декларация по водному налогу за 2020 год для юридических лиц
Декларация по водному налогу за 2020 год для юридических лиц
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2020 г. № СД-4-3/19335@ “По вопросу представления налоговых декларации по водному налогу при водопользовании на территории нескольких муниципальных образований”
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Управления ФНС по вопросу представления налоговой декларации по водному налогу налогоплательщиками, осуществляющими водопользование на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации, сообщает следующее.
При этом главой 25.2 Налогового кодекса не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения по водному налогу.
Водный налог статьей 13 Налогового кодекса отнесен к федеральным налогам и в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ полностью (по нормативу 100 процентов) зачисляется в доход федерального бюджета, то есть не является источником формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и, соответственно, бюджетов муниципальных образований.
С учетом изложенного представляется допустимым под местонахождением объекта налогообложения (местом осуществления водопользования) понимать территорию субъекта Российской Федерации.
В этой связи ФНС России считает возможным представление налогоплательщиком налоговой декларации по водному налогу в части водопользования, осуществляемого на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации, либо в налоговый орган по месту своего нахождения в этом субъекте Российской Федерации, либо по согласованию с Управлением ФНС России этого субъекта в один из налоговых органов этого же субъекта Российской Федерации по месту водопользования.
В силу статьи 333.14 Налогового кодекса уплата водного налога производится отдельными платежными поручениями в отношении каждого муниципального образования в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется пользование водными объектами.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | Д.С. Сатин |
Обзор документа
ФНС рассмотрела вопрос о представлении декларации на водный налог в случае, если водопользование осуществляется на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ.
По мнению ведомства, в указанной ситуации декларация может быть подана либо в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика в этом регионе, либо по согласованию с региональным управлением ФНС в один из налоговых органов этого же субъекта РФ по месту водопользования.
Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)
Сроки исчисления и уплаты водного налога
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, как рассчитывать и платить водный налог, из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе К+ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
255 360 + 159 600 = 414 960 руб.
Итоги
Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.
Декларация по водному налогу за 2020 год для юридических лиц
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 25 ноября 2020 г. № СД-4-3/19400@ “По вопросу представления налоговых декларации по водному налогу”
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями по вопросу представления налоговых декларации по водному налогу сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 333.15 Налогового кодекса налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
Также сообщается, что Управлением по работе с задолженностью ФНС России письмами от 03.08.2020 N 8-8-02/0119@ и от 21.10.2020 N 8-8-02/0278@ сообщалось об изменении подхода в централизованной подсистеме и организации работы в АИС Налог-3 по учету обязанностей плательщиков по водному налогу с КПП организации (крупнейшего плательщика) в налоговом органе по месту постановки на учет плательщика (крупнейшего плательщика) в соответствующими ОКТМО вне зависимости от реквизитов (КПП, ОКТМО) налоговой декларации и платежного документа, указанных плательщиком.
При этом ФНС России отмечает, что порядок представления налоговой декларации по водному налогу в связи с изменением порядка ведения карточек расчетов с бюджетом не изменялся, соответственно налоговым органам по месту водопользования необходимо обеспечить принятие указанных налоговых деклараций, а также проведение камеральных проверок в отношении представленных деклараций.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | Д.С. Сатин |
Обзор документа
Декларация по водному налогу подается в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
Ранее сообщалось об изменении подхода в централизованной подсистеме и организации работы в АИС Налог-3 по учету обязанностей плательщиков по водному налогу с КПП организации (крупнейшего плательщика) в налоговом органе по месту постановки на учет плательщика (крупнейшего плательщика) по соответствующим ОКТМО вне зависимости от реквизитов (КПП, ОКТМО) декларации и платежного документа.
Порядок предоставления декларации в связи с уточнением порядка ведения карточек расчетов с бюджетом не изменялся. Соответственно, налоговым органам нужно обеспечить принятие указанных деклараций, а также проводить камеральные проверки по ним.
Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.
Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».
Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».
Порядок расчета водного налога согласно НК РФ
Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».
Заполняем налоговую декларацию по водному налогу
Налоговая декларация по водному налогу достаточно проста в заполнении, но у тех, кто с ней никогда не сталкивался, она может вызывать вопросы, особенно в свете последних изменений, внесенных в гл. 25.2 НК РФ с 2015 года. Рассмотрим, как заполняется декларация по водному налогу.
Обратите внимание! Последний отчетный период для формы декларации, порядок заполнения которой описан в статье, 4 квартал 2015 года. Далее форма изменяется.
Что представляет собой декларация по водному налогу
Налоговая декларация по водному налогу и правила ее оформления утверждены приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н. Сейчас этот приказ применяется в редакции от 12.02.2007.
Помимо титульного листа и листа с дополнительными сведениями о налогоплательщике-физлице, заполняемых стандартно, в декларации есть еще два раздела. Раздел 1 является сводным, а раздел 2 (основной) разбивается на четыре подраздела — по числу основных способов водопользования.
Количество листов в каждом подразделе раздела 2 зависит от числа водных объектов, используемых налогоплательщиком, количества имеющихся у него лицензий (договоров водопользования) и целей использования воды. В каждом подразделе присутствуют строки для отражения названия водного объекта, реквизитов лицензии (договора водопользования) и кода водопользования. В подразделе 2.1 дополнительно указывают код цели забора воды.
Различие в территориальном расположении водных объектов определяет разницу в коде ОКАТО (ОКТМО), строки для указания которого также имеются в каждом подразделе.
За налоговый период по водному налогу принят квартал, и декларацию составляют ежеквартально по данным 3 месяцев, входящих в этот временной промежуток.
Представляют в ИФНС только те подразделы раздела 2 декларации, для заполнения которых у налогоплательщика имеются данные.
Заполняем раздел по забору воды
Расчет водного налога по забору воды из водных источников зависит от лимита водопользования, установленного в лицензии (договоре водопользования).
Исключением является забор воды для водоснабжения населения, объем которого не лимитируется. Поэтому в подразделе 2.1 указывают квартальное значение лимита водопользования, а общий объем забранной воды разбивается на два значения: в пределах лимита и сверх него.
Соответственно, приводятся и две ставки налога. Ставка для объема в пределах лимита определяется по данным подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ в зависимости от расположения водного объекта и его типа (поверхностный или подземный). Для 2015 года она, в соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, умножается на повышающий коэффициент 1,15. Ставка для сверхлимитного объема получается 5-кратным увеличением ставки, рассчитанной для объема в пределах лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Об актуальных законодательных изменениях по водному налогу говорится в материале «Изменения в НК РФ по водному налогу в 2015 году».
Суммы налога по каждому объему рассчитываются путем умножения соответствующего объема на соответствующую ставку. Результат сложения этих двух сумм отражается в итоговой строке подраздела 2.1.
Если воду забирают без применения средств измерения ее объема, то к ставке применяют еще один повышающий коэффициент — 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ). А если подземные воды забирают с целью их дальнейшей продажи, то для ставки используется 10-кратный повышающий коэффициент.
При наличии оснований к использованию нескольких коэффициентов все они применяются путем перемножения. В декларации в строке «Ставка» показывается конечный результат умножения исходной ставки на все использованные коэффициенты, округленный до целых рублей.
Когда подраздел 2.1 заполняется по результатам отбора воды для водоснабжения населения, то для расчета налога применяют ставку, установленную п. 3 ст. 333.12 НК РФ на соответствующий год. Повышающие коэффициенты к ней не применяют.
Заполняем раздел по использованию акватории
Водный налог по использованию акватории рассчитывается как произведение площади предоставленной в пользование акватории, которая указана в лицензии (договоре водопользования), на ставку налога.
Ставка определяется по данным подп. 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ в зависимости от места расположения водного объекта. В 2015 году к этой ставке применяют повышающий коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
Сумму налога к уплате указывают в итоговой строке подраздела 2.2.
Заполняем раздел по гидроэнергетике
Аналогичным образом, как произведение объема выработанной за квартал электроэнергии и соответствующей ставки, рассчитывается водный налог по гидроэнергетике. Ставка берется по таблице из подп. 3 п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Для 2015 года она повышается умножением на коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
Сумму налога, которую следует уплатить, указывают в итоговой строке подраздела 2.3.
Заполняем раздел по лесосплаву
При расчете суммы водного налога по лесосплаву база, от которой он рассчитывается, определяется по формуле, представляющей собой произведение объема сплавленного леса на расстояние сплава, деленное на 100. Налоговая ставка берется по таблице из подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ и для 2015 года повышается умножением на коэффициент 1,15, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
Сумму налога, который позже будет уплачен в бюджет, указывают в итоговой строке подраздела 2.4.
При сплаве леса на разные расстояния подраздел 2.4 для одного водного объекта заполняется по количеству листов, соответствующему этим расстояниям.
Заполняем сводный раздел
В разделе 1 суммы налога, начисленные в подразделах раздела 2, группируются по кодам ОКАТО (ОКТМО). Общая сумма значений налога в разделе 1 должна быть равна сумме итоговых значений всех листов подразделов раздела 2.
О том, что делать, если вы ошиблись в указании кода ОКТМО, читайте в статье «Ошибка в ОКАТО или ОКТМО не повод для пеней и штрафа».