детско родительские отношения в кризисной семье
Неблагополучная семья: предпосылки возникновения, особенности детско-родительских отношений
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
по программе профессиональной подготовке (ПП__СОШ)
« Неблагополучная семья: предпосылки возникновения, особенности
детско-родительских отношений »
Реферат подготовил: Чуфистова Татьяна Александровна
Место работы: МАОУ СОШ № 71
Номер и дата договора: 2016/01-974-03 от 23.03.2016
г. Екатеринбург, Свердловская область
1.1. Понятие «Неблагополучная семья» ……………………..…4
1.2. Классификация неблагополучных семей……………..……6
1.3. Особенности детско-родительских отношений………..…..9
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. Такие семьи принято называть неблагополучными.
В своей работе я рассмотрю что такое неблагополучная семья, какая классификация для таких семей существует, что лежит в ее основе, какие детско-родительские отношения формируются в таких семьях и как это все влияет на развитие ребенка.
1.1. Понятие «Неблагополучная семья»
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.).
В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.
Таким образом , неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.
Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений.
Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают:
1) характер семейного общения и стиль отношений;
2) структурная деформация семьи;
3) типы детско-родительских отношений;
4) содержание переживания ребенка;
5) особенности дисгармоничных супружеских отношений;
6) сам стиль семейного воспитания.
1.2. Классификация неблагополучных семей.
Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:
Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.
Большую озабоченность педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали.
Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Такие семьи продуцируют подростков с делинквентным и аддиктивным поведением, способствуют формированию сексуальных девиаций.
Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей. В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, обусловленной нарушением семейных отношений, личность становится жертвой отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация ребенка.
Цель работы с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Работа с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.
1.3. Особенности детско-родительских отношений.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны все средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.
Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Проблема неблагополучных семей стоит в настоящее время очень остро. В любой школе, как в платном лицее, так и в обычной общеобразовательной, существует определенный процент детей с различными девиациями. Такие дети страдают от неблагоприятных условий их воспитания, и это не только материальный аспект, но еще и моральный, человеческий. Некоторые школьники страдают от низкого уровня материальной обеспеченности, девиантного поведения родственников, или вредных привычек, а некоторые являются жертвами родительского попустительства и нежелания воспитывать свое чадо.
Все эти дети должны обучаться в школе и получать определенные уровень знаний, не смотря на все трудности. И задача педагога, во взаимодействии с социальным педагогом, психологом и полицией, состоит в нахождении рычагов воздействия на таких детей и их родителей. Для этого педагог должен владеть информацией о том, что такое неблагополучная семья, какова классификация, как нужно работать с такой семьей, в какую службу, или орган обратиться для решения проблем.
В своей работе я постаралась немного раскрыть эти вопросы.
Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. … канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.
Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка
Пост в Лигу Психотерапии
Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка
В консультативный кабинет психолога учреждений социальной защиты населения (Центры помощи семьи и детям, территориальные центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.) часто обращаются семьи с жалобой на деструктивное поведение ребёнка: нежелание учиться, агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым, компьютерную зависимость, бытовое воровство. Иногда ситуация носит более острый и опасный характер: категоричный отказ посещать школу, побеги из дома, употребление ПАВ, алкоголя.
Первичная психологическая диагностика семьи показывает, что, несмотря на то, что «носителем проблемы» обычно является ребёнок, истоки, сложившейся ситуации находятся в самой семейной системе. Семья, как постоянно меняющийся организм, имеет свои этапы развития, нормативные кризисы при переходе с этапа на этап, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между всеми членами. Необходимо отметить, что в контексте семейной психологии выделяется два типа кризисов (Браммер Л., 1979):
— Эволюционный кризис нормален и предсказуем: он может произойти в любой семье в течение жизненного цикла, и когда он преодолевается успешно, то семья продвигается на следующую ступень своего развития. Эти кризисы имеют тенденцию появляться, когда семья стоит перед новой эволюционной задачей, обычно временны.
Длительное существование в кризисе обычно приводит к нарушению детско-родительских отношений в семейной системе. У матери, как наиболее значимого лица для ребёнка, вовлечённой в ситуацию супружеского или межпоколенного конфликта, часто наблюдается искажение родительской позиции. Она становится или либерально-попустительской или жёстко авторитарной.
Рассмотрим ситуацию взаимодействия матери и ребёнка на фоне острого супружеского конфликта, развода. Обычно поведение матери характеризуется следующими чертами:
— Мать не упоминает о конфликте, об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
— Мать пытается обесценить отца, старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце, стремится убедить ребенка в том, что отец плохой, поэтому и семья страдает. Продолжая вражду с мужем (иногда уже «бывшим»), она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму.
— Мать пытается забыть обиды, пытается увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохраняет детям обоих родителей.
В зависимости от спектра поведения матери наблюдаются следующие изменения в эмоциональном состоянии ребёнка:
— дошкольники – чувство вины, тревога, беспомощность
— 6-8 лет – эмоциональные нарушения, тревога, одиночество, обида на родителей
— 9-12 лет – агрессивность, враждебность, отвержение негативно оцениваемого родителя
— Старшие подростки – проявления девиантного поведения (стремление к уходу из семьи, отказ посещать учебное заведение, употребление ПАВ, конфликты с родителями и сверстниками, эмоциональная отгороженность и т.д.).
Согласно принципам системной семейной терапии Мюррея Боуэна, дети почти всегда «втянуты» в ситуацию конфликта между родителями, как наиболее эмоционально ранимые члены. Такое взаимодействие в семейной системе необходимо для соблюдения закона гомеостаза (равновесия, сохранности системы). То есть, изменившееся поведение ребёнка является сигналом «поломки» в супружеской подсистеме семьи. В тоже время родители «объединяются» между собой в борьбе за изменение поведения ребёнка. Объединение может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. На данном этапе родители часто и обращаются к психологу, предъявляя в качестве запроса на их взгляд беспричинно «неправильное» поведение сына или дочери и часто замалчивая о межличностном конфликте между собой.
Необходимо отметить, что наблюдаются следующие близкие и отдалённые психологические последствия вовлечения ребёнка в супружеский конфликт:
Ролевая инверсия – ребенок становится поверенным родителя, вынужден оказывать ему эмоциональную поддержку, заботиться о нем или о младших детях. Следствие – высокая тревожность, низкая самооценка, трудности во взаимоотношениях.
Конфликт лояльности (интрапсихический конфликт) – ребенок вынужден скрывать свое отношение к одному из родителей, информацию о нем и свои контакты с ним. Следствие – эмоциональные нарушения.Синдром отвержения родителя – необъективная крайне негативная оценка одного из родителей.
— Ребенок охвачен осуждением родителя, его преувеличенной критикой, полностью солидаризуясь с другим родителем.
— Неадекватная критика не сопровождается чувством вины или стыда со стороны родителя.
— Привязанность к отвергаемому родителю разрушается.
— Не формируется позитивный образ лица соответствующего пола или не развиваются конструктивные представления соответствующего поло-ролевого поведения.
-Возникает как следствие сознательного или неосознаваемого манипулирования ребенком.
«На консультацию психолога в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних обратилась семья П. по поводу поведения сына Алексея, 12 лет. Со слов матери ребёнка, за последний год поведение сына значительно изменилось. Мальчик стал без причины грубить, отказывается помогать родителям в поддержании домашнего хозяйства, свободное время проводит у компьютера. За неделю до обращения в центр мальчик не вернулся домой с прогулки. Поиски ребёнка у друзей не привели к успеху. Родители были вынуждены обратиться в органы полиции. Два дня спустя Алексея нашли сотрудники полиции при вечернем объезде территории. Основной запрос родителей Алексея – психологическая работа с подростком по изменению поведения и желательно с помещением мальчика в стационарное отделение центра. Отдельно хотелось бы отметить, что зная о наличии стационара в учреждении, на первичную консультацию родители приехали с собранными вещами Алёши. При более детальном обсуждении сложившейся ситуации психологу удалось узнать, что родители ребёнка около года назад развелись. Мама в настоящее время проживает с другим мужчиной, в то время как сын продолжает проживать с отцом. Ситуацию ухода матери из семьи мальчику не объяснили. Мама не работает, почти каждый день общается с Алексеем, готовит еду для бывшего мужа и сына. Понимая важность регулярного общения с ребёнком, она часто проводит с сыном совместно свободное время. Мальчик эмоционально привязан к обоим родителям, но в отношении мамы стал более холоден, отстраняется от телесного контакта, когда она хочет его обнять. После некоторого замешательства и мать и отец отметили, что при Алексее они стараются сохранять видимость дружеских, добрых взаимоотношений, хотя фактически между ними глубокий конфликт, связанный с ситуацией ухода из семьи матери год назад…»
«15-ти летнюю Арину на консультацию привела мама. В течение нескольких лет девочка периодически прогуливает занятия в школе. Со слов мамы, Арина очень умная, разносторонне развитая, но почему-то не хочет учиться. Она неоднократно обсуждала с дочерью причины такого поведения, но выяснить ей ничего не удалось. Арина посещала консультации школьного психолога, направленные на повышение мотивации подростка к обучению, однако положительный результат не был достигнут. В настоящее время девочка не аттестована по нескольким предметам, и администрация школы вызывала маму на педсовет. В беседе с психологом девочка заявила, что не понимает, почему так поступает, отметила, что возможно это связано с тем, что она ленивая. При разборе семейной ситуации выяснилось, что с 5 лет девочку воспитывает отчим, к которому она очень привязана. Больше трёх лет отношения мамы и отчима носят конфликтный характер, связанные с материальными трудностями в семье. В конфликте девочка заняла сторону отчима и мама обвиняет Арину, что ей важнее «чужой человек», чем родная мать…».
На вышеприведённых примерах показано, как формирующееся отношение ребёнка к одному из родителей, сопровождается деструктивными изменениями и в фактическом поведении ребёнка. Понимание реализации данной схемы во внутрисемейном взаимодействии помогает специалисту, работающему с семьёй наметить шаги по стабилизации ситуации, с которой обратилась семья.
Универсальная цель семейной терапии – мобилизовать внутрисемейные ресурсы для решения возникших трудностей во взаимодействии. Понятие «позитивный психологический потенциал семьи» (ПППС) относится к числу основных принципов и ценностных ориентаций терапии семьи. Согласно Ф. Волш, ПППС означает внутрисемейное образование, обеспечивающее способность выхода семьи из кризиса еще более окрепшей, приобретшей еще больше сил и ресурсов. По мнению исследователей (О. Нейпир, К. Витакер), ПППС обладают все семьи без исключения, в том числе и те, которые относят к числу дисфункциональных. К ПППС Ф. Волш относит позитивную систему ценностей и верований данной семьи, ее организационные модели взаимодействия с миром (пластичность, связи членов семьи друг с другом, социальные и экономические ресурсы), коммуникационные процессы (ясность коммуникаций, открытое эмоциональное самовыражение, совместное решение проблем).
Основные задачи, стоящие перед специалистами, для помощи семье можно определить следующими направлениями:
— снижение эмоциональной напряженности, как у детей, так и у родителей при совместном общении
— формирование позитивной стратегии взаимодействия родителя и ребенка
— наработка навыков безконфликтного взаимодействия в паре «родитель-ребенок», новых форм и способов общения
— раскрытие «образа другого» (родителю представляют ребёнка, ребёнку – родителя) в процессе совместной деятельности
— повышение у родителя и ребенка степени удовлетворенности от взаимодействия.
Такие салютогенные факторы, как наличие «значимого человека», доверительные отношения, принятие, эмпатия, четко определенные границы и подсистемы, наличие в семье четких правил, позитив и юмор, совместный досуг, семейные традиции, ритуалы, помогают в налаживании детско-родительских отношений и минимизации влияния конфликта на ребенка.
Пути коррекции детско-родительских отношений лежат через исследование семейной истории и личностных особенностей родителя и ребенка, поиск ресурсов матери (отца) и ребенка с помощью методов психотерапии, индивидуального и семейного консультирования, коучинга, через активизацию семейного окружения.
Учитывая важность налаживания детско-родительских отношений нельзя забывать о том, что неразрешённый супружеский конфликт будет постоянно провоцировать сбой во взаимодействии между родительской и детской подсистемами семьи. Поэтому значительная часть работы психолога должна быть направлена если не на разрешение конфликта как такового, то хотя бы на снижение степени его реактивности. Участие обоих родителей в процессе консультирования – залог более успешного урегулирования ситуации. К сожалению, на практике в работу более активно включаются матери, в то время как отцы или совсем не приходят на консультацию или делают это нерегулярно. В таких случаях важно мотивировать «невключённого» родителя участвовать по мере возможностей.
Таким образом, как семья справится с ситуативным кризисом, оказывающим непосредственное влияние на детско-родительские отношения, нарушение эмоционального состояния ребёнка, его поведение, зависит от ресурса семьи, возможности и желания обратиться за психологической помощью в трудные моменты. Всем специалистам, работающим с семьёй важно помнить, что нельзя помочь ребёнку, не помогая родителям.
Статья написана в соавторстве с Кузнецовой Е.А
Список использованной литературы:
Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика/М. Боуэн. – М.: Когито-Центр, 2012.
Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: опыт терапии одной семьи/О. Нейпир, К. Витакер. – М.:Когито-Центр, 2005.
Ричардсон Р. Силы семейных уз/Р. Ричардсон. – Спб.:Акцидент, 1994.
Сатир В. Вы и ваша семья/ В. Сатир. – М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2003.
Шостром Э.Л., Браммер Л. Терапевтическая психология/Э. Шостром, Л. Брамер. – М.:Эксмо-Пресс, 2000.
Статья психолога Тимошенко Вероники Владимировны
Лига психотерапии
4.1K постов 22.5K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
Тот момент, когда начинаешь понимать, почему ты, взрослая женщина, такая больная на голову, нервная и дёрганная. Родители всю мою жизнь лаялись между собой как собаки.
А статья хорошая, спасибо!
стою и думаю, сто процентно ребенок сейчас начнет плакать,канючить, требовать канатку и привлекать внимание лишь бы родители помирились. Проходит секунда и девочка в рев!
Они поехали. На верху вроде уже мирно общались.
>- Мать не упоминает о конфликте, об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
Моя маман такая. Пытается все что можно и нельзя спустить на тормозах, с видом:»прошло так много времени, можно и забыть». Завести разговор о том что ей не нравится или с чем она не согласна почти невозможно. Выдаёт что-то типо, ну хорошо, будем работать над проблемой. и снова спускает на тормозах, гнет свою линию. Особенно забавно это проявляется в ситуации с отчимом, который с небес к нам спустился, а я нехристь пытаюсь плохо о нем думать.
Только через 20 лет после развода, потратив кучу нервов выпытал, что да как было(естественно она была страдалицей в белом пальто, а отец был тварью сатанинской).
Фух, высказался. Даже не знаю кому я больше писал это, себе или другим.
Очень сложно читать. Лучше бы попроще написали, без этих там терминологий.
а мне мама рассказывала про все проблемы их взаимоотношений с отцом(измены\ругань\драки)
И почему я должен страдать из-за них?
Знаете что мне напомнило все вышеперечисленное? Старую добрую магию. Колдун (попэ, бабка) объявлял, что причиной болезни является злой дух (порча, сглаз) и т.п., поцыэнт в это начинал верить со страшной силой и после обряда изгнания (экзорцизма) ему становилось легче. Вот и теперь у меня создается впечатление, что психологи начинают говорить «а, так дело все во взаимоотношениях с родителями» и еловеку становится легче хотябы потому, что, во-первых, его кто-то посторонний умело выслушает, во-вторых, ему назовут очень удобную для него причину (виноват-то не он)
Ответ на пост «»Старая училка!»»
Я понял, что наступила старость, когда двоюродный брат (7 лет) спросил у меня: каким смартфоном я пользовался в детстве. Не успел я ответить, как его сестра (11 лет) вставила: «Ты что! В его детстве небыло смартфонов. Они пользовались счётами, играли в пластилин и с песком.»
Мне всего 39.=)
Дорога к школе
Некое собирательное воспоминание о школе, а точнее, всего лишь о дороге к ней.
Я жил в деревне, где не было школы, а ближайшая остановка школьного автобуса находилась в соседней деревне, за 3 км по грунтовой дороге. В зимнее время последнюю стабильно переметало, и на её месте формировалась тропа человеческая, где шаг влево, шаг вправо, и ты увяз в сугробе. Градусника около дома не было, или он врал, не помню точно, однако не ориентировался на его показания.
Мое обычное утро перед школой:
6:30 выход из дома, лучше раньше
7:30 сесть в автобус
Час времени на дорогу и переодеться перед автобусом успеть, вещи мог оставить у родственников.
Итак, раннее утро, зима, я топаю в школу, по ощущениям очень холодно, вдалеке слышен шум машин. Почти на горизонте, через поле есть оживленная трасса.
Напомню, это случилось не все разом, но случилось обязательно и именно со мной. Помню было чрезвычайно обидно подморозить ухо за зря, ведь автобус не пришел именно в то утро. Но он часто не приходил, в зимние четверти мог до половины дней пропускать из-за всяких причин, в том числе и автобус.
Ответ на пост «11-летний экоактивист Матвей избавляет родной поселок от мусора, но местные жители в ответ только оскорбляют парня и лезут в драку»
Я обещал иногда выкладывать новости села в котором экоактивист Матвей начал избавлять родной посёлок от мусора.
Стало лучче чем было.
В парке Елены Иглиной природа запустила процесс самоочищения.
Покрышки утонули, мусор за лето сгнил.
Стало намного красивее.
На мелкий мусор не обращайте внимание. Это свежее. Скоро утонет.
Недопонял
Дело было больше года назад на самоизоляции. Меня и жену это спорное мероприятие не затронуло, а вот дети учились на дистанционке. Специфика моей работы такова, что я могу работать в выходные, а затем получить выходной в будни. Ну или не получить!
И вот выходной посреди недели. Дождался пока сын, 16 летний студент колледжа, разберётся с занятиями, сажусь за компьютер. Грешен, иногда играю в WOT.
И вот во время очередного боя подходит сын:
— Пап! Ты ещё долго? А то мне комп нужен.
— Да нет Порнофильмы смотреть буду!
Сказать, что я уху ел, значит ничего не сказать. Нет, я не ханжа. Мой подростковый возраст пришёлся на «святые» 90-тые. Тогда в каждом киоске свободно продавалась «Спид-Инфо», в видеопрокате лежали кассеты с категорией «Суперэротика», да и к девочкам мы подкатывали не всегда с платоническими намерениями. Всё это было! Но смотреть фильмы для взрослых, когда родители дома, да ещё свободно говорить им об этом. Такое поведение было выше моего понимания.
Я даже не знал, что сказать! Ругать и запрещать? Так без меня посмотрит. Сделать вид, что ничего не произошло? Не так я воспитан. Поэтому разговор я продолжил с осторожность сапёра на минном поле.
— А попозже никак не посмотришь?
— Нет! Они в сейчас выступать будут.
— В смысле выступать?
— Ну концерт в он-лайне!
— Блин! Ну я же говорю: группа «Порнофильмы». Из=за пандемии концерт работают в он-лайне.
Думал, про что же написать. Напишу про самое важное. Про пресловутый подростковый кризис.
Проблема в том, что многие родители знают такое выражение «Подростковый кризис», но воспринимают это как «ну просто такой возраст», «ну сами понимаете, ПОДРОСТКИ»… Но нет понимания, что это на самом деле такое, какова его суть, откуда он взялся…
Опишу некоторые свои представления по поводу того, из каких «ингредиентов» состоит подростковый кризис, и почему же он самый тяжелый. Основаны мои представления на знаниях, которые я получил, на опыте общения с подростками и их родителями.
2) Драма ребенка – пропасть между ребенком и родителем растет, а ведь ребенку все еще важна поддержка родителей, он все еще хочет быть любимым. Подросток делится на две части! Одна часть все еще детская, и эта детская часть еще более уязвимая чем раньше, она боится родительского отвержения. Я убеждаюсь в этом каждый раз. А взрослая часть продолжает сопротивляться и выстраивать все более жесткие границы. Ребенок, не получая поддержки, сбегает за ней к сверстникам, но другие подростки – не родители, и не могут дать такой любви, которая требуется подростку. Растет гнетущая пустота, которая может превратиться и в зависимость, и в депрессию!