демократия по римскому праву

1.12. Римская модель «демократии»

1.12. Римская модель «демократии»

Одна из особенностей государственного строя Древнего Рима — так называемая «демократия». Римскую «демократию» и сегодня некоторые политологи пытаются выдать за «эталон», которому должны следовать современные государства. При нынешнем всеобщем невежестве убедить в этом обывателя несложно. А ведь за фасадом римской «демократии» скрывалось бесцеремонное господство денег в политике. Карл Каутский писал по этому поводу: «Но римский народ не достиг господства в государстве, он добился только права сам выбирать своих господ. И чем больше в городе Риме получал преобладание люмпен-пролетариат, тем больше это право демократии превращалось в средство добывать пропитание, в средство, при помощи которого у кандидатов вымогали всяческие блага».

Далее Каутский пишет, что люмпен-пролетарии (он их называет «клиентами») «готовы были оказывать всевозможные услуги богатым господам. Если они обладали правом голоса, то в числе этих услуг, которые клиенты могли оказать, не могло быть более важной услуги, чем голосование по желанию господина, патрона. Каждый богатый римлянин, каждая богатая семья располагали, таким образом, многочисленными голосами в собрании, которым они управляли в интересах своего клана. Несколько таких кланов богатых семей захватывали этим путем управление государством в свои руки, добивались избрания своих ставленников на высшие должности, а затем и в сенат (…) При Цезаре в Риме было не менее 300 000 римских граждан, которые получали даром хлеб от государства, почти также велико должно было быть число продажных голосов. Можно себе представить, какие суммы поглощались выборами»[77].

Добавим, что в центральной части империи (Италийской области) были и другие города со своими люмпен-пролетариями. По оценкам Питера Темина, Апеннинский полуостров был тогда урбанизирован на 30% (по его же оценкам, в Италии и Испании в 1700 г. городское население составляло лишь 20%). Так что социальная база «демократии» в Древнем Риме была достаточно широкой.

Уважаемые читатели, вам сюжеты из жизни Древнего Рима, приведенные Каутским, ничего не напоминают? Вспомните: накануне президентских выборов в нашей стране происходит щедрое повышение пенсий, «замораживается» рост цен и тарифов, возбуждаются показательные дела против предпринимателей, задерживающих выдачу заработной платы, и т.п. Также предпринимателей заставляют «скидываться» на оплату различных расходов по предвыборной кампании «нужного» кандидата. Из бюджетов всех уровней выделяются на «вполне законных основаниях» миллиарды народных денег на организацию предвыборных кампаний политических партий. В результате таких «демократических» выборов в органы законодательной власти по какому-то «случайному стечению обстоятельств» попадают лишь люди с миллионными и миллиардными состояниями.

Большой спрос на деньги в Древнем Риме заставлял кандидатов во время выборов прибегать к услугами ростовщиков. Каутский, например, отмечает: «В 56 г. до Р.Х. скупка голосов вызвала такой спрос на деньги, что ссудный процент быстро поднялся в гору и разразился денежный кризис»[78]. Сегодня без поддержки со стороны банков кандидатам во власть как в «молодых», так и «зрелых» «демократиях» рассчитывать также не на что.

В нашей российской, «молодой» «демократии» деньги, необходимые для того, чтобы обеспечить прохождение кандидата в высшую власть (депутатский мандат, пост президента страны), исчисляются миллионами и миллиардами. Пока российских рублей. И в американской, «зрелой» «демократии» — также миллионами и миллиардами, но уже долларов. Так что нашей «молодой» «демократии» надо еще расти и расти. Впрочем, нашим господам «демократам» можно порекомендовать в качестве «эталона» не только США, но также Древний Рим. Там власть в пересчете на современные доллары была еще дороже, а купля-продажа голосов не скрывалась и не отрицалась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Модель

Модель Вальтеру Моделю было 44 года, то есть он был на 10 лет моложе, чем подавляющее большинство немецких генералов, средний возраст которых был намного выше, чем в армиях других стран. К тому же он был выходцем из другой социальной среды. В этом, а также в ряде других

44. Китайский путь развития: переход к демократии или полноценная политическая модель?

44. Китайский путь развития: переход к демократии или полноценная политическая модель? Часть 1Сванидзе: Здравствуйте! У нас в России, как известно, прошлое непредсказуемо. Каждое время воспринимает прошлое по-своему. В эфире «Суд времени». В центре нашего внимания

3. Римская Иудея и Римская Британия

3. Римская Иудея и Римская Британия Когда Британия впервые вышла из тумана доисторических времен на страницы «Записок» Юлия Цезаря, Храм еще стоял. За сто лет или около того, между эпохой Цезаря и падением Храма в 70 г. н. э., Рим покорил и Иудею, и Британию. И евреи, и бритты

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ Смена союзников, вылившаяся затем в ялтинский мир[480], выстроила с самого начала совершенно другую ситуацию, и не только в военно-политическом плане. Ситуацию, по отношению к которой все определения, все

Единая модель

Единая модель Во всех странах утвердилась единая и единственная государственная идеология, официально называвшаяся марксизмом-ленинизмом, а на самом деле – сталинизм. Операция была осуществлена точно так же, как это делалось десятью годами раньше в СССР, посредством

Польская модель

Польская модель После Второй мировой войны СССР навязал Польше коммунистический режим, что обусловило длительное противостояние власти и общества. Долгое время перевес был явно на стороне власти, однако в определенный момент возникла ситуация, во многом напоминающая

Корейская модель

Корейская модель Опыт демократизации Южной Кореи во многом необычен: страна, разделенная многолетней войной и испытавшая невиданный экономический бум, смогла относительно быстро, хотя и драматично перейти от военного режима к конкурентному политическому устройству.

Бразильская модель

Бразильская модель В Бразилии широко распространено мнение об относительной мягкости местной политической культуры. По сравнению с другими странами Латинской Америки бразильские авторитарные режимы ХХ в. действительно могут показаться почти

Мексиканская модель

Мексиканская модель Если бы кремлевские политические стратеги — от Владислава Суркова до Вячеслава Володина — могли бы выбрать в качестве образца для России страну, политический режим которой идеально подходил бы для сохранения одними и теми же правящими группами

Советская модель

Советская модель Может ли нынешний политический кризис затянуться надолго? Или вообще рассосаться? Трансформироваться в застой, когда участники бурных митингов оседают на кухнях, вяло перемалывая в очередной раз события безвозвратно ушедшего дня? Для того чтобы

Германская модель

Германская модель Может ли Россия в результате борьбы за демократию выйти на новый виток развития авторитаризма? Или еще хуже — построить националистический тоталитарный режим? Об опасности такого поворота сегодня говорят все чаще, подчеркивая, что путинский режим —

Модель встраивания

Модель встраивания Можно описать по крайней мере три сценария ближайшего будущего России. В каждом из них есть как потенциал настоящего «неосталинизма», так и элементы его имитации в качестве лепнины на здании стагнирующей государственности сырьевых олигархов и

Источник

Демократия в Древнем Риме

Вы будете перенаправлены на Автор24

Появление демократии в Древнем Риме

Вне зависимости от греческого воздействия, в Древнем Риме образовалась республика с ее консульской системой, народными трибунами и сенатом. Изначально право на участие в управлении республикой сосредотачивалось в руках лишь патрициев или аристократов. Но в процессе общественного развития и после жестокого противоборства и простолюдины (в Риме их именовали плебсом) добивались для себя этого же права. Как и в Афинах, право на участие было предоставлено лишь мужчинам, и данное ограничение сохранилось во всех следующих разновидностях республик и демократий вплоть до XX столетия.

Образовавшись изначально в небольшом городе, Римская республика посредством завоеваний и аннексий распространилась за его пределы, и в итоге обрела правление над всей Италией и другими государствами. Более того, республика предоставляла высокоценное гражданство Рима народам стран, которые были покорены им, и те становились не просто подданными, а гражданами Рима, в большей мере наделенными соответственными привилегиями и правами.

Рим не смог полностью провести собственные институты народовластия к соответствию с возрастающим постоянно числом своих граждан и с фактором их географического удаления от республиканского центра. Большая часть римских граждан, проживавших на широкой территории республики, не обладали возможностью присутствия на народных собраниях, потому что Рим располагался слишком далеко, и путешествие требовало больших расходов и усилий. К концу империи подавляющая численность граждан была практически лишена возможности принятия участия в народных собраниях в центре государства.

Демократические институты Древнего Рима

Для гражданина Рима доступным демократическим институтом являлись народные собрания, которые созывались для избрания магистратов и принятия законов. Так как большая численность граждан проживала за границами Рима, собрания практически постепенно преобразовались в протопредставительные учреждения. Некоторые вопросы решали куриальные собрания представителей аристократии, другие – собрания по трибам, куда включались лишь плебеи, но решения триб являлись общеобязательными. Часть вопросов разрешалась на общих собраниях плебеев и патрициев – центуриальных комициях. Богатейшие центурии имели больший вес, чем бедные. Сенат, готовивший повестку дня для народных собраний, избирался преимущественным образом из числа патрициев. После принятия собраниями решений, сенат утверждал их, строго наблюдая за соответствием традициям и законам Рима.

Готовые работы на аналогичную тему

Никто в ней полностью не мог одержать верх, также как и терпеть поражение. В этой связи древнеримская республика демонстрировала высокую устойчивость.

Отличаясь от греков, римляне признавали ценность закона и необходимость в защите прав и интересов любого гражданина. То есть Рим понимал демократию как власть:

Республиканцы, как и греческие демократы, соглашались, что наилучшей политией представляется та, чьи граждане в более важных аспектах являются равными. Например, являются равными перед законом или в том, что отсутствует зависимость одного гражданина от иного, как зависимость от хозяина слуги. Республиканская доктрина придерживается того, что политическая система не может являться легитимной, если она лишает людей прав на участие в управлении.

Республиканизм народа и аристократии обладал различными основаниями. Так с точки зрения аристократических республиканцев, даже если народ должен обладать важной ролью при управлении, его необходимо ограничить, т.к. множество может вызывать скорее опасения, чем заслуживать доверия. Для республиканцев-аристократов более сложной конституционной проблемой являлось создание системы, которая сдерживает порывы множества. Назначением народа являлось не самоуправление, как в Афинах, а выборы руководителей, которые пригодны для исполнения сложнейшей функции управления целой политией. В связи с тем, что руководители обладали обязанностью управления в интересах целого сообщества, а народ естественно представляется важным составным его элементом. Должным образом готовые политики будут осуществлять действие в народных интересах, но не лишь этой составляющей, насколько важной она бы ни была. Отталкиваясь из признания правомерности интересов большинства и немногих, республиканцы-аристократы полагали, что благо общества потребует уравновешивания данных интересов.

На деле убежденность республиканцев в возможностях благого управления зиждется на народных качествах.

Проблематика демократизма в Древнем Риме

Схоже с древнегреческой демократической практикой, республиканская традиция ставила перед сторонниками демократии множество нерешенных проблем. Средь них 4 имеют более тесную связь:

Источник

Демократия по римскому праву

А Created using Figma

Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma

Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma

Group Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma

Rectangle Created using Figma

Rectangle Created using Figma

На полный экран Created using Figma

google Created using Figma

И Created using Figma Идея Created using Figma Vector Created using Figma

Стрелка Created using Figma Group Created using Figma

Login Created using Figma logo_black Created using Figma

Logout Created using Figma

Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma

Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma

Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma

Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma

Доп эпизоды Created using Figma

Vector Created using Figma Vector Created using Figma

rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma Шэринг Created using Figma

Громкость Created using Figma

Скорость проигрывания Created using Figma

telegram Created using Figma

twitter Created using Figma

Created using Figma

И Created using Figma

vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma

Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma

Источник

Насколько демократична была демократия в Древнем Риме?

После изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 году до н.э., Рим официально стал называться Республикой. Само латинское слово «республика» состоит из двух корней: «рес» означает «дело», «публика» — «общий», вместе получается «общее дело». Этот термин по смыслу близок к греческому «демократия», тоже состоящему из двух корней: «демос» — народ, «кратия» — власть. Как и в греческих полисах, в древнем Риме установилось народовластие.

Народное собрание в античном полисе. Современная иллюстрация.

Но равноправия у античных греков и римлян заведомо не было. Ещё Аристотель различал пять разновидностей демократии, по степени участия в государственном управлении людей различного происхождения и уровня дохода. По мнению этого философа, самая худшая разновидность демократии отличается тем, что «верховная власть принадлежит не закону, а простому народу». При этом всю полноту власти обретают демагоги, и по результатам подобная демократия не отличается от тирании.

Гоплит. Картина современного художника.

Средневековый портрет Сервия Туллия, правившего Римом в VI веке до н.э.

У римлян политическое влияние ещё сильнее зависело от имущественного расслоения. В ходе реформ Сервия Туллия, на века определивших устройство римского общества, все граждане были поделены на шесть классов, от самых богатых до пролетариев. Во время голосований у двух высших имущественных классов представителей было больше, чем у всех остальных четырёх классов, вместе взятых.

Скульптура знатного римлянина с бюстами его предков. I в. до н.э.

Кроме того, имело значение происхождение. Только патриции имели право заседать в сенате, быть судьями и избираться на высокие должности. Власть в Республике официально принадлежала «сенату и народу Рима». На практике все важные решения принимались сенаторами или же высшими магистратами, которыми могли стать лишь патриции. Плебеям такое положение дел не нравилось, и они активно боролись за свои права.

Древнеримские политики. Кадр из фильма «Римская империя: Август», 2003 г.

В результате этой борьбы появились писаные законы (так называемые «Законы двенадцати таблиц»), ограничивающие произвол властей. У римлян в итоге сложилось четыре разновидности народных собраний: Comitia Tributa представляла всех граждан Рима, Concilium Plebis выбирался плебеями, Comitia Centuriata состоял из армейских депутатов, Comitia Curiata представляла интересы знатных родов. Депутаты выбирались по жребию, а не голосованием. Римляне считали, что воля богов, выражаемая через жребий, надёжнее, чем людские мнения.

Народные трибуны братья Гракхи. Скульптура работы Эжена Гийома, XIX век.

В V веке до н.э. у римлян появились народные трибуны. Сперва их было двое, потом пять, а в 457 г. до н.э. число народных трибунов увеличилось до десяти. Их избирали из числа плебеев. Трибуны были обязаны защищать интересы римского народа в тех случаях, когда они попирались властями. Кроме того, в случае острого политического кризиса по инициативе трибунов мог проводиться плебисцит — общее собрание плебеев. Решение плебисцита могло заблокировать принятие закона, не удовлетворявшего интересам римского народа.

Голосование в древнем Риме. Современная иллюстрация.

Плебеи в Риме вовсе не были пролетариями, то есть нищими. В конце республиканской эпохи богатство, власть и влияние сосредоточили в своих руках полсотни семейств, из которых лишь двадцать относились к патрицианским, прочие были плебейскими родами. У богачей имелось множество возможностей влиять на политику римского государства: от прямого подкупа магистратов, до организации праздников и раздачи продуктов перед выборами, чтобы избиратели голосовали за нужного кандидата. Богатый политик также мог нанять отряды головорезов, запугивавших и избивавших представителей противоположной партии.

Римский форум времён поздней республики. Кадр из сериала «Рим»

Выборы проводились публично, на римском форуме. То есть для участия в них нужно было присутствовать в день выборов в Риме, что отсекало от участия в политике граждан, живших вдали от столицы. Официально все законы в Республике принимались не сенатом, а народным собранием. Однако сенат издавал свои постановления, называемые «сенатус-консульт». Сенаторы решали, какие именно вопросы будут вынесены на народное собрание.

Римский сенат. Современный арт.

Сенат распоряжался государственной казной и сбором налогов, а также заключением мирных договоров (войну имело право объявить только народное собрание). В случае крайней необходимости сенат имел право ввести диктатуру на срок до полугода. То есть подлинная власть в римской Республике концентрировалась именно в сенате, где полностью доминировали выходцы из патрицианских семей. При императорах власть сената постепенно уменьшалась, но во многих аспектах она сохранилась вплоть до падения Западной Римской империи.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Также заходите на мой канал на ютубе там я несколько раз в неделю рассказываю об интересных страницах истории древнего мира и древнего Рима.

Источник

Новое в блогах

Римская модель «демократии»

Римскую «демократию» и

сегодня некоторые политологи пытаются выдать за «эталон», которому должны следовать современные государства. При нынешнем всеобщем невежестве убедить в этом обывателя несложно. А ведь за фасадом римской «демократии» скрывалось бесцеремонное господство денег в политике.Карл Каутский писал по этому поводу: «Но римский народ не достиг господства в государстве, он добился только права сам выбирать своих господ. И чем больше в городе Риме получал преобладание люмпен-пролетариат, тем больше это право демократии превращалось в средство добывать пропитание, в средство, при помощи которого у кандидатов вымогали всяческие блага».

Добавим, что в центральной части империи (Италийской области) были и другие города со своими люмпен-пролетариями. По оценкам Питера Темина, Апеннинский полуостров был тогда урбанизирован на 30% (по его же оценкам, в Италии и Испании в 1700 году городское население составляло лишь 20%). Так что социальная база «демократии» в Древнем Риме была достаточно широкой.

Уважаемые читатели, вам сюжеты из жизни Древнего Рима, приведенные Каутским, ничего не напоминают? Вспомните: накануне президентских выборов в нашей стране происходит щедрое повышение пенсий, «замораживается» рост цен и тарифов, возбуждаются показательные дела против предпринимателей, задерживающих выдачи заработной платы, и т.п. Также предпринимателей заставляют «скидываться» на оплату различных расходов по предвыборной кампании «нужного» кандидата. Из бюджетов всех уровней выделяются на «вполне законных основаниях» миллиарды народных денег на организацию предвыборных кампаний политических партий. В результате таких «демократических» выборов в органы законодательной власти по какому-то «случайному стечению обстоятельств» попадают лишь люди с миллионными и миллиардными состояниями.

Большой спрос на деньги в Древнем Риме заставлял кандидатов во время выборов прибегать к услугами ростовщиков. Каутский, например, отмечает: «В 56 г. до РХ. скупка голосов вызвала такой спрос на деньги, что ссудный процент быстро поднялся в гору и разразился денежный кризис» [314] . Сегодня без поддержки со стороны банков кандидатам во власть как в «молодых», так и в «зрелых» «демократиях» рассчитывать также не на что.

Экономика и военная машина Рима

Выше мы уже отмечали, что существование римского общества и римской экономики базировалось на двух столпах: налогах, взимаемых с провинций, и военной мощи Рима. Причем военная мощь была первична: без военных захватов и силового контроля над завоеванными территориями не было бы и устойчивого потока финансовых ресурсов в государственную казну (а также в карманы римских налоговых откупщиков).

На протяжении более трех столетий, охватывавших период поздней республики и часть имперского периода, происходило расширение римской державы за счет присоединения провинций. Многие исследователи полагают, что одним из основных факторов, обусловивших внешнюю военную активность Рима, стало усиление борьбы плебеев за свое равноправие, вытекающее из этой борьбы повышение стоимости рабочей силы, что, в свою очередь, заставило искать рабов как дешевую рабочую силу в заграничных военных походах. Расширение Римского государства за пределы Апеннинского полуострова началось с присоединения к Риму Сицилии, а также Сардинии и Корсики в 227 г. до н.э.

Далее последовали следующие присоединения:

— Испании (197 г. до н.э.),

— Македонии (148 г. до н.э.),

— Африки (название провинции; 146 г. до н.э.),

— Нарбонской Галлии (часть территории современной Франции; 120 г. до н.э.),

— Киликии (92 г. до н.э.),

— Понта и Вифинии (территории Причерноморья, Малой Азии; 74 г. до н.э.),

— Сирии и Палестины (включая Иудею; 63 г. до н.э.),

— Галлии Лугудунской (часть территории современной Франции; 52 г. до н.э.).

Всего за 342 года было присоединено 38 провинций, которые обеспечивали Рим рабами, продовольствием, средствами ведения войны (прежде всего судами), деньгами.

Фабий Кунктатор только из одного Терента вывел 30 тыс рабов. После победы Павла Эмилия в Эпире было продано до 150 тыс пленных. По завоеванию Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы (в другие времена цена на раба была около 200 драхм; иногда она исчислялась даже несколькими тысячами драхм).Марием было взято в плен 90 тыс тевтонов и 60 тыс кимвров. Юлий Цезарь один раз продал в Галлии до 63 тыс пленных.Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 1 миллиона человек. Август вывел из страны саласов 44 тыс пленных. По свидетельству Иосифа Флавия, после массовых убийств во время взятия римлянами Иерусалима в 70 г. н.э. Тит вывел из этого города еще 97 тыс пленных, обращенных в рабство.

На территориях провинций выделялись земли, которые имели статус императорских и которые служили источниками доходов казны наряду с налогами. Позднее Рим стал также требовать, чтобы провинции поставляли ему «пушечное мясо » (ополченцев) для ведения завоевательных и оборонительных войн и подавления мятежей в разных точках обширной империи.

Очевидно, что наряду с прямой зависимостью экономического и социального благополучия Рима от его военной мощи существовала и обратная зависимость: военный потенциал Рима был производен от его экономического потенциала.

Независимо от политического устройства Рима (республика, диктатура, власть императора ) его политическая элита всегда в качестве самой приоритетной видела задачу поддержания и укрепления военной мощи Рима.

Государственная казна Рима («государственный аэрарий», «сокровищница Сатурна»), если судить по приоритетам использования ее средств, была прежде всего военной казной. Во все времена не менее половины всех расходов из этой казны были военными расходами. Львиная доля военных расходов шла на выплату жалованья военным начальникам всех уровней и рядовым воинам.

Следует иметь в виду, что от уровня военных расходов и регулярности выплат жалованья воинам зависели не только успехи Рима на «внешних фронтах», но также стабильность внутри метрополии и внутри всей империи. Перебои в выплатах жалованья всегда становились причиной недовольства со стороны военных и грозили превращением армии из опоры власти в ее противника.

В управлении государственной казной, которая находилась под контролем Сената, существовали большие недостатки. Процветало казнокрадство. В том числе узаконенное, когда деньги выделялись на строительные подряды финансовым олигархам (по сильно завышенным ценам).

Во время правления императора Августа официально учреждена военная казна, которая была отделена от государственной казны, управлявшейся Сенатом. Это была казна, которая находилась под прямым контролем императора как официального главнокомандующего, ответственного за боеспособность армии и ее материальное обеспечение.

а) добровольные поступления;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *