Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Профессионализмы

Урок 3. Русский язык 6 класс ФГОС

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Конспект урока «Профессионализмы»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

· Что такое профессионализмы?

· Для чего нам нужны профессионализмы?

· Когда мы можем употреблять профессионализмы?

Мы помним, что в лексике языка есть общеупотребительные слова – это слова, которые понимают и используют все русские люди (ходить, дом, красивый и так далее).

Но есть и необщеупотребительные слова – те слова, употребление которых ограничено.

Наша речь в основном состоит из общеупотребительных слов.

А необщеупотребительные слова бывают разными.

Диалогизмы понимают только люди, которые живут на определенной территории.

Профессионализмы употребляются только в сфере какой-либо профессии.

Жаргонизмы действуют в группах людей в зависимости от возраста и положения в обществе.

И сегодня мы поговорим о профессиональной лексике.

В мире существует очень много профессий.

Есть профессии строителя, врача, геолога, художника, повара… А есть такая профессия – Родину защищать. У военных.

Но неужели все эти люди на своей работе общаются при помощи одних и тех же слов?

Ведь для каждой профессии свойственны какие-то свои предметы, инструменты, явления. Вот врач. Что это у него? Стетоскоп. А в руке – скальпель – инструмент хирурга. Врач может направить вас на снятие кардиограммы – показателя сердечного ритма.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Но разве все эти предметы будут использоваться в какой-то другой профессии?

Вообразим, что мы пришли к врачу, и он нам говорит:

– Может быть, у вас астения?

– У вас нет тахикардии?

– Нет ли у вас гипертонии?

Сможем ли мы сразу же ответить? Вряд ли. Потому что попросту не поймем, что у нас спросили.

Названия всех этих предметов и явлений встречаются только в узкой среде – они связаны с медициной. Это – профессионализмы.

Профессионализмы – это слова, которые связаны с особенностями работы людей, профессией, специальностью.

Профессионализмы мы также называем специальными словами. Ведь эти слова предназначены специально для людей определённой профессии.

Например, другой врач сразу же поймёт все эти вопросы.

Но нам понадобится пояснение.

Дать его несложно, ведь профессионализмы можно объяснить при помощи общеупотребительных слов. Вопросы доктора будут звучать примерно так:

– Может быть, вы испытываете слабость? Нет ли у вас учащённого сердцебиения? А повышенного кровяного давления нет?

Теперь, конечно, нам все стало гораздо понятнее.

Но для врачей такие высказывания звучат слишком длинно и неточно.

А ведь именно профессионализмы помогают нам более точно назвать специальные предметы и понятия.

Но врачу проще воспользоваться словами стетоскоп и скальпель.

Неподготовленному человеку профессионализмы могут показаться непонятными. Поэтому специалисты стараются говорить с людьми другой профессии при помощи общеупотребительной лексики. Но что, если нам все-таки попался профессионализм, и мы не знаем, что он обозначает?

Нужно обратиться к словарю.

Профессионализмы разъясняются в специальных словарях и справочниках. Их много, и все они разные.

Но распространенные профессионализмы можно встретить даже и в толковых словарях. В таком случае рядом со словом ставится помета спец. – специальное. – указывающая на его принадлежность.

Или же пометы прямо могут указывать на специальность, с которой связаны слова.

У слова стетоскоп будет помета мед. – медицинское.

У слова дуловоенн. – военное.

Слово саморез получит помету техн. – техническое.

Слово гуашьживоп. – относящееся к живописи.

А слово аркаархитект. – архитектурное.

В словарях могут встречаться самые разные пометы, потому что и профессионализмы бывают самые разные.

Какие? Мы, например, можем встретить большое количество военных профессионализмов. Окоп, бруствер, боёк, десант, гранатомет и другие слова.

Часто встречаются нам и морские специальные слова – такие как камбуз, кок, абордаж, каюта, лавировать

В речи шофёров и ремонтников встречаются слова, которые относятся к автомобильным профессионализмам: бампер, антикор, парковка, минивэн, тягач и так далее.

У учёных-лингвистов тоже есть профессионализмы. Ну-ка припомните, какие специальные слова мы изучили в курсе науки о языке? Это и орфограмма, и сказуемое, и словосочетание, и антонимы, и суффикс, и еще много других слов.

Но постойте-ка. Ведь тогда получается, что на уроках в школе мы сталкиваемся со специальными словами из самых разных областей!

Когда вы садитесь за уроки, то пополняете речь профессионализмами.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Многие слова, которым в учебниках даётся определение – это специальные, профессиональные слова.

Профессионализмы вообще очень часто встречаются в научных текстах.

География, физика, астрономия, химия, биология – если мы откроем учебник или научный труд по любой дисциплине – мы увидим множество профессионализмов. Ведь именно специальные слова помогают точнее описать предмет или явление, о котором говорится в научном тексте.

Профессионализм – не обязательно отдельное, непонятное нам слово. В многозначных словах одно из значений может быть профессионализмом.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

А вот слово подвал. Помимо обычного значения, у него есть и специальное.

В речи журналистов так называется нижняя часть газетной страницы, в которой даются отдельные статьи.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Понимание фраз с такими словами зависит от нашей эрудиции.

Послушайте вот такую историю.

Как-то к художнику Вальдемару пришёл клиент и попросил нарисовать картину «Она подключила к компьютеру новую мышку».

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Клиент, увидев нарисованное, остолбенел.

— А почему к компьютеру подключена живая мышь? – поинтересовался он. – Ведь мышка в речи компьютерщиков – это устройство для управления курсором на экране монитора!

– Ну да, – вздохнул Вальдемар. – А жаль, картина получалась даже интересной… так что ещё нужно нарисовать?

Заказ для второй картины звучал так: «Дворники чистят стекло автомобиля».

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

– Почему это дворники влезли на автомобиль с мётлами?! – поразился бедный клиент. – Ведь дворники – это профессиональные название стеклоочистителей!

Пришлось и это перерисовывать!

А художник сделал зарубку в памяти: поинтересоваться профессионализмами.

Ведь профессии бывают такими необычными! Есть профессии называльщика платьев, дояра гремучих змей и даже переворачивателя упавших пингвинов. Кто-то работает профессиональным свистуном, кто-то – собирателем червей, а кто-то – стоятелем в очереди.

Интересно, а у таких специалистов тоже есть свои профессионализмы? Вполне возможно.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Профессионализмы – это слова, которые связаны с особенностями работы людей, профессией, специальностью. Профессионализмы также называются специальными словами.

Профессионализмы приводятся в особых словарях и справочниках. В толковых словарях рядом с такими словами ставятся особые пометы.

Много специальных слов можно встретить в научном тексте.

Источник

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Художник кое-что перепутал. Какие ошибки он допустил? Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

Художник перепутал два значения слова: общеупотребительное и профессиональное.

112. Кто изображён на рисунках? Все ли слова, помещённые под рисунками, соответствуют профессиям персонажей? Спишите, сделав исправления. Составьте предложение с любым профессиональным словом.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников
Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

113. Прочитайте. Какая была у тракториста военная специальность? По каким словам вы это узнали? Спишите, обозначая орфограммы.

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников
Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

114. Какие математические слова обыгрываются поэтом С. Кирсановым и придают шутливый характер строчкам из стихотворения «Любовь математика»?

Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Смотреть картинку Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Картинка про Для чего профессионализмы используются в текстах учебников. Фото Для чего профессионализмы используются в текстах учебников

Угол, градусы, биссектриса, дуга, точка, касательная.

115. Прочитайте отрывок из повести М. Фоминой «Летопись нашего двора». Какое профессиональное слово не понял Алик? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова? Сделайте вывод: когда профессиональные слова необходимы, а когда можно обойтись без них? • Объясните постановку тире в первом предложении.

Алик не понял слово «кариес». Алик не прав, профессиональные слова употреблять нужно, но только тогда, когда это уместно.

116. Найдите и запишите 4-5 примеров профессионализмов из ваших учебников по физике (математике, географии, истории и т. д.). Почему они используются в текстах учебников?

Кулон, диэлектрик, заряд, ядро.

В учебниках используются профессионализмы, чтобы более точно объяснять понятия, избегая двусмысленности.

Источник

Урок русского языка «Профессионализмы»

Урок русского языка в 6 классе

Место урока : 5-ый урок в теме «Лексика. Культура речи».

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Тема урока : «Профессионализмы»

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах, умений детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов; профориентация учащихся.

способствовать ознакомлению учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углублению знаний по теме, обогащению лексики учащихся;
Развивающие:

способствовать формированию умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развитию творческих способностей, умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта.
Воспитательные:

способствовать привитию уважения к русскому языку, его лексическим нормам, формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умению работать в коллективе.

Знать: понятие профессионализмы;

уметь: пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления.

Познавательные УУД: владеют всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, планируют собственную деятельность, осуществляют оценку результатов;

Коммуникативные УУД: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД : сознают ценностно-смысловые установки, понимают необходимость знаний для успешной социализации, осознают ответственность за себя и свои действия;

Обучения – проблемно-поисковый с элементами игры, практический;

мотивации – познавательная игра; метод проекта

контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ

Приемы : Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Ресурсы: учебник русского языка для 6 класса; компьютер, проектор, экран, Презентация Microsoft Power Point, : карточки с заданиями, музыкальное оформление для проведения физкультминутки, аудиозапись песен о профессиях.

Профориентационный аспект: приобщение к миру труда и профессий, знакомство со «словами профессий».

Структура и ход урока

Приемы и методы работы

Деятельность ученика, формы работы

Начальная формула вежливости

Актуализация познавательной деятельности (орфографическая задачка)

Совместная постановка целей занятия(прием ЗХУ) Словарно-орфографическая работа

Демонстрирует слайды презентации

Задает вопрос о предполагаемой теме урока

Организует постановку целей, задавая вопросы,

Решают орфографическую задачку. Сравнивают с эталоном ответа,

Отвечают на вопрос

Участвуют в совместном целеполагании урока, отвечая на вопросы (работа в парах)

Изучение нового материала

Проверка индивидуального домашнего задания, Игра «Следопыты»

Демонстрирует слайды презентации

Дает определение слов-профессионализмов

Консультирует обучающихся во время работы с заданиями для практической работы

оценивания выполненного задания, достоверности представленной информации, демонстрирует информацию «Из истории слов», объясняет «О пометах в словаре»

Заполнение таблицы «Хочу узнать», читают статью учебника, выполняют задания по вариантам с целью вгружения в тему,

Работают со словарями, справочниками представляют будущие профессии в стихотворной форме (сочиненные стихотворения детьми)

Инсценирование: монолог кузнеца

Физкультминутка с музыкальным оформлением

Закрепление нового материала

Инсценировка, загадки, работа с учебником, словарями

Координирует деятельность, Руководит процессом

оценивания выполненного задания

Подведение итогов занятия

Оценка знаний обучающихся

( терминологический диктант), синквейн

Подводит итоги занятия

Критически анализируют свою работу и оценивают

результаты работы других.

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Объясняет вариативность домашнего задания

Предлагает подвести итоги занятия

Сами оценивают свою деятельность на уроке

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Начальная формула вежливости, приветствие

II .Актуализация познавательной деятельности

Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.

Слайд. Орфографическая задача : вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.

Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю), Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках.

Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?

Отметьте в таблице

Заполнение графы «Я знаю»

Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

У меня записаны слова

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

-Все ли значения слов вам понятны?

— Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).

— Какова цель сегодняшнего урока?

— Что вы должны узнать на уроке?

— Что будете применять для изучения темы?

— Какова ваша личная цель, чего хотите достичь в конце урока?

Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.

Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

-Я открою вам секрет, что эти слова называют профессионализмами.

III . Изучение нового материала

Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?

Что мы хотим о них узнать?

(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)

Заполнение графы «Хочу узнать»

Что такое профессионализмы

Почему слова называются профессионализмами

Кто и Где употребляет слова-профессионализмы

Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?

Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.

Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.

А кто же и где употребляет слова-профессионализмы? Ответ найдем после самостоятельной работы.

— Практическая часть (работа всего класса по вариантам). Прием «Мозговая атака»

Прочитать текст. Выписать из текста необщеупотребительные слова.

Выплавка чугуна производится в огромных доменных печ а х.

Информация для учителя

рудные материалы, топливо.

РАСП А Р [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи

ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металл у рг и и, печь

Задание: Из упр. 68 выбрать слова, относящиеся к профессии художника, музыканта

Работа с классом после выполнения заданий

Учитель: Люди какой профессии используют данные слова?

А сейчас послушаем нашего гостя, уже старого человека, который всю свою жизнь проработал на одном месте. Приехал он из города Павлова, что находится на Оке в нашей Нижегородской области. Предоставим ему слово и попробуем угадать, о какой профессии идет речь. Если вам встретятся незнакомые слова, запишите их в тетрадях.

— Чего мы только не делали в Павлове. С металлом у нас умели обращаться. Знали толк в нем. Не было такого, чтобы кусок проволоки или полоски без нужды где валялся. Особливо Железновы занимались оградами да воротами всякими. У нас струмент в полном наборе для этого был. Матрицы там, пуансоны, чека… Дорогой струмент, не всякий такой имел. Да и сложная эта работа, скажу. Попробуйте-ка, выбей из металла листочки да тарарушки разные. Ой ли… тут не только сноровка нужна, от рождения артистом надо быть.

— Учитель: Спасибо, дедушка, присаживайтесь.

— Ну, как, ребята, угадали, кем работал дед?

(Примерные ответы учащихся: кузнецом)

— Да, талантливые мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии. Вот посмотрите, какие удивительные вещи делали: ограды, ворота, кузнецы. (Показываю рисунки).

— А какие непонятные слова вы для себя записали?

(Матрица – зеркальная копия печатной формы, служащая для стереотипов. Пунсон- вырезанное из стали выпуклое изображение (буквы или знака), с помощью которого выделывают матрицу).

Как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?

Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)

/Дополнительная информация: Из истории слов

ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession «официальное указание своего занятия»./

Разминка «Веришь ли ты?»

Верите ли вы, что профессий в мире ограниченное количество?

— Верите ли вы, что есть главные профессии и менее значимые?

-Верите ли вы, выбор профессии не связан с желанием и способностями человека?

(Индивидуальное домашнее задание).

«У меня идут года, будет мне 17

Где работать мне тогда, чем заниматься….

Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара — (экспедитор).

Физкультминутка (с музыкальным сопровождением):

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

IV .Закрепление изученного материала

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Выполните синтаксический разбор и начертите схему предложения

Работа со словарями

— Мы знаем, что многозначные слова могут иметь помимо общеупотребительных значений и профессиональные. Докажите, что это так.

— Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям. Что он перепутал?

(Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть значение этих слов в словаре: ковш, башмак).

— Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

— Как вы думаете, в каком стиле широко используются профессионализмы? (Примерные ответы учащихся: в научном. Использование специальных слов – это одна из особенностей научного стиля).

Работа по тексту упр. 69

Найдите профессиональные слова. (Ротационный, пунсон, матрица)

Слово учителя: Мы сказали, что профессиональные слова употребляются в научном стиле. Перед вами отрывок из рассказа Вадима Кожевникова «Дальнее плавание». Прочитайте текст, определите стиль речи. Есть ли в нём профессионализмы?

Работа с раздаточным материалом.

Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло тяжким валом, порвались леера, и на правом борту, словно от удара ледяной глыбы, прогнулись шлюпбалки. И пока вал не скатился с судна, в погреженной в водяной мрак рубке светились только катушка компаса и пульты навигационного оборудования. Высветлело, когда судно подняло на новую волну.

(Примерные ответы учащихся: стиль художественный. Профессиональные слова: траулер, шлюпбалки, навигационный.)

— С какой целью В. Кожевников употребил профессиональные слова? Люди какой профессии употребляют эти слова?

(Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия)

Конкурс «О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?»

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Куй железо, пока горячо.

Не огонь железо калит, а мех.

Что в котел положишь, то и вынешь.

Недосол на столе, пересол – на спине.

Не котел варит, а стряпуха.

Кашу маслом не испортишь.

Не игла шьет, а руки.

Как скроишь, так и тачать станешь.

Как шьется, так и носиться.

Где шьют, там и порют.

Обратная дорога всегда короче.

Умный товарищ – половина дороги.

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

Зерно в косу – торопись жать полосу.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

Защита проекта «От профессионализмов к профессии» с последующей оценкой.

(Цель проекта: исследование специальных слов той или иной профессии, оказание помощи одноклассникам в профориентации.

V . Подведение итогов урока

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог и и узнаем: а всё ли у нас получилось, узнали ли Вы новую информацию. Мы сейчас напишем терминологический диктант и проведём взаимопроверку

1) Все слова языка называются …

6) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
7) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются.
8) слова русского языка, известные всему народу

Учитель: дорогие ребята, совсем не важно, какую профессию вы выберете, чем будете заниматься, главное – работать с полной отдачей сил на благо Родины, на её процветание и на то, чтоб стать счастливым и успешным человеком, несущим радость окружающим.

Ученица читает отрывок из стихотворения М. Исаковского :

Чтобы твоими умными руками

Растишь ли сад, где вечный голод плакал,

Работай так, чтоб от плодов и злаков

Ломилась вся земля!

VI . Инструктирование по выполнению домашнего задания

— Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы (инд.)

— Составить словарик «Профессионализмы» по 5 самым интересным для вас профессиям (групп. )

А теперь, ребята, я попрошу каждого из Вас закончить одно из предложений:

Я выполнял задание…

2. Составьте синквейн на тему: «Слова-профессионализмы». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам. (Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь).

Показывают, называют, помогают

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016

Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», М., 2009

Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», М., 2012

Русский язык. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской/Авт.- сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *