декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).

Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны.

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.

О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:

Права и свободы разделены:

Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является «священным и неприкосновенным». Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «не­исчислимое множество людей без собственности». Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.

Права гражданина основаны на правах человека и на верхо­венстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управле­нии (ст. 12-16).

Далее делается уточнение о характере запретов : «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть при­нужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в за­висимости от их способностей; единственным отличием при равен­стве могут быть достоинства и талант» (ст. 6).

Из конкретных политических свобод указана свобода выраже­ния мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и граждани­на) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

И наконец, группа статей, которую французский конституци­оналист Ж. Ведель называет » малым кодексом политического бы­тия «. «Обеспечение прав человека и гражданина требует публич­ной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежа­щую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельно­сти» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции» (ст. 16).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодатель­ной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Дек­ларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направлен­ных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

Источник

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием. Смотреть фото декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием. Смотреть картинку декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием. Картинка про декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием. Фото декларация прав человека и гражданина 1789 г принятая в ходе буржуазной революции обходила молчанием

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

В отличие от «великой» эпохи Людовика XIV, охваченной экономическим застоем и периодической нехваткой продовольствия, Франция 18-го века находилась в условиях относительного и все возрастающего процветания, чему отчасти способствовал устойчивый рост населения. Количество жителей увеличилось с примерно 20 миллионов в конце правления Людовика XIV до 28 миллионов к 1789 году. Ежегодное число смертей на 10 000 человек сократилось с примерно 400 в 1750 году до 350 в 1775 году, 328 в 1790 году и 298 в 1800 году. Рост численности населения означал больше ртов, но также и больше потребителей, больше работников, ищущих работу, и больше возможностей для инвестиций.

Сословное неравенство

В то время как первое и второе сословия (дворяне и духовенство) были наделены большими привилегиями, третье сословие находилось в угнетенном положении. Хотя аристократия и церковники владели немалыми богатствами, первое и второе сословия почти не платили никаких налогов. Только выходцы из высших сословий, могли занимать высокие посты. Кроме того, монархия через местных чиновников и министров имела абсолютную власть в стране. Например, парламент, известный как «Генеральные штаты», не созывался с 1614 года. Комплекс этих причин вызывал нарастающее недовольство в третьем сословии.

Привилегии первого и второго сословия:

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Король, не обрадовался такому заявлению и запер их в зале собраний. Это побудило палату общин занять крытый теннисный корт и дать клятву не уходить, пока не будет согласована письменная конституция. Событие вошло в историю как «Клятва в зале для игры в мяч» от 20 июня 1789 года.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

Декларация прав человека и гражданина

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

Вклад маркиза де Лафайета

Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).

Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.

Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.

4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.

В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).

Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

Основные принципы Декларации

Поскольку для разработки конституции требовались месяцы, собрание 27 августа обнародовало основные принципы в Декларации прав человека и гражданина, ставшей важным заделом на будущее и свидетельством смерти старого режима. Авторы декларации считали, что она имеет универсальное значение. «В Новом свете храбрые жители Филадельфии стали примером народа, который восстановил свою свободу», — заявил один из депутатов, но «Франция подаст этот пример остальному миру».

Самая первая статья декларации резко оспаривала старый европейский порядок, утверждая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общественной полезности». Большинство статей документа касались свободы личности, но акцент в Декларации был сделан в равной степени на прерогативах государства, выраженных законом (учитывая, насколько сильно бывшие делегаты Генеральных штатов превысили свои полномочия, им, безусловно, нужно было подчеркнуть легитимность своего нового правительства и его законов).

Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.

Свобода и равенство не для всех

Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.

Фактически, политическая власть была передана от монархии и привилегированных сословий имущим гражданам. Дворяне потеряли свои привилегии в 1789 году и титулы в 1790 году, но, как владеющие материальными активами, могли легко присоединиться к новой политической элите. Декларация, а впоследствии и конституция, ограничились «активными» гражданами, которые платили минимальную сумму в виде налогов. В соответствии с этой системой около двух третей взрослых мужчин имели право голоса при выборах местных чиновников напрямую. Хотя это было выгодно состоятельным гражданам, все же система была гораздо более демократичной, чем британская.

Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.

Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.

Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.

Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.

Источник

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция Франции 1791 г

В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло знаменитую Декларацию прав человека и гражданина.

Декларация заключала в себе круг идей, выражавших скорее осуждение внутренней политики королевской власти, чем действительную программу действий. Но изложены эти идеи были в виде политической платформы основы предлагаемого законодателями режима.

Последовавшими за принятием Декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало церковное имущество и земли духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской и сельской буржуазии.

Учредительное собрание упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Оно отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат).

Главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания являлась Конституция. Окончательный ее текст был составлен на основе многочисленных законодательных фактов, принятых в 1789-1791 гг. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король принял Конституцию.

Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.

Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы.

Таким образом, были подготовлены основы для нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», гарантировала некоторые привилегии.

Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей.

Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *