно взять обычного человека. У него есть дебетовая банковская карта, на которой имеются собственные средства. Когда деньги на нее поступают (например, заработная плата), то это является дебетом. Когда он расходует – кредитом.
Если речь идет о кредитной карте, то тут расход средств, которые принадлежат банку, это дебет, а их возмещение – кредит.
Функциональное назначение дебета и кредита
Дебет и кредит представляют собой инструменты для определения экономического состояния компании. На их основаниях бухгалтер может отследить положение дел и рассчитать такие понятия, как рентабельность или прибыль, в целом по предприятию или каких-либо направлениях его деятельности. Все это делается путем определения разницы между дебетом и кредитом.
Часто можно услышать подобное выражение: «Свести дебет с кредитом». Оно означает: сравнить эти показатели и подвести баланс.
Если дебет превышает или равен кредиту на активных счетах, то компания считается успешной в экономическом плане. Допустим за месяц предприятие произвело и реализовало товара на 1 млн рублей. При этом суммарные затраты на его изготовление составили около 80 %, или 0,8 млн рублей. Следовательно, к концу месяца дебет будет превышать кредит на 200 тыс., что означает что производство рентабельно.
Пример расчета дебетового и кредитового сальдо
Существуют также понятия дебетового и кредитового сальдо. Фактически разница между дебетом и кредитом и называется сальдо. Понятие можно разобрать на еще одном простом примере.
Допустим, начинающий предприниматель решил открыть точку по продаже теплиц. На момент открытия у него еще нет ни средств, ни долгов, как и самого товара. Но имеется покупатель, который желает вложить 100 тыс., при этом оставив товар до весны.
На первом этапе покупатель перечисляет деньги и ждет товара весной. Деньги уходят из кошелька покупателя в кассу. Предприниматель кладет почти всю сумму в банк на расчетный счет. При этом сначала увеличивается дебет счета «касса», а потом кредит. На расчетный счет деньги поступают, следовательно, дебет.
На следующем этапе ищется изготовитель, с которым заключается договор на 160 тыс. с предоплатой в половину суммы. Деньги перечисляются на счет поставщика и уходят с расчетного счета. Поставщик изготавливает и поставляет теплицы (дебет счета «склад»).
В конце месяца рассчитывается дебетовый и кредитовый оборот. Получается:
Остается вывести остаток по всем счетам. Он будет носит название итоговое сальдо. При расчете итогового сальдо из большего оборота отнимается меньшее. Например, по дебету р/с в банке 90 тыс., а по кредиту 80. Если их отнять, получает 10 тыс., которые записываются в дебетовой части счета.
В счете поставщик сальдо по дебету 80 тыс., а по кредиту 160. Получается кредитовое сальдо 80 тыс. В итоге получается результат для каждого счета, который означает следующее:
При продолжении работы все соответствующие операции отображаются в балансе, а конечное сальдо прошлого отчетного периода переносится на следующий. Подобное сальдо называется входящим.
Конечно, этот пример можно считать достаточно примитивным. В реальном бухгалтерском учете все выглядит несколько сложнее, что в первую очередь связано с необходимостью платить налоги, оплачивать услуги банка, зарплату сотрудникам, перечислять деньги за материалы, аренду и многое другое. Но этого примера вполне достаточно, чтобы разобраться, чем отличается дебет и кредит.
Принцип двойной записи
Построение всех проводок в бухгалтерии строится по правилу двойной записи. Оно обязательно к постоянному использованию. Суть его заключается в следующем:
Любой хозяйственной операции необходимо одновременно выполнить запись по дебету одного счета и по кредиту другого.
Если произошла операция, например, от покупателя на р/с (счет 51) поступили деньги, недостаточно в этом случае просто внести на счет 51 сумму поступления, дополнительно нужно определить два бухгалтерских счета из рабочего и, согласно правилу, одновременно записать операцию в дебет и кредит.
Тут важно правильно определить, в каком счете сумма вносится в дебет, а в каком в кредит.
При поступлении денег на счет уменьшается дебиторская задолженность покупателя и увеличивается количество денежных средств на р/с. Последнее является увеличением актива предприятия, поэтому отражается по дебету. Следовательно, в дебет 51 вносится соответствующая сумма.
Дебиторская задолженность, а также активы предприятия, которые в этом случае уменьшаются (счет 62), заносятся в кредит счета.
Бухгалтерские проводки
Проводкой в бухгалтерском учете как раз и будет называться одновременная запись суммы в дебет и кредит разных счетов.
Два счета, которые используются в проводке одновременно, называются корреспондирующими. Между ними осуществляется взаимосвязь, которая носит название «корреспонденция счетов». То есть согласно примеру, счет 51 корреспондирует со счетом 62.
Как выполнить проводку
Любая операция на предприятии должна быть отражена в проводке. Для этого необходимо взять рабочий план счетов и выбрать из него два, соответствующих данной операции.
Запись о передвижении материальных средств и их эквивалентов вводится одновременно в оба счета, но в одном в дебет, в другом в кредит. Для этого необходимо:
Подобным документом может быть:
Пример проводки
Пример будет построен на операции выдачи сотрудникам заработной платы из кассы. Для этого преимущественно используются соответствующие счета:
По своей сути зарплата представляет собой кредиторскую задолженность предприятия перед сотрудниками, то есть пассив. Выплачивая ее, предприятие уменьшает задолженность, то есть пассив уменьшается. Таким образом, в счет 70 сумма отражается по дебету. Соответственно, в счет 50 она же должна быть занесена по кредиту.
Когда зарплата выдается, количество активов предприятия уменьшается. Также наличные деньги в кассе представляют собой актив. Отражение уменьшения по активу вносится в счет 50, как кредит.
На основе этого примера можно понять, каким образом составлять бухгалтерские проводки, дебет и кредит как указывать в них и формировать остальные документы. Главное, помнить о правилах «двойной записи» и верно его использовать при ведении учета и составлении документации. Мы на примерах разобрали, в чем отличие дебета от кредита.
Дебет и кредит: что это такое и в чём отличия?
Причём такие методы учёта как кредит и дебет являются совершенно противоположными инструментами одного и того же бухучёта. Просто в любой организации бухучёт основывается на том, чтобы все его активы отражались как в балансе, так и счетах предприятия. Только в этом случае одни подпадают в разряд активов, а другие в разряд пассивов предприятия.
Любой бухгалтерский счёт состоит из двух частей:
2. Правая часть, это пассивный или активно-пассивный счёт – то есть, кредит (расход). Если кредит пассивный, то здесь фиксируются рост объёмов средств организации и её имущественные права. В том случае, если счёт пассивно-активный, то в нём отображается стоимостное уменьшение активов (имущества) организации. То есть кредит – это полная противоположность дебета, и он показывает расход организации. Поэтому все затраты предприятия и являются кредитом.
Для того чтобы бухгалтер сумел увидеть реальную финансовую ситуацию на предприятии, ему предстоит постоянно вести двойную бухгалтерию, то есть, фиксировать все кредитные и дебетовые операции. Посредством данных счетов проводится доскональный анализ деятельности предприятия, а все отчёты делаются в форме проводок. Основная функция проводки состоит в том, чтобы на счетах были отражены все материально – финансовые операции предприятия.
При этом все счета принято использовать двумя основными способами:
1. Приход, который подразумевает поступление на счёт организации денежных средств посредством проведения бухгалтерской проводки;
2. И расход, который подразумевает списание со счетов предприятия денежных средств посредством проводки.
При составлении проводки на счетах организации используются оба счёта. Причём использование двойной бухгалтерии является в настоящее время обязательным для всех юридических лиц. Так же нужно сразу отметить, что осуществление каждой отдельной операции обязательно приведёт к увеличению одного параметра и, соответственно, уменьшению другого.
Основными отличиями дебета от кредита являются:
— Итак, левая половина бухгалтерского счёта – это будет дебет, а правая – будет кредит.
— В том случае, когда счёт будет либо активным, либо активно-пассивным, то по приходу (дебету) будет фиксироваться рост активов/имущества организации, а по расходу (кредиту) будет фиксироваться уменьшение.
— Все имеющиеся остатки по дебету на счетах включаются в активную часть баланса, в то время как остатки по кредиту – зачисляются в пассивную часть баланса.
— В том случае, если счёт будет пассивным, то по кредиту будет учитываться увеличение долгов предприятия, а в случае учёта по дебету – будет отражаться уменьшение.
Таким образом, главными понятиями в бухгалтерии являются кредит/дебит, при помощи которых проводится тщательный анализ деятельности любой организации.
Что такое дебет и кредит?
Понятия «дебет» и «кредит» постепенно перекочевали из бухгалтерского лексикона «в народ», приняв новые формы – теперь мы пользуемся дебетовыми и кредитными картами, называем себя дебиторами и кредиторами… Запутаться в понятиях легко, но мы постараемся изложить определения терминов «дебет» и «кредит» простыми словами, рассмотрев их применение как в бухгалтерии, так и в повседневной жизни.
Что означает дебет и кредит?
Любая финансовая деятельность на предприятии или в организации отражается в отчетах бухгалтерии. Текущей работе характерно множество различных операций – закуп и реализация, расчеты с поставщиками, выдача зарплаты, получение банковской ссуды – структурировать все расходы и доходы помогает бухгалтерский учет.
Если объяснять грубо, что значит дебет и кредит, то проще будет назвать дебет – отражением приходных операций и того что имеет предприятие, а кредит – расходных операций или источников поступления средств. Кстати, в переводе с латыни, debet означает «он должен», а credit – «верит».
Бухгалтерский отчет сразу даст понять – где на предприятие «прибыло», а где «ушло». В целях стандартизации отчетности, бухгалтера используют общепринятые формы баланса и плана счетов. Левая колонка баланса всегда отражает дебет, а правая – соответственно, кредит.
В бухучете ведутся двойные записи, которые отражают операции сразу на двух счетах – например Дт50, Кт67 отражает поступление в кассу долгосрочного кредита. То есть, проводка говорит: деньги пришли, но мы их должны. Уравнивание дебета с кредитом – и есть основная задача бухгалтера.
Определение «дебет» и «кредит» в бухгалтерии
Дебет – это левая сторона бухгалтерских документов, на которой отражаются поступления на счет предприятия, а также все долги данному учреждению, числящиеся по данному счету.
Таблица дебет-кредит называется «бухгалтерский баланс»: это свод информации о стоимости имущества и обязательствах предприятия.
Дебет и кредит в банковской сфере
Отличие дебета от кредита в банковской системе имеет более простое и понятное отражение.
Дебетовый счет в банке – это счет для хранения и распоряжения собственными средствами, а кредитный счет предназначен для заёмных средств. Таким образом, дебетовая карта – это пластик, на котором хранятся наши собственные деньги, а с кредитки мы тратим деньги банка.
Понятие «кредиторская задолженность» означает задолженность предприятия пред другой организацией или отдельным лицом.
Получается, оформляя ссуду в банке, мы становимся дебиторами, имеющими кредиторскую задолженность.
Дебет и кредит: что это и для чего нужны
В бухгалтерской отчетности постоянно используются понятия «дебет» и «кредит». Но работать с ними иногда приходится и тем, кто понятия не имеет, что это такое. Например, это могут быть начинающие предприниматели. Им важно разобраться, чем эти понятия отличаются друг от друга, а также, что такое сальдо, оборот и как переносить эти показатели в следующий расчетный период.
Что такое дебет/кредит
Любые процессы, производимые организацией в ходе ее деятельности, всегда связаны с двумя видами операций — приходными и расходными. Для учета средств, поступивших на счета и списанных с них, были введены термины, о которых сейчас идет речь — «дебет» и «кредит». Понятия очень точно характеризуют особенности учета, ведь с латыни первое означает «должен он», а второе — «должен я». Опираясь на эти две характеристики, любой счет делят на две колонки. В левой, обозначенной как Дт (дебет), указывают приход. В правой (соответственно, кредит — Кт) — расход.
Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию. Некий гражданин посещает магазин и покупает костюм за 10 тысяч рублей. Если кошелек, из которого были изъяты средства, представить в виде счета, мы поместим их в колонке Кт, поскольку операция была расходной. Ведь гражданину пришлось рассчитаться ими за свое приобретение. С другой стороны, для магазина это была приходная операция, деньги на его счету отразятся в левой колонке Дт. В бухгалтерском учете отражаются оба счета. 10 тысяч записываются в обоих: на счету Покупателя в колонке справа, на счету продавца — слева.
Стоимость уходит из кредита счета и попадает в дебет. Такая процедура называется двойной проводкой. Дебет в ней указывает на покупателя, кредит — на источник их поступления.
Дебетовое и кредитовое сальдо
Дебет — это приход, кредит — расход, то о дебетовом сальдо можно говорить в том случае, когда остаток по дебету счета превышает остаток по кредиту. Кредитовое сальдо, соответственно, наоборот, превышение остаточной суммы по кредиту сравнительно с дебетом.
На первый взгляд кажется довольно сложным. Но ничего сложного в этом нет, если опираться на практические примеры. Допустим, у вас в планах открытие бизнеса по реализации теплиц. Условно дело происходит в осенний период. Предположим, у свежеиспеченной организации в распоряжении нет пока ничего: ни капитала, ни долговых обязательств, ни объектов продажи. Тем не менее имеется покупатель, желающий приобрести теплицы в количестве трех (на сумму 100 тысяч рублей) и оставить их у продавца до наступления весеннего сезона.
Дальнейшая процедура выглядит следующим образом:
Этап 1
Продавец получает от покупателя 100 тысяч рублей. Отправка товара отложена до весны. В бухгалтерской интерпретации этап отражается как кредит 100 тысяч на кошельке покупателя, дебет в аналогичном размере на кошельке у продавца.
Этап 2
Продавец помещает 90% (90 тысяч рублей) полученной суммы на свой расчетный счет. Деньги в указанном размере покидают его кошелек/кассу, что отмечается в правой колонке таблицы под обозначением «кредит». Зато на счету в банке появляется дебет 90 тысяч рублей. То есть уже имеются три таблицы.
Этап 3
Поскольку теплицы пока существуют только условно в договоре, фирме-исполнителю потребуется найти и оформить договор с изготовителем. С расчетом на будущее у поставщика заказываются теплицы в большем количестве, соответственно, на большую сумму (к примеру, на 160 тысяч рублей). Поскольку пока средства в данном объеме отсутствуют, компания договаривается о поэтапной оплате: 80 тысяч в текущем месяце, 80 — в следующем.
Таким образом, в графе «Кредит» на расчетном счете появляется сумма 80 000, а у поставщика она отражается в графе «Дебет».
Этап 4
Когда на склад фирмы-посредника приходят теплицы на 160 тысяч рублей, в кредите счета поставщика отмечается эта сумма. В дебете склада, соответственно, появляется такая же цифра. По завершении расчетного периода (месяц) мы видим целых 5 таблиц: Кошелек Покупателя, Касса Посредника, Р/С посредника в банке, Поставщик, Склад. Каждая состоит из 2 столбцов — «Дебет» и «Кредит». Суммы последовательно переходят из кредита предыдущей таблицы в дебет последующей.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце расчетного периода (месяца) традиционно происходит подсчет дебетовых/кредитовых оборотов. Дебетовый представляет собой совокупность приходных операций, кредитовый — расходных. Если вернуться к представленному выше примеру, то:
Дебетовое сальдо
Как видим, остаток образовался на всех счетах. Этот остаток называется «Итоговое сальдо». Показатель вычисляют вычетом из большего оборота меньшего.
То есть, например, на расчетном счету в банке дебетовый оборот превышает кредитовый на 10 тысяч. Значит, сальдо здесь будет дебетовым. А у изготовителя кредитовое сальдо превышает дебетовое ровно вполовину (мы помним, что в текущем месяце он получил лишь 80 тысяч рублей из положенных 160). У него кредитовое сальдо, которое составляет 80 тысяч.
Сальдо служит своеобразным «напоминанием» о том, сколько должны вы и сколько — вам, в зависимости от того, дебетовым или кредитовым оно является. В рассмотренном случае это выглядит таким образом:
Следующий расчетный период
Фирма продолжает функционировать, и с наступлением нового расчетного периода бухгалтерию тоже необходимо вести, отражая в балансе все приходно-расходные операции. Все итоговые сальдо обязательно переносятся на следующий период, они «открывают» его документы. Эти сальдо называют входящими и вносят в столбцы по тому же принципу: дебетовое — в левый столбец, кредитовое — в правый. Остальные расчеты производятся с учетом этих данных.
Например, если ваша фирма-посредник переводит на расчетный счет из кассы в начале следующего месяца, то проводка отображается двумя записями: в правой колонке (Кредит) — счета «Касса» и в левой (Дебет) — расчетного счета банка. Если до конца наступившего месяца других операций происходить не будет, то в этих таблицах обороты отразятся вторично записанными аналогичными цифрами, а итоговое сальдо в дебетовом столбце счета «Касса» цифрой 3 000, и кредитовом столбце расчетного счета цифрой 17 000.
Примеры довольно примитивны, бухгалтерский учет предполагает гораздо более сложные процессы. Но, по крайней мере, они дают возможность понять суть основных понятий и их практического применения.